<< Пред.           стр. 146 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Глебовичем (1285), которая только способствовала разорению Б. К войнам,
 которые не прекращались и по смерти Ром. Мих., присоединились и
 внутренние усобицы: особенно упорна была борьба князей Василия и
 Святослава (ок. 1309 г.), в которой, при помощи татар, взял верх кн.
 Василий, умерший в 1314 г., и кн. Глеба Святославича с брянцами (1340),
 окончившаяся смертью первого. Благодаря этому, Б. княжество пришло в
 крайнее разорение и в 1356 г. легко было занято войсками литовского
 князя Ольгерда, после непродолжительной борьбы его со смоленским князем
 Василием Александровичем, который в этом (1356) году получил ярлык от
 хана на Б. и считается последним брянским князем.
  С 1356 г. в истории Б. следует период литовского владычества,
 продолжавшийся около 11/2 веков. В первое время здесь княжили потомки
 Ольгерда, а затем управляли их наместники. Так, первым литовским князем
 в Б. был сын Ольгерда - Димитрий, при котором московский князь Димитрий
 Иоаннович посылал своих воевод для взятия Б., но безуспешно, и который,
 несмотря на это, через 10 лет (в 1380 году) был деятельным помощником
 его в Куликовской битве. По смерти Димитрия Ольгердовича (1399) Брянском
 завладел Витовт и посадил там брата Ягайла, Свидригайла Ольгердовича,
 воевавшего с Олегом, князем рязанским. С половины XV столетия начинаются
 частые нападения на Б. московских князей, которым наконец в 1499 г.
 удалось овладеть Б. По перемириям 1503 и 1508 гг. с литов. вел. князьями
 последние навсегда отказались от него в пользу московских государей.
 Таким образом Брянск вошел в состав Московского княжества и назначен, по
 духовному завещанию Иоанна III, в удел второму сыну его Юрию. Но и
 присоединенный к московским владениям, он еще долгое время составлял
 границу этих владений на юго-западе и потому довольно часто подвергался
 опустошительным нападениям со стороны литовцев и поляков, особенно в
 смутное время. Занимаемый и Лжедмитрием, и поляками, он тем не менее
 более других городов Орловского округа оставался верен Москве,
 участвовал в 1612 г. в ополчении, а в следующем году - и на соборе,
 избравшем Михаила Федоровича на царство. Со времени вступления на
 престол Михаила Федоровича для Брянска начинается новая эпоха: он
 получает новое внешнее и внутреннее устройство, с наименованием уезда
 Московского государства. Петр Великий заложил в Брянске верфь для
 гребной флотилии, которая называлась адмиралтейским правлением и
 довольно долгое время снабжала Черное море военными судами. Особенную
 услугу в этом отношении оказала брянская верфь постройкою разного рода
 судов, числом до 1000, в 1737 г., для казенных транспортов во время
 войны с турками. В 1778 г. с учреждением губерний, Брянск вошел в число
 уездных городов Орловской губернии; тогда же ему был пожалован герб,
 представляющий изображение золотой мортиры с двумя, по сторонам ее,
 пирамидами бомб, в красном поле.
  В. Р.
  Буало Депрео (Николай Boileau-Despreaux) - французский поэт и критик,
 род. 1 ноября 1636 г. в Париже, получил основательное научное
 образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом
 исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано
 приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик
 XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином,
 сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими
 сатирами Б. считаются 8-я ("Sur I'homme") и 9-я ("А son esprit"). Кроме
 того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т.д., отличающихся
 изяществом стиха; им не достает, однако, истинного поэтического порыва.
 Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей
 дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art poetique", которая является
 наиболее полным выражением положений ложной или новоклассической школы.
 Б. исходит из убеждения, что в поэзии как и в других сферах жизни выше
 всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться
 фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть
 общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и
 вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в тоже время прост и
 свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался
 недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю
 поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом
 низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство,
 сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним,
 указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и
 Мольера), и в своем "Art poetique" создал кодекс изящного вкуса, который
 долгое время считался обязательным в французской литературе
 ("Законодатель Парнасса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся и
 в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдокласизма,
 не только слепо следовали правилам литературного кодекса Б., но и
 подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму моему" есть
 сколок "A son esprit" Б.).
  Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б., хотел показать в чем должен
 заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых
 фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному
 вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые
 забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается
 скучными длиннотами. В старости Б. вмешался в очень важный для того
 времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов.
 Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство
 новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они
 сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой
 нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц.
 писатели не превзойдут своих великих учителей. Б. вначале долго
 воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет
 комментарий к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником
 древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и
 франц. общество продолжало предпочитать самого Б. Горацию. Имя Б.
 обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его
 связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному
 характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым
 современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали на.
 него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим
 тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то
 время, теперь забытой плеяде писателей в роде Шапелена и др. Нельзя не
 отметить в характере Б. еще одну черту - то, что вследствие увечья,
 случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим объясняется
 ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его
 поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер
 стиля. Б. умер в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались очень
 часто; из полных собраний самые лучшие: выпущенное им самим (Пар.,
 1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж, 1809,
 3 т. и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821, 4 т.), Beppиa
 С.-При (1830 - 34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур, 1870). Собрание
 его писем выпущено в свет Лавердэ под заглавием: "Boaleana" (Париж,
 1858, 2 т.). См. D'Alembert, "Eloge de Despreaux"(1773); Brunetiere,
 "Etudes critiques" (1880); Кирпичников, "История всеобщей литературы"
 (вып. 18).
  Буальдьё (Франсуа Адриен Boieldieu) - один из любимейших французских
 оперных композиторов, род. в 1775 г. в Руане, где его отец был
 секретарем канцелярии архиепископа. Он начал свое музыкальное
 образование певчим Руанского собора, и продолжал свои музыкальные
 занятия у органиста Броха. В 1793 году Б. написал, на изготовленный его
 отцом текст, маленькую оперу "La fille coupable", имевшую успех; за ней
 следовала "Rosalie et Mirza" (1795). Девятнадцати лет от роду, не имея
 никаких средств, он отправился в Париж, где своей одноактной оперой "La
 dot de Suzette" (1795) произвел большое впечатление. Затем следовали
 оперы: "La famille suisse"(1796), "Mombreuille et Merville" (1797),
 "L'heureuse nouvelle" (1797), "Zoraime et Zulnare"(1798), "Les meprises
 espagnoles" (1798), "Beniowski" (1800). В этот промежуток времени Б.
 состоял профессором фортепианной игры в консерватории. Выдающийся успех
 имела его опера: "Le Calife de Bagdad", выдержавшая более 700
 представлений в Париже, и сделавшая его имя, как композитора, известным
 и заграницей. В 1802 г. появилась опера "Ма tante Aurore".
  В 1803 г. Б., вместе с своим другом Роде, отправился в Россию.
 Император Александр I для первого приветствия славного композитора
 выслал ему в Мемель патент на место придворного капельмейстера; Б.
 обязался писать по 3 оперы в год, на готовые либретто из французской
 жизни. Б., обласканный императором, был хорошо принят в петербургском
 обществе; из написанных им в Петербурге для французской труппы
 комических опер назовем: "Rien de trop", "Amour et mystere". "La jeune
 femme coleree", "Aline", "Reine de Golconde", "Telemaque", "Les voitures
 versees" и др. В 1811 г. Б. получил отпуск и отправился в Париж, но по
 политическим обстоятельствам не мог вернуться. Из опер Б. в России
 наибольшим успехом пользовались: "Калиф Багдадский", "Красная шапочка" и
 "Жан Парижский", весьма часто повторявшиеся в оперных репертуарах 30-х и
 40-х годов нынешнего столетия. Нередко шла и "Белая дама". Немецкая
 опера, бывшая в Спб. от 1834 - 1844, также часто ставила упомянутые
 оперы. В Париже Б. написал оперу "Jean de Paris", которая была
 представлена в 1812 г. и, благодаря своей прелестной и до ныне свежей
 музыке, имела громадный успех. В 1813 году Буальдье написал оперу: "La
 fкte du village voisin", а в 1818 году вновь появилась весьма удачная
 опера: "Le chaperon rouge" (Красная шапочка).
  Следующие годы Б., вследствие расстроенного здоровья, жил в своем
 имении Жарси и мало занимался музыкой, продолжая, однако, исполнять
 обязанности по должности профессора композиции в консерватории. Только в
 1825 г. Б. снова появился перед публикой с оперой "Dame blanche", одним
 из лучших и популярнейших его произведений. Она шла впервые в 1835 г. на
 сцене Opera Comique, после значительной обработки и нескольких
 переделок. Интересный сюжет, прекрасная оркестровка, полные поэтической
 прелести мотивы были восторженно оценены публикой. "Ah quel plaisir
 d'etre soldat" - сделалась народною оперою. Герольд в "Pre aux clerces"и
 много др. композиторов заимствовали методу этой оперы. Одной из
 последних его опер была: "Les deux Nuits" (1829), шедшая и в России.
 Непомерные занятия в консерватории, авторство, значительно утомлявшее
 его в силу привычки петь при сочинениях и т.п. значительно ослабили его
 здоровье. Вдобавок революция 1830 г. лишила его пенсии и дела его
 значительно ухудшились. Не помогла и поездка в Пизу и он скончался 8-го
 октября 1834 года в Жарси, по дороге на юг Франции. Б. вместе с Мегюлем
 считается одним из замечательнейших композиторов комической музыки
 первой четверти XIX в. Слава его опер дала ему массу почетных званий. В
 1817 г. он был избран вместо Мегюля членом института. В 1839 г. Б.
 поставлен в Руане памятник. В 1875 торжественно праздновалось в Руане
 100-летие со дня рождения Б. Ср. Arthur Pougin, "В. sa vie, ses oeuvres,
 son caractere, sa correspondance" (Пар., 1875); E. Neukomme, "Trois
 jours а Rоuen, souvenirs du centenaire de B." (Пар., 1875); E. Duval,
 "B. notes et fragments inйdits" (Женева, 1883); "Компонист Андр.
 Боэльдье" ("Пантеон", 1840, XI). - Его сын Adrien, также французский
 композитор, род. 1815 г., умер в 1883, известен своими романсами и
 комическими операми. Успехом пользовалась его опера: "Le bouquet de
 l'infante"(1847).
  Будапешт (Budapest) - главный город Венгерского королевства и одна из
 столиц Австро-Венгерской империи. Город образован в 1872 г. из Буды
 (Офена), старинной укрепленной столицы Венгрии, со старой Будой
 (O'Buda), на правом, высоком берегу Дуная, и Пешта, с островом
 Маргариты, на левом берегу. Город лежит на одном из главнейших
 международных путей Европы - из Вены через Белград в Константинополь и
 Салоники; кроме того, связан несколькими железными дорогами с разными
 частями Венгрии и двумя с Галицией. В Б. имеют местопребывание
 министерства и другие центральные учреждения, парламент (сейм) и высший
 суд Венгрии, а также власти округа (комитата) Пешт-Пилис. Город избирает
 обер-бургомистра, бургомистра, магистрат (управу) и совет (думу) из 400
 членов. Местоположение города замечательно красиво, здесь соединяется
 много условий для большого городского поселения, как то: положение почти
 в центре обширной страны, большая судоходная река, безопасность от
 наводнений на правом берегу (в Буде), между тем как ниже Б. в Венгрии
 оба берега Дуная низки. Поэтому здесь или вблизи уже давно были
 значительные города, как Старая Буда во времена римлян, Вышеград
 (Vysegrad) немного повыше по Дунаю в XV и XVI столетии, а в царствование
 Матвея Корвина Буда стала столицей Венгрии. После покорения турками
 большей части Венгрии здесь жил паша, управлявший страной.
  - Пешт возник, вероятно, в XII в., получил первую грамоту в 1244. Имя
 Пешта, вероятно, происходит от славянского печь, а немецкое имя Буды
 (Ofen) перевод этого слова. По изгнании турок в Пеште были построены
 большие казармы и водворены высшие суды Венгрии (1723), а в 1784 г. сюда
 переведен университет. Местность Пешта низменна и пришлось истратить
 много денег для ее ограждения от разливов Дуная. В настоящее время
 пештские набережные уступают лишь петербургским. В XIX ст. развитие
 пароходства и постройка железных дорог много способствовали увеличению
 Пешта; но город особенно развился с 1867 г., т.е. со времени соглашения
 (Ausgleich) с Австрией, когда Венгрия получила самостоятельное
 правительство. Возникло множество центральных учреждений: на постройку
 домов давались ссуды; правительство делало огромные расходы на
 благоустройство города и постройку роскошных общественных зданий;
 казенные заказы доставались главным образом здешним фабрикам и заводам;
 казенные железные дороги, а под давлением правительства и частные,
 установили для провоза в столицу и из столицы более дешевые тарифы, чем
 для других городов. Таким образом Б. получает по дешевым ценам нужное
 ему сырье и продовольственные припасы и отправляет дешево свои изделия.
 Так напр., в Реку (Фиуме) втрое ближе из Загреба (Аграма), чем из
 Будапешта, но провоз изделий из последнего дешевле. Государственные люди
 Венгрии всеми средствами добивались того, чтобы создать великолепную
 столицу, и достигли своей цели в ущерб стране и особенно ее немадьярским
 областям. Б. имеет вполне вид столицы большого государства. Множество
 больших, прекрасных зданий; широкие, хорошо мощеные улицы и набережные,
 большое торговое движение, великолепные гостиницы и кофейни, полные
 народом целый день; роскошь, какой не видать, напр., в Вене. Рядом с
 этим нищета и разврат в низших классах, благодаря чему, а также
 отсутствию действительных санитарных мер, болезненность и смертность
 чрезвычайно велики.
  На правом берегу реки местность возвышенная и более удобная для
 крепости, чем для большого города; здесь королевский дворец и
 министерства. С высот великолепный вид на город, Дунай и окрестности. У
 подошвы горы две группы горячих серных вод, которые привлекают множество
 посетителей; особенно хорошо устроены императорские воды (Kaiserbad). В
 старой Буде также горячие воды, устроенные еще римлянами. Левый берег
 реки соединен с правым двумя мостами, большим цепным для пешеходов и
 экипажей, построенным знаменитым Стефаном Сечони, и железнодорожным.
 Вблизи моста в Пеште, на набережной и соседних улицах и площадях -
 центральная и прекрасно обстроенная часть города. Одно из лучших зданий
 - мадьярская академия наук; вблизи памятники Сечени, Деаку и Этвешу;
 коронационный холм, на который въезжает верхом венгерский король в
 короне и порфире и обнаженным мечом ударяет по воздуху на все четыре
 страны света. В 1836 г. Буда имела 34893, Пешт 70278, итого 105171, в
 1886 г. в Б. 422657 жит. Около 70% населения католики, 20% евреи, почти
 10% протестанты, православных менее 1%. По языкам статистика насчитывает
 65% говорящих на мадьярском, 30% - на немецком, 5% - на славянских
 наречиях.
  В здании академии большая, но не особенно ценная картинная галерея,
 большая библиотека, естественно-исторический и археологический музеи,
 замечательно геологическое учреждение с прекрасным музеем; особенно
 хороша коллекция всяких полезных ископаемых Венгрии. Университет имеет
 превосходные лаборатории и кабинеты, 170 преподавателей и до 5000
 слушателей. Есть еще политехническая школа, военная академия, 6
 гимназий, коммерческая академия, 4 реальных училища, несколько
 прогимназий, учительских институтов и т. д.; католическая и лютеранская
 духовные семинарии, 173 элементарных школы; 4 театра (3 мадьярских, 1
 немецкий), музыкальная академия, консерватория и т.д. Промышленность
 значительна. Особенно важны мукомольные мельницы, мука которых имеет
 всемирную известность; их 11 (все паровые), затем по три больших
 чугуно-литейных и машинных, химических и винокуренных завода, 7 больших
 кирпичных и т.д. Обработка волокнистых веществ не процветает; ими
 Венгрию снабжает Цислейтания. В Будапеште 6 банков, 4 сберегат. кассы, 4
 земельных банка и 9 страховых обществ. Уже в 1881 торговое движение по
 железным дорогам, по Дунаю и на колесах выразилось ввозом 20 милл.
 метрическ. центнеров, главным образом зерновых хлебов и других
 питательных продуктов, каменного угля, леса и строительных материалов, и
 вывозом 18 милл. центн., главным образом муки, вина, плодов и скота. В
 настоящее время оно значительно увеличилось. Будапештское городское
 статистическое бюро, под руководством Иос. Керози, издает обстоятельные
 статистические сведения о городе.
  Буддизм - название религии, которая прежде господствовала в большей
 части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама
 (южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты).
 Общее число буддистов определяется различно; оно составляет, вероятно,
 около 400 миллионов, близко подходя к числу христиан. Б. развился из
 философского и нравственного учения Сидгарты Гаутaмы (Siddharta
 Gautama), старшего сына Судгоданы (Soddhodana), бывшего правителем в
 Капилавасту и вождем арийского племени сакиев, жившего в VI или V ст. до
 Р. X. на берегах Коганы (Kohana), между Бенаресом и подошвой Гималаев.
  Исторические сведения об основателе той или другой религии
 обыкновенно до такой степени затемняются разными легендарными и
 апокрифическими рассказами, что добраться в них до истины бывает очень
 трудно. Этой судьбы не избег и Будда: достоверность имеющихся об нем
 сведений многими оспаривалась и не дальше, как в 1854 г., оксфордский
 профессор Вильсон прочел лекцию, в которой доказывал, что все рассказы о
 жизни Будды, равно как и самая личность Будды представляются
 вымышленными.
  Главнейшие источники, откуда можно почерпнуть известия о жизни Будды,
 следующие: 1) "The Manual of Buddhism" изданный в 1860 г. по разным
 сингалезским источникам Р. Спенси Гарди 2) "Mallalingara Wouttoo",
 писанный на языке пали; время составления и автор неизвестны; английский
 перевод этого сочинения, озаглавленный: "Legend of the Burmese Buddah",
 сделан в 1858 г. епископом Биджендетом (Bigandet); 3) Подлинный текст
 комментарий Jataka на языке пали, написанный на Цейлоне в V ст. По Р.
 X., изданный в 1875 г. Фаусбеллем в Копенгагене. 4) Перевод на англ. яз.
 Под заглавием: "The Romantic Legenda of Sakya Buddha", сделанный Билем с
 китайского перевода санскритского произведения, называющегося
 "Abhinishkramana Sutra". 5) Санскритское произведение "Lalita Vistara"
 несомненно очень старинное, неизвестного автора и неизвестного времени,
 текст которого появился в Калькуте в "Bibliotheca Indica" и был
 переведен с тибетского языка на французский Фуко (Париж, 1848). В первых
 трех сочинениях изложены верования южных буддистов, священные книги
 которых писаны языком пали, а в двух последних содержится учение
 северных буддистов, написанное посанскритски. Первые отличаются большой
 полнотой и ясностью, вторые очень растянуты и полны фантастических
 легенд; фактическая сторона как в тех, так и в других одна и та же. Если
 эти книги и не могут служить полными источниками биографии Будды, то во

<< Пред.           стр. 146 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу