<< Пред. стр. 821 (из 1179) След. >>
дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских.Определив церковную П., как одну из функций благодатной жизни церкви,
Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме или
прототипы. В кн. Деяний и в 1 пос. к Коринф. указаны три таких
прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми
обуславливается степенью присутствия в пастырепроповеднике Духа Божия.
Первоначальная по времени форма П. глоссолалия glwssaiV lalen)
апостольских времен, названная так по временной ее особенности -
благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С
психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием
экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ
и величия истин христианства, проповедник становился вне себя ("аще в
теле, аще вне тела, не вем," говорит о себе апостол Павел); речь его
была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи
часто должны были сопровождаться речами "истолкователей". Профития была
пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще
определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в
психическом отношении составляет проявление более спокойного и
сознательного, чем экстаз глоссолалии - энтузиазма, при котором
проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и
общепонятной. Дидаскалия - вид учительства по преимуществу
рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе
рассуждения и доказательства, и действовала не только на чувство, но и
на логическое восприятие. По мере того, как христианское общество
осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и
логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей
уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и
после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят
Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития
апостольских времен - психическая их основа - не прекращались совершенно
в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Истории
первобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П.
миссионерская, обращаемая к неведущим Христа, тоже поручается не иначе,
как священникам или иеромонахам, или по меньшей мере их
непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную
или так назыв. внебогослужебные собеседования, в храме или в простой
зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но
больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex
cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и
проповедь его не часть богослужения церковного, а частное личное
отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных
надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах и
лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный
богословско-образовательный ценз, каковы ,например, готовящиеся к
священству студенты духовных академий и семинарий.
Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в
проповеднической практике церкви - о сказывании П. в храме мирянами. Это
исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению
местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и
руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и
готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил
проповедывать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в
России митрополит московский поручил объяснение катехизиса на литургии
юноше-студенту Левшину (впоследствии - митрополит московский Платон);
его преемник - студенту Дроздову (впоследствии - митрополит московский
Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для
существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая
поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь,
произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно
находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому
служению в составлении и произношении П., о каковом обычае
свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св.
Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке
в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в
проповедничестве, которым, впрочем, не присваивалось названия П. (logoV
wmilia), замененное названием EkjrasiV: (собеседование), введены были в
христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по
подражению языческим риторическим школам. В этом же обычае древних
церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по
которому профессоры киевской акад. из мирян произносят П. в храмах на
так назыв. пассиях, вечерних богослужениях двух недель великого поста.
Подробнее см. "Гомилетика", Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов,
"Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб.,
1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).
Н. Б - в.
Просвещение (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которым
обозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIII
в. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы:
просветители, просветительная литература, просвещенный (или
просветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение
"философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежит очень
важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV -
XV веков , как чисто светского культурного направления,
характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к
традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной
реформации и католической реакции, когда в жизни Зап. Европы снова взяли
перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением
традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и
рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он
унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим
удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П.
наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое
развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной
эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую
проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника
просветительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобно
гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и
национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила
французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье,
Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма,
направившего свою критику во Франции на вопросы политического и
социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были
более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным
стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума
естественные принципы человеческой жизни (естественная религия,
естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов
и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал
подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически
существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное
право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые
должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизм
и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя
реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому
теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению
исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у
идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного
характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту
("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть замена
одних догматических идей другими догматическими же идеями, а
самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению
просветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср.
Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "La
philosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise et
la philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought in
the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und
gesellige Zustande" и др.
Я. К.
Просвирняк, просвирник - русское название нескольких родов сем.
мальвовых, основанное на виде плода. Так, П. зовут род Lavatera Tourn.,
отличающийся от рода Malva L. только сростным, 3-раздельным подчашием,
L, thuringiaca L. - рожа собачья или полевая, кукольник - многолетнее
растение с нижними 5-лопастными и верхними 8-лопастными листьями и
довольно крупными розовыми цветами; распространено в южной и средней
России, севернее иногда встречается занесенным. L. trimestris L.
однолетнее растение с розовыми или белыми цветами; иногда разводится в
цветниках.
В. Тр.
Проскрипция - публичное объявление об опале многих знатных и богатых
мужей, впервые введенное Суллой (40 сенаторов, 1008 всадников), который
дал этой мере вид законного учреждения с продолжающимися законными
последствиями; после того П. была повторена триумвирами, Антонием,
Октавианом и Лепидом. Имена подвергавшихся опале, написанные на досках,
выставлялись публично, и опальный лишался покровительства законов, его
дети и потомки теряли все почетные места и все состояние, имущество
конфисковалось и переходило к государству (т. е. к императору и
солдатам).
Просо (Panicum L.) - род растений из сем. злаков (Gramineae), колена
Paniceae. Колоски яйцевидные или овальные, немного сжатые со спинки, 1 -
2 цветковые. Наружных колосковых чешуй 3, нижняя обыкновенно короче
второй; последняя равна 3-ей, прикрывающей недоразвитый или мужской
цветок. Внутренние, цветочные чешуи плодущего цветка кожистые. Тычинок
3. Около 300 видов во всех теплых странах, немногие в умеренных. Род
распадается на 9 подродов или секций, различающихся, главным образом,
формой соцветий. К подроду Digitaria Pers. принадлежит росичка, P.
sanguinale L. (Digitaria s. Scop.), встречающаяся нередко дико на
влажных песчаных местах в южной России. В Соединенных Штатах разводится
как кормовая трава (Crab grass), 0днолетнее растение с разветвленным,
коленчато-согнутым стеблем. Соцветие состоит из 3 или большего числа
колосообразных ветвей, отходящих от вершины стеблей, как бы из одной
точки, пальчато растопыренных и нагнутых. Каждая ветвь трехгранная,
усаженная на двух гранях парами колосков, из которых один сидячий, а
другой с ножкой. Пары на одной грани чередуются с парами на другой
грани; третья грань не несет колосков. Колоски ланцетные. Нижняя
колосковая чешуя очень маленькая, вторая в 3 раза короче колоска;
третья, равная колоску, с 7 шершавыми жилками, обе цветочные чешуи
гладкие. Колосковые чешуи обыкновенно фиолетовые, цветочные чешуи во
время зрелости серо-зеленые. Зрелый плод (зерновка) не выпадает из
чешуй, а весь колосок отпадает. К подроду Echinochloa Beanv, принадлежит
P. Crus Galli L., плоскуха, просянка или мышей, часто встречающаяся в
средней и южной России на огородах и сорных местах. К последнему виду
весьма близок P. frumentaceum Roxb., разводимый в ЮжноУссурийском крае,
под названием бай-цза, а также в Китае, Японии и Индии. Крупу
употребляют в пищу. Однолетнее растение со сплющенным, голым стеблем.
Влагалища голые, язычка нет. Пластинки листьев широколинейные, по краям
остро-шероховатые. Соцветие метельчатое. Метелка удлиненная, прямо
стоячая, сильно сжатая, составленная из нескольких (до 20) колосьев.
Колосья сидячие, почти прижатые к главной оси, густо усаженные
колосками. Последние собраны, по 2 - 5, в кучки, расположенные
поочередно по двум граням трехгранной оси колоса. При основании каждой
кучки и в местах прикрепления колосьев находятся волоски. Колоски
яйцевидные. Нижняя колосковая чешуя в 2,5 раза короче колоска; вторая и
третья равны колоску, с реснитчатыми, у второй 5, у третьей 5 - 7,
жилками, коротко и редко - волосистые. Цветочные чешуи кожистые, голые.
Колосковые чешуи темнокрасно-фиолетовые. После созревания зерновки от
оси отделяется весь колосок. К подроду Panicum собственно относится P.
miliaceum L., просо, разводимое в южной и средней Европейской России и в
Сибири. Родина П. неизвестна; вероятно, оно происходит из восточной
Индии. Однолетнее растение с почти цилиндрическим, волосистым стеблем.
Пластинки листьев широколинейные, по краям острые, наверху, как и
влагалища, покрытые волосками; язычок короткий, реснитчатый. Соцветие -
метелка, с длинными, голыми, но шершавыми ветвями. Колоски одиночные, на
концах ветвей, яйцевидно-эллиптические. Нижняя колосковая чешуя с 5
жилками, наполовину короче второй; вторая с 11 жилками, столь же
длинная, как третья; последняя с 13 жилками. Цветочные чешуи ко времени
созревания твердо-кожистые, различной окраски, белые, желтые, оранжевые,
серые или темно-каштановые. Зрелая зерновка яйцевидная, очень мало
сплюснутая, остается заключенной в цветочные чешуи. Известно около 30
сортов проса, из которых в России известны в культуре 19. Сорта можно
разделить, прежде всего ,на три группы: 1) развесистое просо (P. m.
effusum Alf.): метелка развесистая во все стороны (7 сортов); 2)
пониклое просо (Р. m. contractum Alf.): метелка сжатая, пониклая,
однобочная (10 сортов); 3) комовое просо (Р. m. compactum Kcke.):
метелка короткая, прямая, сжатая, ветви очень укороченные (2 сорта). В
каждой группе сорта отличаются окраской зерна и метелки. Последняя или
соломенно-желтая или фиолетовая. К роду Panicum весьма близок род
Setaria Beauv., к которому относится могар или итальянское просо. О
сортах ср.: F. Kornicke und Н. Werner, "Handbuch des Getreidebaues"
(Бонн, 1885); А. Ф. Баталин, "Просовые растения, разводимые в России"
("Земледельческая Газета", 1887, №№33, 34 и 35). В. Тр.
Что касается сельскохозяйственного значения П., то лишь в центрах его
возделывания оно не лишено важного значения как пищевой продукт: здесь
семя его, в обрушенном виде известное в продаже под именем пшена, служит
пищей для людей. Гораздо реже П. перемалывается в муку, для
приготовления хлеба или идет на винокурение. В Европ., а также
Среднеазиатской России разводятся многочисленные разновидности трех
видов П.: собственно П. (P.miliaceum), итальянское П. (P. italicum) и
росичка [P. (Digilaria) sanguinale], причем наибольшее значение имеет
первый вид, который, в отличие от итальянского, известного под именем
бор'а, в общежитии носит название проса.
I. В Европ. России обыкновенное просо возделывается в более или менее
значительных количествах (из хлебов в засеваемой ежегодно площади П.
принадлежит шестое место; оно занимает до 2,5 милл. десятин, что в % со
всей площади возделывания составляет около 3,3% на всем пространстве
черноземной полосы, причем культура этого растения достигает наибольших
размеров в губ. Тамбовской (11,6% засеянной площади), Астраханской
(10%), Саратовской и Воронежской (по 9,3%), Киевской (9,1%), Самарской и
Земле Войска Донского (от 7,2 до 7,8%). За пределами черноземной полосы
культура П. лишь в ничтожных размерах встречается в смежных с черноземом
местностях. Далее к северу П. оказывается весьма чувствительным к
весенним заморозкам. По форме метелки, сорта просо разделяются на
развесистое, пониклое и комовое П. Метелка чаще всего бывает
светло-желтогo или соломенно-желтого цвета, реже темно-фиолетового и
темно-синего. Окраска семян изменяется также сильно в пределах от чисто
белого до желтого, темнооражевого и темно-каштанового цвета, но изредка
бывает зеленовато-серого, темносеро-желтого или какого-либо другого
сложного оттенка. По исследованиям А. Ф. Баталина ("Просовые растения,
разводимые в России", СПб., 1887) окраска сортов совершенно постоянна в
потомстве и о переходе одного сорта в другой без скрещивания невозможно
и думать. Но скрещивание разных сортов происходит легко, вследствие
преобладания у П. перекрестного опыления. К тому же, многие хозяева
произвольно придают одному и тому же сорту проса разные наименования.
Так, желтое П. называется, смотря по местности, то желтым, то серым, то
даже белым. В продажу П. поступает под именем пшена, т. е. семени,
лишенного путем обдирки покрывающей его наружной оболочки. Цвет зерна П.
также различен: от ярко-желтого до почти совсем белого. Это свойство не
наследственно и находится в зависимости от условий роста; с
хозяйственной точки зрения оно очень важно. Наиболее ценится желтое
пшено с роговым, просвечивающим изломом, которое дает более вкусную и
питательную крупу. П., дающее такое пшено, получается с плотных залежей
или новей и у хозяев носит название красного пластового; П, высеваемое
на старопахатных землях, зовется серым-мякотным. По А. Ф. Баталину,
желтизна зерен обуславливается, по всей вероятности, большим содержанием
в них азотистых веществ, а по аналогии с пшеницей, которая при
тождественных условиях роста, заключает большее содержание азота в
зернах, явление это должно быть поставлено, вероятнее всего, в связь с
физическими и химическими свойствами почвы, производящей такие продукты.
Обыкновенное П, - однолетнее яровое растение с очень длинным периодом
вегетации (14 - 16 недель) и большой потребностью в тепле (2050 - 2550°
C.). Из всех наших злаков это растение самое тепло- и светолюбивое.
Почвы оно требует также теплой и сухой, давая хорошие урожаи на почвах
песчаных, песчано-суглинистых и перегнойных. Свежее удобрение не
соответствует П., которое поэтому помещают после навоза не ближе второго
места. В севообороте П. следует после трав, пропашных растений; при
распашке степей его сеют или по пласту первым или помещают после бахчи и
пшеницы - вторым растением. Главное, что требуется для успешной культуры
П., это - светолюбивость и чистота почвы от сорной растительности.
Последнее требование находит себе объяснение в медленности прорастания
П., стебель которого в начале роста не держится прямо, а ложится на
землю и в таком положении легко заглушается. Вследствие сказанной
особенности П., обработка почвы под него и самый уход за растением
несколько разнится от обычных приемов, наиболее простых и несложных при
посеве П. на залежах, в силу чистоты таких земель от сорных трав. Здесь
его сеют прямо по пласту и заделывают бороной. Мягкие же земли
подвергают лишней, против обработки под остальные яровые растения,
вспашке и по прошествии нескольких дней после посева П., который
производится в первых числах, середине или конце мая и даже в начале
июня, как только семена дадут ростки, следует ломка посева и затем, в
случае появления сорной растительности, прибегают к усиленной частой и
безотлагательной полке. С другой стороны, П. для своего успешного
произрастания требует меньшего количества влаги, чем другие хлебные
растения, и в засушливые годы выручает хозяев, принося хороший урожай
зерна и доставляя много соломы, годной на корм животным. В полевой
культуре степей П. одно из растений, представляющее наиболее
вероятностей на удачу урожая. В большинстве случаев у нас П. сеется в
разброс; однако, возможно возделывание П. рядами (с расстоянием от 1/4
до 1/2 арш. и даже более); применение такого посева должно облегчить
борьбу с сорными травами, не говоря уже о меньшей трате семян (2 пд. на
дес. в первом, 1 пд. - при втором способе). Просяным полям вредят еще
головня (Ustilago destruens) и кукурузный мотылек (Воtis nubilalis).
Уборка П. падает главным образом на середину августа, снимается
обыкновенно косой; серпом убирают только высоко- и толстостебельные
сорта; снопы вяжутся и укладываются в крестце. К молотьбе по возможности
прибегают вскоре после жатвы. П., посеянное после бахчи, дает в среднем
14 - 18 четв., урожай его в хорошие годы поднимается до 25 четв. и
опускается реже других хлебов до 2 - 3 четв. В среднем нужно считать
около 50
- 60 пд. на дес.; в Зап. Европе нередко получается двойное
количество. В некоторых странах П. скашивают в цвету на сено, которое
считается хорошим кормом для лошадей; у нас его заменяет могар . К
сказанному о могаре (Panicum germanicum) следует добавить, что из семян