<< Пред.           стр. 5 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  (Таковы четыре низшие градации, относящиеся к психо-физиологическому человеку).
  5. Манасическое распознавание низшего манаса (манасическое самовосприятие).
  6. Воле-восприятие (волевое восприятие, добровольное принятие идеи, например, вы можете замечать или не замечать физическую боль).
  7. Духовная, всецело сознательная апперцепция: (поскольку она достигает высшего Самосознательного Манаса).
  (Апперцепция означает самовосприятие, сознательное действие; не так, как у Лейбница, но когда внимание сосредоточено на восприятии).
  Вы можете использовать их на любых планах; например, плохая весть проходит через четыре низшие стадии, доходя до сердца. Или возьмем звук:
  1. Он доходит до слуха.
  2. Самовосприятие слуха.
  3. До психического или ментального, который переносит его к
  4. Витальному: (резкий, мягкий, сильный, слабый и т. д.)
 Эго
  Одним из лучших доказательств того, что существует Эго, истинное поле сознания, является уже упомянутый факт, что состояние сознания никогда не воспроизводится в точности, живите вы хоть сотню лет, проходя через миллиарды и миллиарды [состояний]. Сколь много состояний и подсостояний испытываешь в течение активного дня; невозможно иметь достаточно клеток для всех. Это поможет вам понять, почему некоторые ментальные состояния и абстрактные вещи следуют за Эго в дэвакхан и почему другие просто рассеиваются в пространстве. То, что трогает сущность, имеет с ней сродство (как благородное деяние), является бессмертным и идет вместе с ней в дэвакхан, составляя неотъемлемую часть биографии распадающейся личности. Возвышенная эмоция проносится через семь стадий и касается Эго, ума, что наигрывает свои мелодии в клетках мозга.
 Бхурлока
  Бхурлока начинается с низшего манаса. Животные не чувствуют так, как чувствуют люди; собака больше думает о том, что ее хозяин рассердился, нежели о действительной боли от ударов плетки.
  Животное не страдает в воспоминании и воображении, чувствуя прошлую и будущую, а также действительную настоящую боль.
 Шишковидная железа
  Особым физическим органом восприятия является мозг, а само восприятие расположено в ауре шишковидной железы. Эта аура отзывается вибрациями на любые впечатления, но в живом человеке ее можно только чувствовать, не воспринимать. Когда в сознании проявляется мысль, в свете ауры не прекращается вибрация и ясновидящий, смотря на мозг живого человека, может почти сосчитать, увидеть духовным оком семь градаций, семь оттенков света, переходящих от самого тусклого к самому яркому. Вы дотрагиваетесь до своей руки, но прежде чем вы ее коснетесь, в ауре шишковидной железы начинается вибрация, имеющая свой собственный оттенок цвета. Именно эта аура посредством вибрации, которую она порождает, и вызывает износ органа. Мозг, начинающий вибрировать, передает вибрации спинному мозгу, а значит, и всему остальному телу. Счастье, равно как и печаль, порождают эти сильные вибрации и тем самым изнашивают тело. Так, мощные вибрации радости или горя могут убить.
  Мы можем проанализировать работу сознания и описать ее; но мы не можем определить сознание, если только не постулируем существование субъекта.
 Сердце
  Семеричное волнение и игра света вокруг шишковидной железы отражаются в сердце или, вернее, в "области" сердца, которая вибрирует и озаряет 7 мозгов сердца точно так же, как и аура вокруг шишковидной железы. Оно экзотерически есть четырехлистный, но эзотерически - семилистный Лотос, Саптапарна, Пещера Будды с ее семью отсеками.
 Астрал и Эго
  Природа и сущность астрального тела и Эго различны. Астральное тело молекулярно, каким бы эфиризованным оно ни было; Эго же атомично, духовно. Атомы духовны и вечно незримы на этом плане; молекулы формируются вокруг них - они же пребывают как высшие незримые принципы молекул. Глаза - самый оккультный орган наших чувств; закройте их - и вы переходите на ментальный план. Заставьте замолчать все чувства - и вы совершенно на другом плане.
 Индивидуальность
  Если двенадцать человек курят вместе, то дым от их сигарет смешивается, но молекулы дыма каждой из них имеют сродство и всегда отличаются от других, независимо от того, насколько перемешалась вся масса. Так, капля воды, хоть и падает в океан, сохраняет свою индивидуальность; она стала каплей, со своей собственной жизнью, подобно человеку, и не может быть уничтожена.
  Ученик спросил, является ли группа - как группа - каплей. Е. П. Б. ответила утвердительно; если мы встретились, чтобы купить кукурузу, мы появимся в астральном свете как группа, но будем там недолговечны; но, встретившись, чтобы изучать оккультизм, мы объединимся, и отпечаток будет более стойким. Чем выше и духовнее сродство, тем долговечнее объединение.
  Роза, сотворенная посредством крийяшакти, остается как отражение.
 Н[изший] манас
  Низший манас есть эманация высшего Манаса и того же естества, что и высший. Эта природа (естество) не может ни отлагать какие-либо впечатления на этом плане, ни воспринимать их; архангел, не имея опыта, был бы неразумным на этом плане и не мог бы ни производить, ни получать впечатления. Так, низший манас облекается в сущность астрального света: эта астральная оболочка заслоняет его от его родителя, если не считать посредничества антахкараны, которая есть единственное спасение. Разорвите ее, и вы превратитесь в животное.
 Кама
  Кама есть жизнь, она сущность крови. Когда она оставляет кровь, последняя свертывается. Прана всемирна на этом плане; она есть жизненный принцип в нас, скорее пранический, нежели сама прана.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XIV
 4 февраля 1891 г.
 Присутствуют: А. Б., К. В., Д. Р. С. М., В. Р. О., И. К.-О., Л. М. К., А. Л. К., К. Ф. Р., Э. Т. С., Г. А. В. К., Э. К.
 Я животных и т. д.
  Качества определяют свойства "я-состояний". Например, два волка, помещенные в одинаковые условия, будут, вероятно, вести себя по-разному.
 Высший и низший манас. Аурическая оболочка и астральный свет
  Поле сознания высшего Эго никогда не отражается в астральном свете. Аурическая оболочка получает впечатления как от высшего, так и от низшего манаса, и именно последние впечатления суть те, что также отражаются и в астральном свете. Тогда как естество всего духовного, всего, что достигает высшего Эго или же не отвергается им, не отражается в астральном свете, ибо последний находится на слишком низком плане. Но в течение жизни человека естество это запечатлевается, в кармических целях, на аурической оболочке и после смерти и разъединения принципов соединяется воедино с Вселенским Разумом (т. е., так сказать, те "впечатления", что превыше даже плана дэвакхана), чтобы ожидать там, кармически, того дня, когда Эго должно воплотиться вновь. (Существует три рода впечатлений, которые мы можем назвать кармическими, дэвакханическими и манасическими.) Ибо сущности, как бы высоки они ни были, должны получить свои кармические награды и наказания на земле. Духовные впечатления отлагаются в мозге, иначе низшее эго было бы безответственным. Однако некоторые впечатления воспринимаются через мозг и не являются результатом нашего предыдущего опыта. У адепта мозг приучается удерживать эти впечатления.
 Ответственность
  Перевоплощающийся "луч" может быть подразделен на два аспекта: низшее камическое эго рассеивается в камалоке, манасическая же часть завершает свой цикл и возвращается к высшему Эго. В действительности именно это высшее Эго и наказуется, так сказать, и страдает. Это и есть истинное распятие Христа, самая замысловатая и все же самая важная тайна оккультизма; весь цикл нашей жизни зависит от нее. Воистину, именно высшее Эго и является страдальцем; ибо, запомните, абстрактное сознание высшего личного сознания остается запечатленным на Эго, поскольку должно стать неотъемлемой частью его Вечности.
  Все наши самые возвышенные и благородные побуждения запечатлеваются на высшем Эго, так как они той же природы, что и оно само.
 Патриотизм и т. д.
  Патриотизм и великие деяния на военной службе не так уж хороши, с высшей точки зрения. Облагодетельствовать часть человечества - хорошо, но сделать это за счет других - плохо. Стало быть, в патриотизме и т. д. яд также смешан с благом. Ибо, хотя внутренняя сущность высшего Эго незапятнана, внешняя может оскверниться. Так, и плохое и хорошее - из таких "имматериальных" вдохновений - запечатлевается на а[урической] о[болочке], и карму за все плохое принимает на себя в[ысшее] Эго, хотя оно не повинно в нем. Так, оба рода впечатлений после смерти рассеиваются во Вселенском Разуме; и Эго, воплощаясь, испускает луч - который и есть оно само - в новую личность и в ней страдает. Оно страдает в самосознании, сложенным им своим же накопленным опытом.
 Высшее Эго
  Каждое из наших Эго влачит за собой карму прошлых манвантар. Существует семь Иерархий Эго, некоторые из них, например, в отсталых племенах, можно сказать, только начинают этот настоящий Цикл. Эго начинает с божественного сознания; нет ни прошлого, ни будущего, ни разъединения. Пройдет немало времени, прежде чем оно осознает самое себя; лишь после многих рождений начинает оно понимать, благодаря этой совокупности опыта, что оно индивидуально. В конце своего цикла воплощений оно все то же божественное сознание, но теперь оно уже стало индивидуализированным самосознанием.
 Ответственность
  Чувство ответственности внушается присутствием света в[ысшего] Эго. Так как Эго в своем цикле перевоплощений становится все более и более индивидуализированным, оно все больше и больше научается через страдания сознавать свою собственную ответственность, в силу чего оно в конце концов вновь обретает самосознание, сознание всех Эго целой Вселенной. Абсолютное существо, дабы чувствовать или представлять все это, должно пройти через все испытания - индивидуально, не коллективно - с тем, чтобы оно по возвращении обладало бы тем же всеведением, что и Вселенский Разум, плюс памятью обо всем том, через что оно прошло.
 День "Будь-с-Нами"
  В День "Будь-с-Нами" каждое Эго должно вспомнить все циклы своих прошлых воплощений за манвантары. Эго приходит в соприкосновение с этой Землей, все семь принципов становятся единым целым, оно видит все, что совершило на ней. Оно зрит поток своих прошлых воплощений посредством некоего божественного света. Оно видит все человечество сразу, но тем не менее всегда имеется как бы поток, который неизменно представляет собой Я. Следовательно, мы всегда должны стараться акцентировать свою ответственность.
 Ответственность высшего Эго
  Высшее Эго может быть уподоблено шару чистого божественного света, Единице с более высокого плана, на котором нет никакой дифференциации. Нисходя на план дифференциации, оно эманирует луч, который может проявиться лишь через личность, уже дифференцировавшуюся. Часть этого луча - н[изший] манас - может в течение жизни так кристаллизоваться и слиться с камой, что останется ассимилированным с материей. Та часть, что сохраняет чистоту, образует антахкарану.
 Антахкарана
  Вся судьба воплощения зависит от того, сможет ли антахкарана обуздать кама-манас или нет. После смерти высший свет (антахкарана), который несет воспоминания и впечатления обо всех хороших и благородных устремлениях, ассимилируется с высшим Эго, плохое рассеивается в пространстве и возвращается как плохая карма, ожидающая личность (К. Х.) - (см. "Theosophist", vol. III, "Satan and spiritual death")*.
 Ответственность
  Чувство ответственности есть начало Мудрости, доказательство того, что ахамкара начинает исчезать; начало утраты чувства разобщенности.
 Камарупа
  Камарупа в конечном итоге распадается и переходит в животных. Все теплокровные животные произошли от человека, а холоднокровные суть продукт материи прошлого. Кровь есть камарупа.
 Белые и красные кровяные тельца
  Белые кровяные тельца являются мусорщиками, "пожирателями", они выделяются из астрала через селезенку и того же естества, что и астрал. Они - "потом-рожденные" от чхайя. Кама присутствует в теле везде. Красные кровяные тельца суть капли электрического флюида, "испарина" всех органов, сочащаяся из каждой клетки. Они суть потомство фохатического принципа.
 Сердце
  В сердце имеется семь мозгов - упадхи и символы семи Иерархий.
 Огни
  Огни всегда играют вокруг шишковидной железы; но, когда на краткий миг их озаряет кундалини, видна вся Вселенная. Даже в глубоком сне открывается третий глаз. И это благотворно для Манаса, который из этого извлекает пользу, хотя сами мы ничего не помним.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XV
 11 февраля 1891 г.
 Присутствуют: А. Б., Л. М. К., К. В., В. P. O., Д. Р. С. М., А. Л. К., Э. Т. С., К. Ф. Р., Г. А. В. К., И. К.-О.
 (На сей раз наставление было кратким.)
 Восприятие
  В ответ на вопрос о семи стадиях восприятия, данных прошлым вечером, Е. П. Б. сказала, что мысль должна быть сосредоточена на высшей, седьмой [стадии] и попытка перенести ее дальше докажет, что невозможно преступить ее пределы на этом плане. В мозге нет ничего, что могло бы перенести мыслителя дальше, и если мысль все же должна подняться выше, то думу надо думать без мозга. Пусть глаза будут закрыты, воля направлена на то, чтобы не дать мозгу работать, и тогда точка эта может быть пройдена и ученик перейдет на другой план. Все семь стадий восприятия предшествуют антахкаране; если вы сможете ступить за их грань, вы - на манасическом плане.
  Постарайтесь представить себе то, что превосходит вашу силу мысли; скажем, природу Дхиан Коганов. Затем приведите в пассивное состояние мозг и переходите выше, за его пределы. Вы увидите белый лучезарный свет, словно серебро, но переливчатый как перламутр, затем по нему пробегут цветные волны, начинающиеся с нежнейшего фиолетового и переходящие через бронзовые оттенки зеленого к индиго с металлическим блеском, и этот цвет останется. Если вы увидите это, вы - на другом плане. Вы должны пройти через семь стадий. Когда появится цвет, взгляните на него и, если он не хорош, отвергните его. Пусть ваше внимание останавливается только на зеленом, индиго и желтом - это хорошие цвета. Так как глаз связан с мозгом, то цвет, который вам легче всего увидеть, и будет цветом личности. Если вы увидите красный, то он всего лишь физиологический и не должен приниматься во внимание. Зелено-бронзовый есть н[изший] манас, желто-бронзовый - антахкарана, а индиго-бронзовый - Манас. Эти цвета и следует наблюдать, и, когда желто-бронзовый сольется с индиго, вы - на манасическом плане.
 Ноумены
  На манасическом плане вы видите ноумены - сущность феноменов. Вы не видите людей или же других сознаний, но достаточно заняты тем, чтобы удержать свое собственное. Тренированный ясновидец может видеть ноумены везде. Адепт видит ноумены на этом плане, реальность вещей, так что он не может обмануться.
 На различных планах
  В медитации начинающий может колебаться взад и вперед между двумя планами. Вы слышите тиканье часов на этом плане, затем на астральном - душу тиканья; когда часы останавливаются здесь, тиканье продолжается на более высоком плане - астральном, а затем в эфире, пока не исчезнет последняя частица часов. То же самое, что и с мертвым телом, которое испускает эманации до тех пор, пока не дезинтегрируется последняя молекула.
 Время
  В медитации нет времени, поскольку нет последовательности состояний сознания на этом плане.
 Фиолетовый
  Фиолетовый есть цвет астрала. Вы с него начинаете, но не должны останавливаться на нем; постарайтесь перейти дальше. Когда вы видите фиолетовую пелену, вы начинаете бессознательно формировать майявирупу. Сосредоточьте внимание, и если вы "удаляетесь", удерживайте сознание на майявическом теле; не теряйте его из виду, "вцепитесь в него мертвой хваткой" ("иначе вы ничего не запомните").
 ПИСЬМА,
 полученные после предыдущего Заседания*
  Эзотерическая Секция
  [Печать]
  Е. П. Блаватская
 Эзотерический приказ
  Ввиду нетеософских беспорядков, вызванных чтением Дневников 11 февраля 1891 г., подобные заседания отныне строго запрещаются.
  [Подписал(а)] Е. П. Блаватская
 11 февраля 1891 г.
 [Печать] Теософская штаб-квартира
 Телеграфный адрес: 19, Avenue Road,
 "Блаватская, Лондон" Regent's Park, N. W.
  Лондон, февраль 1891 г.
 
 Э[зотерическая] С[екция]
 Для Сек[ретаря], чтобы зачитать группе.
 Членам В[нутренней] Г[руппы] Э[зотерической] С[екции]
  Первым и наиважнейшим условием успеха группы, наставляемой в оккультизме, является ничем ненарушимая гармония: иначе невидимые Силы, заключенные в круге, используя элементалов, порожденных ненавистью, ревностью и неприязненностью, сделают из них союзников и обратят результаты наставления в черную магию. Гармония В[нутренней] Г[руппы] уже дважды нарушалась подобным образом* и все по одной и той же причине, и обучение неизбежно было приостановлено - многие невинно страдали по вине одного.
  Если же гармония будет нарушена и в третий раз, обучение группы - как группы - прекратится и уже не возобновится. Отдельные достойные члены будут получать учения, но обучению в классе, где без разбора собираются и ненавидящие и ненавидимые, тут же будет положен конец. Слышу, как один ученик группы обвиняет других, будто они стремятся отдалить этого члена от меня, повлиять на меня и настроить меня против этого ученика. Это доказывает, что представления и мнение последнего обо мне весьма сумбурны. Тот, на кого может повлиять любой из его учеников, не годится быть учителем даже обычной этики, не говоря уже об оккультных и теософских науках; ибо это доказывает, что он не способен иметь собственное суждение. Оккультизм не дозволяет никаких личных предпочтений и не лицеприятствует.
  Посему, если эзотерическому обучению вообще суждено возобновиться, каждый член должен пообещать воздерживаться от критики и даже не придираться к брату-ученику или сестре-ученице, также и не оговаривать ни одного члена или членов перед любым человеком, проживающим в доме или нет; и, прежде чем возобновится обучение, группа должна прийти к ясному пониманию этого и дать устные и торжественные заверения друг другу, в присутствии всех, во взаимной доброй воле. Он или она, солгавшие в тот момент, будут считаться солгавшими пред ликом Учителя; более того - солгавшими своему высшему Я*. Совершенная внешняя гармония должна быть сохранена; и какая бы неприязнь ни закралась в сердце каждого члена, впредь она будет вредить только этому члену: это будет его или ее карма, и ни он, ни она не извлечет никакой пользы из учения. Таковы мои sine qua non условия.
  [Подписал(а)] Е. П. Блаватская
 
 ЗАСЕДАНИЕ XVI
 11 марта 1891 г.
 Присутствуют: А. Б., И. К.-О., Л. М. К., К. В., В. Р. О., Д. Р. С. М., А. Л. К., Г. А. В. К., К. Ф. Р.
 Сознание
  Сознание, являющееся лишь животным, состоит из сознания всех клеток тела, за исключением клеток сердца. Сердце есть царь, самый важный орган в теле человека. Даже если отсечь голову, сердце будет биться еще полчаса. Если же его завернуть в вату и положить в теплое место, биение продлится еще несколько часов. Точка в сердце, которая умирает последней, есть вместилище жизни, центр всего, Брахма. Первая точка, которая живет в эмбрионе, и последняя, которая умирает. Когда хоронят находящегося в трансе йога, именно эта точка и живет, хотя бы все остальное тело умерло; и пока она не угасла, йога можно воскресить. Точка эта потенциально содержит в себе ум, жизнь, энергию и волю. В течение жизни она излучает призматические цвета, огненные и переливчатые. Сердце есть центр духовного сознания, как мозг - центр интеллектуального. Но это сознание человек направлять не может, равно как и не может управлять его энергией, пока не будет воедино с Буддхи-Манасом; а до той поры именно оно направляет его - если может. Отсюда муки раскаяния, угрызения совести; они исходят из сердца, не из головы. В сердце пребывает единственный проявленный бог, остальные два незримы, и именно он олицетворяет собой Триаду - Атма-Буддхи-Манас. В ответ на вопрос, нельзя ли сконцентрировать сознание в сердце и тем уловить подсказки духа, Е. П. Б. ответила: любой, кто сможет так сконцентрироваться, будет воедино с Манасом, соединит кама-манас с в[ысшим] Манасом. В[ысший] Манас не может непосредственно направлять человека, он может действовать лишь через н[изший] манас.
 Три центра
  В человеке имеются три главных центра: голова, сердце и пупок, любые два из них могут быть + (положительными) или - (отрицательными) по отношению друг к другу, в зависимости от относительного преобладания центра.
 Органы, ^ и (
  Сердце символизирует высшую Триаду, печень и селезенка олицетворяют собой четверицу. Солнечное сплетение есть мозг желудка.
 Христос
  У Е. П. Б. спросили, не символизируют ли три вышеупомянутые центра Христа, распятого меж двух разбойников. Она сказала, что это может послужить аналогией, но образы эти не должны быть затасканы. Никогда не следует забывать, что н[изший] манас в естестве своем подобен высшему и может стать единым с ним, отвергнув камические импульсы. Распятие Христа символизирует самопожертвование в[ысшего] Манаса, отца, посылающего своего "единородного Сына" в мир, дабы взять на себя грехи наши. Миф о Христе заимствован из мистерий. Так же, как и жизнь Аполлония Тианского; она замалчивалась отцами церкви из-за ее поразительного сходства с жизнью Христа.
 Голова и сердце
  Психо-интеллектуальный человек - весь в голове, с ее семью вратами; духовный человек - в сердце. Извилины мозга образуются мыслью.
 Семь центров в головном мозге
  Третий желудочек наполнен светом в течение жизни, а не жидкостью, как после смерти.
  В мозге есть семь полостей, которые в течение жизни совершенно пусты, и именно в них должны отражаться видения, если им суждено остаться в памяти. В оккультизме центры эти именуются "семью гармониями", гаммой божественных гармоний. Они заполнены акашей и каждая - своим собственным цветом, соответственно состоянию сознания, в котором вы находитесь. Шестой является шишковидная железа, полая и пустая при жизни; седьмая являет собой целое; пятая есть третий желудочек; четвертая - гипофиз. Когда Манас слит воедино с Атма-Буддхи или когда Атма-Буддхи сосредоточена в Манасе, он действует в трех высших полостях - излучая - испуская ореол света, и его-то и видят у очень святых людей.
 Мозжечок и т. д.
  Мозжечок представляет собой центр, хранилище всех сил; он есть кама головы. Шишковидная железа соответствует матке, ее ножки - фаллопиевым трубам; гипофиз - всего лишь ее слуга, ее факелоносец, который подобен слугам, некогда бежавшим с факелами перед каретой принцессы. Таким образом, человек есть андрогин, что касается его головы. Человек содержит в себе любой элемент, который только можно найти во Вселенной. В Макрокосме нет ничего, чего бы не было в микрокосме. Шишковидная железа, как сказано, совершенно пуста при жизни; гипофиз содержит различные субстанции. Гранулы в шишковидной железе осаждаются в полости после смерти.
  Мозжечок предоставляет материалы для идеации; фронтальные доли суть отделочники и полировщики материалов, но сами по себе они не могут создавать. Ясновидение есть сознание осязания; отсюда при чтении писем их держат у солнечного сплетения, психометризация субстанций и т. д. Каждое чувство обладает своим сознанием, и вы можете обладать сознанием через любое чувство. То есть план сознания существует для каждого чувства. Может быть сознание на плане зрения, даже если мозг парализован; глаза парализованного человека будут выражать ужас. То же и с чувством слуха; те, кто физически слепы, глухи или немы, все же имеют психические аналоги этих чувств.
 Воля и желание
  Эрос в человеке есть воля гения создавать великие картины, великую музыку, вещи, которые будут жить и служить расе. Он не имеет ничего общего с животным желанием создавать. Воля - от в[ысшего] Манаса. Желание есть результат разобщенности, стремящейся удовлетворить себя в материи. Путь, открытый между в[ысшим] Эго и низшим, позволяет Эго воздействовать на личное я.
 "Обращение"
  Неправда, что человек, могущественный во зле, может быть внезапно "обращен" и стать столь же могущественным во благе. Его носитель слишком загрязнен, и в лучшем случае может лишь нейтрализовать зло, уравновешивая пагубные кармические причины, приведенные в действие, во всяком случае, для этого воплощения. Нельзя использовать бочку из-под селедки для розового масла: она слишком пропитана рассолом. Когда импульсы и наклонности запечатлелись на физической природе, они не могут тотчас же поменяться на противоположные; молекулам тела было задано камическое направление, и, хотя они достаточно разумны, чтобы распознавать вещи на своем плане, т. е. избегать всего, что им вредит, они не могут понять смены направления, импульс к которому исходит из другого плана. Если их насильственно понудить к этому, то результатом явится болезнь, сумасшествие или смерть.
 Начала
 
  движение
  Абсолютное, вечное движение, Парабрахман, который есть ничто и все, движение непостижимо быстрое, в этом движении отбрасывает дымку, которая есть Энергия, Эрос. Она трансформируется в Мулапракрити, изначальную субстанцию, которая все еще является энергией. Энергия эта, которая сама трансформируется в своем непрестанном и непостижимом движении, становится атомом - или, вернее, зародышем атома, и тогда она на третьем плане.
  Наш Манас есть луч Мировой Души и при пралайе втягивается в нее обратно; "он, возможно, есть н[изший] манас Парабрахмана", то есть Парабрахмана проявленной Вселенной.
  Первая дымка есть Энергия, или движение на проявленном плане; Алайя есть третий Логос, Маха-Буддхи, Махат. Мы всегда начинаем на третьем плане, за ним все непостижимо.
  Атман сосредоточен в Буддхи, но воплощен только в Манасе, они и являются Духом, Душой и Телом Вселенной.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XVII
 25 марта 1891 г.
 Присутствуют: К. Ф. Р., Л. [M.]K., И. К.-О., Д. Р. С. М., Э. К., В. Р. О., Г. А. В. К., А. Б.
 Сны
  Во сне мы испытываем много порочных переживаний, но также и приятных. Стало быть, мы должны приучить себя просыпаться сразу же, как только настроились грешить. Во время чувственных снов н[изший] манас дремлет, и тогда кама направляет животное сознание к астральному свету; подобные чувственные сны всегда направлены на животное. Если бы мы могли помнить свои сновидения в глубоком сне, тогда мы были бы в состоянии помнить и все свои прошлые воплощения.
 Ниданы
  Существует двенадцать нидан, экзотерических и эзотерических, основная доктрина буддизма. Также существуют и двенадцать экзотерических буддийских сутр, именуемых ниданами, в каждой из которых дается по одной нидане. Ниданы имеют двоякое значение. Они суть:
  1) Двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную природу с объективной.
  2) Цепь причин и следствий. Каждая причина производит следствие, и следствие это, в свою очередь, становится причиной. Каждая из них имеет упадхи, одно из подразделений одной из нидан, а также следствие или последствие.
  Как причины, так и следствия принадлежат той или иной нидане, причем каждая имеет от 3 до 17, 18 или 21 подразделения.
  Названия этих 12 нидан таковы:
  1. Джарамарана 7. Спарша
  2. Джати 8. Чадаятана
  3. Бхава 9. Намарупа
  4. Упадана 10. Виджнана
  5. Тришна 11. Самскара
  6. Ведана 12. Авидья
  1. Джарамарана, буквально, смерть вследствие старческой немощи. Заметьте, что смерть, а не жизнь стоит в качестве первой ниданы. Это - первооснова буддийской философии; каждый атом, каждое мгновение, как только он рождается, начинает умирать.
  На ней зиждятся пять скандх, они суть ее следствия или продукт. К тому же она, в свою очередь, основана на пяти скандхах. Они - вещи обоюдные, одна приводит к другой.
  2. Джати, буквально, рождение. Иными словами, рождение, в соответствии с одним из четырех способов чатурйони (четырех чрев), а именно:
 а) из чрева, подобно млекопитающим;
 б) из яиц;
 в) воздушные или жидкие зародыши (например, рыбья икра, пыльца и т. д.);
 г) Анупападака - нирманакая, боги и т. д.
  То есть рождение происходит одним из этих способов. Вы должны родиться в одном из шести объективных форм существования или же в седьмой, которая субъективна.
  Эти четыре - внутри шести форм существования, а именно:
 1. Дэвы. 4. Люди в аду.
 2. Люди. 5. Преты, демоны-пожиратели на земле.
 3. Асуры. 6. Животные.
 Эзотерически:
 1. Высшие боги. 2. Дэвы (или питри - все классы).
 3. Нирманакая. 4. Бодхисатвы.
 5. Люди в Миалбе. 6. Камарупические существования,
  будь то людей или животных,
  в камалоке, или астральном свете.
 7. Элементалы (субъективные существования).
  3. Бхава - кармическое существование, не существование-жизнь, но как моральный агент, определяющий, где вам надлежит родиться, т. е. в какой из трилок - бхур, бхувар или свар (в действительности 7 лок).
  Причина, или нидана, бхавы есть упадана, то есть цепляние за существование; то, что заставляет нас желать жизни в любой форме. Следствием является джати, в той или иной из трилок и в любых условиях.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XVIII
 1 апреля 1891 г.
 Присутствуют: В. P. O., И. К.-О., Э. Т. С., К. Ф. Р., Г. А. В. К., Л. М. К., К. В.
 
  Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах, или же, мы могли бы сказать, закон кармы в двенадцати ниданических аспектах.
 Скандхи
  Скандхи есть зародыши жизни на всех семи планах бытия и образуют собой совокупность субъективного и объективного человека. Каждая вибрация, порождаемая нами, есть скандха. Скандхи тесно связаны с картинами астрального света, который является посредником впечатлений; и скандхи, или вибрации, связанные с субъективным и объективным человеком, представляют собой звенья, притягивающие перевоплощающееся Эго; зародыши, что оно оставило за собой, отправляясь в дэвакхан, которые должны быть подобраны вновь и изжиты новой личностью. Экзотерические скандхи имеют отношение к физическим атомам и вибрациям, или объективному человеку; эзотерические - к внутреннему, или субъективному, человеку.
  Ментальное изменение или проблеск духовной истины могут побудить человека обратиться к истине даже в момент смерти, создавая, таким образом, хорошие скандхи для следующей жизни, но все же ему придется страдать за свои проступки и злодеяния, и это-то и лежит в основе идей о "предсмертном раскаянии". Но кармические следствия прошлой жизни должны воспоследовать, ибо человек в своем следующем рождении должен подобрать скандхи, или вибрационные отпечатки, оставленные им в астральном свете, так как в оккультизме ничто не возникает из ничего и так как должна существовать связь между жизнями. Новые скандхи рождаются от своих старых родителей.
  Говорить о танхах во множественном числе неправильно, существует только одна танха - желание жить. Она-то и претворяется во множество, или, мы могли бы сказать, в сонм идей. Скандхи бывают как кармическими, так и не-кармическими. Скандхи могут создать элементалов посредством бессознательной крийяшакти. Каждый элементал, извергаемый человеком, должен, рано или поздно, к нему вернуться, ибо он есть его собственная вибрация; таким образом, они становятся его Франкенштейном*. Элементалы есть просто следствия, производящие следствия; они суть развоплощенные мысли, добрые или дурные; они остаются кристаллизованными в астральном свете, притягиваются в силу сродства и сызнова оживляются, когда их породитель возвращается к земной жизни; вы можете парализовать их противоположными следствиями. Элементалов подхватывают как болезнь, и, стало быть, они опасны и для нас самих, и для других; вот почему опасно воздействовать на других. Элементалы, которые живут после вашей смерти, суть те, что вы внушаете другим; остальные же пребывают латентными до вашего нового воплощения, когда они оживают вновь.
  Таким образом, сказала Е. П. Б., если я вас плохо учила или сподвигла на что-то греховное, то после моей смерти вы будете продолжать грешить из-за меня, но карму придется нести мне. Кальвину*, например, придется страдать за все свои лжеучения, хотя он и давал их с добрыми намерениями. Худшее, что может сделать Бут*, - это задержать продвижение истины; даже Будда совершал ошибки; он преподал свое учение людям, которые не были готовы к нему, и это создало ниданы.
 Майявирупа
  Когда человек посещает другого человека в астральном теле, то отправляется именно лингашарира, но это не может случиться на сколько-нибудь большом расстоянии. Когда один человек весьма напряженно думает о другом человеке на расстоянии, он иногда появляется перед этим человеком. В этом случае посредством бессознательной крийяшакти создается майявирупа; сам человек не сознает своего появления. Если бы он сознавал и проецировал бы свою майявирупу сознательно, он был бы адептом. Два человека не могут одновременно сознавать присутствие друг друга, если только один из них не является адептом. Дугпа пользуются майявирупой, и колдуны тоже. Дугпа воздействуют на лингашариру других.
 Лингашарира
  Лингашарира, находящаяся в селезенке, являет собой совершенное изображение человека, и хороша она или плоха - зависит от его собственной природы.
  Астральное тело есть субъективный образ будущего человека, первый зародыш в утробе, модель физического тела, в котором формируется и развивается ребенок. Лингашарира может быть повреждена острым инструментом и будет сторониться меча или штыка, хотя легко пройдет через стол или другой предмет мебели.
  Однако ничто не может повредить майявирупу, или тело мысли, поскольку оно чисто субъективно. Когда против лингашариры используют меч, то режет сам меч, а не лингашарира меча. Только острые инструменты могут пронзать лингашариры, или астралы, например, под водой удар не причинит вам вреда, но порез нанесет.
  Проекцию астрального тела предпринимать не следует, но следует развивать силу крийяшакти при проецировании майявирупы.
 Огонь
  Огонь есть не элемент, но нечто божественное; физическое пламя являет собой объективный носитель высшего духа; элементалы Огня суть высочайшие.
  Все в мире имеет свою ауру и свой дух; пламя, которым вы зажигаете свечу, не имеет ничего общего с самой свечой. Аура объекта соединяется с низшей частью эфира. Гранит нельзя сжечь, поскольку аура его есть Огонь. Элементалы Огня не имеют сознания на этом плане, они слишком высоки, отражая божественность их собственной сущности. Другие элементалы обладают сознанием на этом плане, ибо они отражают человека и его природу.
  Существует огромная разница между минеральным и растительным царствами.
  Фитиль лампы, например, является отрицательным, он становится положительным благодаря огню, масло же служит посредником. Эфир есть огонь; низшая часть эфира есть пламя, которое вы лицезреете. Огонь есть божество в своей субъективной вездесущности во Вселенной. В иных условиях этот Вселенский Огонь проявляется как вода, воздух и земля. Именно единый элемент в нашей видимой Вселенной суть крийяшакти всех форм жизни. Именно он порождает свет, тепло, смерть, жизнь и т. д. Он есть даже кровь. Во всех своих различных проявлениях он в сущности един. Он суть "семь Космократоров". Доказательства почитания огня (древними) можно найти в Ветхом Завете; столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево* - все есть Огонь.
  Огонь по природе своей подобен зеркалу и отражает лучи первопорядка субъективных проявлений. Субъективные проявления, которые, как полагают, отбрасываются на экран первых очертаний сотворенной Вселенной, в своем низшем аспекте есть творения Огня.
  Огонь является грубейшим аспектом своего естества, первой формой и отражает низшие формы первых субъективных существ, сущих во Вселенной. Первые божественные хаотические мысли суть элементалы Огня. Будучи на земле, они принимают форму и порхают в пламени в виде саламандр, или элементалов Огня. В воздухе витают миллионы живых и сознательных существ, помимо наших мыслей, которые они и подхватывают.
  Элементалы Огня относятся к чувству зрения и поглощают элементалов всех других чувств. Так, через зрение вы можете иметь сознание осязания, слуха, вкуса и т. д., ибо все они заключены в чувстве зрения.
  С течением времени воздух будет все больше и больше наполняться эфиром. Когда Сверх-Эфир заполнит собой воздух, тогда будут рождаться дети без отцов.
  В Вирджинии растет особенная яблоня; она не цветет, но от чего-то плодоносит, нечто вроде ягоды, без зерен. Это постепенно распространится на животных, а затем и на людей. Женщины будут рождать детей без зачатия, а в седьмом Круге появятся люди, которые смогут воспроизводить себя.
  В седьмой расе этого четвертого Круга люди будут менять кожу каждый год и иметь новые ногти на пальцах ног и рук. Люди станут более психическими, затем духовными. Последними в седьмом Круге будут рождаться, без греха, Будды.
  Четвертый Круг самый длинный в Кали Юге, затем пятый, затем шестой, и седьмой будет очень коротким.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XIX
 15 апреля 1891 г.
 Присутствуют: В. Р. О., Г. А. В. К., Л. М. К., И. К.-О., К. В. Э. Т. С., К. Ф. Р., Д. Р. С. М.
 О высшем и низшем Эго, дэвакхане и "смерти души"
  При объяснении этого была нарисована следующая диаграмма:
 Б[уддхи]
 
  При разъединении принципов во время смерти, можно сказать, что в[ысшее] Эго идет в дэвакхан вследствие опыта, приобретенного низшим.
  В[ысшее] Эго на своем собственном плане есть Кумара. Низшая четверица распадается: тело гниет, лингашарира растворяется.
  Высшее Эго, воплощаясь, испускает луч - н[изшее] Эго. Его энергии суть восходящие и нисходящие; восходящие тенденции становятся его дэвакханическими переживаниями, нисходящие являются камическими. В[ысший] Манас относится к Буддхи так же, как н[изший] манас - к высшему.
  Что же касается проблемы ответственности, то ее можно пояснить примером. Если вы примете форму "Джека Потрошителя", то вам придется страдать за его злодеяния, ибо закон покарает убийцу и сочтет его ответственным. Точно так же и в[ысшее] Эго есть Христос, жертва вместо н[изшего] манаса. Эго берет на себя ответственность за каждое тело, которое оно одушевляет.
  Вы занимаете деньги и даете их другому; другой же убегает - но именно вы несете ответственность.
  Миссия в[ысшего] Эго - испустить луч, долженствующий стать душой ребенка.
  Так, Эго воплощается в тысяче тел, беря на себя грехи и ответственность за каждое тело. При каждом воплощении излучается новый луч, тем не менее это все тот же луч в сущности своей, которая одна и та же в тебе, во мне и в каждом из нас. Отбросы воплощения разлагаются, все хорошее и доброе идет в дэвакхан.
  Пламя вечно. От Пламени в[ысшего] Эго возгорается низшее, а от него - низший проводник и так далее.
  И все же н[изший] манас является таковым, каковым себя делает. Он может действовать по-разному в одинаковых условиях, ибо он обладает разумом и осознанным знанием правоты и неправоты, добра и зла, что даровано ему. По сути, он наделен всеми свойствами Божественной Души. Благодаря этому Луч есть высший Манас, частица ответственности на земле.
  Часть сущности есть сама эта сущность; но, пока она пребывает вне себя, так сказать, она может загрязниться и оскверниться.
  Луч может проявляться на этой земле, потому что он может выделять свою майявирупу. Но высший не может, и посему ему приходится испускать Луч. Мы можем взирать на в[ысшее] Эго как на солнце, а на личные манасы - как на его лучи. Если мы уберем окружающий воздух и свет, то можно будет сказать, что луч возвратился к солнцу, то же относится к н[изшему] манасу и н[изшей] четверице.
  В случае смерти души, н[изший] манас исчезает не более, чем камарупа после смерти. После разъединения луч, можно сказать, обрывается и роняется. После смерти такой человек не может идти в дэвакхан, также не может он и оставаться в кама-локе; судьба его - тотчас же воплотиться вновь. Такая сущность тогда представляет собой животную душу плюс разум разъединенного луча. Проявление этого разума в следующем рождении будет всецело зависеть от физического строения мозга и от образования. Такая душа может воссоединиться со своим в[ысшим] Эго в следующем рождении, если окружение ее таково, что может дать ей надежду на устремление (что есть "милость" у христиан); или же она может просуществовать два или три воплощения, луч будет становиться все слабее и слабее и постепенно рассеиваться, пока она не родится прирожденным идиотом, а затем и окончательно не растворится в низших формах.
  С низшим манасом связаны величайшие тайны.
  Что касается таких интеллектуальных гигантов, как Гексли*, Тиндаль* и т. д., то они отчасти находятся в том же состоянии, что и бездушные люди, ибо их в[ысшее] Эго парализовано, то есть их духовная природа атрофировалась.
  Манас может передать свою сущность нескольким носителям, например майявирупе, камарупе и т. д. и даже элементалам, которых он может одушевить, как учили розенкрейцеры. (См. "Count de Gabalis"*).
 Майявирупа
  Майявирупе можно иногда придать столько жизненной энергии, что она перейдет на другой план и соединится с существами этого плана и тем самым их одушевит.
  Люди, питающие нежную любовь к своим домашним животным, в известной мере их одушевляют, и такие животные души развиваются очень быстро; взамен же такие люди получают животную жизненность и животный магнетизм. Однако акцентировать животную эволюцию противно природе, и все это в целом плохо.
 Монадическая эволюция
  Кумары не руководят эволюцией лунных питри. Чтобы понять последнюю, мы могли бы прибегнуть к аналогии крови.
  Кровь можно уподобить вселенскому жизненному принципу, кровяные тельца - монадам. Различные типы кровяных телец суть то же, что и различные классы монад и различные царства; но не потому, что естество их различно, а из-за среды, в которой они находятся.
  Чхайя есть постоянное семя, и Вейсман*, в своей теории наследственного зародыша, весьма близок к истине.
  У Е. П. Б. спросили, существует ли на одно постоянное чхайя-семя одно Эго, одушевляющее его в серии воплощений; она ответила: "Нет, это Небо и Земля целуют друг друга".
  Животные души пребывают в преходящих формах и оболочках, в которых они приобретают опыт и в которых подготовляют материалы для более высокой эволюции.
  До семи лет астральный атави[стический] зародыш формирует и ваяет тело, после этого, наоборот, тело формирует астрал.
  Астрал и разум естественно реагируют друг на друга.
 Шкала эманаций
 
 Свойства, Майявирупа и т. д.
  N. B. Количество лучей в вышеприведенной диаграмме совершенно произвольно.
 
 ЗАСЕДАНИЕ XX
 22 апреля 1891 г.
 Присутствуют: В. Р. О., К. В., Э. Т. С, К. Ф. Р., И. К.-О., Э. К., Г. А. В. К., Д. Р. С. М., Л. М. К.
 Астральное тело
  Отрывок в упанишадах, где сказано, что боги кормятся людьми*, означает то, что высшее Эго пожинает свой земной опыт через посредство низшего.
  Астрал может выходить бессознательно для человека и витать поблизости. Чхайя есть то же самое, что и астральное тело; зародыш, или жизненная сущность, ее находится в селезенке. "Чхайя свернута в селезенке". Именно из нее формируется астрал; он развивает призрачно-туманную, спиралеобразную сущность - наподобие дымки, которая постепенно, по мере своего роста, приобретает форму. Но он не выделяется из физического, атом за атомом. Эта последняя межмолекулярная форма есть камарупа. Во время смерти каждая клеточка и каждая молекула выделяет свою сущность и из нее формируется астрал камарупы; но это не может произойти при жизни.
  Чхайя, чтобы стать видимой, облекается в окружающую атмосферу, привлекая к себе атомы; лингашарира не могла бы сформироваться в вакууме. Явление астрального тела проливает свет на арабские и восточные сказки о джиннах и заключенных в бутылку ифритах и т. д.
  Спиритические феномены, сходство с умершими людьми наиболее часто создаются воображением. Облачение таких фантомов слагается из живых атомов медиума и не является реальным одеянием, равно как и не имеет ничего общего с одеждой медиума. "За все облачения материализации приходится расплачиваться". Астрал поддерживает жизнь; он есть резервуар, или губка, жизни, впитывающая ее изо всех окружающих царств природы, и суть посредник между царствами пранической и физической жизни. Жизнь не может тотчас же перейти от субъективного к объективному, ибо Природа продвигается постепенно через каждую сферу.
  Потому-то лингашарира является посредником между праной и нашим физическим телом и перекачивает в него жизнь. Следовательно, селезенка - весьма деликатный орган, но физическая селезенка является лишь прикрытием для истинной селезенки.
  Итак, жизнь в действительности есть сама Божественность, Парабрахман. Но чтобы проявиться на физическом плане, она должна ассимилироваться; а так как чисто физическое слишком плотно, она должна иметь посредника, а именно астрал.
  Астральная материя не однородна, и астральный свет есть не что иное, как тень истинного Божественного Света; он, однако, не молекулярен.
  Те камарупические сущности, что ниже дэвакханического плана, находятся в камалоке и обладают лишь сообразительностью, как обезьяны. В четырех низших царствах нет сущностей, обладающих сообразительностью и могущих сообщаться с людьми, но элементалы имеют инстинкты, как и животные. Однако сильфы, элементалы воздуха, злобнейшие твари в мире, могут сообщаться; но они требуют умилостивления. Призраки, камарупические сущности, могут сообщать лишь то, что они видят прямо перед собой. Они видят в ауре людей все тонкости, хотя сами люди могут о них и не знать.
  Привязанные к земле духи суть камалокические сущности, которые были столь материалистичны, что не могут раствориться в течение длительного времени. Они обладают лишь проблеском сознания и не знают, почему их держат. Некоторые спят, некоторые сохраняют проблеск сознания и претерпевают мучения. У тех же сущностей, дэвакхан которых очень краток, большая часть сознания остается в камалоке и может просуществовать там гораздо дольше обычного периода в 150 лет, сохраняясь до следующего воплощения духа. И тогда она становится "Обитателем Порога" и сражается с новым астралом.
  Половой инстинкт является кульминацией камы, например, идиоты имеют подобные желания, равно как аппетит и т. д., и больше ничего.
  Дэвакхан есть состояние на плане духовного сознания; камалока находится на плане физического сознания. Она есть тень животного мира и мира инстинктивных чувствований. Когда сознание мыслит о духовном, оно - на духовном плане. Если же мысли обращены к природе, цветам и т. д., тогда сознание пребывает на материальном плане.
  Но если мысли сосредоточены на еде, питье и т. д., страстях, тогда сознание - на камалокическом плане, который является планом животных инстинктов, чистых и простых.
  Последнее наставление, полученное В[нутренней] Г[руппой] из уст Е. П. Б.
 
 Протоколы Внутренней Группы
 РАЗНОЧТЕНИЯ
 Разночтения: Заседание I,
 20 августа 1890 г.
  [Протоколы, с. 32, параграф "Пробуждение кундалини" и таблица: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", January, 1931, p. 173.]
  Семь физических нади тянутся по позвоночному столбу от крестца до первого шейного позвонка; затем начинаются сверхфизические, четвертой из которых является гипофиз. Три высшие помещаются между гипофизом и шишковидной железой... Если перед этим будут ощущаться какие-либо физические эффекты, остановитесь. Мыслите о стадиях в цвете.
 Голубой аурическое яйцо
  (для стхулашариры)
 Фиолетовый лингашарира
 Оранжевый прана
 Красный кама
 Зеленый низший манас
 Индиго высший Манас
 Желтый Буддхи
  [Протоколы, с. 33, параграф "Три жизненных потока": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 537; V, с. 510*.]
  Именно чистая Акаша восходит по сушумне: два ее аспекта протекают в иде и пингале.
 Разночтения: Заседание II,
 10 сентября 1890 г.
  [Протоколы, с. 35, ответ на Вопрос 1: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297]
  Первый вопрос есть последнее слово в магии. Это - кундалини, известная только адептам. Для нас, если бы нам о ней и рассказали, она была бы бесполезна и могла бы убить.
  [Протоколы, с. 36, ответ на Вопрос 2, второй абзац: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
  Как могла бы она быть кармической, если бы адепт вкладывал в нее только то, что не относится к личности? Аурическая оболочка является чисто кармической.
  [Протоколы, с. 36, параграф "Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка", первая строка: разночтение в "Тайной Доктрине". III, с. 538; V, с. 511.]
  Адепт может привлекать что-либо в свое собственное аурическое яйцо из своей планеты или даже из аурического яйца Глобуса или Вселенной, в зависимости от его степени.
  [Протоколы, с. 36, параграф "Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка", первая строка: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
  Адепт может привлекать что-либо в свое а[урическое] я[йцо] из планеты, к которой он принадлежит, а также из всего, что его окружает.
  [Протоколы, с. 36, параграф "Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931. p. 297.]
  Аурическая оболочка ребенка содержит в себе только танхи предыдущего воплощения, и ребенок не несет ответственности до семи лет.
  [Протоколы, с. 36, параграф "Аурическая оболочка - передатчик": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 538; V, с. 511.]
  Аурическое яйцо есть передатчик от периодических жизней к Жизни вечной, т. е. от праны к дживе. Оно исчезает, но остается.
  [Протоколы, с. 36, параграф "Аурическая оболочка - передатчик": разночтение в Тетради И. К.-О.: "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
  Аурическая оболочка есть передатчик от одной серии жизней к Единой Жизни. Вроде светочувствительной пластинки.
  [Протоколы, с. 36, параграф "Идиот": разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 538; V, с. 511]
  Аурическое яйцо идиота нельзя назвать человеческим, то есть оно не окрашено Манасом. Это скорее акашические вибрации, нежели само аурическое яйцо - материальная оболочка, подобная той, что есть у растения, минерала и иного предмета.
  [Протоколы, с. 36, параграф "Идиот": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist". February, 1931, p. 297]
  У идиота вообще нет аурической оболочки; у него только материальная оболочка.
  [Протоколы, с. 37, параграф "Исповедь": разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297.]
  Великий грех в р[имско]-к[атолической] и г[реческой] религиях, стало быть, являет собой грех исповедальный; он переносит внешнюю материю в аурическую оболочку и тем самым зароняет чуждые элементы, так как исповедник вмешивается в аурическую оболочку.
  [Протоколы, с. 37-38, ответ на Вопрос 3: разночтение в "Тайной Доктрине", III, с. 539; V, с. 511-512.]
  Да, это аурическое яйцо. Аурическое яйцо при рождении совершенно чисто, но вопрос в том, будет ли окрашивать его высший или низший манас на седьмом году жизни. Манасическое расширение есть чистая Акаша. Луч Манаса спускается в водоворот низших принципов и, будучи обесцвеченным и потому ограниченным камическими танхами и дефектами телесного организма, образует личность. Наследственная карма может настигнуть ребенка до седьмого года, но никакая индивидуальная карма не может начать действовать до нисхождения Манаса.
  Аурическое яйцо является для человека тем же, чем астральный свет - для Земли, эфир - для астрального света, Акаша - для эфира.
  Критические состояния не включены в это перечисление. Они суть лайя центры, или недостающие звенья в нашем сознании, и отделяют эти четыре плана друг от друга.
  [Протоколы, с. 38, ответ на Вопрос 3: разночтение в Тетради И. К.-О.; "Theosophist", February, 1931, p. 297-298.]

<< Пред.           стр. 5 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу