<< Пред. стр. 146 (из 1179) След. >>
Глебовичем (1285), которая только способствовала разорению Б. К войнам,которые не прекращались и по смерти Ром. Мих., присоединились и
внутренние усобицы: особенно упорна была борьба князей Василия и
Святослава (ок. 1309 г.), в которой, при помощи татар, взял верх кн.
Василий, умерший в 1314 г., и кн. Глеба Святославича с брянцами (1340),
окончившаяся смертью первого. Благодаря этому, Б. княжество пришло в
крайнее разорение и в 1356 г. легко было занято войсками литовского
князя Ольгерда, после непродолжительной борьбы его со смоленским князем
Василием Александровичем, который в этом (1356) году получил ярлык от
хана на Б. и считается последним брянским князем.
С 1356 г. в истории Б. следует период литовского владычества,
продолжавшийся около 11/2 веков. В первое время здесь княжили потомки
Ольгерда, а затем управляли их наместники. Так, первым литовским князем
в Б. был сын Ольгерда - Димитрий, при котором московский князь Димитрий
Иоаннович посылал своих воевод для взятия Б., но безуспешно, и который,
несмотря на это, через 10 лет (в 1380 году) был деятельным помощником
его в Куликовской битве. По смерти Димитрия Ольгердовича (1399) Брянском
завладел Витовт и посадил там брата Ягайла, Свидригайла Ольгердовича,
воевавшего с Олегом, князем рязанским. С половины XV столетия начинаются
частые нападения на Б. московских князей, которым наконец в 1499 г.
удалось овладеть Б. По перемириям 1503 и 1508 гг. с литов. вел. князьями
последние навсегда отказались от него в пользу московских государей.
Таким образом Брянск вошел в состав Московского княжества и назначен, по
духовному завещанию Иоанна III, в удел второму сыну его Юрию. Но и
присоединенный к московским владениям, он еще долгое время составлял
границу этих владений на юго-западе и потому довольно часто подвергался
опустошительным нападениям со стороны литовцев и поляков, особенно в
смутное время. Занимаемый и Лжедмитрием, и поляками, он тем не менее
более других городов Орловского округа оставался верен Москве,
участвовал в 1612 г. в ополчении, а в следующем году - и на соборе,
избравшем Михаила Федоровича на царство. Со времени вступления на
престол Михаила Федоровича для Брянска начинается новая эпоха: он
получает новое внешнее и внутреннее устройство, с наименованием уезда
Московского государства. Петр Великий заложил в Брянске верфь для
гребной флотилии, которая называлась адмиралтейским правлением и
довольно долгое время снабжала Черное море военными судами. Особенную
услугу в этом отношении оказала брянская верфь постройкою разного рода
судов, числом до 1000, в 1737 г., для казенных транспортов во время
войны с турками. В 1778 г. с учреждением губерний, Брянск вошел в число
уездных городов Орловской губернии; тогда же ему был пожалован герб,
представляющий изображение золотой мортиры с двумя, по сторонам ее,
пирамидами бомб, в красном поле.
В. Р.
Буало Депрео (Николай Boileau-Despreaux) - французский поэт и критик,
род. 1 ноября 1636 г. в Париже, получил основательное научное
образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом
исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано
приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик
XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином,
сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими
сатирами Б. считаются 8-я ("Sur I'homme") и 9-я ("А son esprit"). Кроме
того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т.д., отличающихся
изяществом стиха; им не достает, однако, истинного поэтического порыва.
Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей
дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art poetique", которая является
наиболее полным выражением положений ложной или новоклассической школы.
Б. исходит из убеждения, что в поэзии как и в других сферах жизни выше
всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться
фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть
общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и
вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в тоже время прост и
свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался
недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю
поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом
низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство,
сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним,
указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и
Мольера), и в своем "Art poetique" создал кодекс изящного вкуса, который
долгое время считался обязательным в французской литературе
("Законодатель Парнасса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся и
в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдокласизма,
не только слепо следовали правилам литературного кодекса Б., но и
подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму моему" есть
сколок "A son esprit" Б.).
Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б., хотел показать в чем должен
заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых
фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному
вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые
забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается
скучными длиннотами. В старости Б. вмешался в очень важный для того
времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов.
Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство
новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они
сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой
нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц.
писатели не превзойдут своих великих учителей. Б. вначале долго
воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет
комментарий к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником
древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и
франц. общество продолжало предпочитать самого Б. Горацию. Имя Б.
обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его
связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному
характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым
современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали на.
него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим
тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то
время, теперь забытой плеяде писателей в роде Шапелена и др. Нельзя не
отметить в характере Б. еще одну черту - то, что вследствие увечья,
случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим объясняется
ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его
поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер
стиля. Б. умер в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались очень
часто; из полных собраний самые лучшие: выпущенное им самим (Пар.,
1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж, 1809,
3 т. и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821, 4 т.), Beppиa
С.-При (1830 - 34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур, 1870). Собрание
его писем выпущено в свет Лавердэ под заглавием: "Boaleana" (Париж,
1858, 2 т.). См. D'Alembert, "Eloge de Despreaux"(1773); Brunetiere,
"Etudes critiques" (1880); Кирпичников, "История всеобщей литературы"
(вып. 18).
Буальдьё (Франсуа Адриен Boieldieu) - один из любимейших французских
оперных композиторов, род. в 1775 г. в Руане, где его отец был
секретарем канцелярии архиепископа. Он начал свое музыкальное
образование певчим Руанского собора, и продолжал свои музыкальные
занятия у органиста Броха. В 1793 году Б. написал, на изготовленный его
отцом текст, маленькую оперу "La fille coupable", имевшую успех; за ней
следовала "Rosalie et Mirza" (1795). Девятнадцати лет от роду, не имея
никаких средств, он отправился в Париж, где своей одноактной оперой "La
dot de Suzette" (1795) произвел большое впечатление. Затем следовали
оперы: "La famille suisse"(1796), "Mombreuille et Merville" (1797),
"L'heureuse nouvelle" (1797), "Zoraime et Zulnare"(1798), "Les meprises
espagnoles" (1798), "Beniowski" (1800). В этот промежуток времени Б.
состоял профессором фортепианной игры в консерватории. Выдающийся успех
имела его опера: "Le Calife de Bagdad", выдержавшая более 700
представлений в Париже, и сделавшая его имя, как композитора, известным
и заграницей. В 1802 г. появилась опера "Ма tante Aurore".
В 1803 г. Б., вместе с своим другом Роде, отправился в Россию.
Император Александр I для первого приветствия славного композитора
выслал ему в Мемель патент на место придворного капельмейстера; Б.
обязался писать по 3 оперы в год, на готовые либретто из французской
жизни. Б., обласканный императором, был хорошо принят в петербургском
обществе; из написанных им в Петербурге для французской труппы
комических опер назовем: "Rien de trop", "Amour et mystere". "La jeune
femme coleree", "Aline", "Reine de Golconde", "Telemaque", "Les voitures
versees" и др. В 1811 г. Б. получил отпуск и отправился в Париж, но по
политическим обстоятельствам не мог вернуться. Из опер Б. в России
наибольшим успехом пользовались: "Калиф Багдадский", "Красная шапочка" и
"Жан Парижский", весьма часто повторявшиеся в оперных репертуарах 30-х и
40-х годов нынешнего столетия. Нередко шла и "Белая дама". Немецкая
опера, бывшая в Спб. от 1834 - 1844, также часто ставила упомянутые
оперы. В Париже Б. написал оперу "Jean de Paris", которая была
представлена в 1812 г. и, благодаря своей прелестной и до ныне свежей
музыке, имела громадный успех. В 1813 году Буальдье написал оперу: "La
fкte du village voisin", а в 1818 году вновь появилась весьма удачная
опера: "Le chaperon rouge" (Красная шапочка).
Следующие годы Б., вследствие расстроенного здоровья, жил в своем
имении Жарси и мало занимался музыкой, продолжая, однако, исполнять
обязанности по должности профессора композиции в консерватории. Только в
1825 г. Б. снова появился перед публикой с оперой "Dame blanche", одним
из лучших и популярнейших его произведений. Она шла впервые в 1835 г. на
сцене Opera Comique, после значительной обработки и нескольких
переделок. Интересный сюжет, прекрасная оркестровка, полные поэтической
прелести мотивы были восторженно оценены публикой. "Ah quel plaisir
d'etre soldat" - сделалась народною оперою. Герольд в "Pre aux clerces"и
много др. композиторов заимствовали методу этой оперы. Одной из
последних его опер была: "Les deux Nuits" (1829), шедшая и в России.
Непомерные занятия в консерватории, авторство, значительно утомлявшее
его в силу привычки петь при сочинениях и т.п. значительно ослабили его
здоровье. Вдобавок революция 1830 г. лишила его пенсии и дела его
значительно ухудшились. Не помогла и поездка в Пизу и он скончался 8-го
октября 1834 года в Жарси, по дороге на юг Франции. Б. вместе с Мегюлем
считается одним из замечательнейших композиторов комической музыки
первой четверти XIX в. Слава его опер дала ему массу почетных званий. В
1817 г. он был избран вместо Мегюля членом института. В 1839 г. Б.
поставлен в Руане памятник. В 1875 торжественно праздновалось в Руане
100-летие со дня рождения Б. Ср. Arthur Pougin, "В. sa vie, ses oeuvres,
son caractere, sa correspondance" (Пар., 1875); E. Neukomme, "Trois
jours а Rоuen, souvenirs du centenaire de B." (Пар., 1875); E. Duval,
"B. notes et fragments inйdits" (Женева, 1883); "Компонист Андр.
Боэльдье" ("Пантеон", 1840, XI). - Его сын Adrien, также французский
композитор, род. 1815 г., умер в 1883, известен своими романсами и
комическими операми. Успехом пользовалась его опера: "Le bouquet de
l'infante"(1847).
Будапешт (Budapest) - главный город Венгерского королевства и одна из
столиц Австро-Венгерской империи. Город образован в 1872 г. из Буды
(Офена), старинной укрепленной столицы Венгрии, со старой Будой
(O'Buda), на правом, высоком берегу Дуная, и Пешта, с островом
Маргариты, на левом берегу. Город лежит на одном из главнейших
международных путей Европы - из Вены через Белград в Константинополь и
Салоники; кроме того, связан несколькими железными дорогами с разными
частями Венгрии и двумя с Галицией. В Б. имеют местопребывание
министерства и другие центральные учреждения, парламент (сейм) и высший
суд Венгрии, а также власти округа (комитата) Пешт-Пилис. Город избирает
обер-бургомистра, бургомистра, магистрат (управу) и совет (думу) из 400
членов. Местоположение города замечательно красиво, здесь соединяется
много условий для большого городского поселения, как то: положение почти
в центре обширной страны, большая судоходная река, безопасность от
наводнений на правом берегу (в Буде), между тем как ниже Б. в Венгрии
оба берега Дуная низки. Поэтому здесь или вблизи уже давно были
значительные города, как Старая Буда во времена римлян, Вышеград
(Vysegrad) немного повыше по Дунаю в XV и XVI столетии, а в царствование
Матвея Корвина Буда стала столицей Венгрии. После покорения турками
большей части Венгрии здесь жил паша, управлявший страной.
- Пешт возник, вероятно, в XII в., получил первую грамоту в 1244. Имя
Пешта, вероятно, происходит от славянского печь, а немецкое имя Буды
(Ofen) перевод этого слова. По изгнании турок в Пеште были построены
большие казармы и водворены высшие суды Венгрии (1723), а в 1784 г. сюда
переведен университет. Местность Пешта низменна и пришлось истратить
много денег для ее ограждения от разливов Дуная. В настоящее время
пештские набережные уступают лишь петербургским. В XIX ст. развитие
пароходства и постройка железных дорог много способствовали увеличению
Пешта; но город особенно развился с 1867 г., т.е. со времени соглашения
(Ausgleich) с Австрией, когда Венгрия получила самостоятельное
правительство. Возникло множество центральных учреждений: на постройку
домов давались ссуды; правительство делало огромные расходы на
благоустройство города и постройку роскошных общественных зданий;
казенные заказы доставались главным образом здешним фабрикам и заводам;
казенные железные дороги, а под давлением правительства и частные,
установили для провоза в столицу и из столицы более дешевые тарифы, чем
для других городов. Таким образом Б. получает по дешевым ценам нужное
ему сырье и продовольственные припасы и отправляет дешево свои изделия.
Так напр., в Реку (Фиуме) втрое ближе из Загреба (Аграма), чем из
Будапешта, но провоз изделий из последнего дешевле. Государственные люди
Венгрии всеми средствами добивались того, чтобы создать великолепную
столицу, и достигли своей цели в ущерб стране и особенно ее немадьярским
областям. Б. имеет вполне вид столицы большого государства. Множество
больших, прекрасных зданий; широкие, хорошо мощеные улицы и набережные,
большое торговое движение, великолепные гостиницы и кофейни, полные
народом целый день; роскошь, какой не видать, напр., в Вене. Рядом с
этим нищета и разврат в низших классах, благодаря чему, а также
отсутствию действительных санитарных мер, болезненность и смертность
чрезвычайно велики.
На правом берегу реки местность возвышенная и более удобная для
крепости, чем для большого города; здесь королевский дворец и
министерства. С высот великолепный вид на город, Дунай и окрестности. У
подошвы горы две группы горячих серных вод, которые привлекают множество
посетителей; особенно хорошо устроены императорские воды (Kaiserbad). В
старой Буде также горячие воды, устроенные еще римлянами. Левый берег
реки соединен с правым двумя мостами, большим цепным для пешеходов и
экипажей, построенным знаменитым Стефаном Сечони, и железнодорожным.
Вблизи моста в Пеште, на набережной и соседних улицах и площадях -
центральная и прекрасно обстроенная часть города. Одно из лучших зданий
- мадьярская академия наук; вблизи памятники Сечени, Деаку и Этвешу;
коронационный холм, на который въезжает верхом венгерский король в
короне и порфире и обнаженным мечом ударяет по воздуху на все четыре
страны света. В 1836 г. Буда имела 34893, Пешт 70278, итого 105171, в
1886 г. в Б. 422657 жит. Около 70% населения католики, 20% евреи, почти
10% протестанты, православных менее 1%. По языкам статистика насчитывает
65% говорящих на мадьярском, 30% - на немецком, 5% - на славянских
наречиях.
В здании академии большая, но не особенно ценная картинная галерея,
большая библиотека, естественно-исторический и археологический музеи,
замечательно геологическое учреждение с прекрасным музеем; особенно
хороша коллекция всяких полезных ископаемых Венгрии. Университет имеет
превосходные лаборатории и кабинеты, 170 преподавателей и до 5000
слушателей. Есть еще политехническая школа, военная академия, 6
гимназий, коммерческая академия, 4 реальных училища, несколько
прогимназий, учительских институтов и т. д.; католическая и лютеранская
духовные семинарии, 173 элементарных школы; 4 театра (3 мадьярских, 1
немецкий), музыкальная академия, консерватория и т.д. Промышленность
значительна. Особенно важны мукомольные мельницы, мука которых имеет
всемирную известность; их 11 (все паровые), затем по три больших
чугуно-литейных и машинных, химических и винокуренных завода, 7 больших
кирпичных и т.д. Обработка волокнистых веществ не процветает; ими
Венгрию снабжает Цислейтания. В Будапеште 6 банков, 4 сберегат. кассы, 4
земельных банка и 9 страховых обществ. Уже в 1881 торговое движение по
железным дорогам, по Дунаю и на колесах выразилось ввозом 20 милл.
метрическ. центнеров, главным образом зерновых хлебов и других
питательных продуктов, каменного угля, леса и строительных материалов, и
вывозом 18 милл. центн., главным образом муки, вина, плодов и скота. В
настоящее время оно значительно увеличилось. Будапештское городское
статистическое бюро, под руководством Иос. Керози, издает обстоятельные
статистические сведения о городе.
Буддизм - название религии, которая прежде господствовала в большей
части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама
(южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты).
Общее число буддистов определяется различно; оно составляет, вероятно,
около 400 миллионов, близко подходя к числу христиан. Б. развился из
философского и нравственного учения Сидгарты Гаутaмы (Siddharta
Gautama), старшего сына Судгоданы (Soddhodana), бывшего правителем в
Капилавасту и вождем арийского племени сакиев, жившего в VI или V ст. до
Р. X. на берегах Коганы (Kohana), между Бенаресом и подошвой Гималаев.
Исторические сведения об основателе той или другой религии
обыкновенно до такой степени затемняются разными легендарными и
апокрифическими рассказами, что добраться в них до истины бывает очень
трудно. Этой судьбы не избег и Будда: достоверность имеющихся об нем
сведений многими оспаривалась и не дальше, как в 1854 г., оксфордский
профессор Вильсон прочел лекцию, в которой доказывал, что все рассказы о
жизни Будды, равно как и самая личность Будды представляются
вымышленными.
Главнейшие источники, откуда можно почерпнуть известия о жизни Будды,
следующие: 1) "The Manual of Buddhism" изданный в 1860 г. по разным
сингалезским источникам Р. Спенси Гарди 2) "Mallalingara Wouttoo",
писанный на языке пали; время составления и автор неизвестны; английский
перевод этого сочинения, озаглавленный: "Legend of the Burmese Buddah",
сделан в 1858 г. епископом Биджендетом (Bigandet); 3) Подлинный текст
комментарий Jataka на языке пали, написанный на Цейлоне в V ст. По Р.
X., изданный в 1875 г. Фаусбеллем в Копенгагене. 4) Перевод на англ. яз.
Под заглавием: "The Romantic Legenda of Sakya Buddha", сделанный Билем с
китайского перевода санскритского произведения, называющегося
"Abhinishkramana Sutra". 5) Санскритское произведение "Lalita Vistara"
несомненно очень старинное, неизвестного автора и неизвестного времени,
текст которого появился в Калькуте в "Bibliotheca Indica" и был
переведен с тибетского языка на французский Фуко (Париж, 1848). В первых
трех сочинениях изложены верования южных буддистов, священные книги
которых писаны языком пали, а в двух последних содержится учение
северных буддистов, написанное посанскритски. Первые отличаются большой
полнотой и ясностью, вторые очень растянуты и полны фантастических
легенд; фактическая сторона как в тех, так и в других одна и та же. Если
эти книги и не могут служить полными источниками биографии Будды, то во