<< Пред. стр. 267 (из 1179) След. >>
более широком поприще. Афинская республика сложилась из несколькихдесятков таких поселков, и этот способ образования ее был исходным
моментом клисфеновского административнотерриториального деления Аттики
на демы. В историческое время сложились города: Мегалополь - из 40
деревень, Мантинея - из 5, Тегея - из 9, из стольких же Героя и т.д.
Бывали случаи насильственного расторжения городских общин на
составлявшие их поселения или же отторжение некоторых поселений, что
свидетельствует о живучести общественных учреждений и в этих последних.
В 385 г. до Р. Х. Мантинея была расчленена спартанцами, и жители ее
вынуждены были расселяться и устраиваться по деревням. Отторжение
нескольких околотков от Мегалополя и обращение их в равноправные с
прочими членами ахейской федерации произведено было Филопеменом в 192 г.
до Р. Хр. Устройство деревенского поселка было прямым продолжением
родовых отношений, вынесенных эллинской расой из общеарийской родины,
вместе с начатками общинного быта. Наиболее постоянные и общие
учреждения эллинов, в большей или меньшей мере обеспечивавшие гражданам
самоуправление, каковы народное собрание, совет старейшин и предстатель
всего народа (басилей, архонт, стратег, председатель в т.п.) -
учреждение существовавшие как в отдельных городских и сельских общинах,
так и в федеративных союзах общин, тесно примыкали в той организации
управления, которая была выработана и много веков применялась в
отдельных родовых группах, в племенах и в союзах племен. Преобладанием
одного из исконных органов самоуправлении отличались друг от друга
монархия, аристократия и демократия, извращением которых были тирания,
олигархия и охлократия. Разрушались сами собою такие политические
образования эллинов, в которых нарушалось показанное выше распределение
власти в общинах, и не существовало достаточно крутых мер для сохранения
подобных организаций в силе: так было с гегемонами спартанской,
афинской, фивской и македонской. Напротив, способностью к сопротивлению
внешнему врагу и прочностью внутренних связей отличались федерации ахеян
и этолян, в которых союзное управление складывалось по исконному типу
родового и общинного устройства и которые сохраняли неприкосновенными
права и учреждения городских общин, а равно и особенности местного
управления в составных поселках этих последних. Несчастие Г. состояло не
в наличности многочисленных самостоятельных маленьких республик, из кот.
каждая стремилась жить деятельною общественною жизнью, а в
неравномерности развития общин, в разности понятий, чувств и интересов,
в географическое раздробленности страны, в разбросанности эллинов по
многим землям и островам и в бессилии их создать для себя систему
политических отношений, примиряющую все различия мелких государств и
направляющую все разрозненные силы их к общим целям и задачам. Подобная
система отношений оградила бы Г. от иноземного завоевания и ослабила бы
рознь политическую и социальную внутри.
Если к сказанному прибавить колонизационное движение эллинов в разные
части тогдашнего мира, а равно отношения эллинов к варварам,
выражавшиеся в культурном взаимодействии, в наступательных и, гораздо
чаще, в оборонительных войнах и приведшие к завоеванию Г. иноземцами, то
получится приблизительное систематическое распределение материала
древнегреческой истории. Начальная пора последней ознаменовалась
многозначительными заимствованиями эллинов из более древней культуры
восточных народов, преимущественно финикиян, потом расселением эллинов
на о-вах и побережьях восточных морей и западных; в средний период
греческой истории входит борьба с персидскими царями за независимость;
вмешательством в судьбу Г. северных и западных соседей завершается
независимое существовало эллинов; но к этому же времени относятся
наибольшие успеха эллинизации античного мира и возникновение в различных
частях его новых центров образованности. О самой отдаленной эпохе
греческой жизни мы узнаем кое-что из поэтических произведений, из легенд
и преданий, сохраненных позднейшими писателями; кое чему учат нас
раскопки, произведенные в различных местностях занятой эллинами
территории, а также показаны сравнительной мифологии и языковедения.
Этот период - ахейский или героический - ознаменовался несколькими
общими предприятиями, более всего - Троянской войной (1193 - 1184). Во
главе похода стоял царь Аргоса, Агамемнон, а воевавшие против Трои греки
носили общее имя ахейцев, или аргивян, или данаев. В гомеровских поэмах
содержатся ясные намеки на легендарные события еще большей древности, в
которых участвуют или те же герои Троянской войны, или предки их.
События эти: война между Аргосом и Фивами, охота на калидонского вепря и
поход аргонавтов в Колхиду. Из героев этого старшего поколения наиболее
известны Мелеагр, Эдип, Язон, Тезей, Геракл; главными местами действия
служили, кроме Аргоса, Калидон, Афины, Фивы, города Фессалии. С
некоторыми из этих имен связаны воспоминания или предания об устроении
Г. внутри и об истреблении разного рода чудовищ, - предания, в которых
слышится отголосок борьбы греческих племен с чуждыми народами. К тому же
периоду нужно отнести и образовано племенных союзов, амфиктоний, а также
собирание Аттики в одно государство вокруг афинского акрополя,
учреждение общеэллинских празднеств, олимпийских, пифийских, истмийских,
немейских, возвышение некоторых оракулов до значения центров
религиозного единения эллинов. Если в гомеровских поэмах собирательным
именем для всех греков служит одно из упомянутых выше названий - ахеяне,
данаи, аргивяне, а под эллинами здесь разумеются только жители небольшой
области в Фессалии, если имя эллинов в общем значении всей греческой
расы встречается впервые не раньше Гезиода и Архилоха, а греками
(Graeci) называли эллинов только италийцы, то несравненно раньше, веков
за 14 до Р. Х., эллинов знали на семитическом Востоке под собирательным
именем "детей Иаван", ионян, в чем нельзя не видеть свидетельства о
сношениях восточных народов с Г., с самых отдаленных времен,
преимущественно через ионян. Хотя афиняне твердо убеждены были, что они
- автохтоны Аттики, однако существовало сказание, обработанное для
театра Еврипидом, о переходе Аттики от туземных владык, Кекропа и
Ерехфея, в обладание ионян, предводительствуемых Ксуфом и Ионом. Доряне,
в составе коих различались три колена (гиллеев, памфилов и диманов), и
ионяне, делившиеся на 4 колена (гелеонтов, гоплетов, эгикореев и
аргадеев) - вот два главных подразделения эллинской расы, каждое с
довольно определенными этнографическими признаками. В комбинациях
позднейших историков упоминаются рядом имена трех родоначальников расы:
Эола, Дора и Ксуфа, отца Иона и Ахея; однако соединявшиеся под именем
эолян народы были многочисленны и не сходны между собою, имея разве то
общее, что не принадлежали ни к дорянам, ни к ионянам. Таковы лесбияне,
кумеяне, фессалийцы, локры, беотяне, элейцы и мн. др. По мнению
некоторых ученых (Дункер, Курциус, Герман, Шеман), ахейско-ионийскому
периоду предшествовал пеласгический, причем все три имени: пеласгов,
ахейцев, эллинов приурочиваются к одному и тому же народу греческому,
только в различные периоды времени, следовавшие один за другим. Но не
меньшею доказательностью обладает и другое положение - об
этнографической отдельности пеласгов от эллинов (Киперт, Гольм,
Гессельмейер). Оба мнения могут быть сведены к общему источнику
- к неясным выражениям древних историков; при этом, однако, не трудно
заметить, что обращение пеласгов в эллинов могло быть последствием
предположения, что ионяне и эоляне - автохтоны, каковыми все считали и
пеласгов; эллинами были собственно одни доряне, пришельцы. С пеласгами
делили доисторическую Г. лелеги, карийцы, телебои, кавконы, куреты и др.
О той поре, куда не достигают ни предания, ни поэзия, свидетельствуют
данные сравнительного языковедения, мифологии и культуры. Этого рода
свидетельствами устанавливается принадлежность эллинов к семье арийских
или индоевропейских народов, вместе с индусами, иранцами, италийцами,
кельтами, славянами, литовцами, германцами, и выясняется,
приблизительно, тот запас религиозных верований, технических знаний и
предметов культуры, с какими эллины должны были выйти из общего
местожительства народов, а равно и степень гражданственности их в то
время. Антропоморфические божества, с божеством дневного света во главе,
различные способы их чествования, патриархальная семья, родовая
организация с воссоединением племен во временные союзы, впоследствии
переходившие в народы, уменье селиться деревнями и укрепленными
городами, - все это было вынесено эллинами из общей родины ариев. Росту
эллинской культуры содействовали и многообразные заимствования с
Востока, как из Азии, так и из Египта, хотя греч. рассказы о переселении
Кекропа из нижнего Египта в Афины и Даная из верхнего Египта в Аргос -
измышления позднейшего времени; в большей мере печать подлинного
предания носят на себе рассказы о поселении финикийского Кадма в Фивах и
ликийца Пелопа в Элиде. Раскопки на Гиссарлике в Троаде, на Фере, в
Мениде, на местах Тиринфа, Микен, Орхомена не допускают более сомнения в
значительном воздействии вост. народов на Г., хотя и раньше уже
литературные свидетельства, преимущественно относящиеся к культам
божеств и торговле, равно как и особенности греч. алфавита,
устанавливали тот же факт достаточно прочно. Как во времена исторические
Восток все больше и больше обращался в арену деятельности элиннов и
воспринимал эллинскую образованность, так эта последняя первыми своими
успехами обязана была восточному влиянию. Меры, вес, письмо,
строительное искусство, множество религиозных образов и обрядов
привнесены были в жизнь эллинов с Востока, обогатили содержание ее в
древнейшую пору и облегчили дальнейшую самостоятельную работу эллинского
гения. Начало восточного влияния на Г. восходит к концу XIV в. до Р. Х.,
ибо с этого времени восточными народами основываемы были на о-вах
Эгейского моря, на восточных окраинах греческого материка и даже в
глубине его многочисленные колонии и торговые фактории. Переселение
дорян в Пелопоннес составляет, кажется, предельный термин культурного
преобладания Востока над Г.
Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени,
обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых
гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее, к началу VIII в. до Р. Х.
существовавших в теперешнем, приблизительно, виде. Изображенное в них
состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Г.
и составляет как бы исходные момент в образовании различных форм
государственного устройства. Составление Илиады и Одиссеи относится к
Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм
передвижением племен и народов в материковой Г., последствием чего было
основание малоазийских и островных колоний. Распределить содержащиеся в
поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности;
главная доля его принадлежит временам самого творца поэм. Индивидуальный
тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его
верованиями и наклонностями установился уже в обществе времен Гомера.
Положительных законов в этом обществе еще нет; поэтому уклонения от
нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее
чувствительны; однако, имеют большую силу исконные обычаи и установлены,
охраняемые самими богами, а также общественное мнение. В обществе живут
еще обломки родового строя, особенно в отношениях семейных и
частно-правовых; но городская община уже сложилась, в управление ею
распределено между единоличным вождем (басилей), советом старейшин и
народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила
публичного слова, наличность ораторов, примеры критики, направленное
против вождей и т.п., свидетельствуют, что уже в эту пору народ в
городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием
других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и
для вождя обязательны заботливость о народе, справедливость в решении
дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время.
Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почета со стороны
народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех
общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели
большую определенность; понятие общего блага в государстве получило
перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед
обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.
Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нем
различаются люди простые и знатные; кроме свободных; есть рабы; в среде
свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий; взаимные
отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной
простоты и близости; в отношениях мужчины и женщины замечается больше
равноправности, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы
Гезиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в
ту отдаленную пору.
Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и
Одиссе, с разнородным населением на определенной территории, со всеми
особенностями государственного устройства, много содействовало
передвижение эллинских племен, известное под именем возвращение
Гераклидов или переселение дорян в Пелопоннес. Происходившее при этом
смешение племен и объединение завоевателей и завоеванных в общей
политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах
должны были ускорять переход от родового строя к территориальному,
государственному. Следовавшее за передвижением дорян основание колоний в
Малой Азии и на о-вах действовало в том же направлении еще сильнее:
новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы
общественности. Передвижение эллинов, в котором главная роль
принадлежала дорянам, приурочивается к XI веку (с 1104 г.); началось оно
вторжением эпирского народа фессалиян через Пинд в ту страну, которая в
историческое время именовалась Фессалией. Эолийские туземцы были частью
покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название
Беотии. Жившие у подножия Олимпа доряне двинулись сначала в ту область,
которая впоследствии называлась Доридою, а оттуда часть их, вместе с
этолянами, через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того
времени занятый ахейцами и в северной части ионянами. Только после
продолжительной борьбы с туземцами доряне мало-помалу утвердились в
Мессении, Лаконике, Арголиде, куда они проникли со стороны Аргосского
зал., и в Коринфе. Ахеяне вынуждены были или покориться пришельцам на
положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные
особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сниматься с
насиженных мест. С этого времени название Ахаии получила северная полоса
полуострова, откуда ионяне бегали к своим соплеменникам в Аттику:
прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть
ахеян покинула Пелопоннес и поселилась на остр. Лесбосе. С Коринфского
перешейка доряне проникли в среднюю Г. и здесь завладели Мегаридою. В
Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от
дорян, жители Аркадии, а Елида досталась, кажется, союзникам дорян,
этолянам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и
выселение ионян из Аттики и других областей на острова и малоазийское
побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет, Ефес, Фокея, Колофон
и др.), и основание дорянами, вышедшими преимущественно из Арголиды,
шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих к нему
островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний,
которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений,
эллинская раса разместилась окончательно на постоянное жительство в
собственной Г. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство
легенды и мифа, а по сю сторону начинается историческое существование
Г., с общим именем эллинов. Из новых ученых Белох решается отвергать
самое передвижение племен, в связи с дорийским завоеванием Пелопоннеса.
Хотя с возвращением Гераклидов Г. вступает в исторический период
существования, в противоположность легендарному и мифологическому,
однако надолго еще наши сведения о Г. не становятся ни более
достоверными, ни менее скудными. Достоверная запись событий начинается
только с первого года первой записанное Олимпиады, т. е. с 776 г. до Р.
Х., а некоторую обстоятельность и последовательность исторических
сведений, и то не о всех частях Г., приобретают не раньше VI века до Р.
Х. Недостаток известий обыкновенно восполняется схематическими
построениями древних философов и рационалистическими комбинациями
позднейших историков Вызванная передвижением племен, колонизация
закончилась в началу IX века до Р. Х., а в образовавшихся с этого
времени многочисленных государствах совершалось дальнейшее осложнение и
развитие тех отношений между органами власти и классами населения,
которые существовали уже в гомеровских обществах; вместе с тем
усиливалась потребность в возможно большей определенности и устойчивости
общественных учреждений. Неравенства состояния, как главный источник
внутренних распрей, присущи были уже родовым группам и деревенским
поселениям; они умножились и обострились в городских общинах, особенно с
развитием в некоторых из них торговли и промыслов и с накоплением
движимых богатств. Личные достоинства для гомеровского басилея
почитались условием власти и почета; не только на избранников и любимцев
народа обращались милости богов, но и на потомство их; настроение
народной массы благоприятствовало наследственности звания басилея в
некоторых родах или семействах; в смысле усиления этой власти должны
были действовать частые войны во время переселений и в борьбе за новые
места. Единоличное управление в городской общине на время окрепло. Но с
наступлением более мирного состояния не замедлили выступить опиравшиеся
на традиции притязания знати - ограничить в свою пользу власть басилея;
во многих случаях притязания эти находили себе поддержку в народе, и
управление из единоличного переходило в коллегиальное. Необходимо
заметить, что носителями единоличной пожизненной или наследственной
власти были иногда не только басилеи, но и архонты. IX и VIII вв. до Р.
Х. прошли в борьбе знатных родов за право деятельного участия в
управлении, и чуть не повсеместно борьба кончилась не в пользу басилеев.
Лишь в немногих местах сохранилась архаическая форма гражданственности,
как в Македонии, напр., или Епире; в некоторых общинах первоначальная
басилея перешла прямо в народоправство, наприм. в ахейских городах.
Обыкновенно царское правление сменялось аристократическим или
олигархическим, причем власть предстателя общины становилась срочной,
даруемой во воле избирателей, этими последними контролируемой и перед
ними ответственной. Так было в Афинах, Коринфе, Сикионе, Милете, Ефесе и
др. Верховная власть становилась достоянием не одного лица и не одного
семейства или рода, но целого сословия привилегированных, ревниво
охранявшего свои права от притязаний простого народа на участие в
общественных делах. Господство знати было тем тяжелее, что к
политической бесправности массы она присоединяла гнет экономический.
Оскорбительные для народа чувства олигарха нашла себе выражение в
элегиях Феогнида, а элегии Солона содержат в себе достаточно указаний на
беззакония в утеснения простых людей знатью, эвпатридами. Неурядицы,
которыми сопровождались перемены в способах управления, недовольство
новым порядком вещей, экономическая и политическая приниженность на
родине, наконец дух предприимчивости и жажда обогащения привели к
основанию новых поселений, которые раскинулись по всему побережью
Средиземного моря, переступили за Геракловы Столбы, проникли даже в
земли скифов и сарматов. Это вторичное колонизационное движение
совершалось в VIII-VII вв. до Р. Х. Цивилизующее значение новых
поселений для самой метрополии было громадно и всесторонне: колониям
принадлежал почин в дальнейших успехах метрополии, художественных,
литературных, промышленных, политических. Милет, сам выведший не меньше
80 колоний, становится центром греческой образованности в VII в. до Р.
Х.: отсюда выходят первые мыслители, географы, историки; ему же
принадлежат первые опыты литературной прозы. В колониях раньше, чем в
метрополии, образовался класс населения, сильный богатством и знаниями и
нерасположенный сносить исключительное господство знати. Внутренние
волнения в общинах разрешались или составлением в изданием писанных
законов, или вмешательством так называемых тиранов, которые, опираясь на