<< Пред.           стр. 325 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Pitou", "Chevalier de la Maison-Rouge") столь же фантастичны, как и
 романы похождений, в роде Монте-Кристо; исторический сюжет служит ему
 только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него
 картину. Много зарабатывая, Д. еще больше тратил; он то строит себе
 великолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от кредиторов. В
 1847 г. он сделался директором "Theatre Historique", на котором ставил
 много своих пьес; особенный успех имела "Chevalier de la Maison Rouge",
 из которой заимствована революционная песня 1848 г.: "Mourons pour lа
 patrie". После 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету "Mois" и
 вздумал заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имела
 успеха. В 1864 - 60 г. он был редактором "Le Mousquetaire",
 переименованном потом в "Monte-Christo". В своих мемуарах Д. с большой
 откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе и
 о жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. была
 печальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и жил в
 уединении. См. Blaze de Bury, "A. Dumas"; Dubarry, "4 celebrites"
 (1874); Mirecourt, "Les Contemporains". A. de Boissieu, "Lettres d'un
 passant" (1869); Jules Janin, "A. D.".
  З. Венгерова.
 
  Дюма-сын (Alexandre Dumas fils) сын предыдущего, знаменитый франц.
 драматург, член франц. акд. Род. в 1824 г. Мать его была простая
 парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и
 спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто цыганской
 натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny,
 Д. отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. 18-ти лет он
 начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился
 его первый стихотворный сборник: "Peches de jeunesse"; за ним последовал
 ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние
 отца ("Aventures de quatre femmes et d'un perroquet", "Le Docteur
 Servans", "Cesarine", "Le Roman d'une femme", "Trois hommes forts"
 etc.), а потом и более оригинальные романы и повести: "Diane de Lys",
 "Un paquet de lettres", "La dame aux perles", "Un cas de rupture" и др.
 Талант Д. сказался в полном объеме только тогда, когда он перешел к
 психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы
 общественной и семейной жизни и решал их по своему, со смелостью и
 талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих
 блестящих драм "a these" открыла "La Dame аuх Саmelias" (написанная
 первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852
 году, после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей
 представлений пьесы, как слишком безнравственной. В "Даме с камелиями"
 Д. выступил защитником "погибших, но милых созданий" и сделал из своей
 героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины,
 стоящей несравненно выше осуждающего ее света. Прототипом М. Готье
 послужила актриса Marie Daplessis, первая исполнительница "Dame aux
 Camelias" и других героинь Д. За первой драмой последовали: "Diane de
 Lys" (1851), "Demi-Monde" (1855), "Question d'argent" (1857), "Fils
 Natarel" (1858), "Pere Proaigue" (1859), "Ami des femmes" (1864), "Les
 Idees de m-me Aubray" (1867), "Princesse Georges" (1871), "La femme de
 Claude" (1873), "Monsieur Alphonse" (1873), "L'Etrangere" (1876). Во
 многих из этих пьес Д. - не просто бытописатель и психолог, исследующий
 явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист,
 нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности.
 Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает
 вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о
 свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных
 общественных отношениях, и т.д. Своей блестящей защитой того или другого
 принципа Д. несомненно придает большой интерес своим пьесам; но
 предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредить
 иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее,
 серьезными художественными произведениями, благодаря неподдельной
 искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным
 фигурам - Маргариты Готье, Магсеline Delaunay и др. Издав собрание своих
 драм (1868 - 1879), с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные
 мысли, Д. продолжал писать для сцены. Из его новейших пьес наиболее
 известны: "Princesse de Bagdad" (1881), "Denise" (1885), "Francillon"
 (1887); кроме того, он написал "Comtesse Romani", в сотрудничестве с
 Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin); "Les Danicheff"
  - с П. Корвином (подписана P. Nevsky). Задетые им в драмах социальные
 вопросы Д. разрабатывал также в романах ("Affaire Clemenceau") и
 полемических брошюрах. Из последних особенно известны "L'homme-femmine",
 "La Question du divorce"; "Recherche de la paternite" и др.
  З. Венгерова.
  Дюма (Jean Baptiste A. Dumas) - французский химик (1800 - 84, Д. был
 в молодости аптекарем в Женеве. Знакомство с Пикте, Декандолем,
 Деларивом и др. учеными побудило его к научной деятельности. Умелое
 участие в химико-физиологических исследованиях Прево обратило на Д.
 особенное внимание его ученых друзей. По совету А. Гумбольдта Д.
 отправился в 1823 г. в Париж, где нашел сочувственный прием со стороны
 выдающихся химиков. В Париже Д. скоро устроился, получив место
 репетитора, а после и профессора химии в Атенее (Athenee), в Ecole
 centrale des arts et manufactures в в Сорбонне. Лекции Д. были
 замечательно увлекательны. В 1832 г. Д. основал свою частную
 лабораторию, где и работал со своими многочисленными учениками,
 соперничая в создании школы химиков с знаменитым Либихом. С 1843 г.
 общественная деятельность часто отрывала Д. от кафедры и лабораторного
 стола. Ему приходилось участвовать в работах по снабжению водой Парижа,
 в борьбе с болезнью шелковичного червя, с филлоксерой и пр. С 1849 -
 1852 г. Д. был министром земледелия и торговли. С 1868 г. на Д. легли
 еще новые обязанности: он был избран непременным секретарем акд. наук,
 членом которой он был уже давно. Своими трудами Д. оказал большое
 влияние на ход развития органич. химии. Исходя из известного Гей-Люссаку
 и др. факта, что хлор может становиться в химич. соединениях на место
 водорода, Д. исследовал целый ряд случаев такого замещения (болотный газ
 - хлороформ, альдегид - хлорал, уксусная - трихлоруксусная кислота).
 Опираясь на эти исследования, Д. создал учение о металепсии (замещении)
 и теорию типов химич. соединений. Несмотря на ожесточенное сопротивление
 Берцелиуса и Либиха, теория типов Д., одержала верх над дуалистической
 теорией и теорией радикалов и тем проложила путь современным унитарным
 воззрениям. Д. установил понятие о гомологии органич. соединений, чему
 способствовали его работы с Пелиго над древесным (метиловым) спиртом и
 над эталем, гомологами винного спирта. Д. первый получил нитрилы
 органич. кислот непосредственным отнятием воды при помощи фосфорного
 ангидрида из аммонийных солей этих кислот. Д. принимал участие в решении
 вопроса о величине атомных весов элементов, производя вместе со Стасом
 точнейшие определения атомного веса кислорода, углерода, хлора и
 кальция. Д. был замечательным химиком-аналитиком; как классич. пример
 анализов можно привести определения состава воздуха, произведенные Д. и
 Буссенго. Предложенный Д. способ определения азота в органич.
 соединениях получил всеобщее распространение, равно как и его способ
 определения плотности пара. Кроме многочисленных мемуаров, напечатанных
 в Comptes reudus и в Annales de Chimie et de physique (одним из
 издателей которых Д. был с. 1840 г.) Д. написал следующие сочин.:
 "Traite de chimie appliquee aux arts" (1828) - курс технологии,
 служивший образцом многим позднейшим сочинениям этого рода; "Lecons sur
 la philosophic chimique" (1837), где он излагает историю развить химич.
 теорий; особенною известностью и распространением пользовалась книга
 "Essai de statique chimique des etres organises" (вмести с Буссенго,
 1841), в которой жизнь животных и растений, обмен и круговорот веществ в
 природе рассматриваются с химич. точки зрения. Следует упомянуть также о
 многочисленных некрологахречах, посвященных памяти Пелуза, Балара,
 Реньо, Фарадея и др. Под редакцией Д. было издано полное собрание
 сочинений Лавуазье. Биографию Д. см. А. В. Гофман в "Ber. des Deut.
 Chem. Gesel.".
  В.Я.
  Дюнан (Жан Анри Dunant) швейцар. филантроп и путешественник. Род. в
 1828 г.; пользуется широкой известностью как ревностный поборник
 международного соглашения в попечении о раненых, получившего
 осуществление в Женевской конвенции. Соч. Д.: "Un souvenir de Solferino"
 (5 изд. 1871), "Fraternite et charite internationales en temps de
 guerre" (изд. 1864), "L' empire romain reconstitue" (1859), "La regence
 de Tunis" (1858), "L'esclavage chez les muslmans et aux Etats-Unis de
 l'Ameriqne" (1863), "La renovation de l'Orient" (1865) и др.
  Дюрер (Альбрехт Durer), знаменитый немецкий живописец и гравер, сын
 золотых дел мастера, родился в Нюрнберге, 21 мая 1471 г. До 15-тилетнего
 возраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступил
 учеником к художнику франкской школы М. Вольгемуту, у которого и
 занимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать. В эту первую
 поездку Д. добрался, между прочим, и в Венецию, как то подтверждается
 его рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на него
 итальянских мастеров. Возвратившись через четыре года на родину, Д.
 женился. Неустанно работая, он старался расширить несколько узкий и
 ремесленный кругозор тогдашних немецких художников. Находясь в
 постоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружеских
 отношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографом
 Кобургером, он получал достаточно умственной пищи, чтобы перерабатывать
 ее в те духовные, полные глубокого содержания, образы, которые мы
 встречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени.
 Он открыл в Нюрнберге собственную мастерскую и, пользуясь отчасти
 помощью учеников, исполнил здесь значительное количество алтарных
 образов, каковы напр.: "Оплакивание Христа" (1500, в мюнх. Пинакотеке),
 триптих для Виттенберга (1501, в Дрездене), "Распятие" (1502),
 Паумгертнеровский алтарный образ (в мюнх. Пинакотеке) и др. В то же
 время он написал портреты: свой собственный (1498, в Мадриде), Тухерна
 (1499, в Касселе), Осв. Кремля (в мюнх. Пинакотеке) и др. После
 вторичного путешествия в Италию, не произведшего большой перемены в уже
 окрепших германских идеалах и вкусе молодого художника, наступили для Д.
 годы, наиболее богатые творчеством. К этому времени относятся его лучшие
 живописные произведения: "Адам и Ева", отличающееся свободою, живостью и
 пластичностью; "Мученическая кончина 10000" (1508, в Вене); Геллеровская
 алтарная икона (1509, Франкф. на М.), хотя и сильно пострадавшая от
 времени, но сохранившая печать строгой обдуманности, естественной
 простоты и драматизма, Образ всех святых (1511, в Вене), отлично
 сохранившийся и замечательный глубокомысленным и прочувствованным
 исполнением отдельных фигур, и общим своим впечатлением и гармоничным
 колоритом, выдержанным в нежном золотистом свете; Мадонна с лилией (в
 Праге) и Мадонна с разрезанной грушей (в Вене) Д. собрал в одно издание
 свои гравюры и опытами новых приемов гравирования произвел коренной
 переворот в этой отрасли искусства. В 1512 г. он работал для императора
 Максимилиана, который заставил гор. Нюрнберг платить художнику с 1515 г.
 по 100 гульд. в год, а в 1518 г. послал его на рейхстаг в Аугсбург.
 Путешествие Д. по Нидерландам в 1521 - 1522 гг. было для него
 непрерывным рядом торжеств; везде, где он ни останавливался, его ожидали
 почести и предложения остаться в этом месте на продолжительный срок. Оно
 дало новый толчок его деятельности, как живописца. Находящиеся в
 мюнхенской пинакотеке и первоначально подаренные им своему родному
 городу, т. наз. "Четыре Апостола", написанные на двух узких и высоких
 досках, могут быть причислены в лучшим работам, вышедшим в 1526 г.
 из-под его кисти. В них выказал он все свое теоретическое знание и все
 уменье, приобретенное долгими годами. По старинному преданию, кроме
 задачи художественной, он хотел решить здесь и психологическую задачу,
 представив характеристические особенности четырех темпераментов"
 (картина известна также под этим именем). Из портретов Д., сверх
 поименованных выше, назовем: императора Максимилиана (1519, в Вене), М.
 Вольгемута (1516, в Мюнхене), Ганса Имгофа (1523, в Мадриде),
 Клебергера, Муффеля, Гольцшуера, Фуггера и др. По возвращении своем на
 родину, художник неутомимо работал до самой смерти, которая произошла в
 Антверпене 6-го апреля 1528 г. Все богатство творческой фантазии и
 обилие мысли Дюрера открывается нам в его рисунках и гравюрах. Первые,
 начиная с легких набросков карандашом и пером, и кончая тщательно
 исполненными акварелями, имеются в берлинском музее (напр. "Мельница"),
 в Вене ("Костюмы" и "Страсти Господни"), Лондоне, Мюнхене ("Молитвенник
 импер. Максимилиана"), Брауншвейге, Бремене и др. местах. Значение Д. в
 искусстве гравирования - громадно. Он внес в технику гравюры на дереве,
 ограничивавшейся до него почти одним очерком, который потом подвергался
 раскраске, новые приемы, давшие возможность получать оттиски, не
 нуждающиеся в иллюминовке. Главнейшие из его гравюр на дереве:
 "Апокалипсис" (1498, 16 листов), большие "Страсти Господни" (1500 -
 1610, 12 лист.), "Житие Богоматери" (1504 - 1505, 20 л.), малые "Страсти
 Господни (1509 - 1510, 37 д.), "Триумфальные ворота импер. Максимилиана"
 (1515, огромный лист, величиною около 3 м в квадрате, печатанный с 92
 отдельных досок); между отдельными листами: "Св. Троица" (1511),
 "Купанье мужчин" я др.. Гравюры Д. на меди, точно так же, как и
 ксилографические, отличаются разнообразием и глубиною мысли, светлым,
 ясным настроением, отражением всестороннего таланта и неиссякаемостью
 фантазии. Соединяя в своих произведениях приемы гравирования
 грабштихелем и иглою, он довел их технику до высокой степени
 совершенства, и мелкий серебристый тон его гравюр и тонкость работы
 затмили все, созданное в этом роде до его появления. До нас дошло больше
 100 его гравюр на меди. Назовем некоторые, лучшие из их числа:
 "Богоматерь" (1511 и 1518), "Б. с грушей", "Б. с Младенцем",
 "Меланхолия" (1514), "Рыцарь, смерть и дьявол" (1518), Портреты:
 кардинала Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Фридриха Мудрого,
 Вилибальда Паркгеймера, Меланхтона, Эразма Роттердамского и др. Д.
 оказал немаловажную пользу искусству и как писатель-теоретик. Его
 "Underwegsung der messung, mit zirckel and richtscheydt, in Linien ebnen
 und gantzen corpore" (Нюрнб. 1526) дает прекрасные наставления по
 перспективе. "Von der menschlicher Proportion еtс" (Нюрнб. 1528),
 сочинение по фортификации и многие другие сочинения, оставшиеся в
 рукописях, имели, в свое время, большое значение. В своих трактатах о
 живописи Д. старается свести рисунок к известным математическим
 принципам. Значение Д. не ограничивается, однако, художественною
 областью. Его гуманная, строго нравственная личность, его датская
 наивность, высокое благородство его идеалов, не только отражавшихся во
 всем им созданном, но и подтверждаемые свидетельством его знаменитых
 друзей и современников, Пиркгеймера, Меланхтона и Камерария, столь
 сильно влияли облагораживающим и воспитывающим образом на человечество,
 что Д. можно причислить к крупнейшим личностям, способствовавшим
 прогрессу и носившим в себе высоте культурные идеалы. Heller, "Das Leben
 u. die Werke A. D-s (Лпц. 1831); F. Campe, "Reliquien von D." (Нюрнб.
 1828); von Eye, "Leben u. Wirken A. D-s" (Нёрдл. 1860); A. v. Lahn, "D's
 Kunstlehre u. sein Verhaltniss zu Renaissance" (Лпц. 1866); Thausing,
 "D., Geschichte seines Lebens u. seiner Kunst" (Лпц. 1876); Ephrussi,
 "Albert D. et ses dessins" (Пар. 1882); A. Leitschuh, "D-s Tagebuch der
 Reise in die Niederlande" (Лпц. 1883); Kaufmann, "A. D." (Фрейбург in.
 Bv. 1887); Burckhardt, "A. D's Aufeiithalt in Basel" (Мюнх. и Лпц.
 1892); Springer, "A. D." (Берл. 1892).
  А. Н-в.
  Дюссельдорф (Dusseldorf) - гор. в прусск. Рейнской пров. на прав.
 берегу Рейна, при впадении реки Дюссельбах. 144642 жит. (1890). Церковь
 с гробницами герцогов Юлих и Берг; бронзовая конная статуя курфюрста
 Иоанна Вильгельма, которому Д. обязан своим цветущим состоянием;
 мраморная статуя того же герцога. На месте старого замка, разрушенного
 фр. бомбардировкой 1795 г., художественнопромышленная школа и
 исторический музей. Академия живописи, основанная в 1767 г., Картинная
 галерея Д., основанная в 1690 г. перенесена в 1805 г. в Мюнхен; в Д.
 академии художеств осталась только драгоценная коллекция 14500
 оригинальных рисунков и 24000 гравюр на меди и гипсовых слепков. Вновь
 основанная городская картинная галерея состоит из картин дюссельдорфской
 школы (Лессинг, Ахенбах, Кнаусс и др.). Много учебных и
 благотворительных заведений, библиотека в 50000 т., сады ботанический и
 зоологический. Железная промышленность, обойное производство, фабр.
 табака, химических продуктов, кожевенные заводы и пр. В окрестностях
 разведение овацией в обширных размерах; славится Дюссельдорф, горчица.
 Большая экспедиционная торговля и судоходство по Рейну. Свободная с 1829
 г., гавань Д. - одна из наиболее посещаемых на Рейне. Близ Д. -
 Дюссельталь, учреждение для покинутых детей. Историческую известность
 имеет сад Якоби, где философ этого имени принимал Гете, Виланда,
 Гердера; сад принадлежит теперь обществу художников. Д. стал городом в
 1288 г.
  Дягиль. Под этим именем подразумевается несколько различных растений
 из сем. Зонтичных, а именно: Antbriscus разных видов, борщи или
 борщевики (Heracleum), но чаще всего Angelica. Дягельник, дягель,
 дяглица, дудел, дудник, дудка (волчья и луговая), подраница
 (Архангельской) (Angelica Archangelica L.). Корни Д. (radix Angeliceae)
 употребляются для спиртовой настойки и, в молодости, для варенья, а
 "беленные" стебли - в пищу, как приправа кушаний; в Англии их едят с
 честерским сыром. С этою целью белят Д. высоким окачиванием землею во
 время роста, и срезывают с него побеги в 4 - 6 верш. Не срезанные
 растения приносят изобильно семена, которые, спадая, густо засевают
 почву.
  С.
  Дятлы (Pici) - отряд птиц, прежде причислявшихся к лазающим. Клюв
 прямой, длинный, долотообразный, без восковицы; язык тонкий и далеко
 выдвигающийся; кроющие перья крыла коротки; маховых первого порядка 10
 (первое мало); два пальца направлены вперед, два назад; когти большие;
 плюсна покрыта спереди рядом поперечных щитков, сзади сетчатой кожей или
 длинными роговыми пластинками; рулевых перьев 12, крайние коротки.
 Подъязычная кость чрезвычайно развита, рога ее окружают череп и доходят
 до основания клюва; с помощью особых мускулов они далеко выдвигают язык
 изо рта. Распространены по всему земному шару, кроме Австралии и
 Мадагаскара; особенно обильны в неотропической и индейской областях (см.
 геогр. распространение животн.). Всего известно более 350 видов (1891
 г.). Почти все - лесные птицы; отлично лазают, по земле движутся
 неуклюжими прыжками; питаются преимущественно насекомыми; некоторые едят
 также ягоды и семена. Гнездятся в полостях стволов деревьев; птенцы
 слабы и неразвиты. Кроме сем. вертишеек и мягкохвостых Д. (Picumnidae),
 сюда принадлежат настоящие Д. (Picidae) отличающиеся: многогранным, на
 конце долотообразным, клювом, который редко бывает короче головы (рис.
 4); языком, спереди заостренным и снабженным обращенными назад остриями,
 а в задней части - гибким и цилиндрическим; средней длины крыльями;
 клиновидным хвостом из очень жестких, на концах растрепанных, перьев.
 Известно около 300 видов, распространенных там же, где и весь отряд. Все
  - лесные птицы, лазающие всегда по стволам снизу вверх, подпираясь
 хвостом; летают низко и обыкновенно на короткие расстояния. Питаются
 главным образом насекомыми и их личинками, которых добывают, долбя кору
 и древесину и всасывая в проточенные насекомыми ходы свой необыкновенно
 подвижный и гибкий язык; некоторые питаются также ягодами и семенами;
 так, наш большой пестрый Д. очень любит семена хвойных дерев и добывает
 их, защемляя зрелые шишки в отверстия в стволах деревьев и разбивая их

<< Пред.           стр. 325 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу