<< Пред. стр. 42 (из 52) След. >>
полнотою сил и действий. Весь мировой и историческийпроцесс ее реализации и воплощения - в великом
многообразии форм и степеней" [Собр. соч. Т. III].
София выступает как душа мира, так как она -
единственный центр воплощения божественной идеи мира.
София представляет собой тело Христово по отношению к
Логосу. В то же время тело Христово - это церковь. Значит,
София - это церковь, невеста Божественного Логоса.
Воплощением ее предстает образ Св. девы Марии.
Соловьев также разработал учение о
Богочеловечестве, которое занимает важное место в его
религиозной системе. Оно направлено на истолкование
истории человечества и общественной жизни. Для
Соловьева Богочеловек - это одновременно и индивидуум,
и универсальное существо, охватывающее все человечество
посредством Бога. В нем выражается единство блага,
истины и красоты. Преследуя цель совершенствования
человека. Бог проявился в земном историческом процессе в
виде Богочеловека - Иисуса Христа. "Своим словом и
подвигом своей жизни, начиная с победы над всеми
искушениями нравственного зла и кончая воскресением,
т.е. победой над злом физическим - над законом смерти и
тления, - действительный Богочеловек открыл людям
Царство Божие" [С. 209].
Богочеловек - это индивидуальное проявление
Царства Божиего. Но человечество в целом также
стремится к универсальному проявлению Царства Божиего,
которое представляет собой собственное испытание
человечества. В мире все стремится к единству, что
является непременным условием абсолютного
совершенства. Все это - результат эволюции природы.
Для Соловьева абсолют - это всеединство, которое
существует в мире, а мир - это всеединство, находящееся в
состоянии становления. Мир - это всеединство в потенции,
т.е. он лишь содержит в себе всеединство как идею, как
божественный элемент. Но мир также содержит в себе
материальный элемент, который не является всеединством,
он также не божественный элемент. Этот элемент стремится
к всеединству и становится им, когдщобъединяет себя с
Богом. Становление всеединства и является развитием мира.
Божественный принцип всеединства - это идея, которая
присутствует потенциально в каждом стремлении человека,
слепом и бессознательном.
Согласно Соловьеву, мир претерпевает два этапа
своего развития: природу и историю. Окончательным
результатом этого процесса развития выступает торжество
Царства Божия, которое "есть то же, что действительность
безусловного нравственного порядка или, что то же, что
всеобщее воскресение и восстановление всех" [Т VII С.
205].
На этапе эволюции природы формируются
предварительные ступени единства мира, которых
насчитывается пять: минеральное, растительное, животное,
человеческое, Божие. Постепенная эволюция природы - это
развитие мирового единства. Самая высшая степень
мирового единства достигнута в истории человечества.
Для Соловьева человек выступает-определенной
связью между божественным и природным миром в силу
того, что он - нравственное существо Жизнь человека имеет
нравственный характер потому, что "состоит в служении
Добру - чистому, всестороннему и всесильному [Оправдание
добра. С. 18]. Тот, кто стремится к совершенству в
нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству,
так как само добро непременно есть благо".
Исторический процесс для Соловьева - это совместное
осуществление добра В связи с этим Соловьев рассматривает
проблему соотношения отдельной личности и общества. Он
полагал, что "общество есть дополненная или расширенная
личность, а личность - сжатое или сосредоточенное
общество" [С. 215].
"Степень подчинения лица обществу должна
соответствовать степени подчинения самого общества
нравственному добру, без чего общественная среда никаких
прав на единичного человека не имеет [XII. С. 272].
"Каждый человек как таковой есть нравственное
существо, или лицо имеющее независимо от своей
общественной полезности безусловное достоинство и
безусловное право на существование и на свободное развитие
своих положительных сил... Каждое лицо есть нечто
особенное и незаменимое и, следовательно, должно быть
самоцелью, а не средством или орудием только, - это право
лица по существу своему безусловно" [С. 277].
Условие совершенствования - свободное развитие
человека. Он полагал что общественное развитие в конце
концов приведет к возникновению идеальной человеческой
цивилизации, которую видел как вселенскую теократию. При
свободной теократии, по мысли Соловьева власть
принадлежит церкви в лице первосвященника, сила
принадлежит царю При этой теократии государство
добровольно подчиняется церкви. Власть должна
принадлежать церкви потому, что видимая церковь
выступает объективно Царством Божием. это живое тело
божественного Логоса, т.е. исторически обусловленного в
Богочеловеческой личности Иисуса Христа [Т. IV. С. 347].
Однако в последний период своего творчества он
разуверился в том; что теократия приведет к Царству
Божиему. В книге Три разговора утверждается, что в конце
концов история придет к исторической трагедии когда
наступит эпоха религиозных обманщиков, под которыми он
понимал людей, чуждых делу Христа, но действующих под
Его именем В изображении Соловьева общественная
организация того периода будет иметь вид мировой империи,
во главе которой будет стоять гениальный мыслитель. Этот
правитель станет аскетом. Однако в основе его деятельности
будет лежать тщеславие которое заставит его обеспечивать
каждому хлеба и зрелищ. Таким образом, в этом обществе не
осуществится христианский идеал.
Создавая свое христианское мировоззрение,
Соловьев полагал, что необходимо формировать цельность
политической и общественной жизни, в основе которой
должно находиться христианство, выражающееся в любви
ко всем людям, а именно сострадание. Некоторые же, писал
Соловьев, подменяют социальную справедливость личной
святостью и считают, что в этом состоит русский народный
идеал. Соловьев полагал, что христианское миропонимание
должно исходить прежде всего из общественной
справедливости, а не из личной святости.
Соловьев считал, что государство должно проводить
христианскую политику. Оно должно способствовать
"мирному сближению" народов. По мысли Соловьева,
отношения между народами должны основываться на
христианской заповеди о любви к ближнему: "Люби все
другие народы как свой собственный", так как истинное
благо едино и нераздельно. Необходимо, по Соловьеву,
нравственною волею преодолеть бессмысленную и
невежественную национальную вражду, после этого другие
народы станут нам нравиться. "Если такое отношение станет
действительным правилом, то национальные различия
сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а
исчезнут только враждебные разделения и обиды,
составляющие коренное препятствие для нравственной
организации человечества" [Т. ХП. С. 310].
Соловьев полагал, что каждый из народов и каждая
раса представляют собой органы в организме
Богочеловечества. Задача христианской религии состоит, по
Соловьеву, в объединении всего мира в одно живое тело, в
совершенный организм Богочеловечества, и отдельный
народ по-своему служит этой задаче. Осуществляя
христианскую политику, каждый народ должен добиваться
уничтожения экономического рабства и эксплуатации
человеком человека, введения справедливой организации
труда и распределения.
Лишь соединение положительных качеств духовной
культуры Востока и Запада, по мнению Соловьева, приведет
к созданию христианской культуры и свободной теократии.
Развитием человеческого общества управляют три коренные
силы: первая - это центростремительная, которая направлена
на подчинение человечества одному верховному началу,
вторая - центробежная, которая направлена на отрицание
общих единых начал. Третья сила таит в себе возможность
обогатить новым содержанием первые две и соединить их в
единстве, создав "целость общечеловеческого организма", и
дает ему внутреннюю тихую жизнь [Т. I. С. 214].
Соловьев говорит, что "те вещи, тот народ, через
который эта сила имеет возможность проявиться, должен
быть только посредником между человечеством и тем
миром, должен быть свободным, сознательным орудием
последнего. Такой народ не должен иметь никакой
специальной ограничительной задачи, он не призван
работать над формами и элементами человеческого
существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь
и целость разорванному и омертвелому человечеству через
соединение его с вечным божественным началом" [Там же.
С. 224].
Соловьев полагал, что свойства, которые дают
возможность стать именно таким народом, "несомненно
принадлежат племенному характеру Славянства, в
особенности же национальному характеру русского народа"
[С. 222]. Он писал, что "внешний образ раба, в котором
находится наш народ, жалкое положение России в
экономическом и других отношениях не только не может
служить возражением против ее признания, но скорее
подтверждают его. Ибо та высшая сила, которую русский
народ должен провести в человечество, есть та сила не от
мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не
имеют никакого значения. Великое историческое призвание
России, от которого только получает значение и ее
ближайшая задача, есть призвание религиозное в высшем
смысле этого слова" [Т. I. С. 225].
Соловьев создал философскую концепцию религии,
которая не была конкретной религией - православием,
католичеством, протестантизмом он ратовал за
универсальную религию - христианство, за союз
православной и католической религий. Этот союз он понимал
как "такое сочетание, при котором каждая религия сохраняет
свое образующее начало и свои особенности, упраздняя
только враждебность и исключительность" [Оправдание
добра. С. 344].
Он писал: "Исповедуемая мною религия Св. Духа
шире и вместе с тем содержательнее всех отдельных религий:
она не есть ни сумма, ни экстракт из них, как целый человек
не есть ни сумма, ни экстракт своих отдельных органов"
[Собр. соч. Т. V. С. 67].
Спиноза
Бенедикт Спиноза (1632-1677) был самым
значительным философом ХVII в.
Он родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая
поселилась здесь спасаясь от испанской инквизиции.
Воспитывался как ортодоксальный еврей и учился в
еврейском религиозном училище, которое готовило
служителей еврейского культа. Но ему пришлось оставить
училище чтобы помогать отцу-вести торговое дело. Так как
оно совсем не занимало его, после смерти отца через
некоторое время Спиноза стал заниматься тем, что его
больше всего интересовало -научной и философской
деятельностью. Среди его друзей и знакомых были
нидерландские республиканцы и сектанты из протестантской
секты так называемых "Коллегиантов".
В то же время Спиноза оставался членом
амстердамской еврейской общины руководители которой
были недовольны им. После нескольких предупреждений
его подвергли великому отлучению (1656) как еретика что
было суровым наказанием, так как в этом случае евреи
становится изгоем. Спиноза покидает Амстердам, живет в
сельской местности и зарабатывает себе на жизнь
шлифовкой линз, которая
неплохо оплачивалась и давала возможность спокойно
заниматься научной деятельностью.
Главные интересы Спинозы были направлены на
изучение и разработку философских проблем, хотя он также
интересовался и вопросами математики.
В 1660 г. Спиноза переселился в Гаагу, где написал
свои главные произведения: "О Боге, человеке и его счастье",
"Трактат об усовершенствовании разума" (неоконченный),
"Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (1675,
опубликована посмертно), "Политический трактат" (также
опубликован посмертно).
Спиноза, подобно другому крупнейшему философу
XVII в. Декарту, стремился построить философию на
достоверных началах. Достоверность и строгую
доказательность, как считалось в то время, давала
математика, поэтому Спиноза берет геометрию с ее
аксиомами в качестве формы, в которой можно обосновать
философскую систему. Главный свой труд "Этику" он
изложил геометрическим способом.
Все пять основных частей "Этики" начинаются с
дефиниций - наиболее простых определений основных
понятий. За дефинициями даются аксиомы, которые
излагают интуитивно очевидные ясные идеи, не требующие
никакого обоснования в свое подтверждение. За
дефинициями и аксиомами следуют утверждения, которые
выводятся из дефиниций и аксиом, поэтому для них
требуются доказательства, опирающиеся или на дефиницию,
или на аксиому. После этого Спиноза приводит свои
замечания, или примечания, в которых собственно и
содержится философская аргументация, обнимающая все
предшествующие положения, выраженные в дефинициях и
аксиомах.
Основу философской системы Спинозы составляет
учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как
единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна,
она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая
субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы
существовать. Природа разделяется на природу творящую и
природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая
субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает
существование какого-либо надприродного или
сверхприродного, что называется пантеизмом.
Субстанция обладает двумя главными атрибутами:
мышлением и протяжением, распространенностью,
посредством которых человеческий ум воспринимает
субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов,
присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины,
которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее
самой.
От субстанции, представляющей собой
необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи,
для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи,
или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят
от- внешней причины. Они характеризуются не только своей
конечностью, но и такими качествами, как изменение,
движение. Между модусами существуют как внешнее
воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные
вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов
существует бесчисленное множество.
Концепция субстанции Спинозы определяет и его
концепцию детерминизма, которая вытекает из первой. В
мире не существует ничего случайного, так как субстанция
характеризуется внутренней необходимостью своего
существования. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а
не внешней причиной всех вещей". Каждая вещь имеет
причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует
жесткий детерминизм, который понимается Спинозой
механически. Он отождествлял причинность с
необходимостью, а случайность считал только субъективной
категорией. Спиноза был сторонником жесткого
детерминизма во всех областях человеческой деятельности,
даже в области аффектов и поведения на основе этих
аффектов. Для Спинозы аффект является следствием
воздействия окружающих предметов на нас. В "Этике"
Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно
обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом
Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено
возникновением аффектов, изменяющих духовную и
телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к
самоубийству так же, как в противоположных случаях он
детерминирован инстинктом самосохранения. (Хотя Спиноза
не отрицает того факта, что человек при определенных
условиях может овладеть аффектами.) Это приводило