<< Пред.           стр. 595 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 происходила или полная нейтрализация их электричеств или частная, так
 что частица сложного тела или нейтральна, или заряжена известным
 образом. Из соединения атом, сильнее заряженный, напр. положительно, мог
 вытеснять другой такого же рода, слабее заряженный, и пр. При
 электролизе М. выделяются на отрицательном полюсе, а остальные тела
 (сами по себе или в соединении с кислородом) - на положительном;
 следовательно, можно было себе представить, что частицы М. заряжены
 положительным электричеством, а других тел
  - отрицательным, это и есть общее в натуре металлоидов, что, по
 Берцелиусу, и сказывается в их свойствах и дает возможность соединить их
 в одну группу. Представляя химическое сродство, как влияние двух
 электричеств, становилось понятно, что тела разных групп вообще будут
 легче соединяться и давать более прочные соединения, чем одной и той же,
 и т. п. Для характеристики металлоидов указывалось, что если М.,
 соединяясь с кислородом, вообще дают основные окислые
 электроположительные, то металлоиды дают вообще кислотные -
 электроотрицательные. Разделяя простые тела на две группы - М. и
 металлоидов - еще Берцелиус указывал, что между ними существует крайне
 постепенный переход, так что на границе этих групп трудно сказать, имеем
 ли мы дело с М. или металлоидом. Например, мышьяк или даже марганец с
 удобством могут быть отнесены как в ту, так и в другую группу. После
 падения электрохимической теории исчезло основание, в силу которого не
 М. были соединены в одну группу. С другой стороны, с открытием новых
 элементов самое решение вопроса; имеется ли дело с М. или нет, на
 основании определений М. древних, стало крайне затруднительным, хотя, во
 всяком случае, понятие о М., выработанное веками, имеет такой же raison
 d'etre, как и понятие о щелочах, кислотах и солях. Если до сих пор делят
 простые тела на М. и металлоиды, то это делается в силу привычки или для
 удобства изложения при преподавании химии.
  С. П. Вуколов.
  Метаморфоз, превращение (Metamorphosis) - ряд изменений, которым
 подвергаются по выходе из яйца животные, оставляющие яйцевые оболочки в
 стадии, более или менее резко отличающейся от взрослого животного. М.
 широко распространен в животном царстве; он свойствен почти всем
 земноводным, некоторым рыбам (напр. миноге), оболочникам, мшанкам,
 плеченогим, большинству моллюсков, огромному большинству насекомых (у
 которых различают полное превращение, когда личинка резко отличается от
 взрослого насекомого и есть особая стадия куколки, и неполное, если
 личинка сравнительно мало отличается от взрослого животного и особой
 стадии куколки нет), большинству ракообразных, некоторым паукообразным,
 пикногонам, большинству червей, иглокожих и кишечнополостных, всем
 губкам, части простейших.
  Метастаз (греч.) - развитие болезни на одном или на нескольких
 местах, отдаленных от первичного источника, причем между первоначальным
 гнездом и вторично заболевшим местом никакой прямой связи не существует.
 Причина такого вторичного заболевания заключается в том, что на месте
 своего появления болезнетворное начало попадает в лимфатические или
 кровеносные сосуды и, уносимое течением лимфы или крови, оседает на
 каком-либо другом месте, где оно снова развивает свое действие или, если
 дело идет о микроорганизмах, подвергается дальнейшему размножению.
 Раковые опухоли преимущественно перед всеми другими одарены способностью
 из одного первичного гнезда рождать множество опухолей путем М.
 Метастатическое гнойники являются неизбежными спутниками гноекровия.
  Метафизика или первая философия (h prwth jilosojia, philosophia
 prima) - умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или
 о сущности мира. Слово М. произошло случайно. Когда ученики Аристотеля
 приводили в порядок все его сочинения, то 14 книг с рассуждениями о
 первых причинах, оставшиеся после учителя в необработанном виде, были
 помещены после трактатов о физике и обозначены, как следующие за
 физическими (книгами) - meta ta jusika; Николай Дамасский, перипатетик 1
 в. по Р. Хр., цитирует их под этим названием. Понятое в переносном
 смысле, как обозначающее самое содержание "первой философии" (по
 Аристотелю), название М. указывает на изучение того, что лежит за
 пределами физических явлений. Этот смысл термина и остался в общем
 сознании.
  М. есть догматическая часть теоретической философии, которой в
 логическом порядке предшествует часть критическая - учение о познании,
 или теории познания. В историческом порядке, напротив, вопрос о
 первоосновах всех вещей возникает ранее вопроса о познании, и М.
 предваряет гносеологию. Хотя всем метафизическим системам, кроме
 материализма, присущ критический элемент, но важное значение он получает
 лишь по мере развития философии, и только в новейшие времена
 обособляется в виде самостоятельной философской дисциплины. С точки
 зрения философской вопрос о возможности метафизического познания связан
 с более широким вопросом о возможности достоверного познания вообще.
 Обыкновенно предполагается, что достоверность наук естественных не
 требует исследования и доказательства, которые необходимы только для М.
 Такое коренное противоположение двух областей знания основано на
 недоразумениях, из которых главные следующие: 1) различие между
 положительною наукой или физикой (в широком смысле древних) и М.
 полагается в том, что первая есть знание относительное, и потому
 доступное человеческому уму, тогда как вторая имеет притязание быть
 знанием абсолютным, что не соответствует ограниченности человеческих
 способностей. Это рассуждение основано на безотчетном и неопределенном
 употреблении термина: "абсолютное знание". Никакая М. не имеет
 притязания быть абсолютным знанием во всех отношениях, а с другой
 стороны всякая наука заключает в себе знание в известном смысле
 абсолютное. Таковы, во-первых, все истины математические. Что таблицы
 умножения и теоремы Эвклидовой геометрии могут оказаться ложными на
 какой-нибудь планете, где 2?2=15 и сумма углов плоскостного треугольника
 иногда равна двум, а иногда 45 прямым углам - это есть лишь крайний
 вывод из предвзятого отвлеченного принципа (скептического эмпиризма), а
 не серьезное научное убеждение. А так как математика не есть только
 особая отрасль знания, но и входит как основной элемент во многие другие
 науки, то она и им сообщает, в той или иной мере, свой характер
 абсолютного знания. Помимо этих формальных истин, есть в науке истины
 материальные, признаваемые самими учеными как абсолютно достоверные.
 Так, для всякого биолога существование изучаемого им органического мира
 есть истина абсолютная: он с абсолютною уверенностью знает, что этот мир
 есть действительное бытие, а не мечта его воображения; он полагает
 безусловное, а не относительное только различие между действительными
 организмами и такими представлениями как гиппогрифы, фениксы или
 говорящие деревья. Эта общая абсолютная уверенность в существовании
 действительного предмета науки нисколько не изменяет своего характера от
 частных ошибок, когда какие-нибудь микроорганизмы, напр. батибии
 Геккеля, оказываются оптическим обманом. Точно также для историка
 основные события из жизни человечества в их прагматической связи
 абсолютно достоверны, и он полагает в этом смысле безусловное, а не
 относительное только различие между ними и тем, что он считает чистым
 мифом или легендой. Итак, со стороны общего характера знания и
 самооценки его в смысле достоверности между М. и положительной наукой
 прямого контраста не существует. 2) Не существует его также и со стороны
 предметов познания. Ошибочно утверждают, будто М. считает своим
 предметом непознаваемую сущность вещей, тогда как предмет полож. науки
 есть познаваемый мир явлений. Безусловное противоположение между
 сущностью и явлением не выдерживает не только критики гносеологической,
 но и просто логической. Эти два понятия имеют значение соотносительное и
 формальное; явление обнаруживает, проявляет свою сущность, и сущность
 обнаруживается, проявляется в своем явлении,
  - а вместе с тем то, что есть сущность в известном отношении или на
 известной степени познания, есть только явление в другом отношении на
 другой степени познания. Когда мы смотрим в микроскоп на живую
 инфузорию, то ее движения и все, что мы в ней замечаем, есть явление, в
 котором обнаруживается известная сущность, именно жизнь этого организма;
 но и эта жизнь есть только явление более глубокой и основной сущности,
 именно того существенного органического типа, по которому построено это
 животное и который воспроизводится и пребывает в бесконечном ряде
 поколений, доказывая тем свою субстанциальность; но и это есть только
 явление целого органического процесса и т.д. Подобным образом и в
 области психологии: мое слово или действие есть явление или обнаружение
 моих скрытых состояний мысли, чувства и воли, которые непосредственно не
 даны постороннему наблюдателю и в этом смысле представляют для него
 некоторую "непознаваемую сущность"; однако, она познается именно через
 свое внешнее явление; но и эта психологическая сущность - напр.
 определенный акт воли, - есть только явление моего общего характера или
 душевного склада (эмпирического характера - по Канту), который в свою
 очередь не есть окончательная сущность, а только проявление более
 глубокого - задушевного - существа (умопостигаемости характера
  - по Канту), на которое непререкаемо указывают факты нравственных
 кризисов и перерождений. Таким образом и во внешнем, и во внутреннем
 мире провести определенную и постоянную границу между сущностью и
 явлением, а, следовательно, и между предметами М. и полож. науки,
 совершенно невозможно, и безусловное их противоположение есть явная
 ошибка. Действительное различие между положительной наукой и М. в данном
 отношении состоит в том, что первая изучает явления и их ближайшую
 сущность с известной определенной стороны (математика - со стороны
 количества), или в известной определенной области бытия (напр. зоология
 - животную организацию и жизнь), тогда как М., имея в виду все явления в
 совокупности, исследует общую сущность или первоосновы вселенной. 3)
 Также ошибочно и противопоставление М., как знания чисто-умозрительного,
 положительной науке. как знанию чисто-опытному. Понимание, опыта как
 страдательного восприятия готовой, извне данной действительности давно
 оставлено серьезными учеными. Действительность, с которою имеет дело
 наука, есть умственное построение, невидимое и неподлежащее никакому
 восприятию. Никто никогда не наблюдал фактического бытия физических
 молекул или химических атомов (не говоря уже про абсолютные атомы
 материализма, принимаемые некоторыми за научную реальность, тогда как
 они на самом деле суть лишь слабый опыт метафизического мышления).
 Положительная наука неизбежно становится на тот путь сверхчувственного,
 умозрительного построения вселенной, по которому М. пытается идти далее
 до конца. У М. нет какого-нибудь особого, исключительно ей свойственного
 метода; она пользуется всеми способами научного мышления, отличаясь от
 положительных наук лишь стремлением дойти до окончательного
 мировоззрения, из которого можно было бы объяснить все области бытия, в
 их внутренней связи. Это стремление свойственно всякой М., как такой,
 результаты же, к которым оно приводить, т. е. самые метафизические
 системы, представляют большое разнообразие, которое, однако, легко
 сводится к немногим основным типам. Вообще все системы М. могут быть
 разделены на элементарные и сложные (синтетические). Первые представляют
 следующие главные типы. I. По качеству признаваемого основного начала
 или всемирной сущности: 1) материализм, ищущий это начало или эту
 сущность в том, из чего состоит или происходит все существующее; 2)
 идеализм, для которого эта сущность заключается в умопостигаемой форме
 или идее, определяющей всякое бытие; 3) панпсихизм, видящий в основе
 всякой реальности производящую ее внутренне одушевленную силу и 4)
 спиритуализм, понимающий такую силу как самосознательный разумный дух.
 II. По количественному определению всемирной сущности - также 4 типа М.:
 1) монизм, полагающий ее безусловно единой; 2) дуализм, принимающий в
 основе мира двойственность самостоятельных начал; 3) определенный
 плюрализм, признающий их несколько и 4) неопределенный плюрализм
 (апейризм), представляющей мировую сущность как изначала раздробленную
 на безпредельную множественность самостоятельных единиц. III. По способу
 бытия системы М. различаются два типа: 1) статический, или М. пребывания
 (субстантализм) и 2) динамический, или М. изменения (процессуализм). Так
 как при всяком понимании мирового начала (признается ли оно материальным
 или духовным и т. д.) вопрос о его определении по числу и образу быта
 остается в силе, то всякая элементарная система определяется с этих трех
 точек зрения; так, материализм может понимать свою мировую сущность
 (материю) монистически - как единую и нераздельную (таков, напр.,
 гилозоизм), или дуалистически - различая, напр., весомое вещество от
 невесомого эфира, или плюралистически - как множественность неделимых
 единиц (атомизм - самая распространенная форма материализма); вместе с
 тем по образу бытия материалистическая М. может быть или статической, не
 признающей связного и последовательного процесса или развития
 вещественного бытия (таков материализм Демокрита и в новейшей философия
 - Чольбе), или динамической (большинство новейших материалистов,
 принимающих принцип эволюции). Подобным образом и спиритуализм может
 полагать в основе мира или единый творческий дух, или два духовных
 начала, или несколько, или, наконец, неопределенную множественность
 единичных умов или духов, а по образу бытия духовное начало (или начала)
 понимается здесь или только со стороны своей пребывающей сущности, или
 же как допускающее в себе и процесс развития. То же должно сказать об
 идеализме и панпсихизме, соответственно их особым началам. В системах
 сложных или синтетических не только совмещаются типы различных категорий
 или по различным точкам зрения (что необходимо и в системах
 элементарных), но соединяются между собой типы одной и той же категории,
 напр. материальному началу дается место наравне с идеальным и духовным,
 далее принцип единства в целом совмещается с коренной множественностью
 единичных существ (как, напр., в монадологии Лейбница) и т.д. Наиболее
 полные системы М. стремятся, исходя из одного основного начала, связать
 с ним внутренней логической связью все другие начала и создать, таким
 образом, цельное, всеобъемлющее и всестороннее миросозерцание. Такая
 задача выходит, однако, из пределов собственно М., не только захватывая
 другие философские дисциплины, но вызывая также вопрос об истинном
 отношении между философией и религией.
  Вл. С.
  Метафора (греч. Мetajora, лат. Translatio, перенесение) - не в
 собственном, а в переносном смысле употребленное картинное или образное
 выражение; представляет собой как бы концентрированное сравнение, причем
 вместо предмета сравниваемого ставится непосредственно название
 предмета, с которым желают сравнить, например: розы щек - вместо розовые
 (т. е. розоподобные) щеки или розовый цвет щек. М. способствует
 изяществу, силе и блеску речи; даже в обыденной жизни, в просторечии,
 выражения страсти без нее почти никогда не обходятся. В особенности для
 поэтов М. является необходимым вспомогательным средством. Она дает речи
 особую, высшую прозрачность, облекая даже отвлеченное понятие в живые
 формы и делая его доступным созерцанию. Различают четыре вида М. В
 первом виде одно конкретное (или чувственное) ставится на место другого,
 например, лес мачт, алмазы росы; во втором одухотворяются или оживляются
 предметы неодушевленные, силам природы приписываются чувства, действия и
 состояния, свойственные человеку, напр., вьюга злится, вьюга плачет,
 третий вид М. облекает мысли, чувства, страсти и проч. в видимые формы,
 напр., столпы государства, яд сомнения; четвертый вид М. соединяет одно
 отвлеченное понятие с другим, например горечь разлуки. Если М. очень
 распространена, она переходит в аллегорию. Ср. Brinkmann, "Die
 Metaphern. Studien uber den Geist der modernen Sprachen" (Бонн, 1878, т.
 I).
  Метеоризм (от греч. metewrizw) - приподнимаю, пухну) - вздутие
 живота, вследствие скопившихся в кишках газов.
  Метеориты или аэролиты - каменные или железные массы, которые падают
 на землю из небесного пространства, причем обыкновенно наблюдаются
 особые световые и звуковые явления. Теперь нельзя уже сомневаться в том,
 что метеорн. камни космического происхождения; особенности наружной
 поверхности (черная кора, углубления) М., их минералогического состава и
 строения дают возможность признать М. в найденном камне или железной
 массе даже и в том случае, когда не наблюдалось непосредственно его
 падение. М., иначе называемые аэролитами, сидеролитами, уранолитами,
 метеоролитами, бэтилиями (baituloi), небесными или метеорными камнями и
 т.д. известны с глубокой древности. В книге пророка Иосии, в китайских
 рукописях, у Ливия, Плутарха и других писателей встречаются указания на
 падения метеорных камней, восходящие до VII ст. до Р. Хр. В древности
 эти М. служили предметом обожания и поклонения, считались святынями; в
 этом отношении особенно замечателен черный камень Каабы в Мекке, имеющий
 2 м высоты и известный под названием Хаджар-эль-Асвад. Из дошедших до
 нас и исследованных М., падение которых наблюдалось и описано, старейшим
 является М. Энзисгейма в Эльзасе (Ensisheim), упавший 4 (16) ноября 1492
 г. С конца прошлого столетия М. делаются предметом исследования ученых и
 в 1794 г. Хладни устанавливает целым рядом доводов необходимость
 допущения их космического происхождения. Толчок и главный материал для
 исследования Хладни дал громадный М. весом около 700 кг, привезенный в
 1772 г. Палласом из дер. Медведевой у Красноярска, где этот камень был
 найден казаком еще в 1749 г.; главная масса этого М., известного под
 названием Палласова железа, хранится в академии наук в С.-Петербурге.
 Остававшиеся еще сомнения были окончательно устранены подробным докладом
 Биo о падении М. в l'Aigle, во Франции, 14 (26) апреля 1803 г. Из
 небесного пространства М. вступают в атмосферу земного шара со скоростью
 в 10 - 45 миль в секунду. Сопротивление воздуха быстро уничтожает
 значительную часть скорости. Так, по определению Гершеля, М. Мидльсбруга
 2 (14) марта 1882 г. в момент падения имел скорость только 412 фт в сек;
 несколько камней М. Гессле упали на ледяной покров реки толщиною всего в
 несколько дюймов и отскочили, не пробив его. Уничтоженная энергия
 движения превращается в теплоту, которой оказывается достаточно для
 того, чтобы накалить летящий М. докрасна и оплавить его снаружи. Иногда
 при небольшой скорости полета и больших размерах М. получается
 впечатление медленно передвигающегося огненного шара, который, по
 предложению Араго, назыв. в этом случае болидом. Полет М. в земной
 атмосфере так непродолжителен, что развившаяся на поверхности М. теплота
 не успевает проникнуть вглубь М.; только наружная часть оплавляется и
 образует на М. тонкую черную (изредка серую), то матовую и шероховатую,
 то гладкую и блестящую кору, которая является одним из наиболее важных
 признаков М. Кора часто обнаруживает застывшие потоки расплавленной
 массы, стекавшую во время полета с передней стороны М. назад; благодаря
 этому часто легко определить поверхность М., которая при полете была
 обращена вперед; в этом отношении очень поучителен М. Станнерна. Если М.
 покрыт трещинами, то расплавленная масса проникает и в них, образуя
 жилки или сеть черного стекловатого вещества внутри камня.
 Непосредственно после падения М. обыкновенно оказывается еще очень
 горячим, но есть указания и на падение холодных М. При вступлении в
 атмосферу земли М. часто трескается, со взрывом рассыпается в более или
 менее значительное число осколков, которые также все покрываются корой.
 Наряду с образованием коры идет и образование тех своеобразных
 углублений на поверхности М., которые представляются как бы отпечатками
 пальцев на мягкой пластической массе и получили от Добрэ название
 пиэзоглиптов (т. е. отпечатков пальцев). Их происхождение объясняется
 тем, что многие метеориты богаты желваками троилита (FeS) различной
 величины и формы, которые благодаря своей плавкости во время полета
 расплавляются и вытекают из камня, оставляя на его поверхности
 упомянутые углубления; известны случаи, когда этим путем образовались
 даже сквозные отверстия, округлые или эллипсоидальные дыры. Число,
 размеры и веc принадлежащих к одному падению камней чрезвычайно

<< Пред.           стр. 595 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу