<< Пред. стр. 2 (из 5) След. >>
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с пересечением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Руководство таможенным делом осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти (Министерство экономического развития и торговли. Федеральная таможенная служба), уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает реализацию задач и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации.
Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Таможенное законодательство состоит из Таможенного кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации. На основании указанных актов Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела, которые подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты налогового законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации, таким образом, если международным договором установлены иные правила, чем правила предусмотренные Таможенным кодексом, действуют правила международного договора.
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации.
Таможенная процедура - положения, предусматривающие совокупность действий в отношении товаров и транспортных средств, совершаемых при таможенном оформлении, определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Таможенные процедуры включают: процедуры таможенного оформления, таможенные режимы, специальные таможенные процедуры.
Таможенное оформление начинается при ввозе товаров в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации или вывозе товаров в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или завершения действия этого режима, а также для исчисления и взимания таможенных платежей. Для таможенного оформления лица, определенные Таможенным кодексом, представляют необходимые документы. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные процедуры оформления включают процедуры: прибытия товаров на таможенную территорию РФ, внутренний таможенный транзит, таможенный перевозчик, временное хранение товаров, убытие товаров с таможенной территории РФ, таможенный брокер, выпуск товаров.
Специальные таможенные процедуры включают: перемещение транспортных средств, перемещение товаров физическими лицами, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Подробнее остановимся на таможенных режимах, так как в зависимости от того, под какой таможенный режим помещается товар, уплачиваются таможенные платежи, налоги или производится освобождение, возврат или возмещение внутренних налогов, а также применяются запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенные режимы вид таможенного режима краткая характеристика таможенного режима Основные таможенные режимы Выпуск для внутреннего потребления Ввезенные на территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе, приобретают статус свободного обращения после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Экспорт Товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе, при условии уплаты вывозных пошлин, соблюдении ограничений, предусмотренных законодательством. При экспорте производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов Международный таможенный транзит Иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом убытия с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера, предусмотренных законодательством Экономические таможенные режимы Переработка на таможенной
территории Ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока для переработки с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории в определенный срок Переработка для внутреннего
потребления Ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока для целей переработки с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. В отношении ввезенных товаров применяются все запреты и ограничения, установленные законодательством РФ Переработка вне таможенной
территории Товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей переработки в течение установленного срока с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. К ввозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством РФ. При вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производится Временный ввоз Иностранные товары используются в течение определенного времени на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ Таможенный склад Ввезенные на таможенную территорию РФ товары, а также товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ Свободная таможенная зона
(свободный склад) Устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим эти правоотношения Завершающие таможенные режимы Реимпорт Товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ. При реимпорте подлежат возврату в федеральный бюджет суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и процентов на них, если суммы таких пошлин, налогов не взимались или были возвращены в связи с вывозом товаров, суммы внутренних налогов, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в связи с вывозом товаров Реэкспорт Товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов, без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ Уничтожение Иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ Отказ в пользу государства Товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ Специальные таможенные режимы Временный вывоз Товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за пределами таможенной территории РФ с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ. Освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производится Беспошлинная торговля Иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ. Продажа осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории РФ. При помещении российских товаров под этот режим производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. При помещении под этот режим иностранных товаров производится возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ Перемещение припасов Товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной провозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных), воздушных судов, перемещаются через таможенную границу РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ. При вывозе товаров в этом режиме освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством РФ о налогах и сборах Иные специальные режимы Устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ: 1) предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств РФ за рубежом; 2) между воинскими частями, дислоцированными на таможенной территории РФ и за ее пределами; 3) предназначенных для предотвращения стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных работ и др.; 4) ввозимых в государства-бывшие республики СССР для обеспечения деятельности организаций, имущество которых находится в собственности РФ или субъектов РФ, для проведения на территории этих государств научно-исследовательских работ в интересах РФ на некоммерческой основе; 5) российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства. Предусматривается освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ. Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производится, за исключением случаев, когда избранный режим изменен на режим экспорта
При перемещении товаров через таможенную границу у декларанта (или таможенного брокера, если им осуществляется декларирование) возникает обязанность по уплате таможенных платежей. К таможенным платежам относятся:
* ввозная таможенная пошлина;
* вывозная таможенная пошлина;
* налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
* акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
* таможенные сборы.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины, устанавливаемые законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.
Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.
Для исчисления сумм таможенных пошлин применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации.
Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, взимаемых с товаров при пересечении таможенной границы РФ. Тариф систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) - Российский вариант Номенклатуры гармонизированной системы (НГС), Россия присоединилась к Международной конвенции "О гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 г. с 1 января 1997 года.
Таможенный тариф устанавливает порядок формирования и применения ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны в обоих направлениях. В соответствии с Законом "О таможенном тарифе" применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: базовые - адвалорные (сумма таможенной пошлины исчисляется в процентах от таможенной стоимости), специфические (исчисляется в установленном размере на единицу облагаемых товаров), комбинированные (представляют собой сочетание первых двух, при экспорте не используются); сезонные - устанавливаются на срок нее боле шести месяцев в году; особые - специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Для правильного применения ставки ввозной таможенной пошлины необходимо определить страну происхождения товара. В соответствии с действующими правилами ставки ввозной таможенной пошлины разбиты на три группы: 1) товары из развивающихся стран, размер ставок определен в два раза ниже относительно базовых ставок; 2) товары из стран, пользующихся в торговле с Россией режимом наиболее благоприятствуемой нации, облагаются по базовым ставкам, дифференцированным в пределах от 5% до 15% их уровня; 3) товары из стран, не пользующихся в торговле с Россией режимом наиболее благоприятствуемой нации, облагаются по базовым ставкам ввозного тарифа, увеличенным в два раза.
Для исчисления налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров, утвержден постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856. Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
Заявляемые декларантом таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой.
Определение таможенной стоимости импортируемых товаров производится путем последовательного применения следующих методов оценки:
а) по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
б) по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
в) по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
г) вычитания стоимости (метод 4);
д) сложения стоимости (метод 5);
е) резервный метод (метод 6).
Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. В случае если основной метод не может быть использован, применяется один из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод таможенной оценки применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.
При этом по письменному запросу декларанта таможенный орган в недельный срок обязан представить письменное разъяснение причин, по которым определенная декларантом таможенная стоимость не может быть принята.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки по цене сделки с ввозимыми товарами принимается цена сделки непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке. Под ценой сделки понимается как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары. При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе:
* расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;
* расходы на страхование;
* расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений;
* стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
б) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ и услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров:
* сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров;
* инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, использованное при производстве оцениваемых товаров;
* вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т. д.);
* инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации, непосредственно необходимые для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров;
д) часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.
Определение таможенной стоимости при использовании метода 2 производится при соблюдении следующих условий. Под "идентичными" понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам: назначение и характеристики; качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта.
Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары: а) проданы (отчуждены) для ввоза на территорию Российской Федерации; б) ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; в) ввезены на тех же коммерческих условиях и в примерно тех же количествах, что и оцениваемые товары. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве или на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу ее обоснованность.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 3 принимается цена сделки по товарам, однородным с импортируемым, при соблюдении условий. Под "однородными" понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики: назначение и характеристики; качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения. В остальном применяются положения, указанные при методе 2.
Определение таможенной стоимости по методу вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются (отчуждаются) на территории Российской Федерации в неизменном состоянии. В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода вычитания стоимости принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации во время, максимально приближенное ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.
Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, следующие компоненты: а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на территории Российской Федерации после выпуска товаров в свободное обращение; б) суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации, в связи с ввозом или продажей (отчуждением) товаров.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 5 принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: а) стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории Российской Федерации и т. д.; в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров. При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара, перечисленные при описании метода оценки по цене сделки с ввозимыми товарами.
В случае если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных пяти методов или таможенные органы аргументированно считают, что эти пять методов определения таможенной стоимости не могут быть использованы, то таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики.
При этом использование иных способов определения таможенной стоимости должно соответствовать законодательству Российской Федерации и принципам системы таможенной оценки ГАТТ.
При применении резервного метода таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию. В качестве базы определения таможенной стоимости по этому методу не могут быть использованы: а) цена на внутреннем рынке; б) цена на товары отечественного происхождения; в) цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны; г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.
Порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1461.
Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:
а) комиссионные и брокерские вознаграждения;
б) стоимость контейнеров и/или другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;
в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг:
* сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;
* инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;
* вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;
* инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;
д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;
е) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
При отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется либо исходя из
представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться расходы, перечисленные выше.
В случае невозможности использования представленных декларантом сведений, таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом указанных выше расходов.
На основании сказанного выше сделаем вывод о механизме таможенно-тарифного регулирования. Товары, пересекающие таможенную границу, проходят процедуры таможенного оформления, на основании которых помещаются под определенные таможенные режимы. В зависимости от вида таможенного режима возникает обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов или же производится освобождение, возврат или возмещение внутренних налогов. Далее товар идентифицируется по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и стране происхождения, в зависимости от чего устанавливается вид и ставка таможенной пошлины. Общий подход к установлению ставок ввозных таможенных пошлин заключается в повышении ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин. Базой для исчисления таможенной пошлины и налогов является таможенная стоимость, порядок определения которой установлен законодательством. Государство использует экономические методы регулирования внешнеторговой деятельности с целью защиты интересов страны и вместе с тем интеграции экономики России в мировую экономику.
1.3.3. Валютное регулирование и валютный контроль
В настоящее время валютное законодательство Российской Федерации находится в процессе изменения. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 № 3615-1 утратил силу за исключением некоторых статей в связи со вступлением в силу Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 № 173-ФЗ за исключением статей, вступающих в силу с 1 января 2007 года.
Законодательство Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (валютное законодательство) определяет порядок совершения валютных операций, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности, и выполняет две основные функции: регулирующую и контрольную. Регулирующая функция заключается в определении прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, прав и обязанностей нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля. Контрольная функция заключается в обеспечении соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютное законодательство состоит из Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Органы валютного регулирования издают нормативные акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, которые в пределах своей компетенции издают акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Для целей валютного законодательства определены резиденты и нерезиденты.
Резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" в перечне резидентов;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в "б" и "в" выше;
ж) иные лица, не указанные выше.
К валюте Российской Федерации валютное законодательство относит: денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранной валютой считаются: денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Для целей валютного регулирования различают свободно конвертируемые иностранные валюты и не являющиеся свободно конвертируемыми иностранные валюты.
Кроме определений иностранной и российской валют, валютное законодательство содержит определения внутренних и внешних ценных бумаг. Внутренние ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с валютным законодательством к внутренним ценным бумагам.
Валютными ценностями являются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, кроме валютных операций движения капитала, в отношении которых устанавливаются ограничения в целях предотвращения или существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
К валютным операциям относятся:
? приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
? приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
? приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
? ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
? перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
? перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
Валютные операции движения капитала осуществляются в порядке, установленном валютным законодательством и актами Центрального банка РФ.
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций прямо указанных в законе:
? операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
? операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
? операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
? операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
? операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
? операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С июня 2005 года к этому перечню добавятся операции, предусмотренные статьями федерального закона № 173-ФЗ, вступающими в силу через год после вступления в силу указанного закона.
Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
? с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
? с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) до востребования и на определенный срок и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) до востребования и на определенный срок;
? с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
? - с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11.03.1997 года № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе";
? с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
? с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
? с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Резиденты осуществляют обязательную продажу части валютной выручки в порядке установленном валютным законодательством и актами Центрального банка РФ.
Обязательной продаже подлежит валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них нерезидентам, за исключением:
а) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
б) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
в) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
г) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги), получаемых резидентами в иностранной валюте: Австралийский доллар; Датская крона; Доллар США; Евро; Исландская крона; Иена; Канадский доллар; Норвежская крона; Сингапурский доллар; Турецкая лира; Фунт стерлингов; Шведская крона; Швейцарский франк.
Обязательная продажа осуществляется в размере 10 процентов от суммы валютной выручки.
Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и платежи, связанные с исполнением сделок, расчеты по которым в соответствии с валютным законодательством РФ производятся в иностранной валюте:
? оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
? уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
? выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
? иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.
Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по распоряжению резидента непосредственно уполномоченному банку либо через уполномоченный банк на валютных биржах, на внебиржевом валютном рынке, Центральному банку РФ не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на транзитный валютный счет резидента в уполномоченном банке по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке на день продажи.
Для идентификации поступлений иностранной валюты и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи уполномоченные банки открывают резиденту на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, текущий валютный счет и в связи с этим транзитный валютный счет. Каждому текущему валютному счету должен соответствовать транзитный валютный счет.
Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте.
Центральный банк РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с федеральным законом № 173-ФЗ может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления контроля в соответствии с валютным законодательством.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, федеральный орган (органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль за осуществлением валютных операций уполномоченными банками и валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ; обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
1.3.4. Особенности налогообложения внешнеторговых операций
Особенности налогообложения внешнеторговых операций в основном касаются следующих правил:
? определения объектов налогообложения внешнеторговых сделок и исчисления налоговой базы;
? определения налоговых ставок для исчисления сумм налогов при осуществлении внешнеторговой деятельности.
? исчисления и уплаты налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Налог на добавленную стоимость
Объектом налогообложения является ввоз товаров на таможенную территорию РФ (ст. 146, п. 1 пп. 4 НК РФ), за исключением не подлежащего налогообложению ввоза, указанного в ст. 150 НК РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от таможенного режима, под который помещен товар, налогообложение производится в следующем порядке (ст. 151 НК РФ):
? при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме;
? в режиме реимпорта уплачиваются суммы налога, от которых налогоплательщик был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
? при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается;
? при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с территории РФ в определенный срок;
? при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
? при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
? при помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме.
При ввозе товаров на таможенную территорию при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления (в случае если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление) объектом налогообложения является стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию РФ, включая затраты на их доставку до границы РФ.
Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
При ввозе продуктов переработки товаров, ранее вывезенных для переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ без таможенного контроля и таможенного оформления налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку до границы РФ и подлежащих уплате акцизов.
При вывозе товаров с таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:
? при вывозе товаров в режиме экспорта налог не уплачивается;
? не уплачивается налог также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза в режиме экспорта;
? при вывозе товаров в режиме реэкспорта уплаченные при ввозе товаров на территории РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством;
? при вывозе товаров в режиме перемещения припасов налог не уплачивается;
? при вывозе товаров в таможенных режимах, не указанных выше, освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.
Налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации:
? товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта;
? работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта;
? работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
? услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
? припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.
В ст. 165 НК РФ указаны документы, предоставление которых в налоговые органы должно подтвердить обоснованность применения ставки 0 процентов и права на получение возмещения (налоговых вычетов) при налогообложении по ставке 0 процентов. Такие документы должны быть представлены в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта или транзита. Если документы не предоставляются в течение этого срока, то операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам 10 и 18 процентов.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10 процентов и 18 процентов в зависимости от вида ввозимых товаров.
Стоимость товара, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операции.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ суммы налога уплачиваются в составе таможенных платежей в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. При ввозе товаров, при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления, взимание налога производится налоговыми органами. Налог уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ. Суммы, уплаченные при ввозе товаров в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза, переработки вне таможенной территории (кроме ввозимых товаров, указанных в п. 2 ст. 170).
Акцизы
Объектом налогообложения является ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ (ст. 182, п. 1 пп. 13 НК РФ). Не подлежит налогообложению ввоз подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от таможенного режима, под который помещен товар, налогообложение производится в следующем порядке (ст.185 НК РФ):
* при выпуске для свободного обращения и при помещении под таможенный режим переработки для внутреннего потребления акциз уплачивается в полном объеме;
* в режиме реимпорта уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
* при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, акциз не уплачивается;
* при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с территории РФ в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме;
* при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
При ввозе товаров на таможенную территорию при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления (в случае если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление) порядок взимания акциза устанавливается Правительством РФ.
При ввозе подакцизных товаров как продуктов переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как объем в натуральном выражении или сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины в зависимости от вида применяемой ставки: специфической или адвалорной соответственно.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при выполнении условий статьи 184 НК РФ:
? реализация подакцизных товаров (кроме нефтепродуктов) помещенных под таможенный режим экспорта;
? операции, указанные в подпунктах 2, 3, 4 п. 1 ст. 182 НК РФ с нефтепродуктами, помещенными в дальнейшем под режим экспорта.
При вывозе товаров с таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:
? при вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта акциз не уплачивается с учетом ст. 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами РФ в уставленном Налоговым кодексом порядке;
? такой же порядок применяется при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза в режиме экспорта;
? при вывозе товаров в режиме реэкспорта уплаченные при ввозе товаров на территории РФ суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством;
? при вывозе товаров в таможенных режимах, не указанных выше, освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.
Налогообложение подакцизных товаров производится по ставкам, указанным в ст. 193 НК РФ. Перечень подакцизных товаров определен в ст. 181 НК РФ.
При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган в течение 180 дней со дня реализации товаров в обязательном порядке представляются документы, указанные в п. 7 ст. 198.
Кроме изложенного выше порядка налогообложения акцизами ввозимых и вывозимых подакцизных товаров есть, особенности налогообложения акцизами ввоза и вывоза нефтепродуктов и алкогольной продукции.
Стоимость товара, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операции.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ суммы акциза уплачиваются в составе таможенных платежей в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. При ввозе подакцизных товаров при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления порядок взимание налога устанавливается Правительством РФ.
Налог на прибыль
Объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций в соответствии со ст. 247 НК РФ является прибыль, рассчитанная на основании данных налогового учета, определяемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. К расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность, к доходам от реализации относят выручку от реализации по внешнеторговым сделкам, как товаров собственного производства, так и ранее приобретенные товары. Величина доходов, выраженных в иностранной валюте, определяется путем пересчета в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату признания доходов. К внереализационным доходам относятся курсовую разницу: положительная (отрицательная) курсовая разница, образующаяся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту; положительная курсовая разница, возникающая от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ. Положительной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
К расходам, связанным с производством и реализацией, относят расходы по изготовлению, хранения, доставке товаров по внешнеторговым сделкам, а также расходы по заграничным командировкам работников. Величина расходов, выраженных в иностранной валюте, определяется путем пересчета в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату признания расходов. К внереализационным расходам относят курсовую разницу: отрицательная курсовая разница, возникающая от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ. Отрицательной курсовой разницей признается разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств; отрицательная (положительная) курсовая разница, образуется вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
Глава 2.
Особенности бухгалтерского учета
внешнеэкономической деятельности
организаций-резидентов Российской Федерации
2.1. Организация бухгалтерского учета внешнеэкономической
деятельности организаций-резидентов Российской Федерации
Целью бухгалтерского учета является формирование достоверной информации о хозяйственной деятельности организации и представления в бухгалтерской отчетности, которая является информационной базой для принятия решений внутренними и внешними пользователями. При отражении операций хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете также необходимо обеспечить формирование данных для правильного исчисления налогов.
Исходя из общей цели бухгалтерского учета, можно говорить, что при осуществлении организацией внешнеэкономических операций могут быть определены задачи, связанные со спецификой осуществления внешнеэкономической деятельности и особенностями отражения информации по таким операциям в бухгалтерском учете, например:
? организация достаточного аналитического учета данных по проводимым операциям (по видам сделок, контрактам, учетным партиям, срокам реализации и пр.);
? организация и ведение обособленного учета операций на открываемых субсчетах (активов, обязательств, доходов и расходов);
? своевременным и полным отражением курсовой разницы, возникающей в связи с пересчетом валютной стоимости активов и обязательств в рубли в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
? организация налогового учета - учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организации.
При формировании учетной политики организации необходимо учитывать особенности, возникающие в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
В частности, Рабочий план счетов организации разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить обособленную группировку данных по внешнеэкономическим операциям. Так, например:
* на счетах 08 "Вложения во внеоборотные активы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" должны быть открыты субсчета "Затраты на приобретение импортного оборудования", "Затраты на приобретение импортных материалов (товаров)" соответственно;
* на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" должен быть открыт субсчет "НДС, уплаченный на таможне" и/или "НДС, подлежащий уплате по ввезенным товарам без таможенного оформления";
* на счете 41 "Товары" организации, осуществляющие продажу товара на экспорт, откроют субсчет "Товары для продажи на экспорт";
* на счете 43 "Готовая продукция" организации-производители экспортной продукции откроют субсчет "Экспортная продукция" и т. д.
* на счетах учета расчетов счет 62 "Расчеты с покупателями", счет 60 "Расчеты с поставщиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. необходимо предусмотреть субсчета для группировки данных о расчетах, осуществляемых в иностранной валюте;
* на счете 52 "Валютный счет" будут открыты субсчета "Валютные счета внутри страны", "Валютные счета за рубежом", в аналитическом учете необходимо группировать данные по операциям транзитного валютного счета и текущего валютного счета;
* на счете 90 "Продажи" и его субсчетах 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж" будут открыты субсчета "Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) на экспорт, "Себестоимость продажи экспортной продукции" соответственно;
* на счете 91 "Прочие доходы и расходы" необходимо предусмотреть субсчет для отражения операционных доходов и расходов, возникающих по операциям в иностранной валюте, а также субсчет для группировки данных о возникающей в связи с пересчетом валютной стоимости активов и обязательств в рубли курсовой разницы.
Большое внимание при формировании учетной политики следует уделить разработке графика документооборота по внешнеторговым операциям. Вся совокупность документов по внешнеэкономическим операциям может быть разделена на три группы: коммерческие документы - инвойс, накладные, коносаменты, акты, сертификаты и пр., таможенные документы - грузовая таможенная декларация, декларация таможенной стоимости, а также документы валютного регулирования и контроля - распоряжения, уведомления, справки идентификации валютных операций, паспорта сделок и др. Необходимо четко определить в графике документооборота лиц, ответственных за оформление и подготовку документов, передачу их на обработку в бухгалтерию.
Формы учетных регистров, применяемых организацией, также могут претерпеть изменения, вызванные в первую очередь требованием отражения данных в валюте Российской Федерации и параллельно в валюте расчетов и платежей.