<< Пред.           стр. 3 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 анте черновых материалов высказывается ряд очень важных и
 глубоких мыслей.
  Маркс показывает, что все категории буржуазной экономи-
 ки составляют единое целое и связаны с его основой - частной
 собственностью. Маркс осуждал буржуазную политическую
 экономию за то, что она отрывает отдельные категории поли-
 тической экономии друг от друга, не раскрывает их внутрен-
 него единства. Подчеркивалось, что буржуазная политическая
 экономия не исследовала ряд важных проблем, именно проб-
 лему монополии и конкуренции, концентрацию крупной земель-
 ной собственности и упадок мелкой. По мнению Маркса, все
 эти противоположности буржуазной политической экономией
 мыслятся как случайные, оторванные, не связанные друг с дру-
 гом, а не как неизбежные естественные следстия частной соб-
 ственности.
  Таким образом, Маркс показал, что исходным моментом
 для анализа экономических категорий является анализ собст-
 венности, и что именно из собственности нужно .выводить все
 остальные категории. В частности он иллюстрировал это на
 примере конкуренции, показывая, что буржуазная политиче-
 ская экономия ищет объяснения и монополии и конкуренции
 не во внутренней основе капиталистического строя, а во внеш-
 них обстоятельствах. Поэтому конкуренция выступает в трудах
 буржуазных экономистов как случайное обстоятельство.
  При изучении этих черновых материалов обращает на себя
 внимание еще один важный момент. Маркс всячески подчерки-
 вал глубокое различие, которое существует в положении
 эксплуататорских классов (капиталистов, землевладельцев) и
 в положении рабочего класса. Так, падение спроса на товары
 имеет отрицательное значение для всех продавцов, но для ра-
 бочего класса оно имеет смертельное значение, если не удается
 продать рабочую силу. По мнению Маркса, надлежит помнить,
 что там, где рабочий и капиталист в равной мере терпят ущерб,
 у рабочего поставлено на карту все его существование, у
 капиталиста затронут лишь барыш, получение прибыли. Ана-
 лизируя положение рабочих при капитализме, Маркс показал,
 что, для того чтобы рабочий класс мог существовать, какая-то
 часть его должна погибнуть от голода и нищеты. В рукописи
 16
 
 Маркса говорится, что "этот класс всегда вынужден жертво-
 вать частью самого себя, чтобы не погибнуть окончательно".
  Значительный интерес представляет и анализ земельной соб-
 ственности, который дается в этих черновых материалах. Маркс
 показывает, как с развитием капитализма видоизменяется сама
 земельная собственность, приобретая новые черты, отличаю-
 щие ее от феодальной земельной собственности. По существу
 здесь мы имеем зародыш теории земельной ренты.
  В работе имеется ряд очень глубоких высказываний по
 проблеме денег. Маркс пытается здесь объяснить причину вла-
 сти денег, которую они приобретают в буржуазном обществе, и
 нащупывает противоречие между частным и общественным
 трудом.
  Иными словами, уже в тот период, когда Маркс только на-
 чинал создавать свою политическую экономию, он давал совер-
 шенно иную постановку проблемы денег, "ежели все буржуаз-
 ные экономисты.
  Буржуазные экономисты рассматривали и рассматривают
 деньги как техническое орудие обмена. Между тем Маркс уже
 в этих черновиках подходит к выводу, что деньги можно объяс-
 нить лишь на основе анализа противоречий частной собствен-
 ности. Этот анализ завершен Марксом в его работе "К критике
 политической экономии". Но первые кирпичи его теории денег
 были заложены в ранних работах, в частности в черновиках к
 рукописи "Критика политической экономии и политики".
  Рассматривая черновики Маркса к его работе "Критика по-
 литической экономии и политики", мы можем установить, что
 здесь впервые дается новая трактовка понятия капитала.
  Как известно, буржуазная политическая экономия в основ-
 ном определяла капитал как накопленный труд. Этим самым
 буржуазные экономисты хотели доказать, что капитал есть
 совокупность средств производства, причем только таких, кото-
 рые являются результатом труда, в отличие от земли как при-
 родного фактора. Говоря о том, что капитал есть накопленный
 ТРУД| буржуазные экономисты тем самым утверждали, что
 капитал это есть стоимость, воплощенная, по их учению, в
 средствах производства. Конечно, это было чисто фетишистское
 определение капитала. Капитал рассматривался как вещь, а не
 как выражение определенных общественных отношений.
  Научная формулировка понятия капитала как выражения
 определенных общественных отношений дана Марксом в его
 работе "Наемный труд и капитал" (конец 1847 г.). Но в черно-
 виках к работе "Критика политической экономии и политики"
 мы имеем уже ряд новых определений по сравнению с буржуаз-
 ными экономистами.
 В этих набросках Маркс определяет капитал как накоплен-
 B-i67.v-2 17
 
 ный чужой труд и тем самым подчеркивает, что это не есть
 результат труда самого капиталиста, а присвоение чужого
 труда. Значит уже здесь в определении капитала как отчуж-
 денного труда, противостоящего рабочему в качестве враждеб-
 ной силы, намечалась связь между капиталом и эксплуатацией
 рабочих. Это, несомненно, важный шаг вперед по пути к науч-
 ному определению капитала.
  Обратимся к статье Маркса "Введение" "К критике гегелев-
 ской философии права". Здесь нужно различать две работы
 Маркса. Летом 1843 г. он написал большую черновую рукопись
 "К критике гегелевской философии права" для уяснения само-
 му себе ряда вопросов. Эта рукопись представляет собой кри-
 тическую статью о работе Гегеля "Основы философии права".
 В частности Маркс рассматривает здесь вопрос о государстве,
 вскрывает несостоятельность трактовки его Гегелем как инсти-
 тута, порожденного развитием духа. Маркс считает, что источ-
 ник государства нужно искать в "гражданском обществе", т. е.
 в экономическом строе общества. Эта черновая рукопись Марк-
 са была опубликована после его смерти 1. То, что напечатано
 в <'Немецко-французских ежегодниках",- это введение к
 "К критике гегелевской философии права".
  Значение этого произведения состоит в том, что в нем Маркс
 впервые показал всемирно-историческую роль пролетариата.
 Маркс начинает с критики религии. Он указывает, что, для того
 чтобы полностью преодолеть религию, нужно устранить недо-
 статки общественного строя, которые порождают религиозные
 фантазии. Именно в этой статье формулировалось знаменитое
 положение, что "религия есть опиум для народа" 2.
  Маркс показывает, что все несовершенство существующего
 строя, слабость отдельного человека находят свое выражение
 в религии. Нужно вместо неба изучать землю, повернуть вни-
 мание на политический строй. Нужно изменить общественный
 строй. По существу здесь ставился вопрос о социальном пере-
 вороте. Для социалистической революции Маркс употреблял
 термин "общечеловеческая революция" и ей противопоставлял
 политическую революцию, под которой имел в виду буржуаз-
 ную революцию. Маркс указывал, что политическую револю-
 цию совершало третье сословие, т. е. буржуазия. Но немецкая
 буржуазия слишком слаба и пассивна, чтобы выступить в роли
 революционного класса. В Германии должна начаться общече-
 ловеческая революция.
 Какой класс является главным в совершении революцион-
 й См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1.
 2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Ооч., т. 1, стр. 415.
 IS
 
 ного переворота? - ставил вопрос Маркс. Он называл в каче-
 стве такого класса пролетариат и давал ему весьма интерес-
 ную характеристику. Здесь нет еще экономического анализа
 положения пролетариата. Но Маркс показывал, что пролета-
 риат есть результат промышленного развития и разложения
 старого общества, он находится в особом положении, лишен
 средств производства и может освободить себя, только освобо-
 див все общество от господства частной собственности.
  Энгельс в статье "Наброски к критике политической эконо-
 МРШ" критиковал также точку зрения буржуазной политиче-
 ской экономии, что капитал - это накопленный труд. Он писал,
 что частная собственность лежит в основе всех категорий поли-
 тической экономии, а политическая экономия должна
 дать критику частной собственности и всех связанных с ней
 категорий. Сам Энгельс начинал с анализа именно частной
 собственности, которая порождает торговлю, последняя - стои-
 мость и связанные с ней категории: заработную плату, при-
 быль, ренту и т. д. Энгельс выдвинул ряд важных идей. Он
 критиковал Мальтуса (это первое марксистское выступление
 против теории народонаселения Мальтуса) и указывал, что
 избыточное население неразрывно связано с избытком богат-
 ства, с избыточным капиталом, избыточной земельной собст-
 венностью и, следовательно, тезис буржуазных экономистов,
 будто избыточное население порождено недостатком богатства,
 является неправильным: в действительности избыточное населе-
 ние сосуществует с избыточным накоплением капитала. Энгельс
 показал, что источник безработицы нужно искать отнюдь не в
 том, что производство развивается слабо, наоборот, именно
 развитие капиталистического произ(водства порождает избы-
 точное население. Это положение пока еще не развернуто,
 сформулировано в общем виде, но оно уже представляет заро-
 дыш марксистского учения о всеобщем законе капиталистиче-
 ского накопления.
  Энгельс говорил не только об обнищании рабочего класса,
 об этом писали еще Сисмонди, английские социалисты-утопи-
 сты (Оуэн и др.)- Энгельс показал неразрывную связь между
 обнищанием рабочего класса и капиталистическим накоп-
 лением.
  Большое научное значение имеют мысли Энгельса о центра-
 лизации и концентрации капитала. Энгельс показал, что цен-
 трализация есть закон, свойственный частной собственности,
 неразрывно вытекающий из господства частной собственности.
 Выдвигалось положение, что .с развитием концентрации сред-
 ние классы постепенно должны исчезнуть, и в конечном счете
 мир будет делиться на миллионеров и нищих, на крупных зем-
 левладельцев и бедных поденщиков.
 2* 19
 
  В статье, хотя и не давалось четкого определения капита-
 листического способа производства, но подчеркивалось огром-
 ное значение централизации капитала. Энгельс писал, что с
 развитием общества сокращается число собственников, образу-
 ется пропасть между маленькой горсткой крупных собственни-
 ков и массой пролетариата.
  Большое научное значение имеют выводы Энгельса относи-
 тельно диалектического единства монополии и конкуренции.
 Как известно, Маркс это положение формулирует в "Нищете
 философии" позже, в 1847 г. Энгельс уже в этой статье показал
 диалектическое единство между монополией и конкуренцией.
 Он утверждал, что монополия порождает свободную конкурен-
 цию, а последняя в свою очередь порождает монополию, что и
 монополия и конкуренция тоже являются продуктами господ-
 ства частной собственности. Энгельс писал, что противоречие
 между монополией и конкуренцией вытекает из противоречия,
 заложенного в частной собственности. Подчеркивалось, что про-
 тиворечие конкуренции состоит в том, что каждый товаропро-
 изводитель добивается монополии, тогда как все общество в
 целом должно терять от монополии и поэтому стремится ее
 устранить.
  Энгельс из своего анализа единства монополии и конкурен-
 ции делал очень важный вывод, что нельзя просто устранить
 монополию и сохранить конкуренцию. Он указывал, что в та-
 ком случае мы должны устранить их основу, а основой и моно-
 полии и конкуренции является частная собственность.
  Особый интерес представляет анализ кризисов. Учение о
 кризисах в работе еще не развернуто, но делается указание
 на то, что кризисы порождаются данным обществом. Энгельс
 подчеркивал, что самый механизм капиталистического обще-
 ства предполагает капиталистические кризисы. Так как произ-
 водство ведется ради наживы, а не для удовлетворения потреб-
 ностей, то неизбежно расширение производства периодически
 прерывается его сокращением. С развитием капитализма кри-
 зисы будут все сильнее и глубже.
  Здесь впервые дается характеристика специфичекой при-
 роды закона стоимости, который проявляется через периодиче-
 ское разрушение производства.
  Энгельс давал очень глубокую характеристику экономиче-
 ских законов капитализма. Он подчеркивал, что для экономи-
 ческих законов капитализма характерно то, что они выражают
 слепую, стихийную необходимость, такую необходимость, кото-
 рая осуществляется против воли, и сознания людей.
  Это положение настолько важно, что Маркс в первой главе
 первого тома "Капитала", в разделе "О товарном фетишизме"
 в 28-й сноске, говоря о законе стоимости, цитирует как раз это
 20
 
 выражение Энгельса из его ранней работы "Наброски к кри-
 тике политической экономии". Маркс проводил сравнение зако-
 на стоимости с законом тяготения, который познается тогда,
 когда дом обрушивается на чью-либо голову. Отметим попутно,
 что в первом томе "Капитала" имеются еще две ссылки Маркса
 на работу Энгельса "Наброски к критике политической эко-
 номии".
  Как мы видим, в этой ранней работе Энгельса содержится
 много глубоких идей. Маркс в знаменитом "Предисловии" к "К
 критике политической экономии" назвал "Наброски" Энгельса
 "гениальными набросками".
  Однако надо отметить, что в этой работе не преодолено пол-
 ностью влияние утопического социализма. Оно проявляется в
 том, что Энгельс выводил необходимость перехода от капита-
 лизма к социализму из требований человеческой природы. Опи-
 раясь на это представление, Энгельс подверг критике отдель-
 ные категории политической экономии и с моральной точки
 зрения. Он искал коренной недостаток частной торговли в том,
 что она противоречит общим интересам человека и негумани-
 стнчна. Здесь сказывалось определенное влияние представите-
 лей утопического социализма - Оуэна, Томпсона и др., которые
 утверждали, что закон стоимости получит наиболее полную
 реализацию лишь в условиях социалистического общества. Ко-
 ренной порок капитализма они видели в том, что товары не
 обмениваются по стоимости. Энгельс в этой работе стоит на
 такой же позиции, он также критикует капитализм за то, что
 рыночная цена не совпадает со стоимостью.
  Энгельс тогда еще не проводил разграничения между клас-
 сической и вульгарной политической экономией. Он отводил
 одинаковое место и теории стоимости Рикардо, и теории стои-
 мости Сэя. Каждая из этих теорий признавалась односторон-
 ней, поскольку Рикардо выводил стоимость из издержек произ-
 водства, а Сэй - из полезности. Энгельс считал, что нельзя
 отвлечься ни от затрат труда, ни от полезности; он даже утвер-
 ждал, что вообще в условиях капиталистической экономики
 реальностью является не стоимость товара, а рыночная цена.
 Он обвинял и Сэя, и Рикардо, в том, что они абстрагировались
 от конкуренции, а единственно реальной в условиях капитализ-
 ма считал рыночную цену; в условиях же социализма станет
 возможной реальная стоимость, выражающая отношение труда
 к полезности. Следовательно, здесь теория стоимости давалась
 еще в неправильном изложении.
  Из сохранившихся конспектов Маркса по произведениям
 Рикардо (изданным во Франции Сэем со своими примечания-
 ми) и высказываниям Сэя видно, что Маркс в то время тоже
 считал реальностью только рыночные цены. Ссылаясь на Пру-
 2!
 
 дона, Маркс указывал, что нужно учитывать при определении
 стоимости и дань, которую уплачивают потребители капитали-
 сту в виде прибыли и землевладельцу IB виде ренты. В то время
 Маркс не вполне освободился от влияния утопического социа-
 лизма. Это влияние сказалось в том, что Маркс рассматривал
 социалистический строй как единственный естественный строй,
 вытекающий из природы человека.
  В работе "Критические заметки к статье "Пруссака" "Король
 прусский и социальная реформа" Маркс писал и о том, что ко-
 ренной недостаток капиталистического строя состоит в том,
 что не человек господствует над своим продуктом, а про-
 дукт его труда господствует над человеком. Этот строй можно
 характеризовать, как обесчеловеченный строй, и социализм
 должен восстановить естественные права человека. Эти пред-
 ставления сказались и в "Тезисах о Фейербахе" Маркса. В де-
 сятом тезисе противопоставлялись старый и новый материа-
 лизм. (Старый материализм - это материализм фейербахов-
 ский.) "Точка зрения старого материализма есть "граждан-
 ское" общество; точка зрения нового материализма есть чело-
 веческое общество или обобществившееся человечество"и.
  В социализме Маркс усматривал воплощение реализации
 требований человеческой природы .

<< Пред.           стр. 3 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу