<< Пред.           стр. 13 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 негативные переживания нашего прошлого часто образуют основу для широких
 возможностей в настоящем - если слышать, видеть и чувствовать эти
 переживания по-новому".
  Действуя таким образом, вы достигнете необходимого активного,
 положительного раппорта с подсознанием клиента, так как вы подтверждаете
 своими действиями одну из важнейших функций подсознания - защиту - и
 требуете, чтобы оно продолжало выполнять эту функцию, пока вы работаете с
 ним. Вы должны будете выдвинуть специальное требование: чтобы появляющийся
 материал был материалом, порождающим на уровне сознания весьма позитивное
 чувство желания - это позволит продолжать исследование новой размерности
 переживания.
  Итак, возникновение абреакции не означает, что вы действуете
 неправильно. Напротив, как я только что сказал, абреакция дает возможность
 выйти на мощные положительные переживания в самом начале наведения транса.
 Многие люди считают, что с изменением состояний связаны мучительные
 ощущения. Когда два человека зацепляют (якорями) друг друга, они
 сопротивляются изменению, потому что боятся мучительных ощущений. Но это не
 значит, что им не нравится изменение само по себе: им не нравятся
 мучительные переживания. Если провести четкую границу между изменениями и
 мучительным переживанием, клиент сможет измениться с большей легкостью. Вся
 ваша деятельность по изменению окружающих людей будет даваться вам
 значительно легче, если между изменением состояния и мучительным
 переживанием не будет обязательной связи.
  Стэн: Говоря иными словами, то, о чем вы сказали, можно назвать
 "умственным дзюдо", с той лишь разницей, что приемы настоящего дзюдо
 используются против других, - вы же описываете приемы, _п_о_м_о_г_а_ю_щ_и_е_
 другим.
  Да, разумеется. Стэн, не могли бы вы сложить руки над головой? Так, а
 теперь толкните левую руку правой. Ширли, не могли бы и вы сделать то же
 самое? Сложите руки над головой и толкните левую руку правой.
  Смотрите: в обоих случаях, когда я попросил их нажать с правой стороны,
 _о_н_и_ _н_а_ж_а_л_и_ _т_а_к_ж_е_ _и_ _с_ _л_е_в_о_й_! Это кинестетическая
 метафора того, что часто называют "сопротивлением". Вы можете нажать на
 человека, "толкнуть" его, и если вы это сделали, то вызвали сопротивление, и
 в дальнейшем вам придется работать с этим сопротивлением. Действуя
 _п_о_-_д_р_у_г_о_м_у_, вы воспринимаете любую реакцию как лучший выбор,
 доступный клиенту в данном контексте. Вместо того, чтобы "нажимать" в ответ
 на реакцию (что требует значительного расхода энергии, времени и усилий
 обоих партнеров и не гарантирует получение конструктивной реакции в
 дальнейшем), вы можете воспринять реакцию и "повернуть ее наоборот", вызвать
 обратный эффект.
  Если вы сравните, например, американский бокс и приемы восточной борьбы,
 вы заметите такую же разницу. Тот, кто пользуется приемами восточной борьбы,
 никогда не противостоит усилиям со стороны партнера - он лишь воспринимает
 усилие и использует его, изменяя его траекторию так, чтобы усилие
 продолжалось в любом желательном для него направлении. То, что я только что
 попросил вас сделать - очень точная кинестетическая метафора, отображающая
 разницу между некоторыми традиционными формами гипноза, использующими
 прямые, непосредственные команды, - и теми методами запечатления, которые мы
 вам преподаем.
  Мужчина: Если вы замечаете, что происходит абреакция, просите ли вы при
 этом клиента раскрыть содержание переживания?
  Нет. Выяснение содержания есть традиционный психотерапевтический метод.
 Я не нуждаюсь в содержании - и поэтому не выясняю его. Это мешает мне. Но
 каждый человек нуждается в обратной связи, а также в системе ценностей,
 указывающей, что правильно, что важно. Ваши клиенты могут быть приучены -
 вами или другими психотерапевтами - считать, что они должны рассказывать о
 содержании своих переживаний. Если что-либо подобное выяснится в процессе
 взаимодействия, вы должны будете включить содержание во взаимодействие для
 того, чтобы удовлетворить нужды клиента.
  Мужчина: Выяснял ли когда-нибудь Милтон Эриксон содержание переживания?
  Думаю, что Эриксону приходилось делать _в_с_е_. Я уверен, что в
 некоторых случаях, работая с некоторыми клиентами, он выяснял большое
 количество информации о переживаниях. В то же время, я видел, как он
 осуществляет "чистый" процесс, терапию, свободную от содержания - то есть, я
 знаю, что Эриксон владел всеми возможными методами. Если вы способны
 осуществлять "чистый процесс", работать, не прибегая к содержанию
 переживаний, вы тем самым знаете, как работать и с содержанием. Это
 позволяет вам выбирать в процессе гипноза любые необходимые методы.
  Сегодня вы выполняли упражнения, относящиеся к двум методам из десяти, о
 которых мы говорили. Вы справились с ними хорошо и оказались способными
 наводить довольно успешный транс. Но вы не _у_з_н_а_е_т_е_ восьми других
 методов наведения, пока не овладеете ими на практике. Подумайте немного о
 вашем дальнейшем прогрессе в мире человеческих отношений. Я всего лишь
 гипнотизер, и могу лишь предлагать и советовать. В качестве коммуникаторов
 вы обязаны использовать множество различных способов достижения различных
 результатов. Договаривайтесь, уславливайтесь об этом с друзьями и коллегами,
 либо используйте свою частную практику для того, чтобы самим отчасти
 практиковаться; систематически переходите от одного метода к другому,
 стремясь к одной и той же цели. Овладев всеми десятью методами наведения
 транса, вы всегда достигнете желаемого результата. Используя мета-стратегию
 "высокого качества" <Буквально: "изящную, тонкую". - Прим. перев.>, вы
 будете начинать с одного метода наведения, и в том случае, если реакция не
 проявляется так быстро, как это нужно вам или вашему клиенту, вы совершите
 постепенный мягкий переход к наведению другого типа и используете один из
 методов этого второго типа. Если реакция не вырабатывается достаточно быстро
 и в этом случае, вы перейдете к еще одному, следующему методу наведения. Ваш
 клиент будет ощущать при этом, как вы постепенно безболезненно переходите от
 одной коммуникации к другой. Но он никогда не узнает, что вы испробовали
 один метод, решили, что он действует недостаточно быстро, и перешли к
 другому.
 
 
 _Н_а_п_у_т_с_т_в_и_е_
 
 
 
  Мы попытались сегодня привлечь ваше внимание с тем, чтобы показать, что
 каждый из вас несет в самом себе целые миры неиспользованных возможностей.
 Мы хотели помочь вам найти способы реализации этих возможностей. Мы
 рассмотрели значительное число шаблонов (методов запечатления), которые
 представляются нам важными в деле осуществления успешной гипнотической
 коммуникации и для успешной коммуникации вообще. Мы говорили также о
 нескольких классах методов техники наведения. Нам хотелось бы, чтобы вы
 прибавили рассмотренные методы техники наведения к своему подсознательному
 репертуару, в качестве альтернативных путей достижения тех результатов,
 которые вы уже умеете получать с помощью других методов.
  Возможно, вам показалось, что мы продвигались слишком поспешно,
 предлагая больше материала, чем вы могли бы усвоить на сознательном уровне;
 я должен согласиться с этим - вы совершенно правы. Неотъемлемой частью
 техники, использованной нами в выбранном способе обучения, является
 понимание того, что ваше подсознание в будущем подскажет вам все, что вы
 пропустили на сознательном уровне. Мы благодарим ваше подсознание за
 оказанное нам внимание и надеемся, что ваше подсознание плодотворно
 использует естественный набор состояний, в которые позже, сегодняшней ночью,
 начнет переходить ваше сознание.
  Рано или поздно, но сегодня вечером вы отправитесь спать. Все время,
 пока человек спит или находится в полусне, дремоте, в нем происходят весьма
 драматические и любопытные процессы естественной интеграции. Иногда вы
 помните содержание ваших снов, иногда нет. В том, что относится к
 интегрирующей, синтезирующей функции сна, это не имеет значения. Я хочу,
 чтобы в течение процессов естественной интеграции, во время сна и дремоты
 сегодня ночью, ваше подсознание использовало благоприятные возможности для
 распознавания и классификации переживаний сегодняшнего дня. Ваше подсознание
 способно разобрать на части все, что мы (или кто-то другой) делали сегодня,
 и выдавать информацию именно такими порциями, какие позволяют эффективно
 вызывать определенные реакции - те, которые вы хотели бы включить в свой
 репертуар.
  Итак, ваше подсознание способно разобраться во всех переживаниях
 сегодняшнего дня - и в тех, которые воспринимаются вами сознательно, и в
 тех, которые прошли мимо вашего сознания, - подсознание хранит все эти
 впечатления в некоей удобной для использования форме, независимо от того,
 когда и как эта информация может стать ценным расширением вашего репертуара
 - пройдут дни, недели, месяцы, прежде чем вы обнаружите, что в вашем
 поведении заметен прогресс, прежде чем вы овладеете новыми методами,
 соответствующими вашим целям в данной конкретной обстановке, и сможете
 делать вещи, которым вы учились здесь, даже не сознавая этого.
  Но, несмотря на то, что вы будете видеть столь причудливые и странные
 сны, мы хотим, чтобы ваше подсознание обеспечило вам спокойный, глубокий
 сон, чтобы вы проснулись отдохнувшими и обновленными, чтобы все мы собрались
 завтра утром на семинар, в этой же комнате.
  На сегодня все, спасибо за внимание.
 
 
 IV. _У_т_и_л_и_з_а_ц_и_я_ (использование)
 
 
 _П_р_о_ц_е_с_с_у_а_л_ь_н_ы_е_ _и_н_с_т_р_у_к_ц_и_и_
 
 
  Сегодня утром мы будем говорить об утилизации (использовании). Если вы
 уже добились измененного состояния у клиента, то каков наилучший способ
 использования такого состояния? Сегодня я исхожу из предположения, что вы
 внимательно следите за клиентом и сохраняете раппорт, я предполагаю также,
 что клиент уже находится в измененном состоянии.
  Основное полезное свойство измененного состояния сознания состоит в том,
 что вам уже не приходится бороться с системой ценностей клиента.
 Подсознание, если можно так выразиться, готово сделать все, что угодно, если
 оно организовано и проинструктировано надлежащим образом. Сознание же,
 напротив, постоянно вырабатывает предварительные суждения о том, что
 возможно, а что невозможно, вместо того, чтобы непосредственно пытаться с
 помощью действий определить, возможно это, или нет. Сознание, с его
 ограниченной системой ценностей, как правило, выносит чрезвычайно жесткие
 решения относительно того, что стоит попытаться сделать, а чего не стоит;
 набор возможных действий подсознания, напротив, чрезвычайно широк и
 разнообразен. В подсознании обычно отсутствуют ограничения такого рода.
  Если клиент входит к вам в кабинет и говорит: "Я не могу этого сделать,
 но хочу" - наиболее вероятное предположение состоит в том, что этот клиент
 уже сделал все, на что был способен в рамках ограничений, диктуемых
 сознанием, - и всякий раз терпел неудачу. Наименее интересная для нас часть
 личности, с которой мы устанавливаем коммуникацию - его сознание.
 Единственный способ не бороться с личностью клиента, или, что то же самое,
 не испытывать "сопротивления" - просто оставить сознание без внимания и
 обращаться непосредственно к "боссу" (то есть, к подсознанию).
  После того, как мы начали наши занятия, многие из вас задавали один и
 тот же вопрос: "Что мне делать после того, как я ввел кого-нибудь в
 состояние транса?" Простейший способ утилизировать любое поведение
 заключается в том, чтобы дать клиенту ряд свободных от конкретного
 содержания инструкций, суть которых сводится к следующим требованиям:
 "научись чему-либо", "теперь изменись, стань другим". Мы называем такие
 инструкции "процессуальными", так как подобные требования весьма точно
 определяют _п_р_о_ц_е_с_с_, который должен произойти в личности (например,
 изменение, решение проблем), но весьма _н_е_определенны во всем, что
 касается конкретного содержания. Остается неясным, _ч_т_о_ должно
 происходить, но точно определяется, _к_а_к_ это должно происходить.
 Изложение рассмотренных нами ранее различных методов наведения мы
 сопровождали краткими процессуальными инструкциями.
  Напутствие, которым мы закончили вчерашний семинар, в сущности,
 представляет собой процессуальную инструкцию. С помощью напутствия мы
 проинструктировали всех вас таким образом, чтобы вы заново пересмотрели все
 ваши переживания, отобрали те из них, которые могут быть для вас полезны, и
 использовали их в будущем.
  Заметьте, что конкретное содержание при этом отсутствовало. Мы не
 говорили о том, на _к_а_к_и_е_ переживания следует обратить особое внимание,
 _к_о_г_д_а_ в точности использовать эти переживания, и _д_л_я_ _ч_е_г_о_ в
 частности. Все эти специфические подробности не проникли в сознание
 слушателей.
  Такого рода инструкции имеют ряд важных преимуществ. Одно из преимуществ
 состоит в том, что вам нет необходимости знать, о чем в точности вы будете
 говорить. Нет необходимости узнавать подробности личной жизни клиента -
 вполне приемлемый набор свободных от конкретного содержания процессуальных
 инструкций можно сформулировать и без этого. Если клиент обращается к вам за
 помощью в решении какой-либо проблемы, вы можете дать ему такие
 процессуальные инструкции: "Переберите, просмотрите события вашего прошлого
 на подсознательном уровне, и через некоторое время вы обнаружите
 определенную способность, которая могла бы помочь вам в настоящем справиться
 с вашими проблемами". Вы не определяете точно, какая именно способность
 может быть найдена, вы утверждаете только, что клиент найдет в себе
 какую-либо способность. Вы не определяете точно, в чем состоит "проблема" -
 вам самому нет нужды знать, что это за проблема!
  Другое важное преимущество состоит в том, что процессуальные инструкции
 весьма активно привлекают и занимают внимание слушателя, потому что
 слушатель наполняет их тем самым содержанием, которое вы опускаете. Третье
 преимущество процессуальных инструкций заключается в том, что полностью
 сохраняется целостность личности клиента. Вы никак не сможете нечаянно
 ввести неприемлемое для клиента содержание именно потому, что вообще не
 вводите никакого конкретного содержания.
  Тем из вас, кто знаком с Мета-моделью (Meta-model), легко будет понять,
 что гипноз с помощью словесных шаблонов, включающий в себя процессуальные
 инструкции, есть процесс, _о_б_р_а_т_н_ы_й_ Мета-модели. С помощью
 Мета-модели точно определяется содержание переживания: если клиент входит ко
 мне и говорит - "Я боюсь", мой ответ, согласно предписаниям Мета-модели,
 должен быть таков: "Чего вы боитесь?". Я задаю этот вопрос для того, чтобы
 получить более точную информацию о содержании, которое опущено в заявлении
 клиента.
  Формулируя процессуальные инструкции, я сознательно придерживаюсь
 _н_е_определенности; я, так сказать, изымаю куски, несущие содержание, из
 своей вербализации, с тем, чтобы предоставить клиенту максимально
 благоприятную возможность заполнить эти пустоты наиболее осмысленным, с его
 точки зрения, способом.
  В тех приемах наведения, которые мы демонстрировали ранее, можно найти
 примеры такой вербализации. Мы произносили фразы типа: "Вы позволяете вашему
 подсознанию вызвать из памяти те воспоминания, которые доставят вам
 удовольствие..." Я надеясь, что вы уже представляете себе, в общих чертах,
 что такое процессуальные инструкции. (Если вы хотите изучить специфические
 словесные шаблоны, применяемые в процессуальных инструкциях, их можно найти
 в приложении II).
  Один из типов словесных шаблонов, "пресуппозиция", "предварительное
 предположение", настолько важен, что я хотел бы упомянуть о нем. Джейн, могу
 я вас попросить уделить мне одну минуту? Как вы думаете, были ли в вашей
 жизни моменты, когда вы находились в состоянии глубокого транса?
  Джейн: Не уверена. Думаю, что были.
  Какой метод наведения глубокого транса вы предпочитаете - словесный или
 несловесный?
  Джейн: Словесный.
  Отлично. Предпочитаете ли вы, чтобы я сразу приступил к наведению транса,
 или вам хотелось бы, чтобы я попросил кого-нибудь описать то, что я делаю,
 прежде чем начать наведение?
  Джейн: Пусть сперва кто-нибудь опишет то, что вы делаете.
  Какую технику я применил только что по отношению к Джейн?
  Мужчина: Вы дали ей возможность выбора.
  Я дал ей возможность выбора. Однако, для всех возможностей, которые я ей
 предоставил, характерно нечто общее. Что именно?
  Мужчина: Все они предполагают, что она перейдет в измененное состояние.
  Вот именно. Все возможности выбора предполагали тот конечный результат,
 который мне нужен. "Какой метод наведения глубокого транса вы предпочитаете
 - словесный или несловесный?" - это не имеет отношения к тому, что сказала
 Джейн. Тем самым она уже находится накануне перехода в состояние транса, она
 уже готова к такому переходу. "Предпочитаете ли вы, чтобы я сразу приступил
 к наведению транса, или вам хотелось бы, чтобы я попросил кого-нибудь
 описать то, что я делаю, прежде чем начать наведение?" - опять же, налицо
 предварительное предположение о том, что она вот-вот перейдет в состояние
 транса, вопрос только в том, произойдет ли это сразу же или немного спустя.
 Я создал то, что Эриксон называл иллюзией выбора - ложное чувство
 альтернативы. Конечно же, она могла на самом деле выбирать между словесным и
 несловесным методами наведения, между тем, сразу же я приступаю к наведению,
 или после того, как закончу объяснение. Но, так или иначе, _в_с_е_
 _п_р_е_д_о_с_т_а_в_л_е_н_н_ы_е_ _м_н_о_ю_ _а_л_ь_т_е_р_н_а_т_и_в_ы_
 _п_о_д_р_а_з_у_м_е_в_а_л_и_ _о_д_и_н_ _и_ _т_о_т_ _ж_е_
 _ж_е_л_а_т_е_л_ь_н_ы_й_ _д_л_я_ _м_е_н_я_ _р_е_з_у_л_ь_т_а_т_, а именно -
 переход в состояние транса. Если вы внимательно следили за происходящим, вы
 поняли, что Джейн начала переходить в состояние транса еще раньше, чем я
 начал что-нибудь делать. Потому что я вошел в доверие к Джейн, заключил с
 ней соглашение. Она уже была в измененном состоянии, когда пришла сюда и
 села.
  _П_р_и_м_е_р_ _1_. Теперь я стану продолжать начатое и приведу вам
 простой пример процессуальной инструкции. Наряду с другими гипнотическими
 словесными шаблонами я продолжу использование пресуппозиций, предварительных
 предположений. Джейн, не могли бы вы представить себе по-настоящему яркий,
 живой образ какого-нибудь места, где вам хотелось бы отдохнуть - например,
 какое-нибудь место, где вы когда-то очень приятно провели отпуск. Я надеюсь,
 что ваше подсознание способно уловить разницу между... (Гипнотизер
 поворачивается к Джейн) теми словами, которые я обращаю непосредственно к
 вам... (Гипнотизер поворачивает голову к аудитории) и теми словами, с
 которыми я обращаюсь к кому-нибудь другому... И я прошу ваше подсознание...
 воспринимать только часть того... что я говорю непосредственно вам... ту
 часть, которая соответствует вашим желаниям... отвечает вашим потребностям
 таким образом... что это не противоречит тем целям, которые вы поставили
 перед собой в связи с нашей ближайшей задачей.
  И между тем, как вы... Джейн... продолжаете наслаждаться образами того
 самого момента, видите его таким, каким оно было тогда... я был бы очень
 рад, если бы ваше подсознание... выбрало... из этого увлекательного
 переживания... некий фрагмент... деталь... о которой вы забыли... так, чтобы
 за те несколько мгновений, пока я, с вашего позволения... протягиваю руку...
 и касаюсь вашего правого плеча... вы внезапно... вспомнили нечто любопытное
 и увлекательное... о чем вы не вспоминали многие годы... (Гипнотизер
 касается плеча Джейн) ...приятное... (Джейн широко улыбается; аудитория
 смеется). И в самом деле, это нечто радостное! Переживания нашего
 прошлого... - постоянный источник удовольствия. И, раз уж вы на самом деле
 пережили... нечто приятное... продолжайте, двигайтесь дальше... позвольте

<< Пред.           стр. 13 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу