<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  - присутствие при осмотре и исследовании арбитражным судом доказательств в месте их нахождения (ст. 55 АПК РФ), а также вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче (ст. 64 АПК РФ);
  - присутствие при проведении экспертизы (п. 2 ст. 67 АПК РФ);
  - дача объяснений, признание фактов (ст. 70 АПК РФ);
  - участие в судебном рассмотрении заявления об обеспечении доказательств (п. 2 ст. 72 АПК РФ);
  - внесение на депозитный счет (право ответчика) арбитражного суда истребуемой истцом суммы вместо принятия установленных мер по обеспечению иска (ч. 3 ст. 77 АПК РФ);
  - дача согласия или выражание несогласия на замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком (ст. 36 АПК РФ);
  - изменение основания или предмета иска (право истца; п. 1 ст. 37 АПК РФ);
  - признание иска полностью или частично (право ответчика; п. 2 ст. 37 АПК РФ);
  - окончание дела мировым соглашением (при согласии сторон; п. 3 ст. 37 АПК РФ);
  - производство письменных заметок, ведение стенограммы и звукозаписи. А также, с разрешения суда, рассматривающего дело - ведение кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также трансляций судебного заседания по радио и телевидению (п. 3 ст. 115 АПК РФ);
  - заявление отводов (ст.ст. 16-21, 31, 33, 115 АПК РФ);
  - ознакомление с протоколом судебного заседания или процессуального действия и представление замечаний относительно полноты и правильности его составления в трехдневный срок после подписания протокола (п. 4 ст. 123 АПК РФ).
  По всем делам, рассматриваемым арбитражными судами в Российской Федерации, уплачивается или взыскивается государственная пошлина, которая зачисляется в федеральный бюджет по месту нахождения банка, принявшего платеж. Ее взимание производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 "О государственной пошлине" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" с последующими изменениями - см. приложение) на основании Инструкции Госналогслужбы РФ, согласованной с Минфином РФ и Минюстом РФ от 15 мая 1996 г. №.42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (с изменениями от 7 октября 1996 г., 6 июля 1998 г., 19 февраля 1999 г.).
  Государственная пошлина взимается до подачи исковых и иных заявлений, аппелляционной или кассационной жалоб, подаваемых в арбитражные суды, а также за выдачу документов арбитражными судами (ст. 91 АПК РФ). Рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся основаниям государственной пошлиной не оплачивается.
  Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, независимо от форм собственности.
  Госпошлина оплачивается лицами, обращающимися за совершением юридически значимых действий или выдачей документов, в рублях, в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками государственной пошлины наличными деньгами осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
  Иностранные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.
  Платежные поручения и квитанции представляются в арбитражный суд только с подлинной отметкой банка и остаются в материалах дела (за исключением случаев возврата государственной пошлины, см. ниже). Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате государственной пошлины не принимаются арбитражными судами в качестве доказательства, ее уплаты.
  Оформление платежного поручения об уплате государственной пошлины должно соответствовать форме, приведенной в приложении к Инструкции.
  В случае одновременного обращения за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа нескольких лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними. Если же среди этих лиц одно или несколько лиц в соответствии с законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается только лицами, не имеющими права на льготы.
  Размеры государственной пошлины определены ст. 29 указанной Инструкции. При определении размера государственой пошлины, установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда, учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины. Размер государственной пошлины с исковых заявлений имущественного характера зависит от цены иска, которая определяется истцом согласно ст. 92 АПК РФ:
  - по искам о взыскнии денежных средств исходя из взыскиваемой суммы;
  - по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой суммы;
  - по искам об истребовании имущества исходя из стоимости имущества;
  - по искам об истребовании земельного участка исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии - по рыночной цене.
  В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени).
  С исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
  В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом. При увеличении исковых требований недостающая сумма госпошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении исковых требований уплаченная излишне пошлина не возвращается.
  С аппелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражных судов, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа государственная пошлина уплачивается в размере 50% от государственной пошлину, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы.
  Статья 34 Инструкции содержит обширный перечень лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины. Арбитражный суд по своему усмотрению на основании соответствующего заявления заинтересованного лица, исходя из имущественного положения сторон, может отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер.
  Инструкцией (ст. 14) предусмотрены случаи частичного иди полного возврата государственной пошлины в случае:
  - внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону;
  - возвращения или отказа в принятии искового заявления, жалобы или иного обращения;
  - прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный до судебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
  - удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик - налоговый, финансовый, таможенный органы и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение;
  - отказа лица, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в арбитражный суд.
  При этом следует иметь в виду, чти не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина, если истец после принятия искового заявления к производству арбитражным судом уменьшил цену иска, а также при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
  Возврат государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение года со дня принятия соответствующего решения арбитражного суда о возврате государственной пошлины из бюджета.
  К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются соответствующие решения, определения, Справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка. Подтверждающие уплату государственной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере. Если же государственная пошлина подлежит возврату частично, то к справке прилагаются не подлинники, а копии платежных документов.
  По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в арбитражный суд или им возвращенным, И по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возврат производится на основании выданной судом справки.
  Налоговым органам предоставлено право в течение 30 дней провести проверку поступивших к ним заявлений и документов на возврат государственной пошлины и вынести соответствующее решение. При положительном решении не позже чем через месяц с момента его принятия государственная пошлина подлежит возврату через орган федерального Казначейства или налоговый орган.
  Право апелляционного обжалования решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу, принадлежит лицам, участвующим в деле (ст. 145 АПК РФ), лицам, не привлеченным к участию в Деле, о правах и обязанностях Которых суд принял решение (п. 4 ч. 3 ст. 158 АПК РФ), их правопреемникам (ч. 1 ст. 40 АПК РФ), а также их представителям.
  Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию арбитражного суда, принявшего решение в первой инстанции, в течение, месяца после принятия арбитражным судом решения. Законодатель определяет содержание апелляционной жалобы (ст. 148 АПК РФ). В апелляционной жалобе должны быть указаны:
  - наименование арбитражного суда, которому адресуется жалоба;
  - наименование .лица, подавшего жалобу, и лиц, участвующих в деле;
  - наименование арбитражного суда, принявшего решение, на которое подается жалоба, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
  - требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым заявитель считает решение неправильным, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты и материалы дела. При этом необходимо учитывать требования п. 3 ст. 155 АПК РФ, согласно которому в апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.
  Указывая основания к изменение или отмене решения, следует руководствоваться ст. 158 АПК РФ.
  Апелляционная жалоба подписывается по правилам подписания искового заявления - лицом, подающим жалобу, или его представителем.
  К жалобе прилагаются:
  - доказательства уплаты государственой пошлцны;
  - доказательства направления копий жалобы другим лицам, участвующим в деле;
  - к жалобе, подписанной представителем, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на обжалование судебных актов, если она ранее не была представлена по данному делу.
  К копии апелляционной жалобы, направляемой другим лицам, участвующим в деле, необходимо прилагать документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает требования, изложенные в жалобе, и которые у них отсутствуют.
  Возврат арбитражным судом апелляционной жалобы может быть обжалован в кассационном порядке (п. 3 ст. 151 АПК РФ).
  Так же, как и при призводстве в арбитражном суде по первой инстанции, лица, участвующие в деле, и их представители при получении копии апелляционной жалобы вправе направить на нее, отзыв арбитражному суду в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения апелляционной жалобы, и доказательства отсылки копий отзыва другим лицам, участвующим в деле.
  Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на ведение дела, а также могут быть приложены документы, которые не были представлены ранее, с подтверждением того, что копии этих документов направлены другим лицам, участвующим в деле (в том случае, если такие документы у них отсутствуют).
  Для того, чтобы правильно сформулировать обращенную к арбитражному суду просьбу, необходимо знать полномочия апелляционной инстанции.
  При производстве в апелляционной инстанции дело подлежит полному пересмотру, т.е. проверяется не только соблюдение в первой инстанции норм материального и процессуального права, но и существо проверяемого решения или определения, а суд не связан доводами апелляционной жалобы (ст. 155 АПК РФ).
  Проверка правильности решения производится путем повторного рассмотрения дела с использованием доказательств, как уже имеющихся в материалах дела, так и вновь представленных. При этом следует учитывать, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом лишь в том случае, если заявитель обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
  Арбитражный суд, рассматривая дело в апелляционной инстанции, вправе (ст. 157 АПК РФ):
  - оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  - отменить решение полностью или в части и принять новое решение;
  - изменить решение;
  - отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части.
  Апелляционные жалобы на определения арбитражных судов рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения апелляционных жалоб на решения суда (п. 2 ст. 160 АПК РФ).
  Лица, участвующие в деле, и их представители вправе подать кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции (ст. 161 АПК РФ). Кассационная жалоба подается в федеральный арбитражный суд округа, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение (п. 1 ст. 163 АПК РФ).
  Требования к содержанию и правилам подписания кассационной жалобы в целом аналогичны требованиям к апелляционной жалобе (ст. 165 АПК РФ), за исключением того, что в кассационной жалобе кроме ссылки на решение, при несогласии с ним, делается ссылка также и на постановление апелляционной инстанции. Кроме того, поскольку пределы рассмотрения кассационной инстанцией дела ограничены проверкой правильности применения норм материального и процессуального права арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, ссылка в жалобе на недоказанность обстоятельств дела или на несоответствие взаимоотношений лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела не допускается (ст. 174 АПК РФ).
  Определение о возвращении кассационной жалобы также может быть обжаловано в кассационном порядке (п. 3 ст. 168 АПК РФ).
  Аналогичны апелляционному производству и правила подготовки и направления отзыва (ст. 167 АПК РФ). При этом специфичным является право арбитражного суда кассационной инстанции приостанавливать исполнение решения, постановления, принятые в первой и апелляционной инстанциях, по ходатайству лиц, участвующих в деле, и их представителей (ст. 170 АПК РФ).
  Кассационная инстанция полномочна (ст. 175 АПК РФ):
  - оставить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  - отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или в части и принять новое решение;
  - отменить решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение иди постановление недостаточно обосновано;
  - изменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции;
  - отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  - оставить в силе одно из ранее принятых решений или постановлений.
  Основания к изменению или отмене решения, изложенные в ст.. 176 АПК РФ, очерчивают круг предмета доказывания в кассационной инстанции.
  Подготовка к участию адвоката-представителя в надзорной инстанции предполагает знание ее особенностей. Одной из них является то, что единственной надзорной инстанцией в системе арбитражных судов России является Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
  Другой особенностью является порядок возбуждения судебного рассмотрения дел в суде надзорной инстанции. Протесты в порядке надзора вправе приносить:
  - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ на решения и постановления любого арбитражного суда, за исключением постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  - Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместитель Генерального прокурора РФ на решения и постановления любого суда Российской Федерации за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.
  Специфично опротестование и пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов. Законодатель предусмотрел, что опротестованы в порядке надзора, отдельно от решения, могут быть не все, а только указанные в законе определения арбитражного суда, а также определения, препятствующие движению дела (п. 1 ст. 191 АПК РФ).
  Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместитель могут приостановить исполнение соответствующих решений и постановлений (ст. 182 АПК РФ).
  Основаниями к изменению или отмене решения или постановления в порядке надзора являются незаконность или необоснованность судебного акта.
  Не могут быть отменены правильные по существу решение или постановление арбитражного суда по одним лишь формальным основаниям (ст. 188 АПК РФ).
  Еще одним способом судебной проверки правильности разрешения дела является пересмотр решений арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
  Заявителем могут выступать лица, участвующие в деле, или их представители. Требования к оформлению заявления, перечень прилагаемых к нему документов аналогичны требованиям к исковому заявлению, апелляционным и кассационным жалобам (ст. 193 АПК РФ), за исключением оплаты государственной пошлины, которая при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам не взимается.
  Специфика производства по вновь открывшимся обстоятельствам следующая:
  - в качестве суда, пересматривающего решение по вновь открывшимся обстоятельствам, выступает арбитражный суд, принявший вступивший в законную силу судебный акт (п. 1 ст. 192 АПК РФ);
  - основаниями для пересмотра являются: существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта; установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела; отмена судебного акта арбитражного суда, решения, приговора суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к принятию данного решения (п. 2 ст. 192 АПК РФ);
  - заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в арбитражный суд не позднее одного месяца со дня открытия обстоятельств, служащих основанием для пересмотра судебного акта.
  При производстве в апелляционной и кассационной инстанции, пересмотре решений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора и по вновь открывшимся основаниям возможно присутствие лиц, участвующих в деле и (или) их представителей.
  Решения арбитражного суда вступают в законную силу по истечении месячного срока после его принятия (ст. 135 АПК РФ).
  Решения Высшего Арбитражного Суда РФ вступают в силу с момента их принятия.
  Немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также определения об утверждении мирового соглашения.
  В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией.
  Судебные акты арбитражных судов (решения, определения и постановления) исполняются на основании выданного арбитражным судом, принявшим этот акт, исполнительного листа в порядке, предусмотренном Законом "Об исполнительном производстве".
  Исполнительный лист выдается взыскателю или его представителю после вступления судебного акта в законную силу. При взыскании денежных средств в доход бюджета исполнительный лист направляется налоговому органу по месту нахождения должника.
  Если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд выдает несколько исполнительных листов с указанием в каждом из них той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу (ст. 199 АПК РФ).
  Взыскатель для взыскания денежных средств направляет исполнительный лист банку иди иному кредитному учреждению, а в остальных случаях - судебному приставу (ст. 198 АПК РФ).
  Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения. Пропущенный срок при наличии к тому оснований может быть восстановлен арбитражным судом. Основаниями для восстановления срока могут служить уважительные причины, перечень которых закон не установил. В отличие от правил для восстановления сроков давности исполнения решения судов общей юрисдикции (ст. 347 ГПК РСФСР), согласно которым для восстановления срока давности исполнения можно обращаться как в суд, постановивший решение, так и в суд по месту исполнения, восстановление срока давности по исполнительному листу арбитражного суда может быть произведено лишь судом, принявшим судебный акт (ст. 203 АПК РФ).
  Время, в течение которого исполнение судебного акта было приостановлено, не засчитывается в шестимесячный срок (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
  Предъявление исполнительного листа к исполнению, а также частичное исполнение судебного акта прерывает срок для предъявления исполнительного листа к исполнению. При возвращении исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью исполнения новый срок для предъявления начинает течь со дня его возвращения (ст. 202 АПК РФ).
  Однако, согласно п. 288-2 Правил Госбанка № 2, п. 33 Инструкции об исполнительном производстве, исполнительный лист, срок которого истек, не принимается к исполнению ни банком, ни судебным приставом.
  Исполнение судебных актов является стадией арбитражного Процесса и на него распространяются общие положения АПК РФ, в том числе о процессуальном представительстве и правопреемстве. Последнее особенно важно знать адвокату-представителю, поскольку на практике зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, в которых после принятия судебного акта арбитражным Судом происходит выбытие стороны в спорном правоотношении или в правоотношении, установленном решением суда, что требует замены одной из сторон ее правопреемником. Оформляется правопреемство, как и на всех иных стадиях арбитражного процесса, определением суда. При этом выдается новый исполнительный лист.
  Поскольку изменение или отмена решения арбитражного суда возможна на более поздних стадиях, уже после вступления его в законную силу, то весьма важным является умение применять положения института поворота исполнения судебного акта. Если приведенный в исполнение судебный акт изменен или отменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту (п. 1 ст. 208 АПК РФ). Поворот исполнения возможен независимо от того, в каком порядке (апелляционном, кассационном, надзорном или по вновь открывшимся основаниям) отменено решение. В случае невозможности возврата имущества в натуре возвращается его стоимость.
  Если же отменён ещё не исполненный судебный акт, применяется не поворот исполнения, а прекращение дальнейшего взыскания по прежнему судебному акту. Однако это не исключает поворота исполнения в уже исполненной части решения (п. 2 ст. 208 АПК РФ).
  Законодатель предусмотрел, что вопрос о повороте исполнения судебного акта должен разрешаться арбитражным судом, который принял новый судебный акт (п. 1 ст. 209 АПК РФ). Однако, если в новом судебном акте этот вопрос не разрешен, основанием для рассмотрения вопроса о повороте исполнения судебного акта, а также прекращения дальнейшего изыскания, является заявление ответчика или его представителя в арбитражный суд первой инстанции.
  Основанием для выдачи арбитражным судом исполнительного листа на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости также является заявление ответчика. К заявлению прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого судебного акта. Поскольку данное заявление не является исковым, оно не подлежит оплате государственной пошлиной, Заявление может быть подано в течение срока исковой давности, который начинает течь со дня вступления в законную силу нового судебного акта.
 
  В. Адвокат-представитель в третейском суде
 
  Условия, при которых спор рассматривается третейским судом. Предмет судебной защиты в третейском суде.
  Представительство в третейском суде. Порядок реализации полномочий адвоката-представителя.
  Участие адвоката- представителя в исполнении решений третейского суда.
 
  Деятельность третейских судов условно можно разделить на три основных направления: третейское разбирательство споров между гражданами; третейское разбирательство споров между российскими юридическими лицами; третейское разбирательство споров между коммерческими предприятиями, если хотя бы одно из них находится за границей (сюда же относятся споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций" созданных на территории Российской Федерации).
  1. Порядок рассмотрения третейским судом споров между гражданами урегулирован ст. 27 ГПК РСФСР и Положением о третейском суде, являющимся Приложением № 3 к ГПК РСФСР.
  Положение о третейском суде предоставляет гражданам право передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений (отметим, что действующее семейное законодательство предусмотрело передачу супругами (бывшими супругами) на разрешение третейского суда споров о разделе имущества).
  Третейский суд. рассматривает спор только при условии, если между сторонами был заключен .письменный договор о передаче спора на разрешение этого, суда. Требование о соблюдении письменной формы считается соблюденным, если сторонами составлен и подписан один документ, а также если между сторонами произошел обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефаксной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны соглашения.
  Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре, заключенном между сторонами.
  Третейский суд организуется по особому всякий раз соглашению всех участников спора в составе одного судьи либо в составе нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой из сторон, и одного по общему избранию судей. Членами третейского суда не могут быть:
  - лица, не достигшие совершеннолетия;
  - лица, состоящие под опекой и попечительством;
  - лица, лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью, - в течение срока, указанного в приговоре;
  -лица, привлеченные к уголовной ответственности.
  Договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейская запись) должен содержать:
  - наименование сторон и их места жительства;
  -предмет спора;
  - наименование избранных судей;
  - срок разрешения спора;
  - место и время составления договора.
  Перемена судей до окончания рассмотрения дела не допускается. Сторона вправе отказаться от соглашения лишь в том случае, если докажет, что кто-то из? судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве ей не было известно при заключении договора. Во всех остальных случаях граждане, заключившие договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда, не вправе отказаться от него до истечения срока, предусмотренного третейской записью.
  Разбирательство споров между гражданами в третейском суде не оплачивается никакими видами пошлин и сборов, т.к. является бесплатным.
  Статьей 11 Положения о третейском суде предусмотрены случаи, когда третейский суд признается несостоявшимся:
  - вследствие истечения предусмотренного третейской записью срока;
  - вследствие отказа кого-либо из судей или устранения такового при его заинтересованности в исходе дела;
  - если при производстве дела откроется обстоятельство, дающее основание к возбуждению уголовного преследования в отношении какой-либо стороны и могущее оказать влияние на исход дела;
  - в случае смерти одной из сторон.
  Несоблюдение любых иных из вышеуказанных требований, а также противоречие решения третейского суда закону дает основание заинтересованной стороне или ее представителю оспаривать состоявшееся решение третейского суда при выдаче исполнительного листа судьей районного (городского) суда.
  На отказ судьи районного (городского) суда в выдаче исполнительного листа может быть подана частная жалоба или принесен протест прокурора в десятидневный срок со дня отказа.
  Наличие соглашения между сторонами о передаче спора на разрешение третейского суда влечет за собой такие процессуальные последствия, как отказ в принятии искового заявления судом общей юрисдикции (п. 6 ст. 129 ГПК РСФСР). И только после вступления в законную силу определения районного (городского) суда об отказе в выдаче исполнительного листа по решению третейского суда, не исполненному добровольно, спор может быть разрешен в суде общей юрисдикции по заявлению заинтересованной в том стороны.
  Наличие доказательств того, что разрешение третейского спора в суде не состоялось, также предоставляет право для обращения с иском в суд общей юрисдикции заинтересованным лицам.
  2. По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда (ст. 23 АПК РФ). Следовательно, споры, возникающие из административных правоотношений, дел о несостоятельности (банкротстве), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не могут быть предметом рассмотрения третейского суда.
  Порядок передачи на рассмотрение третейского суда споров, подведомственных арбитражному суду, установлен Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров" утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. № 3115-1 (с изменениями от 16 ноября 1997 г.).
  Достигнув договоренности о передаче на рассмотрение третейскому суду конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорной характер, стороны должны заключить соглашение в виде оговорки в договоре или в виде отдельного письменного соглашения.
  Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу, телефаксу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения. В соглашении обязательно должно быть указано, какому именно постоянно действующему третейскому суду будет поручено разбирательство, либо предусмотрено, что стороны самостоятельно создадут третейский суд для рассмотрения конкретного спора в установленном порядке.
  Третейский суд самостоятельно, в т.ч. и по ходатайству любой из сторон, решает вопрос наличия или действительности соглашения о передаче спора третейскому суду. При признании третейским судом отсутствия или недействительности соглашения сторон, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда. Признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора третейскому суду.
  Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда может быть расторгнуто (аннулировано) лишь при взаимной договоренности сторон. Односторонний отказ от соглашения не допускается.
  При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд образуется в составе трех судей. Однако во всяком случае число третейских судей должно быть нечетным.
  При подготовке к рассмотрению спора в третейском суде, создаваемом для рассмотрения конкретного спора, стороны могут по своему усмотрению согласовать порядок назначения третейского судьи (судей) для рассмотрения конкретного спора. Как правило, каждая сторона назначает одного судью, а затем двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего.
  Если в течение 15 дней после получения уведомления одной из сторон о назначении третейского судьи другая сторона не назначит другого третейского судью или если в течение того же срока судьи не достигнут соглашения о третьем судье либо третейский суд по иным причинам не создан, стороны вправе отказаться от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. В этом случае спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.
  По соглашению сторон или по просьбе третейского судьи его полномочия могут быть прекращены. Новый третейский судья назначается в соответствии с правилами, которые применялись при назначении заменяемого судьи.
  Порядок назначения судей в постоянно действующих третейских судах установлен регламентом (правилами, уставом) данного суда. Установленный регламентом порядок, как в части, касающейся назначения судей, так и по иным процедурным вопросам, является обязательным для сторон, т.к. считается, что стороны, заключившие соглашение о передаче спора на разрешение постоянно действующего третейского суда, приняли к исполнению и процедуру разрешения дела этого суда. Чаще всего каждая сторона выбирает по одному судье из списка третейских судей. Третьего судью в состав суда назначает председатель третейского суда. Кроме того, регламенты зачастую допускают право сторон назначить по запасному судье на случай невозможности исполнения обязанностей ранее назначенным судьей.
  Рассмотрение спора в третейском суде построено на общих принципах, свойственных арбитражному процессу. В силу начал состязательности процесса каждой стороне предоставляются равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав.
  Порядок и место разрешения спора в третейском суде, созданном для рассмотрения конкретного спора, язык судопроизводства стороны могут определить по своему усмотрению. При отсутствии такой договоренности эти вопросы решает третейский суд.
  Порядок и место разрешения спора в постоянно действующем третейском суде, а также язык судопроизводства определяется правилами (регламентом) данного суда.
  Третейский суд может потребовать от сторон перевода любых письменных доказательств на язык, который применяется при разрешении спора.
  В течение срока, согласованного сторонами или определенного третейским судом, истец излагает свои требования в форме письменного заявления, которое передается третейскому суду, а его копия - ответчику.
  В исковом заявлении указываются:
  - дата и номер искового заявления;
  - наименование сторон, их почтовые адреса и платежные реквизиты;
  - цена иска, если иск подлежит оценке;
  - исковые требования;
  - обстоятельства, на которых основано исковое требование, и подтверждающие их доказательства; обоснованный расчет искового требования; законодательство, на основании которого предъявляется иск;
  - перечень прилагаемых к заявлению документов и других доказательств.
  Копии всех заявлений, документов, других доказательств, предоставляемых одной стороной третейскому суду, должны быть переданы другой стороне.
  К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:
 - наличие соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;
 - исковые требования;
  - уплату третейского сбора.
  В течение срока, согласованного сторонами или определенного третейским судом, ответчик может направить отзыв.
  При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд самостоятельно определяет порядок участия сторон и их представителей в рассмотрении спора. Рассмотрение может осуществляться с участием сторон или их представителей либо только на основании документов и других доказательств. В любом случае разрешение спора в третейском суде осуществляется на основе принципов равенства сторон и состязательности, т.к. сторонам предоставляются равные возможности на изложение своей позиции, на участие в представлении, исследовании и оценке доказательств, на отвод судей, а также на заявление возражений по процедурным вопросам.
  Третейский суд должен передать сторонам заключения экспертов и другие документы (их копии), истребованные третейским судом в процессе рассмотрения спора, на которых третейский суд основывает свое решение.
  Если стороны в договоре или третейском соглашении не предусмотрели иной порядок, то непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление, неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, не являются препятствием к рассмотрению спора. Кроме того. Положением (ч. 2 ст. 15) специально оговорено, что, непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца.
  Производство по делу может быть прекращено определением третейского суда, если стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства или если спор не подлежит рассмотрению третейским судом.
  Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда, в письменной форме, и один экземпляр решения передается каждой из сторон. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения.
  Сторонам также предоставлено право согласовывать между собой порядок распределения расходов, связанных с рассмотрением дела в третейском суде. При отсутствии соглашения решение по этому вопросу принимает третейский суд.
  В течение 10 дней после получения решения третейского суда, если сторонами не согласован иной срок, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд:
  - исправить допущенную в решении арифметическую ошибку, опечатку либо иную ошибку аналогичного характера;
  - дать разъяснение решения или его части;
  - вынести дополнительное решение в отношении требований, которые, были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не были отражены в решении.
  Решение третейского суда подлежит добровольному немедленному исполнению сторонами. Если же в решении третейского суда установлен срок его исполнения, то решение должно быть исполнено в этот срок.
  В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок, сторона, в пользу которой вынесено решение, вправе обратиться с заявлением о выдаче исполнительного листа. Заявление подается:
  - по решению третейского суда, созданного для рассмотрения конкретного спора, - в арбитражный суд субъекта Федерации, на территории которого находится третейский суд;
  - по решению постоянно действующего третейского суда - непосредственно в этот третейский суд.
  Заявление облагается государственной пошлиной. Оно может быть подано в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда.
  К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательства уплаты государственной пошлины.
  Заявления, поданные с нарушением установленного срока либо без приложения необходимых документов, возвращаются арбитражным судом без рассмотрения. Однако, при наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа, срок может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству заинтересованной стороны.
  В Целом взаимоотношения третейского и арбитражного судов исходят из принципа недопустимости ревизии решения третейского суда арбитражным судом. В то же время законодатель предоставляет арбитражному суду определенные возможности по корректировке действий третейского суда, направленные в случае необходимости, на понуждение принять законное и обоснованное решение.
  Так, при наличии убеждения стороны в том, что решение третейского суда не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, позволяется оспаривать данное решение в арбитражном суде при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа. Если доводы стороны подтвердятся, арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение.
  При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде исковое требование может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью.
  Арбитражный суд также вправе отказать в, выдаче исполнительного листа в случаях:
  - если соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто;
  - если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в третейском суде;
  - если сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в третейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения;
  - если спор возник из административных и иных, за исключением гражданских, правоотношений и не подлежал рассмотрению в третейском суде.
  На определение арбитражного суда может быть подана жалоба в порядке, предусмотренном АПК РФ.
  3. Учитывая то, что положения о международном коммерческом арбитраже содержатся в международных договорах Российской Федерации, а также в типовом законе, принятом в 1985 г; Комиссией ООН по праву межведомственной торговли и одобренном Генеральной ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве, и исходя из признания полезности третейского метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли, 07 июля 1993 г. принят Закон РФ № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".
  Согласно п. 2 указанного закона в Международный коммерческий арбитраж могут передаваться по соглашению сторон следующие споры:
  - из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;
  - предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
  В качестве приложений к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже" приняты Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, статьями 2 которых детализируются предметы споров, которые могут передаваться на рассмотрение этих третейских органов.
  Особенностью разбирательства в международном коммерческом арбитраже, в отличие от производства в иных третейских судах, является возможность оспаривания арбитражного решения путем подачи об этим ходатайства в суд общей юрисдикции, наделенный правом отмены решения третейского суда (ст. 6 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"). Такими судами являются Верховные суды республик, входящих в состав российской Федерации, краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономных областей по месту нахождения арбитража. Срок на обращение с ходатайством об отмене арбитражного решения - три месяца со дня получения заинтересованной стороной решения третейского суда.
  Основания для отмены решения предусмотрены п. 2 ст. 34 Закона РФ "О международном Коммерческом арбитраже":
  - недееспособность одной из сторон процесса;
  - недействительность соглашения о третейском разбирательстве по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону Российской Федерации;
  - неуведомление стороны о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве;
  - невозможность предоставления стороной своих объяснений по иным уважительным причинам;
  - вынесение решения по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия;
 - вынесение решения по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;
  - несоответствие состава третейского суда или арбитражной процедуры соглашению сторон (если только такое соглашение не противоречит любому положению Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", от которого стороны не могут отступать);
  - установление судом общей юрисдикции того, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону Российской Федерации или арбитражное решение противоречит публичному порядку Российской Федерации.
  Рассматривая ходатайство об отмене арбитражного решения, суд общей юрисдикции по просьбе заинтересованной стороны и при наличии обстоятельств, позволяющих признать такое процессуальное решение необходимым, вправе приостановить на установленный им срок производства по ходатайству об отмене решения и направить в третейский суд предложение о возобновлении разбирательства по делу или о совершении иных действий, позволяющих устранить основания для отмены арбитражного решения.
  По ходатайству об отмене арбитражного решения судом общей юрисдикции выносится определение, которое может быть предметом проверки в порядке надзора. В остальном процедура передачи споров на рассмотрение в Международный коммерческий арбитраж и процедура их разбирательства (подробно регламентированы в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже") аналогичны правилам о третейском разбирательстве споров между российскими юридическими лицами
 
  Рекомендуемая литература
  Гражданский кодекс РФ, 1994 г.
  Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, 1964 г.
  Арбитражный процессуальный кодекс, 1995 г.
  Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".
  Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от . 24 июня 1992 г. № 3115-1 (с изменениями от 16 ноября 1997 г.).
  Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР № 2 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству".
  Авдюков М.Г. Распределение обязанностей по доказыванию в гражданском процессе // Советское государство и право. 1972. № 5. С. 48.
  Антимонов B.C., Герзон С.Л. Адвокат в советском гражданском процессе.- М., 1957.
  Ватман Д.Л. Елизаров В.А. Адвокат в гражданском процессе. - М., 1969.
  Виноградова Е.А. Третейский суд в России. - М., 1993.
  Зайцев И.М. Две модели судебного доказывания в гражданском процессе // Советская юстиция. 1975. № 17.
  Рясенцев В.А. Вопросы преюдиции при рассмотрении судами гражданских дел // Советская юстиция. 1978. № 18.
  Треушников М.К. Судебные доказательства. - М., 1997.
 
 Тема XV.
 АДВОКАТ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) - сочетание материального административного права с процессуальными правилами их применения.
 Понятие административных правонарушений. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 10. 194 КоАП РСФСР 1984 г.).
 Гарантии законности при наложении мер воздействия за административные правонарушения (контроль со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорский надзор, соблюдение процессуальной формы, право обжалования решений и пр.).
 Подведомственность суду дел об административных правонарушениях (статьи 202, 202-1 КоАП РСФСР). Меры административного воздействия, налагаемые только судом (исправительные работы, административный арест).
 Порядок производства по делам об административных правонарушениях, общие правила наложения взыскания за административные правонарушения.
 Право адвоката участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении (знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, представлять доказательства, приносить жалобы на постановления по делу (ст. 250 КоАП РСФСР).
 
  Кодекс об административных правонарушениях - основной федеральный акт, устанавливающий административную ответственность в Российской Федерации. По содержанию он является сочетанием материального административного права с процессуальными правилами их применения.
  Кодекс имеет общую часть, в которой, рассматриваются общие положения, касающиеся понятия административного правонарушения, условия ответственности, виды административных взысканий, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, исчисление сроков административного взыскания и пр.
  Особенная часть включает конкретные составы административных правонарушений, классифицированных по предмету посягательства (статьи 40-1 - 193-2 КоАП РСФСР).
  Остальные разделы КоАП посвящены органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, порядку производства по этим делам и исполнению постановлений о наложении административных взысканий.
  За время действия (с 1984 г.) КоАП РСФСР подвергся значительным изменениям, главным образом путем дополнения новыми видами административных правонарушений и детализации существующих. Так, Законом РФ от 24 декабря 1992 г. был существенно расширен и уточнен КоАП в части ответственности за нарушения правил дорожного движения. Не менее обширные изменения внесены Законом от 2 января 2000 г. в части административной ответственности за нарушения избирательного законодательства (статьи 40-1 по 40-24) и др.
  Несмотря на особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, следует отметить, что Кодекс безнадежно устарел. Некоторые положения Кодекса об административных правонарушениях, принятого еще 20 июня 1984 года, утратили юридическую силу, хотя формально еще не отменены (например ст.3 КоАП РСФСР). Многие другие устарели редакционно и не соответствуют государственному устройству Российской Федерации, изменениям в экономической системе страны.
  Систематическое внесение в особенную часть Кодекса многочисленных изменений и дополнений, вхождение в систему законодательства об административных правонарушениях иных законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, изданных в пределах их компетенции, значительно осложняют положение граждан при производстве по делам об административных правонарушениях.
  Это положение ухудшается несогласованностью некоторых положений общей части КоАП РСФСР с рядом законов, предусматривающих административную ответственность. Так, по смыслу статей 13-16 КоАП РСФСР, административной ответственности подлежат только физические лица (граждане, должностные лица). Однако ряд законов Российской Федерации, например, Федеральный закон РФ "О пожарной безопасности" от 18 ноября 1994 г. (СЗ РФ, 1994, № 35, ст. 3649.), Федеральный закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" с изменениями и дополнениями от 31.07.98, 05.07.99 и 08.07.99 и др., предусматривают административную ответственность и юридических лиц.
  Все это, а также широкое распространение административных правонарушений и мер реагирования на них, делает крайне актуальной проблему защиты прав личности в этой сфере, повышает актуальность участия адвоката в административном процессе.
  Понятие административного правонарушения раскрывается в ст. 10 КоАП РСФСР - это противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
  Отмечая, что противоправное действие является административным проступком лишь в том случае, если имеет место вина лица, его совершившего, законодатель раскрыл понятие умысла и неосторожности в статьях 11 и 12 КоАП РСФСР.
  Дела об административных правонарушениях в настоящее время рассматриваются различными органами, число которых достигает более 40 (о подведомственности дел об административных правонарушениях см. гл. 16 КоАП РСФСР). Изменение структуры местной власти вносит в этот перечень коррективы, однако при этом остается весьма значительное место для деятельности судов и органов внутренних дел. Их соответствующие полномочия определены в статьях 202,202-1,203 КоАП РСФСР.
  В статьях КоАП РСФСР, предусматривающих полномочия того или иного органа по рассмотрению дел об административных правонарушениях, детализируются вопросы: за какие правонарушения и кто конкретно из должностных лиц вправе налагать административные взыскания.
  Судьи районных (городских) судов рассматривают те дела, которые представляют наибольшую опасность и требуют соблюдения широкого круга процессуальных гарантий законности и справедливости. Их перечень содержится в ст. 202 КоАП РСФСР, и он постоянно пополняется. Сюда относятся в частности, правонарушения, связанные: с реализацией норм избирательного права (ст. 40-1 - 40-24); с незаконным приобретением или хранением наркотических средств в небольших размерах (ст. 44); с самовольной добычей янтаря (ст. 46-1); с мелкими хищениями (ст. 49, 49-1); с повреждением транспортных средств общего пользования (ст. 104-1); с изготовлением и использованием радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); с нарушением правил торговли (статьи 146,146-3 - 146-6,150, 150-2, 151); I с посягательствами на установленный порядок управления и др.
  Административным взысканиям посвящена гл. 3 КоАП РСФСР. Виды административных взысканий следующие: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину; исправительные, работы; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
  Законодатель определил, что данный перечень видов административных взысканий не является исчерпывающим и что законодательными актами Российской Федерации могут быть; установлены Также иные виды административных взысканий. (ст. 24 КоАП РСФСР).
  В статье 25 КоАП РСФСР указаны административные взыскания, которые могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных, а также определены административные взыскания, которые могут применяться только в качестве основных.
  Среди мер административного взыскания есть такие, которые связаны с исправительными работами (срок до двух месяцев, но не менее 15 дней) и. административный арест на срок до 15 суток. Эти меры могут применяться только судом (статьи 31, 32 КоАП РСФСР).
  Порядок производства по делам об административных правонарушениях в органах (должностными лицами), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, регламентируется:
  - Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
 - иными законодательными и правительственными актами Российской Федерации;
 - законодательством субъектов Российской Федерации, принятым в пределах их компетенции (см. статьи 71,72 и 76 Конституции РФ о разграничении предмета ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
  - Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, если они регулируют вопросы, не урегулированные законодательством России. При этом следует учитывать, что согласно ст. 2 заключительных и переходных положений Конституции РФ, Основы не применяются если они противоречат Конституции Российской Федерации.
  Важное значение в правоприменительной практике имеют Определения и Постановления Конституционного Суда РФ.
  Раздел IV КоАП РСФСР (статьи 225-276), определяющий порядок производства по делам об административных правонарушениях, по сути представляет собой упрощенный вариант административно-процессуального кодекса *, устанавливающего, наряду с общими положениями, также процедуры, доказательства и доказывание, перечень прав участников производства, характер принимаемых решений и порядок их обжалования и опротестования.
  * Административные процессуальные кодексы приняты в ряде стран. В отечественной юридической литературе этот вопрос также обсуждается.
 
  Эти процедурные правила являются общими и применяются как судом (судьей), так и другими органами и должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение дел об административных правонарушениях.
  Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КоАП РСФСР. К ним относятся:
  - отсутствие события или состава административного правонарушения;
  - недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
  - невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
  - действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
 - издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
 - отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
  - истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 КоАП РСФСР;
  - наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;
  - смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.
  Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
  Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями Лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.
  Не могут быть признаны и использованы доказательства, полученные с нарушением федерального закона. Это правило сформулировано в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и относится не только к уголовному судопроизводству, но и к производству по делам об административных правонарушениях.
  О совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то лицом, который направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Требования к содержанию протокола (постановления) изложены в ст. 235 КоАП РСФСР.
  Статьей 237 КоАП РСФСР предусмотрены случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется.
  При наложении административного взыскания должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 33, 34, 35 КоАП РСФСР).
  Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 38 КоАП РСФСР).
  В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
  Однако следует учитывать, что закон не распространил указанные положения о сроках на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.
  Рассматривая вопросы правомерности применения конфискации, следует обращаться к постоянно дополняющейся практике Конституционного Суда РФ. В настоящее время по данному вопросу приняты и действуют Постановление от 11 марта 1998 г. и Определение от 01 июля 1998 года Конституционного Суда РФ которыми признаны не соответствующими Конституции РФ и подлежащими отмене положения статей 159, 199, 35 (части 1 и 3), 85 (части 2), 222 КоАП РСФСР и статей 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3), 55 (части З), 266 Таможенного кодекса Российской федерации в части допускающей применения внесудебной конфискации имущества. При этом Конституционный Суд Российской Федерации в очередной раз констатировал, что конфискация может применяться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества, только с вынесением соответствующего судебного решения. Акцентировано внимание правоприменительных органов также на том, что предписание ч. 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации.
  Законодатель допускает (см. ст. 239 КоАП РСФСР) применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов.
  Однако возможность и правомочность применения данных мер принуждения ставится в зависимость от следующих обстоятельств:
  1) наличия прямого указания такой возможности в федеральном законодательном акте;
  2) необходимости как минимум одного из следующих действий:
  - пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия;
  - установления личности;
  - составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным;
 - обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
 - Кроме того, закон (ст. 238 КоАП РСФСР) предусматривает возможность доставления нарушителя (орудий совершения правонарушения) в целях обеспечения возможности составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить ее на месте, установления личности и пр.
  Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, адвокатом, представляющим его интересы, а также потерпевшим или его представителем.

<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу