<< Пред.           стр. 832 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Родильницу привезли домой полумертвую, и положили на постель всю
 разряженную и в бриллиантах. Все это знаю я довольно темно. Отец мой
 никогда не говорил о странностях деда, а старые слуги давно перемерли"
 (изд. литер. фонда V, 148-9). Отец поэта, Сергей Львович (1771-1848),
 как и старший брат его, поэт Василий Львович (1770-1830). не имел по
 характеру ничего общего с дедом. Получив блестящее по тому времени
 образование, т. е. овладев не только французской прозаической речью, но
 и стихом, и поглотив все выдающееся во французской литературе XVII и
 XVIII веков, он на всю жизнь сохранил страсть к легким умственным
 занятиям и к проявлению остроумия и находчивости во всяких jeux de
 societe; за то также всю жизнь он оказывался неспособным к практическому
 делу. Он был в малолетстве записан в измайловский полк, потом при Павле
 переведен в гвардейский егерский, и очень тяготился несложными
 обязанностями гвардейского поручика. Женившись в ноябре 1796 г., он
 подал в отставку и стал пользоваться совершенной свободой, сперва в
 Петербурге, где 20 декабря 1797 г. родился у него первый ребенок - дочь
 Ольга (впоследствии Павлищева), а потом (с 1799 г.) в Москве и в
 подмосковном имении своей тещи, сельце Захаровке. Управление домом он
 всецело предоставил жене, а заведование имениями - управляющим и
 приказчикам, которые обкрадывали его и разоряли мужиков. Сергей Львович
 терпеть не мог деревни, если она не походила на подгородную дачу;
 проживая в собственных имениях (в иные, впрочем, он никогда и не
 заглядывал), он проводил все время у себя в кабинете за чтением. Дома
 вспыльчивый и раздражительный (когда обстоятельства принуждали его
 заняться детьми или хозяйством), он при гостях делался оживленным,
 веселым и внимательным. По выражению Анненкова, у него не было времени
 для собственных дел, так как он слишком усердно занимался чужими. Он до
 старости отличался пылким воображением и впечатлительностью, доходившей
 до смешного. Обыкновенно расточительный и небрежный в денежных делах, он
 временами становился мелочно расчетливым и даже жадным. Он был способен
 острить у смертного одра жены - зато иногда от пустяков разливался в
 слезах. Никому не мог он внушить страха, но за то никому не внушал и
 уважения; приятели любили его, а собственным детям, когда они подросли,
 он часто казался жалким и сам настойчиво требовал от них, чтобы они
 опекали его, как маленького ребенка. Его любимая поговорка: que la
 volonte du ciel soit faite вовсе не была выражением искренней веры и
 готовности подчиниться воле Провидения, а только фразой, которою он
 прикрывал свой эгоистический индифферентизм ко всему на свете. Мать П.,
 Надежда Осиповна Ганнибал (1775-1836), была на 4 года моложе мужа.
 Основателем ее фамилии был "арап Петра Великого", абиссинский князек,
 Абрам Петрович Ганнибал. Он умер в 1781 г. генерал-аншефом и
 александровским кавалером, оставив 7 человек детей и более 1400 душ. Это
 была "мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура", наклонная
 "к невообразимой, необдуманной решимости" (Анненков, "П. в
 Александровскую эпоху", стр. 5). Сыновья его унаследовали его
 вспыльчивость; крепостных людей, возбудивших их гнев и ими наказанных,
 "выносили на простынях". Двое из них, Иван и Петр (которого поэт посетил
 в его деревне в 1817 г.; см. изд. фонда, V, 22), достигли высоких чинов,
 но при этом Петр писал совсем безграмотно. Третий брат, родной дед
 поэта, Осип (он же и Януарий), женатый на дочери тамбовского воеводы
 Пушкина, Марье Алексеевне, женился, говорят, вторично, подделав
 свидетельство о смерти жены. Марья Алексеевна жаловалась государыне, и
 права ее были восстановлены. Она жила в с. Захарове, с своей дочерью
 Надеждой, под покровительством своего шурина и крестного отца дочери -
 Ивана Абрамовича Ганнибала, строителя Херсона и наваринского героя.
 Марья Алексеевна была добрая женщина и прекрасная хозяйка деревенского
 старорусского склада, но дочь свою она избаловала порядком; "что
 сообщило нраву молодой красивой креолки, как ее потом называли в свете,
 тот оттенок вспыльчивости, упорства и капризного властолюбия, который
 замечали в ней позднее и принимали за твердость характера" (Анненков).
 Мужа своего Надежда Осиповна настолько забрала в руки, что он до
 старости курил секретно от ее; к детям я прислуги бывала непомерно
 сурова и обладала способностью "дуться" на тех, кто возбудил ее
 неудовольствие, целыми месяцами и более (так, с сыном Александром она не
 разговаривала чуть не целый год). Хозяйством она занималась почти так же
 мало, как и муж, и подобно ему страстно любила свет и развлечения. Когда
 Пушкин переехали в Петербург, дом их "всегда был наизнанку: в одной
 комнате богатая старинная мебель, в другой пустые стены или соломенный
 стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословной
 неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во
 всем, начиная от денег до последнего стакана". Приблизительно такова же
 была их жизнь и в Москве, но там это не в такой степени бросалось в
 глаза: многие состоятельные дворянские семьи жили подобным образом П.
 отличались от других только большею, так сказать, литературностью; в
 этом отношении тон давал Сергей Львович, который и по собственной
 инициативе, и через брата Василия был в дружбе со многими литераторами и
 тогдашними умниками; в его доме даже камердинер сочинял стихи.
  В раннем детстве Александр П. не только не представлял ничего
 выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в
 отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру
 его, Ольгу, и младшего брата, Льва (1806 - 1852). Когда принимались
 слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке
 Марье Алексеевне Ганнибал (после замужества дочери она поселилась с П.)
 и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить.
 Бабушка была первой наставницей П. в русском языке; от ее же, вероятно,
 наслушался он рассказов о семейной старине. В ее сельце Захарове (или
 Захарьине), о котором П. долго сохранял приятные воспоминания, он слышал
 песни и видел хороводы и другие народные увеселения (Захарово
 принадлежало к приходу богатого села Вязёма, которое было когда-то
 собственностью Бориса Годунова и помнило о своем царственном владельце).
 Другой связью будущего поэта с народностью служила известная Арина
 Родионовна, когда то вынянчившая мать П., а теперь нянчившая всех ее
 детей - женщина честная, преданная и очень умная; она знала бесчисленное
 количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их
 своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим
 Беликовым (очень образованным человеком) П. имел случай говорит
 по-русски: отец, мать, тетки (Анна Львовна П. и Елизавета Львовна, по
 мужу Солнцева, тоже имели влияние в доме), почти все гости, а главное -
 гувернеры и гувернантки (большею частью плохие; об одном гувернере,
 Шеделе, известно, что любимым его занятием была игра в карты - с
 прислугой) объяснялись с детьми исключительно пофранцузски, так что и
 между собою дети приучились говорить на том же языке. П. вначале учился
 плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток
 испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских
 годах. Около 9 лет от роду П. пристрастился к чтению (разумеется,
 французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал
 чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из
 классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения.
 Преждевременная начитанность в произведениях эротических и сатирических,
 которыми была так богата французская литература XVII и ХVIII вв.,
 способствовала преждевременному развитию чувства и ума П., а
 литературные нравы дома и особая любовь, которую Сергей Львович питал к
 Мольеру
  - он читал его вслух для поучения детям - возбудили в мальчики охоту
 пытать свои силы в творчестве, опять таки главным образом на франц. яз.
 Между наиболее ранними его произведениями предание называет комедию
 "L'Escamoteur" - рабское подражание Мольеру - и шуточную поэму "La
 Tolyade" (сюжет: война между карликами и карлицами во времена
 Дагоберта), начатую по образцу многочисленных франц. пародий XVIII в. на
 высокий "штиль" героических поэм. Есть еще не совсем достоверное
 указание на целую тетрадку стихотворений, между которыми были и русские.
 Раннее развитие, по-видимому, не сблизило П. с родителями; его характер
 продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое
 сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что
 12-летний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к
 сестре и с удовольствием покинул родительский дом. П. думали отдать в
 Иезуитскую коллегию в Петербурге, где тогда воспитывались дети лучших
 фамилий, но 11 января 1811 г. было обнародовано о предстоящем открытии
 царско-сельского лицея и, благодаря настояниям и хлопотам А. И.
 Тургенева, а также дружеским связям Сергея Львовича П. с директором
 нового учебного заведения, В. Ф. Малиновским, П. решено было туда
 поместить. Готовясь к поступлению, П. жил, у дяди Василия Львовича и у
 него впервые встретился с представителями петербургского света и
 литературы. 12 авг. П., вместе с Дельвигом выдержал вступительный
 экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея.
 Преподавателями лицея были люди прекрасно подготовленные и большею
 частью способные. Программа была строго обдуманная и широкая; кроме
 общеобразовательных предметов, в нее входили и философские и
 общественноюридические науки. Число воспитанников было ограничено, и они
 были обставлены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не
 было; каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной
 свободой. В отчете о первом годе конференция лицея говорит, что ученикам
 "каждая истина предлагалась так, чтобы возбудить самодеятельность ума и
 жажду познания... а все пышное, высокопарное, школьное совершенно
 удаляемо было от их понятия и слуха"; но отчет, как говорит Анненков,
 больше выражает идеал, нежели действительность. Прекрасные
 преподаватели, отчасти вследствие плохой подготовки слушателей, отчасти
 по другим общественным и личным причинам, оказались ниже своей задачи -
 давали зубрить свои тетрадки (не исключая и Куницына); иные, как
 например любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих
 аристократических учеников и мирволили им в классах и на экзаменах. Даже
 самая свобода или, точные, безнадзорность приносила некоторый вред
 слишком юным "студентам", знакомя их с такими сторонами жизни, которые
 выгоднее узнавать позднее. К тому же, на третий год существования лицея
 скончался его первый директор, и почти два года (до назначения Е. А.
 Энгельгарта, в 1816 г.) настоящего главы в заведении не было;
 преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от того весьма
 существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей
 педагогической обстановкой, развивала в лицеистах чувство человеческого
 достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и
 приходилось окончившим курс приобретать своим трудом впоследствии, то
 лицею они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими
 гуманными, светлыми идеями. Вот почему они и относились с таким теплым
 чувством к своему учебному заведению и так долго и единодушно поминали
 19-е октября. Чтение римских прозаиков и поэтов было поставлено в лицее
 довольно серьезно: классическую мифологию, древности и литературу
 лицеисты, в том числе П., знали не хуже нынешних студентов. Способности
 П. быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все
 прочитанное прекрасно помнил; больше всего интересовался он франц. и
 русской словесностью и историей; он был одним из самых усердных
 сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов
 кружка лицейских новеллистов и поэтов (Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер
 и др.), которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и
 стихи. Учился П. далеко не усердно. Кайданов, преподававший географию и
 историю, аттестует его так: "при малом прилежании оказывает очень
 хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его
 дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего". Куницын,
 профессор логики и нравственных наук, пишет о нем: "весьма понятен,
 замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к
 таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его
 очень не велики, особенно по части логики". Из товарищей знавшие его
 впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его;
 большинство, замечавшее только его неумеренную живость, самолюбие,
 вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считало его себялюбивым и
 тщеславным; его прозвали (французом, преимущественно за прекрасное
 знание французского языка - но в 1811 и след. годах это был во всяком
 случае эпитет не похвальный. Раздражительность, принесенная П. еще из
 дому, получила здесь новую пищу вследствие такого отношения большинства
 товарищей; будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он,
 несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой
 находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем,
 вследствие чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости
 днем, П. часто проводил бессонные ночи в своем № 14 (здесь прожил он
 целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая
 способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей. В
 1814 г. Сергей Львович П. вновь поступил на службу в Варшаве по
 комиссариату (чиновником он оказался, конечно, крайне небрежным), а его
 15летний сын впервые выступил в печати с стихотворением:
 "Другу-стихотворцу" (4 июля, в 13 № "Вестника Европы"), за подписью:
 Александр Н. К. ш. п. Несмотря на подъем патриотического чувства,
 которое было естественным следствием событий 1812-1814 гг., первые
 поэтические опыты П. направлялись не в эту сторону, а являлись
 подражанием любовной и вакхической лирике и отчасти сатире французских и
 русских учеников и продолжателей Горация. Из французских поэтов П.
 больше всего подражал Парни, из русских - Батюшкову, Жуковскому, Василию
 П. Но и в этих "полудетских песнях на чужой голос" местами слышится
 будущий П., то в искренности чувства, то в оригинальности мыслей и
 ощущений, то в силе и смелости от дельных картин и стихов. В этих пробах
 пера нельзя не заметить и уменья усваивать от каждого образца лучшее и
 быстро отделываться от его недостатков: так, псевдоклассический арсенал
 собственных имен, очень богатый в наиболее ранних стихотворениях
 Пушкина, скоро уступает место умеренному употреблению утвердившихся
 формул; славянские выражения, в роде: пренесенный, взмущенны волны,
 расточил врагов, черный вран стрежет, быстро редеют и употребляются
 только в наименее задушевных его пьесах. В высшей степени поразителен
 факт, что одно из произведений 15-летнего лицеиста; который три года
 назад думал пофранцузски, сделалось почти народною песнью и начиная с
 20-х годов перепечатывалось на лубочных листах; это так наз. "Романс"
 ("Под вечер осенью ненастной"), от которого потом, по забывчивости,
 отказывался сам автор. В первых (1814 г.) стихотворениях поражает также
 раннее развитие чувственности ("К Наталье", "К молодой актрисе",
 "Красавице, которая нюхала табак"). То обстоятельство, что стихи
 15-летнего П. попали в печать, не могло очень сильно выдвинуть его между
 товарищами: редакторы того времени очень любили поощрять юные таланты,
 особенно из хороших фамилий, и первое стихотворение Дельвига напечатано
 было еще раньше.
  Но вот наступил день публичного экзамена 8 января 1815 года
 (переходного в старший класс), на который приехал Державин. Пушкину
 велели прочесть собственное стихотворение: "Воспоминания в Царском
 Селе", написанное (по совету Галича) в державинском и даже отчасти
 ломоносовском стиле (но местами с истинным чувством, сильно и красиво
 выраженным), во славу Екатерины, ее певца и ее победоносного внука.
 Державин был растроган, хотел обнять поэта (который убежал, вследствие
 юношеской конфузливости) и, говорят, признал в П. достойного себе
 наследника. Это стихотворение, за полной подписью автора, было
 напечатано в "Российсском Музеуме", который в том же году поместил и еще
 нисколько произведений П. С этого времени П. приобретает известность и
 за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными глазами и его
 самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на
 постоянное жительство. 16-ти-летний лицеист отдался поэзии, как
 призванию, тем более, что через отца и дядю он имел возможность
 познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями: к нему
 в лицей заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы
 (особенно сильно и благотворно было влияние Жуковского, с которым он
 быстро и близко сошелся летом 1815 г.; см. стих. "К Жуковскому").
 Профессора начинают смотреть на него как на будущую известность;
 товарищи распевают хором некоторые его пьесы в лицее же положенные на
 музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 г. П. уже
 сознает силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе,
 которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает о тихой жизни в
 деревне, при условии наслаждения творчеством, но чаще представляет себя
 эпикурейцем учеником Анакреона, питомцем нег и лени, поэтом
 сладострастия, и воспевает пирушки, которые, по-видимому, были гораздо
 роскошнее и многочисленнее в его воображении, чем в действительности. В
 это время в П. начинает вырабатываться способность истинного художника
 переселяться всецело в чуждое ему миросозерцание, и он переходит от
 субъективной лирики к объективной (см. стихотв. "Лицинию") и даже к
 эпосу ("Бова", "Казак"). Судя по отрывку его лицейских записок (изд.
 фонда, V, 2), написанное им в этом году представляет собою только малую
 часть задуманного или начатого: он обдумывает героическую поэму ("Игорь
 и Ольга"), начинает комедию и пишет повесть в роде
 фантастикотенденциозных повестей Вольтера, которого изучает весьма
 серьезно. Стих П. становится еще более изящным и легким; местами
 образность выражений доходит до небывалой в нашей новой словесности
 степени ("Мечтатель"); зато местами (особенно в похвальных,
 псевдоклассических стихотворениях, напр. "На возвращение государя из
 Парижа") даже свежая, оригинальная мысль поэта еще не умеет найти себе
 ясного выражения. В 1816 г. известность П. уже на столько велика, что
 стареющийся лирик Нелединский-Мелецкий, которому императрица Марья
 Федоровна поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны
 Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и заказывает
 пьесу П., который в час или два исполняет заказ вполне
 удовлетворительно. Известные светские поэты (кн. П. А. Вяземский, А. А.
 Шишков) шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный.
 Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его даровании
 (последний летом этого года жил в Царском, и П. был у него в доме своим
 человеком); с Жуковским, которого после смерти Державина считали первым
 поэтом, Пушкин уже сотрудничает ("Боже царя храни!"). Круг литературного
 образования П. значительно расширяется: он перечитывает старых поэтов,
 начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное суждение;
 он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских переводах).
 Анакреонтические мотивы Батюшкова начинают, в произведениях П., уступать
 место романтизму Жуковского. В наиболее задушевных стихотворениях П.,
 господствует элегическое настроение, которое в самом конце пьесы
 своеобразно заканчивается примиряющим аккордом (например "Послание к
 Горчакову"). Вообще последние строчки стихотворений П. уже теперь
 приобретают особую полноту мысли; рельефность и звучность. Крупный факт
 внутренней жизни поэта за это время - юношеская, поэтическая любовь к
 сестре товарища, К. П. Бакуниной, которая жила в Царском Селе летом и
 иногда посещала лицей зимою; самые тонкие оттенки этого идеального
 чувства, то пережитые, то вычитанные у других лириков (Парни и Вольтер
 по-прежнему остаются его любимцами). П. в состоянии выразить своим
 мягким и нежным стихом, которым он иногда позволяет себе играть, подобно
 трубадурам или мейстерзингерам (см. стихотворение "Певец"). Идеальная
 любовь П.; по-видимому, не мешала увлечениям иного рода; но и для них он
 умел находить изящное выражение, то в полународной форме романса -
 песенки в тоне Дмитриева и Нелединского ("К Наташе", горничной княжны
 Волконской), то с привнесением оригинальной идеи (напр, "К молодой
 вдове"). Умные мысли, искреннее чувство и изящные пластичные образы
 находим мы у П. даже в именинных поздравлениях товарищам и в альбомных

<< Пред.           стр. 832 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу