<< Пред. стр. 475 (из 1179) След. >>
(21286') под 15°52 ю. ш. И 68°33' з. д.; Чачакомании (20235') под 16° ю.ш. и 68°25' з. д. Супаивази или Гуаяна Потози (20260) под 19°30' ю. ш. и
68°10' з. д. Самые высокие вершины лежат на З от Дезагуадеро. Перуанские
К. отделены от Тихого океана пустыней в 100 - 250 км. ширины, на
протяжении от 14° до 5°, и делятся на два восточные отрога - один,
идущий к СЗ, между pp. Мараньон и Гуаллагой, другой - между Гуаллагой и
Укаялле. Между этими отрогами лежит на высоте 11000 нагорье Паско или
Гуануко. К. Эквадора начинаются у 5°ю. ш. и вдут в северном направлении
до нагорья Квито (на высоте 96000 н. ур. м.), окруженного
великолепнейшими в свете вулканами в восточной ветви: Сангай (17120),
Тунгурагуа (16579), Котопахи (18880), Антизана (19148) и Каямбе (19535);
в западной ветви - Чимборазо (21420 н. ур. м.). На вост. цепи, под 2° с.
ш. находится горный узел Парамо, от которого идут три отдельные цепи:
Сума Паз - к СВ мимо озера Маракаибо до Каракаса, у Караибского моря;
Куиндиу к СВ, между pp. Каукой и Магдаленой. Чоко - вдоль берега Тихого
океана до Панамского перешейка. Здесь вулкан Толимо под 4°46' с. ш. и
75°37' з. д. (18270). Гигантская горная цепь К. или Анд пересекается
между 35° ю. ш. и 10° с. ш. многими, по большей части узкими, крутыми и
опасными проходами и дорогами на высотах, равных высочайшим вершинам
европейских гор, каковы, напр., проходы: между Арекипой и Пуной, на
высоте 14600(и высочайший проход в л. между Лимой, кармой и Паско, на
вые. 15760, и многие другие - на высоте 16000. Наиболее удобные из них
доступны только проезду на мулах и ламах или переноске путников на
спинах туземцев. Вдоль К., на протяжении 25000 км., идет большая
торговая дорога от Трухилльо до Папаяна. В Перу имеется железная дорога
чрез главный кряж К., от океана на В до бассейна озера Титикаки. На
Оройской жел. дороге туннель идет на высоте 15645' н. ур. моря.
Геологическое строение К. южн. Америки частью из гранита, гнейса, слюды
и сланца, но преимущественно из диорита, порфира, базальта в смеси с
известняком, песчаником и конгломератами. Минералы, встречающиеся здесь:
соль, гипс и на больших высотах жилы каменного угля; особенно богаты К.
золотом, серебром, платиной, ртутью, медью, железом, свинцом, топазами,
аметистами и др. драгоцен. каменьями. В Чилийских К. много потухших и 19
действующих вулканов; вершины К. Эквадора также богаты вулканами.
Землетрясения очень часты. Большие ледники встречаются только на крайнем
10, небольшие - и в Эквадоре. Предельная линия вечных снегов - на высоте
13800 в зап. Чилийских К., а близ экватора - на высоте 15000; в
Боливийских К. - на высоте 17000 н. ур. м. (вследствие сухости климата и
малого количества снега). Культура хлебных растений также на
значительных высотах: картофель возделывается на высоте 9800 - 13000,
пшеница - на высоте 10000, а овес вызревает в бассейне озера Титикаки на
высоте 12795 над ур. моря. Е. Г.
Кордова (Cordova) - г. в южноамер. республике Аргентине, в прелестной
долине р. Примеро. Университет с 1613 г., обсерватория, акд. наук. Гл.
предметы вывоза - шерсть и кожи. К. основан в 1573 г. Жит. 66600.
Кордова (Cordoba, франц. Cordove) - старый, знаменитый исп. город в
Андалузии, на склоне отрога Сьерры Морены, на правом берегу
Гвадалквивира, в плодородной, очень жаркой местности; гл. г. провинции
того же имени. Узкие, кривые и грязные улицы; многие здания в упадке.
Знаменитая мечеть, сходная с Каабой в Мекке, построена в VIII ст.,
отчасти испорчена переделкой в католический храм. Через Гвадалквивир
мост мавританской постройки 719 г. Древний дворец мавританских королей,
окруженный садами; вблизи башни Альказара, бывшего дворца инквизиции.
Ок. 56 тыс. жит.; промышленность не имеет значения. В окрестностях К.
разводится хорошая порода лошадей. К. упоминается еще до Р. Хр. Во
времена Страбона это был самый большой и цветущий г. страны. К. - место
рождения Сенеки и Лукана. В VIII ст. К. завоевана маврами и стала
центром арабского господства в Испании. Своего расцвета достигла в Х
ст., когда имела до 1 милл. жит., множество дворцов, мечетей,
караван-сараев и была центром арабской науки, поэзии и искусства. После
падения халифата К., К. оставалась во власти мусульман до покорения ее
Фердинандом III в 1236 г. Пров. К. имеет 13727 кв. км. и более 420728
жителей; делится Гвадалквивиром на две части: сев. - гористую и южную -
ровную, более плодородную. Климат сухой, орошение недостаточное. Хлеб,
овощи, фрукты, вино; значительное скотоводство. Добываются железо, медь,
каменный уголь.
Корелли (Arcangelo Corelli) - известный итальянский скрипач и
композитор (1653 - 1713), считающийся основателем художественной игры на
скрипке. Сочинения К. сохранили и до сих пор свою ценность, как
прекрасное руководство к изучению игры в широком стиле. К. писал сонаты
для скрипки (исполнявшиеся в то время в церкви, почему К. и называет их
"Suonate di chiesa"), concerti grossi и др. К. содействовал развитию
формы скрипичного концерта.
Н. С.
Коринф (KorinJoV) - важнейший торговый город древней Греции,
благодаря положению на перешейке, на дороге из Пелопонеса в сев. Грецию,
между Коринфским и Сардоническим заливами, с гаванями Лехеон на З.,
Схенос и Кенхреи на В; первые две соединялись Диолькосом - широкой
дорогой. В 1858 г., после землетрясения, перенесен на 5 клм. к СВ, близ
прежнего Лехеона. 7575 ж. Коринфский канал начинается в 2 км. на В от
Нового К., пересекает самое узкое место перешейка (5,8 км.) и кончается
в Эгинском зал., при новозаложенном гор. Истмии. О прорытии канала думал
еще Нерон. В 1881 г. греческое правительство дало концессию на прорытие
канала обществу под председательством ген. Тюрра; канал открыт в 1893 г.
История. Основание Коринфа относится к доисторической эпохе. В очень
отдаленные времена на месте его поселились финикияне, которые принесли
сюда свою образованность и религиозный культ. Древнейшее греческое
население К. было Ионийское и эолийское; потом пришли доряне и завоевали
К. Власть над городом перешла к третьей коринфской династии, Гераклидам
(две первых династии - Гелиады и Сизифиды). Первым Гераклидом в К. греки
называли Алета, сына Гиппота. Доряне составляли в К. меньшую часть
населения, делившегося на 8 фил, причем доряне распадались, как и в
других местах, на три племенных филы. С 747 года в К. утвердилась
олигархия рода Бакхиадов (принадлежавшего к Гераклидам). Бакхиады
держались изолированно от других фамилий, запрещая членам своего рода
браки с представителями других родов, и правили, ежегодно избирая из
своей среды притана. Около 657 г. их власть была низвергнута Кипселом,
утвердившим в К. тиранию. При Кипселе и особенно его сыне Периандре
могущество, торговля и колонии К. достигли высокой степени развития.
Необыкновенно выгодное географическое положение обеспечивало К.
возможность широко развивать торговые сношения с Востоком и Западом. Уже
к концу VIII в. он был богатым торговым городом, через который шла и
транзитная торговля, так как мореплаватели предпочитали перетаскивать
грузы через перешеек, чем объезжать кругом Пелопоннеса, мимо опасного
мыса Малеи. Уже в довольно раннюю эпоху коринфяне основали в разных
местах целый ряд колоний: Моликрию и Халкиду при выходе из Коринфского
залива, Соллий в Акарнании, Анакторий, Левкадию, Амбракию, Коркиру,
Аполлонию, Сиракузы, Потидею и др. Коркира достигла вскоре полной
независимости от Коринфа и стада его опасным торговым соперником. Кроме
торговли, жители К. (число которых в цветущее время достигало,
по-видимому, до 300 тысяч), довели до высокой степени развития многие
отрасли промышленности и искусства. Так, К. славился тканьем и
окрашиванием шерстяных материй, бронзовыми изделиями (особенно сосудами
и оружием), глиняными сосудами (коринфские вазы), разрисованными или
украшенными рельефными изображениями, постройкой судов (коринфянам
приписывают изобретение триремы). Архитектура также многим обязана К.
Наконец, им же приписывали дифирамб и начало драмы.
Вскоре после смерти Периандра (686 - 585) его племянник Псамметих был
убит, тирания низвергнута и установилась умеренная олигархия.
Заведование делами перешло к восьми пробулам и к совету. Враждуя с
Аргосом, К. примкнул к Спарте и во второй половине VI в. уже принадлежал
к пелопонесскому союзу, в котором занял выдающееся положение. Когда
спартанцы хотели вернуть Гиппия в Афины, коринфяне, не желавшие
чрезмерного усиления Спарты; воспротивились на съезде этому плану; но
когда Мегара вошла в число афинских союзников и афиняне распространили,
таким образом, свое влияние до самых границ К., коринфяне стали
стремиться к ослаблению Афин, которые соперничали с ними и в торговле.
Во время распри между Коркирой и К. коркиряне обратились за помощью в
Афины. Это повело к пелопонесской войне, в которой коринфяне не
принимали большого активного участия. Когда состоялся Никиев мир, К.,
помышлявший о восстановлении своего могущества во Фракии и не желавший
оставлять в руках Афинян Анактория, вместе с некоторыми другими
государствами отказался признать мир и созвал сейм для обсуждения
вопроса об основании отдельного от Спарты союза. К К. примкнули Аргос,
Элида и Мантинея, но дальнейшего успеха эти попытка не имела. Во время
сицилийской экспедиции К. действовал в Спарте в пользу Сиракуз и сам
принял участие в войне с афинянами. Мир, окончивший войну, принес К.
мало выгоды. Недовольные чрезмерным усилением Спарты, жители К., где
теперь верх взяла демократическая партия, вступили в союз с Аргосом,
Фивами и, наконец, Афинами. Началась коринфская война, в которой
союзников поддерживала Персия. Спартанцы, предводимые Агезилаем,
опустошили коринфскую равнину, овладели длинными стенами, соединявшими
К. с портом Лехеоном, и взяли самый порт. По Анталкидову миру К. должен
был оставить свой тесный союз с Аргосом; аргивяне отозвали из К. свой
гарнизон. Изгнанные приверженцы Спарты вернулись в К., и он снова
примкнул к Спарте. Позже К. должен был вступить в борьбу с Фивами,
окончившуюся в 366 г. На этот же год падает тирания Тимофана, убитого
его отцом Тимолеоном. В 333 г. в К. происходил сейм, на котором Филипп
был провозглашен гегемоном Греции; в 337 г. Акрокоринф - крепость,
защищавшая К. - был занят македонским гарнизоном; в 336 г. К. был снова
местом съезда, передавшего гегемонию Александру. Все спорившие после
того из-за преобладания в Греции обыкновенно старались иметь в своих
руках Акрокоринф. В 303 г. македонский гарнизон был удален из К., где
был собран конгресс свободных греческих государств, признавший Димитрия
гегемоном в борьбе с Македонией. В 243 г. македонский гарнизон был снова
изгнан, и К. вступил в ахейский союз. В К. Фламинин провозгласил (в 196
г.) свободу греческих городов от Македонии. Когда римляне вмешались в
распрю Спарты с ахейским союзом и собранию в К. было объявлено, в 147
г., что ахейский союз должен отказаться от Спарты, Аргоса, К., Орхомена
и Гераклеи, народ пришел в ярость и оскорбил римских послов. В 146 г. на
собрании в К., римские послы снова подверглись поруганию; тогда Муммий,
после битвы при Левкопетре, взял К. приступом и разрушил его. Римляне
вывезли громадную добычу, в том числе множество художественных
произведений. К. был восстановлен Юлием Цезарем, основавшим в 44 г.
"Laos Julia Corinthus". Новый город быстро вырос, стад главным городом
провинции Ахайи и был одним из первых центров христианства. В
византийское время К. был главным городом Пелопонеса. В III в. он был
разграблен готами, в 396 г. - Аларихом, в VIII в. его опустошили
славяне. После 4-го крестового похода им долго (до 1395 г.) владели
крестоносцы, а в 1458 г. он был завоеван турками. С 1682 по 1715 г. К.
находился в руках венециан. При турках К. пришел в развалины, и значение
его перешло к Патрасу. Несколько. колонн древнего храма и другие
развалины указывают теперь место древнего К.
Дм. Каринский.
Корифей (KorujaioV) - у древних руководитель хора в трагедиях. Ныне
К. - запевала хора, танцовщик или танцовщица (корифейка), танцующие в
балете впереди других фигурантов. В общежитии так назыв. передовые люди
в науке, искусстве, политике и т. п.
Коркунов (Николай Михайлович) - известный юрист, род. в 1853 г.,
окончил курс на юридическом факультете спб. унив., в 1876 г. выступил
преподавателем энциклопедии права в александровском лицее и в спб.
университете, с 1879 г. читает государственное право иностранных
государств и основания международного права в военно-юридич. акад., в
1893 г. защитил в юрьев. унив. диссертацию на степень магистра
государственного и международного права, а в следующем году - на степень
доктора в спб. университете, где и состоит ординарным профессором госуд.
права. В 1893 г. назначен членом комиссии для кодификации основных
законов Финляндии. Главные соч. К.: "Лекции по общей теории права"
(СПб., 1886, 3 изд. 1894); "Общественное значение права" (СПб., 1890);
"Сравнительный очерк государственного права иностранных держав" (I,
СПб., 1890), "Русское государственное право" (СПб., 1893); "Указ и
закон" (СПб., 1894). Статьи К. по отдельным юридическим вопросам
помещались в "Юридической Летописи", "Журнале Гражд. и Уголов. права",
"Журнале Мин. Юстиции", "Журнале Мин. Народ. Просвещения". К.
принадлежит к числу противников господствующей школы, выдвигающей в
праве на первый план момент воли и требующей строгого разграничения
догматического правоведения от социологии и истории. В трудах К.
историко-социологический элемент играет важную роль; юридические
конструкции постоянно освещаются политическими соображениями. К.
свободен от исключительного подчинения немецким авторитетам; он
внимательно относится к специфическим явлениям русского юридического и
политического быта, нередко, однако, без достаточных оснований идя в
разрез с общепринятыми учениями, плодом созидательной работы многих
поколений. В основу своего правопонимания К. кладет Иеринговскую теорию
интереса, но вносит в нее существенное и удачное изменение. Право, по
определению К., есть не просто защита интересов, но разграничение их.
Юридические нормы разграничивают интересы различных субъектов, в отличие
от норм технических, указывающих средства достижения определенной цели,
и нравственных правил, дающих сравнительную оценку различных интересов
одного и того же лица. Разграничение интересов, составляющее содержание
правовых норм, совершается в двоякой форме: 1) путем поделения объекта
пользования в частичное, индивидуальное обладание и 2) путем
приспособления его к совместному пользованию многих. Этим
обусловливается различие частного и публичного права. В непосредственной
связи с этим воззрением, устраняющим из понятия права элемент воли,
стоит своеобразное учение К. о юридической природе государства и
государств. власти, намеченное уже в первом издании "Лекций" и
сложившееся в законченную систему в монографии "Указ и закон". К.
восстает против обычного понимания власти, как единой воли,
господствующей над подданными государства. По его мнению, эта так назыв.
волунтарная теория власти, унаследованная современной наукой от
средневековой схоластики и совершенно чуждая величайшим мыслителям
древности, в настоящее время должна, быть признана несостоятельною.
Самое понятие власти вовсе не связано необходимо с понятием властвующей
воли. Властвование предполагает сознание не с активной стороны, не со
стороны властвующего, а с пассивной, со стороны подвластного.
Государственная власть - не воля, а сила, вытекающая из сознания людьми
их зависимости от государства, как общественного союза, в котором
принудительно установляется мирный порядок. Свою точку зрения на
государственную власть К. характеризует названием субъективного
реализма, противополагая ее с одной стороны "наивному" объективному
реализму, отожествляющему власть с личной волей властителя, с другой
стороны - метафизическому объективному идеализму, признающему власть
волей государства, как особого субъекта, отличного от составляющих его
личностей. С точки зрения субъективного реализма, государство - не лицо,
а юридическое отношение, в котором субъектами права являются все
участники государственного общения, начиная с монарха и кончая последним
подданным, а объектом служит государственная власть, как предмет
пользования и распоряжения. С этой конструкцией тесно связан и взгляд
автора на разделение властей. Признание государства отношением многих
лиц устраняет то принципиальное возражение, которое немецкие юристы
выставляют против теории Монтескье - именно, указание на несовместимость
ее с единством государственной воли. При безусловном единстве власти,
как силы, служащей объектом отношения, возможно разделение распоряжения
властью или так наз. разделение властей. Но учение Монтескье нуждается в
обобщении. Взаимное сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу
граждан, достигается не только обособлением тех или других определенных
функций государственной власти (законодательства, управления и суда), но
вообще "совместностью властвования", которое находит проявление в
троякой форме: 1) в осуществлении одной и той же функции несколькими
независимыми друг от друга органами: 2) в распределении между
несколькими органами различных, но взаимно обусловленных функций; 3) в
осуществлении различных функций одним органом, но различным порядком.
Возведением принципа разделения властей к более общему началу
совместного властвования, по мнению К., объясняется признание за
правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила
в административном порядке. Установление юридических норм в двоякой
форме - законов и правительственных распоряжений (указов) - служит лишь
одним из проявлений совместности властвования. Взаимное сдерживание
государственных органов выражается здесь в том, что указы имеют силу
только под условием непротиворечия законам. Истинная гарантия такого
соотношения между указами и законами лежит не в существовании народного
представительства и не в ответственности министров, а в праве суда
проверят юридическую силу указов. Поэтому отделение законодательной
функции от правительственной возможно и в абсолютной монархии, где оно
подходит под третью форму совместного властвования. Руководясь этими
положениями, К. признает существование формального различия между
законодательством и верховным управлением и в нашем праве. Законом он
считает веление верховной власти, состоявшееся при участии
государственного совета; все остальные общие правила, исходящие от
монарха, причисляются им к категории Высочайших указов, издаваемых в
порядке управления. Изложенное учение К. вызвало оживленную полемику.
См. Дьяконов, "Новая политическая доктрина" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1894
г., сентябрь); Алексеев, "К учению о юридической природе государства и
государственной власти" ("Русская Мысль", 1894 г., №11); Сергеевич,
"Новые учения в области государственного права" ("Журн. Мин. Юст.", 1894
г.; ответ К. в № 2 "Журн. Мин. Юст.", 1895 г.).
Ф. К.
Кормление - означало первоначально способ содержания должностных лиц.
Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения
все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже
лошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Сначала размер корма
определяется или на каждый день, или на неделю, количественно и
качественно, или же потребностями человека. Следы таких порядков
сохранила пространная "Русская Правда", определяющая размеры корма
вирнику с отроком: по 2 куры на день, а в среду и пятницу по сыру, по 7
хлебов в неделю, пшена и гороху по 7 уборков, соли 7 голважен и 7 ведер
солоду. В других случаях тот же памятник определяет: "а хлеба и пшена
покольку могут ясти", или "что черево возьмет", или в еще более общих
выражениях: "а корму им имати себе и конем довольно". Уже с древнейшего
времени такой корм уплачивается населением как повинность, независимо от
того, голоден судья или нет. Сытый судья уже не нуждается в корме
натурой; отсюда переложение натуральной повинности на деньги. Этот
способ содержания должностных лиц, при всей своей первоначальной
естественности, имел в своем дальнейшем развитии крайне невыгодные
стороны. Должность, именно вследствие этого, стали рассматривать прежде
всего как доходную статью для должностного лица. Каждый служащий не
только смотрит на должность как на средство прокорма, пропитания, но
соразмеряет все свои должностные действия с вопросом, какой за этим
последует доход в его пользу. Таким образом добавочный элемент должности