<< Пред. стр. 298 (из 1179) След. >>
мистический элемент. Знаменитый "демон Сократа" (как он сам его понимал)был благотворное провиденциальное внушение, обращавшееся в единичных
случаях к его разумной воле, но не в форме только внутреннего сознания,
а и внешним ощутительным образом: Платон и Ксенофонт согласно
свидетельствуют, что Д. говорил Сократу с помощью звука и знака - jwnh
cai shmeion. По содержанию этих внушений, всегда целесообразных (в
высшем нравственном смысле), их нельзя признать за простые болезненные
галлюцинации, а по их ощутительной форме их нельзя отожествить с голосом
совести или категорическим императивом. С буквою (но не со смыслом)
Платонова и Ксенофонтова свидетельства согласно приводимое Плутархом
мнение, что Сократов Д. выражался в чихании, которое было и jwnh, и
shmeion. Более внимания заслуживает объяснение самого Плутарха: подобно
тому как во сне, несмотря на бездействие внешних органов чувств,
впечатления и внушения извнутри души облекаются в форму внешних чувств -
мы видим образы, слышим звуки,
- так у Сократа, и в бодрственном состоянии, внутренние внушения
божества переходили во внешние ощущения. Другими словами, Плутарх
приписывает Сократу то, что теперь наз. правдивыми или вещими
галлюцинациями. Д., существование которого Сократ признавал как
эмпирический факт, у его учеников стал опять предметом теоретических
взглядов. Платон, с одной стороны, утверждает (в Тимее), что всякий
мудрый и добродетельный человек, живой или умерший, имеет в себе самом
нечто демоническое - daimonion ti, и потому его справедливо называть
демоном, а с другой стороны (в Федре, Государстве, Федоне, Горгии),
говорит, что каждому человеку по его собственному выбору дается Д. -
руководитель, который, впрочем, отличается от руководимой души не по
природе, а только по степени достигнутого совершенства. Ибо Платон
признает сложную иерархию духовных существ, начиная от простых душ
предков или домашних демонов и кончая небесными богами, непосредственно
созерцающими единое верховное благо. В этом платоническом взгляде
(систематически разработанном неоплатониками) основное различие
оказывается не между богами и демонами (оно здесь второстепенно), а
между единым абсолютным божеством и множественностью относительных,
смешанной природы духовных существ, более или менее причастных божеству.
Но меньшее добро есть то же, что зло - и так. образом возвращается
чуждое первоначально платонизму представление дурного Д. Некоторые из
писателей после-сократовской эпохи останавливаются на простом
противуположении добрых и злых демонов (Исократ, Ксенократ, Эвклид,
утверждавший, что у каждого из нас есть по два демона противуположного
характера); у других писателей является тенденция только злых называть
демонами, а добрых - богами (так, между прочим, у Плутарха). Но такое
разграничение не могло быть удержано; между мифологическими божествами
не было ни одного свободного от дурных свойств и действий, и если
существа такого рода суть не боги, а демоны, то прав был Эврипид, когда
называл Афродиту (в Ипполите) худшим из демонов - kakisth daimonwn.
Когда развитая религиозно-философская мысль признала достойным
поклонения единственно лишь абсолютно-доброе, весь эллинский пантеон
должен был быть исключен из сферы истинного божества; все олимпийцы
превращались в демонов, в духов обмана и зла. Такой взгляд, окончательно
утвердившийся в философии патристической, был, таким образом, не
случайным и внешним для эллинизма, а его собственным последним словом по
этому предмету. Ср. Ukert, "Ueber Damonen, Heroen und Genien" (Лпц,.
1850); Gerhardt. "Uber Wesen, Verwandschaft u. Ursprung der Damonen u.
Genien" (Б. 1852); Neuhauser, "De Graecorum demonibus" (Берл. 1857);
Lelut, "Du Demon de Socrate" (П. 1836); Hild, "Etude sur les demons" (П.
1881).
Вл. Соловьев.
Демонетизация - потеря монетою (в настоящее время - серебром) ее
денежного качества. В роли денег, серебро и золото, под влиянием разных
условий экономической жизни, испытывали ряд колебаний в ценности,
особенно серебро. До XVI в. отношение между золотом и серебром
составляло 1 : 10 - 12; затем это отношение стало изменяться, в
зависимости не только от открытия богатейших серебряных рудников в
Америке, но также и от действия других причин (напр. в период
Тридцатилетней войны население обращало имущества в такую форму,
которая, при наименьшем объеме, обладает наибольшею ценностью, т. е. в
золото). В 1701 - 1710 г. отношение между серебром и золотом было
1:15,27. В XVIII в. падение ценности серебра, не везде одинаковое,
обратило на себя внимание выдающихся ученых и госуд. людей. Большое
влияние на установление отношения между серебром и золотом как 1 : 15,5
оказала Франция, принявшая законом 1803 г. систему биметаллизма и,
благодаря хозяйственному могуществу, имевшая возможность поддержать
определенное отношение. В противуположном направлении стала действовать
Англия, введшая с 1816 г. золотую единицу, с сообщением серебру качества
разменной монеты. Этот факт не остался без влияния на падение ценности
серебра. С особенною силою вопрос об урегулировании отношения между
серебром и золотом возник тогда, когда понизилась ценность золота,
вследствие открытия калифорнских, австралийских и др. зол. рудников. В
виду изобилия золота некоторые теоретики предлагали переход к серебряной
единице; но вскоре серебро стало опять падать в цене. Причиною этому
были два фактора: первый, действовавший и ранее - увеличение добычи
серебра сравнительно с золотом, и второй - переход других государств к
золотой единице. По исчислению Сетбера, после открытия Америки было
добыто (в кгр.):
добыто стоимостью (милл. фр.) 1493-1885 золота 11090511 38138
1493-1885 серебра 206804485 44630 1886-1892 золота 1120000 3775
1886-1892 серебра 24200000 3800
Следовательно, золота добыто меньше, чем серебра, что и отразилось на
понижении ценности последнего. Не без значительного влияния остался
переход к золотой единице Германии, в 1870 г. Он усилил запрос на
золото, а предложение больших количеств серебра на продажу на лондонском
рынке, являющемся центром продажи серебра, повлекло за собою дальнейшее
понижение ценности белого металла. За Германией последовали Швеция,
Норвегия и Австро-Венгрия, в 1892 г. Так как падение ценности серебра
имеет огромное значение не только для стран с двойной единицей, но и для
всего мирового хозяйства, то образовался так назыв. латинский союз, из 5
государств (Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Швейцария), имеющий
целью регулировать выпуски серебряной монеты в этих государствах. Кроме
того государства, заинтересованные в устройстве денежного обращения,
созывали конференции для разработки мер к урегулированию отношений между
серебром и золотом. В последнюю половину XIX в. отношения были такие:
1850 1:15.7 1880 1:18.05 1890 1:19.5
В последнее время ценность серебра понизилась еще более. См.
капитальный труд Soetber'a, "Edelmetallprodaction und Werthverhaltniss
zwischen Gold und Silber" (1875).
В. С.
Демонстрация, военно-политическая и военная. Первая употребляется как
средство понуждения и устрашения, с помощью которого можно было бы
достигнуть цели, не прибегая к вооруженному столкновению. Подобного рода
военно-политические Д. заключаются в нотах угрожающего характера,
стягивании к границе значительного числа войск, вообще в шумных
приготовлениях к войне. Они удаются весьма редко, и только по отношению
к противнику слабому. Военные Д. (происходящие во время самых военных
действий) служат для подготовки главных решающих операций; назначение их
- отвлечь внимание противника от важнейшего пункта театра войны или поля
сражения. Так. образом, они играют весьма важную роль и в стратегии, и в
тактике (в которой называются "ложными атаками"), особенно же в первой,
потому что значение и сила их возрастает с увеличением расстояний. В
тактике успех Д. обусловливается: 1) выбором такого пункта для ложной
атаки, который сам по себе имеет известную важность (иначе противник не
будет введен в заблуждение) и по возможности удален от пункта главной
атаки, и 2) способом ведения демонстративной атаки, которая должна быть
не менее энергична, чем главная.
Демосфен - один из знаменитейших ораторов древнего мира; род. в
Афинах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода. Главным учителем
его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был также
ревностным учеником Платона и Исократа. С юных лет Д., мечтая о славе
оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида,
переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень
избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только
внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев,
положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Д. был
косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать
плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти
недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и
камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в
данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов;
упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч
колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая
образцы красноречия, Д. по неделям не выходил из комнаты, обрив себе
половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить
публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Д. продолжал
работать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в
процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время
малолетства. Д. выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния.
Политическая деятельность Д. началась с усилением Филиппа Македонского.
Предвидя гибель афинской свободы, Д. выступил со своими знаменитыми
филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он в первый раз энергично
указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан
пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он
за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ
помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Д. не падал
духом от неудач; но когда Филипп силою и хитростью завоевал Фокиду,
поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова
судилища и прислал послов в Афины, Д. произнес речь "О мире" и советовал
уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы.
Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и
послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в
Пелопоннес. Тогда Д., с другими послами из Афин, отправился удержать
аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа,
послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Д.
напрасно восстановляет против него всю Грецию, Д., благодаря страстному
красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей
филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу.
Заслуга Д. должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что
Филипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах;
во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Д. С ним и его партией
снова пришлось считаться Д., когда Филипп завоевал Эвбею, все более
угрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство и
талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе
войска, собранного по настоянию Д., изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных
Филиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа.
Д. был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не
суждено было завершить успешно дело рук своих. Вторая священная война
позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею.
Народ в Афинах пришел в отчаяние, узнав об этом. Один Д. не падал духом,
и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами
состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах
торжествовали, на голову Д. возложили венок; но радость эта была
последнею и короткою. Битва при Херонее, в 338 г., положила конец
свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался
после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа,
выдав тела убитых и пр.; но Д. не переставал предостерегать доверчивых
афинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа
и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Д.
был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и
окончилась полным торжеством Д., после речи его "О венце". Это последнее
состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин
признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.
Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Д. убеждал не отдавать
гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и
другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам
и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Д. Он
воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго
Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы,
потребовал от афинян выдачи Д., но, уступая просьбам афинского народа,
оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба
преследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс,
приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну и
Трёзены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в
сторону Д. С торжеством встретили его афиняне и стали слушать его,
вооружаясь к борьбе. Но скоро Антипатр, победитель восставших городов,
осадил Афины, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь, окруженный врагами, он
принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов
(322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма.
Речи Д. называют "зеркалом характера". Он не был ритором, не любил
придуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения,
логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В
приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его
величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем
удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но
нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее
славе и ее прошлому. Число речей Д., известных в древности, было 65. Из
них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Д.
сомнительна. Уже в древности Д. имел многих комментаторов, из которых
главные
- Дионисий Галикарнасский и Либаний. После Editio princeps (Венеция,
1504) лучшие изд.: Reiske (Лпц., 1770), J. Bekker (Б. 1825, Лпц. 1854),
Baiter et Sauppe ("Oratores Attici", Цюрих, 1838), Vomel (Пар., 1843) и
Dindorf (Оксф. 1846; Лпц. 1855). Отдельные речи, в особенности
Филиппики, обработаны во многих издан.: Doberenz, Westermann, Vomel
(Франкф.), Franke (Лпц.). Лучшее толкование ко всем речам Д. -
"Apparatus criticus et exegeticus ad D. etc." (Лонд. 1824; "Indices in
apparatum etc.", Seiler'a, Лпц., 1833). Ср. Плутарх, "Vita Demosthenis";
Schaumann, "Prolegomena ad D."; Schafer, "D. und seine Zeit" (Лпц.,
1856); Georges Perrot, "Eloquence polit. et judic. a Athenes"; его же,
"D. et ses contemporains" (1878); Maurice Croiset, "Des idees morales
dans l'eloqu. polit. de D.".
Речи Д. на русский яз. переводились неоднократно, начиная с конца
прошлого века: "Речь Д. о венце, за Ктисифона против Есхина", с греч.,
Пономарева (М. 1784), "Первая Демосфенова речь против Филиппа" (СПб.
1776), "Демосфеново надгробное слово афинянам, убиенным при Херонее",
перев. старорусского еп. Евгения (СПб. 1807, изд. росс. акд.) и пр. Из
новейших: "Речи Д." (Каз. 1886), В. Краузе; "Олинеские речи Д." (с
биографией и характеристикой, М. 1883), И. Белорусова; "Олинеские речи и
первая речь против Филиппа" (Киев, 1885).
Депозит - движимое имущество (особ. деньги и ценные бумаги), вносимое
в государственные или кредитные учреждения с правом возврата его или для
определенных при взносе целей. Таким образом Д. являются вклады в банки
и главным образом (техническое значениe слова) все те взносы, которые
делаются различными лицами в судебные и административные учреждения для
обеспечения следуемых с них взысканий, явки в суд и исполнения тех или
иных действий. Таким образом в случае невозможности, за отсутствием
кредитора или по другим причинам, внести лично последнему срочный платеж
должник может произвести этот взнос в судебное учреждение по месту
платежа (ст. 2055, т. X, ч. 1); в случае необходимости обеспечить иск
могут быть представлены в суд деньги или ценные бумаги, взамен других
видов обеспечения (ст. 615 Уст. гр. суд.) и т. д. Все эти взносы
поступают в государственное казначейство и хранятся за счет подлежащего
присутственного места, или как также выражаются, в Д. этого места.
Остальные движимые имущества, представляемые как Д., хранятся у нас по
правилам ст. 1009 - 1020 Уст. гр. суд. Во Франции существуют специальные
кассы для принятия Д. этого рода (так наз. caisses de consignation); в
Пруссии в 1879 г. была издана снециальная Hinterlegungsordnung, которою
установлен точно разработанный порядок приема и хранения Д. в
административных и судебных местах и определены юридические отношения,
возникающие между государством и депонентами. Вообще говоря, эти
отношения определяются по правилам, действующим о поклажах (т. е.
depositum regulare и irregulare), когда речь идет об имуществах,
подлежащих возврату, о займе - когда Д. и бумаги поступают в
распоряжение депозитной кассы и возвращаются другими знаками, в равном
количестве и качестве, или о закладе, если имущества, поступающие в Д.,
являются залогом исполнения каких-либо действий.
В. Н.
Депре (Марсель Deprez) - франц. инженер и физик, известный своими
работами по электричеству. Род. в 1843 г., кончил курс "Ecole des
mines". Громадную известность доставили ему его опыты над передачей
электрической энергии на расстояние. Д. долго занимался теоретическим
решением этого вопроса, а практически на 2-ой международной
электротехнической выставке в Мюнхене (1882) им устроена передача по
обыкновенной телеграфной проволоке 1 1/2 лошадиных сил из Мисбаха (57
км.). Д., основав затем в Париже "Societe pour la transmission de force
electrique", продолжал свои опыты; но достигнутые им результаты были
недостаточны для практических целей вследствие неудовлетворительности
машин. Тем не менее его опыты показали возможность практического
выполнения этой столь важной для техники задачи. Д. с успехом занимался
и теорией динамомашин. Относящиеся сюда его работы, напеч. в "Lumiere
electrique", вошли почти во все известные соч. о динамомашинах. Особенно
важны его заслуги по разработке кривой, примененной в теории динамомашин
впервые Гопкинсоном и названной Д. характеристикой. Электротехника
обязана ему и носящим его имя гальванометром. Д. был в 1886 г. избран в
члены акд. наук. С 1890 г. состоит проф. в "Conservatoire des arts et
metiers" в Париже.
Депутат - в России так назыв. лицо, отряжаемое учреждением или
сословием для присутствования при производстве какого-либо дела или
каких-либо действий, в видах ограждения интересов этого учреждения или
сословия, или лиц, к нему принадлежащих. До судебной реформы 1864 г. при
производстве уголовных следствий должны были присутствовать Д. того
сословия или ведомства, к которому принадлежал обвиняемый, причем Д. от
духовного ведомства, купечества и мещанства именовались постоянными,
прочие - временными. Уставом уголовного судопроизводства правило это
отменено, но в местностях, в которых он не введен (Сибирь, напр.), оно
сохраняется по отношению к обвиняемым, принадлежащим к духовенству или
военному званию. В некоторых случаях присутствовали Д. и при
производстве гражданских дел (в уездных судах и магистратах). При
межевании земель казенных, удельных и инородческих присутствуют Д.
подлежащего ведомства, наблюдающие за правильностью отвода земель.
Земским Положением 1890 г. и Городовым Положением 1892 г. в состав