<< Пред.           стр. 688 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Sn(C2H5)3J. Станндиэтил [Sn(С2H5)2]x представляет густое, тяжелое,
 желтоватое масло, нерастворимое в воде, на воздухе быстро окисляется,
 образуя Sn(C2H5)2O, а с галоидами тотчас соединяется, переходя в
 соответствующие соединения высшего типа. Соединения О. с другими
 радикалами (C3H7, С4Н9, С5Н11) также получены и изучены Кагуром, Демарсэ
 и Гриммом. Изучение вышеописанных соединений принадлежит Кагуру,
 Франкланду, Ладенбургу, Лёвигу, Буктону, Штреккеру и др.
  П. П. Рубцов.
  Ольга св. (в крещении Елена) - русская княгиня, жена Игоря
 Рюриковича. О происхождении ее делалось много предположений. В начальной
 летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену из
 Плескова (Пскова?), именем О. На основании известия одной позднейшей
 летописи, Плесков отожествляли с болгарским городом Плискувой и О.
 считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и объясняет
 многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным. По
 смерти Игоря, О. стала управлять Киевской землей за своего малолетнего
 сына Святослава. По летописному рассказу, она жестоко отмстила
 древлянам, убившим ее мужа, и установила в древлянской земле "уставы и
 уроки", т. е. дань и натуральные повинности; затем пошла в Новгородскую
 землю и здесь устроила погосты, т. е. административные центры, и
 определила дани и оброки в пользу князя. В 955 г., по летописному
 счислению, О. отправилась в Константинополь, где и крестилась; но
 греческий император Константин Порфирородный рассказывает о пребывании
 О. в Константинополе в 957 г. и вовсе не упоминает о ее крещении там.
 Вероятно, О. крестилась раньше поездки в Константинополь, в Киеве, где
 уже тогда было много христиан-варягов. По известиям (сомнительным)
 западных летописцев, в 959 г. О. отправила посольство к германскому
 королю Оттону I с просьбой прислать епископа и священников, что и было
 исполнено, но посланный епископ должен был возвратиться ни с чем.
 Попытки О. обратить в христианство сына своего Святослава были, по
 летописному известию, безуспешны. Умерла О. в 969 г. в глубокой
 старости, завещав похоронить ее по христианскому обряду. Она причтена
 церковью к лику святых; память ее празднуется 11 июля. О происхождении
 О. см. арх. Леонид, "Откуда родом была св. великая княгиня русская О. ?"
 ("Русс. Старина", 1888, кн. 7) и И. И. Малышевский, "Происхождение
 русской великой княгини О. св." ("Киевская Старина", 1889, 7 и 8 и
 отд.). Жития О.: проложные (см. "Чтения в ист. общ. Нестора лет.", II, и
 Макария, "История русской церкви"), в Четье минее Макария и в Степенной
 книге, в переработке - у Филарета, "Русские святые", под 11 июля.
  Е. К.
  Ольгерд - великий князь литовский (1341 - 1377), сын Гедимина, брат
 Кейстута. После смерти Гедимина литовско-русское государство оказалось
 раздробленным между 7 его сыновьями и братом Воином. Младший из сыновей
 Гедимина, Явнутий, сидел в стольном городе Вильне, но, по мнению В. Б.
 Антоновича, он не был великим князем: все сыновья Гедимина сохранили
 полную самостоятельность и никто из них не пользовался старшинством.
 пока О. и Кейстут, придя к соглашению, не взяли на себя руководящей роди
 в литовском государстве. Поводом к этому соглашению послужило усиленное
 стремление крестоносцев, со времени смерти Гедимина, овладеть Литвою.
 Раньше О. владел городом Крево в собственной Литве, землями, тянувшими к
 нему до р. Березины, и княжеством Витебским, доставшимся ему в качестве
 вена за женой, витебской княжной Марьей Ярославной. В начале 1345 г. О.
 и Кейстут решили двинуться на Явнутия; Кейстут осадил Вильну, захватил
 Явнутия и посадил О. на великокняжеский престол. Братья заключили
 договор, по которому все они должны повиноваться О., как великому князю;
 О. и Кейстут должны сохранять тесный союз и дружбу, все новые
 приобретения делить поровну. Явнутию был назначен Заславль Литовский.
 Новый порядок не встретил серьезного сопротивления со стороны удельных
 князей, кроме неудачных попыток Явнутия и Наримунта, убежавших в Москву.
 Партизанскую борьбу литовцев с крестоносцами вел, главным образом,
 Кейстут; О. все свои усилия направил на то, чтобы расширить пределы
 литовского государства за счет русских земель и усилить свое влияние в
 Новгороде, Пскове, Смоленске. В первых двух это ему удалось лишь
 отчасти; только в год смерти О. псковичи приняли на княжение сына его
 Андрея. С новгородцами О. приходилось воевать, но в конце концов в
 Новгороде образовалась литовская партия, уступавшая в значении и влиянии
 партии московской, но все же представлявшая ей значительный противовес.
 Гораздо большее влияние приобрел О. в Смоленске. Он выступает защитником
 смоленского князя Ивана Александровича, обязывая его действовать заодно
 с ним. Сын Ивана Александровича, Святослав (1358
  - 86), становится уже в положение совершенно зависимое от литовского
 князя: он обязан и сопровождать О. в походах, и давать смоленскую рать
 для борьбы с крестоносцами. Малейшее уклонение Святослава от этих
 обязанностей влекло поход О. на Смоленскую землю и опустошение ее. Около
 1355 г. О. "повоевал" Брянск, после чего ему подчинились и многие другие
 из уделов, на которые распадалось чернигово-северское княжение. Все
 чернигово-северские земли О. разделил на три удела: сыну своему Дмитрию
 он дал Чернигов и Трубчевск, Дмитрию-Корибуту младшему - Брянск и
 Новгород Северский, племяннику Патрикию Наримунтовичу - Стародуб
 Северский. В 1349 г. литовский князь отправил посольство в орду,
 предлагая хану Чанибеку заключить союз против московского князя Симона;
 но это не удалось. Тогда О. в 1350 г. заключил мир с моск. князем и
 женился во второй раз на свояченице последнего, княжне Ульяне
 Александровне Тверской. Когда возник спор между кашинским князем
 Василием Михайловичем и его племянником Всеволодом Александровичем
 Холмским, сторону первого держал вел. кн. моск. Димитрий, второго - О. В
 1368 г. О. вторгся в моск. пределы и подошел к самой Москве, но не
 пытался взять ее, а, простояв три дня, воротился назад. Следствием этого
 похода было временное устранение влияния Москвы на тверские дела. В 1370
 г. О. опять ходил на Москву, но заключил перемирие на полгода и
 возвратился обратно в Литву. Поход 1372 г. кончился неблагоприятным для
 литовцев перемирием в Любутске, по которому тверской князь Михаил должен
 был возвратить Дмитрию все занятые им московские города; О. не должен за
 него вступаться; все жалобы на тверского князя должны быть решены
 ханским судом. После этого перемирия влияние Литвы на Тверь окончательно
 упало. В 1362 г. О. разбил на берегах р. Синие Воды трех татарских
 князей, управлявших Подольскою землей; орда, после этого, удалилась в
 Крым или Добруджу, а в руках О. оказалось обширное пространство земли -
 вся левая половина бассейна Днестра, от устья р. Серета до моря, весь
 бассейн Южного Буга, Днепровские лиманы и пространство вверх по Днепру
 до впадения реки Роси. Покорение Киева произошло без борьбы: О. сместил
 княжившего там сподручника орды, князя Федора, и отдал Киев в управление
 своему сыну Владимиру. Подольскую землю он отдал племянникам своим,
 сыновьям брата его Кориата. За обладание Волынью О. пришлось выдержать
 упорную борьбу с польским королем Казимиром III. Долголетний спор был
 закончен лишь в 1377 г., при преемнике Казимира, Людовике. При
 посредстве Кейстута между О. и Людовиком был заключен договор, по
 которому уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий были признаны за
 Литвой, а Холмская и Белзская земли отошли к Польше. Летописи Быховца и
 Густынская говорят, что О. принял православие еще до женитьбы своей на
 Марии Ярославне, т. е. до 1318 г.; но есть известие, что он был крещен и
 затем принял схиму лишь пред смертью. В. Б. Антонович ("история
 литовского княжества", 98) принимает известие Быховца и Густынской
 летописи, с толкованием Кояловича ("Historia Lithuana"), что О. старался
 придать своему переходу в православие не государственный, а частный, а
 потому и негласный характеры. См. Stadnicki, "Synowie Giedymina, Olgerd
 i Kiejstut"; В. Б. Антонович, "Монографии по истории Зап. России" (т. 1,
 Киев, 1882).
  Н. В.
  Ольха (Alnus) - установленный Гертнером (1791) род семейства
 березовых, из группы сережчатых, представители которого исключительно
 деревянистые растения. Однодомные цветы О. собраны сережками, которые
 образуются к осени и зимуют на дереве, распускаясь рано весною, до
 появления листьев. Мужские цветы сидят по 3, редко по одному, на
 щитовидно расширенных цветоножках, спирально усаживающих стержень
 сережки; околоцветник простой, обыкновенно 4-листный или 4-надрезный;
 четыре тычинки имеют короткие нити и крупные двугнездные пыльники.
 Женские цветы сидят попарно в пазухах мясистых чешуй, которые ко времени
 созревания плодов деревенеют и образуют характерную для О. шишку,
 напоминающую шишку хвойных деревьев. Отдельный цветок лишен покровов и
 состоит из двугнездной завязи с двумя нитевидными столбиками. Плоды -
 односемянные орешки, сплюснутые и окруженные узеньким крылышком, -
 созревают к осени, по выпадают из шишки часто лишь на следующую весну. -
 Виды О. распространены в северном полушарии. Для России имеют значение:
 A. glutinosa L., черная О. - крупное, наиболее широко распространенное
 дерево с широкими, выемчатыми на вершине, блестящими темнозелеными
 листьями; A. incana L., белая или серая О. - небольшое дерево, чаще -
 крупный кустарник с гладкою корою ствола и синевато или
 серовато-зелеными листьями, заостренными на вершине; A. cordifolia Ten.
 и A. orientalis DC. встречаются в Закавказье, где первый вид развивается
 в виде довольно крупного дерева, второй же - небольшое деревцо. A.
 viridis DC., зеленая О. - небольшое деревцо, встречающееся на горах
 средней Европы, в Сибири и в Сев. Америке; отличается от названных выше
 видов тем, что у ее боковые почки сидячие (как у всех лиственных пород),
 у первых же они на особых черешках. Лесоводственные свойства черной и
 белой О. существенно различны, начиная с района географического
 распространения. Черная О. обыкновенна во всей Европе, в средней и южной
 России и поднимается на горах до 260 - 300 м. в Норвегии и до 1500 м. в
 Пиренеях; вторая свойственна северо-вост. Европе (особенно часто белая
 О. встречается в наших остзейских провинциях), в средней же находится
 главным образом на горах, поднимаясь на Альпах до 2000 м. Еще более
 различно отношение этих пород к почве: черная О. лучше всего растет на
 мокрых почвах с застаивающейся водою (черноольховые трясины), где
 образует, благодаря непригодности этих почв для произрастания других
 древесных пород, чистые насаждения и достигает толщины в 8 врш. при
 высоте до 10 саж.; на сырых и свежих почвах, где черная О. встречается в
 смеси с другими породами, как хвойными, так и лиственными, рост ее также
 удовлетворителен; но на сухих почвах она развивается медленно, кустится
 и рано засыхает. Белая О. также хорошо растет на свежих почвах, но
 никогда не достигает крупных размеров; кроме того она, при достаточно
 влажном климате, может расти и на сухих почвах, также на песчаных, где
 она встречается вместе с сосною. Вследствие различной степени светолюбия
 обеих О., различен и характер смешения их с другими породами: черная О.
 как более светолюбивая, встречается по опушкам, окраинам дорог, берегам
 рек, и ручьев и т. п., внутри же насаждений принимает участие,
 обыкновенно, впрочем, довольно скромное, в образовании верхнего яруса;
 более теневыносливая и слабее развивающаяся белая О., наоборот,
 встречается иногда и в виде подлески, напр. в сосновых лесах, что не
 мешает ей, впрочем, поселяться и по опушкам. Обе О. способны весьма
 легко возобновляться порослью, но сохраняют неодинаково долго
 побегопроизводительную способность (черная - лет до 40, белая же,
 иногда, лишь до 15); черная О. при этом дает исключительно поросль от
 пня, белая же, преимущественно - корневые отпрыски, хотя и на пне у ее
 появляются побеги. По отношению к размножению или возобновлению
 семенами, обе О. находятся в одинаковых, притом весьма благоприятных
 условиях: плодоношение начинается рано (у деревьев семенного
 происхождения - лет с 15 - 20, у поросли же лет уже с 10), урожаи семян
 повторяются почти каждый год, мелкие семена далеко разносятся ветром и,
 попадая весною на влажную еще почву, легко прорастают, так как семенной
 покой их не велик (1 - 3 недели). Поэтому О. часто появляются на
 вырубках, вместе с березою, осиною и ивами; впоследствии их вытесняют
 другие породы, вполне или отчасти. Древесина О. не отличается
 прочностью, но имеет довольно равномерное строение, облегчающее
 обработку, и красивый красноватый цвет. Более ровные и толстые стволы,
 поэтому, идут на поделки, для столярных и токарных изделий, но главная
 масса ольховой древесины идет в дрова, ценимые обыкновенно на 10 - 30 %
 дешевле березовых. Древесина О. долго сохраняется под водою и потому
 находить применение для мелких подводных сооружений. Ольховый уголь
 ценится для изготовления охотнич. пороха.
  В. Д.
  Оманский залив или море - большой залив Индийского океана, между 22 °
 и 27 ° сев. шир. и 54 ° и 59 ° зап. д. Он омывает тропические страны
 Аравии, Бедуджистана и Индостана; соединяется с Персидским зал.
 посредством Ормудзского прол. и с Красным м. посредством прол.
 Баб-эль-Ман-дебского. Между заливами О. и Персидским высится скалистый
 мыс Мезандум, очень опасный для кораблей. О. зал. часто посещался
 моряками в древнее время, так как чрез него лежал путь, которым
 индийские купцы направлялись в Европу. Этим путем путешествие на
 кораблях в Европу и обратно во времена римской империи длилось около
 пяти лет. Позже, во времена владычества португальцев на о-ве Ормудзе, О.
 зал. тоже был очень оживлен. С изгнанием португальцев и открытием нового
 пути в Европу (из Персидского зал. прямо в Красное м.) О. зад. потерял
 свое прежнее значение.
  Омар ибн-Хаттаб (из дома Адиев) - 2-й мусульманский халиф. Род. в
 конце VI в., царствовал от 22 авг. 634 г. до 3 ноября 644 г. Сперва был
 ярым врагом ислама; потом, около 615 или 616 г., уверовал в пророка и
 стал его ревностным и деятельным помощником, может быть даже
 руководителем. Многие европейские историки находят, что настоящим
 основателем ислама следует считать именно О., а не Мохаммеда; А. Мюллер,
 оспаривая такое мнение, признает однако, что без О. ислам пал бы. Когда
 Мохаммед умер и исламу грозила гибель, О. добился, чтобы халифом был
 избран не мединец Саад и не слабохарактерный зять пророка, Алий, а умный
 Абу-Бекр. Последний, умирая, взял с товарищей клятву, что его преемником
 будет О., хотя это было нарушением прав Алия. В халифство О. власть
 арабов распространилась за пределы Аравии. Первые набеги на владения
 византийцев и персов начались еще при Абу-Бекре, направляясь на южную
 Палестину и на низменность Евфрата. Персия, где в малолетство Ездигерда
 II господствовала полная неурядица, не могла оказывать арабам упорного
 сопротивления. В правление Омара в 636 г. был взят Халидом (выдающимся
 араб. полководцем) Дамаск; решительный бой Халида с соединенными, но
 несогласными между собой силами греков, христианских арабов и армян
 состоялся несколько раньше сдачи Дамаска, 20 авг. 636 г., у р. Ярмука
 (Иеромакса), и византийское войско было почти все истреблено.
 Одновременно возобновившаяся война с Персией ознаменовалась
 блистательной победой арабов при Кадисии, близ Хиры (637), где Саад
 ибн-Ваккас разбил соединенное персидское войско, бывшее под начальством
 храброго Рустема, но страдавшее отсутствием единодушия вождей. В том же
 637 г. завоевана была вся Вавилония, с Ктезифоном (Медаином), столицей
 царя Ездигерда, до самых Мидийских гор. В 638 - 640 г. покорены одна за
 другой сильные сирийские крепости (из них Цезарея в 640 г. взята Моавией
 лишь вследствие измены одного Иудея). О., въехав в Иерусалим, обратил
 храм Соломона в мечеть; в то же время заняты были Месопотамия и
 Хузистан. В 640 -641 гг. арабы (Амр) овладели Египтом, куда их призвали
 монофизиты-копты, ненавидевшие православных греков, и подчинили себе
 Мосуд, ограждавший с севера Месопотамию. В 642 г. взята штурмом
 Александрия (позднейшее известие о сожжении Омаром библиотеки безусловно
 неверно). Египет был соединен посредством канала с Черным морем;
 совершены дальнейшие завоевания на запад, до Барки (Киренаика); в это же
 время перейдены мидо-персидские пограничные горы и рассеяны последние
 значительные силы персов при Нихавенде, к Ю от Экбатаны. В 643 г. Персия
 была занята до Рея (Тегерана) и совершено вторжение в Азербейджан
 (Персидскую Армению); в сев. Африке взят Триполис (643 или 644). В 644
 г. занять Испаган, а на СВ арабские владения дошли до границ Хорасана. К
 концу своей жизни О. повелевал; кроме самой Аравии, северо-восточным
 берегом Африки, Египтом., Сирией,. Месопотамией, Вавилонией и зап.
 половиной Персии (на В Ездигерд держался еще до 651 г.). Жители
 покоренных стран или принимали ислам; или должны были платить подать
 поголовную и поземельную, подвергаясь известным ограничениям в правах.
 Чтобы не допустить смешения мусульман (в частности арабов) с иноверцами,
 О. запретил мусульманам иметь земельные владения в покоренных странах (в
 последующие времена закон этот пришел в забвение); с той же целью из
 Аравии были изгнаны Иудеи и христиане и был учрежден (637)
 самостоятельный мохаммеданский календарь. Завоевания доставили
 мусульманам огромную добычу, которую нельзя было сразу разделить по
 рукам, и богатый государственный доход. Для упорядочения финансового
 дела, О. учредил казначейство и диван (мин. финансов или верховную
 финансовую камеру). Подражал он при этом образцам византийским и
 персидским, да и вообще он, где можно было, старался сохранить хорошо
 заведенную бюрократическую машину персов и византийцев: даже счетные
 книги велись в Сирии и Персии на прежних языках, монеты чеканились с
 греческими и персидскими надписями, на них оставлены были даже кресты и
 прежние изображения. В каждой провинции был поставлен арабский
 наместник, с мусульманским войском (неверные вообще лишены были права
 носить оружие); ему принадлежала также власть судебная, но рядом с нам
 О. поставил и специальных судей, "кадиев". Во всех своих начинаниях О.
 руководился интересами ислама, которому он был глубоко предан, но этого
 нельзя сказать о массе арабоввоинов; не фанатизм, а разбойничья жадность
 влекла большую их часть к завоеваниям. После кадисийкой битвы О. велел
 излишек добычи раздать тем выдающимся храбрецам, которые знают наибольше
 мест из Корана; оказалось, что они знают только формулу: "нет Бога кроме
 Бога, и Мохаммед его пророк", или еще: "во имя Господа милостивого,
 милосердного", не больше. В своем образе жизни доходивший почти до
 аскетизма, О. старался, чтобы мусульмане не уклонялись от предписаны
 Корана, и строго наказывал за их нарушение (в том числе даже своих
 родных). Память О. до сих пор чтится суннитами; напротив, шииты
 проклинают О. за нарушение прав Алия. О. был убит, в своей столице
 Медине, персом Абу-Лулу Фирузом (христианским рабом), за
 неудовлетворение жалобы на куфского наместника (644). Имя убийцы
 священно у шиитов.
  А. Крымский.
  Омела (Viscum album L.) - вечно зеленое кустарниковое растение из
 сем. Loranthaceae, паразитирующее на очень многих древесных растениях:
 тополях, кленах, соснах, ивах, березах, лжеакациях и на разнообразных
 плодовых деревьях. Поселяясь на верхушке дерева или ни его ветвях и
 разрастаясь зеленым, в большинстве случаев густым кустом, О. является в
 виде так называемой "метлы ведьмы". В распространении О. принимают
 участие птицы, преимущественно дрозды. Поедая ее ягоды, они пачкают
 клейкою ягодною массою свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево
 и очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, так
 называемым висцином, в котором находятся зародыши О., а также
 выбрасывают их с испражнениями. Висцин на ветви подсыхает, приклеивая к
 ней зародыш, который через некоторое время начинает прорастать; сначала
 вытягивается его подсемянодольное колено, которое загибается к ветви и
 прикладывается кончиком корня к ее поверхности; в это время кончик корня
 расширяется в кружок, при помощи которого молодое растеньице
 прикрепляется к дереву. Из центра кружка отходит тогда небольшой
 стержневидный отросток, который прободает кору ветви и через ее камбий
 дорастает до древесины; отросток этот служит главною или первичною
 присоскою; при помощи его О. вытягивает из растения пищу. Как только
 присоска дорастет до древесины, так ее верхущечный рост прекращается, но

<< Пред.           стр. 688 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу