<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Пути преодоления негативных моментов акционерной собственности:
  * если у коллектива нет контрольного пакета, то следует ввести ограничения на продажу акций, чтобы сохранить созданную на предприятии структуру управления;
  * участие профсоюзов в управлении корпорациями от имени трудовых коллективов-акционеров;
  * преодоление противоречий между работниками-акционерами и управленческим персоналом (нежелание делить предпринимательский риск, отсутствие управленческих навыков и знаний, проедание прибыли).
  В 70-х гг. поиск более эффективных отношений между собственниками и наемными работниками привел к появлению долевой собственности:
  1. через продажу части акций корпорации работникам,
  2. через создание предприятий с собственностью работников (иллирийские или уордовские фирмы - Бенджамин Уорд в 1958г. опубликовал статью "Фирма в Иллирии").
  Преимущества иллирийских фирм:
  * более высокая производительность труда;
  * улучшение трудовых отношений и социального климата;
  * низкая текучесть кадров;
  * справедливое распределение доходов (по факторам труд и капитал);
  * ниже потери от забастовок, от подготовки, переквалификации быстро текущих кадров.
  Недостатки иллирийских фирм:
  * недоинвестирование (проедание прибылей);
  * консерватизм (не рискуют).
  В экономике с преобладанием иллирийских фирм:
  * низкая мобильность;
  * низкие темпы экономического роста;
  * высокая безработица.
  США в начале 90-х годов 9 млн. чел. (7% занятых)41 работало по программам создания рабочей акционерной собственности, а в конце - 11 млн.чел.
  При приватизации предприятий крупной промышленности рабочая акционерная собственность в РФ фактически запрещена, но является в виде коллективно-долевой собственности единственной формой приватизации в сельском хозяйстве.
  Перспективы коллективно-долевой собственности:
  а) в сельском хозяйстве она выступает как переходная форма к более эффективной частной собственности на землю и частному хозяйствованию на земле, в промышленности - займет примерно такую же долю (10%), как в развитых странах, хотя в начале ее доля может быть более высокой (много арендных предприятий).
  Главный недостаток российской приватизации 1992-1994 годов состоял в том, что вопрос о структурной перестройке предприятий и привлечении инвестиций разрешен не был и не ставился. Попытки решения вопроса управленческого, финансового и физического реструктурирования находились в зачаточном состоянии.
  Первоначально на большинстве российских предприятий возникла неопределенная структура собственности: ни одна из групп акционеров не получила устойчивого большинства в акционерном капитале, и, опасаясь изменений, пыталась противодействовать им. Существуют различные количественные оценки распределения акционерного капитала при приватизации предприятий. По результатам обследования 143 крупных и средних предприятий, проведенного группой Дж. Блади в 1994 году в 32 регионах, был сделан вывод о том, что в среднем 65% акций российских приватизированных предприятий принадлежало инсайдерам (в т.ч. 8,6% руководителям), 22% аутсайдерам, 13%-государству. Близкую оценку дает и российский исследователь В. Супян: в среднем 60-65% акционированного капитала в 1994 году принадлежало трудовому коллективу, в том числе 17-18% управленческому персоналу42.
  По результатам обследований, проведенных в 1994 году, акционерный капитал приватизированных предприятий распределялся следующим образом.
  Распределение пакетов акций в АО, созданных в процессе приватизации, по отраслям и основным инвесторам, на апрель 1994 г.43
 Таблица 1.
 Размер пакета акций по отраслям промышленности, в%
 Держатели акций машиностроение химическая пищевая легкая в среднем Трудовой коллектив 51,86 54,50 51,26 56,09 52,01 Администрация 14,81 8,52 13,38 13,15 14,16 Крупные "внешние" 12,64 9,25 10,83 7,28 11,53 Мелкие "внешние" 7,69 11,00 9,36 6,41 8,17 Государство 13,00 17,00 15,17 17,07 14,13 Всего 100 100 100 100 100
  Как видно из приведенных данных, доля инсайдеров на приватизированных предприятиях весной 1994 года составляла в среднем около 66%, а аутсайдеров около 20%, доля государства не превышала 17%. Другими словами, эти данные отражают типичную стартовую структуру акционерного капитала российских предприятий. В процессе первичного закрепления прав собственности на приватизируемые объекты просматривались 2 тенденции: формирование закрытого для внешних инвесторов капитала российских корпораций и сохранение регионально-отраслевого монополизма.
  Первая тенденция это результат использования льгот первой и второй модели акционирования. Комплекс существенных льгот работников предприятий (бесплатные льготные акции, фонд акционирования и фонд приватизации из прибыли предприятия) позволил наряду с повсеместно практиковавшимся занижением стоимости приватизируемого имущества при минимальных издержках стать собственником крупных национальных фирм либо через сохранение контрольного пакета акций, в среднем, за трудовым коллективом и администрацией, либо посредством отданной в трастовое управление доли, принадлежащей государству. В результате проведенной закрытой подписки на акции или организации аукционов с ограничением допуска к ним институциональных инвесторов, а тем более частных инвесторов первоначально сформировалась новая структура капитала, которая формально - открытое АО, но во многих случаях больше напоминает структуру корпорации закрытого типа.
  Несмотря на замкнутость структуры акционерного капитала в ходе приватизации в России начался интенсивный процесс перехода прав собственности, полученных в ходе первичного размещения акций, к внешним инвесторам, а также к менеджерам предприятий. Иными словами, первичное размещение акций приватизированных предприятий - это относительно кратковременный этап первичного закрепления прав собственности, за которым неизбежно следует целая серия вторичных трансакций. Следующий важный вывод - начавшийся процесс концентрации первоначально распыленного в ходе ваучерной приватизации акционерного капитала. В рамках действовавшей в 1992-1994 годах модели приватизации одним из наиболее перспективным путей участия в капитале российских АО становится приобретение доли капитала уже посредством вторичных сделок с акциями первого выпуска или в ходе дополнительной эмиссии. Тенденции, описанные выше, служат барьером к такому участию в капитале, однако процесс размывания первоначальной структуры и намерение части российских предприятий осуществить новую эмиссию ведут к ослаблению этих барьеров.
  Изменения в структуре акционерного капитала российских приватизированных предприятий:
  - сокращение доли работников;
  - стабилизация или рост доли администрации;
  - рост доли внешних крупных инвесторов;
  - стабилизация или незначительный рост доли мелких внешних
  инвесторов;
  - медленное сокращение доли государства;
  - медленный рост доли иностранных инвесторов.
 Таблица 2.
 Изменение долей наиболее значительных групп акционеров в акционерном капитале в 1994-1995гг., средние данные, (в % от уставного капитала)44
  Апрель 1994 г. Декабрь 1994 г. Март 1995 г Июнь 1995 г. Июнь 1996 г.
 2000г. 1.Инсайдеры, всего 62 60 60 56 51 31,6 рядовые работники 53 49 47 43 35 20,4 дирекция 9 11 13 13 16 7,2 2.Аутсайдеры, всего 21 27 28 33 45 55,6 крупные 11 16 17 22 32 мелкие 10 11 11 11 13 3.Государство 17 13 12 11 4 12,8 Всего 100 100 100 100 100 100
  В целом сокращается доля инсайдеров и растет доля аутсайдеров в капитале АО. Доля государства в акционерном капитале фактически не играет ключевой роли. Можно сделать вывод об ускорении этих тенденций, их развитие будет зависеть от состояния фондового рынка и процедур корпоративного управления в России.
  Вывод: общество современной цивилизации - полифонично, его экономическая основа - многообразие форм собственности, обеспечивающее становление предпринимательства.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
  1.Что не относится к формам правоотношений собственности в РФ?
  а) государственная собственность
  б) частная собственность
  в) собственность общественных объединений
  г) коллективная собственность
  д) общая собственность
  2.Назовите и опишите современные теории собственности.
  3.Приведите техническое и экономическое определение приватизации.
  4. Иллирийская (уордовская) фирма - это:
  а) самоуправляющаяся фирма с собственностью занятых
  б) рабочая акционерная собственность
  в) кооперативное предприятие
  г) акционерное общество закрытого типа
  5. Континентальная модель акционерной собственности:
  а) 70-80 акций находится у постоянных акционеров
  б) 20-30 акций находятся у постоянных акционеров
  в) оба ответа неверны
 
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  1.Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий"// Экономика и жизнь. 1991. №3.
  2.Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" // Российская газета. 1994. 4 января.
  3.Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.
  4. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности // ВЭ. 2000. №1.
  5. Курс экономической теории. Киров, 1994.
  6. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994.
  7.Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М.,1996. Гл.12.
  8. Петров Ю. Реформа корпоративных институтов и создание социального рыночного хозяйства // Российские экономические 2000. №4-6.
  9. Перевалов Ю., Басаргин В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях // ВЭ. 2000. №5.
  10.Радыгин А. К теории приватизации в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. № 12.
  11. Радыгин А., Гутник В., Мальгинов Г. Постприватизационная структура акционерного капитала и корпоративный контроль: "контрреволюция управляющих". Вопросы экономики. 1995. N 10.
  12. Экономика переходного периода. М. МГУ. 1995.
  13. Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность // ВЭ. 2000. №11.
  14. Радыгин А., Сидоров И.Российская корпоративная экономика: 100 лет одиночества // ВЭ.2000. №5.
 
 
  ТЕМА 3. Предпринимательство и его организационно-правовые формы в России
 
  План:
  Введение
 1. Современные теории предпринимательства
 2. Функции и характеристики предпринимательства
 3. Риск в предпринимательской деятельности
 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ
 
  Программная аннотация.
  Предпринимательство: научное и эмпирическое определение. Современные теории предпринимательства. Функции и характеристики предпринимательства. Риск в предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства в РФ. Критерии классификации фирм.
 
  ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
 
  Введение
  Главной движущей силой развития рыночной экономики является предпринимательство. Предпринимательский класс начинает формироваться и в РФ. Защита общества от произвола некоторых предпринимателей является не чисто постсоциалистической проблемой, ее осуществляют все страны с рыночной экономики через общества потребителей, антимонопольное законодательство, хозяйственное право и т.д.
  Частное предпринимательство - это род деятельности, полностью изгнанный из плановой экономики, но существовавший через "предпринимательскую" деятельность директоров, снабженцев, частников, теневиков, т.е. в криминогенных формах. Запуск рыночных механизмов прежде всего предполагает снятие ограничений с предпринимательской деятельности и высвобождение предпринимательских способностей.
  Цель лекции: проанализировать теории, сущность, функции, цели предпринимательства, формы его организации в РФ и перспективы.
 
  1. Современные теории предпринимательства
 
  Сегодня существует множество теорий предпринимательства. Рассмотрим те, которые отражают суть явления на современном этапе.
 
 
 Схема 1. Классификация теорий предпринимательства
 
 
 
  1. Теория инноваций Й.Шумпетера (1934): предприниматель осуществляет, если видит возможность дохода, инновационную политику: создает новые продукты, новые рынки, более производительные процессы, более эффективно организует предприятие45.
  2. Согласно неоавстрийской теории предприниматель "создается из-за состояния неравновесия, его деятельность обеспечивает тенденцию к равновесию"46. Кирцнер отмечает важную функцию предпринимателя как арбитра, который, заметив несоответствие рыночных цен, использует незамеченную возможность дохода47.
  3. Теория переразмещения и координации ограниченных ресурсов48, согласно которой предприниматель принимает решения как судья49.
  4. Синтетический подход, согласно которому теория предпринимательства должна быть построена на связи 3-х предыдущих, т.к. они не являются взаимоисключающими.50
  В качестве "пассивной" рассматривается теория предпринимательства как несущего на себе риск неопределенности (Cantilion 1755, Hamilton 1876, Knight 1921). Эта пассивная функция предпринимателя (он на себя берет риск) является признаком динамичной экономики и согласуется с функциями предпринимателя, описанными в "активных" теориях.
 
 
  2. Функции и характеристики предпринимательства
 
 Определение: Предпринимательство - это инициативная новационная деятельность по производству товаров и услуг с принятием на себя риска в целях максимизации прибыли.
  Эмпирическое понятие предпринимательства - осуществление производства продукции и услуг, т.е. любой бизнес.
  Научное определение предпринимательства - осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности: освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.
  Стремление открыть свое собственное дело изначально для человека как стремление обрабатывать свою собственную землю. Это выражение природного начала. В Италии на каждые 15 чел. населения приходится фирма.
  Таким образом, предпринимательство это:
  * процесс создания нового, обладающего ценностью;
  * процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
  * процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.
  В странах рыночной экономики ренессанс предпринимательства обусловлен:
  1. повышением доходов среднего класса, уровня образования, усилением рыночных начал, результатами НТП, созданием производительной техники индивидуального использования, повышением роли информации;
  2. усложнением индивидуальных и общественных потребностей, которые служат толчком к предпринимательской активности - мелкие фирмы дали первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры Кодак, ксероксы, аэрозоли, молнии, огнетушители, безопасные бритвы;
  3. политический фактор - перерастание корпоративного капитала в смешанное общество с большей степенью экономической свободы, в постсоциалистических странах - крушение тоталитарных режимов.
  Предприниматель - не обязательно собственник (Ли Якокка). Руководитель фирмы - или собственник, или менеджер, или всякий человек, берущийся за организацию бизнеса на свой страх и риск.
  Малые фирмы в США:
  50-е гг. - 130 тыс. фирм новых регистрировалось
  80-е гг. - 600 тыс.
  90-е гг. - 2000 тыс.51
  Собственник - пассивен, предприниматель - активен, т.е. самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и несущий имущественную ответственность. Менеджер - наемный работник, организующий выполнение целей предпринимателя. Менеджеризм основан на предпринимательском стиле управления. Его черты:
  * энтузиазм, усердие, преданность делу;
  * ориентация на человека, раскрепощение его творческой энергии;
  * служение покупателю: по П. Друкеру цель бизнеса - создание потребителя;
  * особая культурная среда фирмы - причастность всех к делу;
  * особая философия предпринимательства - практическая.
  Условия функционирования предпринимательства:
  * неопределенность, являющаяся не результатом незнания, а постоянного изменения условий рынка и соответствующей непрерывной адаптации к нему;
  * неустойчивость - ни одна тенденция на рынке не продолжается бесконечно долго, все циклично;
  * риск - интуиция, логический анализ ситуации (Кадзума Татеиси, правило 70/30, но сейчас соотношение определенных и неопределенных факторов в экономике составляет 30/70).
 
 Схема 2. Условия функционирования предпринимательства.
 
  Эти условия характеризуют общеэкономическую среду, в которой функционирует предприниматель. На Западе - это среда свободного рынка при умеренном вмешательстве государства. В этой окружающей среде кроме отрицательных эффектов (моно- и олигополистическая структура рынка, безработица) производится также дух конкуренции, экономическая и политическая свобода, механизм поощрения, которые ведут к высокой степени экономического роста. Это окружение предпринимательства, "сигналы" общества, т.е. культура, которая определяет индивидуальность, человеческую автономию и основные аспекты лидерства - все это в сочетании с личными чертами предпринимательства определяет уровень предпринимательства, поощряет его52.
 
 Схема 3. Цели предпринимателя.
 
  Цели предпринимателя:
  * производство товаров и услуг;
  * прибыль;
  * социальные цели;
  * развитие бизнеса.
  Вывод: извлечение прибыли совместимо с обеспечением благосостояния общества. Предпринимательская культура - инновационная культура, носителем которой является средний класс - стабилизатор, творческая, мобильная, динамичная часть общества.
  Функции предпринимателя:
  * соединение факторов производства (К.Маркс);
  * принятие решений (Кассон);
  * введение новаций (Шумпетер Й.);
  * несение риска (Кантильон О, Гамильтон, Найт Ф.);
  * обеспечение тенденции к равновесию (Кирцнер);
  * переаллокация ресурсов (Шульц).
 Схема 4. Функции предпринимательства.
 
 Общие черты предпринимателя:
  1. Потребность в научно-технических достижениях (Макклилонд и Брокхауз)53. Личности с высокой потребностью в научно-технических достижениях - это люди, предпочитающие быть лично ответственными за решение проблем, поставленных целей и за решение этих целей своими собственными усилиями. У таких людей также очень сильно желание знать, насколько хорошо они выполняют свои задачи на основе этих продемонстрированных характеристик54.
  2. Склонность55 к принятию риска.
  3. Личные ценности.
  4. Вера в возможность повлиять на ход событий56.
 
 Схема 5. Основные черты предпринимателя.
 
 
 Таблица 3.
 Стадии предпринимательского процесса.
 
 Поиск новой идеи Составление бизнес-плана Поиск необходимых ресурсов Управление созданным предприятием Факторы вызвавшие идею Сегмент рынка его размер и основные характеристики Располагаемые ресурсы Стиль и структура руководства Оценка риска и прогноз выгод
 Непосредственная и потребительская ценность идеи План маркетинга. План производства Недостающие ресурсы и потенциальные поставщики Ключевые факторы Соответствие идеи вашим целям, знаниям и умениям Финансовый план и финансовое обеспечение Способы привлечения необходимых ресурсов Слабые места и пути их преодоления Сравнение с продукцией конкурентов Отправная точка и стратегия проникновения на рынок Таблица 4.
  Ошибки предпринимателей.
 
 Ошибки молодых предпринимателей % Ошибки предпринимателей на фирмах, существующих более 50 лет % несерьезность 7% несвоевременный выход на рынок 61% расточительность 11% устарелость 12% неверное место расположение 18% преемники 38% малая заинтересованность 23% болезнь 25% некомпетентность 44% распри при наследовании 13% недостаток капитала 72% смерть 9%
  Условия создания предприятия: решение, желание, возможности.
  Факторы (предпосылки) создания предприятия:
  * начальный капитал;
  * господдержка, в том числе налоговая политика, создание соответствующей инфраструктуры;
  * наличие профессиональной подготовки;
  * опыт работы в области маркетинга;
  * живые примеры.
  Уровень банкротства среди малых предприятий США составляет 70%.
  Цель предпринимателя - получение нормальной (покрытие полных вмененных издержек) и экономической прибыли. Вмененные издержки предпринимателя - процент на капитал, вознаграждение предпринимателя за труд по управлению предприятием, т.е. за "его дополнительные усилия для того, чтобы заработать побольше денег для собственного блага и блага своих семей" (Я. Корнаи, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Современные экономисты рассматривают этот элемент предпринимательского дохода как вознаграждение предпринимателя за особые функции в производстве, которые не могут быть отнесены ни к одному из 3-х факторов - труду, капиталу, земле. Заработная плата за риск - это часть дохода, имеющая экономической основой эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект использования передовых технологий.
 
 Рис. 3. Экономическая прибыль
 
  Следует отметить, что помимо указанных элементов предпринимательского дохода (прибыли) вознаграждение предпринимателя по Караянису А.57 включает также и нематериальные вещи - свободу контролировать других и чувство "выполнения своих идей и нечто своего собственного"58.
  Экономические выгоды существования предпринимательства:
  1. Увеличение КПВ (РРС) или изменение ее наклона.
  2. Создание новых продуктов.
  3. Помощь экономике в достижении равновесия (в соединении с другими факторами равновесия).
  4. Минимизация Х-неэффективности, связанной, по Х. Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.
 
 Схема 6. Экономические выгоды существования предпринимательства.
 
 
 
  АТС
 
  D
 
  B
  ATCm C
  ATCc
  A
  0 Qm Qc Q
 
 
 Рис. 4. Х-неэффективность59
 
  Согласно Х. Лейбенстайну, х- неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х- неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае - до минимума АТС (она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qс возникает Х- неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х- неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qс до Qm, а Х- неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.
 
  3. Риск в предпринимательской деятельности
 
  Риск - оборотная сторона предпринимательства, и по мере его развития степень риска в экономике будет увеличиваться. Необходимо не избегать, а прогнозировать, оценивать риск и не переходить его допустимые пределы. В оценке степени риска велика роль интуиции, которая основывается на прошлом знании. Интуиция и расчеты дополняют друг друга.
  Риск - это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь.
  Риски классифицируются:
  * по источнику возникновения - хозяйственный, личностный, природный;
  * по причине возникновения - неопределенность будущего, непредсказуемость поведения партнеров, недостаток информации.
  Каждый предприниматель устанавливает для себя допустимый уровень потерь, которые и измеряют степень риска. Допустимый - потеря прибыли, критический - потеря затрат (т.е. всей выручки), катастрофический - потеря всего имущества и банкротство.
  Кривая вероятности возникновения потерь строится при условиях (допущениях):
  1) вероятность нулевых потерь равна нулю;
  2) вероятность исключительных потерь равна нулю.
 
 
 0,8
 
 
 
 
 
 
 
  уровень потерь
 
 Рис. 5. Кривая вероятности потерь
 
  Виды риска:
  * производственный,
  * коммерческий,
  * финансовый,
  * кредитный.
 
 Схема 7. Способы уменьшения риска.
 
 
  Способы уменьшения риска:
  * диверсификация (производить зонты и шезлонги) - уменьшает несистематический риск, но систематический - изменение процента, ожидание подъема или кризиса - не снижает;
  * хеджирование - страхование рисков различными способами (в узком смысле - страхование валютного риска путем создания встречных требований в валюте);
  * самострахование через выпуск опционов - ценных бумаг на право купить или продать бумаги или товары в течение 3 - 6 месяцев по фиксированной цене; при продаже опционов предприятие получает дополнительную выручку от снижения доходов за счет падения спроса на бумаги или товары;
  * финансовые фьючерсы - продажа обязательств на проведение купли или продажи.
  4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ
 
  Формой организации предпринимательской деятельности является фирма (организация) как основное звено национальной экономики, в которой осуществляется непосредственный процесс производства. Основополагающие (системообразующие) факторы организации - кооперация, основанная на внутрифирменном разделении труда, реализация функций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала (ресурсов).
  Из функций фирмы (организации) как товаропроизводителя, осуществляющего процесс индивидуального воспроизводства, вытекает ее экономическая обособленность. Формы ее проявления:
  * осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных результатов деятельности;
  * наличие специфического собственного экономического интереса;
  * присвоение части произведенного продукта в виде чистой прибыли.
  Хозяйственная самостоятельность предполагает совокупность прав и ответственность организации как юридического лица.
  Признаки организации как юридического лица:
  * учреждение согласно Гражданскому Кодексу;
  * наличие организационного единства, структурной оформленности;
  * обладание необходимым имуществом;
  * самостоятельная имущественная ответственность;
  * выступает в хозяйственном обороте от собственного лица.
  Организационно-правовые формы предпринимательства обусловлены соответствующими формами собственности. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (с 1января 1995г.) в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предпринимательства (коммерческих организаций и физических лиц):
  1. Индивидуальное предпринимательство: осуществляется в форме предпринимательства без образования юридического лица (в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства).
  2. Совместное предпринимательство (партнерство):
  а) хозяйственные товарищества: полное, на вере (командитное, смешанное) (полные товарищи и товарищи-вкладчики);
  б) хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью (субсидиарной) своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости вкладов;
  в) производственные кооперативы.
  3. Корпоративное предпринимательство:
  акционерные общества;
  открытые общества;
  закрытые общества.
  4. Государственное предпринимательство осуществляется в форме унитарных предприятий (не наделенных правом собственности):
 - казенные (федеральные) - основаны на праве оперативного управления;
 - муниципальные - функционируют на праве хозяйственного ведения.
 Схема 8. Организационно-правовые формы предпринимательства.
 
 
  Наряду с организационно-правовыми формами предпринимательства (различия форм фирменной организации по имущественному признаку - форме собственности) существуют организационно-экономические формы различаются по деятельностному знаку:
  1. Картель - соглашение о ценах, рынках, квотах.
  2. Синдикат - объединение сбыта.
  3. Консорциум - объединение для крупных инвестиций.
  4. Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы участия.

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу