<< Пред.           стр. 7 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

  Предположим, я говорю вам о ваших ощущениях при длительной поездке в
 машине; что при этом происходит в вашем переживании? Вот вам пример, когда
 нет прямого внушения перейти в транс, а просто приводится ситуация, где в
 нашей культуре естественно возникают состояния транса.
  Например, вчера я ехал в машине из... Санта Крус, в Калифорнии, где я
 живу... поднимаясь в горы Санта Крус... и спускаясь с другой стороны... к
 аэропорту Сан Хосе. И, как это случалось уже много раз, когда я вел
 машину... особенно вдоль известной мне дороги... хорошо известной... где я
 уже много раз проезжал... последнее, что я вспоминаю... перед тем, как я
 прибыл в аэропорт... я сворачивал на автостраду номер 17, по которой
 проезжаю весь путь через горы Санта Крус до Сан Хосе, чтобы поспеть к
 самолету. И, конечно, я ехал вполне безопасно... и во время езды...
 однообразие пути... я полагаю... вызвало у меня нечто вроде
 автоматической... и бессознательной реакции... на которую я мог
 положиться... чтобы доехать безопасно с начала... до конца моего пути...
  И это было очень... похоже на другое переживание, знакомое, конечно, и
 вам, и многим, кто меня слушает... переживание, когда вы сидите на лекции...
 где присутствие обязательно... но лектор... не очень интересный
 рассказчик... а просто человек, который... говорит так, что вызывает
 нечто... вроде скуки... и выдает вам слова, не особенно заботясь об их
 действии... И в таких переживаниях мой ум, как я заметил, любит
 переноситься... в другие места и времена... где не так скучно, и где
 интереснее, чем в моем нынешнем окружении...
  Или еще одно переживание... когда я шел через лес... в хорошую погоду...
 Там, где я живу, красивые места... в удивительном лесу из секвойи... и я
 слышал, как люди сравнивали... зрительное впечатление... этих стволов
 секвойи... как будто находишься в соборе... в _к_а_к_о_й_-_т_о_ большой
 церкви... и они вызывают чувство величия... и безмятежности... И когда я иду
 через лес секвойи... надо сказать об этих лесах секвойи... что они так
 однородны... что в них не очень... много дичи, особенно птиц... и часто
 величественная тишина... сопровождает... прогулки через лес секвойи... и
 хотя там мало разнообразия... в моем переживании... когда я через них
 прохожу... у меня бывает чувство покоя... и расслабления... которое я
 глубоко... ценю.
  Что общего имеют эти три переживания?
  Женщина: Расслабление, одиночество.
  Мужчина: Безмятежность.
  Женщина: Повторение.
  Они повторяются. Они монотонны. И если бы к_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ оглянулся
 кругом, когда я это говорил, он заметил бы у большинства из вас
 физиологические признаки, которые мы учим вас связывать с развитием транса.
  Итак, очень естественный и скрытый способ перевести человека из данного
 состояния сознания в измененное - это рассказать, как я это сделал, ряд
 историй или маленьких эпизодов, связанных между собой лишь той реакцией,
 которую вы хотите вызвать у субъекта. Здесь все зависит от остроты вашего
 сенсорного аппарата: надо, чтобы вы могли заметить, достигнуты ли требуемые
 реакции. Расскажите столько историй, сколько понадобится для достижения
 реакций. Вы можете, например, говорить о езде в лифте. В лифте почти все
 переходят в транс. Люди смотрят на номера этажей, их зрачки расширяются, и
 они застывают в неподвижных позах. Единственные места в лифте, куда
 вежливость позволяет смотреть, это номера, стены или пол.
  Другой пример: Что происходит, когда вы едете по улице в машине и видите
 перед собой красный цвет? Вы _о_с_т_а_н_а_в_л_и_в_а_е_т_е_с_ь_. Когда машина
 перестает двигаться, перестаете двигаться и вы.
  Приведите другие примеры естественно возникающих явлений транса.
  Женщина: Смотреть кино.
  Мужчина: Сидеть в церкви.
  Да, хотя сидение в церкви становится не столь уж распространенным
 занятием. Многие люди не испытали этого переживания и не сумеют сравнить с
 ним свои состояния, но оно хорошо для тех, кто его испытал.
  Женщина: Смотреть телевидение.
  Да. Если вы хотите передать информацию вашим детям - например, приучить
 их убирать свои комнаты, или _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ в этом роде - поймайте
 их, когда они смотрят телевидение. Они отсутствуют, они живут тем, что
 показывается на экране. Тогда вы садитесь рядом с ними и говорите - тихо,
 чтобы не потревожить их - "... и у тебя такое непреодолимое стремление..."
  Мужчина: В психиатрических больницах хронические больные смотрят
 телевизор весь день. Мне никогда не приходило на ум заняться ими в это
 время.
  Попробуйте это сделать.
  Когда мы с Ричардом Бендлером начали изучать гипноз, мы часто
 разыгрывали такую игру. Мы брали группу "наивных субъектов" - людей, никогда
 ранее не бывших в официально наведенном трансе. Затем мы ставили перед собой
 задачу перевести их минимальным числом шагов из их данного состояния в
 состояние сомнабулического транса. Одной из первых целей, которых я всегда
 старался добиться, было состояние медитации. Медитация - это весьма
 измененное состояние сознания по сравнению с нормальным. Я спрашивал их, не
 будут ли они любезны дать мне увидеть, как они перейдут в состояние
 медитации, без всякого вмешательства извне. И они переходили в состояние
 медитации - изменное состояние, резко отмечающееся от нормального.
  Когда они приходили в это состояние, говорил: "С вашего позволения, я
 предложу вам теперь перейти из этого состояния медитации - ничем не нарушая
 его целостность - в другое состояние, называемое общим сомнабулическим
 трансом, в котором мы сможем начать желательные для вас изменения". Я
 провожу отчетливое различие между трансом и медитацией, потому что если не
 отделять так называемую медитацию от сомнабулического транса, то пациенты
 будут каждый раз, когда они медитируют, погружаться в транс. Я не хочу
 связывать эти состояния друг с другом, если у меня нет для этого особой
 причины.
  Во всех случаях, когда вы будете выполнять официальные ритуальные виды
 гипноза, я рекомендую вам подождать, пока вы сумеете скрытно вызвать у
 вашего клиента пару состояний транса. Приведу самый обычный пример. Человек
 приходит и просит вас загипнотизировать его для некоторой цели; вы говорите:
 "Пожалуйста. Но прежде чем мы начнем, я хотел бы _к_о_е_-_ч_т_о_ узнать".
 Затем вы наводите ряд трансов. Вы говорите _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ в таком
 роде: "Прежде всего, я должен проверить вашу способность вспомнить во всех
 подробностях информацию, которая мне понадобится для вашей истории болезни".
 Таким образом вы наводите транс, составляя историю болезни. Вы спрашиваете:
 "Где вы родились?" - и заставляете клиента подробно описать дом, где он жил,
 звуки в этом доме, его ощущения в этом доме, и т.д. И, конечно, он впадает в
 транс; он подвергается возрастной регрессии, стараясь получить детальную
 информацию о своем прошлом. Одно из описаний понятия транса состоит в том,
 что человек становится независимым от его нынешних координат времени и
 пространства. То, о чем была речь, подходит к этому определению.
 Единственным, что связывает его с нынешними координатами времени и
 пространства, остается ваш голос. По всем другим размерностям, он находится
 не здесь.
  Традиционные гипнотизеры считают регрессию одним из явлений "глубокого
 транса". В действительности это нечто, встречающееся на каждом шагу.
 Специалисты по _г_е_ш_т_а_л_ь_т_-_т_е_р_а_п_и_и_, как правило, вызывают
 явления глубокого транса автоматически, гораздо легче, чем гипнотизер, хотя
 большинство из них возражает против термина "гипноз". Во всем мире люди
 смотрят на пустые стулья и видят там своих матерей и отцов, обращаются к ним
 и слышат ответы. Это положительные галлюцинации - слуховые и зрительные. Они
 представляют собой явления глубокого транса. Но их так не называют, а потому
 они не вызывают сопротивления.
  Кстати, я хотел бы сделать здесь замечание - указать один учебный прием.
 Каждый раз, когда вы читаете лекцию о гипнозе, ваша группа будет, конечно,
 входить в трансы и выходить из них. Группа может понять ваши описания
 гипноза и транса только одним способом - испытать собственные переживания,
 соответствующие этим описаниям. Если вы достаточно уверены в своей силе <В
 подлиннике: ..., что значит: "в своей личной силе", или "в силе своей
 личности". - Прим. перев.>, вы сможете быстро - или медленно, в зависимости
 от нужного вам результата - перевести в глубокий транс хотя бы сто человек.
 Нет более легкого предмета для лекций, поскольку все, о чем вы говорите, тут
 же происходит.
  По реакциям слушателей вы можете также узнать, кого выбрать в качестве
 субъекта при групповом общении. Выберите _к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ из двадцати
 процентов слушателей этой группы, которые в течение вашего
 пятидесятиминутного изложения не менее пяти раз входили в сомнамбулический
 транс и выходили из него. В конце этого семинара вы должны приобрести
 достаточный сенсорный опыт, чтобы различать, кто реагирует переходом в
 глубокий транс, принимая весь материал на этом уровне сознания; кто
 находится в смешанном состоянии, реагируя и сознательно, и подсознательно; и
 кто остается при полном сознании. Для демонстрации учебных вопросов вы
 должны уметь в каждом случае выбрать вполне подходящего демонстрационного
 субъекта. Если вы хотите продемонстрировать некоторую конкретную реакцию, вы
 можете рассказать, что вы собираетесь делать, объяснить, в чем проявляется
 реакция, и заметить, у кого эта реакция развивается быстрее всего. Этого
 человека и следует выбрать в качестве субъекта.
  Некоторые из вас, может быть, меняют состояние несколько быстрее, чем
 это требуется для усвоения данного материала. Возможно, вы найдете нужным
 приостановить на некоторое время ваше молчаливое погружение внутрь и
 попросить _к_а_к_у_ю_-_н_и_б_у_д_ь_ часть вашего "я" сохранить состояние
 сознания, наиболее полезное для учебных целей. Было бы хорошо сохранить
 отчетливое воспоминание <В подлиннике ..., что означает однородную смесь с
 характерным вкусом, окраской и т.п. - Прим. перев.> об этом опыте и уметь
 сознательно контролировать используемые в нем приемы. Отведем теперь минуту
 молчания, чтобы вы могли приспособиться. Если вы уже знаете способ
 перестройки, примените его...
 
 
 _У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _4_
 
 
  Я уже объяснил вам пять способов наведения: (1) словесная подстройка и
 ведение, (2) несловесная подстройка и ведение, (3) наложение систем
 представления, (4) достижение предыдущего транса и (5) описание обычно
 встречающихся ситуаций транса. Разбейтесь на группы по три человека, и пусть
 каждый выберет способ наведения, который его интересует, и который он не
 выполнял систематически в прошлом. Пусть А выберет наведение и применит его
 к Б. Б будет просто получать от этого удовольствие.
  Третий член группы, В, должен обратить все свое сознательное внимание на
 изменения, происходящие с Б при переходе в транс. Надо обращать внимание на
 то, какие предложения и какое поведение вызывают наибольшие реакции, и есть
 ли также предложения или такое поведение, которые выводят Б из транса. В
 будет "метасубъектом", контролирующим все происходящее. Если вы, в качестве
 В, заметите, что гипнотизер говорит слишком быстро, сделайте ему знак рукой,
 чтобы он "сбавил темп". Если гипнотизер говорит слишком высоким тоном, и
 это, _п_о_-_в_и_д_и_м_о_м_у_, раздражает Б, дайте ему
 _к_а_к_о_й_-_н_и_б_у_д_ь_ знак, чтобы он понизил тон.
  Если вы исполняете роль А, то после наведения транса дайте Б некоторые
 общие внушения для обучения, а затем для возвращения. Если вы уже получили
 хорошие реакции транса, того же рода, как здесь показывала Барб, то
 продолжайте сидеть на месте, сделайте пару глубоких вдохов, улыбнитесь и
 мысленно похлопайте себя по плечу. Посмотрите на вашего наблюдателя и дайте
 ему _к_а_к_о_й_-_н_и_б_у_д_ь_ едва заметный знак, что вы добились транса.
 Затем подстройте ваше дыхание к дыханию вашего субъекта, а когда вы
 говорите, соразмеряйте темп вашего голоса с его циклом дыхания. "И вы с
 радостью испытываете... эти особенные переживания... которые ваше
 подсознание... вам сейчас открывает... ощущение изумления... и
 приключения... когда вы входите... в новые состояния... обретая в этом
 переживании... чувство уверенности... в ваших способностях... и
 человеческой... гибкости... И выполнив это полностью... и глубоко... ваше
 подсознание медленно... с полным уважением... приводит вас обратно в это
 состояние... с чувством свежести и обновления... Я буду внимателен... Если в
 _к_а_к_о_й_-_т_о_ момент... вам понадобится... моя помощь... для
 возвращения... дайте мне знак движением руки".
  Затем сидите и наблюдайте. У вас будет прекрасная возможность для
 тренировки ваших восприятий: замечайте изменения при переходе субъекта в
 изиененные состояния и обратно. Если он даст вам знак рукой, вы подстроитесь
 к его дыханию, говоря: "Я начинаю теперь... считать назад... с десяти до
 одного... медленно... Когда я скажу "один"... ваши глаза откроются... и вы
 испытаете чувство... свежести... и будете совсем здесь". После этого
 считайте в обратном порядке, сопровождая его дыхание, пока не скажете
 "один".
  Окончив это, оставьте себе несколько минут для обратной связи. Б может
 сказать А о _ч_е_м_-_н_и_б_у_д_ь_ в наведении, что особенно хорошо
 действовало, или о _ч_е_м_-_н_и_б_у_д_ь_, что отвлекало Б или препятствовало
 развитию измененного состояния. В может добавить _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_,
 замеченное извне, особенно отношения между внушениями А и реакциями Б. Это
 будет полезной обратной связью для А. После обратной связи переключите
 позиции и дайте Б и В попробовать свои силы в наведении.
  Таким образом, А вначале наводит транс, затем дает общие глубокие
 указания и, наконец, дает указания для возвращения из транса. Начинайте.
 
 
  * * *
 
 _О_б_с_у_ж_д_е_н_и_е_
 
 
  Мужчина: У меня вопрос. Когда я наводил транс у Линн, ее левая рука
 начала сильно трястись. Потом она сказала, что это связано с нервным центром
 на левой щеке, где у нее _к_о_г_д_а_-_т_о_ оперировали кисту, и что от
 этого, вероятно, еще осталось повреждение нервов. Во время наведения я не
 представлял себе, что с этим делать, и можно ли _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_
 сделать.
  Если при наведении измененного состояния сознания происходит
 _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ без вашего прямого внушения, то ваша минимальная
 реакция на это - немедленно включить следующие слова: "Да, и у вас
 продолжаются эти особые переживания и связанные с ними ощущения в вашем
 теле". Это утверждает реакцию и убеждает субъекта, что вы бдительно
 воспринимаете его сигналы, даже если вы и не понимаете, что эти сигналы
 означают.
  Есть другое весьма сильное средство, позволяющее справиться со
 значительными явлениями - "язык органов". "Значительными" я называю такие
 явления, когда без сомнения происходит нечто необычное - но я не имею
 понятия, что именно.
  "Так вот, когда человек... впервые переходит в измененное состояние
 сознания... это часто немного _в_с_т_р_я_х_и_в_а_е_т_ его... Но люди часто
 твердой _р_у_к_о_й_... _у_х_в_а_т_ы_в_а_ю_т_с_я_ за эту часть задачи...
 которая может быть связана с этим особым синдромом, так что... они могут
 _у_к_а_з_а_т_ь_ _п_а_л_ь_ц_е_м_ на изменения... которые для них
 _о_щ_у_т_и_м_ы_". Я включил здесь четыре или пять намеков на часть тела и
 деятельность, выполняемую этой частью тела. Если в этот момент транса у
 субъекта остались еще _к_а_к_и_е_-_т_о_ следы сознания, то оно обычно не
 поймет этих намеков. Напротив, подсознание обычно поймет их и воспримет как
 утверждающее послание.
  Два только что указанных маневра представляют собой способы включения и
 утверждения видимой, но не вызванной мною реакции. Этим я говорю: "Все в
 порядке, я принимаю то, что вы делаете, и я нисколько не возражаю, если вы
 продолжите это".
  Как правило, такая реакция достигает цели.
  Можно применить и другой, может быть, еще более сильный метод, сказав:
 "...и с каждым таким движением вы все глубже погружаетесь в транс". Тогда
 обычно происходит одно из двух: либо субъект и в самом деле глубоко
 погружается в транс, либо он перестает дрожать.
  Можно также использовать дрожь как средство доступа к некоторой
 терапевтической работе. "Эти особенные переживания... связанные с этими
 драматическими движениями вашей руки... в этот момент... станут доступны для
 вас... лишь когда вы достигнете достаточно глубокого состояния транса...
 чтобы вы оценили их... как переживания из вашего прошлого... которые могли
 иметь тогда отрицательные последствия, или нет... но теперь вы можете
 спокойно рассматривать их... как нечто пережитое вами... и заново увидев и
 услышав... эти особенные переживания... вы можете извлечь из них способы
 защиты... сейчас и в будущем... научившись на собственном опыте... который
 дает вам теперь эти возможности".
  Все это "набалтывание" <В подлиннике ..., "плохо выученная роль". -
 Прим. перев.>, в том смысле, что в этом нет никакого содержания. Но это
 разумная, имеющая значение коммуникация, в том смысле, что вы сказали
 субъекту _ч_т_о_-_т_о_ сделать со своим опытом, чтобы из него научиться.
  Женщина: А что делать, если человек не возвращается из транса?
  Если вы говорите ему вернуться, а он не возвращается, значит, вы
 потеряли раппорт. Вы должны, следовательно, вернуться обратно и добиться
 раппорта. Вы можете просто соразмерять некоторое время ваше дыхание с его
 дыханием. Затем попросите его собрать все приятные, положительные стороны
 своего опыта, чтобы взять их с собой через некоторое время, когда он
 вернется. Медленно считайте от десяти до одного, выговаривая по одному числу
 через один его вдох. Это поможет вам обеспечить раппорт. Дайте субъекту
 указание, что когда вы скажете "один", его глаза широко раскроются в знак
 возвращения сознания, и он почувствует удивление и восхищение своим
 переживанием.
  Женщина: У меня были клиенты, переходившие, _п_о_-_в_и_д_и_м_о_м_у_, в
 физиологический сон. Я предполагала, что их подсознание _к_а_к_и_м_-_т_о_
 образом все еще слышит, но я в этом не уверена. Не было никаких реакций.
  Понимаю. Прежде всего, я не верю последнему утверждению, будто не было
 никаких реакций. Я предложил бы вам, для вашего собственного обучения,
 применить несколько простых несловесных приемов, чтобы выяснить, продолжает
 ли он на вас реагировать. Простейший способ - подойти так близко, чтобы он
 мог слышать ваше дыхание, а затем несколько минут дышать вместе с ним.
 Предполагаю, что у вас хватит внутренней гибкости не уснуть вместе с ним.
 Дайте себе указание, что вы будете подражать его дыханию, и хотя это дыхание
 обычно сопровождает физиологический сон, вы сохраните некоторый уровень
 бодрствования. Через минуту или две такого совместного дыхания начните очень
 медленно ваш способ дыхания, и он должен последовать за вами.
  Вы можете добиться раппорта без риска уснуть, если положите руку на его
 плечо и станете менять давление руки вместе с ритмом его дыхания. Вы можете
 усиливать давление при его выдохе и ослаблять при вдохе. Мы называем это
 "перекрестной" подстройкой, потому что вы подстраиваетесь другим сенсорным
 каналом. Продолжайте делать это две или три минуты, а затем слегка измените
 свой способ давления и обратите внимание, следует ли за вами дыхание
 клиента.
  Женщина: А если не следует?
  Если не следует, то он в состоянии физиологического сна, и вам
 понадобится больше времени для построения раппорта. Вы это можете сделать,
 но это потребует больше времени.
  Однажды, когда мы работали в психиатрической больнице, где можно было
 иметь доступ к своим клиентам все двадцать четыре часа, мы проводили так
 называемое "лечение сном". Мы были в этой больнице несколько раз, и это был

<< Пред.           стр. 7 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу