<< Пред. стр. 785 (из 1179) След. >>
второго века по Р. Хр. Пользовался расположением императора Коммода (180- 192), благодаря которому получил кафедру софистики в Афинах.
Современники были о нем невысокого мнения; Лукиан жестоко осмеял его в
одном из своих диалогов ("ўRhtorwn didaskaloV"). До нас дошел словарь
его ("Onomastikon"), в 10 книгах, на которых каждая начинается письмом к
императору Коммоду. Материал словаря распределен не в алфавитном
порядке, а по предметам; так, в первой книге говорится о богах и царях,
во второй - о людях, об их жизни, физиологическом строении и т. д., в
третьей - о родстве, о гражданских отношениях и т. д. К каждому
аттическому названию приведены примеры и выражения, с краткими
пояснительными заметками. Как пособие по греческой лексикографии, труд
П. имеет большое значение. Из других его трудов были известны
"DialexiV", "Laliaiў", "Meletai", "ўEpiJalamioV", "ўRwmaikoV" "logoV" и
друг. Ср. Dindorf, "Pollux" (Лпц., 1824); Bekker, "Pollux" (Б., 1846);
Rohde, "De Pollucis in apparatu Scenico enarrando fontibus" (Лпц.,
1870); Ranke, "Pollux und Lucianus" (Кведлинбург, 1831).
Н. О.
Поликлет - один из величайших древнегреческих скульпторов, родом из
Сикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее,
последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в V
веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать в
духе Агелада, при чем, в противоположность Фидию, создавшему идеал
божественного величия, стремился установить тип внешней, человеческой
красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которых
наибольшею славою пользовались "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен"
(юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй
древние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже предание,
что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных в
недошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшем
название также канона. Древние писатели (Лукиан и Галлиен)
свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармонией
отдельных его членов, именно - известною пропорциональностью пальцев
между собою, всех пальцев вместе взятых к пясти, этой последней к
запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар хеологи видят в
Дорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах торса берлинского
музея и в бронзовой голове неаполитанского. Но, к сожалению, по
неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представления
об оригинале, так как ее исполнитель, скульптор римской эпохи, придал
фигуре Дорифора, которая в оригинале П. изображала юношу, едва
вступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощные
формы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями тип
гладиатора. Равным образом едва ли вполне передают оригинал
воспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, Диадумен
Фарнезский и Диадумен британского музея, мало соответствуют описанию
поликлетовского Диадумена, представлявшего, если верить преданиям, юношу
с нежными. еще развивающимися формами (molliter juvenis). П.
воспроизводил также женское тело. По рассказу Плиния, лучшие скульпторы
Греции - Фидий, Кресилай, Фрадмон и П. были приглашены участвовать в
конкурсе на исполнение статуи амазонки для ефесского храма, при чем им
было предоставлено решить самим, чье произведение окажется
превосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своей
собственной работе, а на второе все три соперника П. поставили его
статую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторением
амазонки считают "Раненую амазонку" берлинского музея, изображающую.
молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще с
плавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистического
направления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах,
замечается в исполненной им для аргосского храма хрисоэлефантинной
статуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признать
Фарнезскую Геру неаполитанского музея. О П. история говорит также как об
архитекторе, ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср.
Friederichs, "Der Dоryhогоs des Polyklet" (Б., 1869); Conze, "Beitrage
zur Geschichte der griech. Plastik" (Галле, 1860); Michaelis, "Tre
statue Policletee" (в "Annali dell' Inatituto archeol.", Рим, 1878).
А. А. С-в.
Полимерия (хим.). - При слове изомерия (XII, 870) уже было указано,
что Берцелиус предложил называть полимерными тела одного и того же
элементарного и процентного состава, но обладающие частицами различной
величины. Между полимерами можно различить несколько классов. П. может
быть случайной, в этом смысле оксиметилен - CH2O, уксусная кисл. -
C2H4O2, молочная кислота - C3H6O2; или неизвестный пока метилен - CH2 и
все олефины (см.) - случайные полимеры друг друга, так как генетически
они между собою не связаны, Затем можно отличить названием настоящих
полимеров те тела, которые действительно являются продуктами полимерного
превращения одно другого, напр. : паралдегид - (C2H4O)3 и металдегид
(C2H4O)3 - утроенные полимеры уксусного алдегида - C2H4O; бензол - C6H6
- утроенный полимер ацетилена - C2H2; циануровая кислота C3H3N3O3 -
утроенный полимер циановой кислоты - CNHO; i-фруктоза -
[CH2(OH)[CH(OH)]3.CO.CH2(OH)]2 удвенадцатиренный полимер оксиметилена -
CH2O и т. д. К полимерным превращениям способны между органическими
соединениями очень многие вещества. Между углеводородами легко
уплотняются олефины, Многие углеводороды ряда ацетилена и ряда CnH2n-4,
следующего за ним; начиная с ряда CnH2n-6 способность к полимеризации
менее выражена; относительно полимерных углеводородов надо заметить, что
они редко способны к гладкой деполимеризации. Необыкновенно легко
полимеризуются алдегиды и окиси, некоторые непредельные кислоты и многие
содержащие азот органические тела, а между ними особенно вещества,
содержащие группу циана - (CN)'. Многие из этих полимеров способны,
распадаясь в известных условиях, превращаться в мономеры.
Полимеризующими агентами являются нагревание и затем химическое действие
самых разнообразных веществ, каковы: крепкие минеральный кислоты (по
преимуществу H2SO4), различные неорганические соли, фтористый бор (для
углеводородов), кислоты, соли уксусной кислоты, едкие щёлочи (для
алдегидов и оксиалдегидов) и т. д. Что касается изменения физических
свойств полимеров сравнительно с мономерами, то вообще можно заметить,
что они обладают большим удельным весом, более высокой точкой плавления
(если они тверды) и более высокой точкой кипения (очень часто, впрочем,
полимеры способны переходить в парообразное состояние только претерпевая
превращение в мономеры); относительно же изменения химических свойств
можно только заметить, что полимеры вообще химически индифферентнее
мономеров (ср. напр. свойства оксиметидена со свойствами хотя бы
i-фруктозы).
А. И. Горбов D.
Полиптих (Poluptucon) - в древности и в начале средних веков название
книги, составленной из трех или более навощенных дощечек.
Полипы. - П. называются в противоположность медузам такие особи
жгучих кишечнополостных (Coelenterata, Cnidaria), тело которых
представляет более или менее удлиненный мешок, прикрепленный одним
концом к неподвижному предмету и снабженный на противоположном конце
ротовым отверстием, служащим для введения пищи и выбрасывания не
переваренных частей пищи. Ротовое отверстие ведет в гастроваскулярную
полость и бывает окружено щупальцами, служащими органами для
захватывания пищи, для защиты, а иногда и передвижения. По строению П.
распадаются на две группы: гидроидных П. и сцифополипов; первые
отличаются вообще менее сложным строением, в частности же отсутствием
особой ротовой или глоточной трубки. Гидроидные П. свойственны вообще
Hydrozoa - гидромедузам и сифонофорам, сцифополипы - коралловым П. и
полипообразным стадиям сцифомедуз. В разговорном языке слово П.
употребляется совершенно неправильно и прилагается даже к головоногим
моллюскам.
Н. Кн.
Политика - Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2)
совокупность реальных фактов, изучаемых ею и 3) так назыв. политическое
искусство. П., как наука, имеет довольно неопределенное содержание. Для
Аристотеля П. была наукой о государстве; такою же она оставалась до
последнего времени. Еще Рошер, напр., в предисловии к своей "П. ",
заявляет, что он понимает "слово П. в аристотелевском смысле, как
историческое учение о государстве", и сообразно с этим включает в свой
трактат только учение о различных государственных формах. Как общее
учение о государстве понимают политику также Вайц, Дальман и многие
другие. Были попытки обратить П. в учение об обществе и слить ее с
социологией (Бенуа), но вообще в настоящее время установилось
преимущественно иное, более узкое понимание этой науки. С увеличением
суммы знаний о государстве аристотелевская П. обратилась в целый цикл ".
государственных наук", из которого выделились политическая экономия,
наука о финансах, статистика, и различные юридические дисциплины, в том
числе государственное право, как наука о строении государства и об
отношении между верховною властью, ее органами и подданными. Из
государственного права многие (Блунчли, Гольцендорф и, др.) выделяют
"общее учение о государстве", как самостоятельную науку, по своему
содержанию всего ближе подходящую к П. Аристотеля. Однако, и у этих
писателей П. не имеет общего определения. Для Блунчли это наука,
рассматривающая преимущественно течения и изменения государственной
жизни", вообще - теория государственной жизни и ее изменений,
противополагаемая науке права, как теории государственного состояния; П.
относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения дают
Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль определяет П., как "науку о средствах,
которыми осуществляются в действительности цели государств>. К этому
определению примыкает Гольцендорф, внося в него только поправку о
необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства; для
него "объектом П. могут быть все события и явления человеческой жизни и
деятельности, которые находятся в связи с сознательным стремлением к
осуществлению целей государства". Б. Н. Чичерин также считает П наукой о
способах достижения государственных целей. Определение Блунчли, понятое
буквально, слило бы П. с историей или философией истории и лишило бы ее
самостоятельного места в ряду наук; но Блунчли ограничивает свое
определение, признавая предметом П. только те явления жизни, которые
"служат средствами для достижения государственных целей или направлены к
известным задачам общественной жизни:". Таким образом П. в современном
смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно
стремиться или действительно стремится государство, и тех средств,
которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о
государстве П. имеет немного общего, так как учение о революциях, напр.,
в ее состав не входит. С наукою права она тоже не сливается, являясь
необходимым ее дополнением и завершением. Так напр., госуд. право
изучает структуру государства - но при одинаковом составе, при
одинаковой организации госуд. строй в различных странах или в разное
время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот
эти то направления деятельности и изучает П. Другой пример: уголовное
право изучает наказание, как главный способ борьбы государства с
преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке
остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний,
в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это то
применение наказания, сообразно с задачами данного исторического
момента, и входит в содержание П. При рационалистическом складе
убеждений прежних писателей о П., они ставили общую цель для всякого
государства и затем рассматривали средства, которые могут наикратчайшим
путем вести к ее достижению; наиболее яркими образцами такого отношения
к П. являются произведения Платона ("Политик", "Государство", "О
законах"). Исторический склад всех наук в XIX в. привел к убеждению, что
ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств средств
быть не может: благодаря этому П. приняла более реальный и, в частности,
исторический облик; она строится обязательно на фундаменте
государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть
одной общей цели; государство всегда состоит из многих разнообразных
общественных групп, из которых каждая преследует свои собственные
интересы; борьба этих групп определяет ход государственной жизни. Таким
образом в содержание П., как науки, прежде всего входит учение о
действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным
целям являются политическими партиями (см.). Подобно термину история,
которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и
наука, его исследующая, термином П. обозначается не только наука, но и
совокупность действительных стремлений государства и средств,
применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности
или неразумности П. того или другого государства, того или другого
государственного деятеля, о "коварной П. Англии", "эгоистической П.
Бисмарка" и т. п. В П. часто различают два главных направления: "П.
реальных интересов" и "П. идеалов" или "П. принципиальную". Первая
стремится к достижению непосредственных выгод, вторая - к торжеству
общих принципов права и справедливости; в пример первой приводят
обыкновенно П. Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также П. Англии, в
пример второй - П. священного Союза или П России на Балканском
полуострове. Это разделение не выдерживает исторической критики:
осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными
интересами. П. делится на иностранную или внешнюю, часто называемою
высшею П., и П. внутреннюю. Политика внешняя завершает собою науку
международного права. Внутренняя П. делится на П. финансовую, торговую,
уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной
деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и
таможенная П. занимает как бы середину между иностранной и внутренней П.
Совокупность технических правил для управления государством и для
осуществления его задач - правил частью построенных на науке П., частью
внушаемых непосредственно гением отдельного человека - составляет П. как
искусство.
Литература политики громадна. Кроме древних сочинений Платона,
Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго Гроция, Монтескье и др., кроме
сочинений по частным вопросам, см. В. Constant, "Cours de politique
constitutionnelle" (П., 1816 - 20; 2 изд., Лабуле, П., 187S); Buchez
"Traite de politique et de science sociale" (Париж, 1866);
Herrenschneider, "La religion et la politique de la societe moderne"
(П., 1867); Jules Simon, "La politique radicale" (П., 1868); Baillet,
"Forces des Etats" (П., 1868); Parieu, "Principes de la science
politique" (2 изд., П.. 1875); Funck Brentano, La politique; principes,
critiques, reformes" (П., 1893); Benoist, "La politique" (П., 1894);
Dabhlmann, "Die Poiitik, auf den Grund und das Mass der gegebenen
Zustande zuruckgefuht" (1 т., единственный, Геттинген, 1835; 2 изд.,
Лиц., 1847); Fries, "Polilik oder philosophische Staatslehre" (Вена,
1848); Walter, "Naturrecht und Poiitik im Lichte der Gegenwart" (Бонн,
1863); Моhl, "Staatsrecht, Volkerrecht und Роlitik" (Тюбинген, 1862 -
69); Waitz, "Grandzuge der Politik" (Киль, 1862); Frobel, "Theorie der
Politik" (Вена, 1864); Bluntschli, "Gesch. des allgemeinen Staatsrechts
und der P. seit dem XVI J. bis zur Gegenwart" (Мюнхен, 1864; есть рус.
пер.); его же, "Politik als Wissenschaft" (Штуттгарт, 1876); Escher,
"Handbuch der praktischen P." (1863); Huhn, "P., Grundzuge der
praktischen Staats-Kunst" (Лпц., 1865); Holtzendorff, "Prinzipien der
P." (Б., 1869, 2 изд., 1879); Roscher, "P." (Штуттг., 1892, 2 изд.,
1893); Ratzenhofer, "Wesen und Zweck der Politik" (Лпц., 1893); H.
Spencer, "Social Statics" (Л., 1851); С. Lewis, "Treatise of the methods
of observation and reasoning in politics" (Лондон, 1852); Sidgwick, "The
elements of politics"; Treitschke, "P." (Лпп., 1897; посмертное
издание); Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872); Чичерин, "П." (М.,
1898). Для греческого учения о П. важно соч. Oncken, "Die Staatslehre
des Arisloteles".
В. В - в.
Полифония - многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет
самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым
скромным попыткам в этой области, в начале Х столетия. Гукбальд
упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем, Затем
является фобурдон дискант и развивается теория многоголосного сочетания
- контрапункт. П. получила особое развитие в нидерландской школе XV в.
Строгая полифония, основанная на строгом контрапункте, достигла своего
совершенства при Палестрине, в XVI ст., а свободная, П., основанная на
свободном контрапункте - в XVIII ст., при Бахе и Генделе. Позднее
полифоническая музыка уступает гомофонической, но все же встречаются
замечательные образцы в области полифонической, как напр. у Моцарта в
реквиеме, у Бетховена в 9-ой симфонии и пр. Полифонические формы -
имитация, канон, фуга.
Н. С.
Поло - игра в мяч для всадников, еще за 600 лет до Р. Хр. известная
при дворе восточных царей. Английские офицеры приняли эту игру, как вид
спорта, в Индии и установили точные правила для нее. Отсюда игра перешла
в Великобританию, затем во Францию, Америку, Испанию, а также в Россию.
Две группы, каждая из 4 всадников, стараются при помощи молотков с
длинными рукоятками, угнать деревянный шар к выигрышному шесту на своей
стороне. Водный П. (WaterPolo) представляет собою аналогичный спорт,
приноровленный для искусных пловцов. Ср. Youngbusband, "Polo in India"
(Л., 1890); Weir and Brown, "Riding and Polo" (Л., 1891).
Половцы (куманы, кипчаки) - народ тюркского племени, некогда
составлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степях
средней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка,
из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий к
восточно-турецкому. П. пришли в южнорусские степи вслед за печенегами и
торками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XI
в.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападения
на Русь, особенно южную - опустошают земли, грабят скот и имущество,
уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или
продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения свои
П. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них
пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего
страдало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье,
Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своих
пленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и
селила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именем
черных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, на
южной границе Киевского княжества. Иногда русские вели с половцами и
наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли;
одним из таких походов был поход героя "Слова о Полку Игореве", Игоря
Святославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы.
Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия по
именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах,
Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. П. были прекрасными степными
наездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их было
скотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому они
переходили с одного места на другое; трудным было положение их в суровые
зимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей.
Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров,
Чешуев и им принадлежал в XIII в. г. Судак. Половецкие ханы вели
роскошную жизнь, но народ жил вообще просто и неприхотливо; главной его
пищей были мясо,. молоко и просо, любимым напитком - кумыс. Постепенно