<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 3. Адаптация к изменяющимся условиям сущ. строя
 
 
 
 
 
 
 
 34. Кредитно-денежная политика Центрального Банка
 Центральный банк - главный государственный банк страны, наделенный особыми полномочиями и функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является "банком банков", органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются: эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства; регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений. Резервные требования - часть резервов коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на специальных счетах центрального банка. Денежный мультипликатор - экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение денежной массы или спроса на деньги, увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Численно мультипликатор больше единицы и равен отношению единицы к предельной склонности потребителя к потреблению данной продукции, товара; либо отношению равновесного валового внутреннего продукта к изменению объема инвестиций.
 Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации.
 В России функционирует двухуровневая банковская система.
 1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. "Банк банков".
 Функции Центрального Банка:
 1.Денежная эмиссия.
 2.Регулирование денежного обращения.
 3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
 Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.
 Основные задачи ЦБ:
 Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
 Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
 2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
 - собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
 - инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
 - ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
 - сберегательные кассы и кредитные общества;
 - страховые и пенсионные фонды.
 В России 6 специализированных государственных банков:
 1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).
 2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
 3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).
 4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
 5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).
 6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).
 
 
 
 
 
 35. Методы социальной поддержки населения
 Соц. политика - это деятельность гос-ва и др. субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.
 * Микроуровень ограничивается мероприятиями в рамках отд. хоз. единиц и различных благотворительных организаций.
 * Макроуровень - гос. соц. политика, охватывающая всю систему соц-экон. отношений в обществе.
 1. социальная защита (активная, пассивная)
 2. налоговая политика
 3. соц. партнерство
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 36. Доходы и их классификация. Уровень и качество жизни, прожиточный уровень и его определение
 Денежные доходы населения - вся совокупность денежных поступлений за опред. период времени.
 Натуральные доходы - совокупность мат. благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках дом. хозяйств. Эти доходы выступают в 2 формах:
 Номинальный доход - сумма ден. поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен.
 Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и др. обязательных платежей.
 Реальные доходы - располагаемые доходы с учетом изменения цен и тарифов.
 Прожиточный минимум - стоимость потребительской корзины.
 Уровень жизни - это совокупность условий жизнедеятельности, это степень удовлетворения мат. и духовными потребностями людей, обеспечивающими их жизнедеятельность.
 Качество жизни - отражает совокупность соц., культурных, Мт. ценностей и все это дает человеку жизнь в гармонии с обществом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 37. Кейнсианская модель общего равновесия
 Кейнсианская теория макроэкономического равновесия.
 В этой теории для рыночной экономики характерно неравновесие; она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования. Во-первых, вызывает сомнения основные взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. Между ними есть несоответствие, так как субъекты сбережений и инвесторы - разные группы, поэтому и решения о сбережениях и инвестициях принимаются различными группами лиц. Кроме того, на денежном рынке кроме сбережений есть еще один источник инвестиций - кредитные учреждения. Во-вторых, экономика развивается не гладко; нет эластичности соотношения цен и зарплаты. Таким образом, Кейнс считает совокупный спрос изменчивым, а цены - неэластичными, поэтому безработица сохраняется в течение длительного периода времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса со стороны государства. Государство помогает приблизиться к уровню равновесия путем проведения экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. В период кризисов рекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиции частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента.
 Кейнсианская модель достижения макроэкономического равновесия
 Из теории Кейнса: главная задача государства состоит в сохранении макроэкономического равновесия через воздействие на сов. спрос.
 Совокупный спрос - общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителя на потребительские товары и услуги предприятий, а также на инвестиционные ресурсы. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм. Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение обычно приравнивается к внутреннему валовому продукту.
 В этой модели важную роль играет мультипликатор. Мультипликатор - это коэффициент, который показывает связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода; это соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост объемам инвестиций. Он показывает зависимость прироста нац. дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается, когда потребители склонны использовать прирост дохода для роста потребления, и уменьшается при усилении склонности к накоплению сбережений.
 В годы, когда гос-во старалось не вмешиваться в экономику(перестройка), привели к несбалансированности экономики, то есть главная роль гос-ва - быть регулирующим центром в развитии экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 38. Классическая модель общего равновесия
 Классическая модель достижения макроэкономического равновесия:
 исходит из того, что рын. система способна к автоматическому саморегулированию. Важнейшей особенностью классической школы является положение о том, что предложение благ порождает спрос на эти блага. Это положение выражено в законе Сэя. Согласно этому закону каждый предприниматель, продав свой товар на рынке должен сразу же все полученные средства от продажи потратить на приобретение др. товаров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 39. Цикличность экономического роста
 Экономический рост в условиях рыночной экономики не является постоянным. Развитие народного хозяйства в этих условиях неравномерно, оно характеризуется периодами подъема и спада производства - увеличения или уменьшения темпов экономического роста. Это явление называется цикличностью развития. Цикличность - это всеобщая форма движения экономики в условиях рыночного хозяйства, отражающая неравномерность его развития, движение от одного устойчивого состояния к другому через периоды спада, кризиса и подъема. Причины цикличности развития заложены в самом механизме рыночной экономики и состоят в нарушении равновесия совокупного спроса, совокупного предложения, системы ценообразования производимых товаров и вызываемыми этим нарушением перепроизводстве или дефиците товаров, расстройстве денежно-финансовой системы. Первым фактором, повлиявшим на весь ход расширенного воспроизводства общественного продукта, стала научно-техническая революция. Под ее воздействием изменилось течение кризисов и развились их новые виды. С одной стороны, НТР породила наукоемкие отрасли производства, которые наиболее устойчивы к кризисным спадам. С другой стороны, НТР стала причиной структурных кризисов в тех отраслях промышленности, в которых преобладает простая (механическая) технология по переработке природных веществ. Вторым фактором антицикличого регулирования стало активное вмешательство государства в ход макроэкономического роста с тем, чтобы уменьшить разрушительное воздействие кризисов и добиться большей стабилизации хозяйственного развития. Запад накопил большой опыт проведения антициклической и антикризисной политики.
 Кризис - резкое падение темпов эконом. роста, сокращение масштабов производства, увеличение товарных запасов, рост безработицы, расстройство кредитно-денежной системы.
 Но: возникают мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция, идет обновление основного капитала фирм.
 Депрессия - низкий уровень пр-ва, который уже не уменьшается; значительные масштабы безработицы; более/менее стабильные цены; товарные запасы уже не растут; ссудный % на низком уровне.
 Оживление - повышается уровень производства, сокращается безработица, небольшое увеличение цен на ресурсы и продукты, улучшения в кредитной сфере, курс акций стабилизируется.
 Подъем всегда носит лихорадочный характер - повышение цен на продукцию фирм, произв. средства производства; рост спроса на эл-ты основного капитала; сокращение безработицы; рост кредита.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 40. Сущность налогов, их регулирующая и контролирующая функция
 Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль), стоимость определенных отваров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Принципы налогообложения: уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов; необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение носило однократный характер; обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа; система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными; налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Основные формы налогов: налоги на имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая налоги на землю; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и т.п. Эти налоги называются прямыми налогами. Налоги на товары и услуги: налог с оборота (или налог на добавленную стоимость); акцизы; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Это косвенные налоги. Налоги делятся также на центральные и местные.
 Налоги выполняют 4 функции: 1)Фискальную 2)Регулирующую 3)Стимулирующую 4)Распределительную (распределяет денежные средства среди социальными слоями)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 41. Экономические системы и их основные признаки
 Любая страна имеет свою экон. с-му.
 Экон. система - это система связей между производителями и потребителями матер. благ и услуг; это совокупность экон. процессов, которые совер-ся в общ-ве на основе имущ. отношений и организационных форм. На практике выделяют:
  * рыночную
  * командно-административную
  * смешанную
 Черты рыночной системы :
 1 частная собственность на экономические ресурсы
 2 свобода выбора
 3 конкуренция, опирающаяся на личные интересы
 4 ограниченная роль государства.
 При капитализме каждый свободен в использовании экономических ресурсов. И сам решает каким бизнесом заниматься, какой товар выносить на рынок, что производить. В чистой капиталистической экономике роль государства ограничена. Движущей силой выступает стремление к личной выгоде как со стороны продавцов, так и со стороны потребителей. Поведение каждого субъекта обуславливается личной выгодой, но удовлетворяя свои потребности общества т.к. он производит продукцию необходимую обществу.
 Способ координации всех экономических процессов - рынок.
 Командная экономика - основана на государственной собственности практически на все экономические ресурсы. Монополизация и бюрократизация экономики. Централизованное планирование. Особенности хозяйственного механизма:
  * непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
  * государство полностью контролирует распределение и производство продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные отношения между субъектами хозяйствования
  * использование административно-распорядительных методов.
 Смешанная. Основой экономической системы являются командная и чист. капитализм.
 В чистом виде они сегодня практически не встречаются. Существует смешанная экономика. Ей присущи черты обеих экономик. Она основана на частной и государственной собственности, характеризуется вмешательством государства в экономику. Когда рынки не справляются с размещением ресурсов, обращаются к государству. Оно выполняет след. функции:

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу