<< Пред. стр. 4 (из 52) След. >>
Чувственное познание осуществляетсяпосредством восприятия и воображения, но
такое познание, согласно аль-Фараби, не
способно дать постижение сущности. Это
возможно только посредством разума, который
существует в различных формах - как
пассивный, актуальный, приобретенный,
деятельный.
Аль-Фараби развил учение о
"добродетельном городе", во главе которого
стоит философ, передающий своим
согражданам истины философии. Аль-Фараби
идет вслед за Платоном, руководствуясь
этическими установками Аристотеля., Он
полагал, что цель человеческой деятельности -
счастье, которое возможно лишь при помощи
разумного познания. Аль-Фараби
придерживался организматического взгляда на
общество, которое отождествлял с
государством. Общество - тот же человеческий
организм. "Добродетельный город подобен
совершенному здоровому телу, все органы
которого помогают друг другу, с тем, чтобы
сохранить жизнь живого существа и сделать ее
наиболее полной" [Аль-Фараби. Философские
трактаты. М., 1970. С. 305].
Глава города, которого он отождествлял
с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби,
должен обладать всеми добродетелями:
здоровьем, проницательным умом, совестью,
знаниями и ласковым обращением со своими
подданными.
Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) -
древнегреческий философ, происходил из
Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах.
Это первый греческий философ, деятельность
которого протекала собственно в самой
Греции, а не в греческих городах Малой Азии
или Сицилии. Он имел знатное происхождение,
однако отказался от обеспеченной жизни и
посвятил себя философии. В Афинах был
первым философом, который стал учить
философии. Анаксагор также занимался и
научной деятельностью, в частности
математикой, астрономией, метеорологией. В
своих исследованиях пришел к выводу, что
солнце и другие небесные светила - не
божества, а глыбы, которые оторвались от
Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в
непочитании богов. Суд над ним закончился
осуждением, штрафом и изгнанием из Афин.
Анаксагор, как и предшествующие ему
древнегреческие философы, ставит вопрос о
том, что есть основа мира. В отличие от своих
предшественников, эту основу мира он видел в
маленьких материальных частицах - семенах
вещей, которые называются гомеомериями.
Согласно Анаксагору, мир вечен, он
несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи
состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее
свойства зависят от преобладания того или
иного типа семян. Так, в кости имеются
различные семена, но преобладают косточки, в
мясе также имеются всевозможные семена, но
больше всего кусочков мяса. Остальные
семена, которые присутствуют в отдельной
вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым
Анаксагор ввел в философию понятие
зависимости качества вещи от количественной
стороны свойств. Возникновение всех веществ
происходит из "подобночастных" частиц-
семян, что выражается в двух постулатах: "все
во всем", "из всего -все".
Семена, из которых состоят вещи,
понимались Анаксагором как инертные
неподвижные частицы. Движущим толчком,
который приводит в движение эти семена и
заставляет их соединяться и разъединяться,
является ум (нус). В истории философии
имеются попытки (например, Платон)
интерпретировать нус Анаксагора как духовное
начало, однако на самом деле ум понимается у
Анаксагора и как духовная, и как материальная
механическая сила. Она определяет порядок в
мире. Нус Анаксагора выступает как причина
или основа мировой упорядоченности.
В области познания Анаксагор считал,
что главная роль здесь принадлежит чувствам.
Однако он не абсолютизировал чувственное
познание, понимая, что чувствам не достает
надежности, истинности, их показания требуют
исправления. Более того, он придавал большое
значение уму в процессе познания, считая, что
семена, из которых состоят вещи, не могут
восприниматься непосредственно, мы знаем об
их существовании посредством ума, они
постигаются только умом.
Анаксимандр
Анаксимандр (ок. 610-546 до Р.Х.) -
древнегреческий философ, представитель
милетской школы. Полагают, что он был
товарищем и родственником Фалеса. Ему
приписывают авторство трактата "О природе", в
котором рассматриваются вопросы космогонии,
метеорологии и других натурфилософских
областей знаний. Анаксимандр признавал в
качестве источника рождения всех вещей не
"воду", не какое-либо отдельно взятое
вещество, а нечто беспредельное, которое
бесконечно и неопределенно - апейрон. Это
первовещество, апейрон, с давних пор и
именуется "первоначалом" Анаксимандра.
Апейрон, "природа беспредельного", порождает
противоположности теплого и холодного,
сухого и влажного, а из этих
противоположностей образуются вещи.
Анаксимандр полагал, что все в мире
изменчиво и текуче. В этом проявляется
своеобразие воззрений Анаксимандра, которое
нашло свое более ясное выражение в учении о
происхождении и гибели бесчисленных миров,
возникающих из апейрона. Феофраст пишет:
"Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в
беспредельном заключается всяческая причина
всеобщего возникновения и уничтожения. Из
него-то, говорит он, выделились небеса и
вообще все миры, число которых бесконечно.
Он объявил, что все они погибают по истечении
весьма значительного времени после своего
возникновения, причем с бесконечных времен
происходит круговращение их всех"
[Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань,
1914. С. 38].
Большое значение имели
космологические и космогонические пред
ставления Анаксимандра. Над землею, по его мнению,
существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда
огненная оболочка разрывается, образуются кольца:
солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна
цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна.
Животные и люди возникли из высохшего морского дна,
приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах
Анаксимандра сочетались мифологические и
рационалистические воззрения.
Анаксимен
Анаксимен (ок. 588-525 до Р.Х.) - древнегреческий
философ, представитель Милетской школы. В отличие от
двух других представителей Милетской школы - Фалеса и
Анаксимандра - Анаксимен в качестве первовещества
окружающего нас мира берет воздух. Вот как описывает это
воззрение Симпликий: "Анаксимен, бывший другом
Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа,
лежащая в основе всего, едина и бесконечна, но вопреки ему,
признает ее не определенной, но качественно определенной,
ибо он называет ее воздухом. Она бывает различной по
степени разрежения и уплотнения, соответственно
веществам. А именно, разрежаясь, она становится огнем,
сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом
камнями, прочее же возникает из них. И он также признает
вечное движение, вследствие чего происходит изменение"
[Мако-вельский А.0. Досократики]. "Воздух" Анаксимена не
просто подобен обычному воздуху. Это первовещество
больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения
Анаксимена переплетаются с мифологическими
представлениями о душе, как некотором начале, которое
пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, -
говорит он, -будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание
и воздух объемлет весь мир". В этих словах выражается идея
пантеизма, по которому Бог равен природе, т.е. воздуху,
выступающему началом всего сущего.
Космологические взгляды Анаксимена состоят в
утверждении, что Земля плоская и подобно Солнцу и
планетам парит в воздухе. Земля неподвижна, а Солнце и
планеты движутся под воздействием космического ветра.
Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим
явлениям - дождю, граду, снегу и т.д., пытаясь объяснить эти
явления различными причинами на основе присутствия
воздуха. Даже возникновение богов Анаксимен объяснял из
воздуха.
Ансельм Кентерберийский
Ансельм (1033-1109) - крупнейший представитель
ранней схоластики. С 1093 г. он - архиепископ
Кентерберийский. Им написаны трактаты "Монолог" (1076),
"Прибавление к рассуждениям" (1077-78), "Диалог о
грамматике", "Почему Бог является человеком" (1094-98) и
др. Еще при жизни Ансельма называли "вторым Августином"
за его авторитет как мыслителя.
Основную проблему христианской философии -
соотношение веры к разума - Ансельм решает в духе
Августина, превознося веру за счет разума. Он говорил, что
вера - предпосылка знания: он размышляет не для того,
чтобы верить, а верит, чтобы понимать, разуметь. Сначала
вера, а потом диалектическое искусство разумения,
рассуждения, которые предопределены верой. Т.е. разум,
согласно Ансельму, существует для того, чтобы оправдать
веру своими рациональными средствами.
Посредством рационалистических рассуждений
Ансельм стремился обосновать доказательство бытия Бога, а
также такие догматы церкви, как идею творения мира из
ничего, бессмертие и свободу души и другие вероисповедные
формулы.
Во всех своих доказательствах Ансельм исходил из
основных положений реализма, утверждавшего
существование общего до вещей. Это положение было
сформулировано еще Платоном и в дальнейшем развито
неоплатонизмом и некоторыми представителями патристики,
в частности Августином. Ансельм стоял на позициях так
называемого крайнего реализма, считавшего, что общее - это
нечто объективное, первичное и существует до и вне вещей, а
единичные вещи - это производное общего. На позициях
крайнего реализма стояли Эриугена, развивший
пантеистическую концепцию на основе неоплатонизма, а
также Августин. Позиция Августина была дальше
разработана Ансельмом.
Реализм понятий - необходимая часть всей
христианской философии и теологии, с его помощью религия
обосновывала основные вероисповедные догматы
христианского вероучения. Так, первородный грех Адама мог
быть передан на все человечество только потому, что в
Адаме заключалась сущностная общность человеческого
рода. Также и догмат Троицы содержал утверждение о
существовании божественной сущности, которая
одновременно выражается в трех лицах: Бога-отца, Бога-
сына, Бога-святого духа.
Крайний реализм понятий привлекается Ансельмом
для доказательства бытия Бога, которое состояло в
следующем рассуждении: поскольку понятие Бога
предполагает идею божественного совершенства, то значит
Бог должен обладать свойством существования, так как в
противном случае это понятие не мыслилось бы как понятие
"Бог". Бог есть то, превыше чего и больше чего нельзя ничего
мыслить, значит Бог существует. Такое рационалистическое
рассуждение - от понятия Бога и его совершенства к его
существованию - имело под собой основания лишь в
пределах крайнего реализма понятий. Это доказательство
бытия Бога называется онтологическим и было впоследствии
опровергнуто Кантом, который показал, что существование
не является предикатом, так как идея некоторого существа,
которое имеет свои предикаты как совершенные, не может
быть идеей существа, у которого одним из атрибутов
является существование.
Против онтологического доказательства Бога
выступал один из современников Ансельма - монах Гуанило,
который показал, что ход рассуждений от понятия к
существованию ошибочен, так как в этом случае можно
доказать существование любой выдумки. Например, можно
обосновать существование самого прекрасного острова на
свете, если существование выводить из его совершенства.
Аристотель
Аристотель (384-322 до Р.Х.) - величайший
древнегреческий философ, создавший свое оригинальное
учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г.
Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец
Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты
Ш. В 367 г. до Р.Х., когда Аристотелю было семнадцать лет,
он уехал в Афины для продолжения образования и поступил
в платоновскую Академию, став учеником Платона. В
Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после
чего переселился в Атарней, а затем - в Метилену. Через
некоторое время он - воспитатель сына македонского царя
Филиппа Александра. Спустя три года Филипп умирает,
Александр становится царем, а Аристотель возвращается в
Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего
отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей,
так как она находилась на территории гимнасия,
примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение
Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому
школу называли перипатетической (от греческого слова
"перипатео" - прогуливаюсь). После смерти Александра (323
г. до Р.Х.) в Афинах произошло антимакедонское восстание.
Аристотель всегда выступал за связи с Македонией. Ему
было предъявлено обвинение в "безбожии", но он не стал
дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где и умер
через год в 322 г. до Р.Х.
Дошедшее до нас литературное наследство
Аристотеля не является полным, кроме того, не все
дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые
произведения Аристотеля можно разделить на несколько
групп: логические труды под названием "Органон", куда
входят "Категории", "Об истолковании", "Аналитики",
"Топика", "О софистических опровержениях"; книга о бытии
"Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика",
"О небе", "О частях животных" и др.; этические произведения
- "Никомахова этика"; трактат "Политика"; работы по
риторике и поэтике - "Искусство риторики", "О поэтике".
Перечень работ Аристотеля свидетельствует об
энциклопедичности рассматриваемых вопросов.
Еще находясь в стенах платоновской Академии,
Аристотель расходился с Платоном в своих философских
воззрениях. В последующем подверг критике платоновскую
теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего
развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и