<< Пред.           стр. 3 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Вопрос 15. Нади тянутся от нижнего поясничного позвонка до первого шейного позвонка. Имеют ли они какое-либо физическое соответствие в спинном мозге, который тянется только от первого поясничного позвонка до первого шейного позвонка? Соответствует ли область, через которую надо поднять цвета, всей длине церебрального канала, который у взрослых заканчивается на копчике?
  Ответ. Копчик - это великая демаркационная линия между животным и человеком. Это то место, где заканчивается человек и начинается животное. Следовательно, если вы переходите за него, значит, вы переходите к животному и впадаете в черную магию. Стало быть, низший ^ декады находится ниже поясничного позвонка, и концентрация должна начинаться у того позвонка, где берет начало спинной мозг и никогда не ниже его. Е. П. Б. сказала, что она видела чела, поднимающихся по семи ступеням позвоночника, закрывающих уши, ноздри, глаза и наконец рот, задерживая на короткое время дыхание. Сама она не использовала цвета выше первого шейного позвонка; добравшись до него, как она выразилась, она "отправлялась домой". Достигнув отверстия, ток потечет сам собой. Необходимо наблюдать цвета, меняющиеся словно радуга, но ментально всегда представляя свой собственный цвет. Если усилие подняться вверх обернется неудачей, мы можем снова устремить огонь вниз, - тщательно следя за тем, чтобы не опуститься ниже точки, где заканчивается спинной мозг, вследствие животных областей, что лежат за ней, - и затем предпринять новое усилие. Попытка провести ток за пределы отверстия опасна тем, что мы можем повредить ганглии мозга, если сойдем с правильного пути. Цвета - психические. Но звуки - духовные, и, когда они достигаются, цвета остаются позади. Мы должны стараться получить цветные звуки.
 Симпатический нерв
  Вопрос 16. Что такое симпатический нерв и какова его функция в оккультизме? Он обнаруживается лишь после определенной стадии животной эволюции и, похоже, развивается, все более усложняясь, чтобы образовать второй спинной мозг.
  Ответ. В конце следующего Круга человечество вновь станет муже-женственным и вот тогда-то и будет два спинных мозга. В седьмой расе оба они сольются воедино. Эволюция соответствует расам, и с эволюцией рас симпатический нервный ствол разовьется в истинный спинной мозг. Мы возвращаемся на восходящую дугу, приобретя самосознание. Шестая раса будет соответствовать "Pudding Bags"*, но будет обладать совершенством формы, наряду с высшим разумом и духовностью.
 Анатомия и оккультизм
  Анатомы начинают находить новые разветвления и новые модификации в человеческом теле. Они заблуждаются по многим вопросам, например относительно селезенки, называя ее фабрикой, вырабатывающей белые тельца крови, но в действительности являющейся носителем лингашариры. Оккультисты знают каждую мельчайшую частичку сердца, и для каждой у них есть название. Они величают их именами богов, как, например, Зал Брахмы, Зал Вишну и т. д. Они соответствуют частям мозга. Сами атомы тела суть 330 миллионов богов.
  Симпатический нерв используется тантриками, называющими его виной* Шивы.
 Прана
  Вопрос 17. Как соотносится человек с праной, периодической жизнью?
  Ответ. Джива становится праной только когда рождается и начинает дышать ребенок. Она есть дыхание жизни, нэфеш. На астральном плане нет праны.
 Антахкарана
  Вопрос 18. Антахкарана есть связующее звено между высшим и низшим Эго; не соответствует ли она тогда проецируемой пуповине астрала?
  Ответ. Нет, пуповина, соединяющая астрал с физическим телом, - вещь реальная. Антахкарана же - воображаемая, оборот речи и суть процесс наведения моста от высшего Манаса к низшему. Антахкарана существует только тогда, когда вы начинаете "бросать мысль вверх и вниз".
  Майявирупа, или манасическое тело, не имеет никакой материальной связи с физическим телом, никакой "пуповины". Она духовна и эфирна и везде проходит беспрепятственно. Она совершенно отличается от астрального тела, повреждение которого отражается на физическом теле.
  На дэвакханическую сущность, еще до рождения, могут воздействовать скандхи, но они не имеют ничего общего с антахкараной. На нее влияет, например, желание нового воплощения.
 Антахкарана
  Вопрос 19. В "Голосе [Безмолвия)" сказано*, что мы должны стать "самим Путем", а далее - что антахкарана и есть сей Путь. Означает ли это нечто большее, нежели то, что мы должны "навести мосты" между сознанием высшего и низшего Эго?
  Ответ. Только это.
  Вопрос 20. Сказано, что на Пути имеется семь Врат*; тогда и в антахкаране существует семь делений? Является ли также антахкарана полем битвы?
  Ответ. Да, она - поле битвы. В антахкаране семь делений; переходя от одного к другому, вы приближаетесь к высшему Манасу. Когда вы навели мост через четвертое, считайте это удачей.
 Аум
  Вопрос 21. Нам говорят, что "Аум надо практиковать физически"*. Не означает ли это, что поскольку цвет является более дифференцированным, чем звук, то только через цвет мы можем узнать истинный звук каждого из нас? Что Аум может иметь духовное и оккультное значение только тогда, когда настроен на Атма-Буддхи-Манас каждого человека?
  Ответ. Аум означает хороший поступок, а не просто произносимый устами звук. Вы должны произносить его делами.
 Планы
  Вопрос 22. Что касается ^, не разнится ли Атма-Буддхи-Манас для каждой сущности, в зависимости от плана, на котором она находится?
  Ответ. Каждый принцип находится на различном плане. Чела должен восходить от одного к другому, ассимилируя каждый, пока все три не сольются воедино. Это и есть истинный корень Троицы.
 Манас и аурическая оболочка
  Вопрос 23. В "Тайной Доктрине" сказано, что Акаша есть Прадхана*. Акаша является аурической оболочкой земли, и тем не менее Акаша есть Махат. Как же тогда Манас соотносится с аурической оболочкой?
  Ответ. Мулапракрити и есть Акаша (7 степеней). Махат являет собой положительный аспект Акаши и суть Манас космического тела. Махат является для Акаши тем же, чем Манас - для Буддхи. Прадхана есть лишь иное наименование Мулапракрити.
  Аурическая оболочка есть Акаша и имеет семь степеней. Являясь чистой абстрактной субстанцией, она отражает абстрактные идеи, но также и низшие конкретные вещи. Третий Логос и Махат едины, и они суть то же, что и Вселенский Разум, Алайя.
 Тетрактис
  (Тетрактис есть Чатур-видья, или же четверичное знание в едином - четверичный Брахма.)
 
 ЗАСЕДАНИЕ IV
 24 сентября 1890 г.
 Присутствуют: К. В., А. Б., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., А. К.,
 Г. А. В. К., А. Л. К., Л. [М.]К., В. P. O. (Последний дал клятву.)
 Нади
  Вопрос 25. Имеют ли нади какую-либо определенную связь с позвоночником; могут ли они помещаться против любых позвонков или между ними; можно ли их рассматривать как занимающих определенные пределы спинного мозга; соответствуют ли они делениям спинного мозга, известным анатомам?
  Ответ. Е. П. Б. полагала, что нади соответствуют делениям спинного мозга, известным анатомам. Стало быть, имеется 6 или 7 нади - или сплетений - вдоль спинного мозга. Термин этот, однако, не специальный, но общий и применяется к любому узлу, центру или ганглию. Священные нади суть те, что расположены над сушумной или вдоль нее. Шесть известны науке, а одна (около первого шейного позвонка) неизвестна. Даже тарака раджа-йоги говорят лишь о шести и не упоминают о священной седьмой.
 Ида и пингала
  Ида и пингала играют вдоль изогнутых стенок спинного мозга, в котором расположена сушумна. Они полуматериальны, положительная и отрицательная, солнце и луна, и приводят в действие свободный и духовный ток сушумны. У них свои, отличные друг от друга, пути, иначе они излучались бы по всему телу. Концентрация на иде и пингале порождает "священный Огонь".
 Вина Шивы. Тривени
  Вина Шивы (симпатическая система) иначе называется виной Кали. Симпатический нерв и ида и пингала начинаются от священного места над Medulla Oblongata*, называемого тривени. Это один из священных центров, другим же из них является брахмарандра, который, если хотите, есть серое вещество мозга; а также и передний родничок* у новорожденного дитя.
 Брахмаданда
  Позвоночный столб именуется брахмадандой, или же "посохом Брахмы"; его символизирует также и бамбуковая трость аскетов. Йоги по ту сторону Гималаев, регулярно собирающиеся у озера Манасаровара, носят с собой бамбуковую трость о трех узлах и величаются триданди.
 Посвящение брамина
  Оно означает то же, что и шнур брамина, который имеет и другие значения, кроме трех жизненных потоков; например, он символизирует три посвящения брамина, которые имеют место: а) при рождении, когда он получает свое тайное имя от семейного астролога, который, как полагают, получил его от дэв (потому-то и говорят, что он посвящен дэвами). Индус скорее умрет, нежели выдаст это имя; б) в семилетнем возрасте, когда он получает шнур, и с) в одиннадцатилетнем или двенадцатилетнем возрасте, когда его посвящают в касту.
 Тело и астральное тело
  Вопрос 26. Если физическое тело не является частью семерицы человека, то является ли физический материальный мир одним из семи планов космической семерицы?
  Ответ. Является: тело не есть принцип, выражаясь эзотерически, так как тело и лингашарира находятся на одном и том же плане; тогда седьмым является аурическая оболочка; тело скорее упадхи, нежели принцип.
 Астральный свет
  Земля и ее астральный свет столь же тесно связаны друг с другом, как тело - со своей лингой, так как земля является упадхи. Наш план в своих низших подразделениях есть земля, в своих высших - астрал. Земной астральный свет, конечно же, нельзя путать со вселенским астральным светом.
 Число 14
  Число 14 является первой ступенькой между 7 и 49. Каждая семерица есть, поистине, 14, поскольку каждая из 7 имеет два аспекта; таким образом, 14, в свою очередь, означает взаимосвязь двух планов. Семеричность следует четко проследить в лунных месяцах, лихорадках, беременности и т. д.: на ней основана неделя евреев и семеричные Иерархии Владыки Воинств.
 Седьмая степень
  Вопрос 27. О физическом предмете говорилось как о семеричном - на физическом плане, поскольку: 1) мы можем непосредственно до него дотрагиваться; 2) воспроизводить его на ретине; 3) вспоминать его; 4) видеть его во сне; 5) рассматривать его анатомически и 6) видеть его дезинтегрированным* - а что же седьмое?
  Ответ. Седьмое перекидывает мостик от одного плана к другому. Последнее являет собой идею, "отсутствие материи" и переносит вас на следующий план. Высшее одного плана соприкасается с низшим следующего. Семь есть фактор в природе, как в цветах и звуках. Существует 7 степеней в одном и том же кусочке дерева, каждая воспринимается одним из 7 чувств. В дереве "запах" представляет собой самую материальную степень, тогда как в других субстанциях он может быть шестым. Субстанции семеричны независимо от сознания наблюдателя.
 Психометрия
  Психометрист, увидя кусочек, например, стола через тысячу лет, увидит и весь стол, ибо каждый атом отражает все тело, которому он принадлежит - в точности как с монадами Лейбница*. После семи материальных делений идут 7 делений астрала, который есть его второй принцип. Дезинтегрированная материя - высочайшее подразделение из семи материальных подразделений - есть отсутствие представления о нем, четвертый [принцип].
 Звук
  Вопрос 28. Звук есть атрибут Акаши. Но мы не можем ничего познавать на астральном плане; на каком же тогда плане мы распознаем звук? На каком плане возникает звук от физического контакта тел? Существует ли звук на семи планах? И не есть ли физический план один из них?
  Ответ. Физический план - один из них. Вы не можете увидеть Акашу, но вы можете почувствовать ее с Четвертого Пути. Вы можете и не вполне сознавать ее, и все же вы можете ее ощутить. Акаша лежит в корне проявления всех звуков. Звук есть выражение и проявление того, что стоит за ним, что является породителем многих корреляций. Вся Природа есть резонатор или, вернее, Акаша есть резонатор Природы.
  Она суть Божество, Единая Жизнь, Единое Существование.
  Звук не может иметь конца. Е. П. Б. заметила по поводу стука карандашом по столу: "К этому времени он уже воздействовал на всю Вселенную. Частица, утрачивая свою целостность, разрушает что-то, что переходит еще во что-то. Он вечен в ниданах, за которыми следует". Звук, если он раньше не был произведен на астральном плане, а до него - в Акаше, не может быть произведен вообще.
  Акаша есть мостик между нервными клетками и ментальными способностями.
 Чувства и расы
  Вопрос 29. Цвета являются психическими, а звуки - духовными. Какова, допуская, что они являются вибрациями, последовательность (учитывая, что они соответствуют зрению и слуху) других чувств?
  Ответ. Фразу эту нельзя изъять из контекста, иначе возникнет путаница. Все находится на всех планах. Вся первая раса была сплошным осязанием, словно резонатор: осязание это дифференцировалось в другие чувства, развивавшиеся с расами. Чувством первой расы ("Pudding Bags") было чувство осязания, означавшее способность их атомов вибрировать в унисон с внешними атомами. Это "осязание" - почти то же, что и созвучие.
  С каждой расой чувства находились на различном плане, например, четвертая раса обладала гораздо более развитыми чувствами, чем мы, но на другом плане. Это была также очень материальная раса. Шестое и седьмое чувства сольются с акашическим звуком. От того, к какой степени материи относится чувство осязания, зависит, как мы его будем называть.
 Соответствия
  Вопрос 30. Если следует изучать тело и его органы вместе с их соответствиями, то не дадите ли вы основные сведения о них в связи с нади и диаграммой отверстий?*
  Ответ. Селезенка соответствует лингашарире,
  печень - каме,
  сердце - пране,
  Corpora-quadrigemina* - кама-манасу,
  гипофиз - манасу-антахкаране,
 шишковидная железа - Манасу, пока его не коснется вибрирующий свет кундалини, который исходит из Буддхи, когда он становится Буддхи-Манасом.
  Шишковидная железа соответствует Божественной Мысли.
 Психическое видение и гипофиз
  Психическое видение есть следствие молекулярного движения гипофиза, который непосредственно связан с оптическим нервом и потому влияет на зрение и вызывает галлюцинации. Его движение может сразу же повлечь за собой вспышки света, такие, какие можно получить при надавливании на глазные яблоки.
 Пьянство и лихорадка
  Они вызывают зрительные и мозговые иллюзии вследствие деятельности гипофиза. На гипофиз иногда столь сильно влияет пьянство, что он парализуется. Если на оптический нерв оказывается воздействие - следовательно, противоположное, то цвета, вероятнее всего, окажутся дополнительными.
 Упражнение
  Достигнув гипофиза, если видимый цвет есть ваш собственный цвет, переходите к шишковидной железе; ваш собственный цвет защитит вас. Если же это не ваш цвет, тогда начните упражнение сызнова.
  Представьте ^ отдельно от игры цвета.
 Прана
  Вопрос 31. Является ли прана продукцией бесчисленных "жизней" человеческого тела и, следовательно, до некоторой степени, сонма клеток, или атомов, тела?
  Ответ. Нет; прана есть породительница этих "жизней". К примеру, можно погрузить в океан губку. Вода внутри губки может быть уподоблена пране, вовне - дживе. Прана есть движущий принцип в жизни. "Жизни" оставляют прану, прана же не оставляет их. Выньте губку из воды, и она высохнет, символизируя таким образом смерть. Каждый принцип есть дифференциация дживы, но жизне-движение в каждом есть прана, "дыхание жизни". Кама зависит от праны, без которой не было бы никакой камы. Прана пробуждает камические зародыши к жизни, она делает все желания жизненными и живыми.
 Симпатический нерв
  Вопрос 32. Относительно Вопроса 16, что именно станет вторым спинным мозгом в шестой расе? Будут ли у иды и пингалы отдельные физические каналы?
  Ответ. Симпатические нервные стволы срастутся и образуют еще один спинной мозг. Ида и пингала соединятся с сушумной и станут единым целым. Ида находится по левую сторону от спинного мозга, а пингала - по правую.
  Сентябрь 1890 г. Обучение временно прервано по приказу.
  [Алиса Лейтон Клифер говорит в своем труде "H. P. Blavatsky, Her Life and Work for Humanity" (Calcutta, 1922, p. 48): "... деятельность Внутренней Группы... была приостановлена на короткое время, по приказу Учителя, вскоре после ее образования, из-за неприличной грызни между двумя ее членами".]
 
 ЗАСЕДАНИЕ*
 12 ноября 1890 г.
 Присутствуют: К. В., А. Б., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., Л. М. К., В. Р. О., Э. К., Э. Т. С.
 
  После продолжительной дискуссии группа решила связать себя специальной Клятвой. Существовали разногласия по поводу того, насколько далеко должна простираться Клятва, и в конечном итоге, всеми присутствующими была принята и подписана следующая форма.
  (Э. Т. Стерди и Кислингбери отдельно дали Клятву Внутренней Группы, когда деятельность ее была временно прекращена.)
  "Мы, нижеподписавшиеся, клянемся друг другу, что не бросим оккультизм и будем вместе работать в этой сфере всю оставшуюся жизнь.
  Клянемся, что после смерти Е. П. Б. сделаем местопребывание большинства членов нашего Органа штаб-квартирой Общества.
  Клянемся, что будем передавать на рассмотрение нашего Органа любой личный вопрос, который может прямо или косвенно затронуть общий интерес - теософию.
  Клянемся, что будем охотно и откровенно давать объяснение нашему Органу по любому вопросу, который вызвал сомнение, и в целом поощрять откровенность во взаимоотношениях друг с другом".
  "Так помоги нам, наше высшее Я".
 Л. М. Купер Д. Р. С. Мид
 Г. А. В. Корин И. Купер-Оукли
 Э. Кислингбери В. Р. Олд
 А. Безант К. Райт
 Э. Т. Стерди К. Вахтмайстер
  Е. П. Б. сказала, что Внутренняя Группа была Манасом Теософского Общества. Эзотерическая Школа - низшим манасом; Теософское Общество являло собой Четверицу.
 
 ЗАСЕДАНИЕ V
 26 ноября 1890 г.
 Присутствуют: Л. [М.]К., И. К.-О., В. Р. О., Э. К., Э. Т. С., А. Б., К. Ф. Р., Г. А. В. К., К. В., Д. Р. С. М., А. Л. К. (Последняя дала специальную клятву.)
 Космическое сознание
  Е. П. Б. продолжила объяснение космического сознания, которое, как и все остальное, находится на семи планах, три из которых - непостижимы, а четыре могут познаваться лишь высочайшим адептом.
 Космические планы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Пракритический
 
 
 
 Манас-Эго
 Кама-манас,
 или высший Психический
 Праническо-камический,
 или низший психический
 Астральный
 
 Земной
 Пракритическое сознание
  Потом Е. П. Б. говорила лишь о самом низшем, земном (позднее было решено называть его Пракритическим), он подразделяется на семь планов, а они - еще на семь, что в целом составляет сорок девять.
 Земное сознание
  Затем Е. П. Б. перешла к низшему плану Пракрити, или истинно земному, и подразделила его на семь.
  Истинно земные планы,
  или 7-й Пракритический
 7. Пара-Эго - измененный на Атмический 6. Внутреннее Эго - измененный на Буддхический. 5. Манас-Эго. 4. Кама-манас, или низший манас, или высший Психический. 3. Праническо-камический, или низший психический. 2. Астральный. 1. Объективный.
  1. Этот объективный, или чувственный, план есть тот, что воспринимается пятью физическими чувствами.
  2. На его втором плане предметы перевернуты.
  3. Его третий план - психический, здесь пребывает инстинкт, препятствующий котенку войти в воду и утонуть.
  Была дана следующая таблица земного сознания.
  1. Чувственное.
  2. Инстинктивное.
  3. Физиологически-эмоциональное.
  4. Страстно-эмоциональное.
  5. Ментально-эмоциональное.
  6. Духовно-эмоциональное.
  7. X.
  Они соотносятся с последующим астральным планом.
 7. Астральный X. 6. Астральный Буддхический. 5. Астральный Манасический. 4. Астральный кама-манасический. 3. Астральный психический, или праническо-земной. 2. Астральный астральный. 1. Астральный объективный.
 Астральное сознание
  Что касается первого деления второго плана, Е. П. Б. напомнила нам, что все видимое на нем должно быть перевернуто при истолковании, например, цифры предстают в обратном порядке. Астральный объективный соответствует земному объективному.
  Второе деление соответствует второму делению земного плана, но предметы здесь чрезвычайно тонки - астрализированный астрал. Этот план - предел обычного медиума, за который он не может переступить. Чтобы достичь его, немедиум должен либо спать, либо находиться в трансе, либо под воздействием веселящего газа. В состоянии обычного делирия* люди переходят на этот план.
  Третий план, пранический, является по своей природе чрезвычайно ярким. Острейший делирий переносит больного на этот план. Во время белой горячки страдалец переходит на этот план и на тот, что находится выше. Душевнобольные часто сознательны на этом плане, где они лицезреют ужасающие видения. Он переходит в четвертое деление.
  Четвертое деление, мир астральных планов, камический и ужасный. Отсюда исходят искушающие образы; образы пьяниц в камалоке, понуждающие других к пьянству; образы всех пороков, возбуждающие в людях желание совершать преступления. Слабые подражают этим образам на манер обезьян, тем самым подпадая под их влияние. Он является причиной эпидемий порока и циклов бедствий, всякого рода несчастных случаев, носящих групповой характер. Острейшая белая горячка - на этом плане.
  Пятое деление есть деление предчувствий в снах, отражения низшего менталитета, мимолетных прозрений в прошлое и будущее, план вещей ментальных, но не духовных. Гипнотический ясновидец может достичь этого плана и может даже, если он человек добрый, подняться выше.
  Шестое - это план, откуда исходят все самые прекрасные вдохновения в искусстве, поэзии и музыке; возвышенные сны, вспышки гениальности. Здесь мы можем уловить проблески прошлых воплощений, не будучи в состоянии их локализировать или проанализировать. К. В. видела здесь Учителя, когда она смотрела вниз, на свое камическое тело и, следовательно, находилась выше камического плана.
  Мы пребываем на седьмом плане в момент смерти или же во время исключительных видений. Здесь находится утопающий, когда он вспоминает свою прошлую жизнь. Память о событиях на этом плане должна быть сосредоточена в сердце - "Печати Будды"; там она и пребудет. Но впечатления этого плана не отлагаются на физическом мозге.
 Общие заметки
  Два плана, рассмотренные выше, являются единственными двумя, используемыми в хатха-йоге. Пратьека-Будды не могут подняться выше третьего космического плана. Они обуздали все свои материальные вожделения, но все еще не освободились от ментальных и духовных.
  Прана и аурическая оболочка, в сущности, одно и то же, и, опять-таки, как джива она есть то же, что и Всемирное Божество. А оно в своем пятом принципе есть Махат, в шестом - Алайя (Всемирная Жизнь также состоит из семи принципов).
  Махат есть высочайшая Сущность в Космосе; нет Сущности божественней; он состоит из тончайшей материи - сукшмы. В нас это Манас, и сами Логосы менее высоки, ибо не приобрели опыта. Манасическая сущность не уничтожится даже при конце Махаманвантары, когда будут поглощены все боги, но вновь выявится из Парабрахмической латентности.
  Сознание есть космическое семя сверхкосмического Всеведения. Оно обладает потенциальностью расцвести в Божественное Сознание.
  Грубое физическое здоровье препятствует провидчеству. Так было со Сведенборгом.
 
 ЗАСЕДАНИЕ VI
 3 декабря 1890 г.
 Присутствуют: К. В., Г. А. В. К., А. Л. К., Э. К., Д. Р. С. М., И. К.-О., Л. М. К., В. Р. О., А. Б., К. Ф. Р.
 
  Е. П. Б. продолжила объяснение планов сознания.
 
 Космос Диаграмма I
 
 
 Общие заметки о космической семеричности
 Фохат
  Фохат вездесущ; он, словно нить, пронизывает собой все и имеет свои собственные семь делений.
 Аурическая оболочка
  В космической аурической оболочке - вся карма проявленной Вселенной; она есть Хираньягарбха.
  Джива вездесуща; то же относится и к другим принципам.
 "Пракритический" (I) Диаграмма II
 План Космоса
 
 Диаграмма II представляет собой модель
 всех солнечных систем.
 Общие заметки
  Если эту диаграмму использовать для изображения человеческих принципов и планов сознания, тогда:
  7, 6, 5 = Шиве, Вишну, Брахме, причем Брахма - самый низший.
 Шива, Вишну, Брахма
  Шива есть четвероликий Брахман, Творец, Охранитель, Разрушитель и Возродитель.
  Между 5 и 4 простирается антахкарана.
  ^ символизирует Христа, жертву, распятую меж двух разбойников; это есть "двуликая" сущность.
 Веданта
  Ведантисты, сокрытия ради, превращают его в (, а именно: ахамкара, Чит, Буддхи и Манас.
 1-й (пракритический) план, Диаграмма III
 подразделенный = нашей Земле
 (Видимая Вселенная - на этом плане)
 
 Семеричность сознания земного объективного плана.
 Заметки
  Перцептивная жизнь начинается с астрального; но отнюдь не наши физические атомы видят, и т. д.
  Сознание как таковое зарождается между камой и манасом. Атма-Буддхи действует больше в атомах тела, бациллах, микробах и т. д., чем в самом человеке.
 1. Чувственное, объективное сознание:
 все, что относится к пяти физическим чувствам человека, животных, птиц, рыб и некоторых насекомых и т. д. Здесь пребывают "Жизни"; сознание их - в Атма-Буддхическом; они совершенно без манаса.
 2. Астральное сознание:
 а именно сознание растений (чувствительных), муравьев, пауков, а также некоторых ночных мотыльков (индийских), но не пчел. У позвоночных животных это сознание отсутствует, но плацентарные животные имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, и дремлющие в настоящее время. На этом плане действуют идиоты; расхожая фраза "он лишился ума" есть оккультная истина. Ибо когда из-за испуга и пр. низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане. Изучение умопомешательства прольет много света на этот вопрос. Он может быть также назван и "нервным планом"; он не познается нашими "нервными чувствами", о которых физиология ничего не знает. Примеры: ясновидящий, читающий с завязанными глазами, солнечным сплетением, и т. д. Это сильно развито у глухонемых.
 3. Кама-праническое сознание:
 всеобщее жизне-сознание, принадлежащее всему объективному миру, даже камням; ибо, если бы камень не обладал чувствительностью и сознанием, он не мог бы испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого камического сознания. Опять-таки там, где разложение, должна быть также и жизнь, и т. д. Камни разрушаются.
 4. Кама-манасическое сознание:
 низшие степени инстинктивного сознания животных и идиотов; планы восприятия; у человека они рациональны, например, у собаки, запертой в комнате, возникает инстинкт вырваться на волю, но она не может, так как инстинкт ее недостаточно рационален; тогда как человек сразу же разберется в ситуации и вызволит себя. Высшая степень этого кама-манасического сознания является психической (например, когда находишься под воздействием веселящего газа). Следовательно, существует семь степеней - от инстинктивно животной до рационально инстинктивной, или психической.
 5. Манасическое сознание:
 отсюда манас простирается ввысь к Махату.
 6. Буддхическое сознание:
 план Буддхи и аурической оболочки; отсюда оно подымается к "Отцу на Небесах" (Атману) и отражает все, что есть в аурической оболочке. Пятый и шестой, стало быть, охватывают планы от психического до Божественного.
 Заметки
  Рассудок - это то, что колеблется между правильным и неправильным; но разум (интуиция) - выше, он есть ясное видение.
  Чтобы избавиться от камарупы, мы должны подавить в себе все материальные инстинкты ("раздавить материю"). "Плоть" - это дело привычки, она будет механически повторять как хороший импульс, так и дурной. Но не всегда плоть является искусителем, в девяти случаях из десяти именно низший манас ввергает плоть в искушение своими образами.
 Самадхи
  Высочайший адепт начинает свое самадхи на четвертом солнечном плане, но не может вырваться за пределы Солнечной системы; когда он начинает самадхи, он наравне с некоторыми Дхиан Коганами, но превосходит их, поскольку подымается к седьмому плану (нирване).
 Безмолвный Страж
  Безмолвный Страж пребывает на четвертом космическом плане.
 Воля, желание
  Высший Разум направляет Волю, но низший обращает ее в эгоистическое желание.
  Дхиан Коганы лишены страстей, они чисты и неразумны; в них нет боренья, нет страстей, которые надо обуздать.
 Питри
  Питри есть "астрал", осеняемый Атма-Буддхи, который был привлечен к материи. "Puddings"* имели Жизнь и Атма-Буддхи, но не Манас. Стало быть, они были неразумны.
 Великое "Почему"
  Смысл всякой эволюции - накопление опыта. Дхиан Коганы вынуждены проходить "школы жизни": "Бог ходит в школу".
 Астрал
  Астральное тело - первое в утробе; затем исходит семя и оплодотворяет его; и тогда оно облачается в материю, как облеклись ею питри.
 Чхайя
  Чхайя в действительности есть низший манас, тень (высшего Разума); эта чхайя и образует майявирупу. Луч облачается в высшую (седьмую) степень астрального плана. В пятом Круге все мы будем играть роль питри; нам придется проецировать свои чхайя в другое человечество и оставаться с ним, пока человечество это не усовершенствуется.
  Питри исполнили свое предназначение в этом Круге и погрузились в нирвану, но они вернутся и будут выполнять те же функции вплоть до срединной точки следующего Круга. Четвертая, или камическая, Иерархия питри становится человеком из плоти.
 Аурическая оболочка
  Аурическая оболочка воспринимает свет Атмана и осеняет корону, окружая голову.
 Дополнительные заметки (из Тетради А. Б.)*
  "Лучшие из нас станут в будущем Манасапутрами, а низшие - питри. Мы здесь представляем собой семь интеллектуальных Иерархий. Эта земля станет луной для следующей земли". (Е. П. Б.)
  Был задан вопрос: "Находится ли лайя-центр майявирупы в сердце?"
  Е. П. Б.: "Майявирупа состоит из астрального тела как упадхи, из направляющего разума сердца, свойств и качеств аурической оболочки".
 
 ЗАСЕДАНИЕ VII
 17 декабря 1890 г.
 Присутствуют: И. К.-О., Э. К., В. Р. О., К. Ф. Р., Э. Т. С. А. Л. К., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., Л. М. К., К. В., А. Б.
 Аурический флюид
  Аурический флюид есть сочетание принципов Жизни и Воли, так как они представляют собой одно и то же в Космосе. Он эманирует из глаз и рук, когда его направляет воля оператора.
 Аурический свет
  Аурический свет окружает все тела; он есть "аура", что эманирует из них, будь они животным, растением или минералом. Это свет, видимый, например, вокруг магнитов.
 Три Логоса
  Атма-Буддхи-Манас в человеке соответствуют трем Логосам в Космосе. Они не только соответствуют, но являются излучением из Космоса в Микро-Космос. Третий Логос, Махат, становится манасом в человеке, ибо манас есть лишь индивидуализированный Махат, как индивидуализированы солнечные лучи в телах, их поглощающих. Солнечные лучи дают жизнь, оплодотворяют то, что в них уже есть, - и индивидуум образован. Махат, можно сказать, оплодотворяет, и следствием является манас.
  Буддхи-Манас есть Кшетраджна.
  Существует семь планов Махата, как и всего остального.
 
  Здесь Е. П. Б. начертила две диаграммы, иллюстрируя различные способы изображения человеческих принципов. В первой: два низших игнорируются, они исчезают, дезинтегрируются, не имеют значения. Остаются пять, осиянные Атманом.
 
  Во второй: низшая четверица рассматривается лишь как материя, объективная иллюзия; остается Манас и а[урическое] я[йцо], ибо высшие принципы отражаются в а[урическом] я[йце].
  Во всех этих системах следует помнить о главном принципе - нисхождении и восхождении Духа как в человеке, так и в Космосе. Дух притягивается вниз как бы духовной гравитацией.
  Попытки учеников проникнуть глубже в причину этого были пресечены, Е. П. Б. дала лишь намек на три Логоса:
  1. Потенциальность ума (Абсолютная мысль).
  2. Мысль в зародыше.
  3. Идеация* в действии.
 Изменение
  Защитное изменение, например, идентичность окраски насекомого и того, чем он питается, объяснено как работа элементалов Природы.
 Форма
  Форма существует на различных планах, и формы одного плана могут быть бесформенными для обитателей другого. Космократоры строят на планах в Божественном Разуме, видимых им, но не нам. Принцип ограничения, principium individuationis, есть Форма; Божественный Закон, проявленный в космической материи, которая в сущности своей беспредельна. А[урическое] я[йцо] есть предел человека, как Хираньягарбха - предел Космоса.
 Крийяшакти
  Первым шагом к овладению крийяшакти является использование воображения. "Вообразить" что-либо - значит создать устойчивую модель желаемого, совершенную во всех деталях. Тогда в действие приводится воля и форма переносится ею в объективный мир. Это и есть творчество силой крийяшакти.
 
 ЗАСЕДАНИЕ VIII
 24 декабря 1890 г.
 Присутствуют: К. В., И. К.-О., Д. Р. С. М., К. Ф. Р., А. Л. К., А. Б.
 
  (Разговор начался с замечания, сделанного Е. П. Б. в начале недели, что Солнце намного моложе Луны; что при конце солнечной манвантары Солнце расколется на многочисленные кусочки, каждый из которых, улетая в пространство, соберет свежую материю и в конечном итоге образует планету в новой солнечной системе. Семеричность в природе служит ключом к тому факту, что Луна, передавшая свои принципы в лайя-центр, где мы сформировались, была семерична. И другие миры слагаются на основе цифр, например, Солнце основано на десяти.
  Разговор был несколько бессвязным.)
 Солнца и планеты
  Комета частично охлаждается и воцаряется в качестве солнца. Затем она постепенно притягивает вокруг себя планеты, которые еще не пристали ни к какому центру; и так, в течение миллионов лет, образуется солнечная система. Исчерпавшая себя планета становится луной для планеты иной системы.
  То Солнце, что мы видим, есть отражение истинного Солнца, и как внешняя конкретная вещь есть камарупа, ибо все солнца образуют камарупу Космоса. Для собственной системы солнце есть Буддхи, так как является отражением и носителем истинного Солнца, которое есть Атман, незримого на этом плане. Все фохатические силы - электричество и т. д. - пребывают в этом отражении.
 Луна
  В начале эволюции нашего Глобуса Луна находилась гораздо ближе к Земле и была больше, нежели сейчас. Она отступила от нас и намного уменьшилась в размере. (Луна отдала все свои принципы земле, тогда как питри отдали людям лишь свои чхайя.)
  Влияния Луны - всецело психо-физиологические. Она мертва и испускает вредоносные эманации, подобно трупу. В отношении земли и ее обитателей Луна является вампиром, так что любой, спящий под ее лучами, страдает, утрачивая некоторую часть своей жизненной силы. Защитой служит белая ткань, ибо лучи не проникают сквозь нее, особенно же так следует предохранять голову. Луна наиболее сильна, когда она полная. Она извергает частицы, которые мы поглощаем, и постепенно распадается. Там, где есть снег, луна выглядит как труп, будучи неспособной сквозь белый снег эффективно вампиризировать*. Потому-то покрытые снегом горы свободны от ее пагубных влияний. Луна фосфоресцирует.
  Говорят, что ракшасы с Ланки и атланты подчинили себе Луну. От них фессалийцы научились своей магии.
  Эзотерически Луна есть символ низшего манаса; она также и символ астрала.
  Растения, которые благотворны под лучами солнца, зловредны под лучами луны. Травы, содержащие яд, наиболее действенны, когда они собраны под лучами луны.
 Новая Луна
  Новая Луна появится в течение седьмого Круга, и наша Луна окончательно дезинтегрируется и исчезнет. За Луной сейчас есть планета, "таинственная планета", и она постепенно умирает. Наконец, наступит время, когда она передаст свои принципы новому лайя-центру, и там образуется новая планета, которая будет принадлежать к другой солнечной системе, а теперешняя "таинственная планета" станет тогда Луной для этого нового Глобуса. Луна эта не будет иметь никакого отношения к нашей Земле, хотя и будет находиться в пределах видимости.
 Солнечная система
  Все видимые планеты, причисляемые астрономами к нашей Солнечной системе, действительно входят в нее, за исключением Нептуна. Также в нее входят и некоторые другие, не известные науке, и "все луны, пока что невидимые - для следующих творений".

<< Пред.           стр. 3 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу