<< Пред.           стр. 110 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 стиле. Уверенной рукой он овладевал всеми средствами музыкального
 выражения, которые были завещаны Моцартом и Гайдном, развил и обогатил
 их. С полнейшею свободою в выражении своей Индивидуальности и с
 замечательным пониманием музыкальных форм Б. соединял тонкое понимание
 характерной полноты и выразительности звука.
  После 3-ей симфонии Eroica (1804), большой увертюры "Леонора" № 3
 (1805) и трех русских квартетов (1806), направление Б. определилось
 вполне, и с того времени стало своеобразно проявляться в каждом новом
 его произведении. Симфонии В (1806), С -moll, пасторальная (1807 - 08) и
 затем Adur (1812) могут служить указателями пути великого композитора. К
 этим симфониям примыкают большие концерты. Но и в области вокальной
 музыки, Б. не оставался бездеятельным. Кроме песен (Lieder) и мелких
 вокальных произведений, он написал в 1803 году кантату "Христос на горе
 Елеонской" и вслед затем, в 1805 г., оперу "Фиделя", которая в то время
 особенным успехом не пользовалась, но вновь переработанная в 1814 году
 была оценена музыкальным миром, и с того времени заняла прочное место на
 всех германских оперных сценах. После моцартовской "Волшебной флейты"
 это была первая немецкая опера, получившая широкое распространение. К
 сожалению, не смотря на стремление и обширные планы Б. в этой области,
 ему не пришлось создать другой оперы. Написанные им два "Festspiele" для
 торжественного открытия театра в Пеште в 1812 г., "Король Стефан" и
 "Афинские развалины" не могут быть названы операми. К театральной музыке
 принадлежат также балет Б.: "Создание Прометея" (1801), музыка к
 гётевскому "Эгжонту" (1810) и увертюра к "Королану" Коллинса (1807).
 Когда в 1809 г. Б. было предложено место королевского капельмейстера в
 Касселе (Вестфалии), эрцгерцог Рудольф (ученик и друг Бетховена), князь
 Лобковиц и граф Кинский сложились и предложили ему ежегодное содержание
 в 4000 фюр. под единственным условием, чтобы он отказался от
 предлагаемого ему места и не покидал Австрии. Хотя содержание это и
 уменьшилось вследствие государственного банкротства в 1811 г.,
 учреждение вслед затем конкурса над имениями князя Лобковица, а также
 вследствие последовавшей кончины графа Кинского, все же оно обеспечивало
 независимое положение великому композитору, находившемуся в то время в
 поре полной творческой силы. Год конгресса (1811) застал Б. на высоте
 его славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии "Битва
 при Виттории", и сочиненной по поводу событий этого времени кантаты
 "Минута славы" (Glorreiche Augenblick), а также возобновление "Фиделю",
 доставили Б. величайшую популярность в Вене. Однако он не мог вполне
 наслаждаться всеобщим признанием своих заслуг, так как начавшееся еще в
 1802 г. ослаблено слуха усилилось почти до подпой его потери. Эта
 болезнь, не поддававшаяся никакому лечению, омрачала его настроение
 духа, сделала В. недоверчивым, и заставляла искать уединения. Новым
 источником неприятностей и разного рода огорчений послужили принятые Б.
 на себя в 1815 г. заботы о воспитании сына его умершего брата Карла.
 Денежные обстоятельства Б. ухудшились и одно время даже самое творчество
 его как будто приостановилось. Но вот назначение эрцгерцога Рудольфа
 епископом Ольмкциа (в 1818 году) подает Б. мысль написать торжественную
 мессу; он отдался ей со всею силою своего вдохновения и она заняла его
 до 1822 г. Б. в прежде сочиненной им в честь князя Эстергази (1808)
 Cdurной мессе в значительной степени придерживался стиля Моцарта и
 Гайдна; в этом же новом произведении, которое по обширности плана
 превосходит обычные размеры сочинений подобного рода, религиозные
 впечатления выражены от одной стороны с необычайным экстазом, а с
 другой, вполне субъективно. По окончанием этой "торжественной мессы"
 (missa solemnis), Бетховен с таким же жаром приступил к выполнению давно
 лелеянного им намерения написать симфонию, последняя часть которой
 заключается хором на текст шиллеровский "Оды к радости". К началу 1824
 г. было окончено и это произведение, обширное по своим размерам и
 чрезвычайно трудное в техническом отношении, в особенности в вокальных
 партиях. Затем были написаны, среди тяжелых физических страданий; и,
 четыре больших квартета, которые и по ныне составляют предмет изучения
 для каждого знатока, по своему глубокому содержанию и сложности не
 вполне доступные массе. Б. умер после продолжительных страданий 26 марта
 1827 г. и похоронен в Вене. Ему воздвигнуты памятники в Бонне (бронзовая
 статуя работы Гэнеля, в 1845) и в Вене (работы Цумбуха, 1880 г.). -
 Полное собрание сочинений Б. было издано в Лейпциге Брейткопфом и
 Гертелем (24 cepии, 1862 - 64). Хронологический указатель произведений
 Б. составлен Тайером (Берл., 1865 г. ), тематической же, с историческими
 ссылками на время их появления в свет, издал Ноттебом (Лейпциг, 1868 г.,
 2 изд. Брейткопфа и Гертеля).
 
  Литература. Vegeler und Ries, "Biographische Notizen uber В." (Кобл.,
 1838); Schindier, "Biographie von L. van В." (Мюнстер, 1838, 3 изд.,
 1860); Lenz, "Б. и его 3 стиля" и "В., eine Kunstsludie" (6 частей,
 Гамбург, 1860); Marx, "L. van В. Leben und Schaffen" (Берл., 1859, 3
 изд., 1875); Ulibischeff, "В., ses critiques et ses glossateurs"
 (Лейпц., 1857; немецкий перевод Bischeffa, Лейпциг, 1859); Nohl, "B. s
 Leben" (3 т., Вена и Лейпц., 1864 - 77); его же, "В., пас den Schilderun
 gen Seiner Zeitgenossen" (Штутг., 1877); Nottebohm, "Ein Skizzenbuch von
 В." (Лейпциг, 1865); его же, "Beethoveniana" (Лейпц., 1872), его же, "B.
 s Studien" (часть 1, Лейпц., 1873); Thayer, "Ludwig van B. s Leben" (в
 нем. переводе Deiters'a, 3 т., Берл., 1866 - 79); von Breuning, "Aus dem
 Schwarzspanlerhanse" (воспоминания о Б., Вена, 1874); Серов "9 симфония
 Бетховена" ("Музык. театр. Вестник", 1856 г., №№ 15 и 17); его же,
 "Девятая симфония Б., ее склад и смысл" ("Современная Летопись", 1868
 г., № 16); в этих статьях Серов обратил внимание на исследование
 тематизма 9-й симфонии. См. также о жизни Б. в "Репер, и Пантеоне"
 (1844, кн. 9 и 10).
  Бехтерев (Владимир Михайлович) - ординарный профессор по кафедре
 душевных болезней в казанском университете, род. 20 января. 1857 г.,
 образование получил в вятской гимназии и с.-петербургской
 медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Б. посвятил
 себя изучению душевных и нервных болезней, и для этой, цели работал при
 клинике проф. И. П. Мержевского, а в 1884 г. был командирован заграницу,
 где занимался у Дюбуа Раймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта
 (Вена), Шарко (Париа) и др. По защите докторской диссертации утвержден
 приват-доцентом военно-медицинской академии, а с 1885 г. состоит
 профессором казанского университета и заведующим психиатрической
 клиникой окружной казанской лечебницы. Кроме диссертации: "Опыт
 клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных
 заболеваний" (Спб., 1881), Б. принадлежат многочисленные работы: 1) по
 нормальной анатомии нервной системы; 2) патологической анатомии
 центральной нервной системы; 8) физиологии центральной нервной системы;
 4) по клинике душевных и нервных болезней и, наконец, 5) по психологии
 ("Образование наших представлений о пространстве", "Вест. Психиатрии,
 1884). В этих работах Б. занимался изучением и исследованием хода
 отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества
 спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем на
 основании произведенных опытов выяснением физиологического значения
 отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров,
 преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четвероходмия
 и пр.). Б. удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о
 локализации различных центров в мозговой коре (напр., по локализации
 кожных - осязательных и болевых - ощущений и мышечного сознания на
 поверхности мозговых полушарий, "Врач", 1883) и также по физиологии
 двигательных центров мозговой коры ("Врач", 1886). Много работ Б.
 посвящено описанию мало исследованных патологических процессов нервной
 системы и отдельным случаям нервных заболеваний. Труды эти печатались в
 русских и заграничных медицинских изданиях за 1879 - 90 гг. ("Медиц.
 Вестн.", "Еженед. Клинич. Газета", "Международн. Клиника", "Русская
 Медицина", "Вестн. Психиатрии", "Врач", "Медиц. образование", "Apх.
 Психиатрии и пр.", "Труды общ. русск, врачей", "Проток, засед. общ.
 психиатр. в Спб.", "S. Petersb. medic. Wochenschr.", "Arch. f.
 Psychiatr.", Pfliiger's "Arch. f. d. ges. Phys.", "Neurol. Centralb",
 "Wirchow's Arch.", "Arch. slaves de biologic". Список этих трудов см. у
 Богданова, "Материалы" и т. д. Отдельно вышло соч.: "Психопатия и ее
 отношение к вопросу о вменении" (Казань, 1886). Кроме того в "Вестн.
 Европе" (1880) появилась одна этнографическая работа Б.: "Вотяки, их
 история и современное состояние".
  Би (Bi) - лат. приставка, означает двойное, двукратное.
  Библия - Библия (с греч. Ta biblia - книги), называется в
 Христианской церкви собрание книг, написанных по вдохновению и
 откровению св. Духа через освященных от Бога людей, называемых пророками
 и апостолами. Это название в самых свящ. книгах не встречается и впервые
 приложено к собранию священн. книг на востоке в IV в. св. Иоанном
 Златоустом и св. Епифанием Кипрским. Евреи свои священные книги
 обозначали названиями: писания, св. писания, завет, книги завета, закон
 и пророки. Христиане новозаветные писания обозначали названиями:
 Евангелие и Апостол.
  Библия разделяется на два отдела - Ветхий завет и Новый завет. К
 первому принадлежат книги, написанные в дохристианское время на
 еврейском языке и чтимые свящ. как у евреев, так и у христиан. Ко
 второму принадлежат книги, написанные на греч. языке боговдохновенными
 мужами церкви Христианской - апостолами и евангелистами.
  Ветхий Зав. состоит из 39 книг, искусственно считаемых за 22, по
 числу букв еврейск. алфавита, или за 24, по числу букв алфавита
 греческого. Все 39 книг Ветх. Зав. разделяются евреями на три отдела.
 Первый называется Закон (Тора) и содержит пять книг Моисея: Бытия,
 Исхода, Левит, Числ, Второзакония. Второй отдел, под названием Пророки;
 обнимает книги: Иисуса Навина, Судей, 1-ю и 2-ю кн. Царства или кн.
 Самуила (считаются за одну книгу), 3 и 4-ю кн. Царств (считаются за одну
 книгу), Исаии, Иеремии, Иезекииля, кн. Двенадцати малых пророков
 (считаются за одну книгу). К третьему отделу под названием: - Св.
 Писания принадлежат: кн. Иова, Руфь, Псалмы, Притчи, Песнь Песней,
 Екклезиаст, Даниила, Плачь Иеремии, Ездры и Неемии (считаются за одну
 книгу), 1-я и 2-я Паралипоменон считаются за одну книгу) и кн. Эсфири. -
 Соединяя кн. Руфь с кн. Судей в одну книгу, а также Плачь Иеремии с кн.
 Иеремия, получим вместо 24 книг 22. Двадцать две священных книги и
 считали в своем каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий.
 Таков состав и порядок книг в Еврейск. Библии. Все эти книги считаются
 каноническими и в церкви Христ. Но кроме этих книг в Греч. библии в
 переводе LXX помещаются следующие ветхозав. книги: Послание Иеремии и
 книга Варуха. кн. Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости
 Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я Ездры, три книги Маккавейские, и кроме
 этого некоторые отрывки в канонических книгах, как то: 1)в кн. Эсфиря
 место, не обозначенное счетом стихов в греч. и славянской Библии, 2)
 Молитва Монасии в конце 2-й книги Паралипоменон, 3) Песнь трех отроков в
 кн. Даниила (13 гл.), 4) Повесть о Сусанне - там же и 5) История о Вине
 и Драконе (ibid. 14 гл.). Этих книг и отрывков в евр. Библии нет,
 появились они на греч. языке и в Библию внесены в разное время. Церковь
 не ставить их наравне с исчисленными выние каноническими, но признает их
 назидательными и полезными. Приведенный выше порядок размещения книг в
 евр. Библии изменяется несколько в греч. Библии LXX и в Вульгате.
  Новый Завет состоит из 27 кн., принадлежащих восьми боговдохновенным
 писателям: Матвею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.
 Книги Нов. Зав., как и кн. Ветх. Зав., по содержанию распадаются на три
 отдела: книги исторические - сюда принадлежат четыре Евангелия и кн.
 Деяний Апостольских; книги учительные - сюда принадлежат послания
 апостольские; к отделу кн. пророческих принадлежит только одна книга -
 Апокалипсис. В славянской и русской Библии книги Нов. Зав. размещены в
 следующем порядке: Евангелия - Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния
 Апостольские Луки, Послания Иакова, 1-е Петра, 2-е Петра, 1-е Иоанна,
 2-е Иоанна, 3-е Иоанна, Иуды и далее Четырнадцать Посланий Апостола
 Павла в таком порядке: к Римлянам, 1-е к Коринфянам, 2-е к Коринфянам, к
 Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-е к Фессалоникийцам,
 2-е к Фессалоникийцам, 1-е к Тимофею, 2-е к Тимофею, к Титу, к Филимону,
 к Евреям и наконец откровение Иоанна Богослова. В таком порядке
 размещены кн. Нового Зав. в древнейших манускриптах - Александрийском и
 Ватиканском, Правилах апостольских, Правилах соборов Лаодикийского и
 Карфагенского и у многих древних Отцов церкви. Но такой порядок
 размещения книг Нового Зав. нельзя назвать всеобщим и необходимым, в
 некоторых Библ. сборниках встречается другое размещение книг и теперь в
 Вульгате и в изданиях греч. Нового Зав. Соборные послания помещаются
 после Посланий апостола Павла перед Апокалипсисом. При таком или ином
 размещении руководились многими соображениями, но время появления книг
 не имело большего значения, что нагляднее всего можно видеть из
 размещения Посланий Павловых. При указанном нами порядке руководились
 соображениями относительно важности мест или церквей, куда были
 направлены послания: сначала поставлены послания, написанные к целым
 церквам, а потом уже посланы, на писанные к отдельным лицам. Если
 Послание к Евреям стоит на последнем месте, то это зависит оттого, что в
 подлинности его долгое время сомневались. Руководясь соображениями
 хронологическими, можно разместить Послания апост. Павла в таком
 порядке: 1-е к Фессалоникийцам, 2-е к Фессалоникийцам, к Галатам, 1-е к
 Коринфянам, к Римлянам, к Филимону, к Филиппийцам, к Титу и 2-х к
 Тимофею. Древний ветхозав. текст не имел теперешних наших делений на
 главы и стихи. Но очень рано (вероятно, после плена Вавилонского) для
 целей богослужебных появились некоторые деления. Древнейшее разделение
 Закона на 669, так называемых параш, приспособленных к общественному
 чтению, встречаем в Талмуде; деление теперешнее на 50 или 54 параш ведет
 начало со времени Массоры и в древних синагогоческих списках не
 встречается. Также в Талмуде уже находятся деления пророков на гофтары -
 конечные отделы, такое название усвоено потому, что читались в конце
 богослужения. Деления на главы христ. происхождения и сделаны в ХIII в.
 или кардиналом Гугоном или еп. Стефаном. При составлении конкорданции на
 Ветх. Зав. Гугон для удобнейшего указания мест, разделил каждую библ.
 книгу на несколько малых отделений, которые обозначил буквами алфавита.
 Потом, в XV в. раввин Исаак Натан, при составлении конкорданции на евр.
 языке, разделил каждую книгу на главы и это деление до сих пор удержано
 в еврейской Библии. Деление поэтических книг на стихи дано уже в самом
 свойстве еврейского стихосложения и потому очень древнего происхождения;
 оно встречается в Талмуде. Новый Завет разделен на стихи в первый раз в
 XVI в.
  Собрание книг Ветх. Зав. в один состав совершалось постепенно, по
 мере появления самых священных книг. Не входя здесь в спорный и весьма
 сложный вопрос о времени происхождения и подлинности отдельных книг, мы
 ограничимся общими указаниями на составление ветхозав. Канона. В первом
 веке по Рожд. Христ. несомненно существовали и были известны все
 ветхозав. книги. Несомненно и то, что все Канонические книги Ветхого
 Завета составляли одно целое задолго до Р. Хр. Указание на состав Канона
 и деление ветхозав. книг на три отдела мы замечаем у Ииеуса, сына
 Сирахова (за 220 лет до Р. Хр.). Перевод LXX (270 лет до Р. Хр.) служит
 явным доказательством, что все ветхозаветные канонические книги
 еврейские и не канонические греческие входили в один состав, так как они
 находятся в этом переводе. Как составлялся Канон и с какого времени -
 этого нельзя сказать с точностью. Указание на постепенное составление
 Канона мы встречаем в самых священных книгах: вписав в книгу все словеса
 Закона и передавая ее для хранения левитам, Моисей повелел положить ее
 одесную Ковчега завета (Второз. 31, 24-26). Иисус Навин словеса и
 откровения Господа, ему бывшие, вписал в книгу Закона, т.е. присоединил
 к Пятикнижию Моисееву (Иис. Навин 24, 26). Самуил, обнародовав права
 царствия, вписал их в книгу, и положил перед Господом (1 Цар. 10, 25).
 Из школ пророческих, основанных Самуилом, вышли его ученики и
 бытописатели дальнейших событий - пророки Нафан, Гад и др., которых не
 одни только предположения заставляют считать священными писателями и
 охранителями священных писаний. Священные книги хранились во Святом
 Святых вместе с Ковчегом завета, были известны левитам и священникам,
 дополнялись многими писаниями знаменитых в Ветхозав. церкви мужей о
 событиях новейших времен и переписывались для церковного и народного
 употребления. Древнее существование, общая известность отдельных книг
 доказываются многочисленными ссылками одних священных книг на другие.
 Плен Вавилонский не заставил иудеев забыть Закон и Пророков, но возбудил
 особенную ревность к их чтению (Даниил 9, 2 10-11) и охранению.
 Окончательное приведение священных книг в один состав относится к
 временам после плена Вавилонского и было совершено Ездрою, Неемиею и
 Последними пророками (1 Ездры 7, 6-10. Неемии 8 и 9 гл. 2-я Ездры 8,
 7-2. Мекк. 2-13). О составлении Канона при Ездре свидетельствуют древние
 отцы и учители церкви; и евреи окончательное составление Канона считали
 делом великой синагоги, которая образовалась во времена Ездры и к
 которой они причисляют, вместе с Ездрою, Неемиею, Аггеем, Захариею и
 Малахиею, последующих знаменитых мужей. Но мнению евреев дело, начатое
 Ездрою, закончено было Симоном Праведным в начале III-го века до Р. Хр.
  Новозаветный Канон составлялся и определялся постепенно с полною
 тщательностью в рассмотрении действительного апостольского происхождения
 и достоинства писаний. Первоначальные писания, какими пользовались
 христиане, были писания ветхозав. Но в первом же веке появляются
 Евангелия и Послания апостольские, а вместе с ними и подложные сочинения
 о жизни Иисуса Христа и о христ. учении. Во втором веке появляются
 писания мужей, известных и чтимых в Церкви, непосредственных учеников
 апостольских, как то: Климента, Поликарпа, Игнатия, и друг., так
 называемых мужей апостольских. Таким образом для церкви настала
 необходимость определить точно, какие именно писания она считает истинно
 апостольскими, священными и боговдохновенными, чтобы отделить их, с
 одной стороны, от подложных и содержащих нездравое и неправое учение, а
 с другой - от писаний мужей апостольских, хотя подлинных и содержащих
 здравое и правое учение, но все-таки человеческих и не могущих равняться
 по значению, важности и обязательности с писаниями божественными и
 откровенными. Это делала Церковь постепенно, после осторожного и
 тщательного решения вопроса о подлинности и происхождении писаний
 апостольских. Косвенное указание на существование в Церкви определенного
 Канона священных книг мы имеем из средины II века. В это время еретик
 Маркион составил свой канон из Евангелия Луки, им искаженного и десяти
 Павловых посланий, также в своем духе обработанных. Попытка Маркиона
 заставляет предполагать не только существование подлинных апостольских
 писаний, но и определенного сборника их в Церкви. Попытка Маркиона и
 других подобных побуждала Церковь точнее определит Канон, чтобы мнимому
 апостольскому преданию гностиков противопоставить истинное апостольское
 учение, содержащееся в несомненных и всей Церковью признаваемых писаниях
 апостольских. Во II-м веке никто в Церкви не сомневался относительно
 подлинности четырех Евангелий, деяний апостольских и тринадцати Посланий
 Павловых, 1-го послания апостола Петра и 1-го послания апостола Иоанна.
 Эти книги составляли всеобщий Канон во второй половине II века.
 Остальные новозаветные писания истинные и подлинные для одних церквей
 были неизвестны с этой стороны другим церквам, а потому общее церковное
 признание получили после. Так, Ориген еще в III в. не был убежден в
 подлинности апостольского происхождения - Послания к Евреям, Послания
 Иакова, Иуды, 2-го Петра, 2-го и 3-го Иоанновых. На Западе очень долго
 сомневались относительно Послания к Евреям; на Востоке долго возбуждал
 сомнение Апокалипсис. Рядом с истинными апостольскими писаниями
 пользовались великим уважением и употреблялись в Церкви до IV века

<< Пред.           стр. 110 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу