<< Пред.           стр. 267 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 более широком поприще. Афинская республика сложилась из нескольких
 десятков таких поселков, и этот способ образования ее был исходным
 моментом клисфеновского административнотерриториального деления Аттики
 на демы. В историческое время сложились города: Мегалополь - из 40
 деревень, Мантинея - из 5, Тегея - из 9, из стольких же Героя и т.д.
 Бывали случаи насильственного расторжения городских общин на
 составлявшие их поселения или же отторжение некоторых поселений, что
 свидетельствует о живучести общественных учреждений и в этих последних.
 В 385 г. до Р. Х. Мантинея была расчленена спартанцами, и жители ее
 вынуждены были расселяться и устраиваться по деревням. Отторжение
 нескольких околотков от Мегалополя и обращение их в равноправные с
 прочими членами ахейской федерации произведено было Филопеменом в 192 г.
 до Р. Хр. Устройство деревенского поселка было прямым продолжением
 родовых отношений, вынесенных эллинской расой из общеарийской родины,
 вместе с начатками общинного быта. Наиболее постоянные и общие
 учреждения эллинов, в большей или меньшей мере обеспечивавшие гражданам
 самоуправление, каковы народное собрание, совет старейшин и предстатель
 всего народа (басилей, архонт, стратег, председатель в т.п.) -
 учреждение существовавшие как в отдельных городских и сельских общинах,
 так и в федеративных союзах общин, тесно примыкали в той организации
 управления, которая была выработана и много веков применялась в
 отдельных родовых группах, в племенах и в союзах племен. Преобладанием
 одного из исконных органов самоуправлении отличались друг от друга
 монархия, аристократия и демократия, извращением которых были тирания,
 олигархия и охлократия. Разрушались сами собою такие политические
 образования эллинов, в которых нарушалось показанное выше распределение
 власти в общинах, и не существовало достаточно крутых мер для сохранения
 подобных организаций в силе: так было с гегемонами спартанской,
 афинской, фивской и македонской. Напротив, способностью к сопротивлению
 внешнему врагу и прочностью внутренних связей отличались федерации ахеян
 и этолян, в которых союзное управление складывалось по исконному типу
 родового и общинного устройства и которые сохраняли неприкосновенными
 права и учреждения городских общин, а равно и особенности местного
 управления в составных поселках этих последних. Несчастие Г. состояло не
 в наличности многочисленных самостоятельных маленьких республик, из кот.
 каждая стремилась жить деятельною общественною жизнью, а в
 неравномерности развития общин, в разности понятий, чувств и интересов,
 в географическое раздробленности страны, в разбросанности эллинов по
 многим землям и островам и в бессилии их создать для себя систему
 политических отношений, примиряющую все различия мелких государств и
 направляющую все разрозненные силы их к общим целям и задачам. Подобная
 система отношений оградила бы Г. от иноземного завоевания и ослабила бы
 рознь политическую и социальную внутри.
  Если к сказанному прибавить колонизационное движение эллинов в разные
 части тогдашнего мира, а равно отношения эллинов к варварам,
 выражавшиеся в культурном взаимодействии, в наступательных и, гораздо
 чаще, в оборонительных войнах и приведшие к завоеванию Г. иноземцами, то
 получится приблизительное систематическое распределение материала
 древнегреческой истории. Начальная пора последней ознаменовалась
 многозначительными заимствованиями эллинов из более древней культуры
 восточных народов, преимущественно финикиян, потом расселением эллинов
 на о-вах и побережьях восточных морей и западных; в средний период
 греческой истории входит борьба с персидскими царями за независимость;
 вмешательством в судьбу Г. северных и западных соседей завершается
 независимое существовало эллинов; но к этому же времени относятся
 наибольшие успеха эллинизации античного мира и возникновение в различных
 частях его новых центров образованности. О самой отдаленной эпохе
 греческой жизни мы узнаем кое-что из поэтических произведений, из легенд
 и преданий, сохраненных позднейшими писателями; кое чему учат нас
 раскопки, произведенные в различных местностях занятой эллинами
 территории, а также показаны сравнительной мифологии и языковедения.
 Этот период - ахейский или героический - ознаменовался несколькими
 общими предприятиями, более всего - Троянской войной (1193 - 1184). Во
 главе похода стоял царь Аргоса, Агамемнон, а воевавшие против Трои греки
 носили общее имя ахейцев, или аргивян, или данаев. В гомеровских поэмах
 содержатся ясные намеки на легендарные события еще большей древности, в
 которых участвуют или те же герои Троянской войны, или предки их.
 События эти: война между Аргосом и Фивами, охота на калидонского вепря и
 поход аргонавтов в Колхиду. Из героев этого старшего поколения наиболее
 известны Мелеагр, Эдип, Язон, Тезей, Геракл; главными местами действия
 служили, кроме Аргоса, Калидон, Афины, Фивы, города Фессалии. С
 некоторыми из этих имен связаны воспоминания или предания об устроении
 Г. внутри и об истреблении разного рода чудовищ, - предания, в которых
 слышится отголосок борьбы греческих племен с чуждыми народами. К тому же
 периоду нужно отнести и образовано племенных союзов, амфиктоний, а также
 собирание Аттики в одно государство вокруг афинского акрополя,
 учреждение общеэллинских празднеств, олимпийских, пифийских, истмийских,
 немейских, возвышение некоторых оракулов до значения центров
 религиозного единения эллинов. Если в гомеровских поэмах собирательным
 именем для всех греков служит одно из упомянутых выше названий - ахеяне,
 данаи, аргивяне, а под эллинами здесь разумеются только жители небольшой
 области в Фессалии, если имя эллинов в общем значении всей греческой
 расы встречается впервые не раньше Гезиода и Архилоха, а греками
 (Graeci) называли эллинов только италийцы, то несравненно раньше, веков
 за 14 до Р. Х., эллинов знали на семитическом Востоке под собирательным
 именем "детей Иаван", ионян, в чем нельзя не видеть свидетельства о
 сношениях восточных народов с Г., с самых отдаленных времен,
 преимущественно через ионян. Хотя афиняне твердо убеждены были, что они
 - автохтоны Аттики, однако существовало сказание, обработанное для
 театра Еврипидом, о переходе Аттики от туземных владык, Кекропа и
 Ерехфея, в обладание ионян, предводительствуемых Ксуфом и Ионом. Доряне,
 в составе коих различались три колена (гиллеев, памфилов и диманов), и
 ионяне, делившиеся на 4 колена (гелеонтов, гоплетов, эгикореев и
 аргадеев) - вот два главных подразделения эллинской расы, каждое с
 довольно определенными этнографическими признаками. В комбинациях
 позднейших историков упоминаются рядом имена трех родоначальников расы:
 Эола, Дора и Ксуфа, отца Иона и Ахея; однако соединявшиеся под именем
 эолян народы были многочисленны и не сходны между собою, имея разве то
 общее, что не принадлежали ни к дорянам, ни к ионянам. Таковы лесбияне,
 кумеяне, фессалийцы, локры, беотяне, элейцы и мн. др. По мнению
 некоторых ученых (Дункер, Курциус, Герман, Шеман), ахейско-ионийскому
 периоду предшествовал пеласгический, причем все три имени: пеласгов,
 ахейцев, эллинов приурочиваются к одному и тому же народу греческому,
 только в различные периоды времени, следовавшие один за другим. Но не
 меньшею доказательностью обладает и другое положение - об
 этнографической отдельности пеласгов от эллинов (Киперт, Гольм,
 Гессельмейер). Оба мнения могут быть сведены к общему источнику
  - к неясным выражениям древних историков; при этом, однако, не трудно
 заметить, что обращение пеласгов в эллинов могло быть последствием
 предположения, что ионяне и эоляне - автохтоны, каковыми все считали и
 пеласгов; эллинами были собственно одни доряне, пришельцы. С пеласгами
 делили доисторическую Г. лелеги, карийцы, телебои, кавконы, куреты и др.
 О той поре, куда не достигают ни предания, ни поэзия, свидетельствуют
 данные сравнительного языковедения, мифологии и культуры. Этого рода
 свидетельствами устанавливается принадлежность эллинов к семье арийских
 или индоевропейских народов, вместе с индусами, иранцами, италийцами,
 кельтами, славянами, литовцами, германцами, и выясняется,
 приблизительно, тот запас религиозных верований, технических знаний и
 предметов культуры, с какими эллины должны были выйти из общего
 местожительства народов, а равно и степень гражданственности их в то
 время. Антропоморфические божества, с божеством дневного света во главе,
 различные способы их чествования, патриархальная семья, родовая
 организация с воссоединением племен во временные союзы, впоследствии
 переходившие в народы, уменье селиться деревнями и укрепленными
 городами, - все это было вынесено эллинами из общей родины ариев. Росту
 эллинской культуры содействовали и многообразные заимствования с
 Востока, как из Азии, так и из Египта, хотя греч. рассказы о переселении
 Кекропа из нижнего Египта в Афины и Даная из верхнего Египта в Аргос -
 измышления позднейшего времени; в большей мере печать подлинного
 предания носят на себе рассказы о поселении финикийского Кадма в Фивах и
 ликийца Пелопа в Элиде. Раскопки на Гиссарлике в Троаде, на Фере, в
 Мениде, на местах Тиринфа, Микен, Орхомена не допускают более сомнения в
 значительном воздействии вост. народов на Г., хотя и раньше уже
 литературные свидетельства, преимущественно относящиеся к культам
 божеств и торговле, равно как и особенности греч. алфавита,
 устанавливали тот же факт достаточно прочно. Как во времена исторические
 Восток все больше и больше обращался в арену деятельности элиннов и
 воспринимал эллинскую образованность, так эта последняя первыми своими
 успехами обязана была восточному влиянию. Меры, вес, письмо,
 строительное искусство, множество религиозных образов и обрядов
 привнесены были в жизнь эллинов с Востока, обогатили содержание ее в
 древнейшую пору и облегчили дальнейшую самостоятельную работу эллинского
 гения. Начало восточного влияния на Г. восходит к концу XIV в. до Р. Х.,
 ибо с этого времени восточными народами основываемы были на о-вах
 Эгейского моря, на восточных окраинах греческого материка и даже в
 глубине его многочисленные колонии и торговые фактории. Переселение
 дорян в Пелопоннес составляет, кажется, предельный термин культурного
 преобладания Востока над Г.
  Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени,
 обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых
 гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее, к началу VIII в. до Р. Х.
 существовавших в теперешнем, приблизительно, виде. Изображенное в них
 состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Г.
 и составляет как бы исходные момент в образовании различных форм
 государственного устройства. Составление Илиады и Одиссеи относится к
 Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм
 передвижением племен и народов в материковой Г., последствием чего было
 основание малоазийских и островных колоний. Распределить содержащиеся в
 поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности;
 главная доля его принадлежит временам самого творца поэм. Индивидуальный
 тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его
 верованиями и наклонностями установился уже в обществе времен Гомера.
 Положительных законов в этом обществе еще нет; поэтому уклонения от
 нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее
 чувствительны; однако, имеют большую силу исконные обычаи и установлены,
 охраняемые самими богами, а также общественное мнение. В обществе живут
 еще обломки родового строя, особенно в отношениях семейных и
 частно-правовых; но городская община уже сложилась, в управление ею
 распределено между единоличным вождем (басилей), советом старейшин и
 народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила
 публичного слова, наличность ораторов, примеры критики, направленное
 против вождей и т.п., свидетельствуют, что уже в эту пору народ в
 городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием
 других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и
 для вождя обязательны заботливость о народе, справедливость в решении
 дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время.
 Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почета со стороны
 народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех
 общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели
 большую определенность; понятие общего блага в государстве получило
 перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед
 обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.
 Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нем
 различаются люди простые и знатные; кроме свободных; есть рабы; в среде
 свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий; взаимные
 отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной
 простоты и близости; в отношениях мужчины и женщины замечается больше
 равноправности, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы
 Гезиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в
 ту отдаленную пору.
  Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и
 Одиссе, с разнородным населением на определенной территории, со всеми
 особенностями государственного устройства, много содействовало
 передвижение эллинских племен, известное под именем возвращение
 Гераклидов или переселение дорян в Пелопоннес. Происходившее при этом
 смешение племен и объединение завоевателей и завоеванных в общей
 политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах
 должны были ускорять переход от родового строя к территориальному,
 государственному. Следовавшее за передвижением дорян основание колоний в
 Малой Азии и на о-вах действовало в том же направлении еще сильнее:
 новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы
 общественности. Передвижение эллинов, в котором главная роль
 принадлежала дорянам, приурочивается к XI веку (с 1104 г.); началось оно
 вторжением эпирского народа фессалиян через Пинд в ту страну, которая в
 историческое время именовалась Фессалией. Эолийские туземцы были частью
 покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название
 Беотии. Жившие у подножия Олимпа доряне двинулись сначала в ту область,
 которая впоследствии называлась Доридою, а оттуда часть их, вместе с
 этолянами, через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того
 времени занятый ахейцами и в северной части ионянами. Только после
 продолжительной борьбы с туземцами доряне мало-помалу утвердились в
 Мессении, Лаконике, Арголиде, куда они проникли со стороны Аргосского
 зал., и в Коринфе. Ахеяне вынуждены были или покориться пришельцам на
 положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные
 особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сниматься с
 насиженных мест. С этого времени название Ахаии получила северная полоса
 полуострова, откуда ионяне бегали к своим соплеменникам в Аттику:
 прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть
 ахеян покинула Пелопоннес и поселилась на остр. Лесбосе. С Коринфского
 перешейка доряне проникли в среднюю Г. и здесь завладели Мегаридою. В
 Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от
 дорян, жители Аркадии, а Елида досталась, кажется, союзникам дорян,
 этолянам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и
 выселение ионян из Аттики и других областей на острова и малоазийское
 побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет, Ефес, Фокея, Колофон
 и др.), и основание дорянами, вышедшими преимущественно из Арголиды,
 шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих к нему
 островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний,
 которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений,
 эллинская раса разместилась окончательно на постоянное жительство в
 собственной Г. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство
 легенды и мифа, а по сю сторону начинается историческое существование
 Г., с общим именем эллинов. Из новых ученых Белох решается отвергать
 самое передвижение племен, в связи с дорийским завоеванием Пелопоннеса.
  Хотя с возвращением Гераклидов Г. вступает в исторический период
 существования, в противоположность легендарному и мифологическому,
 однако надолго еще наши сведения о Г. не становятся ни более
 достоверными, ни менее скудными. Достоверная запись событий начинается
 только с первого года первой записанное Олимпиады, т. е. с 776 г. до Р.
 Х., а некоторую обстоятельность и последовательность исторических
 сведений, и то не о всех частях Г., приобретают не раньше VI века до Р.
 Х. Недостаток известий обыкновенно восполняется схематическими
 построениями древних философов и рационалистическими комбинациями
 позднейших историков Вызванная передвижением племен, колонизация
 закончилась в началу IX века до Р. Х., а в образовавшихся с этого
 времени многочисленных государствах совершалось дальнейшее осложнение и
 развитие тех отношений между органами власти и классами населения,
 которые существовали уже в гомеровских обществах; вместе с тем
 усиливалась потребность в возможно большей определенности и устойчивости
 общественных учреждений. Неравенства состояния, как главный источник
 внутренних распрей, присущи были уже родовым группам и деревенским
 поселениям; они умножились и обострились в городских общинах, особенно с
 развитием в некоторых из них торговли и промыслов и с накоплением
 движимых богатств. Личные достоинства для гомеровского басилея
 почитались условием власти и почета; не только на избранников и любимцев
 народа обращались милости богов, но и на потомство их; настроение
 народной массы благоприятствовало наследственности звания басилея в
 некоторых родах или семействах; в смысле усиления этой власти должны
 были действовать частые войны во время переселений и в борьбе за новые
 места. Единоличное управление в городской общине на время окрепло. Но с
 наступлением более мирного состояния не замедлили выступить опиравшиеся
 на традиции притязания знати - ограничить в свою пользу власть басилея;
 во многих случаях притязания эти находили себе поддержку в народе, и
 управление из единоличного переходило в коллегиальное. Необходимо
 заметить, что носителями единоличной пожизненной или наследственной
 власти были иногда не только басилеи, но и архонты. IX и VIII вв. до Р.
 Х. прошли в борьбе знатных родов за право деятельного участия в
 управлении, и чуть не повсеместно борьба кончилась не в пользу басилеев.
 Лишь в немногих местах сохранилась архаическая форма гражданственности,
 как в Македонии, напр., или Епире; в некоторых общинах первоначальная
 басилея перешла прямо в народоправство, наприм. в ахейских городах.
 Обыкновенно царское правление сменялось аристократическим или
 олигархическим, причем власть предстателя общины становилась срочной,
 даруемой во воле избирателей, этими последними контролируемой и перед
 ними ответственной. Так было в Афинах, Коринфе, Сикионе, Милете, Ефесе и
 др. Верховная власть становилась достоянием не одного лица и не одного
 семейства или рода, но целого сословия привилегированных, ревниво
 охранявшего свои права от притязаний простого народа на участие в
 общественных делах. Господство знати было тем тяжелее, что к
 политической бесправности массы она присоединяла гнет экономический.
 Оскорбительные для народа чувства олигарха нашла себе выражение в
 элегиях Феогнида, а элегии Солона содержат в себе достаточно указаний на
 беззакония в утеснения простых людей знатью, эвпатридами. Неурядицы,
 которыми сопровождались перемены в способах управления, недовольство
 новым порядком вещей, экономическая и политическая приниженность на
 родине, наконец дух предприимчивости и жажда обогащения привели к
 основанию новых поселений, которые раскинулись по всему побережью
 Средиземного моря, переступили за Геракловы Столбы, проникли даже в
 земли скифов и сарматов. Это вторичное колонизационное движение
 совершалось в VIII-VII вв. до Р. Х. Цивилизующее значение новых
 поселений для самой метрополии было громадно и всесторонне: колониям
 принадлежал почин в дальнейших успехах метрополии, художественных,
 литературных, промышленных, политических. Милет, сам выведший не меньше
 80 колоний, становится центром греческой образованности в VII в. до Р.
 Х.: отсюда выходят первые мыслители, географы, историки; ему же
 принадлежат первые опыты литературной прозы. В колониях раньше, чем в
 метрополии, образовался класс населения, сильный богатством и знаниями и
 нерасположенный сносить исключительное господство знати. Внутренние
 волнения в общинах разрешались или составлением в изданием писанных
 законов, или вмешательством так называемых тиранов, которые, опираясь на

<< Пред.           стр. 267 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу