<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 образом? Сейчас я приведу вам мой любимый пример.
  Мы шли по коридору одной Колифорнийской больни
 1000
 цы вместе с
 группой молодых психиатров. Приближаясь к большой гостиной, мы
 говорили нормальными голосами. Когда мы подошли к двери и вошли
 в комнату, все психиатры начали говорить шопотом. Конечно, и мы
 тоже начали шептать. В конце концов мы посмотрели друг на друга
 и спросили: "Отчего же мы шепчем? " Один из врачей повернулся к
 нам и сказал: "Здесь находится кататоник. Мы не хотим его
 беспокоить " Ну, если кататоник имеет большее необходимое
 разнообразие поведения, нежели профессионал, то я присоединяюсь
 к кататонику.
  В Калифорнии каждая группа психотерапевтов имеет свою
 этику. Например: чтобы быть хорошим коммуникатором, вы должны
 одеваться как рабочий фермы. Второе правило -- это обнимать
 всех СЛИШКОМ крепко. Они всегда смеются над психиатрами,
 которые носят галстуки! Мне их поведение представляется
 ограниченным и одномерным. Вся беда с этими профессиональными
 кодексами заключается в том, что они ограничивают поведение. И
 каждый раз, когда вы скажите себе: "Этого я делать не могу", на
 это найдутся люди, с которыми вы не сможете при этом работать.
 В этой же самой комнате я прошел очень близко от кататоника,
 наступив ему при этом на ногу так сильно, как только мог, и
 получил немедленную рекцию. Он вышел из своей
 "кататонии"подскочил и закричал: "Не смейте этого делать!"
  Франк Фарелли, автор "Провакативной терапии", представляет
 собой прекрасный пример необходимого разнообразия поведения. Он
 готов на все, чтобы добиться контакта и рапорта.
  Однажды он демонстрировал женщину, которая уже три или
 четыре года находилась в кататоническом состоянии. Он сел рядом
 с ней, посмотрел на нее и честно предупредил: "Я собираюсь
 добраться до вас". Она конечно, не дала никакой реакции,
 продолжая пребывать в кататоничском состоянии. Он наклонился и
 вырвал у нее волосок из ноги тут же над лодыжкой. И снова
 никакой реакции, так? Затем он поднялся на один дюйм вверх и
 вырвал еще один волосок. "Убери руки! " закричала она.
 Большинство из вас скажут, что это "Непрофессионально". Но
 самое интересное насчет непрофессиональных вещей -- это то что
 они СРАБАТЫВАЮТ! Франк сказал тогда, что он и не намерен был
 подниматься выше колена.
  Однажды я читал лекцию в аналитическом институте Техаса.
 перед началом лекции они три часа рассказывали мне о своих
 иссследованиях. Результат их сводился к тому, что психически
 больным людям нельзя помочь. К концу я сказал: "У меня
 складывается определенная картина. Разрешите мне проверить,
 прав ли я. Вы мне хотите сказать, что терапия, в ее настоящем
 виде, бессильна? " Они отвечали: "Нет, мы хотели сказать, что
 никакая форма терапии никогда не будет помогать шизофреникам".
 Я ответил: "хорошо. Вы действительно в своем праве: все мы,
 психиатры, должны поверить в то, что мы не можем помогать
 людям". Они на это: "Нет, будем же говорить о психотиках. Люди,
 которые живут в психотической реальности и та-та-та... И все
 эти вещи о рецидивах. Я спросил: "Но что вы делаете с этими
 людьми? " Тогда они рассказали мне о видах терапии, которые они
 применяют. Они никогда не сделали ничего, чтобы добиться от
 этих людей желаемой реакции.
  У Франка Фарелли в отделении лежала больная, которая была
 убеждена в том, что она любовница Христа. Вы должны признать,
 что это малополезное убеждение. К каждому человеку она
 подходила и объявляла: "Я -- любовница Христа". И конечно, они
 отвечали "Да нет, это только иллюзия, бред... но так ли? "
 Большинство психических больных преуспевают в странном
 поведении и вызывании нужных им реакций. Франк обучил молодую
 девушку, социального работника вести себя систематически
 определенным образом и запустил ее в это отделение. Когда эта
 пациентка подошла к ней и сказала: "А я -- любовница Христа" та
 ответила: "Да, знаю, он мне о вас говорил, причем ответила с
 презрением, глядя немного назад. Через сорок путь минут
 пациентка сказала: "Я слышать не хочу больше про Христа и все
 эти
 1000
  вещи!"
  Есть такой человек -- Джон Розен. Многие из вас о нем
 определенно слышали. У Розена есть две вещи, которые он делает
 систематически, получая отличные результаты. Одна из вещей,
 которые он делает систематически, получая отличные результаты.
 Одна из вещей, которые Розен делает очень хорошо, что описал
 Шеффлин -- это он так хорошо присоединяется к миру шизофреника,
 что разрушает его. Это -- то же самое, чему научил Франк
 девушку -- социального работника.
  Психатерапевты из Техаса никогда не пробывали сделать
 ничего подобного. Когда я сказал им об этом, у них вытянулись
 лица, потому что то, что я предлагал, выходило за рамки их
 профессиональной этики. Они выросли в системе убеждений,
 которая гласила: "Ограничивай свое поведение. Не присоединяйся
 к миру клиента, жди пока он присоединится к твоему. Но ведь
 психически больному гораздо труднее войти в мир психиатра, чем
 профессиональному коммуникатору -- в его мир. Но меньшей мере,
 первое -- более маловероятно.
  Мужчина: вы клеймите многих людей, которые здесь сидят!
  Конечно! Слова всегда это делают -- на то они и слова. Но
 если эти слова вы относите непосредственно к себе, то у вас
 есть потребность, чтобы на вас нападали.
  Один из моментов, на котором застревают коммуникаторы, мы
 называли "модальный оператор". Клиен говорит: "Я не могу
 говорить сегодня об этом. В этой группе я не могу раскрыться. И
 я не думаю, что вы можете это понять" Если вы будете
 вслушиваться в содержание, вы просто уничтожите себя. Скорее
 всего вы скажите: "Что случилось?"
  Стеретип состоит в том, что клиент говорит: "Я не могу",
 или "Я не должен Х". Если пациент приходит и говорит: "Я не
 должен сердиться", то гештальт-терапевт отвечает: "Скажите
 лучше, что вы не хотите". Фриц Перлс говорил на немецком, и,
 быть может, в немецком эти слова существенно различны, но в
 английском языке этой разницы нет. "Не хочу, не могу, не
 должен" -- в английском языке все это то же самое. Не важно, не
 хотите ли вы, не должны или не можете -- все равно вы не
 делаете. Итак, человек говорит: "Я не в состоянии сердиться".
  Если вы спросите: "Почему? ", он начнет объяснять вам
 причины, и вы с большей вероятностью попадете в тупик. Но если
 вы спросите: "Что же произойдет, если вы все-таки рассердитесь"
 или "Что же удерживает вас от этого? " вы получите что-то
 гораздо более интересное.
  Все эти идеи мы опубликовали в нашей книге "Структура
 магического", и многих потом спрашивали, читали ли они эту
 книгу. Нам отвечали: "О да, трудолюбиво прочел". А почерпнули
 ли вы что-нибудь от туда, например, из четвертой главы? " Я
 считаю, что это -- единственная осмысленная глава во всей
 книге#. "Конечно, все это я прекрасно знаю". "Хорошо, тогда я
 буду клиентом, а вы будете задавать мне вопросы. Итак, я не в
 состоянии рассердиться". "И как вы думаете, в чем здесь
 проблема? " -- это вместо того, чтобы спросить: "Что же
 удерживает вас? " или "Что же произойдет, если вы все-таки
 рассердитесь? " Без систематической тренировки в задавании
 вопросов мета-модели люди заходят в тупик. Наблюдая за работой
 Сэла Минушина, Вирджинии Сатир, Фрица Перлса и Милтона
 Эриксона, мы заметили, что они интуитивно пользуются многими из
 двенадцати вопросов мета-модели.
  Чтобы не думать о том, что же надо делать, вы должны
 пройти через программу тренировки ваших выборов. Если же вы
 будете думать о том, что надо делать, вы не заметите того, что
 происходит. Сейчас мы говорим о том, как организовать свое
 сознание, чтобы справляться со сложной задачей коммуникации.
  Понимает ли клиент то, что происходит, совершенно не имеет
 значения. Если же он хочет знать, что происходит, самое легкое
 -- это ответить: "Есть ли у вас машина? Наверное, вы иногда ее
 ремонтируете. Объясняет ли вам автомеханик, перед тем, как
 начинает работу, что он будет делать с вашей машиной подробно и
 детально? Или: "Вам делали когда-нибудь операцию? Объясн
 1000
 ял ли
 вам хирург, какие мышцы он будет перерезать и как он будет
 тампонировать артерии? " Я думаю что эти аналоги вполне годятся
 как реакции на попытку пациента к такому роду исследования.
  Психиатрические учреждения у нас, в Европе продуцируют
 множество людей, которые могут подробно и уточненно дать полный
 анализ своих проблем. Они расскажут вам, в чем состоят их
 проблемы, откуда они взялись и как они поддерживают в настоящее
 время их неадоптированное поведение. Но это вербально
 осознанное понимание своих проблем не даст чтобы реорганизовать
 свое поведение и свои переживания.
  А сейчас я хочу сделать вам внушение. Конечно, мы здесь
 только гипнотезеры, и только внутренние это будет. Мы хотели бы
 внушить бессознательной части психики каждого из вас, с кем мы
 имели сегодня удовольствие общаться, что в ней представлены все
 переживания которые сегодня возникли, сознательные и
 подсознательные. Эта ваша часть использует естественный процесс
 сна и сноведений, являющийся естественной частью вашей жизни,
 как возможность сортировки сегодняшних переживаний. В этой
 вашей части представлено все, чему вы научились сегодня,
 полностью не осозновая этого. По прошествии дней, недель,
 месяцев вы сможете с удовольствием обнаружить, что вы делаете
 чтото новое. Вы обучились чему-то новому, не зная об этом, и
 будете приятно удивлены, обнаружив это в своем поведении.
 Будете ли вы помнить ваши сны, которые, мы надеемся, будут
 сегодня достаточно странными, или нет, мы разрешаем вам
 спокойнл отдыхать, чтобы завтра снова встретиться с вами
 освеженными и готовыми к восприятию новых и волнующих вещей. До
 завтра.
 
 
 
 ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
 
 
  Вчера мы описали несколько способов, с помощью которой вы
 можете достичь рапорта и присоединиться к миру другого человека
 для того, чтобы в последствии помочь ему сделать новые выборы в
 своем поведении. Все это были примеры того, что мы называем
 "шаганием в ногу" или"отражением". Вы будете отражать
 переживания человека в этой мере, в какой вам удастся
 присоединиться к его поведению, вербально и невербально.
 Отражение -- это сущность того, что многие называют рапортом.
 Существет столько измерений рапорта, сколько различает ваш
 сенсорный аппарат. Вы можете отражать предиктаты и синтаксис,
 позу, дыхание, тон и темп речи, выражение лица, моргание и т.
 д.
  Существует два вида невербального отражения. Первый вид --
 это прямое отражение. Нпример, я дышу с той же скоростью и
 глубиной, что и вы. Сознаете выто или нет, но это окажет на вас
 глубокое влияние.
  Другой способ невербального отражения -- это замена одного
 невербального канала другим. Мы называем это "перекрестным
 отражением". Существует два способа перекрестного отражения.
 Можно использовать один и тот же канал. Я могу использовать
 движение собственной руки так, чтобы они соответствовали ритму
 вашего дыхания. Хотя движение моей руки почти не заметны, но
 это имее тот же самый эффект, что и прямое отражение. Это,
 конечно, не так драматично, как прямое отражение, но весьма
 эффективно. Тут мы используем один и тот же канал --
 кинестетический.
  Но вы можете использовать и другой канал. Например: говоря
 с вами... я слежу... за вашим дыхание... и я меняю... темп моей
 речи... в соответствии... с вашим... дыхательными...
 движениями. Это -- второй вид перекрестного отражения.
  Если вы хорошо ПРИСОЕДИНИЛИСЬ, то можете теперь вести
 другого человека к изменению поведения, меняя то, что делаете
 вы. Способ наложения, о котором мы вчера упоминали, является
 примером этого. Вы присоединяетесь к репрезентации мира вашего
 клиента, а затем вводите другую репрезентацию. ПРИСОЕДИНЕНИЕ И
 ВЕДЕНИЕ -- это почти все, что мы делаем, вернее, этот стереотип
 виден во всем, что мы делаем. Если он осуществляется мягко и
 тактично, то работает с любым человеком, включая катотоника. В
 одной калифорнийской психиатрической
 1000
  больнице был парень,
 который несколько лет пребывал в кататоническом состоянии. Он
 все время сидел на кушетке в комнате отдыха. Единственное, что
 он мог предложить мне в качестве коммуникации -- это свою позу
 и скорость дыхания. Глаза его были раскрыты, зрачки расширены.
 Я устроился в кресле рядом сним под углом 45^, и принял точно
 такую же позу, как и он. Тут я даже не скрывал, что я делаю. Я
 сидел в этой же самой позе, что и он, и дышал вместе с ним
 примерно 45 минут. К концу этого времени я стал слегка
 варьировать ритм моего дыхания -- он последовал за мной. Таким
 образом я узнал, что раппорт достигнут. Я мог и дальше менять
 ритм своего дыхания и вывести его из кататонического состояния
 постепенно. но вместо этого я использовал шок, закричав: "Эй,
 есть у тебя сигарета? Больной вскочил с кушетки и сказал:
 "Проклатье! Не смей больше этого делать!"
  У меня есть знакомый ректор колледжа. Он живет в бредовой
 реальности, считая себя умным, престижным и т. п. Он держится
 чопорно, выглядит сердито и курит сигары. Это вполне бредовая
 реальность. Недавно в психиатрической больнице я разговаривал с
 парнем, который считал себя агентом ЦРУ, преследуемый
 коммунистами, которые и заточили его в больницу. Различие между
 парнем и ректором состоит лишь в том, что люди более склонны
 верить ректору, чем психотику. Ректор за свои иллюзии получает
 деньги. Чтобы присоединиться к каждому из них, я должен принять
 реальность. Про ректора я скажу: "ПОСКОЛЬКУ он так умен и
 авторитетен, он будет способен" -- и тогда я скажу о том, что я
 от него хочу. Если я иду на научную конференцию и нахожусь там
 с людьми, живущими в психотической реальности научного мира, я
 присоединяюсь к их реальности. Я готовлю ДОКЛАД, поскольку
 сырой опыт не войдет в эту реальность. Если же там будут
 элементы опыта, то они пойдут мимо этих людей.
  Кто из вас чувствовал, что после дня работы в психотерапии
 или преподования вы идете домой, и что-то с собой уносите. Вам
 конечно знакомо это ощущение. Статистика показывает, что
 терапевты в среднем живут на восемь лет меньше, чем люди почти
 любой другой специальности.
  Если вы работаете с людьми больными или умирающими, вы не
 должны пользоваться прямым отражением, если не хотите иметь
 очень короткую карьеру. Люди часто говорят вам о боли, печали,
 пустоте, страдании и прочих мучениях. Если вы должны понять то,
 что они испытывают, сами испытывая это, то я догадываюсь что у
 вас бывают очень неприятные периоды в жизни. Важно иметь ВЫБОР
 -- отражать непосредственно или перекрестно. Если кто-то дышит
 нормально, присоединяйтесь с помошью дыхания. С астматиком же
 используйте движения руки или что-нибудь еще.
  Давайте сейчас сделаем что-нибудь из того, что мы говорили
 вчера и сегодня. Есть ли у кого-нибудь из вас такое
 переживание, воспоминание о котором время от времени
 возвращается, чего-бы не хотелось?
  ОК. Линда, это -- тайная терапия. Ваша задача -- сохранять
 в тайне содержание своих переживаний от нашей аудитории. Если
 вы расскажите им содержание, они станут вовлеченными. А если
 они вовлекутся, им будет труднее учиться.
  Когда мы предлагаем человеку произвести какие-то изменения
 в себе здесь, на семинаре, то настаиваем, чтобы содержание
 своих переживаний он сохранял в тайне. Обычно мы говорим:
 "Возьмите какое-нибудь кодовое слово, цвет, номер или букву и
 обозначьте им неприятное переживание, от которое вам хотелось
 бы избавиться". Человек тогда говорит: "Мне хотелось бы, чтобы
 я был способен на М" или "Я хотел бы избавиться от З". Такой
 пример имеет несколько позитивных сторон. В конечном итоге мы
 хотим научить вас делать то, что мы делаем, поэтому мы требуем,
 чтобы это была свободная от содержания, направленная на чистый
 процесс терапия. Таким образом, единственное, чему вы должны
 уделять внимание-это стадии процесса. Вы не можете эффективно
 галлюцинировать на тему "З" -- это будет настолько же
 эффективно, как если бы вы галлюцинировали на тему
 1000
  "любви",
 "доверия", "уверенности в себе" и других таких же
 номинализаций.
  Кроме того, многие люди отказываются работать над
 содержанием если в группе присутствуют другие люди, с которыми
 им не хотелось менять свои отношения. Не вскрывая содержания,
 вы избегаете этой трудности, так как никто не знает, о чем
 человек работает.
  Линда, что вы вспоминаете, когда у вас возникают
 неприятные чувства? Образы или голоса? ОК. Она уже ответила на
 этот вопрос невербально. Если вы наблюдали за ее глазами, то
 видели, что сначала она посмотрела налево вверх, а потом
 направо вниз. Сначала она создает эйдетический ви зуальный
 образ, а затем испытывает по этом поводу неприятные чувства.
  Линда, когда вы видите этот образ, вы испытываете
 неприятные чувства. Сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть

<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу