<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 B. Определите необходимые ресурсы.
 4. Вернитесь в настоящее и получите доступ к ресурсам.
 А. Получите доступ к каждому из необходимых
 ресурсов и заякорите их.
 Б. Усильте и проверьте якоря для ресурсов.
 5. С позиции наблюдателя переместите ресурсы (метасостояние).
 A. Предоставьте себе, более молодому, все необходимые ресурсы и позвольте событию разворачиваться с их участием. Представьте себя, дающего себе же, более молодому, дополнительные ресурсы. Наблюдайте, как разворачивается событие, не затрагивающее этот ресурс.
 Б. Предоставьте другим участникам "фильма" необходимые им ресурсы.
 B. Проведите "экологическую проверку":
 • Обеспечивает ли новый ресурс лучший исход?
 • Улучшает ли это жизнь?
 • Дает ли это вам "карту", более удобную в применении?
 196
 Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
 6. Ассоциируйтесь с ресурсным состоянием (пункт 5 выше).
 7. Двигайтесь в состоянии ассоциации вперед по своей личностной истории, имея дополнительные ресурсы.
 А. Перенесите добавленные ресурсы в ваше будущее, улучшая и обогащая год за годом вашу линию времени.
 Б. Позвольте добавленным ресурсам влиять на все аспекты вашей жизни.
 XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения
 Во время своих обучающих семинаров по НЛП Тэд Джеймс предлагал участникам выполнить упражнение по преодолению сомнения. Джеймс делал это, чтобы психологически подготовить их к показательному разбиванию сосновой доски рукой. Это упражнение является ярким образцом применения концепции интеграции частей. Вы можете проделать это упражнение самостоятельно. Если вы левша, замените всюду лево на право.
 1. Встаньте ровно. Вытяните обе руки перед собой. Закройте глаза и вспомните момент, когда вы чувствовали себя всемогущим. Вспомнив это время, вчувствуйтесь в свое тело, почувствуйте то, что чувствовали тогда, услышьте то, что слышали, увидьте то, что видели. Теперь сосредоточьтесь на этом ощущении всемогущества и распространите его по всему телу. Создайте его образ и поместите его в правую ладонь.
 2. Очистите экран. Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили момент, когда чувствовали всеобъемлющую любовь к себе. Позвольте этой любви окутать вас. Полностью погрузитесь в это ощущение, видя и слыша то, что видели и слышали тогда. Сосредоточьтесь на этой любви и создайте ее образ. Разожмите правую ладонь и поместите в нее этот образ. Затем сожмите ладонь. Вновь очистите экран.
 3. Я хотел бы, чтобы вы вспомнили момент, когда не могли ошибиться... момент, когда вы знали, что
 все в ваших силах. Вспомните момент, когда вы знали, что в ваших силах получить все желаемое. Вспомнив этот момент, сосредоточьтесь на своем теле. Смотрите собственными глазами, слушайте то, что слышали, рассматривайте то, что видели, чувствуйте то, что чувствовали. Полностью погрузитесь в тот момент, когда знали, что все в ваших силах. Прочувствуйте это ощущение могущества, навеянного знанием, что в ваших силах получить все, что пожелаете. Возьмите эту энергию и рас-
 пространите ее по всему телу. Создайте ее образ и поместите в правую ладонь. Затем сожмите ее.
 4. Теперь очистите экран. Вспомните время, когда вы
 были по-настоящему энергичны. Выберите момент, когда энергия переполняла вас. Вы чувствовали себя таким энергичным. Вам хватило бы сил сделать все, что бы вы ни пожелали сделать. Сосредоточьте на своем теле, увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, прочувствуйте то, что чувствовали. Возьмите всю эту энергию и наполните себя ею. Создайте ее образ и поместите в правую ладонь. Затем сожмите ее. Просто удерживайте этот образ в своей правой ладони.
 5. Теперь вспомните веселое время, момент, когда вы безудержно смеялись. Сосредоточьтесь на своем теле и увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, и почувствуйте то, что чувствовали. Теперь возьмите этот смех и хорошее настроение и создайте их образ. Поместите этот образ в правую ладонь и держите там.
 6. Теперь разожмите правую ладонь и рассмотрите образ этой энергии, мощи и хороших чувств. Взгляните на цвет. Взгляните на размер. Что произнес бы этот образ, если бы заговорил с вами? Поднесите его к уху и выслушайте все, что он хочет сказать. Какие звуки он издает? Теперь отметьте, как приятно ощущать его. Отметьте размер, вес и текстуру всей этой энергии. После всего этого с любовью сожмите его в правой ладони.
 7. Сомневаетесь ли вы в том, что становитесь именно таким, каким вам хотелось бы быть? Сотворите образ этих сомнений и поместите его в левую ладонь (или правую, если вы левша). Возьмите все сомнения, какие только могут у вас возникнуть, и поместите их в левую ладонь. Прислушайтесь к тому, что они вам говорят. Прочувствуйте все эти сомнения.
 8. Теперь возьмите то хорошее, что находится в вашей ведущей руке, и перелейте его в другую руку, производя при этом как можно больше шума. Продолжайте переливать сомнения и энергию из руки в руку до тех пор, пока они не станут идентичны друг другу. Смотрите на них до тех пор, пока они не начнут походить друг на друга цветом, размером, очертаниями и текстурой. Когда они станут в точности похожи друг на друга, еще раз вспомните время, когда ощущали себя всемогущим, бесконечно любимым, и время, когда все было в ваших силах. Поместите все это в вашу ведущую руку, любовно обхватите ладонью и сожмите ее. Теперь вы можете активизировать эти чувства когда пожелаете.
 Глава- 1• Якорение:-управление нервными -процессами______________________________________197
 XII. Сцепление якорей
 Что делать, когда желаемое состояние слишком далеко от имеющегося? В некоторых ситуациях расстояние оказывается настолько большим, что двух-шаговый процесс коллапса якорей не работает. Одним из примеров является переход от состояния тупика к состоянию мотивации. Некоторым людям мотивация кажется слишком далекой от безвыходного состояния, чтобы осуществить интеграцию. Тупик не связывается с мотивацией. На уровне нервной системы тулик не может объединиться с мотивацией. Решением этой проблемы является сцепление якорей. Используя данный прием, мы помещаем между этими двумя состояниями другие состояния.
 Я (Б. Б.) использую для этой процедуры костяшки пальцев. Можно также остановиться на тыльной стороне ладони или руки. Этот прием заключается в выборе состояний, которые постепенно приведут имеющееся состояние человека к желаемому, или сцепят их. В качестве примера я возьму переход от состояния тупика к состоянию мотивации. Состояние тупика - это имеющееся состояние. Состояние мотивации представляет собой желаемое состояние. Однако желаемая перемена слишком велика для двухшагового процесса коллапса якорей.
 Поэтому решение состоит в том, чтобы определить несколько шагов, которые помогут привести от тупика к мотивации. Вы якорите каждое из состояний, в том числе имеющееся и желаемое. Ниже перечисляются шаги этого процесса. По мере их прохождения я буду объяснять процесс. Вы можете проделать это упражнение с двумя другими людьми. Оно наиболее эффективно при трех участниках.
 1. Установите раппорт с клиентом.
 2. Объясните клиенту, что вы будете прикасаться к нему с целью якорения.
 3. Определите проблемное состояние. Для иллюстрации мы используем в качестве проблемного состояния состояние тупика.
 4. Определите конечное состояние. Мы выбираем в
 качестве конечного состояния мотивацию.
 5. Выстройте цепочку. Построение цепочки - решающий фактор в успехе этой процедуры. Ваш выбор состояния, которое выведет человека из тупика, предопределит эффективность процедуры. Попросите клиента: "Вспомните последний раз, когда выходили из тупика. Как вы это делали?" Если он не может вспомнить момент, когда выбрался из тупика, попросите его представить, как он это сделал бы. Спросите у клиента, какая мотивация для него действенна. Для некоторых людей мотивацией служит движение "прочь" от
 чего-нибудь. В НЛП мы называем этих людей "идущими прочь". Их направляющий фильтр (ме-тапрограмма или нервный фильтр) - движение прочь от того, чего они не хотят. Вам придется выбрать негативное состояние, например, страх, чтобы вывести их из состояния тупика. Этот первый шаг должен послужить для человека главным проводником.
 Направляющий фильтр других людей, наоборот, движет их в направлении желаемого. Их мотивацией является влечение к чему-либо или кому-либо. Чтобы вывести такого человека из состояния тупика, нужно выбрать состояние вроде жажды или страстного желания чего-либо. Расспрашивайте клиента, пока не добьетесь ответа, что же выведет его из тупика. Для примера возьмем человека, относящегося к типу "идущих прочь". Страх - основная мотивация в его жизни. Таким образом, мы сделаем страх первым шагом по пути из тупика.
 Выбрав первый шаг, начинаем достраивать остаток цепочки. Сколько шагов требуется для цепочки? Ответ: столько, сколько надо! Обычно требуется от трех до шести шагов. Клиент даст вам знать об этом. Я (Б. Б.) описываю имеющееся состояние, затем оставляю место и описываю желаемое состояние. Потом я показываю запись клиенту и решаю, как заполнить середину.
 A. Имеющееся состояние (тупик).
 Б. Промежуточное состояние № 1 (страх).
 B. Промежуточное состояние № 2 (покой).
 Г. Промежуточное состояние № 3 (безопасность). Д. Промежуточное состояние № 4 (давление). Е. Желаемое состояние № 5 (мотивация).
 В этом списке я привел возможные состояния, которые выведут человека, "идущего прочь", из тупика к мотивации. Отметьте, что давление служит примером негативного состояния, но предоставляет мощный фактор мотивации для человека, "идущего прочь". Опрашивая клиента, оцените каждый шаг. Используя навыки сенсорной остроты, вы можете определить, является ли каждый шаг гармоничным следствием предыдущего. Человек расскажет вам об этом и вербально и невербально.
 6. Вызовите и заякорите каждое состояние по отдельности. Выстроив цепочку, вызовите и заякорите каждое состояние. Включите сюда имеющееся и желаемое состояния. Следуйте процедурам правильного якорения. Убедитесь в этом, проверив каждый якорь. Может быть, вы захотите скомпоновать якоря.
 198
 Часть 3 • Модель нервных процессов-НЛП
 7. Теперь вы готовы к использованию якорей. Этот
 шаг является ключевым в данной процедуре. Чтобы сцепить или связать якоря, вы должны надлежащим образом воспроизвести их. Сначала воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупика). Держите палец на промежуточном состоянии № 1 (страхе). Когда имеющееся состояние достигнет пика, отпустите этот якорь и воспроизведите якорь промежуточного состояния № 1. Не воспроизводите их одновременно. Это приведет к коллапсу якорей. Вы не должны допускать этого при сцеплении якорей.
 8. Прервите состояние, попросив клиента очистить экран, глубоко вздохнуть и т. д.
 9. Сцепив имеющееся состояние с промежуточным состоянием № 1, проверьте цепочку. Проверяйте, воспроизводя якорь имеющегося состояния. Если ваше сцепление работает, клиент должен войти в состояние тупика, а затем в промежуточное состояние № 1 (страх).
 10. Прервите состояние, попросите клиента очистить экран, глубоко вздохнуть и т. д.
 11. Теперь воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупика), наблюдайте, как клиент входит в состояние тупика, а затем в промежуточное состояние № 1 (страх). Когда клиент войдет в промежуточное состояние № 1 (страх), на пике страха воспроизведите промежуточное состояние № 2 (покой).
 12. Прервите состояние.
 13. Проверьте цепочку. Воспроизведите якорь имеющегося состояния. Ваш клиент должен перейти от "тупика" к "страху", а затем к "покою".
 14. Прервите состояние.
 15. Воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупика). Вы увидите "тупик", затем "страх", затем "покой". Когда "покой" достигнет пика, воспроизведите промежуточное состояние № 3 ("безопасность"). Прервите состояние и проведите проверку.
 16. Повторите это с каждым состоянием, включая желаемое состояние мотивации.
 Успешное завершение этой процедуры позволит клиенту выбрать, находиться ли ему в состоянии "тупика" или в состоянии "мотивации". Событие, которое вызвало состояние тупика, теперь может стать причиной возникновения мотивации. У клиента появляется возможность выбора. А человек, имеющий выбор, в большинстве случаев предпочтет жить не в состоянии "тупика", а в состоянии "мотивации".
 По прочтении этой главы вы, возможно, согласитесь со мной в том, что знание якорения дает полезный инструмент. Какие якоря возникают в результате нашего поведения? Есть ли у нас негативные якоря, которые нужно устранить? Есть ли в вашей семейной жизни негативные якоря, от которых стоит избавиться? Раздражает ли вашу супругу (супруга) определенная интонация вашего голоса? Какие реакции вы получаете от ваших детей? Вы можете заякорить позитивное поведение ваших детей. Как только вам захочется, чтобы они вели себя хорошо, воспроизведите якорь. Якорение дает простой инструмент для контроля над состоянием. Если ребенок ведет себя так, как вам хочется, заякорите это поведение в любой репрезентативной системе или комбинации трех репрезентативных систем. У меня (Б. Б.) нет детей. Зато у меня есть одиннадцатилетняя племянница, обожающая меня. Я заякорил позитивный якорь на ее руке. Каждый раз, когда я воспроизводил этот якорь, она бросала на меня странный взгляд и вела себя идеально.
 Можно привести бесконечное множество примеров использования якорей священниками и учителя-ми. Я стоял на правой стороне кафедры всякий раз, когда упоминал о приверженности вере и решимости. Если я говорил о чем-то негативном, то стоял на левой стороне кафедры. Догадайтесь, с какой стороны кафедры я стоял, когда приглашал людей пройти к алтарю в знак их приверженности вере? Вы можете наблюдать, как проповедники проделывают то же самое. Однако я (Б. Б.) сомневаюсь, что они осознают, что делают.
 Случалось ли вам подражать популярному оратору? Со страхом и трепетом вы поднимались на трибуну. Вы спрашивали себя: "Смогу ли я повторить его выступление?" Но вы можете не просто подражать, а моментально установить раппорт с аудиторией. Наблюдайте, какими якорями пользуется оратор. Отмечайте его жесты. Наблюдайте, как он держится и в каком месте стоит. Использует ли он аудио-визуальные вспомогательные средства? Заимствуйте у него якоря. Никто не поймет, как вы достигаете мгновенного раппорта с аудиторией, пока не вникнет в НЛП.
 XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение
 Как установить визуальный или аудиалышй якорь? Устанавливая аудиальные якоря, можно использовать определенные слова или звуки. Например, я (Б. Б.) часто использую слово "расслабьтесь", чтобы заякорить состояние релаксации у клиента. Но я использую не только это слово, но также определенную тональность голоса. Я проговариваю это ело-
 Глава 13 • Якорение:.управлени.е нервными процессами
 199
 во низким и мягким голосом. Таким образом, и слово, и тональность устанавливают у клиента аудиаль-ный якорь для релаксации. Для аудиального якоря можно также использовать кашель, щелканье пальцами или щелчок ручкой. Это эффективно при работе с группами. Кашель обеспечивает не только ауди-альный якорь, но и визуальный. Когда человек или группа входит в желаемое состояние, поднимите руку и покашляйте. Всякий раз, когда захотите, чтобы человек или группа вошли в аналогичное состояние, повторите ту же самую процедуру. Повторите процедуру в точности. Она воспроизведет якорь и активизирует аналогичное состояние или поведение.
 В качестве визуального якоря я использую знак "большой палец вверх". Часто одновременно с использованием этого знака я произношу позитивное утверждение вроде "Я могу сделать все, что угодно...". Таким образом я устанавливаю и аудиальный, и визуальный якорь. Я использую якорь "большой палец вверх" со своими студентами. Всякий раз, когда мне хочется вовлечь своих студентов в деятельность, я воспроизвожу этот якорь. Я называю эту процедуру "сценическим якорением". Якорь "большой палец вверх" работает примерно так же, как местоположение на кафедре, с помощью которого священник якорит определенное состояние у прихо-жан (см. выше).
 Примечание. Продавец мог бы попросить покупателя вспомнить и описать предыдущую крупную покупку. Описывая покупку покупатель должен мысленно восстановить свою стратегию приобретения. Когда покупатель достигнет при
 должен установить якорь. Определив потребность покупателя в предлагаемом им товаре и описав его, продавец во время примерки может воспроизвести якорь. Это переместит покупателя обратно в ситуацию покупки товара.
 Устанавливая сценические якоря, якорите желаемое состояние аудитории при помощи определенного положения на сцене. При этом постарайтесь сами физиологически и тонально на него настроиться. Пожелав воссоздать нужное состояние, вернитесь в ту точку сцены, в которой находились, устанавливая якорь, и сами настройтесь на тональность и физиологию состояния, которое желаете воссоздать. Эта процедура вызовет у аудитории ранее заякоренное состояние.
 Вы также можете создать последовательность сценических якорей. Предположим, у вас возникло желание перевести аудиторию из состояния апатии в состояние возбуждения. Так как между апатией и возбуждением расстояние велико, большего успеха можно достичь, создав последовательность переходов к желаемому результату. Эта процедура строит-
 ся на основе той же модели, что и предыдущая процедура сцепления якорей. Единственное различие заключается в том, что на сцене вы используете визуальные и аудиальные якоря, а не кинестетические. Задача состоит в том, чтобы придумать состояние, которое послужит для аудитории первым шагом на пути к выходу из состояния апатии. Напряженное любопытство будет способствовать выводу аудитории из состояния апатии. Затем спросите себя, каким должно быть следующее состояние на пути к возбуждению? Как насчет состояния столкновения с проблемой? Подвигнет ли оно аудиторию к возбуждению? Да, вероятно, так и будет. Потребуется ли нам еще одно промежуточное состояние между этим состоянием и возбуждением? Для полной уверенности давайте введем еще одно состояние. Звеном между состоянием столкновения с проблемой и возбуждением могло бы стать ожидание. Таким образом, ваша цепочка от апатии к возбуждению может выглядеть следующим образом:
 Первый шаг: Апатия.
 Второй шаг: Напряженное любопытство.
 Третий шаг: Столкновение с проблемой.
 Четвертый шаг: Ожидание.
 Пятый шаг: Возбуждение.
 Сдвигая состояние аудитории от апатии к возбуждению, вы сцепите эти якоря. Итак, сначала выберите для себя место на сцене и заякорите состояние апатии. Обязательно сами войдите в это состояние, прочувствуйте физиологию и тональность состояния апатии. Затем выберите другое место на сцене и заякорите состояние напряженного любопытства. Проиллюстрируйте состояние любопытства, погрузившись в него. Повторите процедуру с каждым из оставшихся состояний. Установив якоря, повторите их цепочку два-три раза. Чтобы ускорить процесс, вы проведете аудиторию по цепочке состояний, просто перемещаясь в разные точки сцены. Возбуждает, не правда ли?
 XIV. Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн
 Этот паттерн дает возможность интегрировать части при конфликте. Если у вас имеются две конфликтующие внутренние репрезентации, они устанавливают разные программы убеждений, восприятия, эмоций и поведения. Они запускают несовместимые нервные паттерны. Данный паттерн осуществит интеграцию этих двух моделей мира.
 200
 Часть 3 • Модель нервных процессов- НЛП
 Паттерн
 1. Определите внутренний конфликт. Определите и
 выделите части. "У вас есть часть, ответственная за X, не правда ли?" Придумайте для каждой из них название или ярлык и отметьте внутреннюю репрезентацию каждой части.
 2. Теперь сформируйте зрительный образ каждой части, а затем поместите их в разные руки. Например, часть "Игра" поместите в правую руку, а часть "Работа/Бизнес" - в левую.
 3. Отделите намерения от поведения. Проведите
 рефреЙминг каждой части, определив, насколько ценной и заслуживающей благоприятной оценки выглядит каждая часть. (Это видоизменяет фрейм, давая человеку возможность осознать позитивную значимость или назначение каждой части.)
 4. Установите коммуникацию. Спросите каждую часть себя, какие ресурсы, предоставляемые другой частью, могут способствовать более эффективному функционированию? Как задействовать игровую часть наиболее полезным для вас образом? Как применить себе на пользу рабочую часть? В большинстве случаев эта часть будет отвечать вербальной, визуальной или кинестетической реакцией. Прислушайтесь к вербальной реакции. "Теперь, когда вы осознали, что эти две части имеют одинаково позитивное назначение на более высоком уровне, какие ресурсы каждой части могла бы использовать другая?" Начните с более позитивной части. "Переместите ресурс в другую часть... обратите внимание, насколько иначе теперь выглядит и ощущается эта часть".
 5. Вообразите, как будет выглядеть, звучать, ощущаться часть, объединяющая ресурсы других
 частей. Позвольте третьему образу сформироваться между двумя предыдущими, так чтобы он постепенно вбирал в себя все большее количество ценных качеств двух других частей.
 6. Позвольте сформироваться последовательности зрительных образов, представляющих превращение (метаморфозу) каждой части во время создания репрезентации центрального образа.
 7. Затем попросите человека, проделывающего описанные выше действия, свести руки вместе и одновременно с этим объединить между собой (или осуществить их коллапс) мысленные образы, так чтобы получился третий образ.
 8. И в завершение попросите человека переместить
 внутрь себя интегрированный образ. Расположи-
 те этот интегрированный образ, объединивший достоинства обеих частей, перед собой и затем переместите его внутрь себя.
 9. Проведите проверку. Обдумайте конфликтную
 ситуацию. Что происходит? Как вы себя чувствуете? В чем разница? Что переменилось?
 Заключение
 Слова не являются единственной символической системой для коммуникации с самим собой и окружающими. Невербальная коммуникация - это тоже "язык", посредством которого мы можем общаться (и общаемся). Другой вопрос - насколько сознательно и целенаправленно протекает общение. Используя понятия бихевиоризма, теории научения и классического обусловливания, НЛП создает язык, модель и многочисленные методы, необходимые для целостного понимания этого измерения коммуникации.
 Теперь мы можем обратиться к исследованию "якорей" и "процессов якорения" в нашей жизни и в жизни тех, кто живет и работает рядом с нами. Мы можем исследовать "сообщения" и нейросемантичес-кие состояния, которые они вызывают. Мы можем также развить навыки использования якорей и применять их в повседневной жизни более осознанно, отдавая себе отчет в том, как мы это делаем, например, наедине с любимыми или с аудиторией на пуб-личной лекции.
 Вопросы для размышления
 1. Что такое "якорение"?
 2. Как Павлов открыл процесс якорения и как он его назвал?
 3. Перечислите четыре принципа якорения.
 4. Как установить якорь?
 5. Что вы чувствовали, используя якоря в различных упражнениях?
 6. Что значит "коллапс якорей"?
 7. Как коллапс якорей связан с интеграцией частей?
 8 Подумайте о якорснии в контексте публичной лекции или презентации - чему вы научились?
 Фокусирование
 на субмодальностях
 Что можно узнать из этой главы:
 Объяснение субмодальностей
 Новое понимание секретов субмодальностей
 Некоторые психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей
 Упражнение на исследование субмодальностей
 "Лечение* головной боли и других дискомфортных ощущений
 Перекрестное отображение с помощью субмодальностей
 Субмодальности на линии времени
 Паттерн "Шоколад леди Годивы"
 Паттерн "Взмах"
 Паттерн изменения формирования убеждения
 Паттерн горя/потери
 202
 Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
 Приходилось ли вам слышать, как кто-то говорит: "Я чувствую себя сегодня довольно уныло"? Подумайте над значением фразы "Я ясно слышу вас". Мы постоянно слышим такие метафорические высказывания. До открытий, сделанных в НЛП, большинство из нас рассматривали их просто как метафоры и, следовательно, как символы, не имеющие большого значения. Однако, опираясь на НЛП, мы теперь знаем, что такие метафоры часто являются буквальным описанием внутренних репрезентаций говорящего.
 Мозг воспринимает такие высказывания и "наделяет их смыслом" на буквальном уровне чаще, чем мы иногда думаем. Понятие "субмодальности" связано с одним из основных способов функционирования нашей нервной системы и программирования ею наших эмоций, действий, навыков и т. д.
 Понятие "субмодальности" связано с одним из основных способов функционирования нашей нервной системы и программирования ею наших эмоций, действий, навыков и т. д.
 Мы описали три основных способа "мышления". А именно мы думаем при помощи картин, звуков и ощущений (тактильных и проприоцептивных). "Мышление" также осуществляется при помощи обонятельных, вкусовых ощущений и метарепрезен-тативной системы слов. Однако мы формулируем свои внутренние репрезентации главным образом в картинах, звуках и/или ощущениях. Учитывая это, область субмодальностей позволяет нам обнаружить дальнейшие различия своих внутренних репрезентаций.
 Вспомните приятное переживание.
 Визуально: Вы представили картину, не так ли? Вы видите ее в цвете или черно-белой? Она выглядит трехмерной или плоской, как фотография? Видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите ее своими собственными глазами (ассоциирование)? Заключена ли картина в рамку, или вы видите ее как панорамную фотографию? Вы видите фильм или неподвижную картину? Она расположена далеко или близко? Картина выглядит яркой, тусклой или имеет среднюю яркость? Вы видите ее в фокусе или не в фокусе? Где она расположена? Вы видите ее слева, справа или прямо перед собой? Где вы видите картину?
 Аудиально: Имеет ли воспоминание звук? Он звучит громко или приглушенно? Тон звука мягкий или резкий? Его тембр богатый или бедный? В каком направлении расположен источник звука? Он передвигается быстро или медленно? Звук звонкий или глухой? Слышите ли вы его в стерео или в моно?
 Кинестетически: Содержит ли воспоминание в себе какие-нибудь ощущения? Как интенсивно вы их испытываете? Испытываете ли вы ощущение так, как если бы оно имело текстуру? Если бы оно имело вес, насколько тяжелым оно было бы? Если бы это ощущение имело форму, то какую? Оно теплое или холодное? Какой частью своего тела вы его ощущаете?
 Эти качественные различия внутренних репрезентаций в НЛП называют субмодальностями. Репрезентативная система включает в себя субмодальности визуальной, аудиальной и кинестетической модальностей. Термин "субмодальности" звучит так, как будто мы обнаружим "субразличия". Однако как мы узнали в главе 1, это описывает ситуацию не совсем верно. Эти качества или свойства репрезентаций являются строительными блоками внутренней репрезентативной системы, но не на подуровне. Внутренние репрезентации всех переживаний, несомненно, включают в себя субмодальности. Уайатт Вудсмолл отмечал:
 Субмодальности являются строительными блоками репрезентативной системы.
 "Если сознание/тело способно проводить ка-кие-либо различия, оно должно обладать определенным способом проведения этих различий; способ, при помощи которого оно на самом деле делает это, опирается на различия в субмодаль-ностях, посредством которых осуществляется внутренняя репрезентация различных вариантов"*
 Мозг человека определяет параметры переживаний, опираясь на субмодальные свойства (а также на словесные значения, которыми мы их наделяем). Все свои переживания, эмоции и даже убеждения разума мы репрезентируем при помощи субмодальностей. Более двух тысячелетий назад один мудрый человек сказал: "Каковы мысли в душе его, таков и он"**. Итак, наш мозг обрабатывает информацию,
 Wyatt Woodsmall, LifeLineTherapy (Arlington: Advance Behavioral Modeling, 1989), p. 4. Книга притчей Соломоновых, 23:7.
 Глава.14 •--Фокусирование-на субмодальностях
 используя субмодальности и словесные значения, которыми мы наделяем репрезентации для создания реальностей. Это, в свою очередь, дает начало эмоциям, которые определяют поведение. И на исходном уровне репрезентаций, и на метауровнях наше репрезентативное кодирование обладает различными качествами (субмодальностями).
 Отличительные признаки, приведенные в примере, связанном с приятным переживанием, представляют собой только несколько субмодальностей в каждой репрезентативной системе. Однако именно они являются ключевыми. На рис. 14.1 приведен более полный список субмодальностей.
 Различные виды субмодальностей
 Рассматривая субмодальности, вы заметите различия даже в пределах одной субмодальности. Обсудим визуальные субмодальности. Какие различия вы можете заметить между картиной, выглядящей цветной или черно-белой, и картиной, кажущейся далекой или близкой?
 Это различие исходит из того факта, что картина выглядит или черно-белой, или цветной. Мы не создаем (и не можем создать) картины в промежуточной кодировке. (Не все тренеры НЛП соглашаются с этим заключением. Они считают, что все субмодальности относятся к аналоговой категории.) Однако в случае картины, кажущейся далекой или близкой, визуальный образ может иметь некоторые промежуточные значения из данного диапазона. Картина может быть расположена на расстоянии пяти метров от вас, трех метров или прямо перед вашим носом.
 Дигитальные субмодальности функционируют как выключатель: могут быть или "включенными", или "выключенными". Субмодальности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодальностями.
 Таким образом, некоторые субмодальности функционируют подобно выключателю: могут быть в положении либо "включено", либо "выключено". Например, элементы картины могут двигаться, или картина может оставаться неподвижной. Оба варианта не могут иметь место одновременно. Такие виды
 203
 субмодалыюстей мы называем дигитальными субмодальностями. Субмодальности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодальностями. "Положение" является примером аналоговой субмодальности. Более полное понимание субмодальностей обычно развивается у нас после того, как мы научимся изменять их и обращать внимание на вызываемые этим изменением переживания. Произошедшее событие существует как факт. Мы не можем изменить его. Однако сегодня мы реагируем не на факт, а на наше воспоминание об этом событии. Поэтому хотя мы не можем изменить свершившийся факт, мы можем изменить то, как мы воспринимаем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.
 Когда мы, наделяя наши внутренние репрезентации новыми значениями, осуществляем изменение восприятия, мы также изменяем субмодальную структуру этой внутренней репрезентации. Аналогично, когда мы осуществляем изменение при помощи субмодальных сдвигов, мы всегда активируем фрейм более высокого уровня, который наделили значением более высокого уровня. Поэтому мы можем осуществлять сдвиги восприятия и при помощи слов (посредством рефрейминга), и при помощи субмодальностей (посредством перекрестного отображения). В любом случае для осуществления и сохранения сдвига мы должны "переместить" проблемное состояние во фрейм более высокого уровня (желаемое состояние).
 Хотя мы не можем изменить свершившийся факт, мы можем изменить то, как мы воспринимаем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.
 Рассмотрим что-либо, что вызывает у вас гнев. При вспоминании такого переживания, вы, вероятно, получаете картину стимула, вызывающего гнев. Эта картина выглядит цветной или черно-белой? Вы видите ее трехмерной или плоской? Видите ли вы себя на картине (диссоциирован(tm)) или вы видите все события как бы собственными глазами (ассоциированно)? Как правило, диссоциация от воспоминания удаляет значительную часть эмоций, если не все. Ваша картина выглядит как панорама, или она заключена в рамку? Движется какой-нибудь элемент картины или нет? Как далеко расположена картина? Она выглядит яркой или тусклой, в фокусе или не в фокусе? Где вы видите картину относительно себя?
 204
 Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
 Визуальные 1 2 3 4 Картина черно-белая или цветная? Близкая или далекая? Яикая или тусклая? Положение? Размер картины? Ассоциирована/диссоциирована? В фокусе или не в фокусе? Фокус изменяется или нет? В рамке или панорамная? Фильм или неподвижная картина? Ускоренный, нормальный или замедленный фильм? Контрастность? Трехмерная или плоская? С какого угла видна? Количество картинок (сдвиг)? Аудиальные Положение звука Направление Внутренний или внешний? Громкий или тихий? Быстрый или медленный? Высокий или низкий? (высота) Тональность Тембр Наличие пауз Ритм Продолжительность Уникальность звука Кинестетические Положение Размер Форма Интенсивность Твердость Движение/продолжительность Вибрация Давление/теплота Вес Рис. 14.1. Контрольный список субмодальностей
 Глава. 14 •. Фокусирование .на субмодальностях
 205
 Исследование и определение различий субмодальностей двух образов мы называем сравнительным анализом.
 Теперь подумайте о чем-то, что вызывает у вас чувство полного спокойствия и расслабления. Подумайте о каком-нибудь внешнем стимуле, на который вы обычно реагируете спокойствием, так что это вы-зывает у вас более глубокое и полное дыхание и рас-слабление всех мышц. Увидьте картину этого стиму-ла. Теперь определите те же субмодальности этой второй картины расслабления, что и в случае гнева. Вы обнаружите некоторые различия. Мы называем это сравнителъныманализом. При этом вы исследовали и определили различия субмодальностей двух противоположных основных состояний: гнева и рас-слабления.
 Итак, для того чтобы осуществить вмешательство, возьмите образ гнева и придайте ему субмодальнос-ти мягкого испокойногорасслабления. Если картина гнева выглядела черно-белой, а расслабления -цветной, сделайте картину гнева цветной. Изменение субмодальностей гнева в субмодальности расслабления обычно изменяет то, как вы ощущаете гневное состояние. Ваше состояние гнева будет ощущаться более спокойным, мягким и положительным. В итоге вы получите "расслабленный гнев".
 В этом случае мы не изменили ничего, кроме внутренней репрезентации гнева. Содержание воспоминания осталось тем же. Действительно, "каковы мысли в душе человека, таков и он". Это также показывает силу субмодальностей.
 В этом примере мы работали с явлением основного уровня (с гневом). Мы не использовали метауров-невые явления, такие как убеждение, неверие, понимание и т. д. Явления более высоких метауровней не сдвигаются при перекрестном отображении субмодальностей. Фрейм значения расслабления находится на более высоком уровне абстракции, чем основной уровень гнева. При изменении "гнева" в "расслабление", то есть при влиянии "расслабления" на "гнев", большинство людей испытывают сдвиг.
 Метауровневые явления не сдвигаются при перекрестном отображении субмодальностей.
 Если вы не чувствуете успокоения своего гнева, это значит, что ваш гнев находится на более высоком
 уровне, чем расслабленное состояние. Вы наделили свой гнев намного большим значением (более высокий метауровень). Если у вас имеется это переживание, спросите себя: "Какова цель моего гнева?". Задавайте этот вопрос до тех пор, пока не перейдете во фрейм более высокого уровня, который сможете использовать для регулирования своего гнева. Например, когда я (Б. Б.) работал с одним своим старым переживанием гнева, я спросил себя: "Боб, какова была природа того гнева?". Я получил (из глубины сознания) такой ответ: "Для подтверждения его существования". "Хорошо, Боб. Какова была причина подтверждения существования твоего гнева?" В глубине сознания мгновенно возник такой ответ: "Я был прав!". "Боб, какова была причина того, чтобы оказаться правым?" "Чтобы другие считали меня стоящим человеком". Стоп! Это не сработает. Гнев никогда не дает мне ощущение собственной ценности. А что дает? Мои духовные убеждения дают мне ощущение собственной ценности. Итак, я могу сдвинуть мой гнев "вверх" к моей духовной репрезентации Иисуса или попросить Иисуса повлиять на мой гнев. Догадайтесь, что при этом произойдет с гневом? Он пропадет.
 Процесс изменения субмодальностей одного образа в субмодальности другого мы называем перекрестным отображением субмодальностей.
 Изменяя внутренние репрезентации посредством изменений субмодальностей, вы обнаружите, что некоторые субмодальности приводят к более сильным изменениям, чем другие. Например, изменяя картину замешательства в картину уверенности, вы можете обнаружить, что изменение ее положения изменяет и другие субмодальности. Процесс изменения субмодальностей одного образа в субмодальности другого мы называем перекрестным отображением субмодальностей. При перекрестном отображении обычно две или три субмодальности (как и у многих людей, в моем случае это положение) приводят к изменениям других субмодальностей. Если это происходит, вы имеете дело с критической субмодальностью или, как говорят некоторые, ведущей субмодальностью (драйвером). Изменяя одно переживание в другое посредством перекрестного отображения субмодальностей, мы используем драйверы. Это является одним из способов использования сравнительного анализа различных переживаний.
 206
 Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
 При перекрестном отображении обычно две или три субмодальности приводят к изменениям других субмодальностей. Если это происходит, вы имеете дело с критической субмодальностью или, как говорят некоторые, ведущей субмодальностью (драйвером).
 Опять-таки, хотя вы не можете изменить события, произошедшие в вашей жизни и причинившие вам много боли, вы можете изменить свои внутренние репрезентации этих воспоминаний. Изменяя внутренние репрезентации, вы можете изменить то, как вы ощущаете эти события. Изменяя то, как вы их ощущаете, вы изменяете свои реакции на похожие события. Таким образом, управление своими внутренними репрезентациями событий и воспоминаний позволяет нам управлять чувствами по отношению к различным событиям. Репрезентативные системы, ключи глазного доступа и субмодальности - основные способы структурирования наших субъективных переживаний. Мы также должны принимать во внимание то, как мы устанавливаем последовательность использования своих внутренних репрезентаций в процессе мыслительной и физической деятельности. Установление последовательности использования репрезентативных систем при построении мыслей и поведения мы называем
 стратегиями.
 Репрезентативные системы, ключи глазного
 доступа и субмодальности - основные способы структурирования наших субъективных переживаний. Другим строительным блоком субъективных переживаний является установление последовательности использования этих ключевых элементов в процессе мыслительной и физической деятельности. Установление последовательности использования репрезентативных систем при построении мыслей и поведения мы называем стратегиями.
 Более подробное описание того, как мета-уровни и метасостояния влияют на субмодальности, можно найти в книге "Структура мастерства: снимаем маску с метауровней "субмодальностей"" (Hall & Bodenhamer, 1999, Empowerment Technologies, Grand Jet, CO, USA).
 Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей
 Упражнения
 I. Упражнение на исследование субмодальностей
 (выполняется в группе из трех человек) Берите по одной субмодальности из приведенного выше списка и используйте их для изменения переживания (переживания основного уровня) в качестве совместного исследования. Перед тем как перейти к другой субмодальности, кратко поделитесь своими переживаниями друг с другом. Я советую вам выбрать визуальную субмодальность, такую как положение, размер и/или яркость. Если вы будете работать с метауровневыми переживаниями, процесс может не работать. Если он работает, обратите особое внимание на то, какие качества субмодальности работают. Затем исследуйте его при помощи мета-уровневого анализа. Какая ресурсная мысль более высокого уровня (метасостояние) вызывает сдвиг переживания?
 Изменяйте только одну субмодальность за раз, чтобы обнаружить, как ее изменения влияют на переживание. При этом следите за экологией! Это упражнение устроено так, что ведет вас только к исследованию субмодальностей. К вмешательствам мы перейдем позднее, в дополнительных упражнениях. Если сдвиг вызывает неприятные ощущения или приводит к протесту, отнеситесь к этому с уважением и исследуйте какую-нибудь другую субмодальность. Обратите внимание на следующее:
 Экология - забота о гармонии в самом себе, а также об отношениях между собой и окружением или системой.
 1 Сдвигаются ли вместе с данной субмодальностью какие-нибудь другие?
 2. Изменяется ли при этом интенсивность или качество ваших ощущений?
 3. Спросите себя: "В каком контексте этот сдвиг субмодальности может привести к более полезному поведению?" "Как я могу использовать его для того, чтобы сделать свою жизнь лучше?"
 4. Попробуйте кроме визуальных какие-нибудь ауди-альныеи кинестетические (тактильные [внешние]
 Глава-14 •-Фокусирование-на субмодальностях
 207
 и проприоцептивные [внутренние]) отличитель-ные признаки.
 II. "Лечение" головной боли и других дискомфортных ощущений*
 1. Оцените головную боль по шкале от 1 до 10. Это, во-первых, инициирует процесс диссоциации; во-вторых, даст образец для сравнения; в-третьих, позволит клиенту "разукрупнить" головную боль на части и, наконец, позволит ему постоянно чувствовать подкрепление, вызываемое успехом при уменьшении головной боли, например, с 7 до 6.
 2. Осуществите репрезентацию головной боли, создав в своем сознании картину или фильм. Этот этап диссоциирует головную боль и переводит ее из общей формы в конкретную. Вместо того чтобы головная боль контролировала человека, он сам начинает контролировать ее.
 3. Если картина содержит движущиеся элементы, вызывающие боль, вы можете попросить человека изменить движение. Предположим, что он испытывает головную боль как удары молота. Попросите его представить между молотом и местом удара что-нибудь, что уменьшит силу ударов, например подушку. Спросите его: "На сколько баллов вы бы сейчас оценили свою головную боль?".
 4. Измените цвет головной боли так, чтобы она уменьшилась с___до_. Этот простой субмодальный метод часто приводит к эффективному изменению.
 5. Спроецируйте картину головной боли на киноэкран и уменьшите размер картины, пока боль не будет оцениваться всего лишь 3 баллами. Так как размер картины обычно является действенным субмодальным драйвером, сохраните его на время уменьшения главного компонента головной боли. Если человек испытывает сложность, используйте двойную диссоциацию; пусть испытуемый выйдет из своего тела, находящегося в кресле кинотеатра и смотрит на себя, смотрящего на себя с головной болью на экране.
 6. Уменьшите размер картины на экране, пока она не станет небольшим воздушным шариком. Позвольте шарику начать подниматься. Когда он достигнет облаков, головная боль уменьшится до 1 балла.
 7. Теперь наблюдайте за шариком, исчезающим в облаках. Когда вы больше не сможете видеть его, у
 вас останется только слабое воспоминание о головной боли.
 Если вы заметили, на многих этапах этого процесса качество репрезентации (ее субмодальности) используется как фрейм метауровня. Вы берете диссоциацию (голубой цвет, ощущение прохлады и т. д.) и делаете так, что она влияет на переживание основного уровня - на головную боль.
 Вы можете использовать этот метод по отношению к нежелательным чувствам, таким как гнев, депрессия и желание поесть. Познакомьте испытуемого с методикой, использованной в случае лечения головной боли. Затем сделайте так, чтобы лечение головной боли стало метафорой удаления нежелательных чувств. Попросите его представить чувство, от которого он хочет избавиться, как что-то, расположенное внутри воздушного шарика. Затем пусть он представит, как эти чувства медленно, одно за дру-гим, выходят из воздушного шарика. Наконец, ускорьте процесс, так чтобы он требовал времени не больше, чем нужно вам для того, чтобы сказать "Раз!".
 ,
 III. Перекрестное отображение
 субмодальностей
 (выполняется в группе
 из трех человек)
 1. "Б" думает о проблемном состоянии и соответствующем ресурсном состоянии, которое, как он считает, необходимо ему для преодоления проблемного состояния. "А" говорит "Б": "Подумайте о контексте, в котором вы ощущаете себя в тупике, или в котором вы каким-либо другим образом ощущаете себя обладающим меньшим количеством ресурсов, чем хотели бы". "А" осуществляет калибровку состояния "Б". Когда "Б" получит доступ к проблемному состоянию, и "А" осуществит его калибровку, "А" говорит "Б": "Теперь подумайте о том времени, когда у вас было ресурсное состояние, которое, как вы считаете, могло бы вам помочь в этом контексте тупика". "Б" позволяет "А" убедиться в том, что ресурс обладает всеми характеристиками, необходимыми "Б" в проблемном состоянии. "А" калибрует это состояние вместе с "Б".
 2. "А" узнает у "Б" о различиях между визуальными, аудиальнымии кинестетическими субмодальностями проблемного состояния и ресурсного состояния. "А" записывает субмодальности каждо-
 * По книге: Burt Wasserman, "The Cure" for Headaches and Other Uncomfortable Feelings, in Anchor Point (Franktown: Cahill Mountain Press, Inc., April, 1993), p. 4-7.
 208
 Часть 3 • .Модель нервных процессов.НЛП
 го образа и отмечает их различия (сравнительный анализ). "Б" ничего не рассказывает о содержании; при этом вы найдете сравнительный анализ намного более легким. Когда клиент обращается к содержанию, он оставляет процесс. Помните, что изменение осуществляется на уровне процесса. "А" заносит субмодальности обоих состояний в контрольный список субмодальностей. "А" спрашивает у "Б": "Как ваши переживания в проблемном состоянии отличаются от переживаний в ресурсном состоянии?". Пусть "Б" сообщит о наблюдаемых различиях субмодальностей. Затем вы можете спросить о других субмодальностях. Пусть "Б" удерживает оба образа в сознании одновременно.
 3. Перекрестное отображение. "А" говорит "Б": "Теперь подумайте одновременно и о проблемном состоянии, и о ресурсном состоянии. Вы будете удерживать содержание проблемного состояния, а я попрошу вас изменить способ, которым вы испытываете это состояние. Возьмите субмодальности проблемного состояния и примените их по отношению к ресурсному состоянию*. Сначала используйте визуальные субмодальности, а затем, если понадобится, аудиальные. Используйте кинестетические субмодальности только в том случае, если они важны для "Б".
 Переносите по одной субмодальности за раз. После того как "А" попросит "Б" изменить одну субмодальность, он спрашивает у него, изменились ли другие субмодальности. Если да, "А" ставит звездочку возле изменяемой субмодальности; это означает, что она является ведущей, или критической, субмодальностью. Верните субмодальность в ее исходное состояние. Мы осуществим изменение после проверки каждой субмодальности.
 "Б" использует гипнотические языковые паттерны Милтон-модели. "А" направляет "Б", используя, например, такие высказывания: "Вы можете позволить черно-белой картине стать цветной, и это изменение цвета позволит вам переместить образ проблемного состояния в то же место в ресурсном состоянии, и т. д.".
 4. Перекрестное отображение субмодальностей. Используя драйверы, которые "А" определил на 3 этапе, он направляет "Б" к сдвигу субмодальностей проблемного состояния в субмодальности ресурсного состояния.
 5. Проверка. "А" спрашивает у "Б": "Чувствуете ли вы теперь в этом контексте, что обладаете ресурсами?" Если тот невербально или вербально указывает на то, что еще не полностью обладает дос-
 тупными ресурсами, попросите его сравнить "почти ресурсное состояние" с "ресурсным состоянием" и определите все различающиеся субмодальности. Перекрестно отображайте эти субмодальности, пока "Б" не получит доступ к состоянию полного обладания ресурсами (сохраняя то же "проблемное" содержание).
 6. Подстройка к будущему. "А" говорит "Б": "Представьте себя когда-нибудь в близком будущем в похожем контексте. Обратите внимание на то, как вы теперь испытываете это состояние, обладая дополнительными ресурсами". "А" осуществляет калибровку невербальных реакций "Б". Отвлекитесь на несколько минут и поговорите о чем-нибудь другом (прервите состояние), затем еще раз проведите проверку, спросив "Б" о содержании или о контексте проблемы.
 Субмодальности "линии времени"
 Психотерапия на "линии времени" является эффективным вмешательством НЛП. Таким образом, понимание того, как мы кодируем наши "линии времени", является для человека, использующего НЛП, эффективным средством обучения. Это упражнение на субмодальности "линии времени" познакомит вас с представлением понятия "времени" как линии. Психотерапия на "линии времени" основана на визуальной субмодальности положения, которую мы используем в качестве метафрейма.
 Эффективность методов психотерапии на "линии времени" основана на визуальной субмодальности положения.
 Как ваш мозг различает время
 Вспомните, что в НЛП мы фокусируемся, главным образом, на процессе или структуре, а не на содержании. Поэтому мы задаем вопрос: "Как наш мозг понимает время?" Что, происходящее внутри головы, позволяет нам знать о различии между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о последова-
 Глава 14 • Фокусирование .на субмодальностях
 209
 тельности событий в прошлом? Мозг должен делать что-то для этого, иначе мы не смогли бы разделять события, происходящие в нашей жизни. Одна подсказка заключается в самом способе, которым мы говорим о времени:
 "Это еще впереди".
 "Я постоянно оглядываюсь назад и не могу избавиться от этого".
 Такие высказывания являются пространственными метафорами понятия времени, и описывают, как мы при помощи метафор наделяем "понятия" смыслом. Пространственная метафора времени позволяет нам "установить положение" времени в пространстве относительно своего тела.
 Проведите следующий эксперимент. Подумайте о чем-нибудь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните время около пяти лет назад, когда вы делали это. Конечно, вы, наверное, не сможете вспомнить конкретное время. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществляли это действие. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. Затем вспомните, как вы делали это на прошлой неделе. Хорошо. Представьте это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года спустя и пять лет спустя.
 Когда вы вспоминали и представляли данную деятельность, вы, вероятно, наблюдали в своем сознании ряд картин. Посмотрите на эти картины еще раз и скажите, какие различия субмодальностей вы замечаете.
 Черно-белой или цветной выглядит каждая картина?
 Содержит ли каждая картина движущиеся элементы?
 Трехмерной или плоской выглядит каждая картина?
 Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?
 Каждая ли картина заключена в рамку или выглядит как панорама?
 Насколько яркими выглядят картины?
 Становится ли яркость больше или меньше, когда вы уходите дальше в прошлое?
 Как далеко вы видите каждую картину?
 Как различается фокус картин?
 Где вы видите каждую картину в своем поле зрения?
 Способ, которым мы кодируем время, позволяет нашему мозгу мысленно различать "прошлое", "настоящее" и "будущее". Он также позволяет нам знать, к насколько давнему времени относится данное воспоминание. Мы также можем различать про-
 шлое и настоящее, прошлое и будущее и знаем, насколько далеко находится это будущее. Обычно мы делаем это неосознанно. Подсознание помнит положение воспоминаний. Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных психотерапии, на линии времени задает такой вопрос: "Когда вы проснулись этим утром, как вы узнали, что это вы?" Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний, и когда мы смотрим в зеркало, мы сравниваем то, что видим, с прошлыми воспоминаниями о том, как мы выглядим, и говорим: "Да, это я". В НЛП мы называем этот набор воспоминаний линией времени. Наше ощущение идентичности является метауровневой системой отсчета.
 При работе с линией времени важнейшим компонентом является положение картин. Большинство людей кодируют и сохраняют "время" линейным образом. Обратили ли вы внимание на важность положения в списке субмодальностей линии времени? Это связано с тем, что для "времени" вы используете пространственную метафору. Кодирование "времени" при помощи положения - основной способ репрезентации мозгом времени последовательным образом.
 Для кодирования изменений времени мозг должен выбрать аналоговую субмодальность.
 Из-за пространственной метафоры (линии), используемой в случае "времени", для кодирования и сохранения "времени" мы используем, главным образом, визуальную субмодальность положения. Хронологическое расстояние по времени мы кодируем в терминах размера и/или расстояния. Яркость и интенсивность указывают на другие аспекты времени. У нас есть "потухшие воспоминания", "смутное или мрачное прошлое" или "яркое будущее".
 Кодирование "времени" при помощи положения - основной способ репрезентации мозгом времени последовательным образом.
 Аудиальные субмодальности не позволяют осуществить одновременный доступ к воспоминаниям. Неточность кинестетических субмодальностей у большинства людей исключает всякий смысл их использования для хранения времени. Мы можем репрезентировать намного больше информации визуально, чем при помощи аудиальной или кинесте-
 8 Учебник магии НЛП.
 210_________________________________________________Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
 тической системы. Конечно же, каждый человек обладает своим собственным способом хранения времени. Итак, одна система имеет преимущество перед другими. Однако способ, при помощи которого вы храните время, имеет определенное значение. Что случится, если ваше прошлое появится прямо перед вами? Ваши воспоминания, появившиеся прямо перед вами, будут управлять вашим состоянием и поведением.
 Билл пришел ко мне в состоянии депрессии. Год назад его бросила девушка. Работая с Биллом, я обнаружил, что картина ее ухода располагалась прямо перед его лицом. Я использовал определенные вмешательства. Главное изменение состояния Билла было вызвано перемещением образа от его лица, назад, за его затылок.
 IV. Субмодальности
 "линии времени"
 (выполняется в группе
 из трех человек)
 1. "Б" выбирает действия, которые выполняет достаточно часто. Возьмите, например, поездку на работу, чистку зубов, завтрак и т. д.
 2. "А" подводит "Б" к тому, чтобы он подумал о нескольких случаях выполнения данной деятельности. (Если "Б" испытывает трудности при извлечении из памяти конкретных воспоминаний, ему следует просто представить, как он выполнял/ будет выполнять эти действия).
 а) год назад;
 б) неделю назад;
 в) вчера;
 г) сегодня;
 д) завтра;
 е) на следующей неделе; ж)в следующем году.
 3. "А* узнает у "Б" различающиеся субмодальности каждого воспоминания. Проверьте в этом упражнении все три основные репрезентативные системы. Уделите пристальное внимание таким параметрам, как положение картины, ассоциация/ диссоциация, расстояние, размер, четкость, внутренний диалог и т. д.
 Для определения различий этих картин при их неизменном содержании "Б" будет некоторым образом осуществлять к этим картинам внутренний доступ. Как он узнает, что одна картина относит-
 ся к прошлому, другая - к настоящему, а третья -к будущему? Как он узнает различия между давним и недавним прошлым?
 4. Поменяйтесь ролями.
 5. Обсудите результаты, поделившись сходствами и различиями.
 6. Поэкспериментируйте с личными формами времени для того, чтобы узнать, как это изменяет переживания. Предположим, что в воспоминаниях о прошлом вы ассоциированы, а в картинах будущего - диссоциированы; что Случится, если вы измените это на противоположное? Или, предположим, что ваше будущее появляется слева, а прошлое - справа; что случится, если вы измените это? Какой эффект произведет переключение с одной картины на другую? Поэкспериментируйте с дру-гими субмодальностями. Когда закончите, верните все в исходное состояние.
 V. Паттерн "Шоколад леди Годивы"
 Апатия является чувством, с которым время от времени вынуждено бороться большинство из нас. Допустим, вы вынуждены что-то сделать, но в настоящее время вам делать это не хочется. Вы вынуждены сделать это или чувствуете, что должны, но не даете себе сделать это конкретное задание из-за того, что не получаете при этом удовольствия. Для изменения чувства апатии на желание Ричард Бэндлер разработал паттерн изменения субмодальностей, названный им паттерном "Шоколад леди Годивы". Желание (хотение, принуждение) и нежелание (апатия) сделать нечто можно рассматривать как переживания основного уровня. Сдвиг этих переживаний легко осуществить при помощи пе-рекрестного отображения субмодальностей.
 1. "Б" начинает с размышления о чем-то, по отношению к чему он испытывает энтузиазм или принуждение. Этот метод получил свое название из-за способа, при помощи которого некоторые люди принуждают себя съедать чрезмерное количество шоколада. В своем образе используйте все три репрезентативные системы.
 2. "Б" думает о чем-либо, что он должен или что ему нужно сделать и от чего мог бы при этом получить удовольствие. Решение должно быть конгруэнтным целой системе. "Б" выбирает то, что он не только вынужден, но и хочет сделать. "Б" делает экологическую проверку, спрашивая о том, не возражают ли какие-нибудь части, чтобы он получил удовольствие в процессе увлеченного выполнения этого решения.
 Глава. 14 •. Фокусирование, на субмодальностях_____________________________________________211
 3. <А> направляет "Б" при формировании образа решения (№ 2) в своем разуме. Затем "А" просит "Б" сделать небольшое отверстие точно в середине образа.
 4. "А" направляет "Б" на формирование образа № 1 позади образа № 2. "Б" будет видеть небольшую
 часть образа № 1 через отверстие в образе № 2.
 5. Теперь "А" направляет "Б" на то, чтобы "Б" позволил отверстию раскрыться, но только с той ско-ростью, какая нужна ему для того, чтобы полностью почувствовать реакцию на образ № 1. Затем
 "А" просит "Б" закрыть отверстие, но не быстрее той скорости, при которой "Б" может удерживать чувства, вызванные переживанием образа № 1.
 6. "А" просит *ъ* повторить описанный в пункте 5 процесс еще три или четыре раза. "Б" выполняет эти повторы быстро. Перед каждым повтором прерывайте состояние. Убедитесь в том, что чувства, вызываемые образом № 1, присоединились к чувствам, вызываемым образом № 2.
 7. "А" просит "Б" одновременно представить образ № 2 и испытать чувства, вызываемые образом № 1.
 8. Поменяйтесь ролями.
 VI. Паттерн "Взмах"
 Паттерн "Взмах" позволяет изменять воспоминания или заменять визуальные компоненты стертых воспоминаний. В книге "Используйте свой мозг для изменений"* Бэндлер описал метод, предназначенный для влияния на специфические формы поведения, которыми клиент больше обладать не хочет. Паттерн доказал свою эффективность при удалении нежелательных привычек. Он также служит очень эффективным инструментом для удаления негативных образов и замены их позитивными. Паттерн "Взмах" дает человеку, практикующему НЛП, эффективное средство создания новых ответов. Это приводит к позитивным изменениям поведения.
 Данный метод создает новое направление работы мозга человека. Паттерн "Взмах" имеет два основ-ных элемента:
 1. Цепь, которая ведет от сигнала, вызывающего проблемное состояние, к желаемому состоянию.
 2. Мотивационнаячасть, использующая диссоциированный образ себя с привлекательными субмодальностями.
 Здесь мы приводим краткое содержание общей модели "Паттерн "Взмах"".
 1. Определите специфический вид поведения, который вы желаете изменить. Метод доказал свою эффективность в случае привычки грызть ногти, переедания и иногда курения. Лучше всего он работает при изменении второстепенных привычек. Хотели бы вы отвечать кому-нибудь иначе, не так, как вы отвечаете сейчас?
 2. Определите точный сигнал, который запускает нежелательную реакцию. Как вы узнаете, когда нужно совершать нежелательные действия? Испытываете ли вы ощущение, звук или картину? Если бы вы должны были научить кого-нибудь, как делать это, что бы вы сказали ему? Если сигнал приходит снаружи, получите образ того, что именно вы видите. Ассоциируйтесь с переживанием. В случае привычки грызть ногти этим сигналом может быть образ руки, движущейся ко рту. Как и большинство методов НЛП, паттерн "Взмах" работает лучше с визуальными образами. Однако аудиальные и кинестетические сигналы также будут работать. Определите субмодальности сигнала.
 Задавайте вопросы по следующей схеме:
 A. "Когда у вас проявляется нежелательное поведение?" (Это помещает человека в соответствующий контекст и, таким образом, создает контекст для ответа на следующий вопрос.)
 Б. "Что из того, что вы видите/слышите/ощущаете, вызывает у вас желание осуществить нежелательное поведение?" Если человек не знает этого, и вы не можете это обнаружить, вы можете найти сигнал, который должен существовать перед запуском поведения, например, приближение руки к лицу в случае привычки грызть ногти.

<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу