<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Экономической основой для дополнительной эмиссии акций может стать дооценка капитала с учетом возможной доходности в будущем с помощью независимых риэлтеров.
  Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше ранее эмитированных акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций, которые погашают задолженности перед бюджетами. Возможен также выкуп предприятия у частных владельцев.
  Возврат предприятий государству может быть обеспечен в ходе санации перспективных предприятий, имеющих большую задолженность перед бюджетом. Однако это создаст законные - и не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государства на деятельность менеджеров. Станет возможным уволить тех менеджеров, которые заняты лишь разворовыванием капитала.
  Подходы к созданию системы управления государственными пакетами акций:
  - создание государственных или государственно-частных (федеральных или региональных) холдинговых компаний для управления пакетами акций технологически связанных предприятий;
  - передача пакетов акций в собственность интегрированных структур в обмен на передачу в федеральную собственность данной группы;
  - представительство государства в АО,
  - договор траста, если ставится цель получения доходов государством.
  Такой механизм основан на коммерческих принципах максимизации дохода.
 
 
 Схема 9. Региональный механизм управления государственной собственностью
  Местный орган власти будет воздействовать на предприятия через своих представителей - региональное агентство экономического развития и агентство по доверительному управлению госсо6ственностью с целью сбора налогов и реализации региональных программ экономического развития.
  Увеличение доли местных органов в капитале предприятий создаст условия для привлечения инвестиций за счет эмиссии муниципальных ценных бумаг или предоставления гарантий частным инвесторам.
 
  3. Внутренняя реструктуризация
 
  Причинами медленной внутренней реструктуризации предприятий являются:
 * неэффективность системы управления вследствие отсутствия стратегии, незнания конъюнктуры рынка, низкой квалификации менеджмента, неэффективности финансового менеджмента.
 * отсутствие ответственности менеджеров перед собственниками,
 * низкие размеры уставного капитала,
 * отсутствие механизма взыскания имущества в уплату долга,
 * высокие расходы на социальную сферу,
 * дифференциация цен естественных монополий,
 * отсутствие информации у акционеров.
  Стимулируемый государством процесс перехода предприятий на рыночные принципы функционирования - это содержание реформы предприятий.
  Цель реформы - их реструктуризация, т.е. улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек.
  Задачи реформы предприятий:
 * обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия,
 * защита прав акционеров,
 * разграничение ответственности собственников и менеджеров,
 * исполнение решений судов,
 * обеспечение достоверной информацией,
 * создание эффективного менеджмента.
  После первичного финансового оздоровления и появления заинтересованных собственников возможна реальная перестройка деятельности предприятий, которая решит несколько задач:
  1.освобождение предприятий от функций, не свойственных им в рыночной экономике, через:
  - введение госфинансирования расходов по соцсфере,
  -передачу социнфраструктуры на баланс местных органов власти,
  - снятие ограничений на продажу или перепрофилирование объектов социнфраструктуры.
  2.внутреннюю реструктуризацию предприятия:
  - новый ассортимент;
  - маркетинговые программы продвижения продукции;
  -сертификация;
  - создание системы финансового менеджмента;
  - модернизация бухгалтерского учета;
  - созданию сбытовой сети - лизинга;
  - обучение новым методам работы;
  - изменение организационной структуры - двумя способами:
  а) путем выделения производственных подразделений предприятий в самостоятельные фирмы, б) путем формирования крупных производственных комплексов из технологически связанных предприятий - холдингов, ассоциаций, ФПГ.
  Для осуществления этих мер по реструктуризации государство должно создать условия для реформирования предприятий:
  1.отменить особое правовое положение АО, созданных в процессе приватизации,
  2.увеличить минимальный капитал АО, повысить ответственность менеджеров за сохранность имущества и финансовые результаты,
  3.установить разрешительное право для менеджеров совместительства,
  4.повысить ответственность менеджеров за сокрытие информации,
  5.организавать их подготовку и переподготовку, обеспечить регистрацию имущественных прав,
  6.изменить амортизационную политику,
  7.ускорить передачу объектов соцсферы местным органам власти,
  8.изменить систему бухучета,
  9.ввести единые стандарты аудита.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1.Какие факторы негативно воздействуют на эффективность функционирования предприятий?
  2.Назовите причины неплатежеспособности предприятий.
  3.Какие институциональные преобразования создают условия для нормальной деятельности предприятий?
  4.Каковы критерии дееспособности предприятий?
  5.Назовите причины медленной внутренней реструктуризации предприятий.
  6.Что включает внутренняя реструктуризация?
 
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996. Гл.14.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. Гл.7.
  3.Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций // Российская газета. 1997. 13 ноября. С. 5.
  4.Курс переходной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 1997. Раздел 3.
  5.Основы теории переходной экономики /Под ред. Киселевой Е.А., Чепурина М.Н. Киров, 1996. Гл.13,14.
  6. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" // Российская газета. 1998. 20 января.
  7.Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий // Вопросы экономики. 1997. № 9.
  8.Нещадин А. И др. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  9. Батчиков С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // РЭЖ. 1997. № 10.
 
  ТЕМА 6. Рынок труда и особенности его становления в переходной экономике.
  План:
  Введение
  1. Простая неоклассическая модель спроса на труд.
  2. Предложение труда: принятие решения о занятости.
  3. Рынки труда с несовершенной конкуренцией.
  4. Особенности рынка труда в переходной экономике.
  5. Формирование институтов рынка труда в переходной экономике: проблемы и противоречия
  6. Инфляция и безработица
  7. Государственная политика на рынке труда.
 
  Программная аннотация.
  Экономико-теоретические модели рынка труда. Спрос на труд для отдельной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Отраслевой спрос на труд.
  Индивидуальное предложение труда как выбор работника между трудом и досугом. Рынки труда с несовершенной конкуренцией. Ситуация монопсонии, монополии и двусторонней монополии на рынке труда.
  Формирование и функционирование рынка труда в переходной экономике. "Придерживаемая занятость" как особенность российской модели рынка труда.
  Формирование институтов рынка труда в переходной экономике: проблемы и противоречия. Институциональные основы рынка труда.
  Необходимость регулирования рынка труда. Современные государственные и региональные приоритеты в сфере занятости.
 
  ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
 
  Введение
  Важнейшим социальным завоеванием реального социализма следует признать полную занятость, которая, хотя и оборачивалась низкой заработной платой и низкой эффективностью труда, но обеспечивала твердую уверенность граждан в будущем. Переход к рыночной экономике объективно ведет к легализации безработицы, что осуществлено в России с июля 1991г. принятием закона РФ "О занятости населения в РФ", которым определен правовой статус безработного и создана Федеральная служба занятости.
  Важнейшее место в этом процессе занимает проблема занятости, поскольку здесь имеют место не просто новые явления, а ломка прежних отношений, основанных на устойчивом трудодефиците, полной занятости, плановом распределении. Но нестандартная реакция российской экономики на рыночные преобразования обусловливает нетрадиционные для рыночных экономик тенденции в сфере занятости, глубокую дифференциацию в уровнях занятости в различных регионах.
  Нецелостность переходной экономики, сочетающей отмирающие отношения централизованно-управляемой экономической системы и зарождающиеся, растущие элементы производственных отношений рыночной экономики, обусловливает необходимость глубокого изучения объективных законов рыночной экономики и выявления особенностей их проявления в условиях переходного состояния экономической системы. К числу важнейших микроэкономических проблем относится государственное содействие становлению цивилизованного рынка труда, снятие негативных социальных последствий существования значительной незанятости на основе государственного регулирования процесса становления и функционирования рынка труда.
  Цель лекции: анализ складывающихся тенденций в процессе формирования рынка труда в условиях переходной экономики, выявление его теоретических основ, закономерностей, моделей и особенностей функционирования в РФ.
 
  1. Простая неоклассическая модель спроса на труд
 
  Микроэкономическую основу решения злободневной для постсоциалистических стран макроэкономической проблемы незанятости составляет простая неоклассическая модель рынка труда, которая адекватно описывает механизм его функционирования и в становящейся рыночной российской экономике с присущими ему специфическими особенностями.
  Рынок труда как система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы. На рынке труда действуют те же силы, что и на товарных рынках.
  Но ценообразование на рынке труда определяет величину одного из факторных доходов - заработную плату. Экономической основой факториального распределения является собственность на факторы производства, в частности, на рабочую силу. Собственность на рабочую силу - основание для получения факторного дохода - заработной платы как цены услуг рабочей силы (труда).
  Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Теоретической основой спроса на труд является теория предельной производительности, т.е. рентабельности найма для фирмы еще одного дополнительного работника к уже имеющимся. Этот наем имеет смысл, если работодатель получает дополнительную выручку от использования дополнительной единицы труда, т.е. предельную выручку от предельного продукта труда, выступающую материализацией его предельной производительности, - MRPL. Фирма будет нанимать дополнительных работников до тех пор, пока продукт труда дополнительного работника превышает его заработную плату: MRPL>W.
  Измеряется MRPL дополнительной выручкой, приносимой дополнительной единицей труда, - предельной выручкой MR, умноженной на дополнительно выпущенный с помощью добавочной единицы труда объем продукции - предельный продукт MPL. Возможны два варианта рыночной ситуации в этом случае:
  1.Рынок готовой продукции данной фирмы является конкурентным.
  Тогда фирма продает весь свой продукт по цене Р, т.е. предельная выручка от продажи дополнительной единицы труда будет тоже Р, а предельная выручка от предельного продукта труда:
  MRPL=(MPL)*P
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 14. Предельная выручка от предельного продукта 61
 
  На рис.14 этот случай отражает верхняя кривая MRPL, имеющая отрицательный наклон при постоянной Р вследствие убывающей отдачи производственного ресурса (труда), т. е. снижения предельного продукта труда по мере увеличения количества применяемого труда.
  2.Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой продукции.
  Этот случай отражает нижняя кривая MRPL. Фирма-монополист может понизить цену продукции для увеличения объема продаж. Поэтому предельная выручка здесь меньше цены: MR

  В условиях совершенной конкуренции кривая MRPL имеет более пологий наклон, чем в условиях монополии и лежит выше. Следствием такого соотношения является уменьшение найма рабочих фирмами-монополистами при одной и той же ставке заработной платы.
  В условиях конкурентного рынка факторов производства вне зависимости от степени конкурентности рынка готовой продукции фирма нанимает работников до тех пор, пока MRPL>W. Поэтому условием максимизации прибыли будет MRPL=W.
 
 Рис. 15. Спрос и предложение на конкурентном рынке труда
  DL - кривая спроса на труд, т. е. кривая MRPL. Спрос на труд растет при падении заработной платы. Кривая предложения труда, противостоящая отдельной фирме, - это горизонтальная прямая. Точка Е определяет максимизирующее прибыль количество труда L1. Если заработная плата уменьшится с W1 до W 2 , то кривая предложения труда переместится с S1 до S2. Объем спроса на труд возрастет с L1 до L2.
  Условие оптимальности поведения фирмы на факторном рынке, заключающееся в равенстве MRPL=W , аналогично условию оптимальности поведения фирмы на товарном рынке (т.к. факторные рынки - это частный случай товарного рынка):
  (MP)*P=MC
  Для доказательства разделим обе части MRPL=(MPL)*(MR) на предельный продукт труда:
  MR=W/MPL. Правая часть - издержки получения дополнительной единицы продукции (зарплата, умноженная на рабочее время изготовления единицы продукции), т.е. предельные издержки. Это верно и для неконкурентных рынков.
  Решения фирмы об объемах применения двух и более факторов производства являются более сложной проблемой, поскольку переменными являются и труд, и капитал. С падением ставки заработной платы фирма станет использовать большее количество труда. При этом предельные издержки производства уменьшились, а значит, рентабельность повысилась, поэтому фирма будет инвестировать средства в капитал, что увеличит производственную мощность фирмы. Это сдвинет кривую предельной выручки от предельного продукта труда вправо, что в свою очередь увеличит объем спроса на труд и т.д. - до тех пор, пока процесс изменения факторов производства будет приносить дополнительный доход.
 
 Рис. 16. Кривая спроса на труд при переменном капитале
  При снижении ставки заработной платы с 20 до 15ед. предельная выручка (предельный доход) от предельного продукта труда превысит заработную плату, и фирма наймет больше работников. Но кривая MRPL1 отражает спрос на труд при постоянстве капитала, а удешевление труда позволяет увеличить объем применяемого капитала. При увеличении применения машин предельный продукт труда увеличится и кривая предельной выручки сдвинется вправо до MRPL2. Таким образом, фирма стала использовать не 120, а 140 единиц труда. Точки А и С лежат на кривой долговременного спроса фирмы на труд.
  Следующий шаг - формирование не индивидуального, а рыночного спроса на труд. Но перед этим надо определить отраслевой спрос на труд с учетом изменения цен на продукт отрасли и взаимозависимости спроса на труд всех фирм отрасли. В условиях конкурентного рынка предельная выручка от предельного продукта MRPL = Р*(МРL) (рис.17а). При падении ставки заработной платы и стабильном спросе на труд со стороны других фирм его изменение со стороны данной фирмы будет отражаться движением вниз по кривой D.
 
 
  Рис. 17. Отраслевой спрос на труд62
 Но если ставка зарплаты уменьшилась для всех фирм, то отрасль будет нанимать больше рабочих, что приведет к увеличению выпуска, сдвигу вправо отраслевой кривой предложения товара и падению рыночной цены на продукцию. Но это сдвигает кривую предельной выручки от предельного продукта влево из положения D в положение D1.
  Спрос на труд фирмы будет меньше, чем первоначально ожидали, т. е. отраслевой спрос меньше, чем, если бы одна фирма нанимала рабочих по более низкой цене (рис.17б).
  Построение рыночных кривых спроса на труд в условиях монополистического и олигополистического рынков готовой продукции аналогично с учетом большей сложности прогноза изменения цены продукции под влиянием изменения цены рабочей силы.
 
  2. Предложение труда: принятие решения о занятости
 
  В условиях совершенной конкуренции на рынках факторов производства каждая фирма приобретает нужное количество их по одной и той же рыночной цене, т.е. предложение факторов на конкурентном рынке абсолютно эластично по цене. Кривая АC - кривая средних факторных расходов, т. к. представляет собой сумму расходов, которые фирма несет на единицу фактора. Кривая предельных издержек MC представляет расходы фирмы на каждую дополнительную единицу фактора. На конкурентном рынке АC=МC имеет вид горизонтальной прямой.
  Фирма на конкурентном рынке приобретает фактор производства до тех пор, пока кривая предельной выручки от предельного продукта фактора лежит выше кривой предельных факторных расходов, т. е. до тех пор, пока фирма может увеличить прибыль, приобретая большее количество этого фактора (MRP>MC).
  Максимизация прибыли требует, чтобы MC=MRP, а по аналогии с конкурентным рынком готовой продукции - MC=W, т.е. цена фактора не должна быть выше расходов на него.
 
 Рис. 18. Спрос и предложение факторов производства отдельной фирмы
 
  Рис. 18 показывает количество экономического ресурса, приобретаемого фирмой, которое задается точкой пересечения кривой предельных расходов и кривой предельной выручки от предельного продукта соответствующего фактора.
  Кривая рыночного предложения фактора имеет обычно положительный наклон, поскольку предельные затраты производства возрастают с увеличением выпуска. Эта логика отвечает и рынку факторов производства, поскольку такие факторы производства, как капитальные товары, сырьевые ресурсы обычно изготавливаются с возрастающими предельными издержками. Но если фактором производства является труд, то рабочий, а не фирма принимают решение о предложении услуг труда. В этом случае максимизация полезности, а не максимизация прибыли является главным мотивом предложения фактора. В силу этого кривая предложения труда загибается в обратном направлении (Backward-bending), т.е. более высокая заработная плата может вызывать меньшее предложение труда.
 
 
 Рис. 19. Загибающаяся в обратном направлении кривая предложения труда
  Такой вид кривой предложения труда определяется тем, что в рыночной экономике труд на рынке факторов производства выступает как товар. Как и на прочих товарных рынках, субъектом его предложения является собственник этого фактора производства - работник, индивид. Совокупное предложение труда на рынке труда представляет собой сумму индивидуальных кривых предложения. В целом оно зависит, прежде всего, от численности трудоспособного населения, а также от субъективной реакции индивида на интенсивность труда. В таких условиях предложение рабочей силы зависит от поведения человека. В этом случае альтернативой труду выступает досуг63. Поэтому анализу подлежит распределение ограниченного суточного фонда времени, которым располагает человек, между различными видами деятельности. Все виды неоплачиваемой деятельности, важнейшими из которых являются потребление материальных благ и услуг, работа по дому, получение образования, отдых, в неоклассической экономической теории объединяются термином "досуг". Предпосылкой неоклассического анализа рынка труда является специфический подход к мотивации труда, в соответствии с которым единственным мотивом трудовой деятельности является получение дохода, который человек может потратить на приобретение обладающих для него полезностью товаров. Оптимальное распределение индивидуального времени между трудом и досугом определяется двумя факторами: структурой предпочтений данного индивида и бюджетным ограничением. Известно, что значительная часть населения любой страны добровольно отказывается от участия в рынке труда, делая выбор в пользу максимума досуга и полного отказа от трудового дохода. В большинстве развитых стран доля совокупной рабочей силы в трудоспособном населении составляет от 50 до 70%. Остальные 30-50% трудоспособного населения попадают в категорию "вне рабочей силы", т.е. в силу тех или иных причин не выходят на рынок труда64. Для России и республик ближнего зарубежья до становления рыночных отношений была характерна противоположная ситуация - непропорционально высокая вовлеченность населения в общественное производство. Работой по найму было охвачено около 90% мужчин и более 80% женщин трудоспособного возраста65, что составляет по существу физический предел и может быть охарактеризовано как сверхзанятость.
  Чтобы объяснить феномен полного предпочтения досуга, необходимо рассмотреть, в каких случаях и под влиянием каких факторов может быть принято решение о невыходе на рынок труда. Очевидно, что необходимым условием является наличие какого-либо источника дохода, непосредственно не связанного с участием в отношениях рынка труда и позволяющего располагать хотя бы минимумом средств к существованию. Во-вторых, высокая ценность досуга и готовность пожертвовать ради него значительным доходом.
  Для формально-графического представления данного вывода рассмотрим, как рабочий принимает решение о том, сколько часов в день (недель в год) он будет работать. День разделяется на часы труда и часы досуга за вычетом 8 час. сна:
  L=L*- Le, где L - часы труда, занятость,
  L*=24 - 8=16,
  Le - часы досуга.
  Часовая ставка заработной платы определяет цену досуга, т.е. то количество денег (товаров), от которого должен отказаться рабочий, чтобы получить дополнительный час досуга. Поэтому кривая безразличия для работника - это имеющие одинаковую полезность наборы различных товаров, которые можно купить на зарплату, и досуга, как альтернативы труда, поскольку труд не является желанным.
  Вмененные издержки досуга (неработы) - это потребление всех товаров, которые можно приобрести на заработную плату.
  Мах U (Le, х) , бюджетное ограничение: Рх x +W Le = W L*
  Рх x=W(L* - Le)
  PQ=WL
 
 Рис. 20. Кривая безразличия работника при изменении заработной платы
  На горизонтальной оси риc.20 - количество часов досуга в день, на вертикальной - доход, приносимый трудом. Биссектриса - равная полезность труда и досуга - дополнительный час досуга равен дополнительному часу труда. А - исходная точка с заработной платой W0 и бюджетным ограничением W0E. Пусть W1  
 
 Рис. 21. Загибающаяся в обратном направлении кривая индивидуального предложения труда
  Перенеся точки А, В, С на оси координат "занятость - зарплата", получаем кривую индивидуального предложения труда, в основе которого лежит динамика спроса на досуг. Эта динамика определяется на основе взаимодействия двух эффектов: дохода и замещения по аналогии с товарным рынком - изменение заработной платы (цены труда и досуга) сопровождается эффектом замены и эффектом дохода. Эффект дохода состоит в возможности приобретения дополнительного количества материальных благ в результате увеличения располагаемого дохода. Поскольку досуг - нормальный товар, то часть дополнительно полученного дохода будет использована как раз на покупку досуга. Иными словами, произойдет увеличение времени, отводимого на внерыночные виды деятельности, и сокращение времени труда. Такое предположение имеет тем больше оснований, если учесть, что полезность извлекается человеком не из товаров как таковых, а из процесса их потребления, который необходимо предполагает затраты времени. Таким образом, эффект дохода действует в направлении снижения предложения труда по мере роста дохода и увеличения предложения труда по мере его падения. Противоположную направленность имеет эффект замещения. Он проявляется в том, что по мере роста заработной платы растут и так называемые вмененные издержки досуга. Вмененные издержки отражают ту максимальную полезность, которая может быть получена при использовании данного отрезка времени альтернативным способом66. Альтернативой досуга является труд за вознаграждение. По мере увеличения вознаграждения вмененные издержки возрастают. Теперь каждый дополнительный час досуга требует отказа от большей величины дохода, следовательно, большего количества разнообразных потребительных стоимостей, которые могли бы быть приобретены на полученный доход. Согласно теории потребительского выбора потребление любого нормального товара уменьшается с ростом его цены67. Поэтому возрастание цены досуга представляет собой фактор сокращения его потребления или, что то же самое, роста предложения труда. Таким образом, эффект замещения действует в направлении увеличения предложения труда по мере роста дохода и уменьшения предложения труда по мере его падения. В силу противоположного действия эффекта дохода и эффекта замещения динамика оплаты труда может оказывать неоднозначное влияние на объем предложения труда со стороны того или иного конкретного человека. Предпочтения каждого человека строго индивидуальны. Поэтому неизбежно огромное разнообразие кривых индивидуального предложения труда. Тем не менее, выявлены определенные закономерности, в соответствии с которыми ведут себя кривые индивидуального предложения труда различных категорий рабочей силы. Так, существенно различается динамика предложения труда мужчин и женщин. У мужчин, как правило, довольно быстро наступает фаза доминирования эффекта дохода, и кривая предложения труда имеет вышеописанную форму. Для женщин доминирующим является эффект замещения. Одна из возможных теоретических гипотез для экспериментальной проверки состоит в том, что дополнительных доход позволяет им нанимать домашнюю прислугу и использовать высвобожденное время для работы по найму. Отсюда, в частности, происходит прямо пропорциональная зависимость между ростом почасового дохода и предложением труда со стороны женщин. Подобного рода "тонкости" характерны для стран с развитым рыночным хозяйством. В условиях командно-административной системы, законодательно регламентирующей порядок участия рабочей силы в процессе общественного труда, продолжительность рабочего времени и практически не предоставлявшейся возможности неполной, почасовой и других гибких форм занятости, индивидуальное предложение труда было в большинстве случаев жестко регламентировано в самых различных аспектах и незначительно изменялось под воздействием изменений реальной заработной платы.
  Соединение кривых спроса и предложения труда определяет равновесную заработную плату Wс и равновесную занятость Lc. В условиях совершенно конкурентного рынка фактора производства и продукции ресурсы используются эффективно, разность между совокупной выручкой и совокупными затратами максимизируется.
 
 Рис. 22. Равновесие на факторном рынке в условиях совершенной конкуренции на товарном рынке
 
 
  3. Рынки труда с несовершенной конкуренцией
 
  На конкурентном рынке труда MRPL=P*MPL. Т.к. конкурентный рынок эффективен, то это равенство является условием эффективности: дополнительная выручка от применения дополнительной единицы труда равна общественным выгодам от дополнительной продукции, выпущенной с помощью дополнительной единицы труда. Когда рынок готовой продукции не является конкурентным (монополия), то это равенство не выполняется, и кривая Р*МРL проходит выше кривой предельной выручки от предельного продукта MR*МРL. Точка В определяет равновесную заработную плату Wm и равновесный объем предложения труда Lm для фирмы-монополиста на товарном рынке.
  Но ценность, которую потребители извлекают из применения дополнительной единицы труда характеризуется линией Р*МРL. Поэтому когда занято Lm труда, предельные затраты для фирмы-монополиста - Wm меньше, чем предельные выгоды для общества Wm. Фирма максимизирует прибыль, но ее выпуск меньше эффективного уровня и ресурсы используются в количествах, меньше эффективных.
  На некоторых рынках труда отдельные покупатели обладают силой монопсонии (одного покупателя) (единственная шахта в городе, университетский городок, хлопчатобумажный комбинат в г.Шахты, государство в тоталитарных обществах).
 
 Рис. 23. Влияние монопсонии на рынок труда
 
  На конкурентных факторных рынках кривые предельных и средних факторных расходов совпадают АС=МС, для монопсонии - не совпадают. Т.к. кривая предельных издержек монопсонии MС лежит выше кривой средних издержек АС, то фирма-монопсонист будет расширять приобретение труда до тех пор, пока МС=АС.
  Здесь выгоды от приобретения последней единицы труда (и другого фактора) MRPL=MС. Монопсонист нанимает Lm единиц труда, Wm определяется точкой на кривой средних расходов или кривой предложения, соответствующей Lm единицам труда.
  Монопсонист максимизирует выгоды (выручка (полезность) минус расходы), когда предельная ценность доходов MR=MC. Т.к. MR=MRPL, то MRPL=MC. Это условие аналогично условию о максимизирующем прибыль объеме производства.
  Таким образом, монопсонист нанимает труда меньше, чем конкурентная фирма и платит более низкую заработную плату. Однако, чистая монопсония - такая же абстракция, как совершенно конкурентный рынок фактора. Чаще встречается олигопсония, т.е. такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса (профессиональные футбольные команды, их 20-30).
  Продавцы на факторных рынках также могут выступать как монополисты - профсоюз на рынке труда. Если профсоюз стремится максимизировать занятость, его выбор совпадает с результатами совершенной конкуренции. Если он добивается более высокой зарплаты, то он ограничивает число своих членов и, следовательно, уменьшает занятость.
 
 Рис. 24. Влияние профсоюза на предложение труда и зарплату
 
  Последней рыночной структурой на факторных рынках является двусторонняя монополия. Это такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю- продажу факторов производства (для продавца - это труд или готовая продукция). Оба могут контролировать цены услуг факторов.
 
 Рис. 25. Двусторонняя монополия
  Когда монопсонист сталкивается с монополией, продающей фактор производства, - это битва титанов, по характеристике Хаймана Д.Н. Кривая предложения рабочей силы определяет цену услуг труда. Т.к. фирма-монопсонист устанавливает ее на уровне Wm, соответствующем пересечению кривой ее MС с MRPL в точке Е2, то привлекает Lm единиц услуг ресурса. Но монополист-профсоюз для максимизации зарплаты стремится установить такую цену на труд, которая побудит нанимателя ресурса приобрести количество ресурса, соответствующего точке, где предельный доход от реализации услуг данного фактора равен предельным издержкам на него - Е2, где MR=MC, где продается Lp единиц труда по цене Wp. На подобном рынке не существует точки равновесия и цена устанавливается путем переговоров в указанных пределах.
  Ситуация двусторонней монополии встречается очень редко.
 
  4. Особенности рынка труда в переходной экономике.
 
  Проблема занятости - это одна из самых злободневных социально-экономических проблем переходной экономики. Численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России на конец 2000 г. составила 7,45 млн. человек, или свыше 10,2% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации68, из них 1млн. - официально зарегистрированы как безработные.
 Диаграмма 1. Структура рынка труда области в 2000 году (оценка)69
  Качественные изменения в структуре рынка труда характеризуются исчезновением государственного принуждения к труду и практически существовавшей государственной монополии на рабочие места. Безработица в переходной экономике - не результат высвобождения работников в ходе совершенствования производства (как в рыночной экономике), а в основном следствие экономического кризиса.
  Особенности современного этапа развития рынка труда в России:
  1. Рост безработицы. В настоящее время в России из 145 млн. населения 72,4 млн. человек или около 50% общей численности населения страны составляет экономически активное население, 18,8 млн. заняты в сфере так называемой теневой занятости (уличная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частные услуги (уборка, приготовление пищи), репетиторство) (поэтому официальная статистика определяет численность занятых на уровне 64 млн. или 88,2% экономически активного населения) и 1млн. (2,6%)- официально зарегистрированных безработных70. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе "О занятости населения в Российской Федерации" официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 10,2 %, однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30%71.
  Но если учесть скрытую безработицу (вынужденные отпуска, неполный рабочий день, невыплаты заработной платы)72, то по оценкам экспертов масштабы безработицы приближаются к 20% экономически активного населения73.
  Число незанятых неуклонно повышалось примерно на 1,5 млн. в год, но эти темпы снижения занятости несопоставимы со снижением производства: на 18 % в 1992г., 16 % в 1993г., 20 % в 1994г., 4% в 1995г., 6% в 1996г., 5% в 1998г.
 
 
 Таблица 7.
 Изменение численности занятых и ВВП России в 1992-1999гг.74
 
  ВВП в сопоставимых ценах, % к предыдущему году Численность занятых, в % к предыдущему году Коэффициент эластичности уменьшения численности занятых по снижению ВВП: 1992 86 98 0,14 1993 91 98 0,22 1994 87 97 0,25 1995 96 98 0,50 1996 95 98 0,33 1997 100,4 99 - 2,5 1998 95,4 98 0,43 1999 101,8 99 - 2,8 1992 -1999 54,4 8 0,38
  Среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилась увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений
  2.Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования. На каждом втором предприятии признается избыток рабочей силы, но 70% руководителей не планируют ощутимого сокращения персонала. Среди причин выбытия работников основная (более 80% случаев) - увольнения по собственному желанию.
  3.Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
  4.Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился, как отмечалось, в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. Если прежде ее так называемые внутрипроизводственные резервы оценивались в среднем по промышленности в 15-25 % , то теперь эта цифра возросла до 50%.
  5.Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. чел. (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%) - находились в вынужденных отпусках75.
  6.Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
  7.Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости76 - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
  8.Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
  9.Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости.
  Наиболее распространенные ее формы - самозанятость населения, различные приработки, которые не регистрируются, осуществляются без патента и декларирования доходов, - уличная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частные услуги (уборка, приготовление пищи), репетиторство. Причем, большинство совмещает легальные и теневые формы занятости, только таким образом обеспечивая себе приемлемый уровень благосостояния. Снижение жизненного уровня побуждает занятых в непроизводственной сфере с относительно свободным режимом работы продлять трудовую деятельность в теневой экономике, в которой трудится в настоящее время, по оценкам, около 25 млн. чел.
  10.Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
 
  Таблица 8.
  Общая и официально регистрируемая численность безработных77
 
  Июнь 1999г.
  Декабрь 2000г. Общая численность безработных, млн. человек 10,4 7,35 Численность официально зарегистрированных безработных, млн. человек 1,6 1,0
  Причины придерживаемого типа занятости сводятся к следующему:
  * социальная ответственность руководства предприятий,
  * убежденность менеджеров, что спрос на продукцию предприятия вскоре возрастет и "простаивающая" рабочая сила будет востребована;
  * нежелание провоцировать конфликты с трудовым коллективом,
  * высокие организационные и финансовые издержки, сопряженные с избавлением от "лишних" работников;
  * стремление сохранить статус предприятия (власть, влияние, престиж директора чаще всего напрямую определяются размерами предприятия, которым он руководит);
  * технологическая жесткость, опасения сбоев в ходе производственного процесса, которые могут последовать при резком "сбросе" рабочей силы;
  * запреты на высвобождение персонала, исходящие от местных, региональных или центральных властей;
  * противодействие профсоюзов;
  * оппозиция работников-акционеров;
  * бегство от налога на превышение нормируемого уровня оплаты труда (в период его существования) путем перевода "лишних людей" на минимальную заработную плату вместо их увольнения,
  * возможность оказывать давление на власти;
  * отсутствие сколько-нибудь заметных издержек, которые порождало бы существование на предприятии недоиспользуемых трудовых ресурсов.
 Схема 10. Причины придерживаемого типа занятости
 
  Наиболее рельефно выступают две главные причины избыточной занятости: патернализм и ожидание роста спроса на выпускаемую продукцию. К тому же, поведение предприятий на рынке труда определяется соотношением между "издержками неравновесия" (придерживания лишних работников) и "издержками приспособления" (освобождения от этих работников), которое определяет скорость рассасывания избыточной занятости: в среднем издержки приспособления, связанные с сокращением определенного числа работников в течение некоего периода времени, в 4-8 раз превосходят издержки неравновесия, связанные с придерживанием в течение того же периода эквивалентного количества "лишних" работников78.
 Схема 11. Черты транзитивной модели рынка труда
 
 
 
  5. Формирование институтов рынка труда в переходной экономике: проблемы и противоречия
 
  Трансформация российской экономики, связанная с переходом от командно-административной к рыночной экономической системе, предполагает коренную ломку или радикальное изменение сложившейся системы норм и правил, регулирующих деятельность людей в обществе, смену многих принципов и мировоззрений, а также создание и привнесение большого количества новшеств. Иначе говоря, она предусматривает глубокие институциональные изменения в экономике и обществе в целом. Это необходимый и абсолютно естественный процесс, имеющий место во всех подвергающихся реформированию экономических системах.
  Институциональные изменения направлены на создание новых или обновление имеющихся институтов, обеспечивающих определенные "правила игры". На основе этих правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение, формируются взаимоотношения людей в экономической, общественной, политической и прочих сферах. Поэтому проблема формирования институциональной среды или институционализация экономики является важнейшей сферой деятельности государства, в т.ч. и на рынке труда. Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Старых институтов нет. Новые институты либо не созданы, либо функционируют с низкой эффективностью (институт защиты прав наемных работников, биржи труда). Поэтому институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда. Показателем степени несовершенства рынка труда в переходной экономике служат невыплаты пособий по безработице.
  В соответствии с методологией институциональной экономики все структурные подразделения рынка труда есть ни что иное, как институты. Основоположник институционализма Т. Веблен утверждал, что сущность любого экономического института составляют усвоенные широкими слоями населения системы ценностей, устойчивые совокупности социальных норм и стандартов поведения, установки и схемы мировосприятия. По выражению Т. Веблена, институты - это образ мышления79. Д. Коммонс считал, что ядром института, его конституирующим моментом являются правовые нормы80.
  Современные неоинституционалисты определяют институт как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих те или иные сферы человеческой деятельности.
  Поэтому становление рыночных отношений в сфере занятости - это, прежде, всего создание институтов, обеспечивающих функционирование рынка труда. Формирование рыночных институтов в сфере занятости в условиях переходной экономике - это, конкретизируя известное определение Д. Норта применительно к рынку труда, становление правил, механизмов, обеспечивающих их выполнение, и норм поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми81, включающее развитие институтов первого порядка (определение и распределение прав собственности на услуги труда, трудовое законодательство) и институты второго порядка (средства массовой информации, корпоративные и неформальные связи, контакты, каналы информации, рекомендации). С другой стороны, институционализация рынка труда, т.е. становление его институтов в узком смысле, - это формирование учреждений, обеспечивающих непосредственное функционирование институтов первого и второго порядков, - институты поиска контрагента, структуры трудового посредничества, институты заключения контракта, госконтроля.
  Институты рынка труда включают следующие типы82:
  - институты определения и распределения прав собственности на услуги труда (нормы, традиции, ценности, определяющие трудовое поведение, практика заключения и содержание формальных и неформальных трудовых контрактов, трудовое законодательство, отражающее модификацию этих норм);
  - институты поиска контрагента (работы или работника) и сбора информации, отбора (формальные государственные и негосударственные структуры трудового посредничества, средства массовой информации, корпоративные и неформальные связи, контакты, каналы информации, рекомендации, репутация);
  - институты заключения контракта, ведения переговоров (профсоюзы);
  - институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав собственности (трудовая инспекция, трудовой арбитраж, профсоюзы);
  - институты, определяющие мобильность и трансакционные барьеры на рынке труда (нормы дискриминации, установки на территориальную мобильность, законодательные ограничения на мобильность, нормы престижности и статуса рабочих мест и т.д.);
  - институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда);
  - институты государственного регулирования рынка труда, компенсирующие "провалы" рынка в сфере труда (службы занятости, системы страхования по безработице, органы контроля за условиями труда и т.д.).
 
 Схема 12.Типология институтов рынка труда
 
  В переходной экономике с развитием рыночных механизмов координации в сфере труда необходимо обеспечить ускорение процесса становления этих институтов рынка труда. Именно отсутствием институциональных структур, необходимых для полноценного функционирования рынка труда обусловлены его существенные особенности в переходной экономике, которые объективно требуют:
  - формирования рынка услуг по трудоустройству, т.е. по оказанию трансакционных услуг (коммерческие организации трудового посредничества, средства массовой информации и т.д.);
  - становления институтов, направленных на компенсацию "провалов" рынка в сфере труда (служба занятости, страхование по безработице);
  - становления институтов защиты прав собственности в трудовой сфере (трудовой арбитраж);
  - трансформации профсоюзов в институт проведения переговоров об условиях трудового контракта, занятости и заработной платы.
 
 Схема 13. Институциональная структура рынка труда
 
 
 
 
  6. Государственная политика на рынке труда
 
 
  Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
  В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
  Когда безработица превышает естественный уровень, что свидетельствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательство государства, деятельность которого осуществляется по двум основным направлениям. Первое направление - регулирование уровня и продолжительности безработицы. Задача государства заключается в том, чтобы снизить безработицу до естественного уровня, но методами, нейтральными по отношению к инфляции. В противном случае экономика окажется в состоянии стагфляции. Допустимы такие меры воздействия, как организация работы бирж труда, совершенствование информации о вакансиях и т. п. Хорошие результаты дают также целевые программы как регионального, так и социального характера.
  Второе направление - социальная защита безработных. Социальная политика дает реальный результат, если строится на основе реальных возможностей экономики и исключает ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу