<< Пред.           стр. 4 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 Драгоценные камни
  В ответ на вопрос Е. П. Б. сказала, что алмаз и рубин находятся под воздействием солнца, сапфир - под воздействием луны; но "какое это для вас имеет значение?"
 
 ЗАСЕДАНИЕ IX
 31 декабря 1890 г.
 Присутствуют: А. Б., К. В., Э. К., Л. М. К., Г. А. В. К., А. Л. К., Д. Р. С. М., И. К. О., В. Р. О., К. Ф. Р.
 Время
  Когда пребываешь вне тела и не зависишь от сложившегося сознания других - времени не существует.
 Циклы
  Существуют реальные и условные циклы времени. Каждый день проносит перед нашим сознанием события, происходившие в прошлом, так как в своем циклическом странствии мы проходим все по той же земле. Циклы измеряются сознанием человечества, а не Природой. Именно потому, что мы все те же люди, что и в прошлые эпохи, эти события и происходят с нами.
 Влияния планет
  Планеты движутся только в нашем сознании. Управители семи священных планет не имеют влияния на эту землю, как и эта земля - на другие планеты.
 Солнце
  Именно Солнце и Луна реально оказывают не только ментальное, но и физическое влияние. Влияние Солнца на человечество связано с кама-праной, с наиболее физическими камическими элементами в нас; именно жизненный принцип способствует росту.
 Луна
  Влияние Луны главным образом кама-манасическое, или психофизиологическое; она воздействует на психологический мозг.
 Смерть
  Индусы взирают на смерть как на явление нечистое, вследствие распада тела и перехода с одного плана на другой.
 Атомы
  Атомы суть "принципы" молекул (числом шесть). Атом - гипотетический Атом науки - находится на седьмом подплане семи космических планов, на материальном, видимом плане.
 
 ЗАСЕДАНИЕ X
 7 января 1891 г.
 Присутствуют: А. Б., К. В., И. К.-О., Л. М. К., А. Л. К., В. P. O., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., Э. Т. С., Г. А. В. К., Э. К.
 
  (Ни дугпа, ни кто-либо еще не может читать ваши мысли, если только они не находятся на его же собственном плане. Ассоциация - идей - объясняется законом гармонии.)
  Е. П. Б. начала с того, что сказала, что мы должны знать точное значение санскритских терминов, используемых в оккультизме, и усвоить оккультную символику. Для начала нам следует лучше изучить подлинную эзотерическую классификацию и названия четырнадцати (семи, и т. д., и т. д.) и семи (сапта) лок, встречающихся в экзотерических текстах. Они даны весьма запутанно и полны завес.
 Локи
  Чтобы это проиллюстрировать, были даны три классификации:
  1) Общая экзотерическая, ортодоксальная и тантрическая категория - не что иное, как перечень сокрытий:
  Бхурлока
  Бхуварлока
  Сварлока (вторая семерица
  Махарлока суть отражение)
  Джаналока
  Тапарлока
  Сатьялока (Высочайшая)
  2) Категория санкхьи и некоторых ведантистов:
  Брахмалока
  Питрилока
  Сомалока
  Индралока
  Гандхарвалока
  Ракшасалока
  Якшалока
  Пишачалока (призраков, камалока)
  3) Ведантическая, которая приближается к эзотерической:
  1. Атала
  2. Витала
  3. Сутала
  4. Талатала (Каратала)
  5. Расатала
  6. Махатала
  7. Патала
  Все они соответствуют как Иерархиям космическим и Дхиан Коганов, так и человеческим состояниям сознания и их (49) подразделениям. Чтобы это оценить, сперва нужно понять значения терминов, используемых в ведантической классификации.
 Тала означает место и т. д.
  1. Атала - не-место.
  2. Витала - некоторое изменение к лучшему, т. е. к лучшему для материи, поскольку в нее входит больше материи; или же, иными словами, она становится более дифференцированной. Это древний оккультный термин.
  3. Сутала - хорошее, отличное место.
  4. Каратала - нечто, что можно схватить или потрогать (от кара - рука), т. е. состояние, при котором материя становится осязаемой.
  5. Расатала - "место вкуса"; место, которое вы можете воспринимать одним из органов чувств.
  6. Махатала - экзотерически "огромное место", но эзотерически - место, заключающее в себе все другие, субъективно и потенциально, включающее все, что ему предшествовало.
  7. Патала - нечто под ногой (от пада - нога); упадхи, или основа чего-либо, антиподы, Америка, и т. д.
 Пять махабхут, таттв и т. д.*
  Каждая из этих лок, мест, миров, состояний и т. д. соответствует и трансформируется в пять (экзотерически) и семь (эзотерически) состояний, или таттв, для которых нет определенных названий. Они-то и составляют 49 Огней в четырех главных подразделениях, приведенных ниже.
  5 и 7 танматр, внешних и внутренних чувств.
  5 и 7 бхут, или элементов.
  5 и 7 джнанендрий, органов восприятия.
  5 и 7 кармендрий, органов действия.
  В целом они соответствуют состояниям сознания, Иерархиям Дхиан Коганов и т. д. Эти пять таттв претворяются в мир иллюзии.
 Локи
  14 лок состоят из 7, с 7 отражениями: вверху, внизу - внутри, извне - субъективные, объективные - чистые, нечистые - позитивные, негативные - и т. д., и т. д.
 Объяснение состояний сознания, соответствующих
 ведантической классификации лок
 1. Атала
  Атмическое, или аурическое, состояние или местность; излучается непосредственно из Абсолютности и суть первое нечто во Вселенной. Ей соответствует Иерархия нематериальных первозданных существ, в месте, которое (для нас) не есть место, и в состоянии, которое (для нас) не является состоянием. Иерархия эта вмешает в себе изначальный план, все, что было, есть и будет - от начала до конца Махаманвантары; тут все и вся. Утверждение это не следует, однако, понимать как предпосылающее фатальность; последняя идет вразрез со всеми учениями оккультизма.
 Дхьяни-будды
  Они представляют собой Иерархии Дхьяни-будд. Состояние их есть состояние Парасамадхи, дхармакая, состояние, при котором никакое продвижение уже невозможно; о таких Сущностях можно сказать, что они кристаллизовались в чистоте, доброте, великодушии и однородности.
 2. Витала
  Здесь пребывают Иерархии небесных будд, или бодхисатв, которые, как сказано, эманируют из семи Дхьяни-будд.
  Ш.М.* На земле соотносится с самадхи, буддхическим сознанием человека. Ни единый адепт, кроме лишь одного, не может быть выше него и жить; если он переходит в атмическое состояние, или состояние дхармакая (Алайя), он более не может вернуться на землю. Эти два состояние всецело гиперметафизические.
 3. Сутала
  Дифференцированное состояние, соответствующее на земле В[ысшему] Манасу и, следовательно, шабде (звуку), Логосу, нашему В[ысшему] Эго, а также состоянию Мануши-будды, подобное состоянию Гаутамы на земле.
  Это есть третье состояние самадхи (которая семерична). Здесь обитель Иерархий Кумар, Агнишватов и т. д.
 4. Каратала
  Соответствует спарше ("осязанию") и Иерархиям эфирных, полуобъективных Дхиан Коганов астральной природы Манас-Манаса, или же чистому лучу Манаса, т. е. н[изшему] манасу до того, как он смешался с камой (как у младенцев). Они именуются спарша-дэвами, дэвами, наделенными "осязанием". (Эти Иерархии дэв прогрессирующие: первая имеет одно чувство, вторая - два и так далее до семи. Причем потенциально каждая содержит в себе все чувства, но еще не развитые. Смысл термина "спарша" лучше передают такие слова, как "близость", "сродство", "соприкосновение".)
 5. Расатала
  Или рупатала, соответствует Иерархиям рупа дэв, или дэв "зрения", обладающим тремя чувствами (зрением, слухом и осязанием). Они суть кама-манасические сущности и высшие элементалы. У розенкрейцеров они - сильфы и ундины. На земле расатала соответствует искусственному состоянию сознания, такому, которое вызвано гипнозом и наркотическими средствами (морфием и пр.).
 6. Махатала
  Соответствует Иерархиям раса дэв, или дэв "вкуса", и включает в себя состояние сознания, объемлющее низшие пять чувств и эманации жизни и бытия. Соответствует каме и пране в человеке и саламандрам и гномам в природе.
 7. Патала
  Соответствует Иерархиям гандха дэв, или дэв "обоняния"; преисподняя, или антиподы - Миалба. Сфера неразумных животных, не имеющих никаких чувствований, кроме чувства самосохранения и удовлетворения чувств; а также крайне эгоистичных людей, бодрствующих или спящих. Вот почему сказано, что Нарада посетил паталу*, когда он был проклят и осужден на новое рождение; он сообщил, что жизнь там была очень приятной для тех, "кто никогда не покидал своего отчего края", они были очень счастливы. Она есть земное состояние и соответствует чувству обоняния. Здесь также находятся животные, дугпа, элементалы животных и духи природы.
 Дальнейшее объяснение той же классификации
  1. Аурическое, атмическое, алаическое чувство, или состояние, оно преисполнено потенциальности, но не действия.
  2. Буддхическое, чувство единства со Вселенной; невозможность представить себя отдельно от нее.
  (Был задан вопрос, почему термин "алаическое" применен к атмическому, а не к буддхическому состоянию?
  Ответ. Классификации эти не есть раз навсегда установленные деления. Термин может переставляться в зависимости от того, является ли классификация экзотерической, эзотерической или практической. Внутренняя Группа должна стремиться все сводить к состояниям сознания. Буддхи, поистине, едина и неделима; это чувство внутреннее, абсолютно невыразимое словами. Никакая каталогизация не поможет его объяснить.)
  3. Шабдическое, чувство слуха.
  4. Спаршическое, чувство осязания.
  5. Рупическое, состояние, при котором ощущаешь себя телом и воспринимаешь его (рупа - форма).
  6. Расическое, чувство вкуса.
  7. Гандхическое, чувство обоняния.
  Все космические и человеческие состояния и чувства соответствуют нашим органам восприятия, джнанендриям - рудиментам или органам, позволяющим черпать знание через прямой контакт - зрение и т. д. Они суть способности шариры, проявляющиеся через нетра - глаза, нос, речь и т. д. и также соответствуют органам действия, кармендриям - рукам, ногам и т. д.
  Экзотерически они образуют пять групп по пяти, в целом составляя 25. Из них двадцать - факультативные, а пять - буддхические. Экзотерически Буддхи, как сказано, наделена восприятием; эзотерически же она получает восприятие только через посредство в[ысшего] Манаса.
  Каждый из этих двадцати либо позитивен, либо негативен, что в целом составляет сорок.
  Существует два субъективных состояния, соответствующих четырем группам по пяти, что в сумме составляет 8. Они, будучи субъективными, не могут быть удвоены.
  Таким образом, мы имеем 40 + 8 = 48 "познавательных способностей Буддхи". Они вместе с майей, включающей их всех, составляют 49. (Стоит вам только познать майю, и вы - адепт.)
 
 ЗАСЕДАНИЕ
 8 января 1891 г.*
 (Рай Б. К. Лахери дал клятву в присутствии И. К.-О., Л. М. К., В. P. O., К. Ф. Р. и Д. Р. С. М.)
 
 ЗАМЕТКИ
 11 января 1891 г.*
  В своих экзотерических сокрытиях брамины насчитывают 14 лок (включая Землю), из которых 7 объективны, хотя и невидимы, а 7 субъективны, тем не менее полностью явлены Внутреннему человеку.
  Они суть:
 7 божественных лок 7 адских (земных) лок
  -
  ¦
  ¦
  З ¦
  е ¦
  м +
  н ¦
  ы ¦
  е ¦
  ¦
  ¦
  ¦
  L 1) Бхурлока (Земля).
 2) Бхуварлока (пространство между Землей и Солнцем - муни).
 3) Сварлока (пространство между Солнцем и Полярной Звездой - йоги).
 4) Махарлока (пространство между Землей и крайними пределами Солнечной системы)1.
 5) Джанарлока (за пределами Солнечной системы, обитель Кумар, не принадлежащих этому плану).
 6) Тапарлока (состояние за пределами махатмической области, чертог божеств вайраджа).
 7) Сатьялока (обитель нирвани). -
  Р ¦
  у ¦
  п ¦
  и ¦
  ч +
  е ¦
  с ¦
  к ¦
  и ¦
  е ¦
  ¦
  L 1) Патала (наша земля).
 2) Махатала.
 
 
 3) Расатала.
 
 
 
 4) Талатала (также каратала)
 
 
 
 5) Сутала.
 
 
 
 
 6) Витала.
 
 
 
 
 7) Атала2 -
  А ¦
  р ¦
  у ¦
  п ¦
  и +
  ч ¦
  е ¦
  с ¦
  к ¦
  и ¦
  е ¦
  L Все эти 14 являют собой планы извне вовнутрь и состояния сознания, через которые человек может и должен пройти, раз он решился миновать семь Путей и Врат Дхьяни. И для этого не обязательно быть развоплощенным. Все это достигается на земле за одно или множество воплощений.
 Обратите внимание на порядок:
  Четыре низшие (1, 2, 3, 4) есть рупа, т. е. они осваиваются внутренним человеком в согласии с божественной частью, или элементом, низшего манаса и сознательно - личным человеком. Трех же высших состояний последний не может достичь и запомнить, если только он не вполне посвященный адепт. Хатха-йог никогда не вырвется за пределы махарлоки психически и талаталы* (двоякого, или дуального, плана) - психо-ментально. Дабы стать раджа-йогом, чела должен подняться к седьмым Вратам - сатьялоке. Ибо таков, как говорит нам Учитель йогов, плод яджны, или жертвы. Когда бхур, бхувар и сварга (состояния) пройдены, то остается последний план и состояние между полным слиянием личного и в[ысшего] Манаса.
  Одно следует помнить: тогда как "адские", или земные, состояния представляют собой также 7 делений Земли - на планы и состояния, равно как и деления космические, божественные сапталока чисто субъективны и начинаются с плана психического, астрального света, а заканчиваются состоянием сатья, или дживанмукта.
  Эти 14 лок, или "сфер", составляют протяженность всей Брахманды (Мира). Четыре низшие суть преходящие, со всеми их обитателями, а три высшие - вечные, т. е. первые состояния, планы и субъекты их длятся только День Брахмы, изменяясь с каждой кальпой; последние же существуют на протяжении целого Века Брахмы.
 
 Элементы (бхуты) Божественные локи
 и состояния Адские (или земные) локи и состояния Планы соответственных Иерархий 1. Земля
 Бхуми
 Притхиви
  1. Бхурлока. Среда обитания мыслящих и добрых людей. Состояние - психическое. 1. Патала. Обиталище плотного животного тела человека и его личности. 1. Обитель людей, животных, состояние младенчества. На одном полюсе - невинность, на другом - инстинктивный эгоизм. 2. Вода
 Апас
  2. Бхуварлока. Человек больше думает о своем внутреннем состоянии, нежели о своей личности. Его астрал переходит в эту сферу, равно как и субстанция оного. Состояние - высшее психическое. 2. Махатала. Обитель астрала человека, тени плотного тела; принимает характерные особенности этой сферы. (От Манас = свет, и Маха = Великий) 2. Область астрального света и камалоки; обитель элементалов, духов Природы, элементариев. На другом полюсе - рупа дэвы, охранители животного мира. План инстинкта. 3. Воздух
 Ваю
  3. Сварлока. Состояние, когда йог утратил всякий вкус и устремился к воссоединению. Состояние - святость. 3. Расатала. Где кама жаждет вкуса (раса) всего и вся. 3. Дэвакханическое состояние; обитель, или место блаженства, необоснованного счастья; чистых устремлений и реализаций; кама-маносов; высших элементалов. 4. Огонь
 Агни
 Теджас
  4. Махарлока. Состояние при котором низший манас утратил всякое сродство с камой. Состояние - серхсвятость. 4. Талатала. Низший манас цепляется за объективную и чувственно-разумную жизнь; является камическим. 4. План, где майя отступает и ослабевает; обитель самых святых из рупа дэв. Сфера сострадания - на одном конце и обостренного эгоизма - на другом. 5. Эфир
  5. Джанарлока. Состояние, при котором низший манас совершенно освобождается от камы и становится единым с Эго. Состояние - Кумара. 5. Сутала. Здесь манас становится всецело рабом камы и единым с животным человеком. 5. Обитель Кумар, сынов Махата, или Брахмы. Всеведение относительно всего, что принадлежит царству майи и находится в ее власти. 6. Божественный Огонь
  6. Тапарлока. Состояние, при котором сущность, даже если она рождается вновь, становится неуязвимой, неистребимой. Состояние - Прирожденный Христос. 6. Витала. Когда она достигается, высший совершенно отрывается от низшего; нить обрывается. 6. План предвечной неуничтожимой субстанции; Божественного Огня. Обитель вайраджиев, питри-дэв Солнца. (Т.Д., II, с. 110). 7. Акаша
  7. Сатьялока. Состояние, при котором йог достигает высочайшего самадхи. Он на пороге Великого Выбора. 7. Атала. Здесь человек умирает, чтобы сразу родиться вновь; "не-место" означает не-дэвакхан; духовная смерть; уничтожение. 7. План Consummatum Est во Вселенной проявления. Ноуменальный.
 Принципы Чувства
 (танматры) Цвета Сознание Органы восприятия (джнанендрии) Органы действия (кармендрии) Соответственные духовные органы и центры восприятия 1. Тело 1. Обоняние (гандха) 1. Голубой 1. Объективное восприятие. Обоняние 1. Нос 1. Упастха: органы размножения 1. Корень носа, между бровями: высоко развит у некоторых животных. 2. Астральный образ 2. Вкус (раса) 2. Фиолетовый 2. Инстинктивное восприятие. Вкус 2. Язык 2. Пани
 Руки 2. Селезенка и печень; первая более духовна; последняя на материальном плане: соответствуют мизинцам рук. 3. Кама 3. Зрение (рупа) 3. Красный 3. Магнетическое восприятие. Свет 3. Глаза 3. Пада
 Ноги 3. Желудок; соответствует позвоночнику и мизинцам ног. 4. Низший разум 4. Осязание (спарша) 4. Зеленый 4. Психо-физиологическое восприятие. Осязание. Прикосновение 4. Тело 4. Пайю: органы испражнения, экскреции. 4. Область пуповины; соответствует пайю в силу исторжения чуждого магнетизма 5. Высший Разум 5. Слух (шабда) 5. Индиго 5. Чисто ментальное 5. Уши 5. Вак: орган речи 5. Сердце (духовное) и горло (физическое). 6. Буддхи 6. Духоразумение (джнана) 6. Желтый 6. Восприятия души 6. Астральное тело и сердце 6. Душа 6. Шишковидная железа. 7. Атмическо-аурический 7. Высшее синтетическое чувство, включающее все семь. 7. Полная призматическая семеричность. Когда аурическая, то голубая. 7. Духовное, через аурическое, симпатическое восприятие. 7. Свет кундалини 7. Дух 7. Акаши, заполняющая череп и для которой все его содержимое - мозг, железы, и т.д. - не существует.
  На прилагаемой диаграмме даны только тело, астрал, кама, н[изший] манас, в[ысший] Манас, Буддхи и аурическо-атмический. Жизнь есть Вселенский Космический Принцип и принадлежит индивидуумам не более, чем Атман.
 Диаграмма, показывающая взаимосмешение
 состояний сознания на планах (Из Тетради Э. Т. С.)
 
  (На некоторых линиях имеется текст. Поскольку этот текст невозможно дать в удобочитаемом виде внутри диаграммы, то он приводится ниже:
 Линия бхурлока - патала: обычное человечество
 Линия бхурлока - махатала: интеллектуальное без духовного*
 Линия бхурлока - талатала: становится демоном в человеческом обличье,
 Линия бхурлока - сутала: но обладает многими способностями
 Линия махарлока - сутала: невозможна без падения
 Линия махарлока - витала: невозможна без падения
 Линия махарлока - атала: невозможна без падения.)
 
 ЗАСЕДАНИЕ XI
 14 января 1891 г.
 Присутствуют: А. Б., К. В., И. К.-О., Л. М. К., Э. К., Э. Т. С., Д. Р. С. М., А. Л. К., К. Ф. Р., В. Р. О.
 
  Отвечая на вопросы относительно диаграммы, Е. П. Б. сказала, что осязание и вкус не имеют строгого порядка. Элементы имеют определенный порядок, но Огонь пронизывает их все. Каждое чувство пронизывает собой любое другое. Не существует какого-либо общепринятого порядка, у каждого (ученика) первым будет то, что больше всего развито.
 Органы и состояния сознания
  Ученики должны познать соответствия, затем сосредоточиться на органах и таким образом достичь их соответствующего состояния сознания. Берите их по порядку, начиная с низшего и неуклонно продвигаясь все выше и выше. Медиум иногда может уловить проблески высшего, но так он не получит правильного развития.
 Противоположности
  Локи и талы суть отражения одна другой; таковыми являются и Иерархии, в парах противоположностей, на двух полюсах сферы. Везде существуют такие противоположности; добро и зло, свет и тьма, мужчина и женщина.
 Голубой
  Е. П. Б. не могла сказать, почему голубой является цветом земли. Голубой есть цвет сам по себе, первичный. Индиго также является цветом, а не оттенком голубого. То же и фиолетовый.
 Вайраджи
  Вайраджи суть огненные Эго других манвантар и к ним принадлежат. Они уже очистились в огне страстей. Это именно они отказались творить. Они достигли седьмых Врат и отказались от нирваны, оставаясь на последующие манвантары.
 Мизинец
  Величайшие феномены производятся путем прикасания и сосредоточения внимания на мизинце.
 Антахкарана
  Семь ступеней антахкараны соответствуют локам.
 Самадхи
  Самадхи есть высочайшее состояние на земле, которое можно достичь в теле. Посвященный, поднявшись выше его, должен стать нирманакая.
 Чистота
  Чистота мысли важнее чистоты тела. Если упадхи не будет совершенно чистым, оно не сможет сохранить воспоминания, исходящие из высшего состояния. Можно совершить действие, обратив на него мало внимания или же вовсе никакого, и тогда оно будет иметь сравнительно небольшое значение. Но если заострить на нем мысль, эффект возрастет тысячекратно. Следует держать мысль чистой.
 Пратьека-будда
  Буддисты называют Пратьека-будду носорогом - одиноким животным.
 Кама
  Помните, что кама, будучи породительницей порочных страстей и эмоций, помогает вам развиваться, также возбуждая желание и давая импульс, необходимые для восхождения.
 Тело
  Тело, плоть, человеческое существо в его материальной части труднее всего - на этом плане - поддаются укрощению. Высочайший адепт, помещенный в новое тело, должен бороться с ним и укротить его, и укрощение его он находит трудным.
 Печень и селезенка
  Печень есть генерал, селезенка - адъютант. Все, что не может завершить печень, подхватывает и заканчивает селезенка.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XII
 21 января 1891 г.
 Присутствуют: А. Б., К. В., И. К.-О., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., А. Л. К., Э. Т. С., Э. К., В. Р. О., К. Ф. Р.
 
  Е. П. Б. спросили, каждый ли человек должен пройти через 14 состояний? Она ответила, что локи и талы представляют собой планы на этой земле, через некоторые из них должны пройти все, а через все должен пройти ученик на своем пути к адептству. Каждый проходит через нижние локи, но не обязательно через соответствующие талы. Во всем есть два полюса; семь состояний в каждом состоянии.
 Витала
  Витала являет собой возвышенное, равно как и адское, состояние. То состояние, которое для смертного есть полный отрыв Эго от личности, а для будды - отрыв лишь временный. Для будды это есть состояние космическое.
 Ад
  Брамины и буддисты рассматривают талы как ад, но в действительности термин этот фигуральный. Мы находимся в аду всякий раз, когда страдаем, претерпеваем мучения и т. д. Е. П. Б. заметила, что Группа должна прийти к некоему взаимопониманию, к некоему стандарту согласия. Она очень хочет дать нам факты, которые повели бы нас к практическому знанию, но не может сделать это, пока все мы по-разному понимаем инструкции, уже данные.
 Формы в астральном свете
  Элементалы в астральном свете суть отражения. Все на земле отражено. Именно от них иногда получают фотографии через посредство медиумов. Медиумы бессознательно вызывают их в виде форм. Адепты же вызывают их сознательно посредством крийяшакти, низводя их вниз при помощи процесса, который можно сравнить с фокусированием лучей света зажигательным стеклом.
 Состояния сознания
  Бхурлока есть бодрствующее состояние, в котором мы обычно живем; в этом же состоянии пребывают также и животные, когда они чуют пищу, опасность и пр. Быть в сварлоке - значит быть совершенно рассеянным на этом плане, предоставляя действовать лишь инстинкту, так что на материальном плане вы вели бы себя как животное. Известно, что йоги кристаллизуются в этом состоянии и тогда кормить их приходится другим. Один йог близ Аллахабада пятьдесят три года сидит на камне; каждую ночь чела погружают его в реку и затем снова сажают на камень. В течение дня сознание его возвращается в бхурлоку и он разговаривает и учит. На острове близ Калькутты нашли одного йога, конечности коего были обвиты корнями деревьев. Его высвободили, обрезав коренья, но, пытаясь его разбудить, к нему применили столько насилия, что он умер.
  Возможно ли находиться в нескольких состояниях сознания одновременно? Сознание не может всецело пребывать на двух планах сознания одновременно. Высшее и низшее состояния не являются совсем несовместимыми, но если вы находитесь на высшем плане, вы будете витать в облаках на низшем. Чтобы помнить о высшем состоянии по возвращении к низшему, память должна быть перенесена вверх, к высшему. Адепт может явно наслаждаться дуальным сознанием; когда он не желает что-либо видеть, он может от этого абстрагироваться; он может быть в высшем состоянии и все же вернуться на материальный план, вновь взмывая к высшему. Это - единственное спасение в неблагоприятных условиях.
 Интеллект и духовность
  Чем ниже вы спускаетесь в талы, тем более интеллектуальными и менее духовными вы становитесь. Вы можете быть нравственно хорошим человеком, но не духовным. Интеллект может оставаться весьма тесно связанным с камой. Человек может пребывать в одной из лок и посещать одну или все талы, причем состояние его будет зависеть от локи, к которой он принадлежит. Так, человек в бхурлоке может перейти в талы и сразу же пойти к черту. Если он обитает в бхуварлоке, он не может стать настолько плохим. Если он достиг состояния сатья, он может безопасно идти в любую талу; поддерживаемый своей собственной чистотой, он никогда не будет ими поглощен. Талы есть состояния мозгового интеллекта, тогда как локи - или, точнее, три высшие из них - духовны. (Так, М. М. С.*, вероятно, пребывал между махар и джанар, находясь в духовном состоянии, и между талаталой и суталой - в интеллектуальном).
 Три, становящиеся Единым
  Манас поглощает свет Буддхи; Буддхи есть арупа и не может ничего поглощать. Когда Эго забирает весь свет Буддхи, он забирает свет Атмана, так как Буддхи является его носителем, и таким образом три становятся единым.
  Когда это свершилось, полный адепт становится Единым духовно, но имеет также тело; четверичная тропа пройдена, и он Един. Тела Учителей иллюзорны, а потому не стареют, не покрываются морщинами и пр.
 Работа ученика
  Ученик, не являющийся психиком от рождения, должен сосредоточить четверичное сознание на высшем плане и пригвоздить его к нему. Пусть он сделает узелок из четырех низших состояний и пришпилит их к высшему. Он должен сконцентрироваться на этом высшем, стараясь не дозволять телу и интеллекту стащить себя вниз и увлечь за собой. "Изводите" свое тело едой, питьем и сном, но всегда пребывайте в идеальном.
 Материнская любовь
  Материнская любовь есть инстинкт, он тот же и в человеческом существе, и в животном, но часто сильнее в последнем. В человеческих существах любовь эта не пресекается, благодаря связи, магнетизму крови и психическому сродству. Семьи иногда состоят из тех, кто жил вместе прежде, но часто это не так. Задействованные здесь причины весьма сложны и должны быть уравновешены. Иногда, когда должен родиться ребенок с очень плохой кармой, избираются бессердечные, бесчувственные родители, или же они могут умереть прежде, чем проявятся кармические следствия. Или страдания из-за ребенка могут быть их собственной кармой. Материнская любовь как инстинкт пребывает между расаталой и талаталой.
 Липики
  Липики ведут летопись людской кармы и запечатлевают эту летопись на астральном свете.
 Колебание
  Колеблющиеся люди переходят из одного состояния сознания в другое.
 Мысль и действие
  Мысль возникает прежде желания; мысль воздействует на мозг, мозг - на орган, и желание пробуждается. Но не внешний стимул возбуждает орган. Следовательно, мысль должна быть убита прежде, чем может быть подавлено желание. Ученик должен блюсти свои мысли; пятиминутная мысль может перечеркнуть труд пяти лет, и, хотя иной раз пятилетний труд может быть окончен и за менее короткий срок, все же время упущено.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XIII
 28 января 1891 г.
 Присутствуют: А. Б., К. В., И. К-О., Л. М. К., Г. А. В. К., A. Л. К., В. P. O., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., Э. К., Э. Т. С.
 Сознание
  Е. П. Б. начала с критики западных взглядов на сознание, комментируя отсутствие его определения в основных философских системах. Между сознанием и самосознанием не проводилось никакого различия, а в этом-то и состоит разница между человеком и животным. Животное является только сознательным, а не самосознательным; животное не осознает эго - как субъекта, как сознает его человек. Стало быть, существует огромная разница между сознанием птицы, насекомого, зверя и сознанием человека.
 Самосознание
  Но полным сознанием человека является самосознание, то, что заставляет нас говорить: "Я делаю то-то". Раз есть наслаждение, то оно должно быть прослежено до испытывающего его. Так вот, разница между сознанием человека и животных состоит в том, что тогда как у животного имеется я, животное не сознает свое я. Спенсер* рассуждает о сознании, но, когда он доходит до пробела, он просто перескакивает через него. Так и Юм*, - когда он говорит, что при интроспекции он видит лишь чувствования и не может найти никакого я, - забывает, что без я никакое восприятие чувствований вообще невозможно; что есть то, что изучает чувствования. Животное не осознает чувства "Я есмь Я"; у него есть инстинкт, но инстинкт не есть самосознание. Самосознание есть свойство разума, но не души, anima, откуда произошло само наименование животного*. Человечество не обладало самосознанием вплоть до прихода Манасапутр в третьей расе. Сознание, мозговое сознание, есть ристалище света Эго, аурического яйца, высшего Манаса. Клетки ног сознательны, они не могут порождать идей, хотя, когда они утомлены, они могут передать человеку ощущение тяжести и тем зародить идею усталости. Инстинкт является низшим состоянием сознания. Человек обладает сознанием посредством четырех низших клавиш своего семеричного сознания; существует семь градаций сознания в его сознании, которое тем не менее по существу и по преимуществу едино - Единица. Существуют миллионы и миллионы состояний сознания, как существуют миллионы и миллионы листьев; но поскольку вы не сможете найти двух одинаковых листьев, так же вы не сможете найти и двух одинаковых состояний сознания; ни одно состояние никогда не повторяется в точности.
 Память, ум и т. д.
  Есть ли память нечто, в нас рожденное? для того, чтобы породить Эго? Знание, чувство и воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник цепкости; ее можно заострить или оставить тупой, и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления. Знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы - коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи, приукрашивая и выдавая их. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом; оно есть ристалище сознания Манаса. У животного нет манаса и монада латентна, но его мозг не может реагировать; все потенциальности на месте, но они дремлют. На Западе господствуют некоторые признанные заблуждения, которые лишают силы теории.
 Одновременные впечатления
  Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем сознании? Обитатели Запада говорят - одно; оккультисты же говорят - нормально семь, а анормально 14, 17, 19, 21, вплоть до 49 впечатлений можно воспринимать одновременно. Вы можете доказать это, взяв сразу семь нот музыкальной гаммы, семь звуков достигают сознания одновременно, но нетренированное ухо может распознавать их лишь одно за другим, и вы, если того пожелаете, можете измерить интервалы. Натренированное ухо услышит семь нот сразу же, одновременно. В результате эксперимента было доказано, что через две или три недели человек может научиться воспринимать 17 или 18 цветовых эффектов, а с практикой будут уменьшаться и интервалы.
 Память
  Память приобретается для этой жизни и может быть расширена. Гениальность есть величайшая отзывчивость мозга и мозговой памяти на высший Манас. Впечатления, произведенные на любое чувство, хранятся в памяти.
 Ментальное и физическое чувства
  Развитию физического чувства предшествует ментальное чувствование, которое и претворяется в физическое чувство. Если слепых рыб, обитающих в морской глубине, бросить в пруд, то через несколько поколений у них разовьются глаза. Но в своем предыдущем состоянии они были наделены чувством зрения, хотя и не физического; а иначе как бы они могли во тьме отыскать свою добычу, избежать опасностей и т. д. Ум воспринимает и хранит вещи любого рода механически и бессознательно и выбрасывает их в память как "бессознательные восприятия". Если внимание чем-то сильно поглощено, то чувственное восприятие какой-либо раны в этот момент не ощущается; но позднее страдание входит в сознание. Так, возвращаясь к нашему примеру семи нот, взятых одновременно, мы имеем одно впечатление, но на слух ноты воздействуют последовательно одна за другой, так что они откладываются в мозговом разуме по порядку, ибо нетренированное сознание не может запечатлеть их одновременно. Все зависит от тренировки и внимания. Тогда перенос ощущения от любого органа к сознанию происходит почти одновременно, если ваше внимание сосредоточено на нем; но если какой-либо шум отвлечет ваше внимание, тогда пройдет немногим более секунды, прежде чем оно достигнет вашего сознания. Оккультист должен тренировать себя, чтобы воспринимать и передавать по семиступенчатой шкале своего сознания каждое впечатление или впечатления одновременно. Кто наиболее сократит интервалы физического времени, наиболее и продвинется.
 Сознание. Семь его градаций
  Существует семь градаций, или оттенков, сознания единицы, например, в момент наслаждения или боли - четыре низшие и три высшие степени.
  1. Физическое чувственное восприятие (восприятие клетки; если она парализована, чувство в ней остается, хотя "вы" и не ощущаете его).
  2. Самовосприятие, или апперцепция (т. е. самовосприятие клетки).
  3. Психическая апперцепция (астрального двойника, доппелгенгера), переносящего ее выше, к
  4. Витальному восприятию (физическое чувствование, ощущение удовольствия или боли - качества).

<< Пред.           стр. 4 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу