<< Пред. стр. 47 (из 1179) След. >>
описал сам сначала на немецком языке в "Das Marchen meines Lebens" (2т., Лейпц., 1847, дополнено по смерти его Эмилем Ионас, 2 т., Берл.,
1879), и более пространно на датском языке "Mit Livs Eventyr" (1855).
Весною 1861 г. он посетил четвертый раз Рим, а в 1862 г. главные города
Испании, откуда предпринял поездку в Африку. Это путешествие описано им
в сочинении: "In Spanien" (1863). По возвращении из Африки А. более не
выезжал из Копенгагена, тяжко заболел в 1872 г. и умер 4 августа, 1875
г. "Собрание сочинений Андерсена" издано на датском языке в 23 томах
(Копенгаген, 1853-62), на немецком языке в 50 томах (Лейпц., 1847-72 и
под заглавием "Werke", Лейпц., 1876). Сказки А. много раз переводились и
издавались на русском языке. В 1880 г. издан перев. его "Bilderbuch ohne
Bilders".
Андрей-св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с
ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда Иисус призвал
его следовать за собою (Матф. VI, 18 и след.). По повествованию еванг.
Иоанна (Иоан. 1, 41) он был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще
ранее своего брата, был призван на Иордане Иисусом. Поэтому в греческом
предании он носит имя "Первозванного" (prwtoclhtoV). По Св. Евангелию,
он, со своим братом и двумя сыновьями Зеведея был в числе ближайших
Христовых учеников. По церковному преданию, вместе со своим братом
проповедывал христианство "скифам", т. е. народам, жившим на южных,
восточных и северо-восточных берегах Черного моря. По сказанию русских
летописей проповедовал в древней Руси, был около нынешнего Киева, где
водрузил крест, доходил до Новгорода и села Грузина, где водрузил жезл
свой. В Синопе еще в IX стол. показывали его кафедру из черных камней.
От берегов Понта он чрез Пропонтилу перешел во Фракию и Грецию и в
Патрасе был распять по приказанию проконсула Эгея или Эгеата. Под
названием "Акты" или "Деяния А." сохранилась, хотя в позднейших
переделках на греческом и латинском языках, апокрифическая история
апостолов, известная еще Евсевию и автором которой был, как полагают,
гностик Харинус. Кроме того, на греческом языке сохранились два отрывка
Деяния А. и Матвея между людоедами" и мартиролог ("Martyrium") этого
апостола" равно как некоторые отрывки из "Деяний Петра и А. "; все они
напечатаны Тишендорфом в "Acta apostolorum apocryphorum" (Лейпциг,
1851), а также в дополнении к "Apocalypses apocryphae" (Лейпц., 1866). В
лат. редакции "Virtutes Andreae", повествующие о всех путешествиях
апостола, от Понта до Греции, и "Passio Andreae" изданы в Кельне в 1531
и вошли также в сборник Абдиаса. "Passio" послужила основой одного
англосаксонского стихотворения, содержащегося в "Codex Vercellensis" и
изданного Гриммом ("А. und Elene", Кассель, 1841), равно как Грейном в
"Bibliotek der angelsachs. Poesie" (2 т., Гетт., 1857-58). По. одному
позднейшему сказанию А. был апостолом в Константинополе, где он посвятил
первого епископа Стахия. Предание о том, что он был пригвожден ко
кресту, поперечные брусья которого были вделаны наискось (Андреевский
крест), имеет весьма позднее происхождение. Кроме России и Шотландия
чтит этого апостола, как патрона своей страны. В обеих этих странах
учрежден в честь его Андреевский орден. Память святого празднуется 30
ноября. Предшествующая этому дню ночь носит у народа название Андреева
вечера или Андреевой ночи, в которую, по народному поверью, молодым
девушкам и парням является образ суженых.
Андромаха- дочь царя Цетиона, в мизийском городе Фивах, и супруга
Гектора, принадлежит к благороднейшим женским образам Гомеровой Илиады.
Еще во время ранней ее молодости, отец и семь братьев были убиты
Ахиллом. Выйдя потом за Гектора, она родила ему Астианакса и привязалась
к своему мужу самою горячею любовью, трогательными памятниками которой
остались ее разговор с ним перед отправлением Гектора на битву с
Ахиллом, равно как ее плачь об убитом (Илиада 6 и 24). После завоевания
Трои, А. была отдана в добычу сыну Ахилла, Пирру, который увез ее с
собою в Эпир и она родила ему сына (а по другим сказаниям-трех сыновей).
Впоследствии А. сделалась супругою Элена, брата Гектора, и родила ему
сына Кестрина. По смерти Элена, она, вместе с одним из своих сыновей,
возвратилась в Мизию, где этот сын приобрел область Тейеранию и дал свое
имя основанному им городу Пергаму. В честь А. был там сооружен храм.
Эврипид сделал ее героиней трагедии того же имени, сохранившейся до
нашего времени.
Андромеда - по греческому сказанию, дочь эфиопского царя Кефея и
Кассиопеи. Когда последняя однажды похвалилась, что она превосходить
красотою нереид, разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбою о
мщении и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным
Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда,
когда Кефей принесет А. в жертву чудовищу. Жители страны принудили царя
решиться на эту жертву. Прикованная к утесу, А. была предоставлена на
произвол чудовища. В этом положении увидел ее Персей и, пораженный ее
красотою, вызвался убить чудовище, если она согласится выйти за него
замуж. Отец с радостью изъявил на это свое согласие, и Персей
благополучно совершил свой опасный подвиг, Афина дала А. место между
звездами. Софокл и Эврипид обратили это сказание в трагедию. Есть также
не мало изображений подвига Персея на вазах, в стенной живописи и
барельефах. То же сказание послужило сюжетом для драмы Корнеля,
"Andromede" (Пар., 1650).
Аневризма (греч., или Arteriectasi а)- так называется частичное
патологическое расширение артерии. Различают пять видов А.: 1) истинная
А., когда на каком-либо месте оболочки сосуда расширены во всех слоях;
при чем расширение может охватить сосуд кругом (так называемые
цилиндрические и веретенообразные А.) или только одну стенку его
(мешетчатые А.); 2) ложные или травматические А., когда все оболочки
артерии разорваны, причем кровь изливается в окружающую ткань и
расширяет последнюю в виде мешка (самая частая форма); 3) смешанные
формыобразуются в тех случаях, когда отдельные слои артериальной стенки
поражены; слой, оставшийся нормальным, под влиянием не изменившегося
кровяного давления, неизбежно должен выпятиться в месте наименьшего
сопротивления; 4) варикозные А. образуются при неудачных операциях
кровопускания, если вместе с поранением вены ранится и верхняя стенка
лежащей над ней артерии; в этом случае кровь из артерии направляется в
вену; 5) диффузные, разлитые А., когда целая область артериальной
системы расширена; в этих случаях артерии очень часто извилисты.
Последний вид А. чаще всего встречается на артериях задней части головы.
Многие старые врачи называют также А. расширение сердечных полостей; в
новейшее время врачи имеют в виду, под именем А. сердца, местное,
ограниченное выпячивание стенки сердца в виде мешка. Аневризмы
чрезвычайно часты на больших артериальных сводах, особенно вблизи
сердца, на дуге аорты (так называемые внутренние А.) и на наружных
частях тела, как напр. в подколенной ямке, на ребрах, где артерии чаще
всего подвергаются поранениям по причине вытяжения, усиленных напряжений
и движений тела, ударов, толчков, сдавливания и т. д. Чаще всего А.
появляются вследствие заболевания оболочек артерий, которые
перерождаются и следовательно теряют свою эластичность и способность к
сопротивлению. А. подколенной артерии чаще всего были замечаемы в
Англии, среди лакеев, которые иногда в течении полудня должны стоять на
запятках карет. Внутренние А. очень трудно определяются и диагнозируются
только физическими методами исследования (выстукиванием, выслушиванием)
Вследствие постоянного давления, производимого А. на окружающую их
ткань, последняя подвергается уничтожению, воспалению и изъязвлению; но
наибольшая опасность состоит в разрыве аневризматического мешка и в
обусловленном им смертельном кровотечении. Если при каких-либо условиях
кровь в пораженной А. артерии станет свертываться, то аневризматический
мешок будет постепенно закупориваться и дальнейшее расширение стенок А.
сделается невозможны; получится естественное излечение А. Искусственным
образом А. может быть излечена при условиях искусственного свертывания
крови, перевязкой артерии и наконец одновременной перевязкой артерии и
вылущением аневризматического мешка. Свертывание крови в
аневризматическом мешке достигается различными способами: 1)
сдавливанием больной артерии при этом течение крови по артерии
значительно замедляется, что, как известно, очень благоприятствует
свертыванию крови; 2) электропунктурой: последнее состоит в том, что в
аневризматический мешок вкалываются 2 электрода гальванического тока в
виде 2 игл; если после этого пропустить ток, то кровь свернется в
определенном месте. 3)впрыскиванием препаратов железа в
аневризматический мешок. Если все вышеописанные методы не приводят к
определенному, положительному результату, тогда нужно прибегнуть в
оперативному вмешательству, состоящему в том, что aртерия перевязывается
в 2 местах, выше и ниже А., потом вскрывается аневризматический мешок,
откуда удаляются кровяные сгустки, затем и самый мешок; оставшаяся после
этого полость лечится, как открытая рана.
Анекдоты-в русской литературе назывались "смехотворными повестями"
или на польский лад "фацециями" и "жартами". А. впервые появился в
Западной Европе, вместе с развитием новелл и легких шуточных рассказов в
роде напр. "Декамерона" Боккачио. Веселая шутка получала в них все более
и более перевеса и наконец в сборниках стали являться весьма неприличные
анекдоты, целью которых было не поучение и наставление читателя, как
прежде, а исключительно его забава. Таким образом появились фацеции, т.
е. смешные и скандалезные рассказы и анекдоты, остроумные изречения
шутки. Их собирателями часто являлись люди, очень известные серьезными
заслугами и ученостью, напр. итальянец Поджио Браччиолини, которого даже
считают основателем этого рода литературных произведений. После
появления в 1470 году "Poggii Florentini Facetiarum liber", потом много
раз издававшейся в самой Италии в XV и XVI в. и переведенной на франц. и
итальян. яз. (с латинск.), в Риме и Венеции стали появляться
многочисленные другие издания анекдотических сборников. Из его
последователей более известными были: Генрих Бебель, Фришлин, в
особенности Меландр, которого "Jocorom atque scriorum libri" явились в
свет 1600 г. В итальянской литературе получили большую известность
"Mottie facezie" Арлотте, сборники Корнаццани, Доменики и др.; во
французской- "Moyen de parvenir", книга приписываемая Бероальду
де-Вервиллю или Рабле; в немецкой "Scherz mit der Wahrheit" и "Schimpf
und Ernst" Иоганна Паули. В старинной описи библиотеки наших государей
XVII ст. упоминаются некоторые из этих юмористических сборников. Крайнюю
степень развитая этой шуточной литературы можно видеть в чрезвычайно
любопытной книжке, изданной в первые годы XVII ст., под названием
"Facetiae Facetiarum"; здесь обыкновенные сюжеты фацеции передаются в
ученой форме; это собрание ученых диссертаций, на которые потрачена
однако страшная эрудиция, со множеством цитат из древних и новых
писателей и строгими приемами схоластической науки.
В старинной польской литературе западные фацеции принимались с
большою охотой и даже затрагивали народную юмористическую струну.
Некоторые авторы, как Рей или Кохановский, писали тоже подобные анекдоты
стихами (ср. Кохановского, "Fraszki"). В русской литературе известны
подобные сборники ХVII в., напр. "Смехотворные повести" в Толстовской
рукописи "добре с польска исправлены языка и читать поданы сто осмьдесят
осмаго (т. е. 7188 или 1680 г.) ноемврия дня осмаго; приведшаго же имя
от б начинаемо в числе афг слагаемо". Подлинником этих известий Пыпин
считает польскую книгу, описанную Мацеевским (Pismiennietwo Polskie 3.
169). "Facecye polskie. artowne a trefne powiesc biesiadne,
takzerozmaitych authorow. iakoteiiz powiesci ludzkiej zebrane". Этот
сборник по своему содержанию вообще похож на такие же западноевропейские
сборники; тут встречаются коротенькие шуточные рассказы, из которых
многие говорят о женской злобе, затем более обширные повести и даже одна
новелла из "Декамерона". Кроме того к ХVIII в. относятся некоторые
стихотворные сочинения забавного и шуточного содержания и сборники
анекдотов в роде "Смехотворных повестей". И то и другое под общим
названием примеров и жартов встречается в рукописи ХVIII столетия из
Погодинского собрания №1777, где даже повторяются некоторые анекдоты,
взятые из "Смехотворных повестей". Подобное содержание находим в одной
из Фроловских рукописей Публ. Библиот. под загл.: "История о разных
курьезных амурных случаях". Истории, заимствованные из этих сборников,
были напечатаны 1789 г. в простонародной книжке "Старичок Весельчак",
рассказывающий давние московские были и польские диковинки
(С.-Петербург, 70 стр.). Эта книжка без всяких перемен перепечатывается
даже в настоящее время. Некоторые истории перешли тоже и в лубочные
издания. Ср. Пыпин, "Очерк литературной истории старинных повестей и
сказок русских" в Ученых записках II отд. Ими. Акад. Наук.
Ани-в средние века одна из великолепнейших царских резиденций в
передней Азии, в теперешней русской Армении (Эриван. губ.) при Арпачае
(Ахуриан), между отвесными скалами, была еще в V в. маленьким фортом; в
VIII в. А. была избрана одним армянским князем из династии Багратидов
для хранения своих сокровищ, а в 961 г. сделана Багратидами своей
резиденцией. Скоро Ани была так расширена, укреплена и украшена дворцами
и церквами, что уже в XI в., как полагают, насчитывала 100000 ж. и 1000
церквей. В 1046 г. город был завоеван византийцем Константином
Мономахом; позднее, он перешел в руки сельджуков, а потом в руки
курдских бенишеддов. В период с 1124-1209 она 5 раз была завоевана
грузинами, в 1239 г. разрушена монголами, избившими всех жителей; в 1319
г. землетрясение довершило разрушение города. В настоящее время о его
прежнем величии свидетельствуют одни только руины, покрывающие
пространство в 7 км. в окружности. Еще сохранившиеся стены дворца
свидетельствуют о совершенстве архитектуры и покрыты тщательно
выполненными орнаментами и мозаиками. Две еще существующие мечети
заключают в себе арабески, которые можно поставить наряду с арабесками
Альгамбры. По ту сторону, над мостом, переброшенным через пропасть,
находится одна из 4 еще сохранившихся церквей, внутри которой, с
нисколько не пострадавшим великолепием красок, изображены вход Христа в
Иерусалим, Дева Мария у гроба Христа и т. д. Скалы в окрестностях полны
пещер и гротов, которые никогда были обитаемы и образуют как бы особый
пещерный город. Остатки грандиозных церквей представляют богатый
материал для истории христ. архитектурного стиля на Востоке. Ср. Броссе,
"Voyage archeologique dans la Georgie et l'Armenie" (3 т., Петерб.
1849-51, с атласом) и "Les ruines d'A." (Петерб., 1860 - 61); Ушер
(Uscher), "From London to Persepolis" (1865).
Анилин (фениламин, бензидам, амидобензол) C6H5NH2 представляет
органическое основание, играющее чрезвычайно важную роль в новейшей
химии и хим. технологии, как с научной, так и с промышленной стороны,
так как вещество это является исходным материалом при искусственном
получении анилиновых красок. Унфердорбен, химик в Даме (Саксония), нашел
в 1826 г. между продуктами сухой перегонки индиго маслообразное
вещество, названное им кристалином. Несколько лет спустя Рунге в Берлине
открыл в каменноугольном дегте соединение, дающее с хлорной известью
фиолетовое окрашивание. Основываясь на этом последнем свойстве, он дал
ему название цианода (голубого масла). Поздние академик Фрицше в
Петербурге изучал продукты, получающиеся при действии едкого калия на
индиго и нашел при этом маслообразное вещество с основными свойствами
которое назвал анилином, от португальского названия индиго-"Anil".
Наконец, в 1842 г., знаменитому русскому химику, Н. Н. Зинину, удалось
из бензола (бензина), заключающегося в каменноугольном дегте, получить,
переходя через восстановление нитробензола, маслообразное тело щелочного
характера, названное им бензидамом. В 1843 г. А. Гофман показал, что
четыре тела: кристаллин, цианол, анилин и бензидам тождественны между
собою, но право гражданства утвердилось только за названием "анилин",
исходной же реакцией его получения и до ныне остается классическое
открытие праотца русских химиков, Зинина. После того как трудами
Перкина, Гофмана, Вергена и др. в 1856-59 гг. были выработаны условия и
способы фабрикации анилиновых красок, мало-помалу явились заводские
способы получения А., причем производство его скоро достигло таких
размеров, что в 1879 г. ежедневная добыча в Германии равнялась 9000
килог., во Франции- от 5 до 6000 килог. и в Англии-2500 килог. При
получении А. поступают следующим образом: бензол, жидкий углеводород,
получающийся при перегонке каменноугольного дегтя, переводится
обработкой дымящейся азотной кислотой в нитробензол, известный в
парфюмерии под именем мирабановой эссенции или мирабанового масла.
Полученный таким образом нитробензол переводят в А. по способу
французского химика Вешана, обработкой железными стружками и уксусной
кислотой и последующей перегонкой с известью. В чистом виде А.
представляет прозрачную, бесцветную, маслообразную жидкость, с
характерным слабо ароматическим запахом и жгучим вкусом; он немного
тяжелее воды (уд. вес при 0° - 1,0361), кипит при 182°, растворим в
воде, а со спиртом, эфиром и т. д. смешивается во всех пропорциях. А.
обладает хотя не весьма сильными, но все-таки ядовитыми свойствами.
Служащий для производства красок анилин не представляет чистого
соединения, а смесь его с другим основанием-толуидином C6H4(CН3)NH2. А.
и его производные: метил, этил, фениланилины и др. дают при действии
некоторых химических агентов красящие вещества, назыв. анилиновыми
красками. А. по своим превращениям является близким аналогом аминов;
следуя общей номенклатуре это - фениламин C6H5NH2. Но в силу содержания
бензольного остатка А., вместе со своими гомологами и аналогами
(толуидины, ксилидины и т. п.), обладает и многими характерными
особенностями, из коих главное-это менее резко выраженный основные
свойства аммиачного типа. Соли его с органическими кислотами непрочны,
но разложение под влиянием температуры совершается главным образом не на
кислоту и свободное основание, а на воду и анилиды напр. уксуснокислая
соль анилина: C6H5NH2. С2Н4О2 легко распадается на Н2О и ацетанилид
С6Н5NН(С2Н3О).
Анимизм (Animismus) - под этим именем известно учение, введенное в
медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению
разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь, по учению Сталя,
есть реакция души против болезнетворных причин, т. е. душа вступает в
борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание; врачебное
вмешательство должно клониться к устранению причин борьбы, а
следовательно должно помочь душе в ее борьбе с болезнетворными
причинами. Последователи Сталя были известны под именем анимистов. Его
решительным противником был Фридрих Гофман.
В новейшей антропологии А. называют склонность, существующую у многих
народов, объяснять себе непонятные явления существованием в последних
каких-либо живых сил или действующих лиц.
Анналы (annales)-Так называются исторические летописи, заключающие в
себе погодную запись в хронологическом порядке главных событий-города,
страны или государства. Такие записи, приуроченные к именам государей,
находятся уже у древних египтян, ассирийцев, евреев и т. д., также как и
у китайцев. Название А. происходит от древнейших летописей римлян,
которые в свою очередь развились из ежегодно составлявшихся Pontifex
maximus' oм, записей по именам правящих чиновников и затем, когда
появились еще другие А., получили название annales pontificum или
annales maximi. С конца второй Пунической войны началось составление
таких А. целым рядом образованных людей, как Фабий Пиктор, Калпурний
Пизон, Валерий Антий, Лициний Мацер и др. С тех пор название это стало
применяться вообще к тем историческим сочинениям, которые передают
события прошедших времен из году в год, хотя вместо сухой записи фактов
уже рано стал появляться прагматический рассказ, между тем, как название
"historiae libri" (исторические книги), употреблялось для,
преимущественно, прагматического, но все же в существенном
хронологического изображения современных или недавно прошедших событий
(напр. у Тацита), при чем не имело никакого значения то обстоятельство,