<< Пред.           стр. 14 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 себе перейти в устойчивое состояние покоя и уюта... Когда у вас появится это
 чувство обновленности, бодрости... прошу вас, начните постепенно
 возвращаться, почувствуйте снова связь с настоящим, с окружающими вас
 людьми... чтобы ваше сознание... так же, как и ваше подсознание... снова
 могли приступить к процессу обучения... (Выражение голоса гипнотизера
 становится обычным). Благодарю вас, Джейн.
  Понятно ли вам, каким образом я только что использовал процессуальные
 инструкции, работая с Джейн? Сперва я попросил ее думать о каком-нибудь
 месте, где, по ее мнению, можно было бы хорошо отдохнуть, затем я попросил
 ее думать о пережитом в прошлом приятном ощущении. Но, если бы я выражался
 так просто, как выразился сейчас, мне не удалось бы получить ту интенсивную
 реакцию, которую вы наблюдали, когда у Джейн изменилось выражение лица. Как
 мы уже говорили раньше, гипноз, в некотором смысле, всего лишь процесс
 усиления переживаний.
  _П_р_и_м_е_р_ _2_. Теперь я приступаю к демонстрации несколько более
 сложного процесса. Предположим, что я подхожу к Лиз, говорю: "Привет, меня
 зовут Ричард Бэндлер", и протягиваю ей свою руку. (По мере описания
 гипнотизер делает то, о чем говорит). В тот момент, когда она протянула свою
 руку навстречу, я уже получил бессознательную реакцию. Теперь мне нужно
 отыскать способ усиления этой реакции и последующего использования
 (утилизации) ее. Например, я могу взять ее за запястье и повернуть ее ладонь
 так, чтобы она оказалась у нее перед глазами, а затем сказать: "Посмотрите
 на вашу руку". Таким образом, она получила новую программу взамен той,
 которую я прервал.
  Следите за тем, как изменяется направление вашего взгляда... по мере
 того, как вы видите... что кончики ваших пальцев постепенно опускаются...
 перед вашими... глазами... но не раньше, чем вам захочется мигнуть. Пусть
 это займет у вас столько времени, сколько вы пожелаете - но дайте вашей руке
 опуститься не раньше... чем вы почувствуете, что вы полностью
 расслабились... расслабились так, как вы привыкли это делать. Не имеет
 значения, как быстро опустится ваша рука. Важно только то, что ваша рука
 опускается... и в то же время... с той же скоростью... другая ваша рука...
 _н_а_ч_и_н_а_е_т_... _п_о_д_н_и_м_а_т_ь_с_я_.
  Так как это как раз то, чему вы хотите научиться... и, на самом деле,
 неважно, знает ли кто-нибудь, кроме вас, о том, что происходит обучение, и в
 чем именно оно заключается... потому что ваше подсознание воспринимает
 все... что происходит... и если вы уже начали обучаться этому, важно,
 чтобы... _м_е_д_л_е_н_н_е_е_!.. вы учились этому постепенно,
 уравновешенно... И ваше подсознание знает, какая именно уравновешенность
 имеется в виду... Так оно и должно быть...
  На самом деле, _т_а_к_ полезно, и _н_а_с_т_о_л_ь_к_о_ важно... позволить
 вашему подсознанию... предоставить вам... благоприятные возможности... и
 отыскать в нем ваше собственное понимание... изменения состояний, пережить
 процесс обучения.. и приобрести его новое понимание... которое вы могли бы
 использовать... каким-либо образом... для своих собственных целей... так,
 чтобы это благотворно воздействовало на вашу индивидуальность...
  Разумеется, мне неизвестно... можете вы или нет... начать видеть сон...
 который содержит в себе решение, известное вашему подсознанию... решение,
 которое даст вам то, чего вы желаете. Но мне известно, что когда вы
 _н_а_ч_и_н_а_е_т_е_ _в_и_д_е_т_ь_ _э_т_о_т_ _с_о_н_, вы не испытываете
 вообще никаких чувств... И то, что вы это понимаете, не имеет значения...
 Важно только то, что вы учитесь... вы учитесь... именно тому, что вы хотели
 узнать...
  Каждую ночь... Лиз... вы погружаетесь в естественный процесс сна...
 Некоторые из ваших снов вы сознаете... а некоторые не сознаете... Так оно и
 должно быть... И теперь я дотрагиваюсь до вас... и начинаю поднимать вашу
 руку... и я не скажу вам, чтобы вы ее опустили... прежде чем... пройдет
 _в_с_е_ необходимое для вас время... все время, необходимое для того, чтобы
 возникло сознательное понимание... понимание того, каким образом...
 плодотворно использовать свое подсознание. И когда ваша рука слегка коснется
 бедра, вы медленно проснетесь... и это новое понимание останется в вашем
 сознании. Между тем... нет необходимости прислушиваться к чему-либо...
 еще... Но так приятно подслушать то, что поможет вам научиться...
  А теперь, не могли бы вы рассказать мне, какие из движений Лиз были
 сознательными движениями, а какие нет? Когда вы работаете с измененными
 состояниями, очень важно уметь распознавать и различать эти вещи. В начале у
 Лиз наблюдалось огромное множество различных движений тела. Некоторые из
 этих движений она делала в связи с тем, что ее сознание реагировало на
 происходящее, но многие движения не были сознательными.
  Женщина: Когда она поворачивалась на стуле, мне показалось, что это были
 сознательные движения.
  Отлично. Когда ее левая рука отделилась от бедра и поднялась, было ли
 это сознательным движением?
  Мужчина: Мне кажется, нет.
  Что привело вас к этому заключению? Что особенного было в этом движении?
  Мужчина: Оно было плавным, будто бы мягким.
  Разве нельзя точнее определить, что именно вы наблюдали? Когда Лиз
 пошевелила ногой, это было очень плавное, мягкое движение - но это было в
 высшей степени сознательное движение. Лиз, знаете ли вы о том, что ваша
 _р_у_к_а_ начала _п_о_д_н_и_м_а_т_ь_с_я_?
  Лиз: Я в этом не уверена. (Рука Лиз непроизвольно поднимается, реагируя
 на скрытую команду, "вставленную" в вопрос).
  Подействовало! Ее рука поднялась, причем это было совершенно
 бессознательное движение. Как вы могли заметить, одной из характерных черт
 бессознательного движения является то, что в самом начале такого движения
 заметна нерешительность, колебание, оно очень слабое, небольшое.
  Поднимите руку вверх - умышленно поднимите вашу руку. Поднимая руку
 сознательным движением, разве вы начинаете движение с запястья?.. Нет, вы не
 начинаете с запястья. Вы начинаете с локтя, может быть, с предплечья.
 Мастера спортивной борьбы начинают свои движения с живота - из центра. Но
 все это не имеет ничего общего с тем, чтобы начать движение с запястья.
  Даже если бы Лиз начала движение с локтя, между сознательным и
 бессознательным движением все равно была бы огромная качественная разница. Я
 предпочел бы охарактеризовать бессознательное движение как "судорожное",
 "толчковое". В каком-то смысле, это, конечно, более изящное движение, но в
 то же время оно более неуверенное; оно прерывистое, в нем множество
 мельчайших остановок. Сознательное же движение скорее напоминает некую
 цельную программу - когда оно начинается, вы сразу можете сказать, где оно
 кончится. Оно единообразно.
  Между теми движениями, которые клиент совершает в измененном состоянии,
 и движениями, которые совершаются в обычном состоянии, имеется существенная
 разница. Когда ее рука отделилась от бедра и поднялась после того, как я дал
 ей инструкцию в состоянии транса - это было одно; когда я попросил ее
 умышленно поднять руку - это было уже совсем другое. Если клиент решит про
 себя, что ему нужно достать носовой платок и достанет его, это будет
 выглядеть совершенно иначе, чем если бы я потребовал, чтобы носовой платок
 достал клиент, находящийся в состоянии транса.
  Если вы хотите знать, какое состояние переживает ваш клиент, очень важно
 уметь распознавать такие различия. Когда я поднял руку Лиз и сказал ей,
 чтобы она позволила руке опуститься и так далее, - рука начала двигаться
 вниз очень медленно и с небольшими остановками, подобно листу, падающему с
 дерева. Это было настоящее бессознательное движение. Затем рука начала
 опускаться более плавно и быстрее. Вмешалось сознание Лиз. Ее рука снова
 начала приобретать вес. Я сказал: "Медленнее!" - и рука как будто
 натолкнулась на что-то, повисла так, как если бы ее поддерживала невидимая
 нить. Рука остановилась, повиснув на невидимой нити, и затем начала
 опускаться вниз тем же самым движением, которым двигалась вначале.
 Способность распознавать различие между двумя типами движения позволила мне
 усилить одно движение и ослабить другое. В результате мне удалось все дальше
 и дальше подталкивать Лиз к измененному состоянию.
  Теперь о том, что касается движения при рукопожатии. Когда я подошел и
 протянул свою руку, каким движением Лиз отреагировала на это? Когда люди
 вовлечены в автоматические бессознательные программы, такие, как
 рукопожатие, или, например, когда кто-нибудь достает пачку сигарет -
 движения эти больше напоминают сознательные, чем те движения, о которых мы
 говорили раньше. Движения эти имеют определенную направленность. Существуют
 способы отличить и такой тип движения от сознательного движения, и если вы
 внимательно следили за обоими примерами, вы понимаете, что я имею в виду.
 Когда люди вовлечены в автоматические бессознательные программы, такие, как
 пожатие рук, они выполняют моторные действия легко и плавно, но не
 фокусируют свое внимание на этом движении. Оно выглядит автоматическим,
 машинальным.
  Хорошо. Все, что я только что проделал с Лиз, представляет собой еще
 один пример процессуальной инструкции, правда, с некоторыми дополнительными
 моментами. Сперва я затратил некоторое время на то, чтобы развить состояние
 транса, усиливая подсознательные реакции. Затем я начал инструктировать ее,
 требуя, чтобы она приобрела "новое понимание" и использовала его
 "плодотворно". Я не сказал, что за "новое понимание" я имею в виду, не
 сказал даже, к чему такое новое понимание должно относиться, и не пояснил,
 какой именно способ использования считается "плодотворным". Я не объяснял
 этого хотя бы потому, что не имею ни малейшего представления о том, что бы
 это могло быть. Целиком и полностью я предоставил все это на усмотрение ее
 подсознания.
  Затем я попросил ее увидеть сон, в котором она научилась бы тому, что
 значит конструктивно, плодотворно использовать подсознание. Опять же, я не
 сказал ничего такого, что несло бы в себе хоть какой-нибудь определенный
 смысл. Я предоставил ей самой извлечь из сказанного смысл, наиболее
 приемлемый для _н_е_е_. Потом я приравнял завершение задачи к позволению
 опустить руку.
  При формулировке процессуальных инструкций используется множество слов
 типа: "понимание", "способность", "любопытство". Мы называем такой способ
 выражаться "номинализацией", "обобщенным обозначением". В действительности
 это _п_р_о_ц_е_с_с_у_а_л_ь_н_ы_е_ выражения, используемые в качестве имен
 существительных. Если вы скажете: "Вы приобретете понимание..." вместо того,
 чтобы сказать: "Вы поймете...", выяснится, что при этом теряется
 значительная часть информации. Вы поймете, _ч_т_о_? Когда кто-нибудь,
 разговаривая с вами, применяет номинализацию, это заставляет вас обратиться
 к самим себе в поисках приемлемого осмысления сказанного. Если клиент
 говорит вам: "Я чувствую неудовлетворенность", вы можете превратить слово
 "_н_е_у_д_о_в_л_е_т_в_о_р_е_н_н_о_с_т_ь_" в глагол и спросить: "А как вы
 пытаетесь удовлетвориться?", или "А как бы вы хотели удовлетвориться, каким
 образом?". Если же вы не сделаете этого, вам придется самим заполнять
 пустоты в содержании подобного заявления. Большинство терапевтов отвечают
 подобным образом на заявления своих клиентов, - они галлюцинируют, пытаясь
 представить себе, что имеет в виду клиент. Когда я говорю: "Мне нужна
 поддержка", и больше ничего не уточняю, вам приходится строить свои
 собственные внутренние предположения о том, что в данном случае может
 означать поддержка одного человека другим.
  Я всегда выбираю такие словесные шаблоны, которые не имеют прямого
 отношения к сенсорным переживаниям. Тем самым я предоставляю вам самим
 осуществлять процесс осмысления таких шаблонов. Каждый раз, когда вы это
 делаете, вы совершаете процесс, который мы обозначаем непонятным термином
 "трансдеривационный поиск" <Буквально: "поиск с обращением к источнику
 словообразования". - Прим. перев.>. Люди воспринимают слова, которые вы
 произносите, и связывают их со своими собственными переживаниями. В качестве
 гипнотизера я использую тот факт, что для собеседника естественно именно
 такое поведение. Я формулирую выражения, изобилующие номинализациями. У меня
 _н_е_т_ никаких предположений относительно смысла таких номинализаций, но
 мой клиент заполняет их содержанием, наиболее естественным для него самого
 (более подробно об этом см. в Приложении II).
  Женщина: Формулируя процессуальные инструкции, вы несколько раз
 употребили выражение: "Так оно и должно быть". Что вы подразумевали под
 этим?
  Использование выражения "Так оно и должно быть" - один их простейших
 способов усилить любую появляющуюся реакцию. Например, если я формулирую
 процессуальные инструкции, требующие от клиента научиться чему-нибудь, и
 вижу, что происходит быстрое движение глаз клиента или какие-либо другие
 изменения, свидетельствующие, что идет внутренняя переработка материала, я
 говорю: "Так оно и должно быть", "Все правильно", то есть даю клиенту
 инструкцию еще более активизировать этот процесс. Это позволяет осуществлять
 подстройку к _л_ю_б_о_м_у_ переживанию, позволяет усилить реакцию клиента,
 не описывая ее специально.
  _П_р_и_м_е_р_ _3_. Теперь развлечемся немного. Энн, позвольте мне
 попросить вас кое-что сделать. Закройте глаза. Прежде всего, я хочу, чтобы
 вы представили себе яркий, ясный, четкий, зримый образ стены; я хочу, чтобы
 вы представили себе стену, в которой есть двери. Какими вы представили себе
 эти двери - одинаковыми, или разными?
  Энн: Да, между ними есть разница.
  Разница есть. Отлично, продолжим. Крайняя справа дверь приведет вас в
 некое очень привычное для вас место. Продолжайте рассматривать эти двери. А
 крайняя слева дверь приведет вас в такое место, которое _п_о_к_а_ж_е_т_с_я_
 вам совершенно необычным, но, когда вы попадете туда, вы обнаружите, что уже
 бывали там прежде. Но существует и третья дверь, не правда ли? Теперь
 _п_о_ч_у_в_с_т_в_у_й_т_е_, что вы приближаетесь к этой третьей двери и
 беретесь за дверную ручку, но _н_е_ _о_т_к_р_ы_в_а_е_т_е_ _э_т_у_
 _д_в_е_р_ь_.
  Энн: Но я не чувствую... чтобы у этой двери была ручка. Это вращающаяся
 дверь.
  Вы недостаточно внимательно рассмотрели ее. Ищите еще, ищите лучше.
 Может быть, эта дверь открывается не так, как вы открывали все остальные
 двери... Вы не находите, что в этой двери есть нечто необычное?..
  Энн: Да, есть.
  Пройдите вперед и напрасно попытайтесь открыть ее... Еще раз осмотрите
 дверь... ищите... до тех пор, пока не обнаружите некую необычную
 особенность... которая будет означать для вас, для вашей личности... что у
 вас все же есть возможность открыть эту дверь... но таким способом, каким вы
 никогда еще дверей не открывали...
  Энн: Все, я нашла.
  Теперь очень медленно... начинайте входить туда, но прежде, чем вы
 откроете эту дверь настежь, я хочу, чтобы вы поняли, что вы переходите в
 переживание... для которого характерны следующие особенности: ...в этом
 переживании будут детали... которые не вызовут у вас никаких чувств... и у
 вас не найдется слов для обозначения этих деталей. Но эти детали будут
 важнее всего остального... и они будут самым осмысленным образом связаны...
 с изменением вашей личности... но вы не поймете до конца природу этой
 взаимосвязи; но, когда вы заметите эти детали, обратите на них самое
 пристальное внимание. В этом переживании будут и некоторые _д_р_у_г_и_е_
 детали, которые станут для вас приятной неожиданностью... как если бы вы
 обернулись и заметили, что двери больше нет...
  Теперь я хочу, чтобы вы рассмотрели то, что вас окружает... рассмотрели
 внимательно... и в подробностях... потому что там, где вы находитесь, есть
 нечто... что вы еще никогда не видели. Нечто, что лично для вас имеет
 значение. И, по мере того, как ваш взгляд перемещается вверх и вниз...
 разглядывая то, что окружает вас, вы не узнаете места, в котором находитесь,
 и узнаете его только тогда, когда покинете это место... Так оно и должно
 быть. Да, когда вы будете возвращаться, так или иначе, все это изменится. Но
 когда вы _в_о_з_в_р_а_щ_а_е_т_е_с_ь_, вы воспринимаете окружающее вас как
 благоприятную возможность... как напоминание... о чем-то, что вам нужно было
 узнать все это время.
  Я знаю, что в то время, пока вы это делаете сознательно... на
 подсознательном уровне вы совершаете кое-что еще... и это "кое-что еще"
 гораздо более важно, чем то, что занимает ваше сознание... потому что на
 _п_о_д_сознательном уровне... вы уже начинаете строить основание... для
 некоего представления. Основание, которое явится надежной основой... - на
 ней можно будет построить новое... и более удовлетворительное поведение в
 будущем.
  И по мере того, как ваше сознание продолжает изучать то, что окружает
 вас... поразительно, в самом деле поразительно то... что начинает делать
 подсознание... - что структура выстраивается полностью за то время... пока
 вы вовлечены в происходящее. Это надежное основание... послужит вам таким же
 базисом... как и то основание, которое вы построили еще тогда... когда вы
 впервые встали на свои ноги... потому что до этого ваши переживания были
 связаны только с ползанием... до тех пор, пока кто-то не поднял вас... и на
 какое-то мгновение... вы ощутили, что удерживаете равновесие на своих
 ногах.. при поддержке извне... Но даже этот краткий миг... позволил вам
 построить подсознательное основание... которое позже послужило базисом... с
 помощью которого вы ходите... бегаете... стоите и сидите.
  И это представление... есть начало основания... для целого ряда новых
 переживаний... И я знаю... что ваше подсознание способно построить такое
 основание быстро... _и_л_и_ оно будет строить его медленно, но в любом
 случае оно должно _п_о_с_т_р_о_и_т_ь_ его _п_о_л_н_о_с_т_ь_ю_... так, что
 оно не сможет исчезнуть через некоторое время... Потому что возможности,
 которые вы хотите осуществить в вашем будущем поведении... должны нести в
 себе все необходимые составляющие, доступные... на подсознательном уровне...
 и для того, чтобы быть доступными, они должны иметь надежную, приемлемую для
 понимания структуру... и все необходимые элементы... делающие такое
 поведение возможным... для вас, для вашей личности.
  Теперь, в данный момент времени... вы находитесь перед дилеммой...
 которую не представляли себе сознательно... но теперь вы уже начинаете
 представлять ее... Вы вернетесь, отыщете дверь и выйдете... и оставите
 что-нибудь в незавершенном состоянии... или же вы позволите подсознательным
 процессам, происходящим в вас, завершиться. Или вы останетесь там, где
 находитесь... и сами... покинете все, что окружает вас... и затратите все
 время, необходимое... для этого, чтобы построить структуру, которая содержит
 в себе все составляющие... необходимые для вашего будущего развития...
 которое, как вы знаете... должно будет благотворно воздействовать на вас...
 на вашу личность...
  И это решение... будет исходить от вас... как результат работы вашего
 подсознания... Нет необходимости, чтобы оно исходило откуда-нибудь еще...
 Пока вы сидите здесь... процессы, происходящие в вашем подсознании...
 заставляют биться ваше сердце... поддерживают ваше дыхание... заставляют
 кровь течь по вашим венам и делают еще сотни тысяч вещей, о которых даже не
 подозревает ваше сознание... Смысл этого в том, чтобы понять... что вы
 можете вполне положиться на процессы, протекающие в вашем подсознании... они
 оберегают вас. Когда вы идете по людной улице... и заняты своими мыслями...
 вы автоматически останавливаетесь, когда зажигается красный свет... и,
 несмотря на то, что вы вовлечены во внутреннюю деятельность, когда красный
 свет гаснет... вы _з_н_а_е_т_е_, что уже можно продолжать движение...
  Вы всегда можете положиться на процессы, протекающие в подсознании...
 когда делаете что-либо плодотворное... и полезное... если у вас есть
 внутреннее побуждение это делать. И на самом деле не важно, _п_о_ч_е_м_у_
 это не произошло в прошлом. Важно только понимать, что... это возможно в
 будущем.
  Когда-то, давно, еще до того, как я вообще занялся терапией, я сидел в
 ресторане и наблюдал за одним человеком. Меня заинтересовала в нем одна
 любопытная особенность... он был совершенно пьян... и все же... каждый раз,
 когда муха садилась ему на руку... он бессознательно вздрагивал... и муха
 взлетала с его руки. Это повторилось еще раз... и еще раз... и еще раз...
 несмотря на то, что его сознание... не следило за тем, что происходит... его
 подсознание действовало организованно... методически... и оберегало его...

<< Пред.           стр. 14 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу