<< Пред.           стр. 5 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 вещи не имеет под собой рационального значения, так как
 идеи - это просто копии чувственных вещей и тождественны
 им по содержанию. Отделение идей от вещей приводит к
 тому, что это удваивает то, что должно быть объяснено.
 Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при
 помощи идей, т.е., по Аристотелю, следует признать
 причинную зависимость идей и вещей, но Платон отрицает
 какую-либо причинную зависимость между ними. Идеи, по
 Платону, - это образцы вещей, но это образное выражение, а
 не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь
 многообразна, она должна иметь в таком случае несколько
 образцов, т.е. несколько идей. Согласно Аристотелю,
 платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время
 оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что
 сущность вещи оторвана от самой вещи.
 Аристотель в своих философских рассуждениях
 исходил прежде всего из признания существования
 объективного мира, который материален. Исходя из своей
 критики платоновских "идей", находящихся вне вещей,
 Аристотель попытался создать теорию, согласно которой
 сущность находится в самих вещах.
 По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь
 представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма"
 понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же
 время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по
 отношению к материи. Материя и форма -это "то, из чего
 состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная
 материя. В качестве примера можно взять медный шар,
 представляющий собой единство меди (вещества) и
 шаровидности (формы). Противоположность "формы" и
 "материи" для Аристотеля относительна. Медь может
 выступать материей по отношению к одному предмету
 (например, шару) и формой по отношению к другому
 предмету (например, физическим элементам). Медь может не
 быть оформленной, но в то же время в потенции она
 содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть
 реализованная возможность материи. Таким образом, у
 Аристотеля происходит соотносительный переход от
 материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к
 высшей "форме", которая является последней и за которой
 уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой
 выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя
 и форма, у Аристотеля, представляют собой единство,
 взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как
 оформление материи.
 Аристотель разработал оригинальное учение о
 четырех видах причин. Он различает четыре вида причин: 1)
 материальную, или материю; 2) формальную, или форму; 3)
 производящую; 4) конечную, или цель. Материальная
 причина - это материя, она "обозначает входящий в состав
 вещи материал, из которого, вещи возникают" [Аристотель.
 Метафизика. V, 2, 1013а24-1013в21]. Формальная причина
 состоит в том, что под воздействием формы материя
 превращается в действительность. Производящая причина -
 это то, что создает вещи. "Так, например, человек, давший
 совет, является причиной того, что делается, и то, что
 изменяет - причина того, что изменяется" [Там же]. Целевую
 причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается
 ради чего-то. "Например, цель гулянья - здоровье". Теория
 причин Аристотеля может быть объяснена примером,
 приводимым им самим:
 архитектор строит дом, в этом случае материал - это
 материя, план дома - это форма, архитектор - это
 производящая причина, а законченное здание - это цель.
 В вопросе соотношения формы и материи он полагал,
 что материя пассивна и бесформенна, а форма - активна,
 деятельна. Форма, таким образом, превращалась в сущность
 бытия. Более того, форма рассматривалась как такое начало,
 которое предшествует материи, ввиду того, что форма
 деятельна, а материя пассивна.
 Проблема формы и материи ввела в философию два
 очень важных понятия - это возможность и
 действительность, которые имели огромное значение для
 последующего развития философии, так как позволили на
 основе их применения решать проблему возникновения,
 которое в этом случае объяснялось конкретными
 особенностями вещи. Эти категории указывали на источник
 движения, рассматриваемый уже не как внешний по
 отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Природа для
 Аристотеля выступала как превращение возможности в
 действительность. Он уподоблял жизнь природы
 человеческой деятельности, указывая, что подобно тому, как
 скульптор создает из глыбы мрамора фигуру, превращая
 возможности мрамора в реальность, так и в природе
 возможности семени актуализируются в растении.
 Аристотель различал "первую" и "последнюю"
 материи. "Первая" материя - это основа всякого бытия, она
 только возможность, которая может выступить любой
 действительностью, но сама не является действительностью,
 она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку
 существования. В отличие от "первой" материи "последняя"
 представляет собой и возможность какой-либо формы, и в то
 же время действительность, так как эта материя обладает
 определенными признаками и о ней может быть высказано,
 сформулировано понятие. В рассматриваемом ранее примере
 такой "последней" материей является медь, шар.
 Рассмотренные выше вопросы о материи, форме,
 причинах охватывают область так называемой первой
 философии как учения о неизменных и неподвижных
 сущностях, хотя и в их связи с движением. Эти вопросы
 рассматриваются Аристотелем в его "Метафизике",
 получившей свое название случайно, в силу того, что в
 собрании Андроника Родосского, составившего список
 произведений Аристотеля, эта работа находилась "после
 физики". Однако слово "метафизика" получило в дальнейшем
 свой, особый смысл - как учение о принципах бытия, не
 раскрываемых физикой, т.е. умозрительных, онтологических
 положениях, из которых выводятся другие философские
 положения. Аристотелем было сделано много ценного и
 важного в области натурфилософии, физики, хотя последняя
 не отделена резкой границей от первой философии. Физика
 Аристотеля - это не физика в современном понимании, а те
 же общефилософские вопросы, но тесно связанные с
 пониманием природы, т.е. натурфилософия. Конкретные
 физические вопросы рассматриваются Аристотелем в
 трактатах: "Метеорологика", "О возникновении и
 уничтожении" и др.
 Важный вклад в философию внесен Аристотелем по
 проблеме понимания движения. Он различает четыре вида
 движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное
 изменение, или превращение свойств; 3) количественное
 изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение
 в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля -
 движение в пространстве, которое выступает условием всех
 остальных видов движения и к которому сводятся все
 остальные виды. Исследуя движение в пространстве как
 таковое, Аристотель подразделяет его на отдельные виды, а
 именно: 1) круговое движение;
 2) прямолинейность; 3) сочетание прямоугольного
 движения с круговым. Из них основными видами движения
 являются круговое и прямолинейное.
 С учением Аристотеля о видах движения связано его
 учение о физических элементах природы. Он полагал, как и
 Эмпедокл, что природа состоит из четырех элементов: огня,
 воздуха, воды и земли, каждый из которых характеризуется
 сочетанием двух качеств, образующих два класса - активные
 и пассивные качества. Огонь обладает качествами теплого
 (активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное)
 и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и
 влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого
 (пассивное).
 Кроме перечисленных элементов, существует, по
 Аристотелю, еще пятый - эфир, который заполняет все
 мировое пространство и из которого состоят небесные тела.
 По своей природе он отличается от других четырех
 элементов. Эфир обладает свойством неизменности и
 совершенства.
 Для Аристотеля сочетание четырех стихий, или
 элементов, в различных количественных соотношениях
 образует сложное тело, в котором эти стихии проникают друг
 в друга и растворяются друг в друге. В этом для Аристотеля
 выражались текучесть и изменчивость явлений в природе,
 идея всеобщей связи вещей в окружающем нас мире, идея
 взаимопереходов и взаимосцепления явлений. Однако эти
 взгляды на природу не были результатом эмпирического
 изучения мира, а являлись натурфилософскими
 положениями, выведенными из философской системы, а
 потому зачастую приводившими к несоответствующим
 действительности выводам. Так, например, если следовать
 Аристотелю, меньшее тело, смешиваясь с большим, теряет
 свои свойства и принимает свойства большего, и наоборот:
 смешав вино с водой, мы получим воду, если воды больше, и
 вино, если вина больше.
 Аристотель выступал против атомистики, считая, что
 неделимых частиц материи не существует так как даже самая
 маленькая частица материи состоит из четырех элементов, в
 противном случае эти частицы не обладали бы теми
 качествами, которыми обладает все тело.
 Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизывает
 телеология. По Аристотелю, любое явление предполагает
 возможность изменения и цель, к которой стремится это
 изменение. Реализацию, осуществленность данной цели
 Аристотель называет энтелехией, являющейся своего рода
 программой изменения. В живых организмах понятие цели
 Аристотель связывает с понятием души. Но он переносит
 целесообразные функции души на мир в целом. Для
 Аристотеля телеологичность определяет целесообразный
 характер всего мирового процесса, который направляется к
 единой цели. Целенаправленное движение природы
 осуществляется бессознательно.
 Космология Аристотеля была шагом назад по
 отношению к космологии атомистов и пифагорейцев. В
 центре мира находится неподвижная Земля, она не совершает
 круговые движения, а стремится к центру мира. Тем самым
 он отвергает гелиоцентрическую идею, в то время только
 зарождавшуюся. Согласно Аристотелю, Земля, находясь в
 центре шарообразного мира, сама имеет шарообразную
 форму. Вокруг Земли в процессе вращения находятся сферы,
 на них закреплены планеты и небо со звездами. Эта
 космологическая схема впоследствии была разработана
 Птолемеем и принята всеми до открытия Николая
 Коперника.
 Большую роль в истории философии сыграло учение о
 познании Аристотеля. Здесь он исходит из положения, что
 независимо от человека существует объективный мир,
 который материален, независим от познающего субъекта.
 Первая стадия познания - чувственное познание посредством
 ощущений, которые являются отражением внешнего мира,
 они - отпечатки форм познаваемых предметов. Хотя
 ощущения представляют собой источник теоретического
 мышления, они дают лишь знание единичного. Результатом
 повторяемости ощущений выступают общие представления.
 Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в
 понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое
 осуществляется посредством теоретической деятельности
 мышления.
 Аристотелю принадлежит заслуга в разработке
 вопросов логики. У него впервые в древнегреческой
 философии мы находим трактаты, специально посвященные
 логике. Для Аристотеля логика выступает прежде всего
 орудием любой науки, посредством которого достигаются
 определенные результаты, логика - это своего рода наука о
 доказательстве, формах мышления, применяемых при
 познании. Аристотель заложил основы логики как науки,
 если понимать в данном случае науку не как особую отрасль
 знания, а как совокупность методологических положений при
 исследовании. Основной метод логики Аристотеля -
 сведение, состоящее в том, чтобы различать условия, при
 которых осуществляются доказательства. Аристотель четко
 сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие
 должно употребляться в одном и том же значении), закон
 противоречия (предложения и суждения не могут быть
 истинными одновременно с их отрицанием), закон
 исключенного третьего (если даны два
 взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях
 истинным может быть только одно).
 Большой вклад Аристотель внес в создание теории о
 категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм - это речь,
 "в которой, если нечто предположено, то с необходимостью
 вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что
 положенное есть" [Аристотель. I Аналитика. I, 246]. Из
 положения, что все люди смертны и Сократ -человек,
 вытекает, что Сократ смертей. Силлогизм представляет собой
 вывод от общего к частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель
 признавал и индукцию - вывод от частного к общему.
 Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания
 общего. В логике Аристотеля большое значение имела
 разработка им вопроса об общих принципах доказательства.
 Первый принцип состоит в том, чтобы доказательство
 осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с
 аксиом, как наиболее очевидных утверждений. Второй
 принцип состоит в принятии правил, которые гарантируют
 формальную правильность выводов.
 Заслуга Аристотеля в том, что он определил общие
 принципы доказательства, правила силлогизма как
 умозаключения, приводящего к доказательству. Он дал
 определение суждения как формы мышления, разработал
 всестороннее учение о категориях. Аристотель впервые
 предложил классификацию категорий, которых насчитывал
 десять:
 1) сущность - основа всех остальных свойств; 2)
 качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7)
 положение; 8) обладание;
 9)действие; 10)страдание.
 Аристотель - создатель не только логической науки,
 но и психологии, представленной в трактате "О душе", где
 дается понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа,
 по мнению Аристотеля, представляет собой высшую
 деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус),
 который не возникает и не подлежит гибели, разрушению.
 Аристотель делает попытку создать теорию растительной,
 животной и разумной души, лежащей в основе деления -
 живых существ на растения, животных и людей.
 Органическая часть философского наследия
 Аристотеля - его взгляды по вопросам развития общества и
 государства. Он отвергает проект "идеального государства"
 Платона и предлагает свою теорию государства, основанного
 на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля,
 представляет собой лучшую форму сообщества. В этом
 государстве власть должна принадлежать не богатым и
 бедным, а среднему слою рабовладельцев. "В каждом
 государстве мы встречаем три класса граждан: очень
 зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине
 между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению,
 умеренность и середина -.наилучшее между двумя
 крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ
 всего лучше" [Политика. I, 9, З].
 Рабство как явление Аристотель считал
 существующим от природы. Он рассматривал раба
 "говорящим орудием", который принадлежит господину,
 являющемуся "общественным животным".
 Аристотель выделял следующие формы государства:
 монархию, аристократию, политик? (это все нормальные
 формы) и тиранию, олигархию, демократию (ненормальные).
 Наиболее совершенной формой государственного устройства
 для Аристотеля представлялась политая. Он стоял за
 устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал:
 "Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что
 они представляют большинство, начнут делить между собой
 состояние богатых?" [Там же. Ш, 6, I].
 Вместе с тем он считал, что значительное богатство -
 результат противоестественного способа его приобретения,
 который "противен человеческому разуму и
 государственному устройству".
 Социально-политические взгляды Аристотеля тесно
 переплетаются с его взглядами на мораль. Полагал, что
 государство, которое он не отделял от общества, должно
 требовать от члена общества добродетельного поведения, без
 чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у
 Аристотеля разделяются на этические, основанные на

<< Пред.           стр. 5 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу