<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Показатели современного типа экономического роста:
 1 повышение качества продукции;
 2 повышение производительности труда;
 3 ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта;
 4 динамика фондоотдачи;
 5 снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции;
 6 интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.
 26. Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике
 Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере распределения доходов. Функции определяют тот необходимый минимум вмешательства государства, без которого не может нормально функционировать рыночный механизм.
 В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те недостатки, которые имеет рынок.
 1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды;
 2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (запасы рыбы);
 3. не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования;
 4. не гарантирует права на труд и доход;
 5. не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке;
 6. рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными процессами.
 Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции, за ограничение монопольного пр-ва.
 Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики:
 1. Кейнсианская школа - за регулирование хоз. механизма;
 2. Доктрины консервативного направления, т. е. те, к-рые за невмешательство государства в экономическую жизнь.
 Гос. регулирование эк-ки - целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов целедостижения равновесного роста общей экономической системы.
 Генеральные цели гос. рег.:
 1. достижения эконом. и соц. Стабильности;
 2. обеспечение национальных эконом. преимуществ;
 3. обеспечение эконом. безоп. Страны;
 4. адаптация рыночного механизма к различным целям.
 Типы гос. регулирования:
 1. полный гос. монополизм в управлении нар. хоз-вом.
 2. различные варианты сочетания рыночных и гос. регуляторов (Фр).
 3. крайний либерализм, признающий эффективность только частного предпринимательства (США).
 Деятельность пр-ва:
 1. обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;
 2. защита конкуренции;
 3. перераспределение доходов и богатства;
 4. корректировка распред. ресурсов с целью изм. Структуры нац. Продукта.
 5. контроль уровняня занятости и инфляции
 6. стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва.
 Комплексное использование методов и инструментов гос-го регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста территорий и региональных подсистем.
 
 
 
 27. Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг
 Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. Государственные доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи. Государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета - называется превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств, ресурсов по сравнению с запланированным или необходимым уровнем. Государственный долг - это задолженность государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний и внутренний государственный долг.
 Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие расходы гос-го сектора превышает доходы гос-го сектора государства. В принципе дефицит бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем в экономики, и наблюдается пик развития, то налоговые поступления увеличиваются быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице сокращаются. Разница между всей стоимостью всех товаров и услуг, которые наша страна продает другим странам и стоимостью все товаров и услуг, которые мы покупаем у остального мира, называется внешним торговым балансом страны. Если страна покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то наблюдается внешне-торговый дефицит. А если государство продает друг. странам больше, чем покупает у них, то оно имеет активное дефицит внешне-торгового бюджета.
 Государственный долг - ценные государственные бумаги, продаваемые предприятиям и населению страны (по которым государство выплачивает %), и международные займы (задолженность другим государствам и международным кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и внешний, тем выше расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств остается для инвестиций и для потребления населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 28. Национальный доход и его распределение
 НД - это часть СОП за вычетом потребленных средств производства.
 НД = СОП - Фв, НД = ПП + НП
 НД - это чистый продукт общества
 Факторы, влияющие на рост НД:
 1. увеличение численности занятых в сфере мат. производства
 2. за счет роста производительности труда, этот фактор определяющий поскольку возможности роста численности ограничены
 НД состоит из 2 фондов
 * фонд потребления - это часть, которая направлена на удовлетворение потребностей, на зарплату рабочих мат. сферы
 * Фонд накопления - это часть, которая направлена на расширение производства, на культурно-бытовое стр-во, на резервы, на содержание непроизводственной сферы.
 ЧНП - исчисляется как сумма зарплаты, прибыли, ренты, процента, косвенных налогов (таможенные пошлины).
 ЧНП - это нац. доход + косв. налоги. Они добавляются для того, чтобы определять нац. доход по рын. ценам.
 ВВП включает в себя продукцию и услуги, произведенные только внутри страны с использованием только своих факторов производства. Различают:
 Номинальный ВВП - это его физ. объем, выраженный в текущих ценах данного года.
 Реальный ВВП - это его физ. объем с поправкой на уровень изменения цен с помощью дефлятора.
 Дефлятор - это индекс цен на все товары, услуги, используемый для соотношения ном. ВВП с целью определения его реальной величины.
 Для хар-ки уровня жизни населения используется показатель "личный доход"
 ЛД - это доход, который получает отдельное лицо, семья, без налогов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 29. Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное производство общественного продукта
 Мировая торговля пред. собой наиболее простую форму реализации международного разделения труда. Каждая страна участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле хар-ся 2 составляющими: ввозом и вывозом товаров и услуг.
 Экспорт - вывоз товаров и услуг и их реализация на внешних рынках.
 Импорт - ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны.
 Реэкспорт - ввоз товаров с целью не реализация их на внутренних рынке, а вывоза в третьи страны.
 Внешнеторговый баланс страны - вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту и импорту.
 Внешнеторговый оборот страны - общая сумма экспорта и импорта.
 Сальдо внешнеторгового оборота - разность между суммой экспорта и суммой импорта.
 Сальдо полож-ное, если экспорт превышает импорт, и наоборот. Соотношение экспорта и импорта в условиях открытой экономики оказывает существ. влияние на всю экономическую ситуацию в стране.
 Экспорт, как и потребление и инвестиции, вызывает увеличение объема производства внутри страны. А это означает появление новых рабочих мест, увеличение занятости, рост доходов, который стимулирует расширение отечественного производства. В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт. А это повлечет сокращение спроса на продукты отеч. производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов. Поэтому при измерении совокупных расходов на выпускаемые внутри страны товары и услуги необходимо вычитать расходы на импорт, а экспорт рассматривать как новый компонент совокупных расходов в стране.
 Из изложенного следует, что полож. сальдо ведет к возрастанию расходов и увеличению чистого внутреннего продукта, тогда как отриц. сальдо приводит к уменьшению ЧВП.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 30. Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового рынка
 Международное разделение труда (МРТ) - это высшая ступень территориального разделения труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран по выпуску и экспорту определенных видов товаров и услуг. Международное разделение труда является объективной основой становления и развития международного обмена.
 Масштаб и глубина МРТ определяется 2 факторами:
 1. различия в природно-климатических условиях и наличие природных ископаемых
 2. уровень развития производительных сил в странах-участницах МРТ
 Мировой рынок - это исторически сложившаяся на базе промышленного производства и МРТ система торгово-экономических и финансово-кредитных отношений между странами. Он становиться ареной столкновения интересов различных государств и их хозяйствующих субъектов, конкурентной борьбы между ними, что предопределяет порой его нестабильность, а также высокую степень подвижности и изменение рыночной конъюнктуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 31. Инвестиционная деятельность государства
 В отношении капитала регулирующая роль проявляется прямо и косвенно. Непосредственно она находит свое выражение в гос. секторе, в котором накопление капитала на гос. предприятиях опред-ся соотв. нормативами. Одновременно гос-во, обладая поступлениями в бюджет либо определенную их часть непосредственно инвестирует в производство, транспорт, связь, инфраструктуру, жилье, развитие соцсферы, либо участвует в совместных проектах, либо компенсирует часть инвестиций частного сектора экономики.
 * Изменяя инв. политику путем непосредственного наращивания или сокращения гос. капиталовложений, гос-во оказывает воздействие на общую экон. конъюнктуру в стране, развитие нац. экономики. Активизация инв. деятельности в гос. секторе провоцирует спрос на инв. товары, рабочую силу и в частном секторе.
 * Гос-во, осуществляя собственные автономные инвестиции, имеет возможность вызывать мультипликационный эффект увеличения общ. продукта.
 * создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов
 * снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений, и на доходы от реализации ожидаемой продукции
 * льготное кредитование, выдача субсидий
 * привлечение иностранного капитала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация
 Переход к рыночной эк требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность.
 Приватизация - ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. Разгосударствление эк-ки - это многогранный процесс отстранения государства от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки.
 Сущ 2 направления развития эк-ки:
 1) путем ограничения вмешательства государства в хоз-ную деятельность предприятий
 2) путем разгосударствления собственности.
 Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций.
 Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.
 Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.
 Приват-ия - процесс приобретения у государства предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы-право непосредственного управления ими.
 Финансовые источники приватизации:
 1) средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления)
 2) заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг)
 3) личные средства
 Объекты приватизации
 1) Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д.
 2) Доли (паи, акции) государства и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ.
 Субъекты приватизации:
 1) граждане РФ
 2) юридические лица РФ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности
 3) Трудовые коллективы гос-ых предприятий
 4) Иностранные инвесторы
 5) Лица без гражданства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 33. Методы государственного регулирования национальной экономики
 Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного им контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Методы ГРЭ - экономический - средства денежно-кредитной и бюджетной политики; административный - меры запрета, разрешения и принуждения. Прямое вмешательство - формирование смешанной экономики с наличием существенного государственного сектора в отраслях, наиболее оснащенных основным капиталом; издание законов и правовых актов и осуществления государственного контроля за их исполнением. Косвенное вмешательство - путем реализации положений финансовой, фискальной налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной политики. В помощью реализации экономической политики осуществляется: перераспределение доходов и ресурсов; стимулирование инвестиционной деятельности и развитие приоритетных направлений экономики; стимулирование занятости; поддержание цен и воздействие на их уровень; устранение отрицательного влияния побочных эффектов предпринимательской деятельности.
 Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
 Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости.
 Государство тратит средства, осуществляя контроль над состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
 Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема несправедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство должно обеспечить право на труд тех, кто может и хочет работать, рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
 Каналы регулирования:
 1. Налоговая, инвестиционная политика; таким путем должна создаваться рациональная структура производства. Существенным моментом финансовой политики является фискальная функция (налогообложение), она призвана обеспечить доходы бюджета, но она не должна душить, а стимулировать производство.
 2. Финансирование научно- технических программ (целевые программы)
 3. Дотация нерыночным секторам экономики (здравоохранение, образование, наука, культура)
 4. Особая значимость соц. политики. Гос-во разрабатывает и осущ-ет соцпрограммы, которые охватывают наиболее социально важные отрасли, обращают внимание на соц. слои общества.
 Целью государственного регулирования национальной экономики является
 1. Эк-ская и соц. стабильность
 2. Укрепление сущ. строя внутри страны и за рубежом

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу