<< Пред. стр. 160 (из 1179) След. >>
правительство привыкает ставить своим местным органам требования,фактически невыполнимые. В результате получается полный разлад между
бумагою и действительностью.
Вторая отличительная черта Б. заключается в отчужденности
чиновничества от остального населения, в его кастовой исключительности.
Государство берет своих служащих из всех сословий, в одной и той же
коллегии оно соединяет сыновей дворянских родов, городских обывателей и
крестьян; но они все чувствуют себя равно отчужденными от всех сословий.
Им чуждо сознание общего блага, они не разделяют жизненных задач
которого-либо из сословий или классов в отдельности. Как участник
реальной власти, которую государство распространяет на всех без изъятия,
чиновник претендует на положение исключительное в сравнении с
населением. Но так как именно в бюрократическом государстве притязание
это не находит себе достаточной опоры ни в выдающемся образовании, ни в
политическом такте, ни в общественных заслугах чиновников, то оно и не
принимает тех достойных форм, которые присущи истинному превосходству,
умственному и нравственному. В отношениях служебных царит суровое
обращение с средними классами и грубое - с низшими; в отношениях
общественных замечается или полная отчужденность, или презрительное
снисхождение к робкому обывателю. Бюрократ - плохой член общины;
общинные связи ему кажутся унизительными, подчинение общинным властям
для него невыносимо. Он вообще не имеет сограждан, потому что не
чувствует себя ни членом общины, ни гражданином государства. Эти
проявления кастового духа бюрократы, от которого вполне отрешиться могут
лишь натуры исключительные, глубоко и гибельно влияют на отношения массы
населения к государству. Когда масса видит представителя государства
лишь в лице чиновничества, которое чуждается ее и ставит себя на
какую-то недосягаемую высоту, когда всякое соприкосновение с органами
государства грозит лишь неприятностями и стеснениями, тогда и само
государство становится для массы чемто чуждым или даже враждебным.
Сознание своей принадлежности государству, сознание, что составляешь
живую часть великого организма, способность и стремление к
самопожертвованию, одним словом, чувство государственности слабеет. Но
ведь между тем именно это чувство делает государство сильным в дни мира
и устойчивым в минуты опасности. Существование Б. не связано с
определенной формой правления; оно возможно в государствах
республиканских и монархических, в монархиях неограниченных и
конституционных. Побороть Б. крайне трудно. Новые учреждения, если
только они вводятся в жизнь под покровом Б., немедленно проникаются ее
духом. Даже конституционные гарантии здесь бессильны, ибо никакое
конституционное собрание само не управляет, не может даже давать
управлению устойчивое направление. Во Франции бюрократические формы
управления и административная централизация получили даже новую силу
именно после переворотов, создавших новый порядок вещей. Провозглашение
начала народного самодержавия не только не привело к развитию учреждений
местных, но разрушило остатки старых союзов, усилило значение
центральной власти, как органа "народной воли". Формы правления
менялись, одно правительство сменяло другое, но характер управления
оставался все тот же бюрократический, и это до самого последнего
времени, когда законодательство Третьей республики сделало несколько
шагов в другом направлений. В Пруссии постепенное преобразование
местного управления на началах децентрализации и самоуправления началось
лишь четверть века спустя после событий 1848 г. Децентрализация и
самоуправление единственные средства к ослаблению Б. : они суживают
район ее деятельности и поражают ее кастовый дух.
Родоначальником Б. в России часто считают Петра I, а ее утвердителем
и окончательным организатором - гр. Сперанского. На самом деле уже одно
"собирание Русской земли" необходимо требовало централизации в
управлении, - а централизация порождает, бюрократию. Только исторические
основы русской Б. - иные в сравнении с бюрократиями Западноевропейскими.
На Западе (за исключением Англии и Швейцарии) чиновничество сыграло
видную историческую роль: оно соединило в одних руках раздробленную
верховную власть и служило сплочению национальностей и государств. Б.
набиралась там из среднего класса, заключившего в свое время союз с
королевскою властью для низложения феодализма. Французский легист был
человек "худородный", враждебно относившийся к гордой провинциальной
аристократии, которую он должен был обессилить. Не то было в России:
наше дворянство вышло из среды бюрократии и было сословием по
преимуществу служилым. Проследить влияние кровной связи между
дворянством и чиновничеством на характер управления возможно лишь при
изложении истории местного управления в Poccии.
Литература. Fr. Rohmer, "Deutschlands alte und neue Bureaukratie"
(Мюнх., 1848); Ржевский, "Взгляд на теорию бюрократической
администрации" ("Русский Вестник", 1860, октябрь); А. Градовский,
"Системы местного управления на западе Европы и в России" ("Сборник
государственных знаний" В. Безобразова (т. V и VI, Спб., 1877 - 78).
А. Я. Бюффон (Жорж-Луи Леклер, граф Buffon) - знаменитый ученый,
родился в Монбаре, в Бургундии, 7сент. 1707 г.; получил от своего отца,
Бенжамена Леклера, бывшего советником парламента в Дижоне, тщательное
воспитание, затем объехал с молодым герцогом Кингстоном Францию и
Италию, а потом отправился в Англию, где перевел "Теорию флукций"
Ньютона и "Статику растений" Галя. Эти переводы и несколько
самостоятельных статей математического содержания вызвали в 1733 г.
назначение его членом Академии наук; в 1739 г. он был назначен
интендантом королевского ботанического сада, и с этого времени
деятельность его была посвящена преимущественно естественным наукам. В
то время, как родившийся в одном с ним году Линней поставил себе задачею
создание формальной стороны науки, систематики и классификации, - Б.
старался противопоставить строгому методическому ходу описания природы и
наружного вида животных их нравы и образ жизни и тем возбудить интерес
образованных людей к животному миру. Соответственно с этим, план его
состоял в том, чтобы собрать отдельные факты из всех отраслей
естествоведения и воспользоваться ими для выяснения системы природы. Но
для выполнения этого плана ему недоставало как основательного знания,
так и терпения в трудных исследованиях. Одаренный живым воображением и
склонный разрешать сомнения блестящими гипотезами он не мог
приспособиться к строго научному методу Линнеевской школы. Важная
заслуга Бюффона состоит в том, что он положил конец смешению позитивной
теологии с естествоведением. Это стремление не осталось без влияния и
вне Франции. Возбужденные впервые Б. свободные воззрения, не смотря на
сильную оппозицию Галлера, Бонне и некоторых немецких ученых, пробили
себе путь по всем направлениям, а кроме того его наблюдения дали толчок
более глубоким научным исследованиям.
С научной точки зрения сочинения Б. имеют, в настоящее время, мало
значения, между тем как они все еще представляют собою образец
ораторского, иногда высокопарного стиля. Его философские попытки
объяснения явлений природы нашли резкого противника уже в Кондильяке и
могли привлекать к себе только как поэтическое представление природы;
такова, например, написанная в самом блестящем стиле теория земли
("эпохи природы"). Наблюдения над жизнью животных редко собраны им
самим, но остроумно обработаны, хотя и не с физиологической точки
зрения, которая одна только имеет значение в настоящее время. Научное
значение имеют еще систематические работы Добантона, товарища Б.,
который принимал серьезное участие в "Естественной истории
млекопитающих" Бюффона. Самая незначительная часть сочинений Б.
посвящена минералогии. В "Естественной истории животных" рассмотрены
млекопитающие, птицы и большая часть рыб; она началась в 1749 г. (3
тома) и закончилась в 1783 г. (24 том). В ней, однако, находятся и опыты
по геогении, антропологии и т. д. Сочинения Б. издавались часто,
обыкновенно под заглавием: "Histoire naturelle generale et particuliere"
(лучшее издание, в 36 томах, Париж, 1749 - 88; издание Ламуру и Демарэ,
в 40 томах, 1824
- 32; Флуранса, в 12 томах, Париж, 1802). Переводы и выдержки из них
есть на большей части европейских языков. Изданное Лелоном под
заглавием: "Histoire naturelle des animaux rares. et curieux decouverts
par les voyages depuis la mort de Buffon" (Париж, 1829), и особенно
выходившие в Париже с 1837 г., весьма важные многотомные "Suites a
Buffon" имеют общего с сочинениями Б. только одно имя и суть чисто
систематические сочинения. Б. умер в Париже 16 апреля 1788 г., после
того как Людовик XV возвел его в графское достоинство, а Людовик XVI,
еще при его жизни, почтил бюстом, который был поставлен у входа в
королевский естественноисторический кабинет с надписью: "Majestati
naturae par ingenium". Правнук Б., Анри де-Б., издал его
"Correspondance" (2 т., Пaриж. 1860), а также сочинение; "Buffon, sа
famille, ses collaborateurs et ses familiers" (Париж, 1863). В русском
переводе из сочинений Б. имеются: "Всеобщая и частная история
естественная графа де Бюффона" (10 частей, С. Петербург, 1789 - 1808);
"Бюффон для юношества, или сокращенная история трех царств природы",
соч. Петра Бланшарда (5 частей, Москва, 1814 г. ).
Э. Брандт.
Ваал (или Баал) - библейское название бога языческих семитов
Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово
это означает "господин", "владыка" и соответствует обычному названию
Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую
разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В.,
употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не
прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного
идолопоклонства. Главным местопребыванием широко распространенного по
всей Западной Азии культа В., проникшего чрез финикиян и карфагенян
далеко на Запад, была Финикия, в свою очередь заимствовавшая его из
Вавилонии, где В. известен был под именем Бэла. Вследствие своего
месопотамского происхождения, В. повсюду сохранял на себе печать
сабеизма и, как "владыка" богов, соответствовал главному небесному
светилу - солнцу, источнику всякой жизни на земле. Отсюда в мифологии
языческих семитов он является олицетворением мужской производительной
силы и действует чрез свою жену, Астарту, представлявшую пассивную или
воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал
и религиозный культ В., который состоял в дико разнузданном
сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении
культ В. совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было
вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю. Внешним символом его
постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. При
капищах В. жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и
блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством
зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко
развращающее влияние должен был иметь такой культ. Память об этом
развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах
Содоме и Гоморре, где культ В. принес особенно горькие плоды. Но,
несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь
какое-либо общение с служителями В., ни на грозно пламенные речи
пророков, изобличавших гнусность культа В., он всегда имел для евреев
непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени
поселения избранного народа в Палестине, представляет собою историю
увлечений этим культом. "Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали
служить В., делая злое пред Господом" - таково много раз повторяющееся
свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы
был слишком высок для заурядного сознания народа и
чувственно-осязательный культ В. непреодолимо увлекал его. При царе
Ахаве, благодаря покровительству его жены Иезавели, финикиянки, культ В.
нашел почти официальное признание в царстве Израильском, а по временам
проникал и в царство иудейское, хотя там всегда встречал больше
противодействия со стороны царей и пророков. В Финикии главное святилище
В. находилось в Тире. Одною из существенных особенностей культа были там
священные процессии, во время которых жрецы - иеродулы - предавались
исступленным пляскам, сопровождавшиеся нанесением себе ран. Отсюда культ
В. перешел в Карфаген, где имя его слышится в именах Ганнибала (милость
В.), Аздрубала (помощь В.) и др. Позже следы его мы встречаем в Риме,
где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, именно в лице
императора Гелиогабала, который, в качестве жреца сироханаанского
солнечного бога В., плясал вокруг устроенного в честь его жертвенника.
Будучи, до своему существу, одним и тем же богом, В., под влиянием
политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных
проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное
значение. Ср. Моверса, "Die Phonizier".
А. Лопухин.
Вавилон апокалипсический. - Столица Вавилонской монархии своим
грозным величием, блеском своего культурного богатства и глубиной
нравственного упадка произвела на воображение человечества, и особенно
на иудеев, такое неизгладимое впечатление, что имя ее сделалось вообще
синонимом всякого большого безнравственного города. У позднейших
писателей, именно христианских, название Вавилон нередко употребляется в
таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для
толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно
место в 1 Послании ап. Петра, где он говорит, что "приветствует
избранную церковь в Вавилоне". Крайне трудно определить, что именно
здесь разумеется под В., и весьма многие, особенно латинские писатели,
утверждают, что под этим именем ап. Петр разумеет Рим, на чем даже
основываются известные притязания римских пап, как преемников ап. Петра.
Но особенно замечательный пример таинственного употребления имени В.
находится в Апокалипсисе или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по
XVIII). Там под именем В. изображается "город великий", играющий
огромную роль в жизни пародов. Такое изображение уже нисколько не
соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени
свое мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают
под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории
западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории
Востока занимала столица Навуходоносора. Это - господствующее теперь
воззрение в экзегетике.
Ал. Л.
Вавилония - так называлась у древних писателей южная часть
Месопотамии, т. е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфрат
наиболее близко сходятся между собою (33° с. ш.), до Персидского залива.
Впоследствии название это, с расширением политического могущества
Вавилонской монархии, захватывало гораздо большую площадь, далеко
выходившую даже за пределы Месопотамии; но собственно зерно В. развилось
и созрело в указанных пределах. Эта в сущности маленькая страна, имевшая
в древности не более 400 верст в длину и 200 верст в ширину (в самом
широком месте), имела огромное значение в истории человечества. Уже
древнее сознание человечества, как оно выразилось в библейских
сказаниях, здесь именно видело древнейший центр культурной и
политической жизни, что все более находит себе подтверждений в научных
исследованиях и открытиях новейшего времени. Историческая наука уже
давно занимается разрешением вопроса: где собственно искать первобытный
очаг культурно-исторической жизни человечества. До последнего времени
этот очаг видели по преимуществу на берегах Нила, где пред лицом
исследователей выступали поражавшие своею незапамятною древностью
монументы, по-видимому устранявшие всякую мысль о соперничестве с ними.
Но новейшие научно-исторические исследования, имеющие возможность
опираться на богатейший археологический материал, все более и более
доставляемый раскопками, почти с несомненностью заставляют именно в В.
видеть исходный пункт всемирной культуры. В самом деле, теперь уже почти
бесспорно признано всеми, что древнейшие начинания математики и
астрономии имели свой корень именно в В., в знаменитых школах халдеев;
наше разделение времени, с его семидневной неделей с часами и минутами,
как подразделениями дня - вавилонского происхождения. Даже магия и
астрология средних веков носит на себе все признаки В. происхождения.
Наш алфавит, изобретение которого до последнего времени приписывалось
финикиянам, будто бы составившим его на основании египетского
иероглифического письма, в действительности имеет свой источник в
первобытных формах древне - вавилонского клинообразного письма. Таково
мнение столь авторитетного новейшего исследователя, как Гоммель.
Вавилонское пленение. - Так называется тот период библейской истории,
когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность,
уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605
по 636 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского народа не был
случайностью. Палестина, занимая промежуточное положение между Египтом и
Месопотамией, по необходимости должна была принимать участие в великой
борьбе, постоянно происходившей между этими двумя центрами политической
жизни древнего мира. Чрез нее или по ее окраинам то и дело проходили
огромные войска - то египетских фараонов, стремившихся подчинить себе
Месопотамию, то ассиро-вавилонских царей, старавшихся ввести в сферу
своей власти все пространство между Месопотамией и берегами Средиземного
моря. Пока силы борющихся держав были более или менее равномерны,
еврейский народ еще мог сохранять свою политическую самостоятельность;
но когда решительный перевес оказался на стороне Месопотамии, то евреи
должны были неизбежно сделаться добычей сильнейшего воителя. И
действительно, северное еврейское царство, так называемое царство
Израильское, пало под ударами ассирийских царей еще в 722 году. Царство
иудейское продержалось еще около ста лет, хотя существование его за это
время походило на политическую агонию. Среди народа происходила
ожесточенная борьба партий, из которых одна настаивала на добровольном
подчинении месопотамским царям, а другая старалась искать спасения от
угрожающей гибели в союзе с Египтом. Напрасно более дальновидные люди и
истинные патриоты (особенно пророк Иеремия) предостерегали от союза с
коварным Египтом; египетская партия восторжествовала и тем ускорила
падение царства. За так называемым первым пленением, т.е. уводом в плен
нескольких тысяч иерусалимских граждан, последовало новое нашествие
Навуходоносора, который лично явился под стенами Иерусалима. Город
спасен был от разрушения только тем, что царь Иехония поспешил сдаться
со всеми своими женами и приближенными. Все они были уведены в плен, и
на этот раз Навуходоносор приказал отвести в Вавилонию 10000 человек из
числа лучших воинов, знати и ремесленников. Над ослабленным царством, в
качестве вавилонского данника, был поставлен Седекия. Когда Седекия, в
свою очередь, отложился от Вавилона, передавшись на сторону Египта,
Навуходоносор решил совсем стереть Иудею с лица земли. В девятнадцатый
год своего царствования он в последний раз явился под стенами
Иерусалима. После продолжительной осады, Иерусалим подвергся
беспощадному мщению победителя. Город, вместе с храмом и дворцами,
разрушен был до основания, и все остававшиеся в нем сокровища достались
в добычу неприятеля и увезены были в Вавилон. Первосвященники были
убиты, а большая, часть остального населения уведена была в плен. Это
было в 10 день 5 месяца 588 года до Р. X. и этот страшный день доселе
вспоминается у иудеев строгим постом. Жалкие остатки населения,
оставленные Навуходоносором для обработки земли и виноградников, после
нового возмущения были уведены в Египет, и таким образом окончательно
опустела земля иудейская.
Массовое переселение покоренных народов из их родной страны в страну
победителя было обычным явлением в древнем мире. Система эта иногда
действовала с большим успехом, и, благодаря ей, целые народы теряли свой