<< Пред.           стр. 1 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 И. Г. БЛЮМИН
 ИСТОРИЯ
 ЭКОНОМИЧЕСКИХ
 УЧЕНИИ
 (Очерки теории)
  ПОД РЕДАКЦИЕЙ
 ПРОФЕССОРА Ф. Я. ПОЛЯНСКОГО
 
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО "ВЫСШАЯ ШКОЛА"
 Москва- 1961
 
 Израиль Григорьевич Блюмин
 ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
 УЧЕНИЙ
  Редактор Е. К. Швейцер
 Техн. редактор Л. А. Григорчук
  Корректор 3. А. Романская
 Переплет художника А. И. Шаварда
 Сдано в набор 18/IV-61 г. Подписано к печати 25/IX-61 г.
 Бумага 60 X 907i6. 16,75 печ. л. + вклейка 16,89 уч.-изд. л.
 Заказ В-167. Тираж 19.000 А-07647. Изд. № Общ. 41/п.э. Цена 44
 Государственное издательство "Высшая школа",
 Москва, Б-62, Подсосенский пер., 20
 Типография Татполиграфа Министерства культуры ТАССР.
 Казань, ул. Миславского, д № 9.
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
  Настоящий курс лекций покойного И. Г. Блюмина подго-
 товлен к печати кафедрой Истории народного хозяйства и эко-
 аомических учений Экономического факультета Московского
 государственного университета им. М. В. Ломоносова. Публи-
 кацией этого курса кафедра хочет отметить многолетний труд
 Й большие заслуги И. Г. Блюмина на педагогическом поприще.
  Израиль Григорьевич Блюмин был выдающимся ученым,
 глубоким знатоком истории экономических учений и особенно
 современной экономической литературы. Своими капитальными
 исследованиями и критикой буржуазной политической эконо-
 мии И. Г. Блюмин очень много сделал для советской науки.
 Но он был не только крупным ученым, но и талантливым педа-
 гогом, блестящие лекции которого слушали тысячи советских сту-
 дентов.
  Само собой разумеется, что данная работа имеет не толь-
 ко мемориальное, но и практическое значение. Она крайне нужна
 студентам экономических вузов, поскольку учебного пособия по
 истории экономических учений, охватывающего возникновение
 и развитие как марксистской политической экономии, так и
 современной буржуазной политической экономии у нас еще нет.
  Кроме публикуемой работы, в 1958 г. в издании Соцэкгиза
 зышла книга И, Г. Блюмина "О современной буржуазной по-
 питической экономии", в которой применительно к программе
 <урса "История экономических учений" рассматривается дегра-
 дация и кризис современной буржуазной экономической науки.
  Таким образом, выход в свет лекций, подготовленных кафед-
 рой вместе с указанной выше книгой пополнит тот существенный
 пробел, который имеется в нашей литературе по истории эко-
 номических учений.
 
  В лекциях И. Г. Блюмина отчетливо сказывается достоин-
 ство его исследовательских работ. Читатель легко заметит эти
 достоинства: четкость формулировок, последовательность и яс-
 ность изложения, умение выделить основные вопросы и поло-
 жения, глубокую критику апологетических построений буржуаз-
 ных экономистов.
  Правда, в курсе лекций имеются некоторые недостатки. От-
 части они объясняются тем, что в основу данного издания поло-
 жены стенограммы лекций, читавшихся И. Г. Блюминым в
 1951-1955 гг., т. к. более поздних стенограмм не сохранилось.
 Кроме того, многие вопросы курса были перенесены на семи-
 нары и поэтому не нашли отражения в лекциях.
  Так, в первом разделе нет достаточно полной характеристи-
 ки исторических условий развития марксизма, форм классовой
 борьбы, существенного содержания всех трех томов "Капитала"
 К. Маркса, основных положений, развиваемых Ф. Энгельсом
 в "Анти-Дюринге" и др.
  Во втором разделе осталась невыясненной связь экономиче-
 ских концепций субъективизма с началом эпохи империализма*
 Критика буржуазных теорий не всегда доводится до политиче-
 ского разоблачения, а иногда сводится к выяснению различий
 с марксистской точкой зрения.
  Многое в лекциях излагается слишком сжато, в связи с чем
 стираются грани между отдельными представителями в рамках
 школы или направления. Недостаточно отчетливо очерчен но-
 вый этап вульгаризации буржуазной политической экономии.
 Не завершен анализ эволюции Зомбарта. Мало в лекциях
 говорится о субъективизме и "социальном направлении" в рус-
 гкой буржуазной литературе. Слишком большое место заняли
 вопросы методологии.
  Все эти недостатки отчасти снижают ценность лекций, и
 игнорировать это обстоятельство нельзя. Несомненно, что сам
 И. Г. Блюмин устранил бы эти недостатки при специальной
 работе над подготовкой этого курса к печати.
  Тем не менее курс лекций профессора И. Г. Блюмина, из-
 даваемый посмертно, будет полезным учебным пособием для
 студентов, аспирантов и преподавателей, интересующихся во-
 просами истории экономических учений.
 Ф. Полянский
 
 Раздел первый
 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ
 ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  Лекция 1-я
 Исторические условия возникновения марксизма
  Этой темой начинается новый раздел курса истории эконо-
 мических учений - раздел по истории марксистской политиче-
 ской экономии.
  В данном курсе нет необходимости повторять в системати-
 ческой форме изложение экономических работ Маркса в связи
 с тем, что студенты на протяжении ряда лет подробно изучают
 экономическое учение Маркса и Энгельса. Задача настоящего
 раздела: выяснить, как развивалось учение Маркса и Энгельса,
 как оно постепенно обогащалось. В частности для нас пред*
 ставляет большой интерес анализ возникновения марксизма.
  В известной ленинской работе "Материализм и эмпирио-
 критицизм" имеется следующая замечательная формулировка,
 что "еще в 1843 году, когда Маркс только еще становился
 Марксом, т. е. основателем социализма, как науки, основателем
 современного материализма, неизмеримо"более богатого содер-
 жанием и несравненно более последовательного, чем все пре-
 дыдущие формы материализма,- еще в то время Маркс с по-
 разительной ясностью намечал коренные линии в философии" *.
  Маркс не сразу стал пролетарским идеологом. Основными
 источниками, по которым мы можем проследить развитие марк*
 сизма, являются отдельные произведения Маркса и Энгельса,
 1 В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 322,
 
 посвященные экономическим вопросам. У нас нет возможности
 и необходимости излагать здесь содержание главного произ-
 ведения Маркса "Капитал". Наша задача ознакомиться с ря-
 дом работ Маркса и Энгельса, которые сыграли крупную роль
 в развитии марксистской политической экономии. Кроме того,
 весьма важным источником для разрешения поставленной за-
 дачи являются статьи В. И. Ленина "Карл Маркс" 1 и "Фридрих
 Энгельс"2.
  Значительную помощь в изучении раннего периода разви-
 тия марксизма может оказать книга Д. И. Розенберга "Очерки
 развития экономического учения Маркса и Энгельса в соро-
 ковые годы XIX века". В книге содержится ряд новых материалов,
 которые еще не переведены на русский язык. В ней дается систе-
 матический анализ формирования экономических взглядов
 Маркса и Энгельса вплоть до 1850 г. Довольно подробно разви-
 тие учения Маркса и Энгельса изложено в книге Д. И. Розен-
 берга "История политической экономии" (изд. 1940 г.).
  Перехожу к первому пункту нашего раздела - к вопросу
 об исторических условиях возникновения марксизма. Как вам
 известно, марксизм возник в 40-х г. прошлого столетия. Первые
 литературные работы Маркса относятся к 1842 г. Начальные
 работы Энгельса были написаны раньше и опубликованы еще
 в 1839 г. Но, во-первых, эти статьи не экономического содер-
 жания, во-вторых, Энгельс в тот период выступал как револю-
 ционный демократ. По существу литературная деятельность
 Маркса и Энгельса как идеологов пролетариата начинается с
 40-х. гг. В. И. Ленин в книге "Гасударство и революция" указы-
 вал, что "первые произведения зрелого марксизма "Нищета
 философии" и "Коммунистический Манифест" относятся как
 раз к кануну революции 1848-го года"3. "Нищета философии"
 написана в 1847 г. "Манифест Коммунистической партии" начал
 подготавливаться с 1847 г., закончен в 1848 г.
  Перед нами встают два вопроса: почему марксизм возник
 именно в 40-х г., а не раньше, и почему марксизм первона-
 чально возник "в Германии.
  Главное произведение Давида Рикардо "Начала политиче-
 ской экономии и податного обложения" вышло в свет в 1817 г.
 Первые произведения зрелого марксизма появились в 1847 г.
 Промежуток 30 лет, весьма небольшой, но он был наполнен
 весьма важными событиями.
 Рикардо жил в эпоху, когда начали проявляться послед-
 1 См, В. И. Ленин. Соч., т. 21.
 2 См. В. И. Ленин. Соч., т, 2.
 3 В. И. Ленин. Соч., т. 25, стр. 373.
 
 ствия промышленного переворота, но промышленный переворот
 далеко не был завершен. Рикардо не знал такой гигантской
 по своему экономическому значению силы, как железные доро-
 ги. Рикардо умер в 1823 г., когда шла лишь подготовка к
 строительству железных дорог. В период написания работ Ри-
 кардо уровень производительных сил был еще весьма низким.
 Даже Англия, в то время наиболее передовая страна, экономи-
 чески была еще недостаточно развита. Первый периодический
 кризис перепроизводства (1825 г.) разразился уже после смерти
 Рикардо.
  Поэтому Маркс в работе "Теории прибавочной стоимости"
 в известной мере оправдывал Рикардо, отрицавшего возмож-
 ность общего перепроизводства, поскольку он не наблюдал ни
 одного промышленного кризиса.
  В 30-х г. произошли сдвиги в развитии производительных
 сил, в характере экономики. В течение 40-х г. была создана
 железнодорожная сеть в Англии. Железнодорожное строитель-
 ство развивается в ряде других государств Западной Европы.
 К тому времени, когда Маркс и Энгельс писали "Коммунисти-
 ческий Манифест", было уже три промышленных кризиса - в
 1825, 1836 и 1847 \г. В это время во многих странах слджился
 пролетариат как класс и резервная армия рабочего класса стала
 очевидным фактом.
  Особенно важное значение для возникновения марксизма
 имел, (конечно, рост рабочего движения. Рикардо наблюдал еще
 весьма неразвитые формы рабочего движения, когда рабочие
 направляли свой основной удар не против капиталистов, а про-
 тив машин. Существовало движение луддитов в Англии, кото-
 рое ставило своей целью уничтожение фабрик и машин. В по-
 литической области рабочие шли в основном за буржуазными
 партиями и буржуазия использовала в (борьбе за власть по-
 мощь рабочих. Так, июльокая революция во Франции в 1830 г.
 привела " власти буржуазию, пролетариат же в ходе револю-
 ционных событий не выступал еще со своими самостоятельными
 требованиями.
  В 30-40-е гг. XIX в. наблюдался не только количественный
 рост рабочего движения, начинался рост самосознания рабо-
 чего класса. Рабочие выступают против капитализма. При этом
 следует отметить ирежде всего восстание лионских ткачей. Оно
 произошло в 1831 г. и повторилось в 1834 г. Это было восста-
 ние, направленное против буржуазии. Лозунгом его стал клич:
 "жить трудясь, или умереть сражаясь". Повстанцы выдвинули
 требование о праве на труд. Они, правда, ие осознали, что
 выступали с требованием, направленным против капиталисти-
 ческой системы, и поэтому еще надеялись, что добьются в этом
 вопросе уступок у капиталистов.
 
  Весьма важным и новым явлением в рабочем движении бы-
 ло чартистское движение в Англии. Оно началось во второй
 половине 30-х г. XIX в. Главной заслугой чартизма было то,
 что он породил первую политическую организацию рабочего
 класса, выдвинул определенные политические задачи, выступил
 от лица пролетариата. Основные требования этого движения
 сводились к установлению всеобщего избирательного права.
 Чартисты еще не дошли до лозунга уничтожения капиталисти-
 ческого строя. Но за ними навсегда осталась заслуга создания
 первой политической организации рабочих.
  Наконец, нужно отметить весьма важную роль восстания
 немецких рабочих, которое происходило в 1844 г.,- знаменитое
 восстание силезаких ткачей. Маркс в статье "Критические за-
 метки к статье "Пруссака" "Король прусский и социальная
 реформа" указывает, что силезское восстание представляет
 громадный шаг вперед по сравнению с движением французских
 и английских рабочих. В чем преимущества этого восстания?
 Для силезскаго восстания характерно сознание рабочими своей
 сущности. Маркс в названной статье писал, что "ни одно из
 французских и английских рабочих восстаний не имело столь
 теоретического и сознательного характера, как восстание силез*
 ских ткачей.
  Прежде всего, вспомните песню ткачей, этот смелый клич
 борьбы, 1где нет даже упоминания об очаге, фабрике, округе, но
 где зато пролетариат сразу же с разительной определенностью,
 резко, без церемоний и властно заявляет во всеуслышание, что
 он противостоит обществу частной собственности. Силезское
 восстание начинает как раз тем, чем французские и английские
 рабочие восстания кончают,- тем именно, что осознается сущ-
 ность пролетариата. Самый ход восстания тоже носит черты
 этого превосходства. Уничтожаются не только машины, эти со-
 перники рабочих, но и торговые книги, документы на право
 собственности. В то время как все другие движения были на-
 правлены прежде всего только против хозяев промышленных
 предприятий, против видимого врага, это движение направлено
 вместе с тем и против банкиров, против скрытого врага. Нако-
 нец, ни одно английское рабочее восстание не велось с такой
 храбростью, обдуманностью и стойкостью" *.
  Безусловно это восстание способствовало формированию
 экономических взглядов Маркса. До этого Маркс уже занимал-
 ся экономическими вопросами, но тогда он не преодолел еще
 "полностью влияния идей утопического социализма.
 Сравнивая эпоху Рикардо и эпоху Маркса и Энгельса, мы
 I К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 443J
 
 видим, что Маркс и Энгельс опирались на анализ более разви-
 той капиталистической экономики и учитывали более развитое
 рабочее движение. Поэтому сороковые годы оказались благо-
 приятными для возникновения марксизма. Кроме того, надо
 учитывать и политическую обстановку того времени. Марксизм
 возник в годы предреволюционные, когда назревал кризис
 1848 г. Как известно, революция 1848 г. была крупнейшей рево-*
 люцией XIX в., она охватила ряд стран Европы и вызвала ог"
 ромный резонанс во всем мире. Социальная атмосфера накаля-
 лась. Это помогло появлению подлинно революционного учения.
 В отличие от Рикардо, тесно связанного с буржуазией и слу*
 жившего ей, Маркс и Энгельс перешли на позиции пролета-
 риата.
  Отметим некоторые биографические данные, характеризую-
 щие жизнь и деятельность основоположников марксизма
  Маркс родился 5 мая 1818 г. в городе Трире, Рейнской обла-
 сти в довольно зажиточной семье. Энгельс тоже родился в
 Рейнской области, которая была наиболее развитой в промыш-
 ленном отношении. Это оказало большое влияние на мировоз-
 зрение Маркса и Энгельса. Отец Маркса был образованным че-
 ловеком (адвокат, потом юрисконсульт), придерживавшимся
 весьма прогрессивных взглядов и находившимся под влиянием
 просветительской философии. Его любимыми произведениями
 были произведения Вольтера и Дидро, а также Локка.
  Карл Маркс учился в гимназии. Сохранилось его выпускное
 сочинение на тему: "Размышления юноши при выборе профес-
 сии". В сочинении Маркс выдвигал две цели, свойственные че-
 ловеку: служение для блага общества; умственное и нравствен-
 ное совершенствование человека. Эти цели не противоречат
 ДРУГ Другу.
  Юношеское сочинение Маркса написано под влиянием фило-

<< Пред.           стр. 1 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу