<< Пред.           стр. 136 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 всякой искусственности и риторических прикрас, и потому понятно. как
 успокоительно они должны были действовать на лучшие и благороднейшие умы
 в мрачный период средних веков. То обстоятельство, что в своем
 "утешении" Б. не приводит ни одной мысли из Библии, не ставит в пример
 истинной твердости ни Иисуса Христа, ни кого бы то ни было из
 христианских мучеников, заставило многих сомневаться в том, что
 приписываемые Б. христианскотеологические сочинения (напечатаны в
 издании "Consolatio" Пейнера, Лейпц., 1871) действительно принадлежали
 ему (см. в особенности Нич, "Das System des В. und die ihm
 zugeschriebenen theologischen Schriften"), хотя найденные недавно
 отрывки из Кассиодора подтвердили их подлинность. "Consolatio
 philosophiae" перепечатывалась много раз. Кроме самого древнего издания
 (Нюренб., 1473), существуют издания Bepтиyca (Лейд., 1622), Пультуса
 (Падуя, 1721и 1744), Гельфрехта (Гоф., 1797), Фрейтага (Рига, 1794, с
 примечаниями и немецким переводом), Оббариуса (Иена, 1845) и упомянутое
 уже издание Пейпера (1871). Кроме того, имеются англо-саксонский
 перевод, приписываемый Альфреду В. (лучшее изд. Фома, Лонд., 1864) и
 перевод на древ. верхненемецк. наречие начала XI ст. (изд. Граффом,
 Берл., 1833 и Гаттемером в "Denkmаler des Mittelalters", т. 3). Из
 новейших немецк. переводов надо упомянуть, кроме Фрейтага, переводы
 Вортберга(Грейфсв., 1826) и Вейнгэртнера (Лейпц., 1827), русск. пер.
 иеромон. Феофилакта: "Утешение философское"(Спб., 1794). Собрания
 сочинений Боэтия появились в Венеции 1491 - 92, 2 т.; Базеле 1546 - 47,
 1570; наконец, в "Patrologia" Минье, т. 63 - 64 (Париж, 1847). См.
 Bergstedt; "De vita et scriptis Boethii"(Упсала 1842); Sutterer, "B. der
 lezte Romer" (Эйхштедт 1862); Baur, "В. u. Dante"(Лейпц. 1873); Usener,
 "Anecdoton Holderi"(там же 1877).
  Бояре. - Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаем
 свидетельство о существовании особого правительственного класса или
 круга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудниками
 князя. Эти люди наз. боярами, а иногда дружиной князя и составляли его
 обычный совет, с которым он думает об устроении земли. Вместе с
 княжескою властью, имеющею государственный характер, является и
 специальный военный класс - княжеская дружина, княжеские мужи. Это был
 класс населения более близкий к князю, что доказывается и большею,
 положенною в Русской Правде за убийство княжа-мужа, т.е. дружинника,
 вирою. Такое положение дружинника было и источником его богатства и
 дружинники были вообще богаче остального населения за исключением
 немногих особенно богатых гостей. Дружина в свою очередь делилась на
 старшую и младшую, которые имели и свои подразделения. Старшая была
 близка к князю, но из этой старшей дружины выделялось нисколько человек,
 особенно важных, близких к князю. Старшая дружина известна под именем
 бояр. Общим названием их первоначально было огнищане, впоследствии за
 ними утвердилось название княжих мужей и наконец просто бояр. Слово
 боярин обозначало вообще влиятельного в земле человека, нарочитого мужа;
 лучшего в том смысле, как это слово употребляет летопись, говоря о
 древлянских послах к кн. Ольге:"лучшие мужи (их выбрано было 20), иже
 держаху Деревскую землю". Боярином был не только старший дружинник, но,
 вероятно, и богатый человек, преимущественно землевладелец, крупный
 хозяин. Между боярами была разница, по лишь бытовая, сходная с делением
 людей вообще на лучших, средних и худших. В летописях иные бояре
 называются лепшими, великими и т.п.; иных бояр летопись презрительно
 называет боярцами, хотя здесь презрение может относиться не к их
 положению, а к их поступкам. Могли быть бояре и подчиненные один
 другому; так, в Патерике печерском рассказывается, что Шимон Африканович
 отправил своего боярина Василия, и видно, что этот боярин был лицом
 подчиненным Шимону, а следовательно и низшим, чем он. Происхождение лиц,
 составлявших княжескую дружину, не имело существенного значения; более
 важны были личные качества. В понятиях народа, даже в позднейшие
 времена, когда сословный строй более окреп в Русском государстве, мыслим
 был дружинник и попович, и гостинный сын; известны примеры бояр и
 поповых внуков и от племени смердья. Могли быть в дружине и чужеземцы,
 даже из такого народа, с которым Русь была всегда в войне, например
 печенеги: печенежин Илдея был на службе у князя Ярополка и в великой
 чести. Князь хлопотал лишь о числе подходящих ему дружинников, так как
 силою дружины всегда и везде определялось значение, "честь" государей.
 Но в X - XII в. княжеская дружина главным образом все же должна была
 набираться из детей самих дружинников. Сын заслуженного дружинника
 заранее располагал в свою пользу князя, который мог дать ему место в
 своей дружине по отечеству, т.е. сообразно с значением отца. Пожалование
 по отечеству, как известная формула, проходит через всю древнюю историю.
 Предполагалось, что сын достоин своего отца.
  Из лучших людей среди жителей каждой земли и из высших членов
 княжеского двора дружинников и образовывался класс бояр. Лучшие люди
 наз. земскими боярами в противоположность боярам княжеским, княжим
 мужам. Лучших людей летопись иногда наз. "старейшины градские"
 или"людские". При Владимире св. "старцами" или "старейшинами" наз.
 лучшие земские люди(бояре), так как летописец словом "старцы" переводить
 латинский термин - "senatores"; иногда летописец означает словом
 "старцы" всех членов княжеской думы (т.е. бояр, по преимуществу). Можно
 утверждать, что восточные славяне издревле имели среди себя такой же
 класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu,
 seniores, кметы и др. терминами. Этот класс везде образуется из людей
 высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его и наз.
 старейшинами), по власти в своем обществе (члены его "держать землю"), и
 наконец по высшей экономической состоятельности (термин "лучшие люди" в
 последующей истории означает людей более богатых).
  Пока новое правительство, князь с дружиной, не укрепилось и нуждалось
 в помощи городской знати (старейшин, княжих мужей), из которой оно само
 вышло, обе общественные силы стояли очень близко друг к другу. Весь Х в.
 они действуют дружно и очень похожи одна на другую, вместе воюют и
 торгуют, вместе обсуждают в думе князя важнейшие вопросы
 законодательства. Но потом обе эти силы, столь родственные по
 происхождению, расходятся все больше и больше. Это взаимное удаление
 обнаруживается с половины XI в. при детях Ярослава; оно было
 подготовлено разными обстоятельствами. Княжеское правительство
 устраивалось и укрепившись в административном и военном отношении, стало
 меньше нуждаться в содействии городового управления и городовых полков.
 Княжение Владимира, когда городские старейшины так часто появлялись в
 княжеском дворце рядом с боярами, было временем самой напряженной борьбы
 с степью. Тогда киевское правительство всюду усиленно искало ратных
 людей. Но страшное поражение, нанесенное Ярославом печенегам в 1036 г.
 под стенами Киева, на некоторое время развязало руки правительству с
 этой стороны. В то же время стало заметно расширяться политическое и
 экономическое расстояние между княжеской дружиной и городской
 аристократией. Служебные преимущества все более и более сообщали первой
 значение дворянства, низводя последних в положение простых мещан.
 Торговые успехи распространили в стране значительный оборотный капитал,
 подняли денежные доходы правительственного класса насчет дохода натурой
 и ослабили его непосредственное участие в торговых операциях городов.
 Появление у бояр привилегированной земельной собственности, признаки
 которой становятся заметны с XI в., еще более удалило этот класс от
 городского общества, владевшего торговым капиталом. Благодаря разным
 преимуществам, служебным, личным и хозяйственным, принадлежавшим не всем
 членам дружины в одинаковой мере, слово боярин с течением времени
 перестало быть синонимом княжа мужа и получило различные специальные
 значения в разных сферах жизни. Получив более тесное значение при княжем
 дворе, звание боярина расширилось вне правительственной сферы: на языке
 частных гражданских отношений боярами независимо от придворной иерархии
 назывались все служилые привилегированные землевладельцы и рабовладельцы
 по тесной связи тогдашнего землевладения с рабовладением. Таким является
 боярин в Русской Правде и с таким же значением проходит это слово по
 памятникам нашего права до самого XVIII века. Рабовладение было
 юридической и экономической основой боярской вотчины. Частное
 привилегированное землевладение в древней Руси развилось из
 рабовладения. Вотчина частного владельца юридически и экономически
 зарождалась из того, что рабовладелец сажал на землю для ее
 хозяйственной эксплуатации своих холопов; земля прикреплялась к лицу,
 становилась его собственностью посредством того, что к ней прикреплялись
 люди, лично ему крепкие, составляющие его собственность; холоп
 становился юридическим проводником права владения на землю и
 экономическим орудием хозяйственной эксплуатации последней. На языке
 древнерусского гражданского права боярин от времен Русской Правды и
 вплоть до указов Петра Великого значил не то, что при дворе
 древнерусского князя и московского князя: здесь он был высшим служилым
 чином, получив специальное значение советника, постоянного княжого
 "думца" или "думника", а там служилым привилегированным землевладельцем
 и рабовладельцем. Холоп назывался боярским, село боярским селом, работа
 на пашне землевладельца боярским делом, боярщиной, независимо от того,
 носил ли землевладелец при дворе звание боярина или нет.
  Высший правительственный класс в княжестве удельного времени
 обозначается в княжеских грамотах XIV и XV в. Названием бояр введенных и
 путных или путников. Бояре введенные были управителями отдельных
 ведомств дворцовой администрации или дворцового хозяйства, дворецкий,
 казначей, сокольничий, стольник, чашник и пр. Путными назывались все
 дворцовые чиновники, высшие и низшие, получавшие за службу дворцовые
 земли и доходы в путь или в кормление. Боярин введенный был вместе и
 путным, потому что обыкновенно пользовался таким жалованьем; но как
 большой боярин, он возвышался над простыми путниками, которые не были
 главными управителями отдельных ведомств дворцового хозяйства. Князь,
 назначая бояр главными распорядителями своего дворцового хозяйства,
 поручая им своих домовых слуг в свои домашние дела, как бы вводил этих
 бояр в свой дворец, так что они считались как бы живущими во дворце. В
 таких случаях звание: "введенный боярин" соответствовало по значению
 позднейшему званию бояр комнатных или ближних.
  Итак из двух элементов - дружинного (служилого) и земского
 составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники, осевшись,
 сделались местными землевладельцами, а земские бояре чрез дворцовые
 службы перешли в класс княжих мужей. Княжие дворы, продолжая
 существовать, приготовляли новые служилые элементы, постепенно
 вливавшиеся опять в земское боярство. Слово: "дворяне" (в замен
 "дружина" или "грид") появляется уже в XII в.: "Горожане же Боголюбстии
 и дворяне разграбили дом княж" (Ипат. лет. 1175). Но у нас не
 установилось немецкого различия Dienst-Adel и просто Adel. Боярство
 древней Руси не имело ни сословной корпоративности, ни сословных
 привилегий. Образованию корпоративности мешал земский характер древних
 русских государств. Каждая община (город, волость и даже село) имели
 своих бояр (равно как средних и меньших людей). Главным образом земское
 распределение классов препятствовало образованию корпоративности. Этому
 не противоречило то, что боярами собственно (т.е. такими, достоинство
 которых было признаваемо в целом тогдашнем государстве - земле) были
 лишь бояре старшего города. Сословное значение бояр определяется
 значением общины; все же население старшей общины признается боярским
 (высшим) в отношении к населению младших городов, хотя эти последние
 имеют своих бояр. Образованию сословной корпоративности препятствовали
 также и способы вступления в класс бояр, практиковавшиеся тогда.
 Боярином становился тот, кто занимал высшее место на службе (княжеской
 или земской) и приобретал более или менее богатое имущество. Личные
 качества (при возвышении в обществе) преобладали в древних славянских
 обществах над рождением и наследственностью. Рождение влияло на усвоение
 боярства лишь фактически, т.е. сыну боярина было легче достигнуть
 боярства. От этого фамильных прозваний древняя Русь не знала; летопись
 сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр.
  При отсутствии корпоративности, класс бояр не мог пользоваться какими
 либо привилегиями (исключительными правами). В сфере личных прав, хотя
 огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойною вирою при убийстве (Рус.
 Пр. Ак. 18, 21, Кар. 1 и 3) и двойною продажею "за муку", но это
 относятся только к княжим мужам и объясняется их личными отношениями к
 князю, причем князь взыскивает, под общим названием виры, не только
 уголовный штраф, но и частное вознаграждение. В сфере прав имущественных
 памятники приписывают боярам право владения селами (земельными
 имуществами), как бы принадлежащее им по преимуществу. Во всяком случай
 фактически землевладение принадлежало боярам более, чем лицам прочих
 классов. В сфере прав наследования боярам приписывают привилегии
 передавать наследство дочерям, при неимении сыновей; но такое право
 простирается не только на бояр, но и на всех свободных "людей", кроме
 смердов.
  При Петре В. начинается образование из прежних служилых и тяглых
 классов нескольких сословий или состояний. При первоначальном
 образовании дворянского сословия Петром, оно получило наименование
 царедворцев, потом шляхетства, по примеру Польши и Литвы. Наименовать
 его дворянством в то время нельзя было потому, что в Московском
 государстве дворянами именовался низший чин служилых людей и такое
 название для боярина было оскорблением. Прежние московские чины были
 отменены Петром указами 1695 - 1703 г., но имевшие донашивали их в
 первой четверти XVIII в. Положительной мерой к образованию шляхетства,
 заменившего боярство, нужно считать указ о единонаследии 1714 г.,
 которым поместья присвоены шляхетству на праве собственности, т.е.
 положено основание 1-ой и важнейшей привилегии дворян - владеть
 населенными имуществами не зависимо от службы. Вторым актом образования
 дворянского сословия был манифест Петра III 18 февр. 1762 об
 освобождении дворян от обязательной службы, после чего все, чем они
 вознаграждались за службу, обратилось в их привилегии. Окончательная
 организация сословий дана жалованною грамотою Екатерины II 1785 г.,
 содержание которой основано на петициях самих дворян, заявленных ими при
 воцарении имп. Анны и в законодательных комиссиях Елисаветинской и
 Екатерининской.
 
  Ср. Ал. И. Маркевич, "История Местничества в Московском государстве в
 XV - XVIIвв." (Одесса, 1888); В. Ключевский, "Боярская дума древней
 Руси" (Москва, 1888).
  Д. Б.
  Боярская дума. - Наименование: "боярская дума" не встречается в
 древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных
 терминов ("бояре думающие"). Боярскою думою назывался постоянный совет
 лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие
 земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе
 земли. Советы старейших были и в пригородах, во они пользовалась не
 политическою, но лишь судебною и административною властью. Совокупность
 лиц, составлявших совет, называется нередко в летописях дружиною (по
 отношению к князю). При киевском князе в конце Х в. встречаем
 правительственный класс или круг людей, которые служат ближайшими
 правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. то боярами, то
 дружиной князя и составляют его обычный совет, с которым он думает о
 разных делах, об устроении земли. Владимир Мономах поучает детей каждый
 день ходить утром в церковь, затем "седше думати с дружиною, или люди
 оправливати" (судить). Эта боярская или дружинная дума была обычным,
 постоянным советом князя по делам военного и земского управления. Со
 времени принятия христианства подле князя являются новые советники,
 епископы. Рядом с боярами и епископами в составе думы Владимира
 замечается еще третий элемент. Он появляется в рассказе начальной
 летописи раньше принятия христианства князем. Когда возникал вопрос,
 выходивший из ряда обычных дел княжеского управления, советниками князя
 вместе с боярами являлись еще старцы градские. Так, в 987 г, Владимир
 созвал "бояры своя и старцы градские", чтобы посоветоваться о мерах,
 которые предлагали ему разные иноземные миссионеры. До Владимира
 летопись не говорит и о совете бояр, как о постоянном правительственном
 учреждении, каким она изображает совещания этого князя со своей
 дружиной. Однако, в этой же летописи остались следы, указывающие на то,
 что совет бояр был таким учреждением и до Владимира: начальная летопись
 не помнила отчетливо событий того далекого времени. Другое значение
 имеет ее молчание об участи городских старцев в совете бояр после
 Владимира, во времена к ней близкие и ей хорошо известные: это значит,
 что тогда старцев уже не призывали в думу киевского князя, или иначе -
 присутствие старцев в боярской думе не началось, а кончилось при
 Владимире.
  Состав думы был очень определенный; именно, первоначальный состав
 думы (X в.) двойственный. В нее входят: бояре - высшие служилые люди.
 Всякий боярин был непременным членом думы, и именно в этом состояло его
 боярское отличие; летопись, рассказывая о потерях, понесенных русскими в
 войне Половецкой, восклицает: "где бояре думающие? где мужи
 храборствующие?". Князь не мог, в замен бояр, пригласить других лиц - не
 бояр. Старцы или старейшины составляют вторую половину древнейшей думы -
 это земские бояре; по поводу вопроса о принятии новой веры Владимир
 "созва бояры своя и старцы градские... И решили бояре и старцы: веси,
 княже, яко своего никто же не хулит, но хвалит...". Кроме этого
 постоянного состава думы, в ней участвовали (не всегда) высшие духовные
 сановники: епископы и игумены (главнейших монастырей): епископы советуют
 Владимиру Св. казнить разбойников; они же вместе с боярами дают потом
 противоположный совет. Особенно важное значение в совете киевского князя
 занимал митрополит (по тому влиянию, какое он мог проявить на други
 русские земли). При общем решении какого либо вопроса князьями двух или
 нескольких земель, происходили соединенные заседания и советов их. С
 высшим земским советом нельзя смешивать фактов совещаний князя временных
 и случайных, напр. военных советов во время похода, не только со своими
 военачальниками, но с союзниками и даже варварами. Число имеющих право
 участвовать в думе равняется числу бояр известной земли;. обыкновенный
 же состав думы равняется числу бояр, находящихся в данную минуту в месте
 совещания и нарочно вызванных из пригородов. При издании законов Русской
 Правды Ярославичами участвовали 5 советников (см. ак. сп. Р. Пр., ст.
 18); при дополнении ее Владимиром Мономахом - 6 (см. Р. Пр. Кар. 66). С
 течением времени во многих землях число думцев возрастало (в В.
 Новгороде дошло до 300 - приблизительно).
  Из поучения Мономаха видно, что заседание совета происходило
 постоянно (каждодневно). Но обыкновенно решения высших земских дел
 совершались не каждодневно, а по мере возникновения их. Обыкновенные
 заседания происходили во дворце князя. Дума составляет необходимый
 составной элемент власти в каждой земле. Боярская дума была не личным
 советом князя, который мог обратиться к нему или нет по произволу, -
 напротив, факты указывают на обязательность для князя совещаний с
 боярами, - обязательность, утвердившуюся обычаем (который тогда заменял
 закон). Тесная связь боярской думы с князем сохранилась лишь до тех пор,
 пока дума состояла главным образом из дружинников (дворян) князя,
 переезжавших с ним из одной земли в другую. С усилением в думе земского
 элемента, совет бояр получает все большую самостоятельность и становится
 ближе к вечу, чем к князю.
  Права думы уясняются фактами участия думы в решении государственных
 дел. А именно: дума участвует в решении религиозных вопросов (ею при
 Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылки для
 исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого

<< Пред.           стр. 136 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу