<< Пред.           стр. 2 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 софского просветительства Поэтому мнение некоторых о том,
 что уже в этом сочинении есть зародыш исторического материа-
 лизма, ошибочно. В нем сказывался лишь французский механи-
 стический материализм XVIII в.
  По окончании гимназии Маркс поступил в университет сна-
 чала в Бонне, затем в Берлине. Он изучал юридические науки,
 но больше всего занимался историей и философией. В эти годы
 Маркс примыкал к левогегельянцам (которые из идеалистиче-
 ской философии Гегеля делали революционные выводы), но
 стоял на позициях философского идеализма.
  Сохранилась докторская диссертация Маркса, напечатанная
 в первом томе собрания Сочинений Маркса и Энгельса (первое
 издание). Она посвящена вопросам античной философии и
 трактует "различие между натурфилософией Демокрита и на-
 турфилософией Эпикура". В чем интерес этого сочинения? Оно
 9
 
 показывает переход Маркса на позиции философского мате-
 риализма.
  Демокрит и Эпикур - главные представители философского
 материализма в древней Греции. Маркс основное внимание
 уделял Эпикуру, который был весьма свободомыслящим фи-
 лософом, хотя формально и не отрицал существования бога,
 но приписывал ему лишь самую незначительную роль. Маркс
 отмечал, что в отличие от созерцательной философии Демокри-
 та философия Эпикура имеет действенный характер. В этом
 имелся зародыш той мысли, что философы должны не тотько
 объяснять мир, но и изменить его. Диссертация написана в
 революционном духе. В ней Маркс восхвалял образ Прометея,
 который похитил огонь для людей и пострадал за интересы
 общества. В предисловии Маркс цитирует Прометея: "По прав-
 де, всех богов я ненавижу".
 Какие выводы можно сделать о диссертации Маркса?
 Некоторые комментаторы пытаются найти элементы мате-
 риализма в этой диссертации. Это неверно. Маркс в это время
 стоит еще на идеалистических позициях. Но вместе с тем, если
 сравнивать диссертацию Маркса и работу Гегеля по истории
 философии, то мы увидим весьма существенные различия. Ге-
 гель осуждает Эпикура за материализм и атеизм, а Маркс ста-
 вит ему это в заслугу.
  По окончании университета и защиты диссертации (1842 г.)
 Маркс начал работать в редакции "Рейнской газеты".
  Прежде чем перейти к рассмотрению этого очень важного
 этапа в работе Маркса, необходимо отметить наиболее важные
 факты из биографии Фридриха Энгельса. Он родился 28 ноя-
 бря 1820 г. в той же Рейнской области, в гор. Бармене, который
 был центром текстильной промышленности. По социальному
 происхождению Энгельс принадлежал к буржуазии и довольно
 крупной. Семья Энгельса вела свою родословную с XVII в. Его
 предки были торговцами, а затем текстильными фабрикантами.
 Отец Энгельса имел фабрику в западной Германии и был одно-
 временно компаньоном одного крупного предприятия в Англии.
 Это последнее обстоятельство облегчило переезд Энгельса в
 Англию. Домашние условия были для Энгельса весьма небла-
 гоприятными. Отец был фанатически религиозным человеком,
 и Энгельсу приходилось много бороться со своими родными.
 Если взять переписку Маркса и Энгельса, то Энгельс нередко
 жаловался на тяжелую семейную обстановку. В письме Марксу
 от 17 марта 1845 г. Энгельс писал: "Когда я получаю письмо,
 то его обнюхивают со всех сторон, прежде чем передают мне.
 А так как они знают, что все эти письма от коммунистов, то
 они при этом строят такие печальные физиономии, что хоть с
 ума сходи. Выхожу я, - все та же физиономия. Сижу у себя в
 10
 
 комнате н работаю, - конечно над коммунизмом, это прекрас-
 но знают, - iBce та же физиономия. Я не могу ни есть, ни пить,
 ни спать без того, чтобы предо мною не стояла все та же пла-
 чевно-жалобная физиономия. Остаюсь ли я дома, ухожу ли,
 молчу ли я, или говорю, читаю ли я или пишу, смеюсь или
 нет, - отец мой строит все то же уныло-скорбное лицо. К тому
 же старик мой так плохо разбирается во всем, что считает оди-
 наково "революционным" коммунизм и либерализм, и несмотря
 на все мои возражения, делает меня ответственным за все
 гнусности английской буржуазии в парламенте" К
  Отец не дал возможности Энгельсу закончить гимназию.
 Пришлось заниматься коммерческой деятельностью, переехать
 в Бремен, ориентироваться на самообразование. 1838-1840 гг.
 были временем его интенсивной работы. В Бремене он знако-
 мится с передовой философией того времени. Особенно боль-
 шое влияние на Энгельса оказал поэт Людвиг Берне. Энгельс
 сам выступает со стихами. В одной из своих шуточных поэм он
 рисует себя в качестве ярого якобинца. В это время Энгельс
 находился под влиянием французской буржуазной революции.
  В середине 1842 г. Энгельс, переехав в Англию, получает
 возможность изучать ее экономику. В итоге изучения англий-
 ского капитализма и английского рабочего движения склады-
 ваются его коммунистические взгляды, которые нашли свое
 отражение в его работе "Положение рабочего класса в Ан-
 глии".
  Теперь перейдем к вопросу о работе Маркса в "Рейнской
 газете", созданной в 1842 г. в Кельне на деньги прогрессивных
 буржуазных деятелей. В газету пришли революционно настроен-
 ные молодые деятели. Она стала органом революционной демо-
 кратии и попала под влияние 'Маркса, бывшего ее главным
 редактором.
  Маркс работал в "Рейнской газете" непродолжительное
 (c)ремя (1842 г. - начало 1843 г.). Но журналистская деятель-
 ность оказала огромное влияние на формирование его воззре-
 ний. В. И. Ленин указывал, что в этот период начался переход
 Маркса от идеализма к марксизму, от революционного демо-
 крата к коммунисту. С этой точки зрения представляют боль-
 шой интерес статьи Маркса в "Рейнской газете". У нас они
 опубликованы в первом томе сочинений Маркса и Энгельса*
 Работа Маркса в этой газете сыграла большую роль не только
 в формировании его мировоззрения. Впервые у Маркса возник
 интерес к экономическим вопросам. Сам Маркс писал об этом
 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 19.
 И
 
 в "Предисловии" к "К критике политической экономии". В нем
 Маркс изложил кратко и свою научную биографию. Он писал:
 "В 1842-1843 гг. мне как редактору "Rheinishe Zeitung" приш-
 лось впервые высказываться о так называемых материальных
 интересах, и это поставило меня а затруднительное положение.
 Обсуждение в рейнском ландтаге вопросов о краже леса и
 дроблении земельной собственности, официальная полемика, в
 которую г-н фон Шапер, тогдашний обер-президент Рейнской
 провинции, вступил с "Rheinishe Zeitung" относительно положе-
 ния мозельских крестьян, наконец, дебаты о свободе торговли
 и покровительственных пошлинах дали первые толчки моим
 занятиям экономическими вопросами"1(.
  Из отдельных статей "Рейнской газеты" представляет инте-
 рес его статья "Дебаты по поводу закона о краже леса". Рань-
 ше лес считался собственностью общины, и крестьяне полагали,
 что они имеют полное право собирать там дрова. С развитием
 капитализма леса становятся частной собственностью помещи-
 ков. Они имели большинство в законодательном органе и требо-
 вали проведения закона, квалифицирующего заготовку дров
 крестьянами без разрешения помещика как кражу.
  В ответ Маркс выступил с критикой дворянских домога-
 тельств, показал классовую природу государства и в том числе
 Рейнского парламента. Маркс писал: "Эта логика, превращаю-
 щая прислужника лесовладельца (c) представителя государствен-
 ного авторитета, превращает государственный авторитет в при-
 служника лесовладельца. Весь строй государства, роль различ-
 ных административных учреждений,- все это должно выйти из
 своей колеи, все это должно быть низведено до роли орудия
 лесовладельца; интерес лесовладельца должен стать направ-
 ляющей душой всего механизма. Все органы государства ста-
 новятся ушами, глазами, руками, ногами, посредством которых
 интерес лесовладельца подслушивает, высматривает, оценивает,
 охраняет, хватает, бегает"2.
  В этой статье Маркс еще не свободен от идеализма. Говоря
 о так называемом "истинном праве", он исходит из вечного кри-
 терия права.
  Маркс ставил вопрос о природе государства и пытался вы-
 яснить связь между экономическими и политическими вопро-
 сами. Это характерно и для его другой статьи "О сословных
 комиссиях в Пруссии". Они служили интересам определенных
 сословий - вот тезис Маркса. Правда, здесь классовый анализ
 не был доведен до своего логического конца.
 Из других статей большой интерес представляет статья
 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 5-б.
 2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 142.
 12
 
 Маркса "Коммунизм и "Всеобщая аугсбургская газета", так
 как в ней Маркс впервые высказал свое отношение к коммуниз-
 му, хотя и признавал прямо, что недостаточно изучил вопрос,
 чтобы высказать свое собственное суждение. Но Маркс все-
 гаки выступал против аугсбургской газеты, которая отрицала
 коммунизм, и подчеркивал, что коммунизм-это серьезное тече-
 ние. Маркс писал, что коммунизм "составляет в высшей сте-
 пени серьезный современный вопрос для Франции и Англии" 1(,
 и спрашивал: "Уж не думает ли наша аугсбургская кумушка,
 что ее негодование и ее молчание опровергли современные
 факты" 2.
  Лекция 2-я
 Формирование экономических идей марксизма
  Со времени работы в "Рейнской газете" Маркс начал серь-
 езное изучение коммунистического движения. Но в условиях
 того времени "Рейнская газета" оказалась слишком левой и
 прусское правительство потребовало ее закрытия.
  Маркс вынужден был уйти из газеты еще до ее закрытия.
 Он хотел заняться профессорской деятельностью, но вскоре убе-
 дился, что это невозможно, на примере своего друга, а затем
 противника Бруно Бауэра, который был отстранен от препода-
 вания за левые взгляды.
  Осенью 1843 г. Маркс переехал в Париж. Это сыграло важ-
 ную роль в формировании экономических взглядов Маркса.
 Позднее в предисловии ко второму тому "Капитала" Энгельс
 отмечал, что Маркс начал серьезно изучать политическую эко-
 номию после своего приезда в Париж. Он штудировал труды
 буржуазных классиков - Смита, Рикардо; изучал вульгарных
 экономистов - Джемса Милля, Мак Куллоха, Сэя, и т. д. К со-
 жалению, конспекты этих трудов опубликованы только на не-
 мецком языке в третьем томе первой части немецкого издания
 собрания Сочинений Маркса и Энгельса. Конспекты представ-
 ляют очень большой интерес, в них имеется ряд оригинальных
 мыслей. В книге Д. И. Розенберга "Очерки развития экономи-
 ческого учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX века"
 делается попытка дать анализ конспектов Маркса.
 Во Франции в этот период интенсивно развивалась литера-
 f R, Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 115.
 2 Там же.
 13
 
 тура утопического социализма, и Маркс усиленно изучал про-
 изведения представителей утопического социализма.
  В Париже Маркс решил издавать периодически "Немецко-
 французские ежегодники" для сближения передовой общест-
 венной мысли Германии и Франции. Однако в свет вышел толь-
 ко один выпуск "Ежегодников" в феврале 1844 г. В сборнике
 имеются не только теоретические статьи, но и литературные
 произведения. Маркс привлек к работе в сборнике поэта Генри-
 ха Гейне, с которым подружился в Париже.
  Маркс хотел привлечь к сотрудничеству в "Ежегоднике"
 Людвига Фейербаха, а также некоторых русских революционе-
 ров, в частности М. Бакунина.
  Для нас в "Ежегоднике" представляют интерес две статьи
 Маркса, именно: "К еврейскому вопросу" и "К критике гегелев-
 ской философии права". Из статей Энгельса особый интерес
 представляет его статья "Очерки критики политической * эконо-
 мии". (Во 2-м издании Сочинений Маркса и Энгельса она наз-
 вана "Наброски критики политической экономии", хотя это
 название недостаточно точно.) Особый интерес статьи в том,
 что она была первым выступлением основоположников марксиз-
 ма по экономическим вопросам. Эта статья Энгельса "(Наброс-
 ки критики политической экономии") оказала большое влияние
 на молодого Маркса. В. И. Ленин говорил, что именно Энгельс
 привил Марксу интерес к политической экономии.
  Отмечая большую роль статей Маркса в "Немецко-фран-
 цузском ежегоднике", В. И. Ленин в работе "Карл Маркс"
 писал: "В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже
 как революционер, провозглашающий "беспощадную критику
 Ьсего существующего" и в частности "критику оружия", апел-
 лирующий к массам и к пролетариату" 1(.
  В статье "К еврейскому вопросу" Маркс говорит о граж-
 данском обществе, под которым понимался экономический
 строй общества, и о государстве. В статье различается двоя-
 кого рода революция - политическая революция, под которой
 подразумевается буржуазный переворот, и общечеловеческая
 революция, отождествляемая с социалистической революцией.
 Термин "общечеловеческая революция" показывает, что Маркс
 еще не освободился от влияния утопического социализма. В об-
 щечеловеческой революции Маркс видел протест человека
 вообще. Маркс говорил, что политическая революция имеет
 большое и прогрессивное значение. Вместе с тем Маркс подчер-
 кивал, что политическая революция обостряет противоречия
 существующего общества"
 В этой статье нет отчетливой характеристики капитализма*
  1 В. И. Ленин. Соч., т. 21, стр. 31.
 14
 
 нет даже термина "капитализм". Критика Маркса сводится к
 моральному осуждению, указывается, что в буржуазном обще-
 стве господствует эгоистический дух и буржуазная революция
 свергла лишь оковы, сковывающие эгоистический дух граждан-
 ского общества. Особое значение придавалось конкуренции и
 подчеркивалось, что в этом обществе разорваны связи между
 людьми.
  Интересны высказывания Маркса в этой статье о деньгах.
 Их можно рассматривать как зародыш марксистской теории
 денег. В статье имеются некоторые элементы учения о денеж-
 ном фетишизме, дается замечательная формулировка о соотно-
 шении денег и стоимости: "деньги - это всеобщая, установив-
 шаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей". Это
 значит, что в деньгах воплощена наилучшим образом сущность
 стоимости. Далее Маркс писал: "Деньги - это отчужденная от
 человека сущность его труда и его бытия; и эта чуждая сущность
 повелевает человеком, и человек поклоняется ей"и.
  Дать развернутую теорию денег Маркс тогда еще не мог.
 Она была дана им в "К критике политической экономии", напи-
 санной в 1859 г., т. е. через 15-16 лет.
  Вскоре после окончания подготовки статьи для "Немецко-
 французских ежегодников" Маркс начал готовить большую
 работу по политической экономии, которая носит несколько наз-
 ваний. Большей частью она фигурирует под названием "Крити-
 ка политической экономии и политики". Этой работой Маркс
 занимался в 1844-1845 гг. Из переписки Маркса с другими ли-
 цами видно, что первый том им был уже подготовлен к изда-
 нию, но издатели отказались печатать работу. К великому
 сожалению, она не сохранилась, ее нет в архивах. Имеются
 лишь некоторые черновые наброски, причем возникают сомне-
 ния, являются ли они черновыми набросками к данной работе
 или к рукописи "Святое семейство". Многие полагают, что чер-
 новки являются материалами к указанной выше работе. Сох-
 ранились, к сожалению, всего три тетради, причем неполные.
 Опубликованы они на русском языке в 1956 г.2
  В первой тетради исследуется заработная плата, прибыль и
 земельная рента, т. е. доходы трех основных классов буржуаз-
 ного общества. Эти три категории - заработная плата, при-
 быль и рейта трактуются как различные, но взаимно обуслов-
 ленные единой основой общества, именно господством частной
 собственности. Тетрадь заканчивается небольшим отрывком без
 заголовка. Произвольно редакция озаглавила этот отрывок
 "Отчужденный труд".
 1 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., и 1, стр. 410.
 2 См. К- Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956 г.
 15
 
  Вторая тетрадь пострадала сильнее. Сохранилась только
 середина ее.
  Из третьей тетради сохранилось несколько отрывков. Пер-
 вый - "Частная собственность и труд"; второй - "Частная соб-
 ственность и коммунизм", третий - "Потребление, производ-
 ство, разделение труда, деньги".
  Поскольку мы имеем отдельные отрывки, трудно судить о
 рукописи в целом. Но я хотел бы отметить, что в первом вари-

<< Пред.           стр. 2 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу