<< Пред.           стр. 17 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 буржуазная политическая экономия носит все более и более
 апологетический характер. Задача оправдания капитализма
 становится центральной для буржуазных экономистов.
  Для того чтобы уяснить особенности вульгарной политиче-
 ской экономии на примере австрийской школы, нужно хотя бы
 в немногих словах напомнить об основных этапах эволюции
 представлений вульгарных экономистов.
  Вульгарная политическая экономия всегда боролась с про-
 грессивными передовыми идеями своего времени. Первый этап
 эволюции вульгарной политической экономии характеризовал-
 ся тем, что под удар ставился утопический социализм. На-
 пример, работы основоположника вульгарной политической
 экономии Сэя были направлены против известного револю-
 ционного деятеля Франции конца XVIII в. Бабефа, против
 первых вариантов утопического социализма. Непосредственным
 поводом для появления работы Мальтуса послужила вышед-
 шая к концу XVIII в. книга анархиста Годвина, в которой
 Годвин выступил с критикой частной собственности и выдви-
 нул положение, что частная собственность - источник социаль-
 ных бедствий. Мальтус своей задачей поставил дискредитиро-
 вать Годвина, противопоставить свою теорию, основной тезис
 которой гласил, будто источник социальных бедствий нужно
 искать в области природы. Особенно усиливается полемика
 вульгарных экономистов против утопического социализма в
 40-х гг., в период наибольшего расцвета утопического социа-
 лизма. Так, например, Бастиа прямо и непосредственно высту-
 пал против социалистов-утопистов. Н. Г. Чернышевский, ха-
 рактеризуя французскую литературу того времени, писал, что
 французские экономисты страдают коммунизмофобией.
  Второй этап уже связан с появлением работ Маркса, в осо-
 бенности с выходом "Капитала". Выход в свет I тома "Капи-
 тала" стал крупнейшим событием на идеологическом фронте.
 Деятели I Интернационала официально назвали эту книгу
 библией рабочего класса. Первоначально буржуазные эконо-
 мисты пытались замолчать это великое произведение Маркса,
 организовать то, что Маркс называл заговором молчания. Но
 эта попытка оказалась безнадежной, так "как влияние идей
 Маркса среди рабочих было слишком велико. В начале 70-х гг.
 106
 
 XIX в. возникает ряд новых школ, непосредственно боровших-
 ся с марксизмом. Одной из таких школ и явилась австрийская
 школа.
  Третий этап эволюции вульгарной политической экономии
 связан с борьбой против ленинизма и советского строя. Это
 уже современный этап идейной борьбы, который совпадает с
 периодом общего кризиса капитализма.
  Таким образом, возникновение вульгарной австрийской
 школы нужно трактовать как реакцию на появление марксиз-
 ма, реакцию среди экономистов буржуазного лагеря. При этом
 буржуазные экономисты выдвигали различные методы борьбы
 с марксизмом. Эти методы можно свести к трем группам.
  Первый метод, наиболее распространенный, состоял в по-
 пытках противопоставления марксизму такой экономической
 теории, которая была бы основана на диаметрально противо-
 положных принципах. Наиболее ярким примером такого на-
 правления и является австрийская школа.
  Другой метод, который избрали буржуазные экономисты,
 сводился к проповеди эмпиризма, отказу от всякой теории, к
 замене экономической теории простым описанием фактов и яв-
 лений. Это тоже метод борьбы с марксизмом, но несколько
 иного характера. Такой метод применяли преимущественно
 экономисты, принадлежащие к исторической школе.
  Наконец, третий метод, наиболее изощренный, заключался
 в попытках извратить учение Маркса, маскируясь частичным
 признанием некоторых его положений, дать учение, глубоко
 отличное от марксизма. Суть этого метода состояла в стрем-
 лении выхолостить революционный дух, революционную сущ-
 ность марксизма, превратить Маркса в дюжинного либерала.
 Такой метод характерен для ревизионизма, для правых соци-
 ал-демократов. Среди буржуазных экономистов чаще всего
 его использовал Зомбарт. К этому же сводились и фальсифи-
 кации социального направления.
 Перехожу к анализу австрийской школы.
  Австрийской эта школа называется потому, что наиболее
 крупные и известные представители этой школы жили в Ав-
 стрии и преподавали в австрийских университетах. Некоторые
 называют австрийскую школу психологической школой, а
 также школой предельной полезности. Но фактически австрий-
 ская школа стала международным явлением. Она имела много
 сторонников в Германии, в Англии, в США и в царской Рос-
 сии. В частности одним из первых пропагандистов идей этой"
 школы в России был известный буржуазный экономист Туган-
 Барановский.
  Нужно сказать, что "аргументы", которые выдвигали эко-
 номисты австрийской школы, и отдельные теоретические поло-
 7* 107
 
 женяя до сих пор пользуются широким признанием в бур-
 жуазной литературе. Следовательно, когда мы критикуем ав-
 стрийскую школу, нужно помнить, что эта теория до настоя-
 щего времени имеет очень большое распространение в капита-
 листических странах, в частности в университетских курсах.
  Основателем школы считается австрийский экономист Карл
 Менгер, который в 1871 г. выпустил курс под названием "Ос-
 новы политической экономии". Он имеется в русском переводе,
 в дореволюционном издании.
  Вторым наиболее известным представителем этой школы
 является австрийский экономист Бем-Баверк. На русском язы-
 ке имеются две его работы. Первая называется "Основы тео-
 рии ценности хозяйственных благ". Вторая работа Бем-Бавер-
 ка называется "Маркс и его теория". Эта работа является ос-
 новным источником "критической аргументации" против
 Маркса для буржуазных экономистов.
  Австрийская школа сложилась в начале 70-х гг., причем
 вовсе не случайно. Правда, идеи, родственные австрийской
 школе, были выдвинуты раньше. Еще в середине 50-х гг. в
 Германии вышла книга экономиста Госсена, в которой форму-
 лировался принцип предельной полезности. Но эта работа
 осталась совершенно незамеченной. После этого в начале
 70-х гг. в разных странах Европы появляются одновременно
 работы, родственные по своему направлению. В 1871 г. в Ав-
 стрии появилась книга Менгера "Основы политической эконо-
 мии". В том же году совершенно независимо от Менгера ан-
 глийский экономист Джевонс выпустил книгу "Теория поли-
 тической экономии", в которой развил взгляды, родственные
 Менгеру. Через три года в 1874 г. в Швейцарии на французском
 языке вышла книга Вальраса под названием "Основы чистой
 экономии".
  Следовательно то, что на трех разных языках: на немец-
 ком, английском и французском в разных странах вышли ра-
 боты, имеющие родственные взгляды, свидетельствует о том,
 что появление школы субъективистов не было случайностью.
  Почему же получили наибольшее распространение взгляды
 австрийской школы, а не идеи англичанина Джевонса или
 француза Вальраса? Это объясняется тем, что Джевонс
 и Вальрас для обоснования своей теории пытались приме-
 нить высшую математику, в частности, дифференциальное и
 интегральное исчисление. Это сделало их работы трудночитае-
 мыми и мало популярным.
 Перехожу к рассмотрению взглядов австрийской школы.
  Австрийская школа возникла под влиянием непосредствен-
 ной реакции буржуазных экономистов на работы Маркса и
 ставила своей задачей помешать распространению учения
 108
 
 Маркса. Не случайно в домыслах этой школы искали опору
 правые социалисты того времени. Так, Эдуард Бернштейн,
 один из основоположников ревизионизма, защищал теорию
 предельной полезности. До сих пор широко пропагандируют
 эту теорию лейбористы в Англии, а также реакционные деяте-
 ли рабочего движения других стран.
  Методология, которую применяет австрийская школа, очень
 ярко отражает апологетические задачи ее основоположников.
  Для методологии австрийской школы характерны следую-
 щие моменты.
  Во-первых, резко выраженный идеализм. Австрийская
 школа в качестве исходного момента берет психологию "хо-
 зяйствующего субъекта", т. е. психологию человека, который
 занят в хозяйственной области. Один из представителей этой
 школы Ф. Визер сказал, что политическая экономия есть прик-
 ладная психология, что задача политической экономии заклю-
 чается в том, чтобы объяснить все экономические явления,
 исходя из мотивов, которыми руководствуются в своей дея-
 тельности отдельные люди.
  Суть философских взглядов, которые защищали представи-
 тели австрийской школы, выразил Бем-Баверк в своей книге
 "Основы теории ценности хозяйственных благ". Он писал, что
 социальные законы являются результатом действия индиви-
 дуумов, а действия индивидуумов определяются соответствую-
 щими мотивами. Корни экономических явлений нужно искать
 в мотивах, которыми руководствуются в своей деятельности
 хозяйствующие субъекты. Конечно, всякому понятно и очевид-
 но, что мотивы действий отдельных участников хозяйства оп-
 ределяются общественным строем, определяются экономикой, а
 не наоборот. Экономисты австрийской школы сознательно это
 игнорируют, рассматривая мотивы тех или иных действий лю-
 дей в качестве определяющего источника. В связи с этим и
 сами экономические категории в работах австрийской школы
 получают совершенно ложную трактовку.
  Возьмем понятие стоимости. Оно подменяется понятием
 ценности. По учению австрийской школы, нужно различать
 объективную ценность, существующую независимо от созна-
 ния человека, и субъективную. Что же они понимают под
 субъективной ценностью? По определению Меигера, она не су-
 ществует вне сознания людей и сводится к суждению, которое
 хозяйствующие люди имеют о значении блага. Отсюда полу-
 чается вывод, что ключ к решению всех экономических проб-
 лем нужно искать в изучении сознания человека, так как все
 экономические категории существуют раньше в сознании
 субъекта, а потом они получают внешнее выражение. Если, по
 учению Маркса, стоимость есть овеществленный труд, то, по
 109
 
 мнению австрийской школы, ценность есть субъективная
 оценка, внешне выраженное суждение людей. В итоге получа-
 лась совершенно извращенная трактовка экономических кате-
 горий.
  Во*вторых, методология австрийской школы характеризу-
 ется резко выраженным индивидуализмом. Она рассматривает
 общество как совокупность отдельных субъектов, и считает,
 что исходным пунктом политической экономии является анализ
 не общественного производства, а индивидуального. Отсюда
 следует вывод, что именно Робинзон и дает исходный пункт, с
 которого должно начаться исследование. Так, например, Бем-
 Баверк писал, что перед экономистом стоят две задачи. Пер-
 вая задача - изучить то, что он называет "микрокосмос", т. е.
 маленький мир, или экономику индивидуального хозяйства,
 что лучше всего можно сделать на примере хозяйства Робин-
 зона. Вторая задача - изучить "макрокосмос", т. е. большой
 мир, или общественное хозяйство. Однако Бем-Баверк подчер-
 кивал, что общественное хозяйство может быть изучено лишь
 на основе анализа индивидуального хозяйства.
  Еще дальше идут современные представители австрийской
 школы. Так, один из самых известных защитников австрий-
 ской школы в Америке Мизес писал, что человек есть существо
 несоциальное и даже антисоциальное. Мизсс сделал большой
 шаг назад по сравнению с идеологом античных рабовладель-
 цев Аристотелем, который считал, что человек есть обществен-
 ное животное. Наоборот, Мизес подчеркивает примат индиви-
 дуалистических мотивов.
 В чем смысл такого крайнего индивидуализма?
  Его смысл сводится к тому, чтобы зачеркнуть наиболее ак-
 туальные и острые проблемы политической экономии, снять за-
 дачу анализа социальных законов и классовых противоречий.
  С точки зрения австрийской школы, все экономические ка-
 тегории находят свое объяснение уже при рассмотрении хо-
 зяйства Робинзона. Конечно, если взять такое изолированное
 индивидуальное хозяйство, то там не может быть социальных
 противоречий. Где нет общества, там и не может быть проти-
 воречий между буржуазией и пролетариатом. Поэтому основ-
 ные выводы эта школа пыталась сделать именно на основе
 рассмотрения такого индивидуального хозяйства. Тем самым
 из политической экономии устранялись все социальные проб-
 лемы. Прежде всего снимались вопросы, связанные с классо-
 вой борьбой и классовыми противоречиями. Политическая эко-
 номия перестала быть социальной, общественной наукой.
  В-третьих, методологию австрийской школы в противопо-
 ложность марксизму характеризует полное игнорирование
 производства.
 110
 
  Маркс показал диалектическое единство производства,
 распределения, обмена и потребления, подчеркивая, что в этом
 диалектическом^ единстве главным определяющим моментом
 является производство. Характер и способ производства опре-
 деляет характер распределения, обмена и потребления.
  Австрийская школа пыталась противопоставить Марксу
 теорию, построенную на диаметрально противоположных на-
 чалах. В противовес примату производства, который подчер-
 кивается марксистской политической экономией, австрийская
 школа выдвигала тезис о примате потребления. Решительно
 утверждалось, что исходным пунктом политической экономии
 является субъект, индивидуум, и поскольку у этого субъекта
 имеются определенные потребности, они играют решающую
 роль. Для того чтобы сильнее подчеркнуть решающую роль
 потребления, всячески умалить роль труда и производства,
 австрийская школа в качестве исходного пункта берет такого
 индивидуума, который не занимается производством. Эконо-
 мисты этой школы считают, что производственный процесс иг-
 рает подчиненную роль и только осложняет хозяйственные яв-
 ления, но не создает их. Поэтому можно на первых порах от-
 влечься от существования производства. Конечно, такого рода
 воззрения являются наивными и совершенно ложными. Но эко-
 номисты австрийской школы сознательно идут на фальсифи-
 кацию, чтобы свести на нет или умалить роль труда в разви-
 тии экономики. Это выражается и в том, что они целиком от-
 вергают теорию трудовой стоимости.
  Сам труд в литературе австрийской школы трактуется как
 нечто аналогичное средствам производства. У австрийской
 школы есть понятие так называемых производственных благ,
 к разряду которых относится все, что требуется для производ-
 ства: сырье, вспомогательные материалы, оборудование и
 труд как один из элементов производства. Поэтому австрий-
 ская школа приходит к совершенно парадоксальному выводу,
 что не труд создает стоимость, как учил Маркс, а сам труд
 как один из элементов производства имеет стоимость наряду
 с сырьем, топливом, вспомогательными материалами и т. д.
 Получается совершенно извращенное представление о труде.
  Итак мы видим, что особенности методологии австрийской
 школы характеризуются следующими моментами: во-первых,
 идеализм, во-вторых, подчеркивание примата индивидуума и,
 в-третьих, отрицание определяющей роли производства, призна-
 ние примата потребления.
  Основной смысл этих методологических приемов сводится
 к тезису о независимости экономических категорий от социаль-
 ного строя, к задаче доказать вечность категорий, под кото-
 рыми имелись в виду категории капиталистического строя.
 111
 
 Следовательно, методологию австрийской школы характеризу-
 ет крайний антиисторизм, который выражается в отрицании
 исторического характера экономических категорий, в призна-
 нии вечности категорий капиталистического строя. Правда, от-
 рицание историзма присуще всей буржуазной политической
 экономии, но для экономистов австрийской школы антйисто-
 ризм является особенно характерным.
  Антиисторизм используется и современными экономистами
 для реакционных целей. В Англии и особенно в США выпу-
 скается очень много работ по политической экономии социа-
 лизма. Буржуазные экономисты пытаются дать свою трактов-
 ку проблем политической экономии социализма. Одним из ис-
 ходных пунктов этих трактовок является то, что экономические
 законы всюду действуют одинаковым образом. Доказывается
 это при помощи математики в виде теоремы, которую изобрел
 итальянский экономист Бароне. Он выдвинул тезис, что теорию
 стоимости можно выразить в виде нескольких уравнений, при-
 чем одни и те же уравнения якобы пригодны и для капита-
 лизма и для социализма, так как алгебраические формулы
 остаются теми же, меняются лишь числовые значения. Подоб-

<< Пред.           стр. 17 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу