<< Пред. стр. 41 (из 52) След. >>
явилось в десятилетнем возрасте, когда он стоял подцерковными сводами во время богослужения, и было связано
с первой безответной любовью. Во второй раз Соловьеву
видение явилось в Лондоне, это видение подсказало ему
поездку в Египет. Почему Соловьев отправился в Египет,
достоверно никому неизвестно, можно объяснить это лишь
субъективно личными причинами. Приехав в Каир, он уже
через несколько дней отправился в Фиваиды, находящиеся в
200 километрах от Каира. Фиваиды - это древнейшее место,
где сохранились памятники египетской и христианской
культур. По всей вероятности, мистические тайны, связанные
с Фиваидами, и влекли Соловьева, увлекавшегося в тот
период каббалистическими мотивами.
Он отправился в Фиваиды пешком, один, одетый в
европейское платье - в цилиндр и пальто. Недалеко от Каира,
в 20 километрах, ему встретились бедуины, которые его
ограбили и исчезли. Один среди пустыни он лежал на земле,
и ему явилось видение, которое он описал в стихотворении
"Три свидания":
Все видел я, и все
одно лишь было, -Один
лишь образ женской
красоты... Безмерное в его
размер входило, -Передо
мной, во мне - одна лишь
ты.
Это стихотворение в некоторой степени объясняет
путешествие Соловьева в Египет и Фиваиды. Его всю жизнь
волновал и интересовал образ вечной женственности - образ
Софии Премудрости Божией. Это понятие Софии Соловьев
взял из каббалистической литературы. Источники, связанные
с этим образом, он изучал в Британском музее. Под влиянием
изучения теософской литературы он и отправился в Египет.
Соловьева в этот период охватывали мистические
эмоционально-умозрительные состояния, в которых ему
представлялся образ Софии в виде некой космической лазури
с женским лицом. Это Соловьев отразил в своем
стихотворении 1875 г.:
Вся в лазури сегодня
явилась Передо мной
царица моя, -Сердце
сладким восторгом
забилось, И в лучах
восходящего дня Тихим
светом душа засветилась, А
вдали, догорая дымилось
Злое пламя земного огня.
После возвращения из Египта Соловьев переселился в
Петербург, поступив на службу в Ученый совет
Министерства народного просвещения. В 1880 г. защитил
докторскую диссертацию под названием "Критика
отвлеченных начал". 28 марта 1881 г. прочитал публичную
лекцию, в которой призвал царя Александра III помиловать
убийц Александра II, так как, по его мнению, казнь
народовольцев, осуществивших убийство Александра II 1
марта 1881 г., противоречила христианскому понятию о
нравственности. Это вызвало отрицательное отношение к
Соловьеву со стороны официальных кругов России. Он
подал в отставку из Министерства народного просвещения, а
в 1888 г. окончательно оставил профессорскую деятельность.
В 80-е годы Соловьев по приглашению епископа
Шгроссмейера посетил Загреб в Хорватии и там опубликовал
книгу "История и будущность теократии". В этой книге, а
также в книге "Россия и вселенская церковь",
опубликованной в Париже на французском языке, Соловьев
положительно отзывается о римско-католической церкви.
Все это породило мнение, что Соловьев отошел от
православия и стал католиком.
Однако это не соответствовало действительности.
Про то в этот период он интересовался проблемой
воссоединения церквей и был уверен в нерушимости
мистических уз западной и восточной церквей, несмотря на
их внешнее разделение. Он остался верным православной
церкви, и это он сам подтвердил по возвращении из Загреба в
1888 г. Он всегда порицал переход из одной веры в другую и
в кругу друзей решительно отрицал свой переход из
православия в католичество.
По своему внешнему облику Соловьев, "не будучи
аскетом... имел вид изможденный и представлял собой
какие-то живые мощи. Густые локоны, спускавшиеся до
плеч, делали его похожим на икону... С этой наружностью
аскета резко контрастировал его звучный, громкий голос: он
поражал своей неизвестно откуда шедшей, мистической
силой и глубиной" [Трубецкой Е. Миросозерцание
Соловьева. Т. 2. С. 3, 18].
"Своим духовным обликом он напоминал тот
созданный бродячей Русью тип странника, который ищет
вышняго Иерусалима, а потому проводит жизнь в хождении
по всему необъятному простору земли, чтит и посещает все
святыни, но не останавливается надолго ни в какой здешней
обители" [Там же. С. 33].
Внешний вид Соловьева говорил о его беспорядочном
образе жизни. Он не придерживался определенного
распорядка в работе и отдыхе. Питался не систематически и
как попало, часто бывал в разъездах и жил где попало: то в
гостинице, то у друзей или знакомых. Не был женат и ему не
посчастливилось в личной жизни. В семнадцать лет он
влюбился в свою кузину Екатерину Романову. После
нескольких лет помолвки Романова ему отказала. В 1875 г. в
альбоме Т.Л. Сухотиной он записал, отвечая на вопрос, был
ли он влюблен и сколько раз:
"Серьезно - один, вообще - 27 раз".
В материальных и денежных вопросах он был крайне
не требователен и пренебрежителен и отдавал деньги всем,
кто у него их просил, сам часто оставаясь без копейки. А если
не было денег, то он отдавал и вещи, также оставаясь сам без
вещей. В силу своего ума, широты интересов, эрудиции,
общительности, остроумии и других чисто человеческих
качеств, он был душой компании и имел много друзей среди
различных слоев общества. Ему нравились дружеские
сборища за рюмкой вина, предпочитал он красное вино. Он
говорил Трубецкому:
"Вино - прекрасный реактив. В нем обнаруживается
весь человек: кто скот, тот в вине станет совершенной
скотиной, а кто человек, тот станет выше человека"
[Трубецкой Е. Миросозерцание Соловьева. Т. 1.С. 17].
Основные философские труды Вл. Соловьева: "Кризис
западной философии (против позитивистов)" (1874),
"Философские начала цельного знания" (1877), "Критика
отвлеченных начал" (1877-1880), "Чтения о
Богочеловечестве" (1877-1881), "История и будущность
теократии" (1885-1887), "Россия и вселенская церковь"
(1889), "Смысл любви" (1892-1894), "Оправдание добра"
(1895), "Первое начало теоретической философии" (1897-
1899), среди политико-философских работ следует отметить
его "Национальный вопрос в России" (1883-1891), "Китай и
Европа" (1890).
Кроме того, Соловьевым написано большое
количество стихотворений, которые в некоторых случаях
выражают и его философские мысли.
Соловьев в течение всей своей жизни переживал
духовную эволюцию. С малых лет он был воспитан в
религиозном духе. Однако в 13-летнем возрасте пережил
религиозный кризис, продолжавшийся с 1866 по 1871 гг. В
этот период он разочаровался в религии, стал атеистом,
выбросил в сад иконы, стоял на позициях вульгарного
материализма Бюхнера. Но постепенно под влиянием чтения
произведений различных философов отошел от
атеистических воззрений и стал глубоко верующим
человеком, создал свою религиозную философскую систему,
хотя и не соблюдал систематически религиозные обряды.
Соловьев пришел к твердому мнению, что лишь
благодаря вере в Христа человечество способно возродиться.
Прогресс науки и философии привел к тому, по мнению
Соловьева, что христианство находится в
несоответствующей ему форме. Следует восстановить
истинное христианство: "Ввести вечное содержание
христианства в новую, соответствующую ему, т.е. разумную,
безусловно, форму... Но до этого практического
осуществления христианства в жизни пока еще далеко.
Теперь нужно еще сильно поработать над теоретической
стороной, над богословским вероучением. Это мое
настоящее дело". Поэтому настоящим делом Соловьева
стало создание христианской православной философии,
которая представляет основные догматы христианства,
имеющие огромное значение как для философских основ
естествознания, так и для нравственной жизни человека. Все
эти теоретические исследования Соловьева направлены на
практические задачи: на совершенствование мира, борьбу с
себялюбием, претворение в жизнь христианских идеалов
любви, обладание абсолютными ценностями.
Всесторонние исследователи Соловьева делят
творчество этого мыслителя на три периода: 1) период
занятий теософией, т.е. христианским учением; 2) период
занятий теократией; 3) период занятий теургией,
эсхатологией.
Система Соловьева - попытка создать религиозную
философию, представляющую собой синтез науки,
философии и религии.
Соловьев исходит из того, что познание окружающего
мира не может основываться на данных опыта, эмпирии, так
как каждое явление находится в многочисленных связях с
другими, а эти отношения могут быть познаны только
посредством рационального мышления, т.е. посредством
осознания связи данного явления с целым. Он пишет, что
"разумность познаваемого не дается с опытом, потому что в
опыте мы всегда имеем только частную и множественную
действительность, потому что в опыте нет ни "всего", ни
"единого". Разум или смысл познаваемых вещей и явлений
может быть познан только разумом или смыслом
познающего субъекта, отношение данного предмета ко всему
может существовать для нас лишь поскольку в нас самих
есть принцип всеединства, т.е. разум".
Но отвлеченный рационализм не в состоянии познать
истину, так как не может связать наше мышление с
существующим объективным миром. Догматический
рационализм оторван от соответствующего содержания.
Поэтому ни эмпиризм, ни рационализм не в состоянии
привести нас к истине, так как эмпиризм занимается лишь
внешними объектами, а рационализм - чистым мышлением.
Ни опыт, ни мышление не могут дать истину, так как истина
- это сущее. "Полное определение истины выражается в трех
предметах: сущее, единое, все" [Собр. соч. Т. II. С. 296].
Для Соловьева истина принадлежит самому
всеединству, поэтому чтобы познать истину, необходимо
переступить пределы нашего мышления и войти в пределы
абсолюта. Это возможно, так как "всеединство не может
быть всецело внешним по отношению к познающему
субъекту: между ними должна быть внутренняя связь,
посредством которой субъект может познать абсолютное и
внутренне соединиться во всем, что существует в
абсолютном и действительно познать это все. Только в связи
с тем, что истинно существует как безусловно всеобщее,
факты нашего опыта приобретают действительную
реальность, а понятия нашего мышления - действительную
положительную всеобщность. Взятые абстрактно оба эти
фактора нашего знания сами по себе совершенно
индифферентны к истине. Они имеют значение только на
основе третьего фактора - религиозного принципа". Таким
образом, лишь синтез эмпирического, рационального и
религиозного сознания дает истинное знание.
Задачи философии состоят в том, чтобы осуществить
универсальное соединение науки, философии и религии. При
этом истинное знание реальности ведет к религиозному, а
точнее - к христианскому мировоззрению.
Для Соловьева большое значение имеет понятие
абсолютного, которое означает единство всего, что
существует. Абсолютное обусловливает содержание и
форму, организует их внутреннюю связь. В то же время само
абсолютное свободно от всяких определений и любого
существования. Абсолютное первоначало выше всякого
бытия, но все же можно сказать, что оно существует. "Итак,
абсолютное есть ничто и все; ничто, поскольку оно не есть
что-нибудь, и все, поскольку оно не может быть лишено
чего-нибудь" [Т. I. С. 320].
Абсолютное содержит два полюса: 1) абсолютное
единство, которое находится выше всякого существования,
оно представляет положительную потенцию существа; 2)
начало существования, стремление к существованию - это
отрицательная потенция абсолютного, выражающая
отсутствие существования. Второй полюс - это первая
материя, отрицательное начало, которое определяется
положительным. Мир бытия, мир многочисленных существ
представляет собой взаимосвязь первой материи с
абсолютным. Каждое существо воплощает в себе
определенную силу и вместе с тем несет в себе какую-
нибудь сторону божественного всеединства. Положительная
потенция бытия принадлежит только Богу. Человек должен
стремиться к преодолению всех проявлений зла и
несовершенства. Человек постоянно совершенствуется, но он
не будет иметь в этом успеха, если не принесет себя в жертву
из-за любви к Богу.
Бог - это положительное ничто, которое стоит за
пределами любых форм и содержания. Бог - нечто
сверхчеловеческое. Хотя Бог и свободен от существования.
Он существует в трех лицах, которые образуют
совершенное единство. Три ипостаси Св. Троицы
представляют собой выражение трех абсолютных
ценностей: блага, истины и красоты. Эти три ипостаси
являются носителями трех ценностей, которые
представляют собой различные формы любви, под которой
Соловьев понимает "всякое внутреннее единство, всякое
изнутри идущее соединение многих" По его словам, "благо
есть единство всего или всех, т.е. любовь как желаемое
("единство существенное")". "Истина есть та же любовь, т е
единство всего, но уже как объективно представляемое: это
есть единство идеальное". "Наконец, красота есть та же
любовь (т.е. единство всех), но как проявленная или
ощутимая: это есть единство реальное" [Т. Ш. С. 102]. "
"Абсолют осуществляет благо через истину в
красоте [Там же1.
Все это олицетворяется в Боге, который представляет
собой любовь, выражающуюся как в Св. Троице, так и в
отношении ко всему миру. Божественная любовь тесно
связана с множественным проявлением космического
существования. Полнота бытия, состоящего из
множественности творений, может быть осуществлена лишь
в силу слияния в одно целое представляющее собой
универсальный механизм, универсальную жизнь. И эта
универсальная жизнь может быть названа мировой душой.
Духовным центром космического организма является Логос
При совместном действии божественного начала и мировой
души возникает олицетворенная София - Божественная
мудрость.
Для Соловьева человек - это вершина творения.
Идеально совершенным человеком является Иисус Христос,
Богочеловек, который выступает единением Логоса и Софии.
Соловьев пишет: "Если в божественном существе - в Христе -
первое или производящее единство есть собственное
Божество - Бог как действующая сила или Логос и если таким
образом, в этом первом единстве мы имеем Христа как
собственное Божественное существо, то второе,
произведенное единство которому мы дали мистическое имя
София, есть начало человечества есть идеальный или
нормальный человек. И Христос в этом единстве причастный
человеческому началу, есть человек, или, по выражению
Священного писания, второй Адам" [Чтения о
Богочеловечестве. Гл. VIII].
Значительное место в творчестве Соловьева занимает
понятие "София" Это понятие обладает всеохватывающими
значениями для всего мира, однако имеет различные
определения. София выступает у Соловьева как пассивное
начало, вечная женственность. Для Бога другое (т е.
вселенная) имеет от века образ совершенной женственности
но Он хочет чтобы этот образ был не только для Него, но
чтобы он реализовался и воплотился для каждого
индивидуального существа, способного с ним соединиться. К
такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная
Женственность, которая не есть только бездейственный образ
в уме Божием, а живое духовное существо, обладающее всею