<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Международный консорциум "Электронный университет"
 
 Московский государственный университет экономики,
 статистики и информатики
 
 Евразийский открытый институт
 
 
 
 
 
 
 
 Е.В. Бебнева
 
 
 
 Учет, анализ и аудит ВЭД
 
 
 Учебные материалы по курсу
 Руководство по изучению дисциплины
 Тесты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва 2005
 
 
  УДК
  ББК
  Б
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Бебнева Е.В. УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ ВЭД: Учебные материалы по курсу, руководство по изучению дисциплины, тесты / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2005. - 115 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ISBN
 
 
 
 
 
 
 (c) Бебнева Е.В., 2005
 (c) Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2005
 
 
 Содержание
 
 Учебное пособие 5
 Глава 1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности.
 Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности
 российских организаций 6
 1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности.
 Виды и особенности внешнеторговых сделок 6
 1.2. Международные нормы и правила осуществления внешнеторговой деятельности 9
 1.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации 10
 1.3.1. Цели, принципы и методы государственного регулирования
 внешнеторговой деятельности 10
 1.3.2. Таможенно-тарифное регулирование и таможенный контроль 13
 1.3.3. Валютное регулирование и валютный контроль 24
 1.3.4. Особенности налогообложения внешнеторговых операций 30
 
 Глава 2. Особенности бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности
 организаций - резидентов российской федерации 36
 2.1. Организация бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности организаций-резидентов Российской Федерации 36
 2.2. Порядок отражения в бухгалтерском учете активов и обязательств,
 стоимость которых выражена в иностранной валюте 38
 2.2.1Организация налогового учета курсовой разницы 45
 2.3. Представление информации в бухгалтерской отчетности 46
 2.4. Организация учета денежных средств в иностранной валюте 47
 
 Глава 3. Учет внешнеторговых операций 50
 3.1. Внешнеторговый контракт и его основные условия 50
 3.2. Учет операций по импорту товаров в Российскую Федерацию 59
 3.2.1. Учет затрат на приобретение импортного товара 59
 3.2.2. Учет поступления импортных материалов 65
 3.2.3. Расчеты с таможней 65
 3.2.4. Расчеты в иностранной валюте по импортной сделке 66
 3.3. Учет операций по экспорту товаров из Российской Федерации 69
 3.3.1. Учет затрат на производство экспортной продукции. 70
 3.3.2. Учет затрат, связанных с экспортом товаров 72
 3.3.3. Учет отгруженных на экспорт товаров 73
 3.3.4. Учет продажи экспортного товара 74
 3.3.5. Учет расчетов с покупателями в иностранной валюте 78
 3.3.6. Обязательная продажа части валютной выручки. 80
 
 Руководство по изучению дисциплины 89
 
 1. Цели и задачи для изучения дисциплины и сфера
 профессионального использования 90
 2. Перечень основных тем программы 90
 Тема 1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности.
 Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности
 российских организаций 90
 Тема 2. Особенности бухгалтерского учета внешнеэкономической
 деятельности организаций-резидентов РФ 92
 Тема 3. Учет внешнеторговых операций 93
 Тема 4. Учет инвестиционных и финансовых внешнеэкономических операций 95
 Тема 5. Анализ и аудит внешнеторговых операций 96
 Список литературы 98
 Законодательные и нормативные акты 98
 Основная литература 99
 Дополнительная литература 99
 Глоссарий 100
 
 Тесты 101
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учебные материалы по курсу
 
 
 
 
 Глава 1.
 
 
 
 
 Общая характеристика внешнеэкономической деятельности. Регулирование и контроль
 внешнеэкономической деятельности российских
 организаций
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности.
  Виды и особенности внешнеторговых сделок
 
  Внешнеэкономические связи, международные экономические отношения являются неотъемлемой частью мирового хозяйства. В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности организации, зарегистрированные на территории РФ, независимо от формы собственности имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенным законодательством, валютным законодательством. Организации имеют право импортировать товары, закупать оборудование, продавать на экспорт товары, оказывать услуги, осуществлять инвестиции за рубеж, привлекать иностранные инвестиции и др.
  ВЭД представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. К основным формам реализации этих связей относятся: международная (внешняя) торговля, международные инвестиции, финансовые услуги, международное сотрудничество.
 
 Внешнеторговая деятельность1 - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
 
  Товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются.
  Услуга - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
  Работа - материализование, овеществление услуги, результатом работы становится вещь, которая приобрела новые качества или изменила свою предназначение.
  Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.
  Организации, осуществляя внешнеторговую деятельность, вступают в хозяйственные отношения с иностранными контрагентами - нерезидентами (поставщиками, покупателями, заказчиками, исполнителями и др.). Предметом таких отношений является передача товаров, при этом товар физически перемещается через границу страны, выполнение работ, оказание услуг, переуступка исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или предоставление прав пользования интеллектуальной собственностью, в связи этим возникают обязательства, расчеты по которым производятся, как правило, в иностранной валюте. Таким образом, отличие внешней торговли от внутренней заключается в том, что одна из сторон является нерезидентом, в качестве средства платежа используется иностранная валюта или платежные документы в иностранной валюте, товары пересекают границу страны. Использование иностранной валюты попадает в сферу валютного регулирования и контроля, перемещение товаров через границу страны - в сферу таможенного регулирования и контроля.
  Внешнеторговая деятельность может быть представлена как совокупность международных коммерческих операций, осуществление которых производится на основе заключаемых сделок. Сделкой признаются все действия юридических и физических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Двусторонняя или многосторонняя сделка называется договором (контрактом).
  Основными договорами, которыми оформляются отношения по возмездной реализации товаров (работ, услуг, интеллектуальной собственности) являются:
 ? договор международной купли-продажи товаров;
 ? договор поставки;
 ? договор оптовой купли-продажи;
 ? договор товарного кредита;
 ? договор мены.
 
  Торговое посредничество в самом широком смысле включает значительный круг услуг: по поиску заграничного контрагента, подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-экспедиторских операций и страхованию товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей, проведению рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки, осуществлению технического обслуживания и пр.
 
 Торгово-посреднические операции - операции, связанные с куплей- продажей товаров, выполняемые по поручению производителя - экспортера или импортера независимым торговым посредником на основании соглашения или отдельного поручения. Выделяют собственно посреднические договоры и договоры, содействующие торговле.
 
  Посреднические операции: коммерческое представительство, операции по перепродаже, комиссионные операции, агентские операции, брокерские операции. В операциях по перепродаже торговый посредник выступает стороной договора, как с экспортером, так и с импортером. В отношениях с экспортером торговый посредник является покупателем, приобретающим товар в собственность, и может продать его любому покупателю по любой цене. Названия таких посредников разнообразны: в Англии и США - merchant, в Германии - handler и т. д. Другим видом операций по перепродаже являются договора о предоставлении права на продажу. Торговцев по таким договорам называют, например, в США и Англии - дистрибьюторами. В нашей стране такие фирмы-посредники чаще всего называются дистрибьюторами, а договора - дистрибьюторскими. Комиссионные операции выполняются комиссионерами по поручению комитентов, за счет комитентов, от имени комиссионеров на основании договоров комиссии. Разновидностью комиссионной торговли являются консигнационные операции. Консигнационные сделки заключаются на основании договора консигнации.
  Договоры, содействующие торговле:
 ? международной перевозки;
 ? на транспортно-экспедиторское обслуживание;
 ? на проведение маркетинга;
 ? на оказание рекламных и информационных услуг;
 ? хранение товаров на складах;
 ? страхования товаров и коммерческих рисков и др.
 
  Данная классификация договоров применительно к внешнеторговой деятельности будет недостаточной, поскольку не в полной мере отражает особенности внешнеторговых сделок и специфику экспортных, импортных и встречных международных коммерческих операций, которые данные сделки опосредуют. Большинство специалистов классифицируют внешнеторговые сделки следующим образом:
 ? экспорт и импорт - операции, осуществляемые на основании заключения и исполнения договоров международной купли-продажи;
 ? международные встречные поставки - экспортно-импортные операции, дополняемые принятием партнерами встречных обязательств: экспортером - по закупке определенных товаров и услуг импортера, а импортером - по поставке согласованных товаров и услуг экспортеру.
 
  Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных операций:
 ? бартерные операции;
 ? торговые компенсационные операции;
 ? промышленные компенсационные операции.
 
  Во внешнеторговой деятельности формой договора, на основании которого выполняются работы, является договор международного подряда. По договору подряда подрядчик обязан выполнить работу, сдать ее заказчику, который обязан ее принять и оплатить. По договору подряда могут быть выполнены различные виды работ: строительные и монтажные работы; научно-исследовательские и конструкторские работы; изыскательские и проектные работы; маркетинговые исследования и пр. Часто бывает трудно определить разницу между торговлей услугами и выполнением подрядных работ. Наиболее распространенным видом договора подряда во внешней торговле является договор международного строительного подряда.
  Оказание услуг получило большое распространение в международном бизнесе. Различают услуги:
 а) содействующие торговле (торговое посредничество, страхование товаров и рисков, международные перевозки грузов);
 б) основные услуги (аренда, аудит, туризм, связь);
 в) финансовые услуги: содействующие торговле (проведение расчетов, факторинг, форфейтинг, кредитование экспортно-импортных операций и пр.) и не связанные с торговлей (доверительное управление имуществом, услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг и пр.)
 
  Международные инвестиции. Данная форма внешнеэкономических связей реализуется в виде инвестиционных проектов во всех сферах промышленности, науки, образования, медицины, кредитно-финансовой сфере. Различают инвестиции прямые и финансовые. Под прямыми инвестициями понимают вложения в уставные капиталы организаций, под финансовыми - вложения в ценные бумаги, другие финансовые инструменты.
  Сотрудничество. Все большее значение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, культурное, экономическое сотрудничество.
 
 
 1.2. Международные нормы и правила осуществления
  внешнеторговой деятельности
 
  Международное регулирование служит целям: преодоление барьеров, создание благоприятных условий развития международных экономических связей, ликвидации торговой дискриминации и др. Международные нормы во всех странах имеют приоритет перед национальными нормами и этот принцип, в том числе закреплен в Конституции РФ.
  В международном регулировании можно выделить несколько уровней:
 ? признанные нормы, правила и традиции, добровольно соблюдаемые участниками международного обмена;
 ? многосторонние межгосударственные соглашения;
 ? соглашения групп государств, экономических сообществ;
 ? двусторонние межгосударственные соглашения, обеспечивающие условия сделок.
 
  Большинство международных документов регулируют внешнеэкономические отношения путем разработки стандартов, выработки единых понятий.
  Многосторонние соглашения разрабатываются для унификации норм международной торговли товарами, работами, услугами.
  Несмотря на развитие новых форм обмена в международном торговом обороте, сделки купли-продажи по-прежнему играют основную роль. Поэтому работы по унификации права, регламентирующего международную торговлю, также занимают основное место. Такие работы были начаты еще 1926 году. В 1964 году полномочные представители 28 стран подписали акт международной дипломатической конференции, в ходе которой были разработаны: Конвенция по заключению договоров международной купли-продажи - Гаагская конвенция о заключении договоров; Конвенцию по международной купле-продаже товаров - Гаагская конвенция о купле-продаже.
  К сожалению, Гаагские конвенции не получили широкого применения, так как в них не были учтены мнения менее развитых стран.
  На сегодняшний день основным документом при подготовке международного договора купли-продажи является Венская конвенция ООН 1980 года "О договорах международной купли-продажи товаров". Главная идея конвенции - примирение национальных систем регулирования договоров купли-продажи и универсального характера современного международного товарообмена. Подписали 50 государств, к которым 1 сентября 1991 года присоединилась Россия.
  Всемирная торговая организация, которая возглавляет процесс либерализации внешней торговли, пришла на смену ГАТТ 1 января 1995 года. В отличие от ГАТТ, ВТО является юридическим лицом и специализированным учреждением ООН. ВТО является как организацией, так и сводом правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, (140 стран участниц).
  Систему соглашений ВТО можно рассматривать как международное законодательство, устанавливающее правила обмена товарами и услугами. Основу правовой системы ВТО составляет пакет документов: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 года, Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности; Понимание о правилах и процедурах разрешения споров; Механизм обзоров торговой политики и др.
  Деятельность ВТО направлена на создание благоприятных условий для международного обмена и базируется на двух главных принципах - недискриминации и гласности.
  Международная торговая палата в Париже издает публикации, унифицирующие традиции делового оборота (правила поставок, расчетов и пр.). Для унификации основных условий поставок МТП в 1936г. выпустила ИНКОТЕРМС, а затем издания ИНКОТЕРМС - в 1953, 1967, 1976, 1990, 2000 гг.
 
 
 1.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности
  в Российской Федерации
 
 1.3.1. Цели, принципы и методы государственного регулирования
  внешнеторговой деятельности
 
  Право предприятий самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность впервые было декларировано Указом Президента РСФСР "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15.11.1991 г. № 213 (в ред. от 14.06.92 № 629, 27.10.92 № 1306), до этого времени существовала монополия государства на внешнеэкономическую деятельность.
  За период 1992-1995 годов в целом были сформированы основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, на смену тотальному контролю государства пришел механизм государственного регулирования с использованием инструментов и методов, характерных для стран с рыночной экономикой.
  В соответствии с законодательством РФ целью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является: защита экономического суверенитета; обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности, обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
  Защита экономического суверенитета: понятие экономического суверенитета производно от общей категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств.
  Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, то есть обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
  Стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности, подразумевает движение по направлению к прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, государственную защиту и поддержку российских производителей, особенно производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. В настоящее время в товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность. На товарную структуру импорта оказало влияние снижение объемов производства внутри страны, в том числе производства продовольственных товаров и товаров народного потребления. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности направлено на рационализацию товарной структуры экспорта-импорта. Как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики, в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.
  Обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику, обеспечение активизации связей российской экономики с мировым хозяйством. Основным направлением развития внешнеторгового законодательства является его гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по торгово-экономическим вопросам, сотрудничеству в таможенной сфере и др.
  Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности можно разделить на два вида: общие (уважение прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.), а также специальные - единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением; единство политики экспортного контроля; единство таможенной территории Российской Федерации; приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация; защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российский Федерации в целом.
  Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки.
  Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
  Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники. Политика экспортного контроля осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. Гарантом единства политики экспортного контроля является Президент РФ, который регулирует сотрудничество в военно-технической области, утверждает перечни товаров, подлежащих экспортному контролю. Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.
  Принцип единства таможенной территории Российской Федерации исключает возможность появления внутренних таможенных границ.
  Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приоритет отдан экономическим методам. Государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. Для операций же, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок ввозного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и др. Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.
  Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация - предоставление всем участникам внешнеторговой деятельности равных возможностей.
  Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры.
  Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российский Федерации в целом предполагает, что в рамках установленных законодательством правил, участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности. Очевидно, что указанным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность как таковую. Речь идет об исключении случаев неоправданного вмешательства. В определенных же ситуациях государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
  Как уже было сказано выше, для целей регулирования внешнеторговой деятельности используются экономические и административные меры. Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов, рассмотрим основные:
 ? таможенно-тарифные инструменты, в том числе антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;
 ? нетарифные инструменты (в т. ч. валютное регулирование и валютный контроль);
 ? установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
 ? контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;
 ? лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.
 ? государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
 
 1.3.2. Таможенно-тарифное регулирование и таможенный контроль

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу