<< Пред. стр. 894 (из 1179) След. >>
еще более неопределенны, чем его философское учение, хотя и нельзясогласиться безусловно с обычным представлением, что С. не принадлежал
ни к какой партии. "Консервативно-монархическое настроение" делало его
врагом многих идей, все сильнее и сильнее проникавших в жизнь и
восторжествовавших в 1848 г. Крайнее недовольство его деятельностью в
среде огромной части прусского общества и даже судебного сословия, не
смотря на уважение к его ученому имени, было возбуждено, несомненно,
боевым, иногда реакционным характером его законопроектов. Он не
признавал ни равноправности национальностей, ни гражданского брака,
сводил к minimum'y число поводов к разводу, отвергал институт присяжных,
защищал смертную казнь и телесное наказание, стоял за введете кондуитных
списков чиновников и т. д. Не подлежит, однако, сомнению, что С. не был
врагом прогресса, но "умеренная постепенность" в его насаждены делала
все его мероприятия, направленные в эту сторону, совершенно
безжизненными, вопреки поставленной им же самим своему министерству
задаче: вместо мертвой кодификации, содействовать развитию права путем
живою законодательства. Основывая свой устав гражданского
судопроизводства на начале устности, он не решается допустить гласность
процесса. Противник конституции, он соглашается, в конце своего
управления, на проект короля о созвании соединенного сейма. В самой
подготовке проектов и их обсуждении С. является кабинетным ученым. Он
предпочитает коллегиальную выработку и обсуждение проектов, веря в
возможность соглашения партийных мнений на почве взаимных уступок и не
сознавая, что искалеченные, в силу этих уступок, законодательные идеалы
столь же дурно отражаются в жизни, как и радикальные мероприятия.
Встречая постоянно возражения на свои проекты, С. постоянно их
перерабатывает, замедляя их осуществление. Апологеты министерской
деятельности С. удивляются тому, что этот государственный человек, "к
ногам которого склонялся весь юридически мир, как только он брался за
перо, позволял нескольким практикам перечеркивать свои проекты, как бы
он был их ученик, а не учитель". Причина этого явления лежала в свойстве
философско-политических воззрений С. Несмотря на решительное несогласие
с коллегами, несмотря на недовольство короля медленностью его
мероприятий и прямой обход м-ства законодательства при обсуждении новых
законов, несмотря на новые течения, с которыми неизбежно приходилось
считаться, С. остается и после революции министром и удаляется лишь в
силу решимости короля подчиниться народному требованию "удалить
министров, сеющих недоверие между королем и народом". Место его занял
главный его противник, Борнеман. Сила С. - в его чисто научных работах,
отличающихся необыкновенной ясностью изложения, богатством материалов и
знаний, законченностью и полнотой частных выводов. Он с замечательным
искусством разбирается в противоречиях римских источников и мелочных
фактах и дает объединяющую их схему догматических воззрений, годных и
для современной жизни. С. не опирается ни на какую определенную
методологию, будучи чужд и крайностей априорной конструкции, и простой
интерпретации источников, хотя он и видит силу римских юристов в "счете
понятиями". Б понимании значения, которое имеют для догматики права
жизненные цели, С. стоит неизмеримо выше своих исследователей, хотя
многие из них превзошли его в искусстве конструирования. Перспективы
изучения римского права, дающие возможность решать текущие юридические
вопросы, не затрагивая связанных с ними политических страстей,
определенность почвы изучения, в виде законченного круга источников,
ясность и простота обобщений и систематики С. увлекли за ним массу
юристов. Книга С. о владении и его "Система современного римского права"
сделалась евангелием каждого романиста, в смысле определения задач
изучения гражданского права, хотя огромное множество его частных выводов
и толкований римских источников и пало под ударами позднейшей критики.
Указанный качества трудов С. - гораздо более результата его таланта, чем
положенных в их основание идей. Поэтому, попытки позднейших писателей
извлечь из трудов С. и определенную философию, и определенную
методологию привели только к массе противоречий, а затем и к падению
"исторической школы права" в ее чистом виде, не умалив, однако, заслуг и
славы ее основателя. Фигура С., как ученого, и до сих пор высоко
поднимается над рядами его последователей.
Литература. "Savigny", биогр. Landsberg'a в "Allgemeine Deutsche
Biographie" (XXX; там же перечень работ о С.); Rudorf, в "Zeitschr. fur
Rechtsgesch." (1863); Stinzing, в "Preuss. Jahrb." (IX); lhering, в
"Gresainmelte Aufsatze" (I); Jacob Grimm, "Verm. Schriften"; Stolzel,
"Brandenburg-Preussens Rechtsverwaltung und Rechtsverfassung" (II; здесь
подробный обзор министерской деятельности С.); Новгородцев,
"Историческая школа юристов" (М., 1896); Муромцев, "Образование права по
учениям нем. юриспруденции" (М., 1886); русск. перевод "Обязат. права"
С., Фукса и Мандро (М., 1876), где в предисловии подробная биография
Савиньи.
В. Нечаев.
Савонарола (Джироламо или Иероним Savonarola) - знаменитый
итальянский проповедник и общественный реформатор, родился в 1452 г.,
происходил из старинной падуанской фамилии. Дед его, Михаил С., был
известный врач. Отец С. готовил сына к медицинской карьере и старался
дать ему тщательное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано
сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая
религиозность. Италия в то время была охвачена гуманистическим
движением, одним из крупнейших центров, которого была Флоренция, где
гуманизм при Лоренцо отличался эпикурейско-языческим направлением.
Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали
С. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию
церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.
Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение
средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинатом)
привели С. к решимости поступить в монастырь. В 1475 г. он тайно бежал
из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома
написанную им книгу "О презрении к свету". В монастыре он вел суровую
жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю,
оставив себе только Библию, вооружался против монастырской роскоши и
посвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви. И в монастыре
сказались поэтические наклонности С.: он написал стихотворение "О
падении церкви", где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты,
учености, христианской любви, а главной причиной этому - порочность пап.
Настоятель монастыря поручил С. обучать новичков и возложил на него
обязанность проповедника. В 1482 г. его послали проповедовать в разные
города, между прочим в Феррару, откуда, в виду начавшейся войны с
Венецией, ему приказали отправиться по Флоренцию, в известный тогда
монастырь Сан-Марко. Здесь С., уже славившийся как ученый, был назначен
почетным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. С.
неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило его заняться
исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать, в небольшой
городок Сан-Джемитано, где пробыл два года, увлекая слушателей своими
речами. В 1486 г. С. явился в Брешии уже опытным и отважным
проповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию и
предвещавшим наказание Италии за ее грехи. В это же время С.
познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно
полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал С. из Генуи во
Флоренцию (1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.
Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди
Савонарола был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490 г.
С. произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью
высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что
скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он утверждал, что, подобно
ветхозаветным пророкам, передает лишь веление Божие, угрожал проклятием
тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность
нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений. В своих
вдохновенных проповедях С. часто смешивал свои мысли с текстами Св.
Писания, говоря в свое оправдание, что "слова эти недавно сошли с
небес". Влияние его, ставшее огромным, усилилось благодаря исполнению
некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию
французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией
сделали С. любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран
настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по
отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением
почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху. Известна речь Савонарола
против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали
надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под
влиянием проповеди С., несправедливо нажитое добро. "Грехи Италии",
говорил он, "силой делают меня пророком". Народ верил в его пророчества;
из его сочинений: "0б истине пророчества" и "Об откровениях" видно, что
он и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он властно
громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и
купцов, крестьян, солдат. "Рим - это Вавилон", говорил он. "Вместо
христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их
руках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще резче сделались угрозы С.,
когда, после смерти Лоренцо Медичи (1492), правителем Флоренции сделался
его сын, Петр Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа. Петр
Медичи запретил Савонароле говорить проповеди в течение поста; С.
принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.).
Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи: она
приказала своим телохранителям убить С. за то, что он назвал ее в церкви
дьяволом. Вернувшись во Флоренцию, С. занялся приведением в исполнение
своей мечты - нравственного и государственного преобразования Флоренции.
Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко. Он продал церковное
имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов
работой. Для успеха проповеди язычникам С. учредил кафедры греческого,
еврейского, турецкого и арабского яз. Александр VI пытался привлечь С.
на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции,
потом кардинальскую шапку; но С. не прекращал своих обвинений против
Рима и папы. В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию, и
в ноябре прибыл во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан, как изменник; во
главе посольства к французскому королю был поставлен С. В это тревожное
время С. сделался настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во
Флоренции были восстановлены республиканские учреждения. По своим
политическим взглядам С. был республиканец, но он думал, что республика
лишь тогда будет благом для Флоренции; когда граждане станут
нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и
политическую реформу. С. указывал на несправедливое распределение
налогов, нападал на богачей, говоря, что они "присваивают себе
заработную плату простонародья, все доходы и налоги", а бедняки умирают
с голода. Всякий излишек
- смертный грех, так как он есть достояние бедных. Вся работа
государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях
С. и совершалась по его программе. По предложению С. были установлены
Великий Совет и Совет восьмидесяти". 5 февраля 1495 г., по предложению
С., великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10%.
Заемщиков С. освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал
заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все
ростовщики и менялы, бравшие по 321/2%. Наконец, С. провозгласил
сеньором и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах
народа избранником Христа. Политическим преобразованием С. закончил лишь
часть своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию.
Уже в 1494 году заметна была сильная перемена: флорентийцы постились,
посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах, вместо
песен, раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных людей
удалились в мр С. Марко. С. назначал проповеди в часы, когда были
назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью
средневекового фанатика обрушивался С. на святотатцев, которым велел
вырезывать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными
штрафами; развратников он приказывал жечь живыми. В своем увлечении С.
прибегал к шпионству, которое страшно развилось во Флоренции после него.
На стороне С. были люди из простонародья, партия "белых", которых
называли "плаксами" (piagnoni). Против него были "беснующиеся"
(arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления,
и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях С. никого не щадил и
потому имел много врагов как светских, так и среди духовенства. Сначала
его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом придрались
к той проповеди, где С. говорил о гневе Божием, висящем над князьями и
прелатами. По приказанию папы С. должен был удалиться в Лукку, но его
прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу
отсрочить высылку С. Против С. не раз выставляли других проповедников;
не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава С. проникла даже за
пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на
турецкий, для султана). Между тем, Карл VIII, покинув Неаполь, решил
направиться через Флоренцию вместе с Петром Медичи, который хотел
восстановить свою власть. Город вооружился; во главе движения стал С.,
отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу карой
Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием С. союз с
Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы)
были ей возвращены. Интригам Петра Медичи против С. помогали герцог
Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано Дженнацано, потерявший
из-за С. репутацию лучшего проповедника. Враги С. восстановили против
него папу, который пригласил С. в Рим; но тот. под предлогом болезни,
отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым
папа поручил рассмотреть содержание проповедей С., не нашли в них
основания для обвинения С. в ереси, и папа опять предлагал ему сан
кардинала. После удаления французской армии для республики настали
тяжелые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были
истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана,
который осадил Ливорно. Сеньория умоляла С. успокоить народ. С. устроил
процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему
проповедь (28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа,
чудом; доверие флорентийцев к предсказаниям С. усилилось. Во главе
сеньории стоял преданный С. Франческо Валори; народная партия
торжествовала. Пользуясь этим, С. задумал нанести решительный удар
"беснующимся". Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в
знатные дома, с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по
городу, отбирали игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и
т. п.; потом все это предавалось торжественному сожжению на городской
площади. Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая
древность нашли в лице С. непримиримого врага; он даже доказывал вред
науки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось общество
разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить С. в праздник
Вознесения, но друзья спасли С. Потом "беснующиеся" произвели переполох
в церкви во время проповеди С., не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497
г. папа Александр VI, назвав учение С. "подозрительным", отлучил его от
церкви. С. протестовал; 19 июня появилось его "Послание против лживо
испрошенной буллы об отлучении", где он отказывался повиноваться
отлучению, "противному христианской любви и заповедям Господним", и
заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко
вселенскому собору. В это время С. выпустил в свет свое знаменитое соч.:
"Триумф Креста", в котором дана блестящая защита истины католического
вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви. В
последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное
богослужение и "сожжение анафемы". Тогда папа прислал бреве, где
требовал отправки С. в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал
интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с С. или
слушать его. Однако, сеньория долго не решалась тронуть С.; проповеди
его продолжались, он развивал мысль о необходимости созыва вселенского
собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось соч.
С.: "О правлении и законодательство города Флоренции". После второго
папского бреве сеньория запретила С. проповедовать; 18-го марта он
простился с народом. Он написал "Письмо к государям", в котором убеждал
их созвать вселенский собор для низвержения папы. "Письмо" было послано
сначала к французскому королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало в
руки папы. Флоренция взволновалась. Чтобы испытать справедливость учения
С., был назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка,
устроенная "беснующимися" и францисканцами. С. и монах францисканец
должны были пройти 7 апр. среди костров, но огненная проба не
состоялась. Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости.
На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; С.,
вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был
взят и заключен в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17
членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы С. и пытки велись
самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в
противоречия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, что
все его пророчества - ложь и обман. За время следствия, которое велось
около месяца, С. написал в тюрьме несколько сочинений: "Размышление о
псалме 51", где он нападал на папу и духовенство, "На Тебя, Господи,
уповаю" и "Руководство к христианской жизни". Последнее сочинение
написано С. за несколько часов до смерти, на переплете одной книги, по
просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая
1498 г., при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело его
сожжено. Учение С. оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь его
составлена служба. В 1875 г. С. поставлен памятник в Ферраре; статуя
его, как одного из предшественников реформации, входит в состав
известного вормского памятника. В оценке значения деятельности С. мнения
расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы,
видят в нем реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают,
что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался
строго католической почвы. См. A. G. Rudelbach, "Hieronymus Savonarola
und seine Zeit" (Гамб., 1835); F. К. Meier "Girolamo S." (Берk., 1836);
К. Hase, "Neue Propheten" (Лпц., 1851, 1860); F. Т. Реrren, "Jerome S.,
sa vie, ses predications, ses ecrits" (Пар., 1853); В. В. Madden, "The
life and martyrdom of Girolamo S." (Л., 1854); Pasquale Villari, "La
Storia di Girolamo S. e de'suoi tempi, con l'ajuto di nuovi documenti"
(Флоренция, 1859); С. Sickinger, "S., sein Leben und seine Zeit"
(Вюрцбург, 1877); К. Clarck, "S., his life and times" (Л., 1878);
Aquarone, "Vita di Fra Jeronimo S." (Алесс., 1857); A. Cappeli, "Fra
Girol. S." (Модена, 1869); M. Н. Петров, "Савонарола" (в "Очерках");
Осокин, "Савонарола и Флоренция" (Казань, 1865); А. К. Шеллер,
"Савонарола" (биографич. библиотека Павленкова, СПб., 1893).
П. Конский.
Саврасов (Алексей Кондратьевич, 1830-97) - пейзажист. Художественное
образование получил в московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Еще будучи мальчиком, исполнял акварели столь удачно, что торговцы
скупали их, как ходкий товар. Исполнив для вел. княг. Марии
Александровны несколько картин и рисунков, изображающих виды Петергофа и
Сергиевского, получил от акад. худож. в 1850 г. звание неклассн.
художника, из которого, в 1854 г., за "Вид в окрестностях Ораниенбаума",
был повышен в академики. С 1870х гг. вошел в известность у публики,
благодаря в особенности своей картине "Грачи прилетели" (в Третьяковской
гал., в М.). Живя и работая почти постоянно в Москве, в 1871 - 75 гг.
участвовал на выставках товарищества передвижных художественных выставок