<< Пред. стр. 2 (из 42) След. >>
софского просветительства Поэтому мнение некоторых о том,что уже в этом сочинении есть зародыш исторического материа-
лизма, ошибочно. В нем сказывался лишь французский механи-
стический материализм XVIII в.
По окончании гимназии Маркс поступил в университет сна-
чала в Бонне, затем в Берлине. Он изучал юридические науки,
но больше всего занимался историей и философией. В эти годы
Маркс примыкал к левогегельянцам (которые из идеалистиче-
ской философии Гегеля делали революционные выводы), но
стоял на позициях философского идеализма.
Сохранилась докторская диссертация Маркса, напечатанная
в первом томе собрания Сочинений Маркса и Энгельса (первое
издание). Она посвящена вопросам античной философии и
трактует "различие между натурфилософией Демокрита и на-
турфилософией Эпикура". В чем интерес этого сочинения? Оно
9
показывает переход Маркса на позиции философского мате-
риализма.
Демокрит и Эпикур - главные представители философского
материализма в древней Греции. Маркс основное внимание
уделял Эпикуру, который был весьма свободомыслящим фи-
лософом, хотя формально и не отрицал существования бога,
но приписывал ему лишь самую незначительную роль. Маркс
отмечал, что в отличие от созерцательной философии Демокри-
та философия Эпикура имеет действенный характер. В этом
имелся зародыш той мысли, что философы должны не тотько
объяснять мир, но и изменить его. Диссертация написана в
революционном духе. В ней Маркс восхвалял образ Прометея,
который похитил огонь для людей и пострадал за интересы
общества. В предисловии Маркс цитирует Прометея: "По прав-
де, всех богов я ненавижу".
Какие выводы можно сделать о диссертации Маркса?
Некоторые комментаторы пытаются найти элементы мате-
риализма в этой диссертации. Это неверно. Маркс в это время
стоит еще на идеалистических позициях. Но вместе с тем, если
сравнивать диссертацию Маркса и работу Гегеля по истории
философии, то мы увидим весьма существенные различия. Ге-
гель осуждает Эпикура за материализм и атеизм, а Маркс ста-
вит ему это в заслугу.
По окончании университета и защиты диссертации (1842 г.)
Маркс начал работать в редакции "Рейнской газеты".
Прежде чем перейти к рассмотрению этого очень важного
этапа в работе Маркса, необходимо отметить наиболее важные
факты из биографии Фридриха Энгельса. Он родился 28 ноя-
бря 1820 г. в той же Рейнской области, в гор. Бармене, который
был центром текстильной промышленности. По социальному
происхождению Энгельс принадлежал к буржуазии и довольно
крупной. Семья Энгельса вела свою родословную с XVII в. Его
предки были торговцами, а затем текстильными фабрикантами.
Отец Энгельса имел фабрику в западной Германии и был одно-
временно компаньоном одного крупного предприятия в Англии.
Это последнее обстоятельство облегчило переезд Энгельса в
Англию. Домашние условия были для Энгельса весьма небла-
гоприятными. Отец был фанатически религиозным человеком,
и Энгельсу приходилось много бороться со своими родными.
Если взять переписку Маркса и Энгельса, то Энгельс нередко
жаловался на тяжелую семейную обстановку. В письме Марксу
от 17 марта 1845 г. Энгельс писал: "Когда я получаю письмо,
то его обнюхивают со всех сторон, прежде чем передают мне.
А так как они знают, что все эти письма от коммунистов, то
они при этом строят такие печальные физиономии, что хоть с
ума сходи. Выхожу я, - все та же физиономия. Сижу у себя в
10
комнате н работаю, - конечно над коммунизмом, это прекрас-
но знают, - iBce та же физиономия. Я не могу ни есть, ни пить,
ни спать без того, чтобы предо мною не стояла все та же пла-
чевно-жалобная физиономия. Остаюсь ли я дома, ухожу ли,
молчу ли я, или говорю, читаю ли я или пишу, смеюсь или
нет, - отец мой строит все то же уныло-скорбное лицо. К тому
же старик мой так плохо разбирается во всем, что считает оди-
наково "революционным" коммунизм и либерализм, и несмотря
на все мои возражения, делает меня ответственным за все
гнусности английской буржуазии в парламенте" К
Отец не дал возможности Энгельсу закончить гимназию.
Пришлось заниматься коммерческой деятельностью, переехать
в Бремен, ориентироваться на самообразование. 1838-1840 гг.
были временем его интенсивной работы. В Бремене он знако-
мится с передовой философией того времени. Особенно боль-
шое влияние на Энгельса оказал поэт Людвиг Берне. Энгельс
сам выступает со стихами. В одной из своих шуточных поэм он
рисует себя в качестве ярого якобинца. В это время Энгельс
находился под влиянием французской буржуазной революции.
В середине 1842 г. Энгельс, переехав в Англию, получает
возможность изучать ее экономику. В итоге изучения англий-
ского капитализма и английского рабочего движения склады-
ваются его коммунистические взгляды, которые нашли свое
отражение в его работе "Положение рабочего класса в Ан-
глии".
Теперь перейдем к вопросу о работе Маркса в "Рейнской
газете", созданной в 1842 г. в Кельне на деньги прогрессивных
буржуазных деятелей. В газету пришли революционно настроен-
ные молодые деятели. Она стала органом революционной демо-
кратии и попала под влияние 'Маркса, бывшего ее главным
редактором.
Маркс работал в "Рейнской газете" непродолжительное
(c)ремя (1842 г. - начало 1843 г.). Но журналистская деятель-
ность оказала огромное влияние на формирование его воззре-
ний. В. И. Ленин указывал, что в этот период начался переход
Маркса от идеализма к марксизму, от революционного демо-
крата к коммунисту. С этой точки зрения представляют боль-
шой интерес статьи Маркса в "Рейнской газете". У нас они
опубликованы в первом томе сочинений Маркса и Энгельса*
Работа Маркса в этой газете сыграла большую роль не только
в формировании его мировоззрения. Впервые у Маркса возник
интерес к экономическим вопросам. Сам Маркс писал об этом
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 19.
И
в "Предисловии" к "К критике политической экономии". В нем
Маркс изложил кратко и свою научную биографию. Он писал:
"В 1842-1843 гг. мне как редактору "Rheinishe Zeitung" приш-
лось впервые высказываться о так называемых материальных
интересах, и это поставило меня а затруднительное положение.
Обсуждение в рейнском ландтаге вопросов о краже леса и
дроблении земельной собственности, официальная полемика, в
которую г-н фон Шапер, тогдашний обер-президент Рейнской
провинции, вступил с "Rheinishe Zeitung" относительно положе-
ния мозельских крестьян, наконец, дебаты о свободе торговли
и покровительственных пошлинах дали первые толчки моим
занятиям экономическими вопросами"1(.
Из отдельных статей "Рейнской газеты" представляет инте-
рес его статья "Дебаты по поводу закона о краже леса". Рань-
ше лес считался собственностью общины, и крестьяне полагали,
что они имеют полное право собирать там дрова. С развитием
капитализма леса становятся частной собственностью помещи-
ков. Они имели большинство в законодательном органе и требо-
вали проведения закона, квалифицирующего заготовку дров
крестьянами без разрешения помещика как кражу.
В ответ Маркс выступил с критикой дворянских домога-
тельств, показал классовую природу государства и в том числе
Рейнского парламента. Маркс писал: "Эта логика, превращаю-
щая прислужника лесовладельца (c) представителя государствен-
ного авторитета, превращает государственный авторитет в при-
служника лесовладельца. Весь строй государства, роль различ-
ных административных учреждений,- все это должно выйти из
своей колеи, все это должно быть низведено до роли орудия
лесовладельца; интерес лесовладельца должен стать направ-
ляющей душой всего механизма. Все органы государства ста-
новятся ушами, глазами, руками, ногами, посредством которых
интерес лесовладельца подслушивает, высматривает, оценивает,
охраняет, хватает, бегает"2.
В этой статье Маркс еще не свободен от идеализма. Говоря
о так называемом "истинном праве", он исходит из вечного кри-
терия права.
Маркс ставил вопрос о природе государства и пытался вы-
яснить связь между экономическими и политическими вопро-
сами. Это характерно и для его другой статьи "О сословных
комиссиях в Пруссии". Они служили интересам определенных
сословий - вот тезис Маркса. Правда, здесь классовый анализ
не был доведен до своего логического конца.
Из других статей большой интерес представляет статья
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 5-б.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 142.
12
Маркса "Коммунизм и "Всеобщая аугсбургская газета", так
как в ней Маркс впервые высказал свое отношение к коммуниз-
му, хотя и признавал прямо, что недостаточно изучил вопрос,
чтобы высказать свое собственное суждение. Но Маркс все-
гаки выступал против аугсбургской газеты, которая отрицала
коммунизм, и подчеркивал, что коммунизм-это серьезное тече-
ние. Маркс писал, что коммунизм "составляет в высшей сте-
пени серьезный современный вопрос для Франции и Англии" 1(,
и спрашивал: "Уж не думает ли наша аугсбургская кумушка,
что ее негодование и ее молчание опровергли современные
факты" 2.
Лекция 2-я
Формирование экономических идей марксизма
Со времени работы в "Рейнской газете" Маркс начал серь-
езное изучение коммунистического движения. Но в условиях
того времени "Рейнская газета" оказалась слишком левой и
прусское правительство потребовало ее закрытия.
Маркс вынужден был уйти из газеты еще до ее закрытия.
Он хотел заняться профессорской деятельностью, но вскоре убе-
дился, что это невозможно, на примере своего друга, а затем
противника Бруно Бауэра, который был отстранен от препода-
вания за левые взгляды.
Осенью 1843 г. Маркс переехал в Париж. Это сыграло важ-
ную роль в формировании экономических взглядов Маркса.
Позднее в предисловии ко второму тому "Капитала" Энгельс
отмечал, что Маркс начал серьезно изучать политическую эко-
номию после своего приезда в Париж. Он штудировал труды
буржуазных классиков - Смита, Рикардо; изучал вульгарных
экономистов - Джемса Милля, Мак Куллоха, Сэя, и т. д. К со-
жалению, конспекты этих трудов опубликованы только на не-
мецком языке в третьем томе первой части немецкого издания
собрания Сочинений Маркса и Энгельса. Конспекты представ-
ляют очень большой интерес, в них имеется ряд оригинальных
мыслей. В книге Д. И. Розенберга "Очерки развития экономи-
ческого учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX века"
делается попытка дать анализ конспектов Маркса.
Во Франции в этот период интенсивно развивалась литера-
f R, Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 115.
2 Там же.
13
тура утопического социализма, и Маркс усиленно изучал про-
изведения представителей утопического социализма.
В Париже Маркс решил издавать периодически "Немецко-
французские ежегодники" для сближения передовой общест-
венной мысли Германии и Франции. Однако в свет вышел толь-
ко один выпуск "Ежегодников" в феврале 1844 г. В сборнике
имеются не только теоретические статьи, но и литературные
произведения. Маркс привлек к работе в сборнике поэта Генри-
ха Гейне, с которым подружился в Париже.
Маркс хотел привлечь к сотрудничеству в "Ежегоднике"
Людвига Фейербаха, а также некоторых русских революционе-
ров, в частности М. Бакунина.
Для нас в "Ежегоднике" представляют интерес две статьи
Маркса, именно: "К еврейскому вопросу" и "К критике гегелев-
ской философии права". Из статей Энгельса особый интерес
представляет его статья "Очерки критики политической * эконо-
мии". (Во 2-м издании Сочинений Маркса и Энгельса она наз-
вана "Наброски критики политической экономии", хотя это
название недостаточно точно.) Особый интерес статьи в том,
что она была первым выступлением основоположников марксиз-
ма по экономическим вопросам. Эта статья Энгельса "(Наброс-
ки критики политической экономии") оказала большое влияние
на молодого Маркса. В. И. Ленин говорил, что именно Энгельс
привил Марксу интерес к политической экономии.
Отмечая большую роль статей Маркса в "Немецко-фран-
цузском ежегоднике", В. И. Ленин в работе "Карл Маркс"
писал: "В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже
как революционер, провозглашающий "беспощадную критику
Ьсего существующего" и в частности "критику оружия", апел-
лирующий к массам и к пролетариату" 1(.
В статье "К еврейскому вопросу" Маркс говорит о граж-
данском обществе, под которым понимался экономический
строй общества, и о государстве. В статье различается двоя-
кого рода революция - политическая революция, под которой
подразумевается буржуазный переворот, и общечеловеческая
революция, отождествляемая с социалистической революцией.
Термин "общечеловеческая революция" показывает, что Маркс
еще не освободился от влияния утопического социализма. В об-
щечеловеческой революции Маркс видел протест человека
вообще. Маркс говорил, что политическая революция имеет
большое и прогрессивное значение. Вместе с тем Маркс подчер-
кивал, что политическая революция обостряет противоречия
существующего общества"
В этой статье нет отчетливой характеристики капитализма*
1 В. И. Ленин. Соч., т. 21, стр. 31.
14
нет даже термина "капитализм". Критика Маркса сводится к
моральному осуждению, указывается, что в буржуазном обще-
стве господствует эгоистический дух и буржуазная революция
свергла лишь оковы, сковывающие эгоистический дух граждан-
ского общества. Особое значение придавалось конкуренции и
подчеркивалось, что в этом обществе разорваны связи между
людьми.
Интересны высказывания Маркса в этой статье о деньгах.
Их можно рассматривать как зародыш марксистской теории
денег. В статье имеются некоторые элементы учения о денеж-
ном фетишизме, дается замечательная формулировка о соотно-
шении денег и стоимости: "деньги - это всеобщая, установив-
шаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей". Это
значит, что в деньгах воплощена наилучшим образом сущность
стоимости. Далее Маркс писал: "Деньги - это отчужденная от
человека сущность его труда и его бытия; и эта чуждая сущность
повелевает человеком, и человек поклоняется ей"и.
Дать развернутую теорию денег Маркс тогда еще не мог.
Она была дана им в "К критике политической экономии", напи-
санной в 1859 г., т. е. через 15-16 лет.
Вскоре после окончания подготовки статьи для "Немецко-
французских ежегодников" Маркс начал готовить большую
работу по политической экономии, которая носит несколько наз-
ваний. Большей частью она фигурирует под названием "Крити-
ка политической экономии и политики". Этой работой Маркс
занимался в 1844-1845 гг. Из переписки Маркса с другими ли-
цами видно, что первый том им был уже подготовлен к изда-
нию, но издатели отказались печатать работу. К великому
сожалению, она не сохранилась, ее нет в архивах. Имеются
лишь некоторые черновые наброски, причем возникают сомне-
ния, являются ли они черновыми набросками к данной работе
или к рукописи "Святое семейство". Многие полагают, что чер-
новки являются материалами к указанной выше работе. Сох-
ранились, к сожалению, всего три тетради, причем неполные.
Опубликованы они на русском языке в 1956 г.2
В первой тетради исследуется заработная плата, прибыль и
земельная рента, т. е. доходы трех основных классов буржуаз-
ного общества. Эти три категории - заработная плата, при-
быль и рейта трактуются как различные, но взаимно обуслов-
ленные единой основой общества, именно господством частной
собственности. Тетрадь заканчивается небольшим отрывком без
заголовка. Произвольно редакция озаглавила этот отрывок
"Отчужденный труд".
1 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., и 1, стр. 410.
2 См. К- Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956 г.
15
Вторая тетрадь пострадала сильнее. Сохранилась только
середина ее.
Из третьей тетради сохранилось несколько отрывков. Пер-
вый - "Частная собственность и труд"; второй - "Частная соб-
ственность и коммунизм", третий - "Потребление, производ-
ство, разделение труда, деньги".
Поскольку мы имеем отдельные отрывки, трудно судить о
рукописи в целом. Но я хотел бы отметить, что в первом вари-