<< Пред.           стр. 169 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 "дикие, дикари".
  С. С.
  Варган - металлический народный древнерусский музыкальный инструмент.
 В. состоит из железного ободка, величиною с вершок и имеющего форму
 лиры. К нижней, широкой части прикреплена медная пластинка, проходящая
 вдоль инструмента и между суживающимися его верхними частями. При выходе
 своем из ободка, пластинка загнута крючком. В. прикладывается широкой
 частью к нижнему ряду зубов и придерживается играющим одной рукой и
 верхней губой. Играющий пропускает более сильную или слабую струю
 воздуха сквозь В. и в это время приводит пластинку пальцем другой руки в
 очень быстрое сотрясение. Инструмент этот встречается и в настоящее
 время среди русского народа, в особенности в поволжских губерниях.
 Характер звука жужжащий и не особенно приятный. Вероятно вследствие
 этого у русского народа существует выражение "варганить", т.е. нестройно
 играть на каком-либо музыкальном инструменте. Касательно самого названия
 "варган" следует заметить, что оно напоминает латинское слово organum -
 орган. В летописях наших упоминается о В., как о военном музыкальном
 инструменте; но встречающееся в них слово "варганы" обозначает,
 вероятно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной
 музыки, а не тот варган, о котором говорится выше. О В. упоминается в
 истории музыки Стаффорда (перевод Воронова, Спб., 1838) и у Фетиса
 ("Revue musicale", 1832, № 14).
  Н. Соловьев.
  Вардзия (замок роз) - знаменитый в Грузии пещерный монастырь,
 находящийся в ахалцихском у., Тифлисской губ., в Хертвисском ущелье р.
 Куры. Пещеры расположены в несколько этажей; в одной из них имеется
 бассейн с ключевою водой; всех пещер около трехсот. Главная церковь,
 Успения, была высечена в скале по повелению царицы Тамары и отца ее
 Георгия XIII в XII столетии; на стенах церкви сохранились фрески,
 изображающие царицу Тамару, ее отца и картину страшного суда. Предание о
 погребении в В. царицы Тамары историческими данными не подтверждается.
 В. была любимым местопребыванием царицы Тамары. В XIV столетии монастырь
 был разорен монголами, а в XVI веке - персидским шахом Тахмасбом,
 который разграбил богатства монастыря. В недавнее время часть
 Вардзийского монастыря возобновлена на частные средства.
  В. М.
  Вариация (от латин. слова varius, различный). - Вариацией, т.е.
 изменением или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которого
 мелодия видоизменяется, не теряя, при этом, своих характерных очертаний.
 В., по отношению к мелодии, можно сравнить с мимикой, благодаря которой
 лицо, прежде находившееся в спокойном состоянии, получает всевозможные
 выражения. Приемы В. встречаются в очень многих музыкальных сочинениях,
 как средство украшения или видоизменены мелодии, ради разнообразия при
 ее повторении. Нет композитора, который бы в своих сочинениях не
 прибегал к этому приему. Форма В., имеющая более самостоятельный
 характер, состоит в том, что за мелодией - или так называемой темой -
 следует целый ряд вариаций. Их к теме пишется от трех (напр., соната ор.
 14, № 2, Бетховена) до 30 и более (32 В. на тему в C-moll Бетховена).
 Тема не должна быть обширна; форма ее - период или двухколенный склад.
 При этом необходимо характерное и ясное мелодическое очертание;
 сопровождение темы должно быть несложно. Тему следует писать так, чтобы
 слушатель мог ее легко запомнить. Чем меньше тема, тем вариаций больше.
 Средства В. следующие: гармоническая фигурация, мелодическая фигурация,
 перемена гармонизации, перемена наклонения, перемена ритма, темпа. В.,
 следующие за темой, которая в них сохраняет свою форму, называются
 формальными вариациями. Ряд В. заканчивается кодою или же пьесою,
 как-то: маршем, полонезом, фугою, в основе которых лежит вся тема или ее
 мотив. Такая пьеса называется характерною вариацией. В. пишутся для
 отдельного инструмента, для голоса, для оркестра. В произведениях
 русских композиторов вариационный прием встречается очень часто, в
 особенности у Глинки, Рубинштейна, Чайковского.
  Н. Соловьев.
  Варламов (Александр Егорович) - весьма талантливый автор
 многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели
 чрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности,
 доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801 г.,
 умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, под
 руководством знаменитого Бортнянского. Готовился сначала к карьере
 певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этой
 мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время
 заграницей, где продолжал изучать музыкальное искусство. Вернувшись в
 Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с
 1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебных
 заведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х
 годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году у
 музыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность получили:
 "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась зоренька
 ясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идут
 полки родные", "Не шумите", "Ох болит", "Молодая молодка", "Ах ты
 молодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; они
 напечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы. Весьма известная
 "Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в
 1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" - в 1845 г. у
 Бернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844
 г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" - в
 1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданы
 Стелловским в Петербурге. в 12 тетрадях. В. пробовал свои силы и в
 области духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и на
 четыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, что
 величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к
 характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно
 развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса. В.
 заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трех
 частях, изданной у Грессера в Москвы в 1840 г. Эта школа является у нас
 первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперь
 это издание Грессера составляет библиографическую редкость. Из трех
 частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая
 переработку "Nouvelle methode de chant et de vocalisation" парижского
 профессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенно
 самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не
 утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе
 большого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себе
 десять упражнений для голоса, с аккомпанементом фортепиано, и две
 русские песни: "Ах не одна то во поле дороженька" и "Не будите меня
 молоду", переложенные на три голоса. Ни один композитор не выдержал у
 нас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, у
 Гутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое его
 наследниками.
  Н. Соловьев.
  Варламов (Константин Александрович) - комик, родился в 1851 г., сын
 известного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, в
 труппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Со
 смертью Виноградова (1877) роли покойного перешли к В. и выдвинули его
 на первый план. Сначала впадая в шарж, В. постоянным трудом избавился от
 этого недостатка, и ныне это один из любимейших артистов александринской
 сцены. Число сыгранных им ролей превышает 200. Не только в жанровом. но
 и в классическом репертуаре у В. есть превосходные роли, каковы: Клюков
 ("Много шуму из пустяков"), Скалозуб и Горичев ("Горе от ума"),
 Земляника и Осип ("Ревизор"), Сганарель ("Дон-Жуан"), Большинцов ("Месяц
 в деревне") и др.
  А. Ум.
  Варна - древний Одессус (также Тибеpиополь), составлявший
 самостоятельную эллинскую колонию. Во время владычества римлян, история
 только в начале V в. упоминает об Одессусе. Точно неизвестно, когда
 именно древний Одессус стал называться В.; но летописец Феофан,
 повествуя о занятии города болгарами после одержанной ими победы (679
 г.) над армией императора Константина Погоната, называет его уже Варной.
 В настоящее время В. - разоруженная крепость и пристань у
 северо-восточной покатости Балкан, на берегу Черного моря, с 25250
 жителями, главный город округа того же названия. К северу от крепости -
 порт, безопасный от северных и северо-восточных ветров, наиболее
 господствующих в Черном море. Место, где удобнее всего, по безопасности,
 бросить якорь, находится к В. от крепости, против мыса Галата, где
 всегда останавливаются военные суда. Глубина воды в этом месте 8 - 15
 саж. Близ самой крепости и у пристани вода мелка. Варненский порт или,
 скорее, рейд совершенно незащищен от восточных и юговосточных ветров и
 при сильном напоре последних судам угрожает большая опасность быть
 выброшенными на берег, чему не раз бывали примеры. В 1841 г. Австрия
 учредила в В. агентуру пароходного общества Ллойд, а после того и другие
 европейские державы назначили туда своих консулов. В. принадлежит к
 числу приморских городов Болгарии, в которых живет много греков;
 последние составляют более 1/3 всего числа жителей города, причем к ним
 причисляют себя и так наз. гагаузы - потомки, как полагают, древних
 куманов, исповедующие православие, но говорящие на турецком языке. В
 числе жителей В. много турок, составлявших до последней войны более
 половины всего населения города. В В. имеет резиденцию греческий
 епископ, подчиняющийся вселенскому патриарху в Константинополе.
 Предполагается в ближайшем будущем искусственно очистить и углубить
 варненский рейд и соединить его каналом с озером Девно, чем будет
 устроена вполне безопасная, отличная стоянка для всяких судов. В
 окрестностях В. находится летняя резиденция болгарского князя, Сандрово.
 Из двух главных черноморских городов Болгарии, Варны и Бургаса, В.
 занимает первое место по вывозу и ввозу товаров водяным путем. В В.
 имеются мужская и женская гимназии. В. соединена рельсовым путем с
 Рущуком и с сетью австрийских железных дорог.
  В летописях военной истории имя В. впервые приобретает громкую
 известность в 1444 году, когда король польский и венгерский Владислав
 III решился изгнать турок из Европы и, собрав до 20 т. польских,
 венгерских, трансильванских и других войск, в начале ноября подступил к
 крепости. Султан Амурат II находился в Малой Азии, но, узнав о вторжении
 христиан, перевез через Босфор 150 тыс. армию и 9 ноября привел ее к В.
 Несмотря на неожиданность прибытия турок и подавляющее превосходство их
 сил, Владислав на следующий же день атаковал неприятеля. Бой
 продолжался, с переменным успехом, в течение всего дня; но когда сам
 король, при нападении на янычар, был убит, то главный полководец его, Ян
 Гуннад, вместе со своею конницею, обратился в бегство, а остальная часть
 христианской армии была рассеяна и весь обоз ее достался в руки туркам.
 В русско-турецкую кампанию 1773 г., фельдмаршал, граф Румянцев, выслал к
 В. отряд генерала Унгерна, который, не сделав никаких приготовлений,
 пытался, 30 октября, взять крепость штурмом, но был отбит и потерял 6
 орудий, завязших в болоте. В войну 1810 г. за В. наблюдали отряды
 генералов Цызырева и Воинова, отступившие в конце осени на зимние
 квартиры. Перед войною 1828 г. В. была уже первоклассною крепостью,
 которая преграждала операционную линию русских войск у Балкан и
 овладение которою, поэтому, приобретало для нас крайне важное значение.
 Избрана же была эта операционная линия в виду возможности содействия
 нашего флота, который в то время вполне господствовал над Черным морем.
 В июле 1828 г., после предварительных разведок, к В. подступил отряд
 русских войск под начальством князя Меншикова. Вслед затем показалась на
 море эскадра адмирала Грейга; но суда ее, по местным условиям, не могли
 подойти к самой крепости и оказать содействие сухопутным войскам. На
 первое время князь Меншиков ограничивался оборонительными действиями,
 выжидая прибытия остальных направленных к Варне войск и осадного парка.
 Турки, не оставались бездеятельными, но беспрестанно тревожили нас более
 или менее сильными вылазками. 26 июля с двух кораблей русского флота
 открыто бомбардирование, а на следующее утро отряд требных судов, под
 начальством капитана 2 ранга Мелихова, овладел под В. турецкою
 флотилией. В начале августа приступлено было к осадным работам, при чем,
 для совместного действия с флотом, пунктом атаки был избран
 северо-восточный фронт крепости. 5 августа осадные батареи открыли
 огонь, а 9-го числа турки (число коих увеличилось до 20 тыс. чел.
 вследствие подкреплений, прибывавших с южной стороны крепости) сделали
 смелую вылазку, но были отбиты с большими потерями. В этот день князь
 Меншиков был тяжело ранен; его заменил гр. Воронцов. 27 августа приехал
 к войскам император Николай I, который во время осады имел пребывание на
 адмиральском корабле "Париж". На следующий день к русским присоединился
 гвардейский корпус, приведенный великим князем Михаилом Павловичем, и
 тогда представилась возможность, обложив крепость и с южной стороны,
 воспрепятствовать прибытию новых подкреплений к гарнизону. В начале
 сентября получено было известие, что на выручку В. приближается от р.
 Камчика 30-тысячный корпус паши Омера-Врионе. Для рекогносцировки
 расположения вновь прибывших неприятельских сил выслан был от войск,
 расположенных на южной стороне крепости, отряд из двух батальонов л.-гв.
 егерского полка, с двумя эскадронами и двумя орудиями, под общею
 командою полковника польских войск гр. Залусского. Последний завел свой
 отряд далеко вперед, в густой лес, наткнулся на далеко превосходные
 неприятельские силы и в критическую минуту ускакал с конницею и
 артиллериею. Лейб-егеря, подвергшись со всех сторон натиску несравненно
 сильнейшего противника, понесли огромные потери, и лишь небольшая часть
 их успела отступить в укрепленную позицию к югу от В. По получении об
 этом известия, южный отряд обложения был усилен тремя свежими
 гвардейскими батальонами и начальство над ним поручено было храброму и
 опытному генералу Бистрому. 16 сентября он был атакован с южной стороны
 всем корпусом Омера-Bpионe и одновременно с этою атакою произведена
 вылазка из В. После 4часового упорного боя турки были отражены на всех
 пунктах и понесли большие потери. 18 сентября против сильной позиции
 Омеpa-Bpионe, на константинопольской дороге, произведена одновременная
 атака с одной стороны отрядом генерала Бистрома, а с другой - корпусом
 принца Евгения Виртембергского. Хотя обе атаки не удались, но они имели
 последствием, что Омер совершенно отказался от наступательных действий
 для освобождения В. Между тем осадные работы с северовосточной стороны
 крепости доведены были до самого рва. 21 и 22 сентября взорваны были
 мины под 1 и 2 бастионами. 28 числа комендант крепости, Юсуф-паша,
 положил оружие; но часть гарнизона, под начальством Капудана-паши,
 заперлась в цитадели и решилась защищаться до последней крайности.
 Однако, по открытии огня с флота и осадных батарей, она тоже принуждена
 была сдаться. 29 сентября русские войска заняли В., а Омер-Bpионe, узнав
 об этом, отступил за Камчик. Взятие В. открыло русским дорогу в
 Константинополь, освободив для наступательных действий большие силы.
 После Адрианопольского мира В. была возвращена туркам, при чем
 укрепления ее взорваны, а взятые там 162 орудия увезены в Россию.
  В восточную войну 1853 - 56 гг. В., снова обращенная в крепость, не
 имела прямого влияния на ход военных действий. Перед войною 1877 - 78
 гг. В. была усилена с северной стороны тремя фортами и вооружена
 нарезною артиллерией, но тоже не играла особенной роли в военных
 операциях. После Сан-стефанского договора турки обязались сдать В. и 27
 июля 1878 г. крепость была занята русскими войсками.
  Варяги, поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги
 (vaeringjar), арабск.грузинск. варанг, латинск, varingi. - Этим именем
 обозначались первоначально выходцы из Скандинавии, отчасти дружинники,
 поступавшие в русскую и византийскую военную службу, отчасти купеческие
 гости. Мало помалу это название стало служить для обозначения
 католической веры (варяжская вера, варяжский поп) и скандинавов вообще.
 В Poccии под этим именем по преимуществу разумелись шведы (еще в XVII
 в.). Вопрос о варягах тесно связан с вопросом о происхождении Русского
 государства.
  Ф. Браун.
  Василёк (Centaurea Cyanus L.) - растение из подсемейства Cynareae,
 семейства сложноцветных (Compositae), с паутинисто-шерстистыми
 линейно-ланцетными листьями и синими цветами. Встречается почти всюду в
 Европе среди посевов, особенно во ржи. Василек, вероятно,
 южно-европейского происхождения. Кроме В., к роду Centaurea принадлежит
 около 300 - 400 видов, распространенных, главным образом, в Европе,
 Северной Африке, Западной Азии. Немногие виды, встречаются в Северной и
 Южной Америке, один вид в Австралии. Головки у них с покрывалом из
 черепичато расположенных листочков, снабженных перепончатым или колючим
 придатком. Краевые цветки более крупны, бесплодны; срединные - обоеполы.
 Венчик розового, желтого или синего цвета. Наиболее распространены: С.
 Jacea L., С. Phrygia L., С. Scabiosa L. с розовыми и С. Cyanus L. с
 синими цветами.
  В. Т-ль.
  Василек посевной, как сорное растение, встречается преимущественно в
 озимых хлебах, особенно на песчаной и суглинистой почвах, и, как
 однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми вместе с
 хлебными, при плохой очистке последних, а также находящимися с
 соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с навозом.
 Меры для истребления его состоят в известковании почв, содержащих много
 перегноя, хорошей очистки посевных семян, боронования всходов посеянных
 растений и выпалывании их до созревания василька.
  С.
  Василий Дмитриевич - вел. кн. владимирский и московский (1389 -
 1425). Хотя В. Д., сын Димитрия Донского, и возведен был на
 великокняжеский престол послом хана, но, с его княжения, великое
 княжество сделалось окончательно достоянием московских князей. Перевес
 его над другими князьями и над старыми родовыми притязаниями сказался в
 самый год его вступления на престол. Князь Владимир Андреевич, его дядя,
 поссорился с Василием, но должен был, однако, уступить племяннику. Он
 признал последнего старейшим себя, обязался ходить на войну, сидеть в
 осаде, где В. прикажет. Вел. князь находил сильную опору в боярстве.
 Боярские роды начали оседать в Московском княжестве со времен второго
 сына Калиты, Ивана Ивановича. Эта оседлость дружины породила связь
 осевших боярских родов с домом Калиты, вследствие которой им не выгодно
 было, чтобы Моск. княжеством завладела какая-либо другая линия дома св.
 Владимира; точно также в выгодах боярства была передача престола от отца
 к сыну, при которой им было удобнее проводить свою наследственную
 политику. Возвышая значение московского князя над другими князьями,
 московское боярство возвысило себя над боярством других княжеств.
 Боярство в других княжествах, видя усиление Москвы, стремилось служить
 сильному и богатому московскому князю. Таким положением дел и
 настроением боярства объясняется легкое падение
 Нижегородско-суздальского княжества. В. Д., зная настроение
 нижегородского боярства, купил в Орде ярлык на Нижний Новгород и
 Суздаль. Борис, кн. нижегородский, созвав своих бояр, сказал им:
 "Господа мои и братия, милая дружина! Вспомните крестное целование, не
 выдайте меня врагам моим". Бояре клялись и во главе их клялся боярин
 Румянец, который, между тем, уже давно завел переговоры с Москвою. Когда
 в Нижний Новгород явились московские бояре с татарскими послами, то тот
 же боярин Румянец сказал Борису: "Господин князь! Не надейся на нас (на
 бояр), мы уже теперь не твои и не с тобою, а на тебя". Борись был
 схвачен, с женою и детьми; его немногие доброхоты разосланы по разным

<< Пред.           стр. 169 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу