<< Пред. стр. 16 (из 42) След. >>
ции рабочих, рост относительного перенаселения.Следовательно, само движение данной экономической ка-
тегории отражает нарастание противоречий между развитием
производительных сил и капиталистическими производственны-
ми отношениями.
Трактовка всех экономических категорий в работах Маркса
и Энгельса на основе применения материалистической диалек-
тики коренным образом отличается от той трактовки, кото-
рую давали представители классической политической эко-
номии.
Представители классической политической экономии исхо-
дили из того, что экономические категории существуют вечно"
что все они существуют параллельно, рядом друг с другом.
Между тем Маркс показал, что в действительности идет
процесс развития, превращения одних категорий в другие. Сам
этот процесс превращения одних категорий в другие отражает
реальный исторический процесс, процесс действительного раз-
вития человеческого общества. Так, например, Маркс показал,
что деньги не возникают одновременно с товаром, а товар в
силу определенных исторических условий превращается в
деньги. Таким образом, здесь мы имеем создание новой кате-
гории, вырастающей из развития противоречий, заложенных
в товаре.
Маркс установил, как развитие товара и денег на опреде-
ленном этапе приводит к превращению денег в капитал, т. е.
7* 99
к появлению новой категории, которая знаменует собой совер-
шенно новую историческую эпоху.
Маркс выяснил, что с возникновением капитала преобра-
зуются все существовавшие категории и появляются некото-
рые новые категории. Так, например, торговый капитал суще-
ствовал в докапиталистическом обществе. С появлением капи-
талистического производства торговый капитал приобретает
новые черты, новые особенности, становится особой категорией,
отличной от категории купеческого капитала в докапиталисти-
ческих формациях.
Ростовщический капитал также существовал в докапитали-
стических формациях. С возникновением капитализма ростов-
щический капитал превращается в ссудный капитал, имеющий
особую природу, особые закономерности.
В феодальном обществе существовали различные формы
докапиталистической ренты - отработочной, продуктовой, де-
нежной и т. д. Капиталистический способ производства при-
водит к возникновению новой ренты, которая имеет иные ис-
точники, определяется другими закономерностями.
Таким образом, мы видим, что Маркс истолковал по-ново-
му все экономические категории с позиций историзма и пока-
зал, что процесс развития отдельных категорий отображает
реальный процесс общественного развития.
Возьмем, например, учение Маркса о развитии форм стои-
мости: простой или случайной, развернутой, всеобщей и де-
нежной.
В. И. Ленин в статье "Карл Маркс" отмечал, что в данном
случае перед нами не только теоретический анализ, но и обоб-
щение огромного исторического материала, характеризующее
развитие данных категорий, переход от одной формы стоимости
к другой, отображающее действительный процесс развития об-
мена и процесс постепенного превращения товара в деньги.
Учение Маркса о функциях денег основано на выяснении
зависимости, которая существует между отдельными функция-
ми. Без выяснения функции меры стоимости нельзя объяснить
функцию средств обращения, поскольку товар вступает в об-
ращение, имея какую-то цену. Без раскрытия функции средств
обращения нельзя выяснить последующие функции: сокрови-
ща, средства платежа и мировых денег. Но вместе с тем мы
имеем перед собой не только логическую связь, здесь имелась
и историческая последовательность возникновения отдельных
функций денег, которую выясняет Маркс. Историческая роль
отдельных функций денег меняется. Так функции денег как
меры стоимости и средства обращения имели решающее зна-
чение на более ранней стадии развития товарного производ-
ства. Функции денег как средства сокровища и средства плате-
100
жа, а в особенности как мировых денег приобретают всю свою
значимость на более поздней стадии развития.
Категорию капитала Маркс изучил после категории товара,
ибо товар является предпосылкой капитала. Капитал есть оп-
ределенный товар, капитал есть стоимость, производящая при-
бавочную стоимость. Но вместе с тем товар и исторически
предшествует капиталу.
В учении об абсолютной и относительной прибавочной сто-
имости опять-таки имеется определенная зависимость. Вполне
естественно, что Маркс раньше дает анализ абсолютной при-
бавочной стоимости, ибо она раскрывает суть производства
прибавочной стоимости, которая возникла за счет удлинения
рабочего дня сверх необходимого рабочего времени. Только на
базе абсолютной прибавочной стоимости может быть уяснена
природа относительной прибавочной стоимости. Но вместе с
тем перед нами определенная историческая последователь-
ность. Производство абсолютной прибавочной стоимости ха-
рактеризует более ранний период в развитии капитализма,
нежели производство относительной прибавочной стоимости.
Обратимся к учению о дифференциальной ренте первого и
второго рода. Здесь налицо логическая последовательность в
том смысле, что учение о дифференциальной ренте первого ро-
да является исходным пунктом для понимания дифференци-
альной ренты второго рода. Но в этом отражается и историче-
ская последовательность, так как дифференциальная рента
второго рода характеризует собою более развитый капитализм
с преобладанием интенсивной агрокультуры.
Чрезвычайно важной особенностью диалектического мето-
да, применяемого Марксом в политической экономии, являет-
ся то, что само движение категорий объяснено на основе внут-
ренних противоречий.
Анализируя простую форму стоимости, Маркс показывал,
что уже здесь имеется противоречие между потребительной
стоимостью и стоимостью. Это противоречие отражает проти-
воречие между абстрактным и конкретным, между частным и
общественным трудом. Само развитие внутренних противоре-
чий, заложенных в товаре, приводит к возникновению новых
категорий. Маркс дал очень глубокую трактовку денег, харак-
теризуя их как форму движения противоречий товара. Появ-
ление денег преодолевает локальные и индивидуальные грани-
цы обмена, придает ему совершенно новый размах, но вместе
с тем развитие денег, придавая обмену новые специфические
формы, отнюдь не ликвидирует противоречий, заключенных в
товаре. Противоречия между потребительной стоимостью и
стоимостью, между частным и общественным трудом, получают
свое выражение в противоположном движении актов метамор-
101
фоза, в противоположном движении купли-продажи, в трудно-
стях реализации товаров, что особенно ярко выражается во
время кризиса.
Анализируя производство прибавочной стоимости, Маркс
показывал, что прибавочная стоимость представляет собой спе-
цифический метод разрешения противоречия между обменом
товаров по стоимости и самим возрастанием стоимости. Это
противоречие разрешается путем выделения особого товара -
рабочей силы.
Вершиной экономического анализа Маркса является его ана
лиз кризисов. Маркс опять-таки дает определение экономичес-
ких кризисов на основе анализа всех противоречий капиталисти
ческого общества, указывая, что кризис представляет собой
специфический способ разрешения или уравнения этих противо-
речий, способ, который не ликвидирует противоречия, а, наобо-
рот, создает предпосылки для нового, еще более сильного
взрыва.
Итак, мы видим, что диалектический метод позволил Марксу
совершенно по-новому объяснить все экономические категории
на основе выяснения исторической природы, исторических зако-
номерностей развития современного общества.
В. И. Ленин в статье "Три источника и три составных части
марксизма" подчеркивал, что экономическое учение Маркса яв-
ляется наиболее глубоким, всесторонним и детальным подтвер-
ждением и применением теории марксизма. Экономическое уче-
ние Маркса есть составная часть марксистской теории. Марк-
систская теория шире, нежели его экономическое учение.
Чем объяснить, что Маркс все же главное внимание улелял
глубокой разработке экономических вопросов? Центральной ра-
ботой Маркса является "Капитал", который В. И. Ленин ха-
рактеризовал как величайшее политико-экономическое произ-
ведение века. Тот факт, что Маркс улелял такое внимание изу-
чению политической экономии, может быть непосредственно
объяснен на основе изучения исторического материализма.
Ленин в той же статье "Три источника и три составных части
марксизма" писал следующее: "Признав, что экономический
строй является основой, на которой возвышается политическая
надстройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого
экономического строя" К Поскольку экономический строй явля-
ется базисом, над которым возвышается политическая, право-
вая, идеологическая надстройка, то вполне естественно, что
Маркс так много сил потратил на изучение экономического ба-
зиса. Переворот, который совершил Маркс в области политиче-
1 В. И. Ленин. Соч., т. 19, стр. 5.
102
шоп экономии, имеет огромное научное и политическое зна-
чение.
Очень (c)ажио подчеркнуть также и вторую сторону.
Как >вам уже известно, "вся теоретическая деятельность
Маркса и Энгельса была подчинена борьбе за освобождение
рабочего класса. Энгельс в своей работе "Принципы комму-
низма" ставит такой вопрос: "Что такое коммунизм" и дает
ответ: "Коммунизм есть учение об условиях освобождения
пролетариата" К
Политическая экономия, разработанная Марксом и Энгель-
сом, играет чрезвычайно важную роль в решении стоящей перед
рабочим классом революционной задачи. Экономическое уче-
ние Маркса вооружает пролетариат на борьбу за освобожде-
ние человечества от капиталистического гнета.- Нужно сказать,
что сама формула о том, что политическая экономия изучает
экономические законы развития человеческого общества, на-
полнена революционным содержанием. Вскрыть экономические
законы развития человеческого общества - это значит пока-
зать неизбежность перехода от одной общественно-экономиче-
ской формации к другой. Но этот переход совершается револю-
ционным путем, путем социальной революции.
Раскрытие экономического закона развития человеческого
общества помогает нам дать анализ предпосылок социальной
революции. Особенно сильно марксизм интересовал вопрос о
пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс
показали неизбежность социалистической революции и дикта-
туры пролетариата. Они выяснили, как в недрах капитализма
создаются материальные предпосылки и субъективные факто-
ры социалистической революции.
В частности большое значение имеет указание Маркса и
Энгельса об экономике переходного периода от капитализма к
социализму, данное в "Критике Готской программы".
Принципиальное значение имеют отдельные положения
Маркса и Энгельса об экономике социализма и коммунизма.
В. И. Ленин в работе "Государство и революция", характе-
ризуя своеобразие метода Маркса при решении проблемы бу-
дущего общества, указывал, что марксизм исходит из тех про-
цессов, которые развиваются уже в недрах капитализма. Он
писал: "У Маркса нет ни тени попыток сочинять утопии, по-
пусту гадать на счет того, чего знать нельзя. Маркс ставит
вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы
вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновид-
ности" 2.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, сто 322
2 В. И. Ленин. Соч., т. 25, стр. 430.
103
Следует отметить, что буржуазные писатели пытались сочи-
нить легенду, будто существует глубокое противоречие между
Марксом-ученым и Марксом-революционером. В частности та-
кую легенду распространял немецкий буржуазный экономист
Вернер Зомбарт. Он выдвинул тезис, что в Марксе надо раз-
личать две натуры и что якобы шла борьба между Марксом-
ученым и Марксом-революционером. Зомбарт уверял, что
Маркс как ученый дал наиболее глубокое обоснование эволю-
ционной тактики, ориентации на постепенное развитие и таким
образом "как ученый отрицал революционную борьбу". Рево-
люционные воззрения Маркса и Энгельса Зомбарт трактовал
как отрыжку прошлого. В частности Зомбарт пытался истол-
ковать учение о диктатуре пролетариата как чуждое научной
теории марксизма и заимствованное из другого лагеря.
Нечего говорить, что такая попытка разорвать Маркса на
две половины является совершенно несостоятельной.
В. И. Ленин в статье "Что такое "друзья народа" и как они
воюют против социал-демократов?" подчеркивал, что в марк-
сизме гармонически сочетаются научные и революционные
элементы. Он писал следующее: "Непреодолимая привлека-
тельная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех
стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую
научность (являясь последним словом общественной науки) с
революционностью, и соединяет не случайно, не потому только,
что основатель доктрины лично соединял в себе качества уче-
ного и революционера, а соединяет в самой теории внутренне
w неразрывно" 1.
Сам Маркс в "Послесловии" ко II изданию I тома "Капи-
тала" раскрывает революционный смысл научной материали-
стической диалектики. Он подчеркивал, что диалектика ни
перед чем не останавливается, она критична по своей природе,
опровергает все старые авторитеты, неизбежно зовет к новому,
радикальному преобразованию существующего строя. В этом
смысле сама диалектика имеет глубокий революционный
смысл.
Учение Маркса и Энгельса дальше развил В. И. Ленин.
В. И. Ленин был одним из самых верных и последователь-
ных учеников Маркса и Энгельса. Вместе с тем он был вели-
ким продолжателем учения Маркса-Энгельса. Он развил дальше
учение Маркса применительно к новым условиям эпохи импе-
риализма, к новой фазе в развитии капитализма и победы со-
циалистической революции в России.
1 В. И. Ленин. Соч., т. I, стр. 308.
Раздел второй
БУРЖУАЗНЫЕ АПОЛОГЕТЫ НАЕМНОГО РАБСТВА
(конец XIX - начало XX вв.)
Лекция 9-я
Субъективизм. Австрийская школа
Трудность изучения этого раздела истории экономической
мысли заключается в том, что имеется мало литературы, осве-
щающей данную эпоху, а учебной литературы вообще нет. Что
касается работ самих буржуазных экономистов, то в основном
они имеются только на иностранных языках.
Начнем с австрийской школы, которая представляет разно-
видность вульгарной политической экономии.
Классическое определение вульгарной политической эконо-
мии Маркс дал в I томе "Капитала" в 32-м примечании к первой
главе. В этом примечании он противопоставлял классической
политической экономии вульгарную и указывал, что в отли-
чие от классической политической экономии, которая изучала
внутренние зависимости буржуазного общества, вульгарная
политическая экономия вращается в кругу внешних кажущих-
ся зависимостей, т. е. рассматривает явления такими, какими
они выступают на поверхности. Она исходит из ходячих пред-
ставлений буржуазных деятелей, систематизирует их затаскан-
ные и убогие фразы.
Для классической политической экономии характерна науч-
ная добросовестность. Маркс это особенно подчеркивает на
примере Рикардо. Вульгарные же экономисты занимаются
преимущественно сознательной и предвзятой апологией ка-
питализма. Эту черту Маркс сформулировал в послесло-
вии ко второму изданию I тома "Капитала", говоря, что отныне
для буржуазного экономиста (в данном случае рассматри-
105
валась вульгарная политическая экономия) вопрос заключа-
ется уже не в том, правильна или неправильна та или другая
теорема, а в том, полезна она для капитала или вредна, удоб-
на или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями
или нет.
Из этих двух признаков, характеризующих вульгарную по-
литическую экономию, особое значение имеет второй. Маркс
отмечал, что по мере роста капиталистических противоречий