<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 0,91 1,1 1,08, 1,07
 0,64 1,2 1,06
 1,02
 0,37 1,3 1,03
 0,97
 0,12
  0,6
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7
 1,19
 1,13
 1,52 0,8
 1,17
 1,09
 1,29 0,9
 1,15
 1,06
 1,08 1,0,
 1,14
 1,03
 0,87 1,1
 1,12
 0,990,67 1,2
 1,1
 0,96
 0,47 1,3
 1,07
 0,93
 0,29
 0,8
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7
 1,25
 0,93
 1,19 0,8
 1,23
 0,92
 1,09 0,9
 1, 22
 0,9
 1,0 1,0
 1,21
 0,89
 0,91 1,1
 1,21
 0,88
 0,83 1,2
 1,2
 0,86
 0,74 1,3
 1,19
 0,85
 0,65
 1,0
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7
  0,8
  0,9
  1,0
 1,304
 0,815
 1,041 1,1 1,2 1,3
  Однако посмотрим на эту гипотетическую ситуацию с практической точки зрения. Во-первых, могут ли при чистой конкуренции все конкуренты, численность которых может достигать сотен и даже тысяч единиц, разом либо резко снизить объем производства продукции, либо, наоборот, резко увеличить его? Если рассматриваемая ситуация не выходит за рамки каких-то чрезвычайных обстоятельств, то подобная ситуация невозможна, ибо она предполагает наличие сговора между всеми конкурентными фирмами. Это вряд ли возможно при таком количестве действующих на рынке предприятий. Следовательно, коэффициент а может практически изменяться в пределах примерно от 0,9 до 1,1.
  Во-вторых, ни одна фирма увеличить объем производства товаров в десятки раз практически не имеет возможности. В данном случае речь может идти, самое большее, о нескольких десятков процентов, например о 20, 50 или 100 процентах. Поэтому в условиях чистой конкуренции говорить об оптимальном решении практически невозможно. Можно иметь в виду лишь увеличение объема производства продукции данной фирмой, использующей собственные свободные мощности. За счет этого можно получить очень большой прирост прибыли, ибо в таком случае цена товара останется примерно на том же уровне.
  Проанализируем рыночную ситуацию при монополистической конкуренции. Рассмотрим варианты, у которых рыночная доля фирмы Uф будет в пределах примерно 0,1-0,2. Количество действующих на рынке фирм колеблется от 5 до 10 и даже до 20. В этих условиях возможности использования цен на товары в качестве регулятора рыночных отношений хоть и несколько выше, чем при чистой конкуренции, но все еще недостаточны. Основным регулятором остается объем производства товаров всеми конкурентными фирмами. При этом надо учитывать маловероятность возможного сговора между ними.
  Одновременно надо учитывать и то обстоятельство, что фирмы вряд ли могут как по команде либо резко увеличить объем производства, либо, наоборот, резко его уменьшить. Наиболее вероятны колебания объема товарной массы, поставляемой на рынок всеми конкурентами, в пределах 0,9-1,1. Но поскольку данная фирма не сможет резко увеличить объем производства товара (мощности у каждого предприятия ограничены), то и прибыль заметно не возрастет. Однако раза в полтора-два можно ожидать увеличения индекса прибыли у конкретной фирмы за счет включения в работу свободной производственной мощности. Это ее основной резерв повышения доходности.
  В ситуации олигополии действуют одновременно 3-4 конкурентные фирмы. Их доли на рынке, включая и нашу фирму, составляют более 0,2 и примерно до 0,6. При этом надо учитывать, что в таких рыночных условиях возможен сговор между отдельными фирмами-конкурентами. Объединившись, они смогут проводить единую ценовую и структурную политику. Тогда нашей фирме придется туго: бороться как бы с одним мощным конкурентом.
  Для примера возьмем фирму, доля которой на рынке в базовом периоде составляла Uф = 0,4; остальные 0,6 емкости рынка принадлежали двум фирмам, доли каждой из которых составляли по 0,3. Эти фирмы вступили в сговор и стали действовать как одно предприятие с намерением разорить данную фирму. С этой целью они увеличили объем товарной массы, поставляемой на рынок, на 30-40% (т.е. коэффициент а = 1,3 или 1,4). Из табл. 5.11 видно, что данная фирма даже при оптимальном планово-управленческом решении получит отрицательную прибыль, т.е. станет убыточной. При этом ей придется снизить цену на свой товар до 0,979 или 0,954, а объем производства сохранить примерно на том же уровне (либо чуть снизить).
  Однако посмотрим, что будет, если фирмы-конкуренты не вступят между собой в сговор, и будут действовать на рынке независимо друг от друга. Тогда возможен и спад производства товаров, и его удержание на стабильном уровне, и, наконец, рост объема товаров, поставляемых фирмами-конкурентами на рынок.
  В каждой из этих ситуаций данная фирма имеет свое оптимальное планово-управленческое решение, которое приведет ее к положению, когда возможен и рост прибыли, и ее падение, и ее сохранение по сравнению с базовым периодом.
  Особая рыночная ситуация возникает в условиях дуополии. К ней относятся варианты с рыночной долей фирмы Uф от 0,5 до 0,9. Остальную часть рыночной ниши занимает еще одна фирма. Если эти фирмы объединятся, то их совместная политика будет аналогичной той, что возникает при монопольном рынке. Поэтому рассмотрим вариант, когда обе действующие фирмы выступают как конкуренты. Для анализа возьмем рыночную ситуацию, при которой доля данной фирмы Uф, составляет 0,8. Следовательно, на долю другой фирмы будет приходиться 20% товарной массы рыночной ниши.
  Из табл. 5.11 видно, что в этом случае данная фирма должна учитывать объем товарной массы, поставляемой на рынок конкурентом. Если конкурент будет сокращать объем производства, то данная фирма должна повышать цену на свой товар с небольшими изменениями объема производства относительно базовой величины в ту или иную сторону согласно рекомендациям анализируемой таблицы. При этом можно ожидать небольшое увеличение индекса прибыли.
  Если конкурент повысит объем производства, то данная фирма должна снизить объем своего производства незначительно, а цены на свой товар - несколько повысить. Прибыль у нее будет падать, оставаясь при этом положительной. Самое разумное поведение двух конкурентных фирм в данной ситуации, чтобы не создавать проблем своему конкуренту, - сохранять или незначительно сокращать объем производства своих товаров, т.е. выдерживать определенное статус кво. Вступать в конкурентную борьбу в этих условиях чревато большими потерями как для одной фирмы, так и для другой.
  При монопольном рынке, когда вся его ниша заполнена товарами одной фирмы, планово-управленческое решение однозначно и не имеет вариаций. Так, при исходных условиях, которые были сквозными для всех рассмотренных моделей рынка (рост затрат на производство продукции - 20,6%, рост доходов потребителей на 15% и т.д.), оптимальное решение предполагает увеличение цены товара и доведение ее до уровня don = 1,304 и одновременное снижение поставки товара на рынок до bоп = 0,815. При этом прибыль несколько возрастет и составит 1,041.
  Надо отметить, что скупая цифровая информация анализируемой таблицы не раскрывает скрытых пропорций, соотношений и закономерностей тех рыночных ситуаций, которые возникают при реализации оптимальных решений конкурентных фирм. Но наиболее четко эта информация выглядит на графике, представленном на рис. 5.12.
  Из графика видно, что рыночная доля фирмы Uф и изменение товарной массы, поставляемой ее конкурентами на рынок в анализируемом периоде а, способны существенно изменить оптимальное планово-управленческое решение. Причем реализация решения может обеспечить различные результаты производства, рост прибыли или привести к падению и даже убыточному производству.
 
 
  Рис. 5.12. Поведение конкурентов и его влияние на величину прибыли фирмы
 
  Чтобы наглядно продемонстрировать это обстоятельство, на шкале индекса прибыли выделены три зоны. Первая зона находится выше Iоп = 1,0. Эта зона повышения прибыли при реализации оптимального планово-управленческого решения. Вторая зона - между Iоп < 1,0 и Iоп > 0,0. Это зона, когда прибыль падает, но все же остается положительной и, следовательно, производство является рентабельным. И наконец, третья зона располагается в области убыточного производства, когда Iоп < 0,0.
  График показывает, что при снижении товарной массы на рынке от всех конкурентов (т.е., когда а < 1,0) оптимальное планово-управленческое решение практически для любой модели рынка всегда приносит данной фирме прирост прибыли, ибо в этом случае для всех предприятий, независимо от их рыночной доли в базовом периоде Iоп > 1,0.
  При изменении поставок товаров на рынок всеми конкурентами в пределах а < 1,3 практически для любой модели рынка оптимальное планово-управленческое решение в худшем случае приведет к падению прибыли, но при этом производство будет рентабельным.
  И только при значительном увеличении товарной массы, поставляемой конкурентами на рынок (порядка свыше 30%), есть опасность для фирмы, функционирующей в олигопольном рынке или в рынке с монополистической конкуренцией, попасть при реализации оптимального решения в убыточную зону.
  Таким образом, результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что в особых случаях при определенном стечении обстоятельств фирма может попасть в тяжелое положение с убыточным производством, когда даже оптимальное решение не спасает ее от банкротства.
  Управление нормативными параметрами эластичности спроса товаров. Достаточно проанализировать информацию из математических моделей, чтобы сделать важный вывод о том, что некоторые колебания коэффициентов эластичности спроса товаров по цене (Kэц) и по доходу (Kэд) не приводят к существенным сдвигам в индексах прибыли. По ценовой эластичности спроса разброс в индексах прибыли составляет от 0,02 до 0,05 пункта, а разброс в индексах прибыли по эластичности спроса по доходу - от 0,1 до 0,12 пункта.
  По-видимому, большого значения такой резерв повышения прибыли для предприятия не имеет. Однако в определенных случаях, особенно когда предприятие находится на грани убыточности производства, каждая малость (прибавка в цене, экономия в издержках), может сыграть положительную роль.
  Можно ли сознательно управлять коэффициентом эластичности спроса товаров? Таких возможностей очень мало, и они скрыты от непосвященных глаз.
  Прежде всего обратим внимание на то, что при данных исходных условиях производства и продажи товаров, зафиксированных в моделях, чем больше коэффициенты Kэц и Kэд, тем больше индекс прибыли предприятия. Следовательно, в подобной ситуации предприятиям надо стремиться производить такой товар, у которого коэффициенты эластичности спроса будут как можно больше. Но это, естественно, не всегда возможно, ведь существует многолетняя специализация предприятий, которую просто так не изменишь. Можно лишь порекомендовать предприятиям диверсификацию, т.е. расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции за счет освоения производства товаров, имеющих высокую эластичность спроса. Это позволит им не только повысить эластичность спроса своих товаров, но и существенно снизить вероятность банкротства и степень риска собственного бизнеса.
  Есть еще один путь - освоение других локальных рынков, где эластичность спроса товаров будет выше, чем на традиционных для данной фирмы рынках. Сочетание обоих направлений позволит фирме использовать имеющиеся резервы повышения! прибыли за счет консервативного фактора, каковым несомненно является эластичность спроса товаров. Следовательно, и здесь есть возможности, хоть и не очень значительные, управлять прибылью предприятия.
  Управление качеством выпускаемой продукции. Как показывает многолетняя мировая практика рыночного хозяйствования, качество продукции играет исключительную роль в конкурентной борьбе между фирмами. Оно может привести любую фирму, если она возьмет качество продукции на вооружение при выработке планово-управленческого решения, к большому и заслуженному успеху.
  Чтобы управлять качеством продукции, надо знать, что оно экономически приносит фирме в рыночных условиях. Следовательно, необходимо, прежде всего, провести модельное исследование влияния качества на цену продукции и объема ее производства.
  В многопараметрической модели качество продукции принималось как некая константа и поэтому оно не нашло в ней отражения. Восполним этот пробел и введем в математическую модель дополнительный параметр, отражающий качество продукции. Тогда уравнения для определения оптимальной цены товара и оптимального объема производства можно представить в следующем виде
 
  (5.37)
 
 
  (5.38)
  где Кэк - коэффициент эластичности спроса товара от качества продукции;
  I к - индекс качества товара в анализируемом периоде по сравнению с базовым.
  Если качество выпускаемого товара не изменяется, то его индекс будет равен единице, и на цену товара этот фактор влияния не окажет.
  Простота представления качественного фактора в формулах цены товара и его объема производства на самом деле является весьма обманчивой. Сложностей исчисления коэффициента эластичности спроса товара от качества и индекса его изменения очень много. Начнем с того, что качество продукции есть сложное системное понятие. Качество проявляется посредством множества свойств товара и их показателей. Одни свойства продукции имеют для потребителей большое значение, другие - наоборот, не столь значимы для потребителей. И все это многообразие надо количественно измерить и установить индекс качества.
  Для исчисления индекса качества можно предложить следующую формулу:
  (5.39)
  где Iij - индекс i-го качественного свойства продукции по его j-му показателю;
  Kij - коэффициент значимости j-го свойства продукции по его j-му показателю для потребителя (сумма значимостей по свойствам продукции и по их показателям должна составлять единицу);
  W - количество различных качественных свойств продукции, имеющих значение для потребителя;
  Vi - количество различных показателей качества продукции по его i-му свойству.
  Предположим, что фирме известны коэффициенты значимости всех качественных свойств продукции по каждому рассматриваемому показателю. Теперь надо рассчитать коэффициент эластичности спроса товара по его качеству. Его величину определяем по формуле
 
  (5.40)
  где Kэij - коэффициент эластичности спроса товара при изменении на один процент j -гo показателя качества по его i-му свойству.
  Как свидетельствует мировой производственный опыт, фирмы, постоянно повышающие качество своей продукции, несмотря на увеличение затрат, связанных с их производством, существенно расширяют свои возможности на рынке, увеличивают объем продаж, наращивают свою рыночную долю и успешно выдерживают жесткую конкурентную борьбу.
  Следовательно, любая фирма, работающая на рынке и желающая в нем не только удержаться, но и процветать, должна постоянно повышать качество продукции, поддерживать на высоком уровне свой имидж, успешно конкурировать с другими фирмами.
  Управление рыночной долей фирмы. Рыночная доля фирмы играет немаловажную роль в ее деятельности, а также оказывает большое влияние на процесс принятия планово-управленческого решения.
  Рассматривая этот важный параметр с точки зрения управления им на уровне фирмы, необходимо отметить, что для предприятий-монополистов данный вопрос лишен всякого смысла, ибо их доля составляет 100%. Это утверждение справедливо и для фирм, работающих в условиях чистой конкуренции, но по несколько иной и прямо противоположной причине. Дело в том, что их доля на рынке очень мала, и если они и увеличат объем поставок товара на рынок, пусть даже в несколько раз, то их доля на рынке от этого практически не изменится: она так и останется величиной крайне малой.
  Следовательно, корректной такая постановка вопроса будет лишь в отношении фирм, функционирующих либо при монополистической конкуренции, либо в условиях олигопольного рынка.
  Главный вопрос, который возникает в процессе управления параметром рыночной доли фирмы - вопрос о том, к чему надо стремиться: увеличивать эту долю, сохранять ее постоянной или сокращать? По-видимому, однозначно на этот вопрос ответить нельзя, так как прежде надо сформулировать приоритеты фирмы, что для нее важнее и является наиболее привлекательным. Здесь могут быть предложены две крайне противоположные альтернативы.
  Первая альтернатива - фирму привлекает надежная, стабильная работа, с малым риском, но с небольшим отклонением от некоторой средней величины прибыли в обе стороны, причем средняя прибыль - это прибыль, обеспечивающая фирме необходимое развитие и процветание.
  Отклонение от средней прибыли возможно под влиянием многих причин, главная из которых - поведение конкурентов. Если они снизят свой объем производства, то фирма получит (при прочих равных условиях) прибыль выше средней, если повысят - то ниже средней. И если такая альтернатива фирму привлекает, то ей следует стремиться к увеличению своей доли на рынке. Решение этого вопроса связано с повышением объема производимой продукции и поставки ее на рынок. Указанное повышение должно опережать возможный рост товарной массы, поступающей на рынок от всех конкурентов.
  Вторая альтернатива - фирма не боится высоких рисков, обладает значительными производственными мощностями, может в любое время резко взвинтить объем производимой продукции. Устойчивость и надежность ее работы не обеспечена и не гарантирована, но фирма может при определенных условиях обеспечить себе очень высокий доход и рост прибыли буквально в несколько раз (а то и в десятки раз). Но при этом велика также вероятность провала. Следовательно, такая альтернатива может быть реализована при относительно низкой рыночной доле, но при условии возможности как-то влиять на рынок, в определенной степени его контролировать и особенно иметь возможность компенсировать негативные факторы рынка увеличением объема товарных поставок.
  Может быть использована и промежуточная, компромиссная альтернатива, при которой преимущества и недостатки крайне противоположных альтернатив будут в определенной степени сглажены. Рассмотрим некоторые особенности управления долей рынка при разных его моделях. Начнем анализ с совершенно конкурентного и примыкающего к нему рынка.
  Чтобы анализ был конкретным, зададим значения параметров математической модели, используя исходные данные, которые были приняты при анализе оптимального решения с учетом поведения конкурентов и на основе которых был построен график (рис. 5.12):
 
  р = 1,2; r = 0,6; Кэц = Кэд = 1,2; Д = 1,15; Kн = 1,25; f = 0,14.
 
  Кроме того, чтобы сузить диапазон анализа, дополнительно примем объем товарной массы конкурентов на уровне а = 1,0. То есть предполагается, что конкуренты не будут изменять по сравнению с базовым периодом свои объем производства и совокупное рыночное предложение. Основные результаты производства представлены в табл. 5.12.
  Таблица 5.12
  Поведение фирмы при совершенно конкурентном
  и примыкающем к нему рынках
 
 Рыночная доля фирмы Uф = 0,01 Uф = 0,1 Uф = 0,2 Основные результаты производства d b I d b I d b I Оптимальное решение 0,89 32,1 49,1 0,929 3,65 4,38 0,97 2,07 2,03
 Прочие решения
  1,15 1,0 0,867 1,15 1,0 0,867 1,15 1,0 0,867 1,49 1,25 1,64 1,13 1,25 1,5 1,11 1.25 1,34 1,148 1,5 2,4 1,108 1,5 2,07 1,067 1,5 1,69
  Из таблицы видно, что оптимальное решение зависит, во-первых, от рыночной доли фирмы (чем она меньше, тем результативнее реализация оптимального решения), а во-вторых, связано со снижением цены товара по сравнению с базой и с увеличением объема производства продукции.
  Однако следует учитывать, что возможности увеличения объема производства продукции в реальных условиях весьма ограничены существующей у каждой фирмы производственной мощностью, поэтому реализовать оптимальное решение в условиях чистой конкуренции практически невозможно.
  Для исходных данных фирме понадобится увеличить объем производства и поставок товара на рынок более чем в 32 раза, тогда она сможет увеличить свою прибыль в 49 раз. Это, конечно, нереально, и для сравнения приведены данные о том, какой будет прибыль у предприятия, если объем производства b изменится от 1,0 до 1,5, т.е. в практически реальном диапазоне. Разница в уровне получаемой прибыли окажется очень существенной, но при этом несомненно одно: с повышением объема производства продукции рыночная доля фирмы повышается и растут ее результаты (хотя надо учитывать, что возможности фирмы в части повышения прибыли по мере увеличения ее рыночной доли будут постепенно сокращаться). Так, при увеличении объема производства в 1,5 раза фирма, рыночная доля которой 10%, может повысить свою прибыль в 2,07 раза, а фирма, у которой рыночная доля 20% - только в 1,69 раза. И все же это выгодно для любой фирмы.
  Следовательно, надо постоянно заботиться о развитии фирмы, о наращивании ее производственного потенциала. Его включение и повышение объема производства и продаж товара - очень выгодное направление наращивания прибыли предприятия. Однако этот вывод справедлив только для зафиксированных исходных условий, для других условий он может оказаться неверным, поэтому требуются серьезные маркетинговые исследования с использованием многопараметрической модели для каждого конкретного предприятия с учетом производимого товара и рыночной конъюнктуры.
  Рассмотрим поведение фирмы при монопольном и примыкающем к нему рынках. Основные результаты производства для таких условий приведены в табл. 5.13.
  Таблица 5.13
  Поведение фирмы при монопольном
  и примыкающем к нему рынках
 
 Рыночная доля фирмы Uф = 0,01 Uф = 0,1 Uф = 0,2 Основные результаты производства d b I d b I d b I Оптимальное решение 1,34 0,815 1,04 1,263 0,85 0,069 1,22 0,89 0,915
 Прочие решения
  1,15 1,0 0,867 1,15 1,0 0,867 1,15 1,0 0,867 0,942 1,25 0,092 0,963 1,25 0,248 0,98 1,25 0,454 0,733 1,5 ?1,31 0,775 1,5 ?0,934 0,81 71,5 ?0,559
  Самое высокое и результативное оптимальное решение, как свидетельствуют данные таблицы, имеет место у монопольной фирмы, максимальный индекс прибыли которой составляет I = 1,041. Достигается такой результат за счет повышения цены товара до уровня d = 1,304 и снижения объема производства и продаж товаров до уровня b = 0,815.
  Для фирм с долей рынка меньше единицы оптимальные решения обеспечивают значительно меньшую прибыль, которая обусловлена необходимостью снижения цены товара при некотором увеличении объема его производства и продаж.
  Интересно отметить, что для всех сравниваемых фирм с разной рыночной долей увеличение объема производства товаров вызывает необходимость снижения цен на товары и падение прибыли. Вот почему монопольные фирмы стремятся снижать объем производства и повышать цены на выпускаемые товары.
  Цифры, представленные в табл. 5.13, позволяют обобщить стратегию поведения фирм, которые еще не достигли монопольного производства, но близки к нему и стремятся взойти на олимп монополии. Для этого им не надо наращивать объем производства товаров, чтобы увеличить свою рыночную долю. Ведь такое поведение будет приводить к падению их прибыли. Наоборот, чтобы рыночную долю фирмы повысить, надо пытаться заставить мелких товаропроизводителей снижать объем своего производства, что будет ухудшать их экономическое состояние и в конечном счете приведет к их разорению. Следствием этого будет присоединение мелких разорившихся фирм к крупной фирме. И задача, таким образом, будет решена: фирма перейдет в разряд монопольной со всеми вытекающими последствиями.
  Опыт рыночного хозяйствования развитых стран показывает, что все фирмы стремятся повысить свою рыночную долю, захватить дополнительные рынки, так или иначе ослабить своих конкурентов, достичь монопольного положения на рынке. Такая объективно существующая тенденция в конечном счете, если этим процессом не управлять, может привести к застою и к другим негативным последствиям. Вот почему во многих развитых странах государство проводит экономическую политику с учетом интересов мелких товаропроизводителей, вводит антимонопольное законодательство, ограничивающее аппетиты крупных фирм, стремящихся полностью захватить рынки сбыта товаров и поставить их под свой контроль.
  Таким образом, вмешательство государства и его мягкое регулирование рыночных отношений позволяет установить устойчивое равновесие в экономике, при котором обеспечивается оптимальное соотношение между мелкими, средними и крупными предприятиями бизнеса.
  Оперативное регулирование производства. Как бы ни стремились планово-экономические службы предприятия точнее спланировать будущие результаты производства (прибыль, выручку, рентабельность и пр.), фактические данные будут почти всегда отличаться от плановых. И это обстоятельство хорошо известно производственникам. Дело в том, что при реализации плана приходится сталкиваться с различными отклонениями от плановых величин по многим параметрам. В частности, могут отличаться от плановых значений прямые переменные и условно-постоянные затраты, объемы производства и реализации продукции, рыночные цены на изготовленные товары и т.п. Все эти отклонения зависят не только от того, как работает конкретное предприятие, но и той внешней средой, в которой оно функционирует. А эта среда - рынок: рабочей силы, средств производства, финансовый рынок, рынок предметов потребления, наконец, рынок тех товаров, которые данное предприятие производит.
  Разумеется, в таких условиях массовой неопределенности точно спланировать результаты производства маловероятно. Речь может идти лишь о том, чтобы по возможности установить с достаточной для практики точностью по каждому параметру диапазон его значений. Средняя величина параметра внутри выделенного диапазона и будет наиболее вероятной, которую и следует рассматривать в качестве плановой.
  Отклонения параметров от плановых значений могут быть как отрицательными по своим последствиям для предприятия, так и положительными. Перекрещивание отклонений параметров может привести к ситуации, когда наиболее вероятная точка, соответствующая плановому заданию, может оказаться в одной из трех зон.
  Если она располагается в зоне роста прибыли, то тогда, очевидно, план принимается и фирма стремится его реализовать. При таком благоприятном для фирмы положении никаких оперативно-регулирующих мер не требуется.
  Однако отклонение от плана может носить и неблагоприятный для фирмы характер. В подобном случае нужно принимать оперативные меры, позволяющие скорректировать поведение фирмы. Если такие меры окажутся эффективными, то тогда фирма сможет вернуться в русло конечных результатов производства, близких к плановым.
  Возможен вариант принятия плана, когда соответствующая ему наиболее вероятная точка окажется в зоне падения прибыли. Это может случиться по причине неквалифицированного планирования, но может происходить и по объективным причинам, обусловленным рыночной конъюнктурой. Принятие или неприятие такого плана целиком зависит от самого предприятия, от той оценки рыночной ситуации, которая будет признана фирмой как не зависящей от нее. Разумеется, в подобном случае положение фирмы, и без того изначально тяжелое, может оказаться просто катастрофическим, если произойдут отклонения от плана в худшую сторону. Для такого варианта положения фирмы оперативное регулирование ее поведения приобретает особую актуальность и значимость.
  Наконец, если плановая оценка выводит фирму на убыточность производства, то, наверное, такой план принимать не следует, поскольку слишком высока будет вероятность, что никакие оперативные меры здесь не помогут.
  Отслеживая состояние предприятия в ходе реализации плана, и внося необходимые коррективы на основе информации об отклонениях прибылеобразующих параметров от наиболее вероятных значений, можно существенно улучшить фактические результаты производства, повысить прибыль предприятия. Можно также порекомендовать предприятиям, у которых изначально при планировании общая рыночная ситуация складывается неблагоприятно, применять в оперативном управлении метод сценариев. При таком методе весь диапазон возможного получения прибыли предприятием разбивается на ряд участков с характерным сочетанием параметров в каждом из них. Каждый участок - определенный сценарий развития событий на рынке.
  Для сценариев, характеризующих неблагоприятный результат деятельности предприятия, необходимо заранее подготовить комплекс мер, которые реализуются, если события будут развиваться на рынке в точном соответствии с данным сценарием. Это позволит избежать неожиданной ситуации и встретить ее подготовленным, имея возможность существенно смягчить негативный результат.
  Информационное обеспечение управленческих решений. Достоверное планово-управленческое решение можно выработать только в том случае, если фирма будет располагать всей необходимой информацией. Без этого управление в принципе нереально. Если оно и будет как-то проводиться в жизнь, то исключительно на основе некоторого опыта, интуиции или с допущением огромной погрешности.
  Информация для управленческой службы - это "сырье", которое нужно обработать, чтобы получить готовый продукт (т.е. достоверное решение).
  В условиях рынка информация, которую нужно знать для принятия решения, обширна и разнообразна. К ней следует отнести рыночную информацию: о коэффициентах эластичности спроса выпускаемого товара от его цены и от дохода потребителей; об изменениях самих доходов потребителей; о перекрестной эластичности спроса и эластичности от качества продукции; о рыночной доле данной фирмы в общей товарной массе продукции, выпускаемой всеми конкурентами, и др.
  В развитых странах вся указанная информация служит объектом пристального внимания для фирм. Они тщательно отслеживают изменения, происходящие на рынке, изучают поведение своих конкурентов, постоянно уточняют значения всех информационных показателей. Для российских фирм такая работа еще впереди. Фирмы, которые своевременно начнут собирать необходимую информацию, будут иметь неоспоримые преимущества перед своими конкурентами.
  Какая же информация в первую очередь нужна фирме? Это прежде всего следующие рыночные параметры:
  • коэффициент эластичности спроса товара от цены Кэц;
  • коэффициент эластичности спроса товара от доходов потребителей Кэд;
  • коэффициент изменения доходов потребителей Д;
  • доля фирмы в общей товарной массе рынка Uф
  • коэффициент изменения поставок товаров на рынок всеми конкурентами данной фирмы Rэц;
  • коэффициент изменения количества выпускаемой и реализуемой потребителю продукции b.
  Вся перечисленная информация является базовой и носит характер информации первой очереди, без которой невозможно провести маркетинговые исследования товаров и принять эффективные планово-управленческие решения.
  Для достижения сформулированных целей нужно определить значения двух указанных коэффициентов эластичности - Кэц и Кэл. На основе полученных данных можно впоследствии рассчитывать математическую модель индекса прибыли с применением различных сценариев изменения доходов потребителей, долей фирмы в общей товарной массе и объема производства товаров, а также исчислять оптимальные значения цен товаров.
  Определить цену товара для простейшего случая (без учета прочих неценовых факторов, не указанных в списке приведенной информации) можно по формуле
 
 
  Из этой формулы можно получить следующее уравнение:
 
 1 + Kэц( 1 ? d ) + Kэд(Д ? 1) ? (1 ? Uф ) ? bUф = 0 (5.41)
 
  Полученное уравнение является основополагающим для определения искомых коэффициентов эластичности (Кэц и Кэд) многих видов товаров, включая товары, у которых не изменяются в данном временном интервале прочие неценовые факторы.
  Для того чтобы определить искомые коэффициенты эластичности, надо собрать информацию за два следующих друг за другом временных интервала по всем остальным значениям параметров уравнения 5.41.
  Приведем пример расчета искомых коэффициентов эластичности по следующим исходным данным.
  Пример. Пусть предприятие в первом временном интервале по сравнению с базисным периодом продавало товар по цене на 3% дороже (d = 1,03), реализовало продукции - на 7% больше (b = 1,07). При этом доход потребителей возрос на 2% (Д = 1,02), все конкурентные фирмы снизили поставки своих товаров на 5% (а = 0,95), удельный вес фирмы в общей товарной массе рынка составлял 30% (Uф = 0,3).
  Те же показатели предприятия во втором временном интервале приняли следующие значения:
  d = 1,05; b = 1,08; Д = 1,06; а = 0,98; Uф = 0,3.
  На основе имеющейся информации по двум временным интервалам можно составить по предприятию два уравнения, подставив значения параметров в формулу 5.41. Тогда
  1 + Кэц(1 ? 1,03) + Кэд(1,02 ? 1) ? 0,7 x 0,95 ? 0,3 x 1,08 = 0;
  1 + Кэц(1 ? 1,05) + Кэд(1,06 ? 1) ? 0,7 x 0,98 ? 0,3 x 1,08 = 0.
  Проведя простейшие алгебраические преобразования в обоих уравнениях, окончательно получим:
  ?0,03Kэц + 0,02Kэд = ? 0,014;
  -0,05Kэц +0,06Kэд = 0,01.
  Решив совместно оба уравнения, определим значения искомых коэффициентов эластичности:
  Kэц = 1,30; Kэд = 1,25.
  Теперь, имея информацию о коэффициентах эластичности спроса товара по цене и о доходах потребителей, можно установить цену товара на новый плановый период. Для этого надо знать изменения дохода потребителей и поставки товаров конкурентами.
  Предположим, что Д = 1,11 и а = 0,96. Тогда цену товара можно рассчитать по традиционной формуле.
  Если b = 1,15, то
  d = [l +1,3 +1,25(1,11 ? 1) ? 0,7 x 0,96 ? 0,3х 1,05]: 1,3 = 1,116, т.е. при данных условиях цену товара по сравнению с базисным периодом можно повысить на 11,6%. Это обусловлено тем, что доходы потребителей возрастут, по условию, на 11%, а конкуренты снизят объем поставляемых на рынок товаров на 4%.
  Если b = 1,15, то
  d = [1 + 1,3 + 1,25(1,l l ? l) ? 0,7 x 0,96? 0,3 x 1,15]: 1,3 = 1,093.
  В этом случае цену товара по сравнению с предыдущим примером надо повысить на 9,3%. Снижение цены объясняется просто: резко повысился объем производства данного товара (почти на 10%), и чтобы весь товар продать, надо снизить на него цену.
  Подобным образом можно варьировать объем производства товаров, просчитывая величину их цены до тех пор, пока не будет получен желаемый для фирмы результат.
  Теперь усложним несколько исходную задачу информационного обеспечения фирмы. Допустим, что кроме коэффициентов эластичности фирме еще неизвестна величина доли рынка в общей ее товарной массе. Тогда для определения всех искомых параметров (а их теперь три - Kэц, Кэд и Uф) следует собрать информацию за три временных интервала, следующих друг за другом.
  Рассмотрим методически порядок исчисления неизвестных параметров на конкретном примере, частично используя для этого данные предыдущего примера.
  Всю исходную информацию представим в следующем виде:
 
 Временной интервал Параметры d b Д а Первый 1,03 1,07 1,02 0,95 Второй 1,05 1,08 1,06 0,98 Третий 1,06 1,05 1,015 0,894
  На основе имеющейся информации, которую фирма должна собрать и в дальнейшем использовать для необходимых расчетов, составим систему уравнений в соответствии с формулой 5.41 для каждого временного интервала.
  1 + Кэц(1 ? 1,03) + Кэд (1,02 ? 1) ? (1? Uф) x 0,95 ? Uф x 1,07 = 0;
  1 + Кэц(1 ? 1,05) + Кэд (1,06 ? 1) ? (1? Uф) x 0,98 ? Uф x 1,08 = 0;
  1 + Кэц(1 ? 1,06) + Кэд(1,015 ?1) ? (1? Uф) x 0,894 ?Uф x 1,05 = 0;
 
  Решение системы уравнений дает следующие результаты:
  Кэц = 1,30; Kэд = 1,25; Uф = 0,3.
  Впоследствии полученная информация может быть использована фирмой для определения оптимального сочетания по избранному критерию между ценой товара и объемом его производства. Однако на основе этой информации можно упростить получение и других недостающих данных, например о перекрестной эластичности взаимозаменяемых и взаимодополняемых (взаимосопрягаемых) товаров, об эластичности спроса товара по качеству и др.
  Работа по изложенной методике должна вестись каждой фирмой, желающей достичь успехов в условиях рынка и успешно конкурировать с многочисленными предприятиями, производящими и торгующими аналогичным товаром.
  Надо помнить, что информация - это не прихоть и не дань моде, а основа для обоснования и принятия экономически грамотного планово-управленческого решения, без которой немыслимо современное производство. Каждая фирма должна постоянно собирать нужную информацию, обрабатывать ее соответствующим образом, уточнять, накапливать и расширять ее состав, структуру, изучать своих потребителей и конкурентов.
 
  5.9. Плановые информационные решения при
  сезонном характере производства
  Особый характер носит деятельность предприятия при сезонном характере производства. В основном это предприятия, которые заняты производством сельскохозяйственной продукции.
  Рассмотрим проблему информационного обеспечения на примере производства овощей и фруктов. В России такое производство в подавляющем большинстве носит сезонный характер. Исключение составляет тепличное производство, которое, однако, имеет ничтожно малый удельный вес.
  Чтобы процесс получения информации о значениях коэффициентов эластичности был более конкретным, изложим его на примере такого продукта, как помидоры.
  В Ростове-на-Дону купить помидоры можно практически только на рынке (базаре). Причем если не считать тепличных помидоров, которые практически на рынок не попадают, а раскупаются по договорам в основном ресторанами и другими аналогичными предприятиями общественного питания, то появление на рынке помидоров, выращиваемых в открытом грунте, можно отнести к середине мая. С каждым днем количество их продаж растет примерно до середины августа, а затем постепенно спадает до минимума к середине октября.
  На основе исходной информации покажем, как определить коэффициент эластичности спроса помидоров от цены на этот продукт.
  Воспроизведем формулу для расчета коэффициента изменения цены товара в упрощенном виде:
 
  Особенность сезонного производства помидоров (и других аналогичных продуктов) заключается в том, что практически все товаропроизводители ведут себя в течение сезона реализации готовой продукции почти одинаково -по мере созревания продукта его поставляют на рынок. Все товаропроизводители независимо друг от друга везут на базар свои помидоры именно тогда, когда они созреют. В этом случае коэффициент а будет равен коэффициенту b. Из этого следует, что каждый товаропроизводитель будет вести себя вроде бы и независимо от других, но практически точно так же, как и все прочие его конкуренты. Если внести в приведенную формулу указанную поправку, то формула для определения цены товара несколько изменится и примет следующий вид:
 
 
  Теперь появилась возможность получить окончательную формулу для определения коэффициента эластичности спроса помидоров от цены:
 
 
  Проведем анализ этой формулы с целью дальнейшего ее упрощения. Прежде всего отметим, что в самый разгар сезона реализации помидоров, когда их товарная масса на рынке достигнет максимума, цена за I кг самая минимальная. Так, в сезон 2000 г. цена в пиковый момент на рынках Ростова-на-Дону составляла 5 руб./кг. Примем ежедневный объем продаж помидоров на рынке в этот период за единицу. В начале сезона, а также в его конце цена на помидоры составляла 25 руб./кг. В этот период объем продаж помидоров был в десятки раз меньше, чем в разгар сезона. Поэтому для расчетов относительно начала или конца сезона можно принять следующую информацию: d = 5 (25 : 5) и b < 0,1. Кроме того, примем для данного случая Д = 1,0, поскольку за два месяца (от начала сезона до пика и от пика до конца сезона) доходы потребителей помидоров практически не изменились.
  Тогда, Кэц = (I ? b) : (d ? 1) = (1 ? 0,1): (5 ? 1) = 0,225.
  Если принять величину b < 0,1, то тогда получим
  Кэц = ( 1? 0) : (5-1) = 0,25.
  Таким образом, истинное значение коэффициента ценовой эластичности находится между 0,225 и 0,25. Для расчетов можно принять среднее значение между этими двумя цифрами, т.е. принять Kэц = 0,24.
  Подводя итог, можно констатировать, что практически всегда при наличии определенной квалификации и желания удается определить коэффициенты эластичности спроса конкретного товара от цены.
 
  Вопросы для самопроверки и самоконтроля
  1. Что такое спрос и предложение товара?
  2. Как формулируются экономические законы спроса и предложения?
  3. Что собой представляет цена равновесия спроса и предложения товара?
  4. Как влияют ценовой и неценовые факторы на величину спроса и предложения товара?
  5. Что такое эластичность спроса от цены товара?
  6. Что собой представляет показатель эластичности спроса от дохода потребителей?
  7. Как определить показатель эластичности спроса от качества товара?
  8. Как получить формулу для определения цены товара?
  9. От каких неценовых факторов зависит цена товара?
  10. Как определить совокупный спрос на конкретный товар?
  11. Какие ценовые стратегии вам известны из теории маркетинга?
  12. Какие модели рынка с точки зрения конкуренции встречаются на практике?
  13. Что собой представляют чистая конкуренция и чистая монополия?
  14. Охарактеризуйте монополистическую конкуренцию и олигополию.
  15. Приведите примеры различных моделей рынка и соответствующей им продукции, обращающейся в этих рынках.
  16. Что такое совокупный спрос товара?
  17. Что собой представляет совокупное предложение товара?
  18. Как количественно выразить совокупное предложение товара при действующем производстве и при вхождении в отрасль?
  19. Как влияют модели рынка на поведение фирмы?
  20. Что наиболее характерно в поведении фирмы при чистой конкуренции?
  21. То же - при монополистической конкуренции?
  22. То же - при олигополии?