<< Пред.           стр. 812 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 заведывание дворцами и садами, и Камер-Цалмейстерская контора, которой
 вверены были убранство и меблировка дворцов. П. охота подчинена была П.
 конторе в 1741 г. В 1733 г. повелено было отпускать из Штатс-Контор
 Коллегии в Придворную контору на содержание Высоч. Двора по 260000 руб.
 в год; в 1785 г. сумма эта повышена была до 3 милл. руб.; тем не менее в
 течение всего XVIII стол. П. конторе приходилось бороться с финансовыми
 затруднениями. В 1742 г. учреждена была должность П. фактора (гоф- и
 камер-фактора) для выписывания из заграницы потребных для Двора товаров;
 должность эта, которую занимал иностранный купец, имевший право
 продавать товары свои на дому кому пожелает, просуществовала до конца
 XVIII стол. В XVIII стол. существовало еще звание П. банкиров, но
 последние имели общефинансовые, а не специально П. функции; такой же
 характер имеет и должность гоф-маклера, сохранившаяся поныне. При
 Екатерине II главным лицом при Дворе был обер-камергер, которому
 подчинены были П. кавалеры (камергеры и камер-юнкеры). Последние
 дежурили при Дворе, сопровождали императрицу при выездах, иногда
 прислуживали за столом. В 1786 г. Екатерина II упразднила Главную
 дворцовую канцелярию; заготовление съестных и других припасов передано
 было из нее в Придворную контору, в состав которой, сверх обергофмаршала
 (президент) и гофмаршала (вице-президент), назначено было еще 5
 присутствующих. В 1794 г. состоялся указ о том, что в низшие по Двору
 должности определять не из вольных, а из детей придворно-служителей, для
 которых впоследствии учреждена была специальная школа. Новое устройство
 П. ведомству дал имп. Павел I, который указом 30 дек. 1797 г., определил
 следующий П. штаты: 1) обер-камергер, в ведении которого состояло 13
 камергеров, 12 камер-юнкеров и 48 пажей, отправляющих должность рейт- и
 яхт-пажей; 2) обер-гофмейстер, которому подчинены были два гофмейстера и
 Придворная канцелярия, исполнявшая функции П. кассы и контрольного
 учреждения; 8) обер-гофмаршал, которому подчинены были два гофмаршала и
 конторы Гофинтендантская, Придворная и Камер-Цалмейстерская; 4)
 обер-шенк, заведывавший погребами и винами; 5) обер-шталмейстер,
 который, с двумя шталмейстерами, заведывал всем конюшенным штатом,
 конюшнями, экипажами и конюшенной конторой; 6) обер-егермейстер,
 которому подчинены были егермейстер, унтер-егермейстер и егермейстерская
 контора; 7) обер-гофмейстрина, в ведении которой состояли гофмейстрина,
 12 штатс-дам и 12 фрейлин. Сверх того, к П. штату принадлежали директор
 спектаклей, ведавший П. театром и музыкой, и оберцеремониймейстер, с
 двумя церемониймейстерами и секретарем. Имп. Александр I сократил штаты
 и расходы, упразднил П. канцелярию (указ 18 декабря 1801 г.) и внес
 коренные изменения в положение камергеров и камер-юнкеров. Указ 3 апр.
 1809 г. предписал всем камергерам и камер-юнкерам в двухмесячный срок
 избрать себе род службы, а на будущее время постановил, что звания
 камергера и камер-юнкера "имеют представлять П. отличия, знак особенного
 внимания Царского к роду или заслугам предков", при чем носящий это
 звание должен проходить службу в том или другом ведомстве на общем
 основании. Манифестом 1 янв. 1807 г. о выгодах, дарованных купечеству,
 первостатейному купечеству (мужского пола) пожаловано право приезда ко
 Двору; в 1824 г. право это распространено на купцов 1-ой гильдии. В 1826
 г. определен комплект фрейлин из 36 старших по пожалованию в это звание,
 и приданое повелено выдавать из кабинета только тем, которые вошли в
 комплект. В том же году установлен комплект камергеров в 12 и
 камер-юнкеров в 36. В 1836 г. запрещено представлять к пожалованию в
 звание камер-юнкеров чиновников ниже титулярного советника, а в
 камергеры - ниже статского советника; в 1850 г. этот чиновный ценз
 повышен до ныне существующего уровня. В 1856 г. число П. чинов умножено
 установлением звания обер-форшнейдера. В настоящее время придворный штат
 состоит из П. чинов и П. служителей. Среди П. чинов различаются первые и
 вторые чины Двора. К первым чинам Двора принадлежат: обер-камергер,
 обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер,
 обер-егермейстер, обер- форшнейдер; ко вторым чинам Двора - гофмейстеры,
 шталмейстеры, егермейстеры, обер-церемониймейстеры, гофмаршалы. За ними
 следует церемониймейстеры, камергеры и камер-юнкеры. Первые чины двора
 приравнены по табели о рангах к гражданским чинам второго класса, вторые
 чины Двора - к гражданским чинам третьего класса, церемониймейстеры - к
 гражданским чинам пятого класса; звания камергеров и камер-юнкеров не
 присваивают никаких гражданских чинов. Пожалование в П. чины, а равно в
 звания камергеров и камерюнкеров Двора Его Величества зависит
 непосредственно от Высочайшего усмотрения и не подлежит общим правилам о
 выслуге лет. К пожалованию в камергеры не могут быть представлены
 чиновники ниже чина действительного статского советника, а в звание
 камер-юнкера - ниже чина коллежского асессора. Состоящие в звании
 камергеров по достижении чина ТО, а состоящие в звании камер-юнкера - по
 производстве в ДСС исключаются из П. списков. Одно из преимуществ П.
 чинов и дам, которое они разделяют вместе с высшими государственными
 сановниками, заключается во входе за "Кавалергардов", т. е. в праве
 собираться во время больших при Высоч. дворе выходов (Выходом при Высоч.
 дворе называют шествие Их Императорских Величеств, с прочими
 Августейшими Особами, из внутренних аппартаментов в церковь и обратно.
 Выходы разделяются на большие и малые.) в зале, ближайшем ко внутренним
 аппартаментам. Подле этого зала ставится в некоторых торжественных
 случаях пикет Кавалергардского полка, отчего произошло и самое
 выражение: "вход за Кавадергардов". Затем П. чины обоего пола пользуются
 правом быть представленными Их Величествам; это право распространяется и
 на военных и гражданских чинов первых четырех классов и их супруг. Лица,
 которые не пользуются правом быть представленными ко Двору, не могут
 быть приглашаемы на балы и другие при Дворе собрания, хотя бы и были, по
 Высоч. соизволению, представлены Их Императорским Величествам частным
 образом. Такие лица могут быть приглашаемы только по особому Высочайшему
 каждый раз повелению и потому в представляемые Их Величествам списки
 приглашаемых на балы не вносятся. Это правило не распространяется на
 штаб- и обер-офицеров, которые могут быть приглашаемы на балы; хотя бы и
 не пользовались правом быть представленными Их Величествам. П. служители
 разделяются на низших (камер-лакеи, камер-казаки, скороходы, вершники и
 проч.) и высших (камерфурьеры, гоф-фурьеры, камердинеры, мундшенки,
 кофешенки, тафельдекеры, кондитеры и метрдотели). Последним присвоено
 звание придворных официантов; прослужив в нем 10 лет, мундшенки,
 кофешенки, тафельдекеры, кондитеры и метрдотели получают, с Высоч.
 разрешения, чин XII класса, гоф-фурьеры - чин IX класса, но далее они не
 производятся; камердинеры, состоящие при Высоч. Особах и при Имп.
 Эрмитаже, производятся, по выслуге в официантском звании 10 лет, в чин
 XII класса, следующими же чинами, но не далее VIII класса включительно,
 награждаются в сроки, установленные для гражданских чиновников
 камерфурьеры, назначаемые обыкновенно из камердинеров и гоф-фурьеров,
 при назначении на эту должность награждаются чином VI класса, но далее
 не производятся. П. официанты не имеют права переходить из П. службы в
 гражданскую. Особые правила существуют о производстве в чины П. певчих
 .К 1 янв. 1898 г. П. штат Его Величества составляли 16 первых чинов
 Двора (3 обер-камергера, 7 обергофмейстеров, 1 обер-гофмаршал, 1
 обер-шенк, 1 обер-шталмейстер, 2 оберегермейстера и 1 обер-форшнейдер),
 147 вторых чинов двора (41 гофмейстер, 22 шталмейстера; 9 егермейстеров,
 2 обер-церемониймейстера, 1 гофмаршал, 21 чел. в должности гофмейстеров,
 25 чел. в должности шталмейстеров и 16 чел. в должности егермейстеров),
 12 церемониймейстеров, 13 чел. в должности церемониймейстеров, 176 в
 звании камергеров и 252 в звании камер-юнкеров. Чины, имеющие П.
 медицинские звания: 1 лейб-медик, 10 почетных лейб-медиков, 3
 лейб-хирурга, 4 почетных лейб-хирурга, 2 лейб-акушера, 2 почетных
 лейб-акушера, 2 лейб-окулиста, 1 лейб-педиатр, 1 почетный лейб-педиатр,
 3 почетных гоф-медика. Камер-фурьеров - 2, при одном обер-камер-фурьере;
 камердинеров при Государе Императоре - 3. П. дам к 1 янв. 1898 г.
 состояло: 17 статс-дам, 4 камер-фрейлины. 190 фрейлин, 4 девицы,
 помещенные для жительства с фрейлинами в Таврическом дворце. При
 комнатах Государынь Императриц состоят, сверх фрейлин, камер-фрау,
 камерюнгферы, камер-медхены и камердинеры. Не относятся к 11. ведомству,
 но состоят при Особе Государя Императора лица Свиты .П. ведомство в
 обширном смысле этого слова составляет все министерство Императорского
 Двора, в более тесном смысле - особенные установления этого министерства
 . Гофмаршальская часть, под управлением гофмаршала, ведает дела по
 довольствию Высоч. двора, по устройству приемов, по путешествиям Высоч.
 Особ и по заведыванию придворно-служителями подвижного состава. Спб.
 дворцовое управление, состоя под ведением начальника управления,
 заведует П. служителями, строительными работами, убранством и
 содержанием импер. дворцов в СПб., дворцовыми парками и садами и спб.
 госпиталем дворцового ведомства. Во всех дворцовых управлениях состоят
 для заведывания комнатным убранством смотрители камер-цалмейстерской
 части, а для ближайшего заведывания прислугой - гоф-фурьеры. П.
 конюшенная часть, под начальством управляющего, заведует П. лошадьми,
 экипажами, придворно-конюшенными служителями и всеми отраслями
 хозяйства, сюда относящимися; ближайшее наблюдение за личным составом,
 лошадьми и экипажами, а также за исполнением нарядов, вверено двум
 унтер-шталмейстерам, в помощь которым назначены конюшенные офицеры.
 Ведикокняжеские дворы находятся в заведывании управляющих
 (гофмейстеров); конюшенная часть вверена шталмейстерам. Делопроизводство
 по управлению делами великокняжеских дворов сосредоточено в конторах,
 заведывание которыми поручено управляющим (заведывающим) конторами.
 Сверх поименованных лиц, при большей части великокняжеских дворов
 положен П. штат.
  Прилагательное имя (грамм.) - обозначает, что признак, выражаемый
 корнем П. имени, принадлежит другому предмету, обозначаемому именем
 существительным Напр., в выражении "добрый человек" П. "добрый"
 показывает, что признак "доброта" принадлежит предмету "человек". Когда
 говорят, что П. обозначает качество или свойство, то упускают из виду,
 что качество может быть выражено и существительным, напр. "доброта", и
 таким образом самый существенный признак значения П. остается
 неуказанным. Итак, прилагательное имя - то же, что определение ; разница
 только в том, что иногда определение может выражаться и существительным
 (приложение). Внешним признаком П. имени является его способность
 изменяться по родам. Этот признак явился результатом того, что П. всегда
 должно примыкать к существительному. Отсюда и возникло согласование П.
 имен с существительными. Форма П. имен в индоевропейских языках
 обыкновенно совпадает с формою существительных. Очень часто мы встречаем
 (особенно в санскритск. языке) существительные и П. имена тожественной
 формы; напр. санскр. mahas - "величие" и mahas - "великий"; греч. yeudoV
 - "ложь" и yedhV - "лживый". Весьма вероятно, что многие П. произошли из
 существительных, служивших сначала приложением к другому
 существительному. Внешнее выражение связи существительного приложения с
 определяемым словом - согласование - превратило существительное в П.
 имя. В истории всех языков мы встречаем и обратный процесс превращения
 П. имени в существительное; напр. лат. caprina - "козье мясо" (carpinus
 "козий"), русск. чан (из дъсчан, от дъска "доска") и т. п. Древнее
 склонение П., тождественное со склонением существительного, сохранилось
 в русских П. на - ов (Петров день) и -ин (Ильин день) и еще шире в
 народных песнях, как "сине море", "чисто поле", "ракитов куст" и т. п. В
 качестве сказуемого П. также имеет почти всегда первоначальную краткую
 форму. Нечто подобное мы находим и в склонении современных немецких П.;
 напр., как сказуемое всегда употребляется gut, а как определение без
 члена guter, gute, gutes. Ср. К. Brugmann и В. Delbruck, "Grundriss d.
 vergleich. Grammatik" (II, 420 слл., III, 1 часть, 400 сл.); Paul,
 "Prinzipien d. Sphachgeschichte" (81).
  Д. К.
  Примас - в западной церкви титул архиепископа, председательствующего
 на церковных собраниях данной страны и обладающего высшей
 церковно-судебной юрисдикцией над своими коллегами-епископами. Он
 созывает национальные церковные соборы, вводит в должность
 новопоставленных епископов, принимает апелляции по делам
 церковно-судебным; в прежнее время он короновал владетельных князей. В
 католической церкви он имеет иногда звание апостолического викария.
 Обыкновенно титул П. на Западе приравнивают к званию патриарха на
 востоке. Во Франции титул П. имеют архиепископ лионский и архиепископ
 буржский, "примас Аквитании". В других странах Европы звание П. имеют
 архиепископы кентерберийский, упсальский, пражский, гнезненский,
 севильский, тарагонский, толедский и майнцский (архиепископ майнцский
 бар. Дальберг в 1806 - 10 гг. носил титул "князя П."). В разное время во
 Франции на звание примаса претендовали архиепископы арльский, реймский,
 нарбонский, бордосский и др., но безуспешно. В древней зап. церкви
 название П. присваивалось не иначе, как или по причине особенной
 древности церкви, в которой епископствовал П., или по причине особенного
 старшинства самого епископа. По этой последней причине в сев. Африке,
 например, звание П. присваивалось иногда епископу небольшого селения.
 Папа Григорий VII первый связал этот титул с важностью города, дав
 архиепископу лионскому приматство над провинциями парижской, руанской,
 турской и др. По конкордату 1801г. этот титул был уничтожен, но Пий IX в
 1851 г. восстановил приматство архиепископа лионского.
  Н. Б - в.
  В Польше, когда престол оставался свободным, П., в качестве primus
 princeps, являлся наместником короля (interrex); он созывал сейм для
 выбора нового короля, в день выборов принимал иностранных послов,
 собирал голоса избирателей, объявлял об избрании короля и короновал его.
 В сенате он председательствовал наряду с королем. Первоначально примас
 избирался соборным капитулом, позже назначался королем, но без папского
 согласия не мог вступить в отправление своих обязанностей. Последним П.
 польского королевства был брат короля Станислава Августа, Михаил
 Понятовский, умерший в 1794 г. После 1815 г. титул П. в русской Польше
 носил долгое время архиепископ варшавский. С учреждения архиепископства
 гнезненско-познанской буллой De salute animarum (1821) титул П. в
 Пpyccии не возобновлялся; но во время ватиканского собора Пий IX снова
 назначил архиепископа Ледоховского П. Польши.
  Примат - в католической церкви так обозначается высшее иерархическое
 положение, принадлежащее папе, как наместнику престола св. Петра. П.
 выражается в полноте и безапелляционности церковно-административной и
 судебной власти (primatus jurisdictionis) и праве на особые высшие
 почести (primatus honoris).
  Принцип (метаф.) или начало (principium, arch) - то, чем объединяется
 в мысли и в действительности известная совокупность фактов. Указанием П.
 начинается философия у греков. Первоначально одна из данных в опыте
 реальностей выделялась как основная и обозначалась как П. всего
 существующего: вода - у Фалеса, воздух
  - у Анаксимена. Но в таком понятии обнаруживается противоречие: вода
 = П. или воздух=П. не могут быть тем, что обыкновенно называется водой
 или воздухом, и уже один из древнейших философов, Анаксимандр, приходит
 к пониманию всемирного П. как чего то беспредельного. Найти такой П.,
 который действительно содержал бы в себе основания для всего
 сушествующего, составляет главную задачу философии. При всех ее успехах
 со стороны формального развития умственной деятельности, П. бытия доселе
 получает в различных системах лишь те или другие односторонние
 определения, не представляющие существенного прогресса сравнительно с
 воззрениями древних мыслителей. Идеальные требования или нормы
 метафизического П. сводятся к трем: такой П. должен обладать наибольшим
 внутренним единством и наибольшей полнотой содержания, и связь его с
 тем, что из него объясняется, должна быть наиболее ясной и внутренне
 обязательностью. Неудовлетворительность в этом смысле выставляемых в
 новейшее время П. доказывает, что философия еще имеет перед собой
 будущность. Помимо всеобщего метафизического П., этот термин
 употребляется также и для обозначения известных особых точек зрения на
 ту или другую сторону мышления и бытия: П. достаточного основания, П.
 индивидуации.
  Вл. С.
  Приор (Prior) - в монастырях Зап. Европы звание настоятеля или
 старшего после аббата-настоятеля члена монашеской общины. Пpиopия -
 монастырь, в котором имеет место жительства приор. Великий П. - звание
 второго, после гроссмейстера, сановника духовных орденов.
  Природа (jusiV, natura) - понимается в трех главных смыслах: 1) как
 существенное определение чего бы то ни было, напр., П. человека, души,
 общества, государства, искусства, нравственности, наконец П. Божества; в
 этом общем смысле П. = естеству или сущности; 2) как видимый земной мир,
 обнимающий, в некотором единстве, совокупность того, что составляет
 определяющую среду и основу человеческой жизни первоначально данную, а
 не созданную человеком; в этом смысле понятие П. противополагается
 понятиям искусства и искусственности, гражданственности, культуры и
 истории. Различие между обоими коренными значениями слова П. особенно
 ясно в тех случаях, когда они оба в отдельности применяются к одному и
 тому же предмету, когда, напр., говорится о П. красоты (в первом смысле)
 и о красоте П. (во 2-м), или о П. любви (в первом смысле) и любви к П.
 (во 2-м). 3) П. называется также низшее материальное начало в самом
 человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее;
 в этом смысле П. противополагается духу и нравственной свободе, Богу и
 особым Его проявлениям относительно человека - благодати и откровению.
 При ясном различии между тремя значениями слова П., между ними есть,
 однако, диалектическая связь, образующая единство понятия П. То, в чем
 существенное определение или естество чего-нибудь (П. в 1-м смысле),
 необходимо есть и первоначальная, данная ему, а не созданная им основа
 его видимого бытия (П. во 2-м смысле); оно же в человеке, как существе
 совершенствующемся, или прогрессивно восходящем, представляет лишь
 первую, следовательно, низшую ступень его существования (П. в 3-м
 смысле). В истории философии особое значение понятие П. имеет в его
 противоположении с одной стороны с понятием культуры (в практической
 философии), с другой стороны - с понятием духа (как в практической, так
 и в умозрительной философии). В древности софисты выдвинули на первый
 план различение между тем, что существует по П. (jusei), и тем, что
 существует только по положению (Jesei), т. е. по условным мнениям,
 обычаям и узаконениям человеческим. В эту область условного они относили
 все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, отнимая у
 них, таким образом, всякую внутреннюю обязательность. На долю того, что
 по П., оставались фактические преимущества силы, умелости, красоты,
 делавшие для их обладателя все позволенным в пределах возможности. В
 ином виде различие между природным и условным было понято Сократом и
 развито его учениками, особенно Антисфеном, основателем школы киников,
 который нравственность или добродетель относил к П., как добываемую
 естественным разумом человека, а условным и ненужным для добродетели
 признавал все то, что создано исторически, все гражданские и культурные
 разграничения и учреждения; не исключая даже отечества. Тот же основной
 взгляд развивали стоики , для которых выражения: жить по П., жить по
 разуму и жить добродетельно были равнозначущими. Под влиянием стоической
 философии римское юристы развили идею естественного права. В средние
 века, вследствие господствовавшего в миросозерцании метафизического
 дуализма (см. ниже) и под влиянием новых осложнений права
 положительного, идеи естественной нравственности и естественного права
 отошли на задний план. С возобновлением их в эпоху Возрождения
 возобновляется, достигая наибольшего распространения в XVIII в., и
 социально-моральное противоположение между жизнью по П. как нормальной,
 и жизнью искусственной и условной, или жизнью по культуре, как чем-то

<< Пред.           стр. 812 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу