<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  5. Холдинг - объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних.
  6. Трест - объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам.
 
 Таблица 5.
 Преимущества и недостатки основных типов предприятий
 Тип преимущества недостатки индивидуальное
 70% от числа предприятий в США
 6% в объеме продаж легко учредить, значительная свобода действий, существенный стимул эффективной работы ограниченность финансовых средств, трудности совмещения функций контроля и управления, полная финансовая ответственность партнерство
 10% от числа предприятий США
 4% выручки от продаж легко учредить, более высокая, чем в индивидуальном предприятии, специализация в управлении и более широкие финансовые возможности возможность возникновения несовместимости интересов в управлении, несогласованности действий, риск распада фирмы при выходе 1 из владельцев, неограниченная финансовая ответственность корпорация
 20% от числа предприятий США
 90% выручки от продаж широкие возможности привлечения капитала, ограниченная ответственность, преимущества объединения капитала организационные и финансовые сложности учреждения, двойное налогообложение, расхождение в функциях контроля и присвоения
  Количественные параметры типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками - типом собственности. Мелкие - индивидуальные предприятия и полные товарищества (партнерства, кооперативы), общество с ограниченной ответственностью; средние и крупные - АО.
  Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных непосредственно с производством, а возникающих по мере ведения дел) затрат, вложенных в выпускаемую единицу продукции.
  Классификация предприятий по размерам:
  1. Мельчайшие - основаны на личном труде товаропроизводителя - мелкотоварное и ремесленное производство (семейные - 2 - 3 человека).
  2. Малые (с 1 июля 1995 г.): в производстве - до 100 чел., в науке - до 60 чел., в непроизводственной сфере - до 50 чел., в торговле - до 15 чел.
  3. Средние - от 50 до 500 чел.
  4. Крупные - более 500 чел.
  5. Сверхкрупные - более 10 более 10. тыс. чел
  В Европе более 80% фирм относятся к малым. SME - малый и средний бизнес (small and middle enrepreneurship) - до 499 чел.
 
 Таблица 6.
 Основные характеристики предприятий малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе
 
  0-9 чел. 10-99 чел. 0-499 чел. 500 и более Количество предприятий (тыс.) 15210 1045 16335 15 Занятость (тыс. чел.) 31450 25500 72450 28900 Оборот на 1 предприятие (тыс. экю) 190 3050 550 273750 Добавленная стоимость на 1 занятого (тыс. экю) 25 30 30 40
  Эти цифры показывают, что в SME занято в 3 раза больше работников. На 1 крупное предприятие приходится 1 тыс. мелких. Но на 1 SME приходится 550 тыс. экю оборота, а на 1 крупное -273750 тыс. экю. Тенденции изменения размера фирм различны в Европе и США.
 
 
  МС МС
 
 
 
 
 
  А х В
 
 
  Размеры фирм
 Рис. 6. Тенденции размера фирм
 
  х - лучшее положение. А (Европа) и В (США) экономики занимают не лучшее положение, т.к. в обоих случаях издержки выше минимальных, но движение к минимуму различно: в Европе (А) надо укрупнять, а в США (В) уменьшать размеры фирм (антитрестовская политика).
  Д. Гэлбрейт (посол в Москве, советник Кеннеди) считал, что экономическое развитие определяют большие фирмы, Шерер отмечал обратное соотношение: развитие влияет на размеры фирм. Укрупнение фирмы ведет к доминирующему положению на рынке, а это - к превращению в "Sleping giants" (спящего гиганта), т.к. такие фирмы не проводят научные исследования.
 
 
 НИОКР
  2
 
 
 
  1
 
 
 
 
 
  А размер фирмы
 
 Рис. 7. Размеры фирм и объемы НИОКР
  S-образная кривая отражает связь между размерами фирмы и научно-техническими исследованиями и развитием: до А вместе с ростом фирмы растет объем инвестиций в исследования, а затем или падает (I) или пойдет ассимптотически.
  Отличительное свойство предпринимательской структуры - высокий динамизм - непрерывное колебание долей различных предприятий в общей совокупности выпускаемой продукции.
  Российское предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана 70 лет назад. Но сейчас идет не возрождение предпринимательства, поскольку нельзя вернуть то, что умерло. Формируется новое предпринимательство. Кроме того, в России оно было развито слабо. "Существенной причиной малого развития у нас промышленности, несмотря на множество условий для ее широкого процветания, должно считать отсутствие личной предприимчивости, определяемой преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовеньким.., и если манна небесная не валится сверху с неба, наша образованность привыкла обвинять кого-либо, а сама ничего не предпринимать, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это нужно для дел промышленности" /Менделеев Д.И., 1906/. Собственный опыт предпринимательства срыт под корень, это заставляет перенимать западный, что не всегда ведет к положительному результату, например, число бирж быстро уменьшилось.
  Таким образом, в течение длительного времени, обучаясь на Западе, приспосабливая эти знания к собственному опыту, предприниматели РФ будут методом проб и ошибок осваивать практическую философию бизнеса. Пока философией российского предпринимательства выступает выживание и рвачество.
  Для преодоления этого необходимо:
  * создание благоприятного климата через приватизацию, возрождающую частную собственность;
  * стабильность государственной экономической и социальной политики;
  * позитивное отношение общества к предпринимательству;
  * льготный налоговый режим;
  * развитая инфраструктура поддержки;
  * система защиты интеллектуальной собственности;
  * дебюрократизация государственного регулирования;
  * гарантированное страхование коммерческого риска;
  * свобода выхода на внешний рынок;
  * доступная кредитная система.
  Тогда философией предпринимательства станет служение обществу.
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
  1.Перечислите современные теории предпринимательства.
  2. Как соотносится неоавстрийская теория предпринимательства как обеспечивающего тенденцию к равновесию с определением предпринимательства как новаторства, нарушающего рыночное равновесие?
  3. Перечислите критерии классификации предпринимательства.
  4. Каковы организационно-правовые формы предпринимательства в России?
  5. Какие льготы имеет малый бизнес в РФ?
  6. Какова социально-экономическая структура предпринимательства в переходной экономике?
 
  ТЕСТЫ.
  1. Какая форма предпринимательства не относится к его организационно - правовым формам в России?
  а) государственное предприятие;
  б) полное товарищество;
  в) производственный кооператив;
  г) открытое акционерное общество;
  д) закрытое акционерное общество;
  е) товарищество с ограниченной ответственностью;
  ж) товарищество на вере.
  2. Чем оценивается допустимый риск в предпринимательской деятельности:
  а) потерей ожидаемой прибыли;
  б) потерей всей выручки от реализации;
  в) естественные потери;
  г) потери всего имущества и банкротство.
 
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
 
 1. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.
 2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. М., 1994.
 3. Гражданский Кодекс РФ. М., 1995. Ч.1.
 4. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т.1. СПБ, 1994.
 5. Казакова П., Минаева Н.В. Экономика. М.,1996.
 6. Менар К. Экономика организаций. М.,1996.
 7. Нуреев Р.М. Экономическая теория. Микроэкономика. М.,1996.
 8. Основы теории переходной экономики /Под ред. Киселевой Е.А., Чепурина М.Н. Киров, 1996.
 9. Ольсевич Ю.А. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.
 10. Основы экономической теории и практики. Волгоград, 1994.
 11. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. М., 1994. Раздел 5.
 12. Теория фирмы. М.,1995.
 13. Экономика и бизнес. / Под. Ред. Камаева В.Д. М.,1993.Гл.1,3.
 14. Экономика переходного периода /Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. Гл.3.
 
 
  РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
  В первом разделе проанализированы вводные экономико-теоретические темы. Второй раздел посвящен анализу микроэкономических проблем переходной экономики, т.е. анализу процессов становления рыночного ценообразования, особенностей мотивов поведения российских фирм и развития процессов инвестирования в переходной экономике.
 
  ТЕМА 4. Становление рынка в РФ: микроэкономическая теория и практика ее реализации
  План:
 1. Рынок, его структура, механизм функционирования и особенности становления в РФ.
 2. Специфика закона спроса в переходной экономике.
 3. Формирование предложения и равновесной цены в переходной экономике.
 
  Программная аннотация.
  Рынок: структура, механизм функционирования и особенности становления в России. Критерии классификации сегментов рынка. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики. Особенности современной рыночной экономики. Особенности современного этапа развития рынка в РФ.
  Специфика действия закона спроса в переходной экономике. Изменение кривой "доход-потребление". Конфигурация кривых Энгеля. Спрос на товары Гиффена в переходной экономике.
  Особенности предложения в переходной экономике. Изменение равновесных цен в переходной экономике. Особенности эластичности спроса и предложения. Распределение налогового бремени в переходной экономике.
 
  ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
 
  1. Рынок, его структура, механизм функционирования и особенности становления в РФ
 
  Рыночная экономика это такая экономическая система, в которой решения экономическими субъектами принимаются децентрализованным путем на основе свободы выбора.
  Рынок - форма взаимоотношений между самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами, механизм функционировани рыночной экономической системы.
  Совершенно конкурентный рынок обеспечивает установление одной цены на один продукт в одно время. Его условия (по Сильвермену):
  • большой и регулярный спрос;
  • неограниченное число экономических субъектов;
  • абсолютная мобильность факторов производства;
  • свободная конкуренция;
  • наличие всего объема информации у всех его участников.
  Но такого свободного рынка нет, есть конкурентный, условием существования которого является многообразие форм собственности и хозяйствующих субъектов.
  С учетом всех сегментов и субрынков можно классифицировать по критериям:
  • экономическому назначению объектов - рынок потребительских товаров и услуг, средств производства, промежуточных товаров, ноу-хау, сырья, труда, ценных бумаг, теневой и др.;
  • по географическому положению - местный, национальный, мировой;
  • по степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, свободный, смешанный;
  • по отраслям - нефтяной, автомобильный;
  • по характеру продаж - оптовый, розничный.
  Обособленные экономические субъекты, имеющие частный мотив и интерес, принимают самостоятельно экономические решения. Координация их деятельности осуществляется через рыночный механизм, основу которого составляют цена и конкуренция.
  Преимущества рынка:
  • эффективное распределение ресурсов;
  • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
  • гибкая приспособляемость к изменениям (в 70гг. - рост цен на энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и ресурсосбережение);
  • оптимальное использование результатов НТР;
  • свобода выбора и свобода действий;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.
  Негативные стороны рынка:
  • не сохраняет невоспроизводимые ресурсы;
  • не охраняет окружающую среду;
  • не регулирует мировые богатства (например, рыбные);
  • не создает коллективных благ;
  • не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
  • не обеспечивает фундаментальных исследований;
  • удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не производит социально значимые товары;
  • подвержен нестабильности.
  Особенности современной рыночной экономики:
  1. Гибкое, адаптивное производство.
  2. Целевой функцией предпринимателя становится не только максимилизация прибыли, но и расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат.
  3. Насыщение рынка товарами и услугами.
  4. Изменяются формы предпринимательской деятельности (мелкий бизнес - 30 % ВНП США).
  5. Государственное регулирование конкуренции.
  6. Новый тип трудовых отношений - участие в собственности - в 90гг. 20% акций перешли в собственность работников.
  Особенности современного этапа развития рынка в РФ:
  1. Насыщенность (отсутствие дефицита), т.к. снизился уровень доходов.
  2. Монополизированный рынок:
  * Подольскшвеймаш - 99,5 % выпуска;
  * Тихорецкий мясокомбинат - 99,8 % консервов для детей;
  * Иошкар-Олинский механический завод - 55 % складных велосипедов;
  * Московская фабрика им. Красина - 53 % карандашей;
  * Апрелевский завод грампластинок - 47 % грампластинок.
  Вывод: субъектами рынка являются крупные предприятия-монополисты: холдинги, концерны, ассоциации, ФПГ, созданные на базе бывших министерств, т.е. это рынок продавца (Котлер), который в развитых странах не существует уже с 60-х гг. Его результатом является несоответствующая рынку реакция предприятий на падение спроса: не изменение технологий, снижение цен, а "окукливание", т.е. сокращение производства при сохранении численности занятых и повышении цен.
  3. Несформирована рыночная инфраструктура: отсутствует земельный рынок, неразвит фондовый рынок, отсутствуют зерновые биржи, рынок недвижимости.
  4. Осложнены внешнеэкономические отношения, затруднен вывоз продукции за пределы региона.
  5. Участие большинства населения в формировании рыночной экономики только как покупателей предметов потребления в связи с бедностью - 4 % богатых семей становятся реальными субъектами непотребительского рынка, рынка капитала.
  6. Большое число посредников, что ведет к удорожанию продукции.
  7. Мафиозность большинства рынков (нефтяного, автомобильного, зернового и т.д.).
  8. Протекционизм отечественным производителям - высокие пошлины, ограничения по ввозу количества товара - на основе баланса производства и норм потребления в РФ (например, квотирование ввоза лекарств).
  9. Рынок "повышенного риска" - ненадежная система взаиморасчетов.
  10. Низкий уровень торговой культуры российских бизнесменов, проявляющийся в оппортунистическом поведении.
  Анализ особенностей становления рынка показывает, что формируется олигополистическая модель рынка.
 
  2. Специфика закона спроса в переходной экономике
 
  Важнейшая проблема микроэкономики - это механизм формирования цен. Фирма решает, что производить, как производить, для кого, т.е. основные микроэкономические показатели - цены и объем произведенной продукции - складываются под воздействием законов спроса и предложения.
  Как известно, спрос связывает количество товара с их ценой.
  Количество товара, на которое предъявлен спрос, определяется следующими факторами:
  • ценой;
  • вкусами покупателей;
  • доходами;
  • распределением дохода среди домохозяйств;
  • ценой на товары-заменители;
  • общим числом покупателей;
  • инфляционными ожиданиями.
  Особенности спроса в переходной экономике:
  1. Отсутствие товаров-субститутов, т.к. рынок монополизирован, делает спрос менее эластичным.
  2. Уменьшение доходов (снижение уровня жизни) приблизительно в два раза повышает спрос на малоценные товары, но в целом сдвигает кривую спроса влево.
 
 Рис. 8. Кривая зависимости спроса на малоценные товары от дохода
  3. Высокая доля потребления - 78 % доходов.
  4. Расширение сферы действия парадокса Гиффена.
 
 Рис. 9. Парадокс Гиффена
  5. Изменение конфигурации кривых Энгеля.
 
 Рис. 10. Кривые Энгеля
 
  3. Формирование предложения и равновесной цены в переходной экономике
 
  Предложение товара - это количество произведенных к продаже товаров.
  Особенности предложения в переходной экономике:
  1. Падение (до 1999г.) предложения отечественных товаров в связи с падением производства - при падении ВВП на 50% промышленное производство снизилось на 70-80%, в 1999г. промышленное производство выросло на 7%, в 2000г. - на 10%.
  2. Рост предложения импортных товаров в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, развитием предпринимательства - рынок при данном уровне доходов насыщен, но за 1999г. челночная торговля сократилась на 45%.
  3. Рост налогов тормозит развитие производства, а, значит, и предложения - посчитайте, какую часть вновь созданной стоимости производитель отдает государству (6О C + 20 V + 20 m).
  4. Инфляция обусловливает высокий банковский процент, отсутствие долгосрочных кредитов и падение инвестиционной активности, а значит, падение производства и предложения.
  5. Недоиспользование производственных мощностей (45%) и рабочей силы (10%).
  6. Значительные субсидии государства не доходят или доходят не вовремя.
  Особенности равновесных цен в переходной экономике:
  1.В связи с неразвитостью рыночной экономики цена предложения значительно превышает цену спроса, качественные импортные товары совершенно недоступны большинству населения.
 
 Рис. 11. Цена предложения превышает цену спроса
 
 
  2.Объем предложения существенно превышает объем спроса.
 
 Рис. 12. Объем предложения превышает объем спроса
  Это является следствием несовершенства общественной структуры производства и на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление минимальных и максимальных цен (например, на мед. препараты опять установлена 25%-я наценка розничной торговли).
 
 Рис. 13. Последствия установления фиксированных цен
 
 
  ТЕМА 5. Концепция и направления формирования предприятий в переходной экономике России
 
  План:
  1.Необходимость реформирования предприятий.
  2. Направления реструктуризации.
  3.Внутренная реструктуризация.
 
  Программная аннотация.
  Концепция реформирования предприятий. Методы реструктуризации предприятий. Коммерциализация. Демонополизация. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Конверсия. Формирование механизма функционирования государственных и муниципальных предприятий в переходной экономике.
 
  ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
 
  1. Необходимость реформирования предприятий
 
  С достижением финансовой стабилизации в 1996-97гг. и в 1999г. в сложившихся условиях либерализации экономики главным препятствием экономического роста становится медленная реформа предприятий. В настоящее время в ходе экономической трансформации сформировались факторы, негативно влияющие на положение в промышленности:
  - трансформация инфляции в кризис неплатежей и возникновение в экономике "долгового навеса";
  - отсутствие механизма обеспечения интересов собственников и бесконтрольность менеджеров;
  - чрезмерно медленная внутренняя реструктуризация предприятий.
  Кризис неплатежей проявляется в росте задолженности предприятий и в первую очередь перед бюджетом.
  Причинами роста неплатежеспособности предприятий являются:
  - Дефицит кредитных ресурсов в 1992-95гг. в результате отсутствия нормальной системы коммерческого кредитования, в качестве которой везде в мире выступает поставка продукции на условиях 30-90-дневного кредита. Это - основа рыночной экономики. В России в условиях становления рынка действует система полной предоплаты, обусловившая неплатежи.
  - Действующая система бухгалтерского учета - она была разработана для максимизации сбора налогов: затраты на сырье и комплектующие изделия оценивались в начале переходного периода по ценам приобретения. Поскольку между моментом приобретения сырья, комплектующих и выпуском готовой продукции проходит время, в период высокой инфляции затраты занижаются, а прибыль - завышается. Но из этой завышенной прибыли взимались налоги в бюджет, в результате чего налог на прибыль "съедал" оборотные средства, амортизационные отчисления. Это кредитование предприятиями государственного бюджета за счет ранее существовавших в промышленности инвестиционных, а потом и оборотных средств. Сокращение инфляции привело к исчезновению механизма воспроизводства "дутой" прибыли - прекратился рост цен, изъятие оборотного капитала дошло до предела.
  - Высокие штрафы за несвоевременные уплату налогов (ставка по пени и штрафам, превышает 120% годовых) были установлены во времена высокой инфляции, но до сих пор их ставка не скорректирована, что делает нереальной уплату штрафов и пеней. В структуре недоимок на пени и штрафы приходится 168%.
  - Налоговая система адаптирована к прежней структуре экономики, доминирующее положение в которой занимали производственные предприятия. Сейчас, когда все большую роль в экономике стала играть сфера услуг, включающая и весь финансовый сектор, действующая налоговая система обусловливает крайне неравномерное распределение тяжести налоговых изъятий по различным видам хозяйствующих субъектов - основное бремя налогов продолжают нести промышленные предприятия - производя 37% ВВП, они уплачивает 51% всех налогов, а торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет всего 3-4% налогов. Отсюда следует, что для повышения собираемости налогов необходимо перераспределение налоговой нагрузки между сферами экономики.
 
  2. Направления реструктуризации
 
  Реформа предприятий - это изменение принципов их действия, реструктуризация, направленная на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек, а также мера господдержки этих изменений.60
  Создание условий для нормального функционирования предприятий осуществляется в направлении институциональных преобразований и через первичное финансовое оздоровление.
  Институциональные преобразования направлены, прежде всего, на:
  1. ликвидацию существующего с 1992 г. разрыва между финансовым и реальным секторами экономики на основе снижения процентной ставки ниже нормальной рентабельности промышленных предприятий. Для этого необходимо:
  - снизить доходность государственных ценных бумаг и ставки рефинансирования ЦБ до менее чем 20% годовых,
  - утвердить процедуру банкротства, обеспечивающую возврат кредитов банкам и потерь за счет имущества должника,
  - установить тесное взаимодействие государства и банковского сектора - в условиях кризиса в банковской сфере предоставлять коммерческим банкам стабилизационные кредиты, но при условии их направления в реальный сектор,
  - ужесточить валютный контроль за банками, ограничить вывоз капитала, изменить налогообложение банков для увеличения их вклада в бюджет;
  2. регулирование цен естественных монополий. Цены естественных монополистов (ТЭК) обусловливают неконкурентоспособность российских товаров, превышают мировые. Для государственного регулирования цен естественных монополистов необходимо:
  - прямое государственное установление цен;
  - введение "коридора" цен;
  - введение двухставочных тарифов;
  - увязка уровней цен на продукцию с возможной реструктуризацией долгов предприятий.
  Создание нормальных условий для функционирования предприятий предполагает также финансовое оздоровление предприятий.
  Для первичного финансового оздоровления предприятий нужна реструктуризация их задолженности, включающая:
  1.аннулирование штрафов по перечислениям в бюджет,
  2.реструктуризацию прямого долга - через перевод на спецсчета и - поставки продукции в счет его задолженности бюджету.
  3. выдачу кредита с минимальной ставкой;
  4. взаимозачет долгов других субъектов государству.
  Реструктуризация должна стать основой экономического роста, но это требует:
  - преодоления недостатков проведенной приватизации, в результате которой так и не появились эффективные собственники,
  - повышения эффективности отечественной промышленности через обеспечение интересов собственников и устранение бесконтрольности менеджеров.
  Критерии дееспособности и перспективности предприятий:
  - готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации;
  - наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;
  - возможность участия в "кластерах развития", то есть в группах предприятий, совместно создающих конкурентоспособную продукцию - модель "группового спасения" в оборонной промышленности.
  Если предприятия-должники не отвечают данным требованиям, то должна быть осуществлена процедура банкротства через передачу эффективному собственнику, для санации при сохранении профиля или перепрофилирование, либо ликвидация. Для этого необходима реструктуризация собственности - дополнительная эмиссия акций и использование вырученных средств или самих акций для погашения задолженности бюджету. Это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятий. Реструктуризация собственности необходима потому, что ваучерная приватизация не решила ставившиеся перед нею задачи: 1)создание слоя частных собственников, 2)привлечение ресурсов на рынке ценных бумаг, 3) приток иностранных инвестиций.
  Государство лишилось контроля в силу распыления акций, эффективные собственники не появились из-за недостаточной защиты права собственности. В результате подавляющая масса предприятий оказалась полностью во власти директоров. При этом директорский корпус России распался на две группы:
  - первая группа - те, кто пытается спасти предприятия, поскольку обладают крупными или контрольными пакетами акций;
  - вторая группа - расхитители акционерной собственности через механизмы перекачки капитала в другие фирмы.

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу