<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Билет №1
 Предмет и методологические основы дисциплины "Экономическая география и регионалистика"
 Создание и развитие единого взаимосвязанного хозяйственного комплекса всей страны представляет основу территориальной организации хозяйства, определяет изменения в размещении производительных сил и направления развития хозяйства экономических районов РФ.
 Экономическая география - это научная дисциплина, которая опираясь на экономические законы изучает совокупность экономических и социальных связей, факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе.
 Предмет экономической географии - изучение размещения производительных сил и социально экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических, экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.
 Методы экономической географии:
 1. основной метод экономической географии-диалектика
 2. специфический метод экономической географии - балансовый
 (отраслевые и территориальные балансы позволяют выбрать оптимальные пропорции между специализирующими и обслуживающими отраслями, а также определить региональные межрайонные связи)
 3. математический (выбор максимально эффективного варианта)
 4. картографический (составление карт, схем, графиков и т.д.)
 5. статистический
 6. сравнительный
 7. выборочный
 8. и др.
 
 Билет №2
 Районный хозяйственный комплекс и его структура.
 Экономический район- территория, имеющая свою, отличную от других производственную специализацию, особое сочетание отраслей хозяйства, отличающихся прочными внутренними экономическими связями, а также ролью, которую они играют в экономике страны.
 Экономические районы имеют обычно несколько отраслей специализации (тех отраслей, которые участвуют в производстве продукции для всей страны). Кроме отраслей специализации имеется много вспомогательных отраслей (отраслей, продукция которых потребляется на месте отраслями специализации). На территории района развиваются также отрасли, обслуживающие население, продукция которых потребляется собственным населением. Все эти отрасли района взаимосвязаны.
 Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями развития.
 В РФ два крупных макрорегиона: Западная и Восточная экономические зоны. Вся территория РФ разделена на 11 экономических районов:
 1 Западная экономическая зона (8):
 1.1. Центральная Россия
 1.1.1. Центральный экономический район
 1.1.2. Волго-Вятский экономический район
 1.1.3. Центрально-Черноземный экономический район
 1.1.4. Северозападный экономический район
 1.2. Европейский Север России
 1.2.1. Северный экономический район
 1.3. Европейский Юг России
 1.3.1. Северо- Кавказский экономический район
 1.4. Урало-Поволжье
 1.4.1.1. Уральский экономический район
 1.4.1.2. Поволжский экономический район
 2 Восточная экономическая зона (3):
 2.1. Западно-Сибирский экономический район
 2.2. Восточно -Сибирский экономический район
 2.3. Дальневосточный экономический район
 В Западной экономической зоне сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы районов. Это связано с географическими, историческими, экономическими особенностями.
 
 Билет №3
 Государственная региональная политика: цели и задачи.
 Государственная региональная политика- это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитие регионов страны, а также механизм их реализации.
 Регион - это территория в административных границах субъекта РФ, характеризующаяся следующими основными чертами:
 1 комплексность
 2 целостность
 3 специализация
 4 управляемость (наличие политико-административных органов управления)
 Основные цели государственной региональной политики:
 1 обеспечение экономических, социально - правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства.
 2 обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов.
 3 выравнивание условий социально-экономического развития регионов
 4 предотвращение загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий загрязнения окружающей среды, комплексная экологическая защита каждого региона.
 5 приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение
 6 максимальное использование природно-климатических особенностей регионов
 7 становление и обеспечение гарантий местного самоуправления
 Основные задачи государственной региональной политики:
 1 укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства
 2 содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной (гос.) и рыночной инфраструктуры.
 3 сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы, повышение благосостояния населения, рационализация систем расселения.
 4 достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях
 5 развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорт, связь, информатика)
 6 стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом
 7 оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами
 8 разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйственности (крайний север, граница, Дальний Восток)
 9 совершенствование экономического районирования страны
 
 Билет №5
 Территориальная организация отраслей металлургического комплекса Российской Федерации.
 Черная металлургия России отличается исключительно высокой степенью производственной концентрации. Основная часть железной руды добывается на крупных карьерах и рудниках, мощностью многие миллионы тонн каждый, а в металлургическом переделе большую часть металла дают крупные металлургические комбинаты полного цикла. Высока и территориальная концентрация отрасли: почти 4/5 всей продукции отечественной черной металлургии приходится на три ее основные базы - Уральскую, Центральную и Сибирскую.
 Уральская база. В середине 90-х гг. на нее приходилась большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5 - руд железных, около половины - чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемых в России.
 К важным преимуществам Уральской базы черной металлургии можно отнести:
 1. высокую территориальную концентрацию осн. производственных фондов;
 2. наличие самого многочисленного в стране контингента высококвалифицированных металлургов;
 3. широкую сеть средних и высших учебных заведений, готовящих квалифицированные кадры для отрасли;
 4. большое число научно-исследовательских и проектных организаций металлургического профиля;
 5. наличие крупного местного потребителя черных металлов в лице высокоразвитого, преимущественно металлоемкого машиностроения, одновременно снабжающего отрасль необходимым оборудованием;
 6. обилие в районе металлолома, являющегося серьезным подспорьем в пополнении сырьевой базы черной металлургии.
 К основным недостаткам, сдерживающим дальнейшее развитие Уральской базы черной металлургии, следует отнести:
 1. узость местной топливно-энергетической базы и в первую очередь отсутствие собственных коксующихся углей;
 2. несоответствие доли Урала в общероссийских запасах и добыче железной руды его доле в отечественном производстве черных металлов;
 3. напряженный водный баланс;
 4. устаревшее производственное оборудование отрасли.
 По имеющимся прогнозам, и в перспективе Уральская база останется основной базой черной металлургии России .
 Центральная база черной металлургии располагается на территории Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов. Здесь, в Центральном экономическом районе, находится крупнейший железорудный район России, обеспечивающий 45 % общероссийской добычи железной руды. Основная часть руды добывается в карьерах Белгородской и Курской областей, однако наиболее ценные руды с высоким содержанием железа залегают в более глубоких горизонтах и отрабатываются рудниками подземной добычи.
 Основное преимущество Центральной базы черной металлургии заключается в расположении ее на территории крупнейшего в стране железорудного бассейна и в непосредственной близости от машиностроительных центров и других потребителей черных металлов.
 Главные недостатки Центральной базы - отсутствие коксующихся углей, напряженный топливно-энергетический баланс и дефицит воды.
 Сибирская база черной металлургии - самая молодая база, сформировавшаяся на территории Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов уже в советский период. Ее основу составляет Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский завод - оба полного цикла, расположенные в Кузбассе.
 Сибирская база черной металлургии лучше других баз страны обеспечена всем, что требуется отрасли. Здесь в избытке и сырье, и высококачественное топливо, и пресная вода, но большая удаленность от основных центров потребления металла, расположенных в европейской части страны, сдерживает развитие этой базы.
 Наиболее крупное и современное предприятие черной металлургии, расположенное за пределами трех основных баз, - Череповецкий металлургический комбинат. Это современное по своему оборудованию предприятие в качестве сырья использует руды месторождений Кольского полуострова Карелии.
 Для цветной металлургии России характерен длительный и глубокий спад производства по многим видам номенклатуры. В большей степени это коснулось выпуска рафинированной меди, никеля и титана. Но наиболее значительно сократилось производство проката цветных металлов, что связано с падением спроса на них со стороны оборонного комплекса. Вместе с тем отмечается некоторый рост производства алюминия и свинца, поскольку на эти металлы имеется спрос на мировом рынке.
 Медь:
 Важнейшим районом производства меди в России является Урал. Отличие его от прежней ведущей базы медной промышленности - Казахстана заключается в резком преобладании передельных производств над добычей руд и их обогащением. Поэтому уральская база медной промышленности России должна использовать и длительное время использовала привозные концентраты. От связей с Казахстаном в значительной степени зависит деятельность медной промышленности России в ближайшей перспективе.
 Свинцово-цинковая промышленность. Эти подотрасли цветной металлургии принято группировать из-за объединенного содержания металлов в рудах, а также общих в некоторых случаях процессов производства.
 Свинцовые руды практически не встречаются в природе. Обычно свинец содержится в полиметаллических рудах вместе с цинком и другими металлами. Сырье для производства цинка в России добывают на Урале, Северном Кавказе, Кузбассе, в Забайкалье и Приморье.
 В связи с перечисленными особенностями размещения свинцово-цинковой промышленности в России, а также исходя из степени законченности технологического процесса можно выделить пять основных районов производства:
 1) Забайкалье - производство свинцовых и цинковых концентратов;
 2) Приморье -производство свинца и цинковых концентратов;
 3) Кузбасс - производство цинка и свинцовых концентратов;
 4) Северный Кавказ - производство цинка и свинца;
 5) Урал - производство цинка из привозных концентратов.
 Алюминиевая промышленность. По объемам производства и потребления алюминий занимает безусловные передовые позиции среди цветных металлов.
 Структурно-территориальные и экономические особенности алюминиевой промышленности позволяют выделить несколько их сочетаний:
 1) добыча и обогащение сырья - Северный район (Кольский полуостров);
 2) добыча и обогащение сырья, производство глинозема - Северный район;
 3) добыча и обогащение сырья, производство глинозема, производство металла - Северо-Запад, Сибирь.
 
 Билет №7
 Понятие Единого народнохозяйственного комплекса и тенденции его развития.
 Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.
 Отраслевая структура- это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризуется определенными пропорциями и взаимосвязями.
 В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (или производственной сферой) и нематериального производства (или непроизводственной сферой). Основу единого хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято 68,7% населения.
 Производственная сфера: промышленность, с/х, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
 Непроизводственная сфера: жилищно- коммунальное хозяйство, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения, образование, здравоохранение, культура, искусство, наука, кредитование, финансы, страхование, управление, оборона.
 Территориальная структура -деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям - зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.
 Она меняется значительно медленнее отраслевой и является основой территориальной организации хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.
 Тенденции развития:
 1. в промышленности сырьевая ориентация (-)
 2. увеличение доли услуг в ВВП (+)
 3. возрастает доля нематериального производства (+)
 
 Билет №9
 Сфера обслуживания населения и её отраслевой состав.
 Как правило, чем выше уровень социально-экономического развития, тем больше роль и доля отраслей сферы обслуживания в экономике страны и региона, в жизни населения. Изменения в структуре трудовых ресурсов свидетельствуют о неуклонном повышении удельного веса занятых в сфере услуг нашей страны. Если в предвоенный период на ее долю приходилось порядка 1/10 населения, занятого в хозяйстве России, то в середине 90-х гг. уже свыше 1/4 (что значительно меньше, чем в странах Запада, не говоря уже о качестве услуг).
 И все же оценить каким-либо единым эквивалентом результаты деятельности сферы обслуживания не представляется возможным. Этому препятствует исключительно разнообразный и несопоставимый по характеру предоставляемых населению услуг круг отраслей, входящих в рассматриваемую сферу. Потребности общества в большинстве видов услуг не имеют, как правило, четко выраженного экономометрического наполнения, характерного для потребностей в материальных благах. Можно вполне объективно говорить о количестве необходимых личных автомобилей, но качество прически не поддается таким оценкам. Точно так же конечные цели здравоохранения вытекают из потребности человека быть здоровым, которая количественно невыразима.
 Своеобразной продукцией сферы обслуживания являются услуги. Причем их набор по мере развития общества заметно увеличивается. Наиболее часто из всех элементов хозяйственно- и социально-бытового комплекса к сфере обслуживания относится:
 1. жилищно-коммунальное хозяйство,
 2. услуги по социальному обеспечению населения,
 3. розничная торговля,
 4. общественное питание,
 5. бытовое обслуживание
 6. кредитно-финансовое обслуживание,
 7. рекреационное обслуживание,
 8. услуги связи для населения,
 9. культурное обслуживание,
 10. общественное воспитание и обучение детей (от яслей и детсадов до школ включительно),
 11. среднее специальное и высшее образование
 12. пассажирский транспорт.
 Как совершенно особый вид человеческой деятельности, занимающий пограничную область между отраслями производственной и непроизводственной сфер, выделяется наука (одно дело - прикладная физика или химия, другое дело - история, философия, педагогика).
 Совокупность всех отраслей сферы обслуживания населения нередко ассоциируется с социальной инфраструктурой общества. Количественные и качественные показатели деятельности отраслей социальной инфраструктуры во многом определяют жизненный уровень человека в современном мире.
 
 Билет №11
 Экономическая оценка природных ресурсов.
 Никакое производство не может существовать без ресурсов, под которыми понимаются энергия, вещество, информация, вырабатываемые вне данной системы и служащие для хозяйства исходным материалом функционирования и развития.
 К понятию ресурсов иногда относят и духовные компоненты, которые обеспечивают или могут обеспечить жизнедеятельность людей.
 Основой включения тех или иных элементов природы в "ресурсы" является техническая возможность их использования в настоящем или будущем.
 Природно-ресурсный потенциал-совокупность всех видов природных ресурсов района, которые в настоящее время известны и использование которых в ближайшем будущем возможно по техническим критериям.
 В основе экономической классификации природных ресурсов заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях народного хозяйства.
 Выделяют:
 1 ресурсы материального производства
 1.1. промышленные (топливно-энергетические, металлические, водные, лесные)
 1.2. сельско-хозяйственные (почвенно-земельные, воды для орошения, промысловые животные)
 2 ресурсы непроизводственной сферы
 (водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов, ресурсы для отдыха и оздоровления людей)
 
 
 
 Билет №13
 Территориальная организация населения в РФ и её региональные особенности.
 Территориальная организация населения характеризует его размещение по регионам страны, группировку по формам расселения (городам, селам), процессы миграции.
 Основной фактор, определяющий размещение населения - локализация производства, а сложившееся расселение в общем соответствует его современному размещению.
 В Европейском макрорегионе, включая Урал, где концентрируется 3/4 основных фондов промышленности и с/х производится примерно 80% промышленной и свыше 75% с/х продукции сосредоточена основная масса населения 78%.
 Территориальная организация населения непосредственно связана с миграцией. Миграционный процесс вызывается в основном изменением в региональном развитии производительных сил, а на интенсивность миграции влияют территориальные различия в уровне жизни, природных условиях, особенности социально-демографических ситуаций в местах прибытия и выбытия.
 Миграция населения- это закономерное социальное явление, ведущее к пополнению и обновлению трудовых ресурсов.
 На динамику численности населения России в XX столетии большое влияние оказали:
 1) активное продвижение страны по пути демографического перехода, существенно снизившего рождаемость, смертность и естественный прирост населения;
 2) демографические кризисы в результате войн, революции, Репрессий и прочих социальных потрясений ;
 3) миграционный отток населения России первоначально за рубеж, а впоследствии в союзные республики, особенно усилившийся в послевоенные годы, в 90-е гг. сменившийся миграцией
 
 Билет №15
 Развитие процесса урбанизации в России.
 Урбанизация-это многогранный глобальный социально-экономический процесс, связанный с резко усилившимся в эпоху научно технической революции развитием и концентрацией производственных сил и форм социального общения распространением городского образа жизни на всю сеть населенных мест.
 Основную массу городского населения концентрируют крупные и крупнейшие города, так в городах с населением от 100тыс. до 1 млн. жителей проживает более 41 млн человек или 43% городского населения, а в городах с населением более 1 млн человек проживает около 26 млн человек, это 27% городского населения.
 В настоящее время в Росси и сформировалось 13 городов миллионеров: Москва, С. Петербург, Н. Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Ростов на Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск. Плюс три города приближаются к этому приделу: Красноярск, Саратов, Воронеж.
 Одно из характерных проявлений урбанизации связано с изменением структуры городских поселений. Происходит концентрация населения в городских агломерациях и обширных урбанизированных зонах. В настоящее время в России в городских агломерациях сосредоточено более половины городского населения.
 Городская агломерация - это система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми, производственными связями, общепроизводственной и социальной инфраструктурой.
 Характерные признаки агломерации:
 1 наращивание обширных городских скоплений
 2 концентрация больших масс населения
 3 быстрое развитие пригородов и постепенное перераспределение населения между городами- центрами и пригородными зонами.
 4 Привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, особенно из близко расположенных сел и поселков
 5 Массовые маятниковые миграции к местам учебы, работы, культурно бытового обслуживания и отдыха.
 Дальнейшая эволюция форм расселения под воздействием процесса развития и концентрации производства приводит к территориальному сближению даже срастанию агломираций, возникновению урбанизированных зон формирующихся на обширных территориях.
 Малые и средние города составляют наиболее многочисленную группу городов. Одной из причин их недостаточного развития является односторонний подход к формированию экономической базы только за счет промышленности, однако значительная часть этих городов не располагает необходимыми условиями для размещения крупных и средних предприятий.
 Основные этапы урбанизации
 В самом общем виде возможно выделить несколько этапов урбанизации России.
 Первый этап - с момента появления первых городов и вплоть до 1861 г. (отмена крепостного права)
 Второй этап- 1861 - 1917гг. - ознаменовался становлением в стране развитых товарно-денежных отношений, бурным развитием промышленности и транспорта, заметно активизировавшими урбанизацию. К 1917 г. 17% населения России проживало в городах
 Третий этап - 1917-1941 гг. - годы индустриализации страны. География урбанизации практически повторяла географию индустриализации, охватившей большую часть обжитых территорий России. Заметно усиливается концентрация населения в крупных городах.
 Четвертый этап - 1941 -1945 гг. - период Великой Отечественной войны. Он ознаменовался существенным территориальным сдвигом хозяйственного потенциала и городского населения на восток. В это время особенно быстро растет численность городского населения в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Одновременно сокращается численность населения разрушенных войной западных, временно оккупированных районов.
 Пятый этап - послевоенный период с 1946 г. и до наших дней - помимо заметного ускорения роста численности городского населения и увеличения его доли в общей численности жителей страны (за 1946-1995 гг. доля городского населения страны воз- . росла с 40 до 73%) характеризуется расширением географии урбанизации за счет освоения восточных и северных территорий и целым рядом качественных изменений в самом процессе урбанизации:
 > усилившейся концентрацией населения в крупных и крупнейших городах;
 > быстрым развитием городских агломераций;
 > формированием систем расселения;
 > повышением роли крупных, и особенно крупнейших, городов во всех сферах социально-экономической жизни общества;
 > распространением городского образа жизни на сельскую местность
 
 Билет №17
 Территориальная организация и территориальная структура народного хозяйства.
 Основные черты географии промышленности:
 Современная география отечественной промышленности сложилась в основном под влиянием двух довольно устойчивых в течение всего советского периода тенденций:
 1 расширения ареалов промышленности за счет ее продвижения на восток и север страны,
 2 концентрации индустриальных предприятий в промышленных Узлах и промрайонах.
 Продвижение промышленности в малоосвоенные и совсем неосвоенные в экономическом плане районы Севера и Востока было вызвано освоением топливно-энергетических, рудных, лесных, водных и других ресурсов, что предопределило преимущественное развитие на их территории различных отраслей добывающей промышленности и первичной переработки добываемого топлива и сырья. Чезвычайно низкая плотность населения восточных районов России, узкопрофильный характер их специализации и отсутствие достаточно крупных местных потребителей готовой продукции являлось серьезным препятствием на пути развития здесь многих трудоемких отраслей промышленности, а также производств, важным условием размещения которых выступает потенциальная возможность налаживания тесных связей по линии кооперирования производства с большим количеством смежников. Поэтому в восточных районах России большинство отраслей обрабатывающей промышленности развито намного слабее, чем в западных. В первую очередь это относится к верхним этажам обрабатывающей промышленности и особенно к машиностроению.
 В западных районах страны хуже по сравнению с восточными районами обеспеченных топливом, сырьем, водными ресурсами, но сосредоточивающих основную часть трудовых ресурсов, производственного потенциала России и обладающих полифункциональным индустриальным комплексом, напротив, преимущественное развитие получили трудоемкие производства, размещение которых сопряжено с реализацией тесных связей по линии кооперирования производства. Обрабатывающая промышленность здесь заметно преобладает над добывающей, и во многих районах высок удельный вес верхних этажей промышленности, представленных наиболее сложными в техническом отношении производствами. Именно в этих районах находятся самые крупные комплексы машиностроительных, химических и нефтеемких предприятий России.
 Промежуточное положение по своей промышленной специализации между восточными и западными районами занимает Европейский Север, где широко представлены как отрасли добывающей, так и обрабатывающей промышленности.
 В целом почти 3/4 промышленного потенциала России (72% ее общей промышленной продукции) на середину 90-х гг. сосредоточивали западные районы страны.
 Основные черты географии с/х:
 
 Билет №19
 Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация природных ресурсов.
 Природно-ресурсный потенциал-совокупность всех видов природных ресурсов района, которые в настоящее время известны и использование которых в ближайшем будущем возможно по техническим критериям.
 В основе экономической классификации природных ресурсов заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях народного хозяйства.
 Выделяют:
 3 ресурсы материального производства
 3.1. промышленные (топливно-энергетические, металлические, водные, лесные)
 3.2. сельско-хозяйственные (почвенно-земельные, воды для орошения, промысловые животные)
 4 ресурсы непроизводственной сферы
 (водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов, ресурсы для отдыха и оздоровления людей)
 
 Билет №21
 Единый народнохозяйственный комплекс и его отраслевая структура.
 Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.
 Отраслевая структура- это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризуется определенными пропорциями и взаимосвязями.
 В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (или производственной сферой) и нематериального производства (или непроизводственной сферой). Основу единого хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято 68,7% населения.
 Производственная сфера: промышленность, с/х, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
 Непроизводственная сфера: жилищно- коммунальное хозяйство, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения, образование, здравоохранение, культура, искусство, наука, кредитование, финансы, страхование, управление, оборона.
 Территориальная структура -деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям - зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.
 Она меняется значительно медленнее отраслевой и является основой территориальной организации хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.
 
 Билет №23
 Территориальная организация отраслей топливно-энергетического комплекса.
 Динамика объемов производства в основных отраслях топливно-энергетического комплекса России:
 
 Отраслям топливно-энергетического и металлургического комплексов, а также военно-промышленного комплекса (ВПК) принадлежит особая роль в промышленном производстве, да и во всем хозяйстве России. В 1994 г. на первые две приходилось 44% общего объема промышленной продукции страны, а на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и Европейском Севере их доля превышала 50% .
 Продукция топливно-энергетического и металлургического комплексов в середине 90-х гг. обеспечивала около 3/4 всей экспортной выручки России.
 Под топливно-энергетическим комплексом понимается совокупность отраслей топливной промышленности и электроэнергетики. Комплекс складывается из предприятий по добыче и переработке всех видов топлива, производству электроэнергии, ее распределения и транспортировки.
 Отрасли топливно-энергетического комплекса относятся к ключевым звеньям промышленности, от масштабов и уровня развития которых во многом зависит состояние всей экономики страны. Помимо постоянного роста потребностей производства, транспорта и населения в топливе и электроэнергии, минеральное топливо является незаменимым сырьем для химической промышленности, особенно для химии оргсинтеза.
 В целом к концу 90-х гг. наметилось постепенное улучшение экономического положения топливно-энергетического комплекса России. Возрос объем инвестиций, сократились темпы падения производства и уже просматриваются позитивные тенденции, обусловливающие возможность выхода из кризиса основных его отраслей.
 Наиболее общей тенденцией в географии отраслей топливно-энергетического комплекса России является процесс постоянного перемещения "центра тяжести" добычи топлива и производства энергии в восточные районы страны. В результате уже сегодня их доля в добыче нефти и угля составила более 3/4 от отечественной, в добыче природного газа - 9/10 и лишь по объемам производства электроэнергии (около 70%) лидерство сохраняют западные районы
 
 Билет №24
 Современная система экономических районов в РФ.
 В РФ два крупных макрорегиона: Западная и Восточная экономические зоны. Вся территория РФ разделена на 11 экономических районов:
 3 Западная экономическая зона (8):
 3.1. Центральная Россия
 3.1.1. Центральный экономический район
 3.1.2. Волго-Вятский экономический район
 3.1.3. Центрально-Черноземный экономический район
 3.1.4. Северозападный экономический район
 3.2. Европейский Север России
 3.2.1. Северный экономический район
 3.3. Европейский Юг России
 3.3.1. Северо- Кавказский экономический район
 3.4. Урало-Поволжье
 3.4.1.1. Уральский экономический район
 3.4.1.2. Поволжский экономический район
 4 Восточная экономическая зона (3):
 4.1. Западно-Сибирский экономический район
 4.2. Восточно -Сибирский экономический район
 4.3. Дальневосточный экономический район
 В Западной экономической зоне сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы районов. Это связано с географическими, историческими, экономическими особенностями.
 
 Билет №25
 Территориальная организация отраслей химической промышленности в Российской Федерации
 Из совокупного влияния множества факторов на размещение химических производств наиболее существенные: 1) сырьевой; 2) топливно-энергетический; 3) водный; 4) потребительский. Однако их действие отнюдь не носит универсального характера, даже в рамках однотипных производств. При анализе роли энергетического фактора следует иметь в виду, что соотношение между потребляемой химической продукцией тепловой и электрической энергией явно в пользу тепловой. Это значит, что в размещении отрасли гораздо более важную роль играют ТЭС, а не ГЭС. В то же время отдельные химические производства характеризуются повышенной электроемкостью. Что же касается потребительского фактора, то он играет первостепенную роль при размещении небольших узкоспециализированных предприятий по выпуску лаков, красок, фармацевтических товаров и т.д.
 Совершенно очевидно, что размещение горнохимическои промышленности, связанной с добычей первичного химического сырья, обусловлено месторождениями соответствующих его видов. К химическим производствам сырьевой ориентации относятся и многие подотрасли основной химии. Так, только к местам добычи сырья приурочена калийная промышленность: практически все 100% калийных удобрений в России производятся в Пермской области (Соликамск и Березники), где расположено уникальное Верхне-Камское месторождение сильвинита и карналлита и построено несколько комбинатов.
 Размещение азотно-туковой промышленности подчиняется нескольким вариантам в зависимости от используемого исходного сырья и технологии производства удобрений (аммиачной селитры, карбамида, сернокислого аммония). В случае использования кокса и коксового газа предприятия локализуются в центрах коксования угля или комбинируются с черной металлургией (Кемерово, Ангарск, Губаха, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Липецк, Череповец и др.); отходов нефтепереработки - в соответствующих центрах нефтеперерабатывающей промышленности (Салават); природного газа - вдоль трасс магистральных газопроводов (Невинномысск, Новомосковск, Щекино, Новгород, Тольятти и др.). Последний вариант наиболее распространен не только в России, но и во всем мире.
 Еще в меньшей степени ориентирована на источники сырья фосфатно-туковая промышленность, использующая апатиты и фосфориты. Единственное в России крупное месторождение апатитов - на Кольском полуострове, вдали от главных сельскохозяйст венных районов страны.
 Часть месторождений, расположенных в труднодоступных местах и экстремальных природных условиях (север Красноярского края, Якутия, побережье Охотского моря), еще не разрабатывается.
 Неотъемлемым компонентом развитой химической промышленности является сернокислотное производство, поскольку данный химикат, как правило, не импортируется. Его сырьевая база в России - самородная сера Поволжья, серные колчеданы Урала, газовые отходы цветной и черной металлургии, нефтепереработки. Поскольку самородную серу и колчеданы перевозить на дальние расстояния несравнено легче, чем серную кислоту, то производство последней локализуется ближе к потребителю.
 К основной химии традиционно тяготеет добыча поваренной соли, которая, помимо пищевого назначения, используется и в содовом производстве. С распадом СССР практически вся поваренная соль разрабатывается в двух экономических районах: на Урале и в Поволжье.
 
 Билет №27
 Особенности территориальной организации отраслей сельского хозяйства на территории Российской Федерации.
 Зональная специализация сельскохозяйственного производства России выглядит следующим образом: в тундре и лесотундре преобладает экстенсивное оленеводство, охота и рыболовство; в таежной зоне ведущее место занимает молочное животноводство, опирающееся на корма заливных лугов; земледелие в крайне ограниченных масштабах концентрируется в отдельных очагах; в зоне смешанных лесов - льно-молочное направление хозяйства и картофелеводство; в лесостепной полосе - зерновое хозяйство с посевами в западных ее районах сахарной свеклы я картофеля; молочное и мясо-молочное скотоводство ориентируются на полевые корма; в степной зоне - зерновое хозяйство, подсолнечник, мясо-молочное скотоводство и свиноводство на полевых кормах и овцеводство.
 В пределах каждой зоны вокруг крупных городов и городских агломераций сложилось пригородное сельскохозяйственное производство, ориентирующееся на снабжение горожан свежими продуктами питания (картофель, овощи, ягоды, молоко, парное мясо, яйца).
 
 Билет №29
 Транспортный комплекс Российской Федерации и его основные особенности.
 Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта .
 Водный и автотранспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый - из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй - как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях.
 Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.
 По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире.
 Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта обусловлены не высоким уровнем экономического развития страны, а одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.
 Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта - 5890 млрд. тонно-км - был достигнут в 1990 г. Затем по мере развития и углубления социально-экономического кризиса и в связи с быстрым падением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства он стал стремительно сокращаться.
 Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся социально-экономическим положением, характеризующимся спадом производства, снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств. В условиях либерализации тарифов и падения спроса на перевозки появились свободные перевозные возможности, возникает рыночная конкуренция на всех видах транспорта и между ними. Наиболее ярко это выразилось в увеличении роли трубопроводного транспорта в суммарном грузообороте страны. Сегодня он, оттеснив железнодорожный на вторые роли, занимает лидирующие позиции в перевозках грузов в России на дальние расстояния.
 Важнейшие тенденции функционирования транспортного процесса, наметившиеся в 90-е гг., сводятся к устойчивому сокращению неплатежеспособного спроса на перевозки, а также к снижению перевозок пассажиров всеми видами транспорта.
 
 Билет №30
 Россия в международном территориальном разделении труда.
 В 1985г. Россия производила почти 4% мирового ВВП и занимала 6-место в мире после США, Японии, Китая, Германии, Франции. В 1995-только 2% и оказалась на 11 месте, пропустив вперед Индию, Италию, Великобританию, Бразилию.
 Удельный вес Росси в мировом промышленном производстве не превышает 4%-5я позиция в мире, по уровню производительности труда(выработка на одного занятого) занимает 64-ю позицию в промышленности и 77-ю в с/х. Структура экспорта носит сырьевую направленность (нефть, газ, руды, металлов, алмазы и др.). По запасам природных ресурсов Россия обладает 10,2трлн.долл., Индия(0,4трлн.долл.),Бразилия (3,5трлн.долл.),Южная Африка(1,1трилн.долл.), Китай (0,6 трлн. долл.).
 Только 1/4 экономики России вовлечено в мирохозяйственные связи. Россия для развития мировой торговли имеет следующие предпосылки: огромные сырьевые богатства; квалифицированную дешевую рабочую силу; большие масштабы основных фондов; мощный научно-технический потенциал.
 Россия обладает и слабостями: отсутствие полноценной инфраструктуры рынка; нерациональная структура экспорта и импорта; спад производства; изношенность и моральное устаревание основных фондов.
 Основные тенденции товарного экспорта РФ:
 * ярко выраженная топливно-сырьевая направленность (нефть, газ, уголь, лес - 46,8% всего экспорта в 1995 году)
 * доля черных и цветных металлов сократилась до 22% в 1996г.с 22,5% в 1995г.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу