<< Пред. стр. 10 (из 52) След. >>
проявляется идол рода. Привычку ожидания большегопорядка в явлениях природы, чем в действительности, можно
найти в них, - это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит
и стремление человеческого ума к необоснованным
обобщениям. Он указывал, что часто орбиты вращающихся
планет считаются за круговые, что необоснованно.
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны
отдельному человеку или некоторым группам людей в силу
субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни
исследователи верят в непогрешимый авторитет древности,
другие склонны отдавать предпочтение новому.
"Человеческий разум не сухой свет, его укрепляют воля и
страсти, а это порождает в науке желательное каждому.
Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает...
Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти
пятнают и портят разум" [Соч. Т. 2. С. 22].
Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым
общением и трудностью избежать влияния слов на умы
людей. Эти идолы возникают потому, что слова - только
имена, знаки для общения между собой они ничего не
говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают
бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова
за вещи.
Идолы театра - это ошибки, связанные со слепой
верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных
мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему
Аристотеля и схоластику, слепая вера в которых оказывала
сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он
называл истину дочерью времени, а не авторитета.
Искусственные философские построения и системы,
оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это
своего рода "философский театр", по его мнению.
Разработанный Бэконом индуктивный метод,
лежащий в основе науки, должен, по его мнению,
исследовать внутреннее присущие материи формы,
являющиеся материальной сущностью принадлежащего
предмету свойства - определенного вида движения. Чтобы
выделить форму свойства, надо отделить от предмета все
случайное. Это исключение случайного, конечно, -
мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это
формы "простых природ", или свойств, которые изучают
физики. Простые природы - это такие вещи, как горячее,
влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту
природы", из которого многие вещи могут быть составлены.
Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они -
детерминанты и элементы фундаментальных структур мира.
Сочетание различных простых форм дает все разнообразие
реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы
противопоставлялось им умозрительному толкованию формы
у Платона и Аристотеля, так как для Бэкона форма - своего
рода движение материальных частиц, составляющих тело.
В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать
причины явлений. Причины могут быть разными - или
действующими, которыми занимается физика, или
конечными, которыми занимается метафизика.
Методология Бэкона в значительной степени
предвосхитила разработку индуктивных методов
исследования в последующие века, вплоть до XIX в. Однако
Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль
гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже
зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления
опыта, когда выдвигается то или иное предположение,
гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом
дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся
с опытом. В этом случае большая роль принадлежит
математике, который Бэкон не владел в достаточной степени,
да и математическое естествознание в то время только
формировалось.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об
утопическом государстве "Новая Атлантида" (опубликована
посмертно в 1627 г.). В этом произведении он изобразил
будущее государство, в котором все производительные силы
общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем
Бэкон описывает различные удивительные научно-
технические достижения, преображающие жизнь человека:
здесь и комнаты чудесного исцеления здоровья, и лодки для
плавания под водой, и различные зрительные
приспособления, и передача звуков на расстояния, и
приспособления по оживлению после смерти, и многое
другое. Некоторые из описываемых технических новшеств
осуществились на практике, другие остались в области
фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере
Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке
его можно было бы назвать технократом, так как он полагал,
что все проблемы своего времени можно решить на пути
научно-технического прогресса.
Несмотря на то что он придавал большое значение
науке и технике в жизни человека, Бэкон считал, что успехи
науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми
стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все
время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и
губит суеверия, но укрепляет веру. Он утверждал, что
"легкие глотки философий толкают порой к атеизму, более
же глубокие возвращают к религии" [Соч. Т. 1. С. 89].
Влияние философии Бэкона на современное ему
естествознание и последующее развитие философии огромно.
Его аналитический научный метод исследования явлений
природы, разработка концепции необходимости
экспериментального изучения природы сыграли свою
положительную роль в достижениях естествознания XVI-
XVII веков. Логический метод Бэкон дал толчок развитию
индуктивной логики. Классификация наук Бэкона
положительно воспринята в истории науки и даже положена
в основу разделения наук французскими энциклопедистами.
Хотя углубление рационалистической методологии в
дальнейшем развитии философии снизило после смерти
Бэкона его влияние в XVIII в., в последующие века идеи
Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли
своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи
(например, Дж. Дьюи) даже рассматривают его как
предшественника современной интеллектуальной жизни и
пророка прагматической концепции истины. (Имеется в виду
его высказывание: "Что в действии полезно наиболее, то и в
знании наиболее истинно" [Соч. Т. 2. С. 82].)
Виндельбанд
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) прежде всего
известен как историк философии, написавший "Историю
древней философии" и "Историю новой философии" -
всесторонние курсы для изучения истории философии.
Кроме того, им опубликованы труды: "О свободе воли" и
"Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия".
Виндельбанд - один из главных представителей
неокантианства.
В своих работах Виндельбанд рассматривает
философию как научную методологию, занимающуюся
логическим анализом структуры знания и пытается создать
методологию исторического знания. Прежде всего он
проводит деление наук на основе формального характера
познавательных целей наук, т.е. на основе метода познания.
Одни науки отыскивают общие законы, другие - отдельные
исторические •факты. Отсюда возникают различные типы
мышления. Первый тип мышления Виндельбанд называет
номотетическим - законополагающим, второй -
идиографическим, т.е. описывающим особенное. При
номотетическом методе исследования мышление стремится
перейти от частного к пониманию общего, при
идеографическом методе мышление останавливается на
частном. По мнению Виндельбанда, оба эти метода
равноценны по приносимой ими пользе. Целостное познание
.должно, по мнению Виндельбанда, охватывать оба метода:
номотети-чсский и идеографический. В то же время различие
между естествознанием и историей состоит в том, что они
по-разному используют факты: естествознание - это науки о
законах, история - это наука о событиях: "Одни из них - суть
науки о законах, другие - науки о событиях" [Прелюдии.
СПб., 1904. С. 319-320].
Виндельбанд рассматривает философию как науку о
ценностях. Она противостоит опытным наукам, которые
основываются не на оценочных суждениях, а на
теоретических предположениях и эмпирических данных о
сущем. Он выделяет логические, этические, эстетические,
религиозные ценности.
Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн (1889-1951) - наиболее яркий
представитель философии лингвистического анализа. Его
можно считать выдающимся философом XX в.
Он родился в Вене и был самым младшим из восьми
детей. Его 'четыре брата и три сестры все были
талантливыми, в особенности в "музыке. В ранние годы у
Витгенштейна проявился интерес к механике.
Он изучал инженерное искусство в Берлине, а затем в
Манчестере (Англия), куда приехал в 1908 г. Будучи
студентом, спроектировал реактивный двигатель. В то время
он читал "Принципы математики" Б. Рассела и по совету
математика Фреге в 1911 г. решил заниматься вместе с
Расселом, который в то время находился в Тринити
Колледже (Кэмбридж). Был принят в Тринити Колледж в
1912 г. и провел там 'пять семестров, очень часто проводя
время в дискуссиях с Расселом, Муром и Кейнсом
(английским экономистом). В первую мировую войну служил
в австрийской армии, был несколько раз награжден за
храбрость, но в конце концов попал в плен к итальянцам в
южном Тироле. В течение всего этого времени Витгенштейн
вел философские записи, многие из которых уничтожил
незадолго перед смертью, но из [их сформировался "Логико-
философский трактат". Этот трактат он послал Расселу из
лагеря военнопленных в Монта Кассино. После своего
освобождения вернулся в Вену, отдал своим сестрам все
наследсTBO, полученное от отца, и стал школьным, учителем
в одной из австрийских деревень. Вел аскетический образ
жизни и совершенно отказался от занятий философией. В
этот период был глубоко несчастен, иногда на грани
самоубийства и чувствовал полный упадок сил. В 1926 г.
Витгенштейн перестал учительствовать и работал некоторое
время садовником. Он провел два года, ухаживая за домом
своей сестры. В это время познакомился с Морицем Шликом,
профессором философии в Венском университете, и другими
философами и математиками из Венского кружка, которые
консультировались у него, так как положения его "Трактата"
во многом были созвучны с философской направленностью
их взглядов. В результате решил снова заняться философской
деятельностью и вернулся в Кэмбридж на исследовательскую
работу. Он представил свой "Трактат" как диссертацию на
звание доктора философии. Рассел и Мур были рецензентами
и в результате он получил исследовательскую стипендию в
Тринити.
В Вене философия в виде логического позитивизма
разрабатывалась под руководством Морица Шлика группой
философов, объединившихся в Венский кружок. Члены
кружка приветствовали доктрину "Трактата", но
Витгенштейн, несмотря на свое близкое родство с их
взглядами, не присоединился к кружку. Он уже работал над
своими собственными идеями в математике и философии
мышления и написал много по этим двум темам.
Его лекции в Кэмбридже были специфическими по
стилю, содержанию и форме и сделались очень известными.
Он читал лекции в своей комнате в Тринити, сидя за столом,
одетый в рубашку с открытым воротом, фланелевые брюки,
кожаный жакет. Г. фон Вригт в своем биографическом
очерке о Витгенштейне писал: "Перед ним не было ни
рукописи, ни заметок. Он думал перед аудиторией.
Впечатление было такое, что он находился в сильнейшей
концентрации внимания. Изложение обычно приводило к
вопросу, на который аудитории предлагалось ответить.
Ответы в свою очередь становились начальными точками для
новых мыслей, ведущих к новым вопросам". Два цикла
заметом, которые Витгенштейн диктовал своей философской
аудитории между 1933 и 1935 гг., сделались известными как
"Синяя книга" и "Коричневая книга".
Во вторую мировую войну Витгенштейн служил
санитаром и лишь в 1945 г. занял место профессора. Через
два года ушел в отставку, считая, что жизнь
профессионального философа невыносимо искусственна, и
жил некоторое время в Ирландии. В этот период его здоровье
значительно ухудшилось - был обнаружен рак. Он умер в
Кэмбридже в доме своего врача доктора Бивена 29 апреля
1951 г.
Его жизнь и личность оказывали почти такое же
очарование, как и мышление. Многочисленные ученики,
друзья и коллеги Витгенштейна свидетельствовали об его
обаянии, вспыльчивости, магнетизме и блеске. Анекдоты о
его музыкальном мастерстве и интеллектуальной яркости и
памяти, его оригинальности, резкости, щедрости и
эксцентричности содержатся во множестве в записанных
воспоминаниях тех, кто встречался в Витгенштейном. Он
любил американские фильмы и шел на них, чтобы отдохнуть
от философии. Норман Малькольм рассказывает, что
Витгенштейн часто чувствовал истощение от лекций и
испытывал к ним отвращение. В своих "Мемуарах" он пишет:
"Часто он устремлялся в кино сразу же после своих занятий в
аудитории. Как только занимающиеся начинали покидать
комнату, он умоляюще глядел на него и говорил низким
голосом: "Может быть, пойти в кино?" По дороге в кинотеатр
Витгенштейн мог купить булочку или пирожок с холодной
свининой и жевать его в то время, как смотрел фильм. Он
стремился к тому, чтобы сидеть в первых рядах кресел, так
чтобы экран занимал все поле его зрения и его ум был бы
далек от мыслей его лекции и чувства отвращения".
В предисловии к "Трактату" Витгенштейн пишет, что
"эта книга имеет дело с проблемами философии и
показывает, я полагаю, что причина, по которой эти
проблемы поставлены, состоит в том, что логика нашего
языка понимается неправильно". Он считает, что "Трактат"
содержит истины, которые "неопровержимы и окончательны,
безусловны" и что в утверждении их он нашел
"окончательное решение проблем". В то время как Фреге и
Рассел рассматривали логику как науку о законах мышления,
Витгенштейн видит ее как форму самой реальности. По его
мнению, проблемы философии могут быть решены путем
показа того, что структура реальности определяется
масштабом значимого языка, задача логики состоит в том,
чтобы отражать универсум. Логика поэтому не просто наука
среди других наук и наряду с ними, но такая наука, которая
имеет абсолютный и окончательный характер. Это основной
пункт, из которого развертывается все содержание
"Трактата".
Факты, которые представляют предложения, по
мнению Витгенштейна, являются возможными фактами. Он
описывает такие возможные факты как "атомарные", которые
делают предложения истинными или ложными. Предложение
истинное, если определенные атомарные факты существуют,
и ложное, если они не существуют. Логика, таким образом,
имеет дело со всеми возможными фактами: логическое
изображение содержит возможность ситуации, которую
представляет и затем проявляет истинность и ложность по
сравнению с реальностью. Истина сложного предложения
зависит от истины его элементарных компонентов, за
исключением случаев тавтологии, таких, как "дождь идет или
не идет", которые истинны при всех возможных условиях,
или в случаях противоречивых утверждений, таких, как
"дождь идет и не идет", которые ложны при всех условиях. В
обоих случаях мы не нуждаемся в проверке предложений на
соответствие их реальности.
Витгенштейн описывает предложения этики, эстетики,
религии и метафизики как "бессмысленные", потому что они
используют язык в Попытке превзойти ее пределы, пытаясь
говорить о вопросах, о которых последнее замечание