<< Пред.           стр. 1155 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 1867), произведением довольно слабым, как слаб и радикализм его героя. К
 близко знакомой ей провинциальной жизни Э. вернулась в романе
 "Middlemarch" (1871; рус. пер. в "Отеч. Зап." и "Деле" 1872 и 1873 гг.;
 отд. СПб., 1873), очень растянутом, мало объединенном, но не лишенном
 ярких фигур; имя старого педанта м-ра Кэзобона сделалось нарицательным в
 английской литературе. Громадное впечатление произвел затем "Daniel
 Deronda" (1876; рус. перев. в "Деле", 1876, 1 - 12 и отд. СПб., 1876 и
 1902), не только отношением автора к еврейскому вопросу, но и новизной и
 оригинальностью идеи, предвосхищающей позднейшие стремления сионистов.
 Фанатик идеи Иудейского царства Мардохей и его выученик, еврейский
 народник Деронда, вызвали горячие симпатии одних, столь же горячие
 осуждения других. Для автора не было в этом ничего неожиданного. "Именно
 потому, что отношение христиан к евреям так бессмысленно и так
 противоречит духу нашей религии, я чувствовала потребность написать о
 евреях- - писала Э. Бичер-Стоу. Этой же потребности она отдала дань в
 публицистическом очерке "Современное hep! hep!" (рус. пер. в "Евр.
 Библиот.", т. VIII). В 1878 г. умер Льюис; это была тяжелая утрата для
 Э., при всей своей духовной силе и мужском складе ума всегда нуждавшейся
 в поддержке твердой мужской руки. Этим, быть может, объясняется тот
 неожиданный факт, что через год после смерти любимого человека
 шестидесятилетняя Э. вышла замуж за Кросса, ее давнишнего друга и
 поклонника, который был ее моложе на тридцать лет. Она была очень
 счастлива в этом браке, но прожила в нем всего полтора года. Кроме
 вышеуказанных повествовательных произведений ей принадлежат еще мало
 значительные стихотворные сборники "The Spanish gipsy" (1868), "Agatha"
 (1869) и "The legend of Jnhal" (1874), а также
 философско-публицистическая книга: "The impressions of Theophrastus
 Such" (1879). Э. была бесспорно в свое время - после смерти Диккенса и
 Теккерея - самым выдающимся представителем английского романа и остается
 величайшей английской писательницей. Она была свободной мыслительницей,
 в своем религиозном мировоззрении примыкавшей к Контовой "религии
 человечества"; ее жизнь была мужественным протестом против традиционных
 условностей. Но ее романы - не боевые апологии прав свободной любви;
 философия и психология оттесняют в них публицистику, и идеальные героини
 Э. менее всего похожи на сильную представительницу женской
 самостоятельности, каким являлась их создательница. Литературное
 движение половины прошлого века, известное под именем реализма, нашло в
 произведениях Э. одно из сильнейших выражений; тонкость индивидуальных
 характеристик и правдивость бытовых картин обеспечивают им почетное
 место в истории литературы. Ср. J. W. Cross (второй муж Э.), "G. Eliot's
 life, as related in her letters and journals" (1885), M. Blind, "Gr.
 Eliot" ("Eminent women Series"); O. Browning, "Gr. Eliot" (1892; том из
 "English Writers"); Herm. Conrad, "GL Eliot" (1887); Цебрикова,
 "Англичанки-романистки" ("От. Зап.", 1871, 8 - 9); Ткачев, "Люди
 будущего и герои мещанства" ("Дело", 1868, 4 - 5); Дружинин, "Новости
 английской литературы" ("Собр. Сочин.", т. V); M. Михайлов, "Д. Э."
 ("Совр.", 1859, 11); С. А, Д., "Джордж Э." ("Вестн. Европ.", 1884, 5 -
 6); С. Ковалевская, "Воспоминания о Дж. Э." ("Рус. Мысль", 1886, 6); Л.
 Давыдова, "Д. Э." (СПб., 1891). О стихотворениях Д. Э.: "Два мотива
 современной поэзии" ("Отеч. Зап.", 1876, 5).
  Эллинизм. - Со времени Дройзена этим термином в современной науке
 обозначают культурные и политические образования, развившиеся из
 смешения элементов греческих с восточными на почве сначала единого, а
 затем ряда однородных государств, объединенных единой культурой, единым
 правом, единой государственностью. Во всех этих образованиях эллинство
 преобладает, но различную окраску придает отдельным комплексам примесь
 разнообразных восточных элементов: обще-эллинское, выработанное
 соединенными силами отдельных эллинских племен и политий, окрашивается в
 разнообразные оттенки, соответственно примеси того или другого
 восточного элемента. Основанное Александром Великим на развалинах
 государства персидского греко-македонское государство, при организации
 которого Александром немалую роль сыграли персидские государственные и
 культурные элементы, распалось немедленно после его смерти на ряд
 частей, естественно выделившихся из огромного комплекса. Наиболее
 прочным из выделившихся государств был Египет, где утвердилась династия
 Птолемеев. Постепенно распадалось великое европейское и азиатское
 царство Лисимаха, из которого прежде всего прочно выделились Македония,
 где утвердилась династия Антигона, и Сирийско-малоазийское царство
 Селевка и Антиоха I. Из последнего в свою очередь выделились постепенно
 мелкие сравнительно государства Пергам, Вифиния, Понт, Армения,
 Каппадокия, Бактрия. Рядом с этими монархическими государствами
 существовал ряд свободных и полусвободных политий и союзов в собственной
 Греции и на островах, принимали культурный облик такие полудикие
 племена, как эпироты, под руководством местных династий, основывались на
 далеком западе сходный с восточными государства, напр. царство Герона в
 Сицилии. Все эти отдельные политические образования, не смотря на
 разнообразие географическое и этнографическое, не смотря на
 противоположность и постоянное столкновение политических интересов,
 выражающееся в ряде почти непрерывных войн, живут однородной культурной
 и политической жизнью, одними и тми же интересами и идеалами, и это
 единство и определяется термином Э. Главными центрами развития Э. были
 большие города - столицы отдельных государств, преимущественно
 Александрия в Египте и Антиохия в Сирии, с которыми соперничали
 малоазийский Пергам, островной Родос, сицилийские Сиракузы и другие
 менее крупные эллинистические города. Роль Александрии в Э. не раз и не
 без основания сравнивали с ролью Парижа в Европе XVIII и нач. XIX века.
 Поражает прежде всего почти полное однообразие внешнего вида
 эллинистических городов. Как показали раскопки в Александрии, Эфесе,
 Приене, Магнезии на Меандре и др. городах Э., везде мы имеем вполне
 благоустроенные в современном смысле города, с правильными, сравнительно
 широкими, мощеными улицами, с прекрасной канализацией, с каменными
 домами иногда в несколько этажей, с роскошными площадями, богатыми
 храмами и общественными зданиями, среди которых научный и
 образовательновоспитательные учреждения играют далеко не последнюю роль.
 Нередко колоссальные памятники - вроде алтаря Зевса в Пергаме -
 сосредоточивают на себе интерес властителей и городского населения и
 являются показателями той суммы художественных и культурных
 приобретений, до которых дошла жизнь той или другой местности. В главных
 центрах Э. живет литература, наука, искусство, возрастание их числа и их
 рост указывает на культурное развитие страны, о них почти исключительно
 говорит и предание. Их население может быть названо вполне эллинским,
 частью по составу, частью по укладу и внутреннему содержанию жизни.
 Большинство составляло, однако, не городское население, а сельское.
 Насколько в эту среду проникла эллинистическая культура - сказать
 нелегко. Археологическое исследование деревень Египта дает по большей
 части вещи времени римского; если, однако, судить по папирусам,
 сообщающим немало сведений об интимных подробностях жизни сельского
 населения, то придется признать, что культура вряд ли глубоко прошла в
 сельское население. Номенклатура эллинизируется, местный язык и письмо
 вытесняются греческим, но общий уклад жизни и нравов вряд ли меняется,
 вряд ли делаются шаги для поднятия сельского населения до уровня
 городского. И это в Египте, где рабское население сравнительно ничтожно
 и государственные земледельцы не находятся в положении крепостных. Иначе
 в Азии и Сирии, где, судя по некоторым данным, можно предположить именно
 закрепощенный субстрат населения, вынашивавший на своих плечах расцвет
 городской культуры. Все говорит за то, что селянин, житель комы
 (деревни), с трудом воспринимал Э. и эллинизовался только чисто внешним
 образом. Поступательное движение Э. состоит не столько в поднятии
 деревни до уровня города, сколько в вытеснении городом и городским
 строем сельских форм и уклада жизни. Не одна кома за три века эллинизма
 превращается в город там, где городской строй сознательно
 распространяется на счет деревни. - Разнородность состава населения в
 социальном отношении, идущая параллельно разнородности национальной
 (сельский субстрат, как и городское население, состоял из самых
 разнообразных национальностей; по отношению к первому особенно пеструю
 картину дает Малая Азия) естественно вызывала такую форму правления,
 которая носила бы в себе хотя бы внешнее единство и которая издавна была
 привычна для большинства населения, а именно монархию, в ее
 абсолютистической форме. К этой форме подготовлена была и греческая
 культурная часть населения, долгим развитием греческой политии и
 проникновением в нее ярких индивидуалистических течений, что шло рядом с
 определенным этически индивидуалистическим направлением греческой мысли.
 Задача, которую должны были выполнить новые государственные образования,
 основанные на монархическом начале, состояла в приспособлении этого
 начала к политическим привычкам и укладу как эллинского, так и местного
 населения. Необходимо было совместить уклад политии с укладом абсолютной
 монархии, дать городу-государству определенное место и роль в жизни
 эллинистических монархий. Разрешалась эта основная задача различно:
 город, как политическое целое, то совершенно устранялся из жизни
 государства и играл роль только в социальном, экономическом и культурном
 отношении, как то было в Египте, то играл роль административного
 самоуправляющегося деления, как в Сирии и Малой Азии, то служил центром,
 объединявшим около себя государство, как в Пергаме и Сиракузах, иногда
 наряду с монархией, иногда помимо ее (Родос). Были попытки совсем
 устранить монархический элемент и построить сильное государство на
 городе (греческие союзы, союз ликийских городов), но эти попытки плохо
 выдерживали борьбу с победоносным шествием монархизма (ср. Царь). Все
 это вело к появлению новых по комбинации частей государственных
 образований. Здесь сделалась возможной такая культурная экспансивность,
 какой не могли дать греческие города-государства. Формы эллинского быта,
 вместе с городами, возникавшими повсюду от Кирены до Инда и от Аравии до
 Галлии, проникали в страны другой культуры или лишь с зачатками культуры
 - а с этими формами шли и греческая литература, и греческое искусство, и
 греческая наука. Все эти части греческого культурного бытия теряли свой
 национальный характер, приспособляясь к новой жизни и новым условиям;
 вырастала культура вненациональная, мировая, космополитическая. Сирийцы,
 евреи, египтяне и др. начинают писать на греческом языке, пользоваться
 греческими методами исследования, развивать возникшие в Греции
 литературные формы; элементы греческой архитектуры, скульптуры, живописи
 сливаются с местными, причем, не смотря на всю оригинальность
 новообразований, в основе лежит все-таки греческий шаблон. В Бактрии и
 Египте, Босфоре и Сиракузах культурный человек того времени находил тот
 или иной, более или менее знакомый ему ответ на свои запросы.
 Эллинистическая наука, искусство и литература - понятия хотя и делимые
 до бесконечности, но все же в достаточной мере определенные не только
 хронологическими рамками. Пышно расцвела наука во всех почти центрах
 эллинистической жизни. Число ученых было чрезвычайно велико, количество
 книг и научных работ необозримо. Грудами накопляется научный и
 quasiнаучный материал, и в этом главная работа ученых. К услугам ученых
 имеется богатый материал, накопленный поколениями египетских и
 ассиро-вавилонских наблюдателей и регистраторов. Вместе с тем становится
 возможной в ряде наук (напр. в истории и географии) мировая точка
 зрения; сравнительный метод входит в общий обиход, (напр. в начатках
 этнографии), эмпиризму открывается широчайшее поле деятельности. В
 точных науках рядом с гениальными интуициями все прочнее ставится
 кропотливое научное исследование в области астрономии, механики,
 математики, медицины. Особое развитие приобретает применение научных
 открытий и научного метода к обыденной жизни в области техники.
 Остроумнейшие приборы и машины в значительной степени меняют жизненный
 уклад горожанина. Широкая фабрикация бумаги и пергамента дает книге
 такое распространение, какого она не могла иметь до того времени, а
 мировая торговля рассылает научные продукты по всем культурным центрам
 не одного только Средиземноморского бассейна. Наука, таким образом,
 становится ближе к жизни и вместе с тем все более и более
 дифференцируется и специализируется. Литература все больше и больше
 сближается с жизнью. Вся интеллигенция воспитывается на одних и тех же
 литературных образцах. Гомер лежит в основе, рядом с ним - трагики и
 лирики, приблизительно в том выборе, в каком они дошли до нас, философы
 - главным образом Платон и Аристотель, историки - Геродот, Фукидид,
 Ксенофонт. Сотни обрывков рукописей всех этих авторов, рядом с
 единичными экземплярами фрагментов других писателей, показывают, что
 совершенно определенно установился круг литературных произведений, на
 которых вырабатывался кругозор тогдашнего культурного горожанина. Не мал
 был и круг подражателей этих классических авторов, но они не возбуждали
 и сотой доли того интереса, который представляла литература нового
 направления. Основной чертой этой новой литературы была большая и более
 интимная близость с окружающей средой, прежде всего - с природой,
 правда, с сильно сентиментальным оттенком. Буколика и идиллия - создания
 этого времени, создания чисто городского человека, для которого деревня
 и природа покрыты розовой дымкой редко достигаемого развлечения. Лирика
 и религиозная, и политическая, и любовная теряет свои основные черты:
 крепче всех стоит лирика любви; с религией теперь играют и в лирике, и в
 эпосе, ища эффектов, странности, пикантности и сентиментальности.
 Политика сводится к меткой иногда эпиграмме, но чаще - к придворной
 лести. Обыденная жизнь проникает в литературу, врываясь туда не только
 через комедию, но и через полу лирические мимиямбы, и через прозаическую
 новеллу. Роман сближается с историей, история сближается с романом. В
 искусстве мы наблюдаем те же явления. Оно проникает всю жизнь человека.
 Как древние авторы в литературе, так копии знаменитых статуй, картин и
 даже зданий находятся постоянно перед глазами городских жителей.
 Создаваемое вновь составляет продолжение эволюции разных направлений
 греческого искусства. Наибольший успех имеет направление Праксителя в
 области идеальных фигур, с превращением его нежности и изящества в
 сентиментальность и расплывчатость. Рядом с этим шаблоном вырастает
 другой - шаблон реалистически сентиментальный, и в живописи, и в
 скульптуре: сцены из обыденной жизни, иллюзионистические пейзажи и
 стенные декорации дают намеки на действительность. Как рядом с учением
 эпикурейцевиндивидуалистов покоя уживаются киники
 индивидуалисты-искатели, аскеты и борцы, так рядом с сентиментальностью
 царит эффект, рядом с идиллией - грубая реалистичность. Пергамский
 алтарь и пьяная старуха рядом с головой Сераписа или Изиды и рельефом,
 изображающим корову и теленка таковы основные мотивы эллинистического
 творчества в области скульптуры и живописи. Область архитектуры нам
 менее известна, но и здесь можно уловить с одной стороны шаблон и
 синкретизм форм, с другой - страсть к эффекту, грандиозности и необычной
 комбинации обыденных мотивов. Продукты творчества очень быстро
 ассимилируются всем Э. Рядом с Пергамским алтарем изготовляются тысячи
 бронзовых статуэток; живопись переходит на стены даже беднейших домов;
 расписные от руки вазы заменяются фабричной штампованной посудой; статуи
 и статуэтки все более и более делаются декоративным средством, начиная
 от царских садов и дворцов и кончая перистилем обыкновенного дома. Такое
 движение культурной жизни тесно связано с изменением экономических
 устоев существования. Слияние Востока с эллинством в одной общей
 государственности открыло эллинской промышленности новые рынки внутри
 комплекса эллинистических государств, в местном населении, с одной
 стороны, и вне этого комплекса - в соседних странах Центральной Азии,
 Индии и даже Китая на востоке и Центральной Африки на юге. Усиление
 спроса вызвало усиленную торговую и промышленную деятельность, увеличило
 количество фабричных центров, способствовало росту городов. Усиленный
 обмен все более и более вытеснял домашние устои хозяйства, все более и
 более вводил взамен натурального хозяйства чисто денежное. Рядом с этим
 требование интенсивности в труде производителя и интеллигентности этого
 труда, под давлением конкуренции отдельных фабрик, городов и государств
 все более и более вытесняло рабов из производства, тем более, что
 рабский труд, с прекращением обильного подвоза, и с развитием спроса
 рабов все дорожал, а труд свободный, с ростом городского населения и
 увеличением количества городов, все дешевел. Рабство не исчезло, но
 переставало быть явлением, дающим тон жизни. Централизация власти в
 руках монарха выдвинула государство, как огромный фактор экономической
 жизни. Государству и монарху принадлежало наибольшее количество земли на
 государственной территории: завоевание, конфискация, наследие монархов
 восточных монархий делали государство крупнейшим земельным
 собственником. В руках его находилось производство наибольшей массы
 натуральных продуктов. Выгода государственной обработки этих продуктов
 бросалась в глаза, а боязнь конкуренции и неограниченность власти
 вызывали тенденцию к монополизации производства. Эта монополизация
 наблюдается в Птолемеевском Египте в широчайших размерах: только
 государственные фабрики производят растительные масла, выделывают
 бумагу, льняные полотна, пеньковые товары, стекло; только государство
 добывает натр и соль и продает их. Государственное производство
 пользуется трудом почти исключительно свободным, но все же
 принудительным: оно вызывает прикрепление людей к месту и делу и
 стесняет свободу передвижения. Оно же создает такой важный экономический
 фактор, как покровительственные пошлины, и даже такой экономический
 гнет, как принудительное потребление. Если в Египте монополия могла
 ослабить частную предприимчивость, то все же свести ее на нет она не
 могла. Тем менее могло это случиться в государствах городского строя,
 где частная инициатива и частная собственность были издревле главными
 лозунгами жизни. Все монополизировать было нельзя, и менее всего -
 художественную промышленность, которая более чем какая-либо другая
 работала на мировой рынок. Очень большое место занимает массовое
 производство в создании той обще-эллинистической физиономии, которую
 принимает мир после Александра Вел. Немалую роль сыграл экономический
 уклад и в создании социальных основ эллинистического бытия. Прежде всего
 он создал вне собственной Греции класс культурной буржуазии, которая
 давала тон и экономической, и политической жизни, поскольку из нее почти
 исключительно выходило чиновничество - это незнакомое политии
 образование. Из буржуазии и чиновничества выделилась придворная
 аристократия, тесно связанная с монархическим строем. Аристократия,
 чиновничество и в особенности войско, путем системы жалования земельных
 владений из царских земель, создают класс зажиточных и богатых земельных
 собственников, который становится между колоном - или иногда крепостным
 - и государством. Класс этих землевладельцев увеличивается путем покупки
 земли капиталистами как у городов, так и у царя. При этом верхи общества
 - и чиновники, и солдаты, и купцы, и промышленники - в высшей степени
 подвижны. В Египте в составе привилегированных классов мы видим и
 македонян, и греков, и фракийцев, и персов, и разнообразных мало азиатов
 и т. д. Подвижность и разнородность способствуют широкой
 интернационализации и космополитичности верхов общества. Смешение
 национальностей, широкий кругозор, знакомство с массой стран и народов,
 неминуемо должны были отразиться и на эволюции религиозного
 миросозерцания эллинистического общества. Египетский культ приобретает
 эллинскую окраску, эллинская религия и культы в Сирии и Мал. Азии
 проникаются тамошними религиозными идеями. Создаются зачатки того
 синкретизма, который с такой силой развивается в период верховенства
 Рима. Смешение восточного с эллинским создает и тот культ монарха,
 который сыграл такую роль в образовании идеи монарха Божьей милостью.
 Область эллинизма не ограничивается восточной частью бассейна
 Средиземного моря. Сицилия, галльская Массилия, некоторые испанские
 города являются проводниками Э. и на западе; не было недостатка и в

<< Пред.           стр. 1155 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу