<< Пред.           стр. 1158 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Correspondence of Th. Carlyle and R. Emerson" (1834 - 1872, доп. 1886
 г.).
  Эминеску (Михаил Eminescu, 1849 - 1889) - румынский писатель.
 Примкнув к труппе провинциальных актеров, он вместе с нею некоторое
 время странствовал по румынским землям, терпя страшную нужду; позже
 довершил свое образование, изучив классические языки и философию.
 Беспокойная жизнь, полная материальных лишений и нравственных
 потрясений, способствовала развитию наследственного, по-видимому,
 недуга, и уже в 1883 г. у Э. появились первые признаки душевной болезни.
 Помещенный в лечебницу сначала в Бухаресте, потом в Вене, он продолжал
 работать, но его произведения этого времени, печатавшиеся
 преимущественно в журнале "Fintina Blanduziei", отличались
 меланхолическим характером и обнаруживали возрастающее ослабевание
 умственных сил. Он умер в больнице для душевнобольных в Бухаресте. Ему
 принадлежат стихотворения, несколько новелл и ряд политических статей.
 Последние статьи, написанные им в качестве редактора журнала "Timpul",
 проникнуты консервативными идеями. Из его новелл на первом плане стоят
 "Fat frгmos din lacrima" и "Sarmanul nul Dionisie", представляющие
 соединение метафизических мечтаний с реалистическими описаниями;
 некоторые страницы достигают большой красоты и являются как бы исповедью
 автора. Своей известностью Э. обязан, главным образом, стихотворениям. В
 первых из них по времени Э. - большой патриот и свободен от
 пессимистических идей. Содержание стихотворений венского периода, когда
 Э. был уже болен, очень разнообразно: тут есть и песни любви, и элегии,
 и пьесы в народном духе. Особенно хороши его сатиры и сонеты, которые
 иными критиками признаются за самое лучшее из всего написанного на
 румынском языке. Издавали его произведения: Т. Maiorescu, "Poesii Iui М.
 Eminescu" (Бухарест, 1884; 4 изд., ib., 1892); Mortune, "Proza si versur
 Iui M. Emenescu" (Яссы, 1890); "Culegere de articole d'ale Iui Eminescu"
 (Бухарeст, 1891). О нем писали: Т. Maiorescu, "Critice" (1874); J.
 Gherea, "Studii critice" (1890, 1 т.); N. Patrascu, "Mihail Eminescu
 viata si operila Iui" (Бухарест, 1892); Ar. Densuєianu, "Mihail
 Eminescu" ("Revista critica literara").
  Ир. П.
  Эмир (арабск. - "вождь") - так первоначально у арабов назывались
 полководцы. После Магомета так стали называться мусульманские правители,
 претендовавшие одновременно на власть духовную и светскую. Халиф Омар
 первый принял титул Э. аль-муменин (или муминин), т. е. "вождь
 верующих". Позже первый министр халифата принял титул "вождя вождей", Э.
 аль-омра (или аль-омара), последний получил значение полновластного
 майордома. Помимо Омаядов и Аббассидов титул Э.- альмуменин носился еще
 Фатимидами, Омаядами Испании и Альмогадами. Альморавиды и Мериниды
 приняли другой титул - Э.-аль-муслемин (или аль-мослимин). В настоящее
 время вождь большого каравана паломников, ежегодно отправляющегося в
 Мекку, называется Э. аль-хаджи, т. е. предводитель паломников. С
 падением арабских халифатов титул Э. уступил место другим титулам (напр.
 султан, хан), но и теперь эмирами величают себя бухарский и афганский
 государи; в обоих последних случаях титул этот приравнивается титулу
 "князь" или "светлейший князь". Персы сократили "Э." в "мир" и
 образовали слово "мирза" - сын князя или принц.
  Эмпедокл из Агригента - яркий представитель сицилийской культуры V
 в., необычайно живой, пестрой, отзывчивой ко всем духовным движениям, ко
 всем литературным и философским течениям греческого мира. Величайшие
 поэты Греции - Симонид, Бакхилид, Эсхил, Пиндар - были дорогими,
 почетными гостями при дворе сицилийских тиранов. Лучшие художники Греции
 работали на них; ни в одной греческой стране не воздвигалось такого
 множества великолепных храмов, как наприм. в Агригенте или Селинунте.
 Нигде не знали большей роскоши, как в этих богатых, быстро расцветших
 городах, где, по выражению Э., граждане торопились насладиться, как
 будто им предстояло завтра умереть, и строили себе такие дома, как будто
 им предстояло жить вечно. С роскошью и утонченностью соединялась
 значительная литературная образованность и деятельная умственная жизнь,
 захватывавшая все более и более обширные круги и отражавшая различные
 влияния, шедшие с противоположных концов греческого мира. Литературное
 образование делается потребностью в высших кругах; к воспитанию
 предъявляются новые требования. С систематическим изучением словесности
 соединяется изучение искусства слова - риторики, которая зарождается
 впервые именно в Сицилии, и притом в двоякой форме - прикладного
 искусства судебного красноречия (впервые разработанного Тисием и
 Кораксом) и самостоятельного искусства изящного слова. Самые различные
 философские учения - ионийцев, пифагорейцев, элейцев - считались
 общеизвестными, как это показывает комедия Эпихарма, другого выдающегося
 представителя сицилийской культуры того времени. Рационалистическое
 просвещение делает быстрые успехи; спутницей риторики является
 софистика, с ее эклектизмом и скептицизмом. Горгий, ученик Э., был
 сицилиец; Протагор и Гиппий, две другие знаменитости софистики,
 гастролировали в Сицилии и пользовались там величайшим успехом, делая
 громадные сборы не только в больших греческих городах, но даже в
 маленьких сикелиотских местечках. Наряду с рационализмом и
 вольнодумством сильно сказывалось и мистическое течение, питавшееся
 таинствами Деметры, учением орфиков и пифагорейцев, умозрениями о
 загробной жизни и высшей природе человеческого духа. Политическая жизнь
 представлялась тревожной, изменчивой и подвижной. Общественный порядок
 был подточен политической и социальной борьбой, враждой между греками и
 сикелиотами, междоусобиями, постоянными заговорами. Тирания в Сицилии
 носила военный и консервативно-аристократический характер; войско
 состояло не из граждан, а из наемников; власть поддерживалась постоянным
 насилием, опираясь на наемное войско и богатую казну. Отсюда легкость
 государственных переворотов и отсутствие каких-либо политических
 традиций. В Агригенте и Сиракузах после низложения тиранов водворяется
 республиканский строй, но рознь между господствующими городами и
 подчиненными общинами, между греками и сикелиотами, между гражданами и
 наемниками и переселенцами не прекращается. Культура, не смотря на
 пышный расцвет, не имеет глубоких корней в отечественной почве. Э.
 соединяет все различные стороны этой колониальной культуры и в самом
 совмещении непримиримых противоположностей служит характерным продуктом
 своей страны. Он является зараз политическим деятелем демагогом,
 ритором, поэтом, врачем-философом, теософом и чудотворцем, притязающим
 на сверхчеловеческие знания и сверхчеловеческие почести. В его философии
 соединяются мистицизм и рационализм, умозрение элеатов, физиология
 италийских врачей с их попытками эмпиризма, гилозоизм ионийских
 философов и откровения пифагорейцев. Э. происходил из знатной семьи.
 По-видимому уже отец его Метон был противником тирании; таким является и
 сам Э., который, если верить позднейшим преданиям, не отступал перед
 крайними мерами против лиц, подозреваемых им в политическом заговоре.
 Когда после изгнания Фрасибула (466 г.) в Агригенте установился
 аристократический строй, Э. выступил вождем демократической партии,
 которой удалось восторжествовать после трехлетней борьбы. Однако, и ему
 пришлось поплатиться изгнанием за свою политическую роль; по-видимому,
 он и умер изгнанником в Пелопоннесе, хотя о смерти его существуют
 различные баснословные рассказы. Э. был поэтом и ритором; Аристотель
 признает его изобретателем риторики. В поэмах Э. можно видеть
 систематическое употребление многих риторических фигур и ухищрений,
 составляющих особенность Горгия (Diels, "Grorgius u. E.", в "Sitzungsb.
 d. Akd. d. Wiss. in Berlin", 1884). Далее, Э. был знаменитым врачом,
 которого признавали в древности одним из основателей италийской школы
 врачей. В медицине Э. находился отчасти под влиянием Алкмеона
 Кротонского, как по отдельным вопросам эмбриологии и физиологии, так и в
 общем взгляде на природу организма: по Алкмеону, здоровье зависит от
 "равноправия", т. е. равновесия и согласия изначального множества
 элементов, входящих в состав организма, тогда как болезнь вызывается
 "монархией" какого-либо одного из них. Однако, и в медицине Э. шел своим
 путем, имел последователей и оказал влияние на позднейшие медицинские
 теории. Судя по росказням, где он обращается в целителячудотворца, его
 врачебная слава была велика; по-видимому, и сам он об этом
 свидетельствует и во всяком случае высоко ценит свои медицинские
 познания, соединяя их со своим общим учением о природе. Как философ,
 стремившийся примирить различные философские и научный тенденции своего
 времени, он оставил по себе памятник в поэме "О природе"; как
 практический мистик и теософ, он выступает в другой поэме, "Очищения",
 по всей вероятности написанной после первой (Diels, "Die Gredichte d.
 Е.", "Ber. d. Berl. Akd.", 1898). Обе уцелели лишь в отрывках - всего
 450 стихов, которые были неоднократно изданы (последнее издание Дильса,
 "Fragmente d. Vorsokratiker", 1903). В "Очищениях" Э. описывает свое
 появление, как явление какого-то бессмертного божества; увенчанный
 повязками и венками из цветов, он шествует, окруженный последователями,
 и принимает поклонение, которое ему всюду воздается. Тысячи идут за ним,
 ища получить от него пользу: одни ждут оракула, другие - целительного
 слова от разнообразных недугов. "Однако, что мне об этом
 распространяться, будто я делаю нечто великое, - замечает он, - ведь я
 же выше этих людей, обреченных на множество гибелей". В общем, путь
 спасения, которому учит Э., есть пифагорейский. Он проповедует
 душепереселение; предписывает воздержание от мясной пищи и кровавых
 жертв, в которых видит убийство ближних; допускает только растительную
 пищу, за исключением бобов, запрещенных пифагорейскими правилами, хотя
 такое вегетарианство трудно обосновать его учением о душепереселении,
 так как он признает, что наша душа переселяется не только в тела
 животных, но и в тела растений: он помнит, что он сам был уже однажды
 "юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной". Он говорит о былом
 блаженстве золотого века, о превосходстве человеческой природы до
 грехопадения и о сверхчувственности божества, которое он, подобно
 Ксенофану, определяет как не имеющее человеческих органов и
 человеческого образа, как "священный и неизреченный дух" (134).
 Ритуально-очистительные таинства или средства Э. нам неизвестны. Что он
 принадлежал к пифагорейской секте - это явствует из вышесказанного, а
 также и из того преимущественного значения, какое имел в его проповеди
 Аполлон - главное божество пифагорейского очистительного культа. В
 Пифагоре он видел человека, обладавшего сверхъестественным знанием. От
 Алкидама, ученика Горгия, мы знаем, что Э. был учеником Парменида, также
 принадлежавшего к пифагорейскому союзу. Философское учение Э. не вполне
 согласуется с пифагорейской мистикой. Это заставило некоторых
 предполагать, что его две поэмы относятся к различным периодам его
 жизни: сначала он был религиозным учителем и гностиком, а затем сделался
 натуралистическим философом - или, наоборот, под конец жизни от
 натурфилософии обратился к мистике. Но строго логическая связь вообще
 отсутствует в эклектической системе Э., мистицизм, притом окружающий
 себя риторикой и несвободный от своего рода шарлатанства, сказывается в
 обеих поэмах. Во второй и, по всей вероятности, позднейшей поэме Э.,
 по-видимому, более останавливался на своем сверхъестественном могуществе
 и достоинстве; но уже в первой ("О природе") он обещает верному ученику
 научить его снадобьям против старости и болезней, средствам для
 укрощения ветров, дождя или засухи и даже для воскресения мертвых.
 Соединение медицины с философским умозрением сказывается прежде всего в
 том, что Э. не отвергает, подобно Пармениду, свидетельства чувств.
 Наоборот, он требует от ученика наблюдения каждого предмета посредством
 тех органов чувств, которым он доступен и насколько он им доступен; он
 признает, однако. человеческое знание немощным, потому что чувственные
 способности наши ограничены, мысль притупляется нуждою и заботами, а
 жизнь быстротечна. Люди верят лишь в то, на что они случайно натыкаются
 в своих блужданиях; каждый хвалится тем, что он нашел целое, между тем
 как оно недоступно зрению и слуху и даже непостижимо уму. Такое скромное
 начало, однако, вовсе не служит признаком скептицизма, являясь введением
 к смелому мистико-умозрительному построению, которое выдается или
 принимается за откровение свыше. В этом откровении, впрочем,
 впечатлительный Э. многим обязан своим предшественникам, в особенности
 Пармениду. Подобно ему, он признает началом всего полноту бытия, которую
 и он представляет себе в виде всеобъемлющего шарообразного тела;
 описывая ее подобно элейцам, он вместе с ними приписывает ей и
 физические, и духовные свойства, признавая ее божеством. Далее, Э.
 отрицает всякое происхождение или уничтожение истинно сущего, и притом в
 тех же выражениях, как и Парменид. Сущее тожественно себе и не может
 произойти из ничего или обратиться в ничто. Вне полноты нет ничего;
 пустое пространство безусловно не существует, а потому к полноте ничто
 не может прибавиться и ничто не может из ее исчезнуть. Эта полнота и
 есть божественный "Сферос". До сих пор согласие с Парменидом очевидно;
 но, в отличие от него, Э. признает реальное множество, движение и
 качественные различия вещей, о которых свидетельствуют наши чувства. У
 Парменида нет перехода от Единого Сущего к миру явлений; есть только это
 Единое Сущее, все прочее - ложь. Но откуда в истине могла возникнуть
 иллюзия или ложь? Сказать, что она есть заблуждение человека - значить
 признать существование человека, а с ним вместе и всего миpa
 ограниченных существ, возникших ранее человека и независимо от него.
 Чтобы объяснить этот мир, во множестве и движении его частей, из
 первоначального единства, надо признать его продуктом реальной силы,
 которая рождает его посредством деления, раздробления, расчленения
 первоначального единства. Э. называет эту силу Враждою. Но не все в мире
 объясняется ею одною: Гераклит и пифагорейцы разглядели в борьбе
 противоположностей внутреннее согласие, гармонию; это согласие, это
 внутреннее единство во множестве определяется у Э., как мировая сила
 Любви или Дружбы, соединяющей разрозненные стихии. У Парменида, путь,
 ведущий к единству, и путь ведущий к множеству, путь истины и путь лжи,
 суть два метода познания, два способа отношения человеческого ума к
 познаваемому. У Э. путь, ведущий к единству, и путь, ведущий к
 множеству, суть два мировых процесса. В отличие от физиков, признававших
 происхождение различных вещей из одной какой-либо стихии (путем
 сгущения, или разрежения, или качественного изменения), Э. признает
 четыре основных стихии, 4 "корня" существующего - огонь, воздух, воду и
 землю. Это - вечные и постоянные элементы всего существующего,
 качественно и количественно неизменные. Из них состоят все существа без
 исключения; самые "боги долговечные" состоят из них точно так же, как
 растения и животные. Все создается путем соединения, сложения частиц
 этих стихий и разрушается посредством их разъединения или разложения.
 Происхождения и уничтожения нет и быть не может: есть лишь сложение и
 разложение от века существующих элементов. Подобно тому, как художник,
 смешивая в различных пропорциях очень небольшое количество основных
 красок, достигает бесконечного разнообразия цветов, посредством которых
 он изображает вселенную, так и вселенная состоит из четырех основных
 элементарных тел, которые вступают между собою в бесконечное множество
 разнообразных соединений - воззрение, в котором хотели видеть
 предчувствие современного химического учения об элементах, хотя Э.
 смешивает простые тела с состояниями тел (жидкое, твердое,
 газообразное). При этом Э. остается на почве античного гилозоизма,
 признавая свои стихии живыми или чувствующими. Он видит в них не только
 первичные предметы чувственного восприятия (primum sensibile), но и
 первичные чувствующие начала (primum sentiens), живые части, органы или
 члены божества, божественного тела. Э. называет их также богами - Зевс
 (эфир, aiJhr dioV), Гера (земля), Аидоней (огонь) и Нэстис (вода).
 Стихии служат живым материалом всего существующего: "из них все, что
 есть, слагается в стройный порядок; ими же думает все и чувствует
 радость и скорби"; "землю землею мы зрим, а воду мы видим водою;
 воздухом воздух небес, огнем беспощадный огонь; видим любовью любовь,
 вражду же - враждой ненавистной". Человек воспринимает чувственный вещи
 лишь постольку, поскольку он состоит из стихий; на этом основывается вся
 Эмпедоклова анатомия и физиология органов чувств, которая, с ее
 причудливыми подробностями, излагается Феофрастом в трактате "Об
 ощущениях", Человек познает или воспринимает "подобное подобным":
 например, глаз заключает в себе воду, огонь, воздух и землю, причем
 огонь заключен, как в фонаре, в тонкой капсуле, ограждающей его от
 окружающей воды. Все вещи находятся в непрерывном движении под влиянием
 противоположных сил Любви и Вражды; все испускают из себя волны тонких
 истечений, которые проникают в "поры" наших чувств и производят в нас
 различный восприятия, смотря по тому, в какие органы они могут
 проникнуть по степени тонкости своих частиц и их соответствию тем или
 другим порам наших чувств. Это учение об истечениях и порах живых тел и
 вещества вообще, плохо вязавшееся с безусловным отрицанием пустоты,
 было, очевидно, заимствовано Э. извне, от физиков, в системе в которых
 оно являлось более естественным - от Левкиппа, отца атомистики, быть
 может от пифагорейцев или от Алкмеона (для органов чувств). Как бы то ни
 было, стихии наделяются жизнью и чувственностью, мало того - мыслью и
 разумностью, которая и в человеке объясняется совершенно так же, как
 чувственное восприятие - из действия четырех стихий, "ими же думаем мы":
 в нашей крови находится самое полное и совершенное соединение или
 смешение элементов, и эта кровь, окружающая наше сердце и питающая его,
 есть человеческое мышление, причем все различие человеческих
 способностей обусловливается качественными различиями в нашем составе
 (ср. Tbeophr., "De Sensu", 11). С этой точки зрения представляется
 вполне естественным, что Любовь и Вражда превращаются в весомые и
 протяженный начала: раз четыре стихии наделяются психическими
 свойствами, было последовательно наделить Любовь и Вражду телесностью,
 которую и Парменид считал признаком, необходимым атрибутом "Сущего".
 Впрочем, говоря о Любви и Вражде, Э. не останавливается на этой
 особенности, видя в них прежде всего две противоположные силы,
 обусловливающие образование и разрушение вещей: Вражда, разрушая
 единство, служит созиданию множества, а Любовь, уничтожая множество,
 служит образованию единства. Происхождение мира объясняется совместным
 действием обеих этих сил, каждая из которых роковым образом, по очереди,
 в силу "вечной клятвы", получает преобладание, вытесняя другую в ритме
 мирового процесса. При неограниченном господстве Любви мира не
 существует, потому что все находится в слитном состоянии в неподвижном
 покое Сфероса; не может быть мира и при господстве Вражды, которая "по
 исполнении времен" вырастает между членами Сфероса и по очереди
 потрясает и разделяет их, не допуская никакого конкретного образования.
 Мир возникает лишь при совместном действии Любви и Вражды, причем, как
 свидетельствует Аристотель, Э. описывает лишь одну космогонию, т. е.
 происхождение мира из Сфероса, хотя, по его мнению, можно было бы и для
 всего мира, как и для каждой отдельной вещи, допустить двойное
 происхождение - из царства Любви и из царства Вражды. В своей космогонии
 Э. показывает, каким образом, при действии Вражды, отдельные стихии
 обособляются, выделяются из Сфероса и затем вновь соединяются действием
 Любви. Прежде всего в Сферосе отделяется легкое от тяжелого: первое
 устремляется вверх, вследствие чего равновесие Сфероса нарушается и
 масса его приходит во вращательное движение, которое прогрессивно
 ускоряется. Первым выделяется эфир, затеи огонь, потом земля, из которой
 давлением вихря была выжата вода (Act. II, 6, 3). Но в мировом процессе
 Вражда постоянно уравновешивается Любовью. Выделившись из первоначальной
 смеси, эфир окружает ее и в верхней части своей отвердевает в
 хрустальную твердь; огонь, явившийся затем, тоже устремляется вверх, но,
 будучи остановлен твердью, собирается и движется под нею: это и есть
 причина вращения неба, которое вызвано преобладанием огня в одном из
 полушарий: это светлое полушарие составляет день, тогда как другое, в

<< Пред.           стр. 1158 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу