<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Специалисты отдела информационных технологий, технического и юридического отделов Банка и его филиалов полностью отвечают необходимым квалификационным требованиям, имеют высшее специализированное образование. Из работающих специалистов Банка 3-е имеют ученую степень кандидата наук и 2-е обучаются в аспирантуре.
  Работники отдела ценных бумаг и депозитов имеют соответствующие квалификационные аттестаты ФКЦБ, сотрудники Управления внешнеэкономической деятельности прошли дополнительное обучение по специальностям, связанным с операциями со средствами в иностранных валютах и средствами физических лиц, владеют иностранными языками.
 
 
 Ф.И.О.
 Должность
 Образование
 Должностные
 обязанности Климов Клим Климович Председатель Правления Хабаровский инженерно-строительный институт, 1965 год, присвоена квалификация инженера-строителя Общее руководство Банком, организация взаимодействия между подразделениями Банка, определение стратегии Банка и принятие важных управленческих решений Сидорова Марина Михайловна Главный бухгалтер Московский техникум легкой промышленности, 1982 год, присвоена квалификация техника-бухгалтера.
 Школа бизнеса "Прогресс", 1995 год, специальность- бухгалтерский учет в коммерческих банках Общее руководство Управлением бухгалтерского учета и отчетности, Управлением кассовых операций. Контроль за расчетными и кассовыми операциями юридических и физических лиц в рублях и в иностранной валюте
 
  После реорганизации Банка, на основании решения Общего собрания участников КБ "Лекс-Банк" (ООО), кадровый состав "Лекс-Банка" (ОАО) и лица, имеющие право подписи расчетно-финансовых документов, останутся прежними.
 
 2.2.2. Организационно-техническое оснащение Банка
 
  Банк имеет необходимую материально-техническую базу, а также технические, организационные, технологические возможности для наращивания ресурсной базы в соответствии с поставленными целями.
  Банковские помещения специально подготовлены для банковской деятельности. В них оборудованы операционный зал, кассовый зал, хранилище и другие помещения в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ от 25.03.97 № 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ". Кассовый узел Банка включает операционную кассу, снабженную необходимым оборудованием (кассово-счетные машинки, приборы для контроля признаков, видимых в ультрафиолетовом свете, приборы для контроля водяного знака, приборы для контроля магнитных меток, 10-кратные увеличительные лупы, кассовые сейфы для раздельного хранения денежных средств), справочной литературой (альбомы иностранных валют), кассовой канцелярией (печати, штампы для справок ф.0406007, журналы и т.д.). Рабочие места автоматизированы, операционная касса Банка оснащена вакуумным упаковщиком, машиной для пересчета монет.
  Кассовые узлы представляют собой объемные пулестойкие конструкции, состоящие из объемных конструкций здания (стены, пол, потолок), двери и передаточного узла с лотком и защитным стеклом. Узлы обеспечивают защиту по третьему классу (от обстрела из автомата АКМ пулями ПС-43 калибра 7,62 мм со стальным нетермоупроченным сердечком), что соответствует требованиям третьего класса защиты п. 1.4. ГОСТ 50941-96 и ТУ 7399-001-53898805-2000.
  Сейфовая комната обеспечивает защиту по второму классу устойчивости ко взлому и соответствует ГОСТ Р 50862-96, ТУ 7399-004-42296084-99.
  Помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности, в соответствии с заключением ГПС № 2222 от 22.22.2000 г.
  Помещения оборудованы охранной и тревожной сигнализацией.
  Банк проводит ежедневную инкассацию денежных средств из дополнительных офисов в головной офис. В связи с увеличением объемов инкассации Банк планирует увеличить количество инкассаторского спецтранспорта. Операции, связанные с инкассацией денежной наличности клиентов Банка и банков-корреспондентов, выполняются только на технически исправном спецтранспорте, имеющем соответствующую цветографическую окраску, специальные световые и звуковые сигналы, оборудованном средствами радиосвязи и другими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности сотрудников инкассации и сохранности перевозимых ценностей.
  В целях полнофункциональной автоматизации банковских операций создан аппаратно-программный информационный комплекс Банка. Данную систему можно разделить на следующие блоки: модуль телекоммуникаций, парк серверов и локальная вычислительная сеть, интегрированная система банковских операций, позволяющая проводить расчеты в режиме реального времени, включающая планово-кредитный комплекс и обеспечивающая автоматизацию всех валютных и рублевых операций банковского учета, в том числе составление отчетов в соответствующих формах для представления в МГТУ ЦБ РФ по г. Москве, ЦБ РФ, выполнение всех инструкций, анализ финансового состояния Банка. Происходит постоянное усовершенствование систем, направленное на ускорение процесса автоматизированной обработки банковских операций и обслуживания клиентов, обеспечение отказоустойчивости в работе всех систем и модулей.
  Одним из основных принципов построения автоматизированной системы обработки информации является заключение договорных отношений с поставщиками аппаратного и программного обеспечения таким образом, чтобы иметь возможность в случае необходимости оперативно модифицировать и восстанавливать приобретенные программные комплексы и оборудование.
  Рабочие места всех сотрудников Банка оснащены компьютерами на базе высокопроизводительных процессоров Pentium II, Pentium III, Pentium IV, объединенными высокоскоростной локальной сетью под управлением специального коммутационного оборудования производства фирм ЗСОМ и CISCO.
  В локальной сети функционируют несколько десятков серверов, работающих под управлением различных сетевых операционных систем.
  Питание серверов осуществляется от отдельных источников бесперебойного питания, обеспечивающих защиту оборудования от скачков напряжения в сети и непрерывную работу при пропадании сетевого напряжения в течении тридцати минут. Ежедневно выполняется процедура резервного копирования информации с сервера на магнитную ленту.
  Банк подключен высокоскоростными выделенными каналами к глобальным сетям телекоммуникаций Internet, Sprint, Telex, Swift, Reuters. Банк имеет несколько зарегистрированных в сети Internet доменов второго уровня.
  В корпоративной сети Банка реализовано строгое разграничение прав доступа к информации, документам и программам в зависимости от функциональных обязанностей сотрудников. Автоматизированная банковская система позволяет дополнительно производить разграничение полномочий пользователей с применением парольной защиты.
  В рамках информационного обмена с МЦИ при МГТУ Центрального банка Российской Федерации, а также с МГТУ Центрального банка Российской Федерации Банком используется комплекс "Фаст-Инфо". Для оперативной передачи документов по экспортно-импортным контрактам клиентов в ГТК Банком используется сеть "Совам-Телепорт" в комплексе с соответствующим специализированным программным обеспечением. Вся передаваемая по открытым каналам связи информация подписывается электронной подписью и шифруется.
  Банк использует справочно-правовую систему "Консультант Плюс" с ежедневно обновляемой информационной базой.
  Для удобства и оперативности обмена финансовой информацией с удаленными клиентами, а также со своими удаленными отделениями Банком внедрена и сопровождается система "Банк-Клиент". Для обслуживания владельцев пластиковых карт установлено х банкоматов и х POS-терминалов.
  Банк оснащен высококачественной телефонной связью, предоставляемой компаниями "COMSTAR" и "TELMOS", офисной АТС.
  Помимо указанного оборудования Банк имеет необходимое количество копировальных и факсимильных аппаратов, принтеров, модемов и другой оргтехники.
 
 2.2.3. Филиалы и дополнительные офисы
 
  В период с 1998 по 2000 годы динамично развивались территориальные подразделения Банка, о чем свидетельствуют рост оборотов на клиентских счетах, увеличение числа расчетных счетов клиентов и прибыли каждого подразделения. Банк продолжает работу по развитию филиальной сети в Москве и Московской области. Клиентами филиалов стали промышленные предприятия, предприятия муниципальной инфраструктуры, научные организации, коммерческие предприятия. Накопленный опыт работы с предприятиями различных отраслей экономики, муниципальными предприятиями, населением, а также широкий спектр предоставляемых филиалами услуг позволяют обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов.
  Филиалы Банка, находящиеся в Московской области:
  "Краснознаменный": расположен по адресу: 140022, Московская область, г. Краснознаменск, ул. Северная, дом 2. Положение о филиале утверждено решением общего собрания участников банка 22 июля 1998 года, протокол № 22. Филиал внесен в Книгу государственной регистрации кредитных организаций 22.02.98 года, регистрационный номер 2222/2.
  Штатная численность персонала- 10 человек
  Филиал имеет следующую структуру:
  Администрация;
  Отдел бухгалтерского учета и отчетности;
  Операционный отдел;
  Отдел кассовых операций;
  Отдел автоматизации;
  Общий отдел;
 
  "Белозерский": расположен по адресу: 142432, Московская область, п. Белозерск, ул. Полевая, д. 2. Положение о филиале утверждено решением общего собрания участников банка 22 февраля1999 года, протокол № 44. Филиал внесен в Книгу государственной регистрации кредитных организаций 22.02.99 года, регистрационный номер 2222/3.
  Штатная численность персонала- 45 человек.
  Филиал имеет следующую структуру:
  Администрация филиала;
  Бухгалтерия;
  Операционный отдел;
  Валютный отдел;
  Отдел по обслуживанию населения;
  Отдел кассовых операций;
  Отдел неторговых операций;
  Общий отдел;
  Отдел автоматизации и информации.
 
 Банк имеет 8 дополнительных офисов:
 
 Дополнительный офис "Простоквашино"
 Штатная численность - 5 человек.
 
 Дополнительный офис "Три медведя"
 Штатная численность - 3 человека.
 
 Дополнительный офис "Шапочка"
 Штатная численность - 4 человека.
 
 Дополнительный офис "Лукоморье"
 Штатная численность - 3 человека.
 
 Дополнительный офис "Соловейчик"
 Штатная численность - 9 человек.
 
 Дополнительный офис "Горбунково"
 Штатная численность - 2 человека.
 
 Краснознаменный филиал Банка имеет Дополнительный офис "Журавлевский"
 Штатная численность - 9 человек.
 
 2.2.4. Анализ финансового состояния Банка
 
  Для анализа финансового состояния Банка была рассмотрена динамика изменения наиболее важных экономических показателей развития Банка в период с 1 апреля 2000 года по 1 апреля 2001 года.
  За анализируемый период величина валюты баланса увеличилась на 193 % (см. рис 5) с х тыс. рублей в апреле 2000 года до х тыс. рублей в апреле 2001 года.
  Собственные средства Банка (капитал), рассчитанные согласно Положению № 31-П, на 01.04.2001 года составили х тыс. рублей, что на х тыс. рублей выше показателя прошлого года.
  Фонды Банка по состоянию на 01.04.2001 года составляют х тыс. рублей, в том числе:
 - уставный фонд - х тыс. руб.,
 - резервный фонд - х тыс. руб.,
 - фонды специального назначения и накопления - х тыс. руб.,
 - добавочный капитал (прирост стоимости имущества при переоценке) - х тыс. руб.
  Резервный фонд, фонды специального назначения и накопления формировались в соответствии с утвержденным Общим собранием участников Банка Положением о порядке образования и использования указанных фондов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Анализ выполнения Банком экономических нормативов, установленных инструкциями Центрального банка Российской Федерации, показывает, что в 2000 году Банк выполнял нормативы без нарушений (рис. 9)
 
 
  Анализ динамики основных экономических показателей Банка позволяет предположить, что ее положительные тенденции дадут возможность достичь стратегических целей организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 РАЗДЕЛ 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ "Лекс-Банка" (ОАО)
 
 3.1. Прогноз основных экономических условий развития Банка в 2001-2004гг.
 
 3.1.1. Прогноз экономических показателей
 
  При планировании будущей деятельности, подготовке расчетного баланса, плана доходов и расходов на последующие три года деятельности был сделан прогноз следующих основных экономических параметров:
 
 Таблица 9. Прогноз изменения экономических параметров
  Первый год Второй год Третий год Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (средняя за год) 20% 22% 25% Ставка привлечения ресурсов (в зависимости от сроков, сумм и др. условий) 10-12% 12-14% 15-17% Ставка размещения ресурсов (в зависимости от сроков, сумм и др. условий) 11-14% 13-15% 16-18% Курс рубля к доллару США (средний за год) 29 31 33 Ставка налога на доходы по Государственным ценным бумагам, удерживаемый у источника
 15%
 15%
 15% Ставка налога на прибыль 43% 43% 43%
  Предполагаемые виды налогов и ставки налогообложения на 3 предстоящих года деятельности Банка:
 Ставка налога на прибыль составит 43%
 Ставка налога на доход по государственным ценным бумагам составит 15%.
 Ставка налога на добавленную стоимость - 20%
 Ставка налога на пользователей автодорог - 1%
 Ставка налога на имущество - 1%
 Ставка налога на рекламу - 5%
 Ставка налога на доходы физических лиц по оплате труда - 13%
 Ставка налога на доходы физических лиц с материальной выгоды - 35%
 Ставка налога с продаж - 5%
 Единый социальный налог составит 35,6% от общего фонда оплаты труда.
  Предполагаемое среднегодовое значение ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России, будет находиться в интервале от 20 до 25% на протяжении всего периода планирования.
  При наименее оптимистичном прогнозе темпов инфляции в планируемый период предполагается, что в среднесрочной перспективе темпы инфляции составят 10 % в год.
  Прогнозные курсы иностранных валют на предстоящие 3 года:
  По состоянию на 01.01.2002 г. - 31 рубль за 1 доллар США. Среднегодовой курс в 2001 году --29,7 рублей;
  По состоянию на 01.01.2003 г. - 32 рубля за 1 доллар США. Среднегодовой курс в 2002 г. 31,6 рублей;
  По состоянию на 01.01.2004 г. - 34 рубля за 1 доллар США. Среднегодовой курс в 2003 году - 33,1 рубль.
  С целью ограничения валютного риска открытая валютная позиция будет формироваться в рамках лимитов, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации. Исходя из существующих требований расчетная открытая позиция Банка (с учетом филиалов) составит:
  Прогноз открытой валютной позиции Банка (с учетом деятельности филиалов) представлен в таблице 10. Согласно нормативам, установленным Центральным банком Российской Федерации, величина открытой валютной позиции Банка не должна превышать 10% от величины собственных средств (капитала)1. В планируемом финансовом периоде расчетная открытая позиция Банка составит:
 
 Таблица 10. Расчет величины открытой валютной позиции
 Дата Собственные средства (капитал) Банка (тыс. руб.) Размер ОВП
 (тыс. руб.) Лимит открытой валютной позиции, в процентах от суммы капитала Банка 01.01.02 г От х до х От 2 до 10 % 01.01.03 г От х до х От 2 до 10 % 01.01.04 г От х до х От 2 до 10 %
 
 
 3.2. Стратегия развития
 
 3.2.1. Стратегические цели
 
  С учетом тенденций развития рынка банковских услуг были сформированы стратегические цели Банка до 2007г.:
 ? Увеличение доли в сегменте рынка - расчетно-кассовое обслуживание средних и мелких предприятий - до 2,5%
 ? Выход на сегмент рынка - обслуживание крупных и крупнейших предприятий - до 0,5%
 ? Увеличение доли в сегменте - эмиссия и обслуживание пластиковых карт - до 4%
 ? Инновационное технологическое развитие путем следования стратегиям лидеров рынка в развитии электронных платежей и систем электронных расчетов для клиентов Банка.
 ? Разумное применение стратегии сокращения издержек по отношению к уровню качества услуг
 ? Расширение ресурсной базы в соответствии с поставленными целями
 ? Организация эффективного менеджмента для осуществления стратегического управления, обучение менеджмента Банка современным управленческим технологиям.
 ? Совершенствование методов работы с персоналом - командной работы, корпоративной культуры, мотивации; приглашение на ключевые позиции менеджеров с высокой управленческой квалификацией, обучение среднего управленческого звена.
 ? Внедрение и развитие методов современного маркетинга и PR - формирование имиджа Банка, системы связей с общественностью, маркетинговых стратегий в соответствии со стратегическими целями Банка.
 
 
 3.2.2. Среднесрочные задачи Банка
 
  Среднесрочными задачами Банка на срок до 2004г. являются:
 ? увеличение уставного капитала до х млн. рублей;
 ? развитие региональной сети;
 ? получение балансовой прибыли в x млн. рублей путем:
 ? расширения клиентской базы до x тыс клиентов за счет увеличения доли рынка в имеющемся сегменте - обслуживание средних и мелких предприятий, и за счет выхода на новый сегмент- обслуживание крупных и крупнейших предприятий;
 ? развития операций с иностранной валютой, роста доходов по этим операциям до x млн. руб.;
 ? расширения присутствия на рынке эмиссии и обслуживания пластиковых карт;
 ? минимизации рисков.
 
 3.2.3. Характеристика и планируемые пакеты банковского продукта. Тарифная политика
 
  В соответствии со стратегическими целями и среднесрочными задачами Банком разработаны стратегии совершенствования предлагаемого банковского продукта и диверсификации услуг.
  Наибольшую долю в структуре оказываемых услуг Банк занимают расчетно-кассовые операции, которые будут характеризоваться следующими особенностями на планируемый период:
 1. Открытие срочных депозитов в иностранной валюте сроком на один, два, три, шесть и двенадцать месяцев на суммы от 100 долларов США. В случае досрочного востребования средств выплачивается доход в размере 2% годовых.
 
 Сумма вклада
 (в долл. США) Срок вклада свыше 1 мес. 2 мес. 3 мес. 6 мес. 1 год Годовая % ставка по вкладу 100-1000 2% 2% 2% 3% 4% 1001-5000 2% 2% 3% 4.5% 5.5% 5001-10000 2% 2% 3.5% 5.5% 7.5% 10001-50000 2.5% 3.5% 4.5% 6.5% 9% От 50 000 3% 4% 5.5% 7% 10%
 2. Ведение счетов до востребования в рублях будет включать:
 - частные переводы за рубеж (из-за рубежа) на текущие расходы;
 - оплата за обучение, лечение, участие в выставках, международных симпозиумах и т.д.
 - зачисление средств клиентов из-за рубежа.
 3. Ведение счетов до востребования в иностранной валюте:
 - переводы на текущие расходы;
 - оплата за приобретенные товары и услуги (для физических лиц);
 - зачисление и выдача денежных средств по предоставленным кредитам, страховым выплатам, материальной помощи, пенсиям, заработной плате и пр.
  Операции с наличными средствами на счетах проводятся Банком без ограничений. Доход по данному виду вклада составляет 2% годовых на остаток свыше 14 000 рублей по рублевым счетам, и, соответственно, на остаток свыше 500 долларов США, 1000 немецких марок - по счетам в иностранной валюте. По состоянию на 01.04.2001 года Банк оказывает услуги по ведению счетов до востребования (перечисление заработной платы сотрудникам на счета в Банк) x организациям. В 2002 году количество организаций, пользующихся данной услугой Банка планируется увеличить до x, а в 2003 году- до x.
 4. Операции с международными пластиковыми картами (эквайринг).
  С 1994 года Банк активно работает на международном рынке пластиковых карт. В декабре 2000 года Банк получил лицензию на осуществление операций эквайринга и стал принципиальным членом Международной платежной системы (Europay International). Банк использует сертифицированное программное обеспечение для собственного производства пластиковых карт (программное обеспечение Open Way Systems). Сеть эквайринга Банка состоит из x торговых предприятий, принимающих к оплате пластиковые карты, x установленных POS-терминалов. В 2002 году планируется увеличить число предприятий до 1300, количество POS-терминалов - до 1500. Среди крупнейших клиентов эквайринга: Торговый дом "Мега", супермаркет "Рай", гостиницы "Балчуг Кемпински", рестораны "Тропик", "Золотой кокос", "Париж", "Рай", сеть книжных магазинов, туристические агентства "Содис", "TWC", телекоммуникационные компании.
  На 01.04.2001 года количество банкоматов Банка в Москве и Московской области возросло до 50. До конца 2001 года планируется увеличить их число до 100, в 2002 году - до 140, и в 2003 году - до 180.
  Разработана и осуществляется специальная программа для банков, работающих с карточными продуктами по эквайрингу и эмиссии, планируется создание совместных co-branded проектов, реализация дисконтной программы (программы по получению скидок в лучших магазинах и ресторанах Москвы владельцами пластиковых карт "Лекс-Банка").
  В 2001 году планируется подписание соглашения с компанией AMEX об обработке CASH-транзакций.
  В октябре 2001 года Банк получит статус принципиального члена международной платежной системы VISA International.
  В 2001 году Банк предложит клиентам услугу оплаты коммунальных платежей и услуг операторов сотовой связи через банкоматы.
  В 2002 году Банк планирует создание локальной карточки "Лекс-Cash". На середину 2003 года намечена сертификация процессингового центра Банка в платежных системах EPI и VISA. В 2002 году планируется осуществить полный переход на передовые чип-технологии карточных продуктов. Для расширения возможностей клиентов-держателей универсальных пластиковых карт VISA, EUROCARD/MASTERCARD, Банк планирует в конце 2001 года внедрить универсальную систему обслуживания с использованием глобальной сети Интернет. В соответствии договором, подписанным с компанией CYBERBLAT. COM, к процессинговому центру Банка подключается авторизационный сервер. Таким образом, пластиковые карточки международных платежных систем будут использоваться клиентами Банка (Интернет-магазинами) для перевода средств на расчетные счета в Банк. Подписание договора создает предпосылки для дальнейшей разработки системы финансового документооборота между Банком и его клиентами - юридическими лицами в системе "Банк-Клиент", а также укрепление имиджа Банка как высокотехнологичного и универсального Банка.
  5. Одной из перспективных банковских технологий для развития филиальной региональной сети является интернет-банкинг. Сопровождение клиентов с развитой региональной сетью легко обустраивается в любом регионе посредством технического оборудования "мобильного офиса", состоящего фактически из операционной кассы, налаженных систем "Банк-Клиент" и "Офис-Банк" и подготовки управляющего персонала для "мобильного офиса".
 "Мобильный офис" выполняет следующие функции:
  1. При проведении безналичных расчетов КЛИЕНТ - ГОЛОВНОЙ БАНК:
 * отметка платежных поручений с исполнением,
 * выполнение запросов клиента о "нештатных" платежах,
 * консультирование клиентов,
 * оформление различных справок при открытии счета и его обслуживании
  2. При наличных расчетах:
 * прием в кассу,
 * документирование,
 * инкассация,
 * сдача/получение наличных на свой корреспондентский счет, открытый в региональном филиале Сбербанка,
 * конверсионные операции с валютой.
  3.Получение средств может осуществляться с помощью карточек либо через лицевые счета сотрудников, открытые в мобильном офисе.
  Мобильный офис - мини-представительство Банка, работающий по его стандартам; основная задача мобильного офиса - обслуживание уже существующей в регионе клиентской базы (турагентства, торговые оптовые сети, телекоммуникационные компании, интернет-провайдеры), а также привлечение новых региональных клиентов.
 6. Инкассация.
  Банк имеет х инкассаторских бронеавтомобилей. Служба инкассации обслуживает х клиентов (х торгово-сервисных предприятий) и х структурных подразделений Банка (дополнительные офисы, операционные кассы, обменные пункты), ежемесячно заключаются договоры на инкассацию с х клиентами. При этом комиссия взимается только за пересчет наличных средств. Наличие собственной службы инкассации позволяет клиентам Банка выбрать оптимальный график инкассации денежной выручки. Карта маршрутов Банк включает в себя не только Москву, но и ближнее Подмосковье. Все перевозки, осуществляемые службой инкассации Банка, застрахованы.
 7. Пакет кредитования корпоративных клиентов.
  В настоящее время кредитный портфель Банка составляют кредиты сроком от 3 до 6 месяцев по ставкам в рублях - 22-26% годовых, в валюте - 17-24% годовых. В исключительных случаях осуществляется кредитование на срок до 18 месяцев по ставкам в валюте 18-22% годовых. Для клиентов с кредитной историей в Банке, или подтвержденной другим банком, предоставляются кредиты сроком от 6 месяцев до 2 лет.
 8. Операции с ценными бумагами.
  Банк осуществляет операции с корпоративными векселями российских эмитентов - металлургических предприятий, нефтяных компаний, энергосистем, железных дорог, коммерческих банков. Эти операции способствовали проведению расчетов, погашению задолженности, расшивке неплатежей в реальном секторе экономики, обеспечивая предприятия необходимыми оборотными средствами. Оборот Банка по вексельным операциям в отчетном году составил х тыс. руб. Специалистами Банка разработаны и внедряются новые расчетные схемы с использованием векселей. Банк осуществляет вексельное кредитование только своих клиентов.
  В планируемый период Банк планирует эффективно осуществлять операции на рынках ценных бумаг, размещая свободные средства в ценные бумаги, управляя портфелем ценных бумаг Банка, а также осуществляя депозитарную деятельность. Наличие лицензии Федеральной Комиссии по ценным бумагам позволяет производить операции, связанные с оказанием услуг клиентам по учету, хранению и изменению прав собственности на ценные бумаги.
  В Банке разработана и реализовывается программа по оказанию клиентам консалтинговых и брокерских услуг. В рамках программы можно выделить следующие направления:
  - создание площадки по торговле складскими свидетельствами;
  - построение зачетных схем для технологических и торговых цепочек крупных корпоративных клиентов. Финансирование таких цепочек путем реализации программ вексельного кредитования клиентов Банка с условием "замкнутой схемы прохождения векселей", покупка и продажа корпоративных и банковских долговых обязательств в рамках брокерских и агентских договоров, заключенных с клиентами Банка с последующим их использованием в зачетных схемах;
  - операции по размещению на внутреннем рынке долговых обязательств клиентов как способ привлечения финансирования для осуществления то рговых и производственных программ;
  - предоставление услуг финансового и инвестиционного консультанта по оценке эффективности, разработке стратегии и техники реализации инвестиционных проектов. Организация и проведение реальных сделок (в том числе и региональных) в рамках инвестиционных проектов;
  - внедрение новых технологических решений на фондовом рынке, базирующихся на интернет-технологиях;
  Для реализации поставленных задач Банком были поданы документы в лицензирующие органы. С получением соответствующей лицензии Банк планирует осуществлять операции по доверительному управлению на рынке ценных бумаг, брокерское обслуживание, а также оказывать дилинговые услуги.
 9. В 2000 году Банк получил право на проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Это позволит Банку разработать и внедрить в Банке новые банковские инструменты, такие как
  * привлечение средств во вклады и размещение драгоценных металлов,
  * кредитование под залог драгоценных металлов,
  * операции с монетами и медалями, содержащими драгоценные металлы,
  * операции с ценными бумагами, номинированными с драгоценными металлами,
  * покупка мерных слитков у населения.
  Основными клиентами Банка по операциям с памятными монетами из драгметаллов являются главные нумизматические центры и торговые дома: "Нумизмат-К", "Центр-Сити", "Моснуимзматика", "Би +"). Организован и приступил к работе нумизматический отдел в магазине "Коллекция". Согласно общей направленности развития рынка драгоценных металлов, поддерживаемой Центральным банком Российской Федерации, Гохраном России, Ассоциацией Российских банков, наиболее перспективными, с точки зрения банковского продукта, являются операции со слитковым металлом и инвестиционными монетами. Операции со слитковым металлом включают в себя финансовую цепочку:
  - авансирование недропользователя (поставщика вторичного сырья) по договору купли-продажи с последующим покрытием аванса добываемым металлом,
  - процесс аффинажа, реализация в стандартных и мерных слитках на внутреннем рынке (на межбанковском рынке и рынке промышленных потребителей драгоценных металлов, ювелиров),
  - поставка металла за границу для подкрепления на металлический счет для дальнейшей реализации на международном рынке драгоценных металлов (арбитраж),
  - предоставление золота в залог под привлечение долгосрочных кредитов для последующего оперирования на российском рынке.
  За счет драгоценных металлов образуются новые источники финансирования корпоративных клиентов, зависящие от стоимости вкладываемого капитала и цены на драгоценные металлы.
  10. Банк активно развивает документарные операции для клиентов, позволяющие минимизировать их риски, связанные с внешнеторговой деятельностью, имеет прямые корреспондентские отношения с иностранными корреспондентами. Развитие данного направления позволило Банку выставлять аккредитивы напрямую в банки-бенефициары, существенно сокращая расходы и сроки осуществления операций.
  В 2000 году значительно выросли объемы операций Банка в области международных расчетов. Это связано не только с увеличением количества клиентов и лоро-корреспондентов, открывших счета в Банке, но и с возможностью предоставления большого разнообразия услуг при снижении их стоимости. Укрепляющееся сотрудничество с постоянными зарубежными и российскими партнерами, развитие деловых отношений с другими банками и компаниями способствует формированию устойчивой деловой репутации Банка.
 
  Тарифная политика
 
  Важную роль в обеспечении конкурентоспособности Банка играют гибкая политика ценообразования и ситуационный оценочный подход, ориентированные на удовлетворение спроса клиентов. Тарифы Банка на расчетные услуги внутри региона и межрегиональные платежи корректируются в зависимости от базовых тарифов Центрального банка Российской Федерации, а также в зависимости от рыночной цены на данные виды услуг.
  В условиях конкурентной среды, когда продуктовая и сервисная дифференциация крайне затруднены из-за высокого уровня насыщенности рынка, Банк не придерживается стратегии лидерства по издержкам, чтобы не насести урон качеству предоставляемых услуг. Основным фактором формирования тарифной политики является уровень внутреннего спроса. Тем не менее, мониторинг ценовых стратегий конкурентов остается важной составной частью анализа, планирования и формирования ценовой политики Банка.
  Тарифный план приводится в Приложении №2.
 
 3.2.4. Стратегия маркетинга Банка. Стратегия развития банковских услуг
 
  Анализ внешней среды развития Банка позволяет оценить как ограниченные возможности построения стратегий дифференциации по продуктам в условиях унификации банковского продукта. Поэтому факторами позиционирования для Банка являются сервисная дифференциация, дифференциация персонала и имиджа, что требует улучшения технологической (включая методологическую) базы, создания специальной службы по работе с персоналом, организации работы современной маркетинговой службы и PR.
  В предстоящие 3 года деятельности Банк планирует проводить стратегию диверсификации путем расширения рынка сбыта услуг. Банк владеет достаточным конкурентным потенциалом, ресурсами и опытом работы с клиентами для успешной реализации выбранной стратегии. Среди целей, которые Банк планирует достигнуть в результате расширения своей доли на рынке:
 - оптимизация структуры активных операций;
 - увеличение прибыли за счет расширения клиентской базы, привлечения дополнительных средств;
 - создание новых банковских продуктов, разработанных специально для выбранного географического региона, клиентской базы;
 - создание бизнес-единиц и технологических цепочек, интеграция с предприятиями реального сектора экономики региона.
  Особенностью развития этого стратегического направления являются региональный анализ, оценка перспектив Банка в выбранном географическом регионе. Разработанный Банком план реализации этой программы включает следующие этапы:
  1. Проведение маркетингового исследования перспектив внедрения на рынок.
  При этом особое внимание уделяется сбору и анализу следующей информации о регионе:
  * анализ отраслевой структуры;
  * уровень концентрации производства, наиболее крупные предприятия региона;
  * основные финансовые потоки;
  * основные товарные потоки;
  * формирование и распределение финансовых ресурсов (собираемость налогов, распределение финансов по бюджетам различных уровней);
  * общая социально-экономическая ситуация (уровень жизни населения, демографическая и социальная структура населения, средний уровень доходов в регионе);
  * анализ конкурентной среды (банки, обслуживающие крупные предприятия; емкость рынка банковских услуг)
  2. Оценка результатов проведенного маркетингового исследования.
  3. Принятие решения о присутствии в регионе. В случае целесообразности создания регионального банковского учреждения- разработка бизнес-плана, включающего в себя расчет затрат на создание и оснащение, оценку эффективности нового проекта, планирование экономических показателей новой бизнес-единицы.
  4. Организация регионального банковского учреждения.
  5. Продвижение услуг Банка в регионе путем внедрения разработанной для данного региона маркетинговой стратегии.
  Как показывает таблица 11, наибольшее количество клиентских счетов Банка составляют счета негосударственных коммерческих предприятий и организаций (3851), что позволяет выделить этот сегмент рынка банковских услуг как приоритетный.
  Работа сотрудников Банка с клиентами характеризуется следующей последовательностью:
 1. Информирование клиента о сфере услуг Банка;
 2. Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг;
 3. Подготовка документов для принятия решений старшим руководством Банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента;
 4. Подготовка документов для утверждения старшим руководством Банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость);
 5. Обслуживание клиента и контроль над соблюдением им принятых обязательств;
 6. Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.
 
 Таблица 11. Анализ клиентской базы2
 
 
 Счета предприятий Количество открытых счетов
  Номер балансового счета 2-го порядка Количество открытых счетов
  Коммерческих предприятий и организаций 40502 Некоммерческих организаций 40503 Госкомитета РФ по связи и информатизации по переводным операциям 40504 Предприятий государственной собственности (кроме федеральной) Коммерческих предприятий и организаций 40602 Некоммерческих организаций 40603 Негосударственных предприятий Финансовых организаций 40701 Коммерческих предприятий и организаций 40702 Прочие счета Физических лиц - индивидуальных предпринимателей 40802 Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей-нерезидентов - счета типа "Т" 40804 Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей -нерезидентов - счета типа "И" 40805 40807 Итого
  Маркетинговое планирование Банка включает мониторинг и планирование продуктового ряда Банка.
  Банковский продукт - комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента- представлен в Банке как в виде простого продукта, то есть реализации одной услуги клиенту одним банковским подразделением, так и в виде сложного продукта, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений Банка в течение длительного времени.
  В Банке разработан следующий механизм расширения продуктового ряда Банка:
 ? выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу