<< Пред.           стр. 5 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  второе - механообрабатывающее;
  третье - сборочное.
  В целом по предприятию для начала расчетов необходимо знать годовые постоянные затраты - Спос, переменные затраты на единицу продукции - сп , цену реализации единицы продукции - Ц.
  При наличии этой информации можно рассчитать годовую производственную программу выпускаемых изделий по следующей формуле (ее обоснование и вывод будет дан в разделе 2):
  (3.8)
  где Спос , сп , Цн - соответственно годовые постоянные затраты, переменные затраты на одно изделие и цена реализации изделия, которая принимается в качестве нормативной;
  рн - нормативная величина рентабельности производства продукции в долях от единицы;
  Nн - нормативная годовая производственная программа выпуска изделий, при выполнении которой предприятие обеспечит заданную рентабельность производства.
  Пусть предприятие при производстве продукции имеет следующие исходные данные для расчета необходимой производственной программы:
  Спос = 1000000 руб.;
  сп = 124 руб.;
  Цн = 183 руб.
  В качестве норматива рентабельности предприятие приняло Рн = 0,25. Тогда, используя приведенные исходные данные, по формуле 3.8 рассчитаем нормативную годовую производственную программу:
 
  Следовательно, если предприятие примет годовую производственную программу в размере N = 44643 изд. и каждое из них реализует потребителю по нормативной цене Ц = 183 руб., то оно обеспечит рентабельность своего производства на уровне принятого норматива, т.е. рн = 0,25.
  Рассмотрим структуру выручки предприятия (рис. 3.2).
 Рис.3.2. Структура выручки предприятия
 
  Как видно из представленного рисунка, выручка предприятия включает себестоимость всей товарной продукции и балансовую прибыль.
  Себестоимость товарной продукции состоит из заработной платы работников предприятия (включая социальный налог) плюс материальные затраты (переменные и постоянные) и плюс амортизационные отчисления (постоянная часть затрат).
  Но себестоимость всей продукции будет состоять из сумм себестоимости работ по всем структурным подразделениям, т.е.
  (3.9)
  где С - себестоимость товарной продукции;
  сi - себестоимость работ в i-ом подразделении;
  п - количество производственных подразделений.
  Далее можно приступить к расчету квот по каждому подразделению. Выполнить его можно по формуле
  (3.10)
  где Ui - квота i-го производственного подразделения по нормативу;
  Вн - норматив годовой выручки.
  Представим исходные данные, принятые в качестве нормативных констант, по рассматриваемому примеру в табл. 3.5.
  Таблица 3.5
  Нормативные данные по подразделениям предприятия, руб.
 
 Номер подразделения Доход
 подразделения
 Di Материальные затраты,
 Мi Амортизация
 
 Аi Социальный налог,
 Нс Налог
 предприятия,
 Н Дивиденды
 ДА Резервный
 фонд,
 РФ Чистая
 прибыль,
 Пч Квота %
 
 Ui 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 209 739 1 000 784 285 938 362 922
 517877
 212410
 163 400
 686 248
  35 2 460 540 1 200 000 243715 138 162 25 3 280000 800 000 469 934 84000 20 Ито-
 го 1 950 279 3 000 784 999 587 585 084 - - - - 80
  Доход подразделения (оплата труда членов трудового коллектива) определяется по нормам и нормативам в зависимости от принятого объема производства продукции. Эта величина состоит из переменной части оплаты труда для рабочих основного производства и постоянной части - для работников, выполняющих вспомогательные операции и занятых на управленческих и инженерно-технических работах. Пусть такой расчет по подразделениям выполнен и его результаты представлены в графе 2. Аналогичным образом рассчитываются материальные затраты. Они также состоят из переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат на единицу времени и представлены по подразделениям в графе 3. Затраты по амортизации - в графе 4, а величина социального налога, которая берется в долях от оплаты труда, - в графе 5.
  Итоговая строка таблицы представляет затраты по экономическим элементам, составляющие в совокупности себестоимость всей продукции предприятия.
  Графы 6, 7 и 8 заполняются в долях от балансовой прибыли, а графа 9 - чистая прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и отчислениями в виде налога, дивидендов акционерам и в резервный фонд.
  Подготовленная информация позволяет рассчитать квоты по производственным подразделениям по формуле 3.10.
  Тогда квота первого подразделения составит U1 = (1209739 + 1000784 + 285938 + 362922) : 8169669 = 2859383 : 8169669 = 0,35, или 35% от выручки предприятия (где 8169669 - нормативная выручка предприятия = 44643 • 183).
  Квота второго подразделения U2 = (465540 + 1200000 + 243715 + 138162) : 8169669 = 2042417 : 8169669 = 0,25, или 25% от выручки предприятия.
  Квота подразделения U3 = (280000 + 800000 + 469934 + 84000) : 8169669 = 1633 934 : 8169669 = 0,2, или 20% от выручки предприятия.
  Установленные квоты утверждаются акционерами и являются впоследствии основными расчетными нормативами для определения дохода подразделений предприятия от фактической его выручки.
  Сумма всех квот составляет 0,35 + 0,25 + 0,2 = 0,8, или 80% от выручки предприятия. Это и обеспечивает нормативную рентабельность производства, которая равна рн = 0,25 (0,2 : 0,8 = 0,25).
  Балансовая прибыль предприятия составит в этих условиях 1633935, или 0,25 от себестоимости продукции. Действительно, Пб = 0,25(1950279 + 3000784 + 999587 + 585084) = 0,25 ? 6535735 = 1633935.
  Полученная величина балансовой прибыли распределяется между платежами и чистой прибылью: 1633935 = 571877 + 212410 + 163400 + 686248.
  Таким образом получен полный баланс нормативных затрат и распределенной прибыли предприятия.
  Теперь рассмотрим, как определять фактический доход производственных подразделений предприятия по результатам текущего производства с использованием установленных нормативных квот.
  Фактический доход членов трудового коллектива (оплата их труда) каждого производственного подразделения в зависимости от конечного результата деятельности всего предприятия можно рассчитать по формуле
 
  (3.11)
  где х - темп прироста цены единицы товара в будущем периоде по сравнению с установленным нормативом в долях от единицы;
  у - темп прироста объема производства продукции в будущем периоде по сравнению с установленным нормативом в долях от единицы;
  v - коэффициент изменения переменных материальных затрат в будущем периоде;
  w - коэффициент изменения постоянных годовых материальных затрат в будущем периоде;
  Мпi - величина переменных материальных затрат на единицу продукции по установленному нормативу;
  Мпсi - величина годовых постоянных материальных затрат по установленному нормативу;
  S - коэффициент, учитывающий величину социального налога, в долях от дохода трудового коллектива.
  Проанализируем, отчего зависит рост доходов трудовых коллективов производственных подразделений. Прежде всего величина дохода каждого подразделения зависит от конечного результата деятельности предприятия в целом, в частности от увеличения выпуска продукции, цен на продукцию, выручки предприятия, а также от понесенных затрат. В этом и есть смысл предлагаемого мотивационного механизма данного бизнеса. В то же время подразделения будет интересовать, какова количественная связь между конечным результатом деятельности предприятия и заработком трудовых коллективов подразделений.
  Обратимся к формуле 3.11. Предположим, что выручка предприятия возрастет исключительно благодаря росту объема производства и продаж продукции, т.е. когда коэффициент у > 0, скажем у = 0,05. Следовательно, тогда при прочих неизменных параметрах выручка увеличится тоже на 5%. На столько же возрастут и переменные материальные затраты. Все другие затраты (постоянные материальные и амортизация) в этом случае останутся без изменения. Тогда рост выручки будет опережать рост общих затрат, и доходы производственных подразделений возрастут.
  Рассмотрим второй вариант изменения выручки только за счет цены товара, т.е. когда x > 0. Для сопоставления результатов величину коэффициента x тоже возьмем на уровне x = 0,05. В этом случае выручка возрастет на 5%, а все затраты останутся неизменными. Следовательно, прирост доходов производственных подразделений тогда будет самым весомым.
  Проверим это утверждение на примере. Для этого выполним расчеты по двум вариантам прироста выручки предприятия за счет увеличения объема производства продукции (табл. 3.6) и за счет увеличения цены единицы продукции (табл. 3.7). В обоих случаях для возможного сопоставления получаемых результатов производства приросты по исследуемым параметрам определим на уровне 5%.
  Дополнительно примем условие, что доли постоянных материальных затрат в общем их объеме по подразделениям составят:
  по первому - 20%;
  по второму - 18%;
  по третьему - 24%.
  Результаты расчетов можно представить в таблицах.
  Как видно из таблицы, цифры по графам несколько отличаются от данных табл. 3.5. Но главное заключается в том, что существенно отличаются результаты графы 2, где и представлена интересующая нас информация. В первом подразделении рост дохода по сравнению с нормативной таблицей составил около 6,5% (цифры графы 1, помещенные в рамку), во втором подразделении рост дохода еще выше - около 8,8%, в третьем - около 14,1%. В среднем по предприятию рост дохода составит 8,2%.
  Возникает вопрос: отчего рост дохода подразделений оказался выше, чем рост выручки? Дело в том, что дополнительный эффект в росте дохода происходит за счет постоянных затрат, включающих часть постоянных материальных затрат и амортизационные отчисления. Ведь они остались без изменения. И чем больше удельный вес этих затрат в себестоимости работ, тем большая доля эффекта от роста выручки всего предприятия будет переходить на доходы подразделений.
  Таблица 3.6
  Фактические результаты деятельности предприятия и подразделений при увеличении выручки за счет роста объема
  производства продукции на 5%
  (руб.)
 Номер подразделения
 
 Доход
 подразделения
 Di
 Материальные затраты,
  Мi
 
 Амортизация
 
  Аi
 
 Социальный налог,
 Нс
 
 Налог
 предприятия,
  Н
 
 Дивиденды,
 
 ДА
 
 Резервный
 фонд,
 РФ
 
 Чистая прибыль,
 Пч
 
 
 Квота %
 
 Ui
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1
  1 288 918
 
 1 040 812
 
 285 938
 
 362 922
 
 
 
 
 600 477
 
 
 
 223 032
 
 
 
 171 565
 
 
 
 720 575
 
 35
  1, 065 2
  501 246
 
 1 249 197
 
 243715
 
 150 374
 
 25
  1, 088 3
  319 456
 
 830 398
 
 469 934
 
 95 937
 
 20
  1, 141
 Итого
  2 10920
 
 3 120 407
 
 999 584
 632 986
  -
  -
  -
  -
 
 80 1, 082
  Рассмотрим теперь вариант, когда выручка растет только за счет повышения цены товара на те же 5%. Результаты расчетов по этому варианту представлены в табл. 3.7.
  Проанализируем полученную информацию. Прежде всего, отметим, что рост доходов подразделений при таком варианте повышения выручки существенно отличается и от нормативного, и от предыдущего вариантов. Так, рост дохода в первом подразделении составляет 9,1%, во втором 17,1%, а в третьем подразделении он достигает 22,4%! Средняя величина дохода в целом по предприятию составляет 12,9%. Вместе с этим растут дивиденды, резервный фонд и чистая прибыль предприятия.
  Такие высокие результаты имеют место не только потому, что возросла выручка предприятия, но вследствие достигнутой высокой экономии за счет всех постоянных и переменных затрат, ибо последние не изменяются ввиду сохранения объема производства продукции.
  Следует особо отметить, что расчетные доходы производственных подразделений по решению акционеров могут быть изменены. Так, можно принять решение о том, что все подразделения получат прирост дохода по среднему значению предприятия в целом, т.е. на уровне 12,9%. И такое решение будет вполне справедливым, поскольку общий итог прироста всего дохода есть в равной степени результат деятельности всех подразделений. Кроме того, акционеры могут принять и другое решение, например всем подразделениям установить прирост дохода на уровне наименьшей величины (в данном случае - 9,1%). Остальной прирост будет направлен на увеличение балансовой и чистой прибыли предприятия, что приведет к повышению рентабельности производства против нормативной величины. Разумеется, акционерами могут быть приняты и другие решения.
  Таблица 3.7
  Фактические результаты деятельности предприятия и подразделений при увеличении выручки за счет повышения
  цены продукции на 5%.
  (руб.)
 Номер подразделения
 
 Доход
 подразделения
 Di
 Материальные затраты,
  Мi
 
 Амортизация
 
  Аi
 
 Социальный налог,
 Нс
 
 Налог
 предприятия,
  Н
 
 Дивиденды,
 
 ДА
 
 Резервный
 фонд,
 РФ
 
 
 Чистая прибыль,
 Пч
 Квота %
 
 Ui
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1
  1 319 716
 
 1 000 784
 
 285 938
 
 395 915
 
 
 
 600 471
 
 
 223 032
 
 
 171 565
 
 
 720 575
 
 35
  1, 091 2
  539 095
 
 1 200 000
 
 243715
 
 161 728
 
 25
  1, 171 3
  342 843
 
 800 000
 
 469 934
 
 102 853
 
 20
  1, 224
 Итого
  2 201 654
 
 3 000 784
 
 999 584
 660 496 - - - -
 
 80 1, 129
  Проведенный расчетный эксперимент доказал справедливость высказанного ранее мнения о том, что, во-первых, предлагаемый мотивационный механизм, основанный на инновационном подходе, обладает мощным стимулирующим воздействием на положительные конечные результаты производства (на выручку и чистую прибыль предприятия), во-вторых, наибольшее позитивное действие отмечается при повышении цены товара (следовательно, необходимо стремиться к повышению качества продукции и ее конкурентоспособности), а затем - при росте объема производства продукции. Кроме того, предлагаемый мотивационный механизм будет стимулировать сокращение материальных затрат, рост производительности труда, ибо любая достигнутая экономия затрат либо полностью, либо в определенной пропорции (в зависимости от решения коллектива) отразится на росте дохода подразделений.
  Подводя итог, следует указать область возможного применения изложенного механизма мотивации повышения положительных результатов производства предприятий. Это, во-первых, акционерные общества закрытого типа и, во-вторых, народные предприятия, численность которых в России пока не очень велика, но за ними, как нам представляется, большое будущее.
  Наибольшие шансы успеха при применении такого механизма у эффективно работающих предприятий, у которых стабильны характер выпускаемой продукции, производственная структура, соотношение себестоимости проводимых работ в общей ее величине по предприятию, не очень длительный производственный цикл (порядка не более двух месяцев).
  На первый взгляд, представленный перечень ограничений сводит к минимуму возможность применения рассмотренного мотивационного механизма предпринимательства. Однако это далеко не так. Все ограничения можно существенно раздвинуть и значительно шире применять данный механизм на практике. Все зависит от искусства менеджеров, которые при желании могут применить его даже на предприятиях типа открытых акционерных обществ. В самом механизме заложены огромные резервы, реализуя которые можно преодолеть указанные барьеры. Например, за счет изменения величины резервного фонда, из которого можно компенсировать потери отдельных подразделений по отдельным временным периодам, удается применить данный механизм и при менее стабильном производстве, и при более длительном производственном цикле и т.п.
 
  Вопросы для самопроверки и самоконтроля
  1. Что несет человечеству научно-технический прогресс?
  2. Каким образом новации проникают в производство, жизнь и быт людей?
  3. Кто такие предприниматели? Какова их роль в реализации новых идей?
  4. Ради чего трудятся предприниматели?
  5. Какова цепь звеньев в реализации любого новшества? Назовите звенья этой цепи. Какое отношение к ним имеет предприниматель?
  6. Посредством чего реализуются новшества?
  7. Что подразумевалось под проектом в планово-директивной экономике и в условиях рыночного хозяйствования?
  8. Приведите примеры предпринимательских проектов.
  9. Перечислите важнейшие классификационные признаки дифференциации предпринимательских проектов.
  10. Приведите примеры различных проектов по их масштабам.