<< Пред.           стр. 537 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 лишь в размерах семинарских учебников (Альхимовича, 1891 г.;
 Смолодовича, 1869 г.; Петра Лебедева, 1893 г.). Главные монографии: Ф.
 Смирнов, "Богослужение апостольского времени" (1873) и "Богослужение со
 времени апостолов до IV в." (1874); Н. Одинцов, "Порядок общественного и
 частного Богослужения в древней России до XVI в. (СПб., 1881); А.
 Дмитриевский, "Богослужение русской церкви за первые пять веков"
 (критика предыдущего сочинения - в "Прав. Собеседнике", 1883);
 "Богослужение в русск, церкви в XVI в." (Казань, 1883). См. указатели к
 духовным журналам, в отделе Л.
  И. Б - в.
  Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) - название главнейшего из
 христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и
 значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи
 христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л.
 установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания к
 коринфянам видно, что при апостолах Л. соединялась с "вечерями любви"
 или агапами . Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более
 не существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь
 (Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св.
 Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных и
 песнопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и
 молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялись
 усмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносил
 молитвы и благодарение "так долго, как мог" и "сколько позволяло время";
 писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Л.
 импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и
 Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили,
 чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут рассмотрены
 соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась
 апостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян.
 II, 42 - 46, XX, 7 - 12; Иак. II, 1 - 9; 1 Кор. X, 14 - 22, XI, 18, XIV)
 видно, что Л. совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не был
 написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание,
 принимаемое всей церковью, что первые чинопоследования Л. составлены
 были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком
 (для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и не
 принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее
 несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к
 апостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древний
 список Л. абессинской, относимый к половине II в. С начала II в. историю
 развития Л. можно проследить уже по датированным памятникам письменным,
 каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского и
 александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприана
 карфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметное
 разграничение "Л. верных" от "Л. оглашенных". Во времена Иринея и
 Оригена (174 - 254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнего
 происхождения Л. "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й их
 книге; за исключением одной арианской вставки и упоминания об
 иподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть и
 к более раннему времени. После II в. Л. значительно расширяется в
 объеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л.,
 получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждом
 классе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большого
 числа лиц научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийные
 становятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф.
 Смирнов, "Богослужение в век апостольский", Киев, 1873, и "Христианское
 богослужение в первые три века", К., 1874). В эпоху церковной
 централизации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместных
 литургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всей
 церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись, на
 Востоке, Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению
 общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском
 древнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно
 сокративший Л. Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы),
 а на Западе - Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий
 Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя в
 их состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли их
 неприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л.,
 сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем не
 менее во многих местностях, удаленных от церковно-административных
 центров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальные
 редакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно.
 Таковы Л. галиканская, испанско-готская и др. Западные Л., даже римская
 до Геласия, были подражаниями Л. греческим; в первые два века даже язык
 Л. западной был большей частью не лат., а греческий. Это объясняется
 тем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, а
 также тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено греками
 и большая часть епископов на Западе в первые два века были греки по
 происхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Л. особый
 западный характер, обвиняли в пристрастии к Л. восточной. Ни Л. Василия
 Вел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в том
 виде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их,
 иногда весьма древние (Барберинов список - VIII в.), несомненно
 представляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшись
 общеупотребительной у греков, была принята также церквами всей римской
 Азии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам", в переводах
 на местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой состав
 много молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л.
 Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста по
 некоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чина
 Л., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся к
 антиохийскому периоду его служения, а Л. составлена им уже в бытность
 его в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработка
 одной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее - Л. Василия
 Великого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции как
 окончательный вид Л., под именем Л. константинопольской, сохранив,
 впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно к
 обстоятельствам времени.
  С VI в. начинается новый период в истории Л. Церковно-богослужебной
 внешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя с
 каждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорический
 смысл. Прежде всего результатом такого стремления было установление
 проскомидии, в современном ее значении. Так как класс оглашенных в это
 время значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны больше
 надобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Л.
 оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле; она становится
 первой, начальной частью Л. В VII в. у Софрония и в VIII в. у Германа
 проскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое ее
 действие получает аллегорическое значение. Просфора, из которой
 извлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым он
 извлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покров
 над дискосом знаменует плащаницу, которой обвито было тело И. Хр. по
 снятии с креста и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон, без
 участия священника. Л. оглашенных в это время слилась в один состав с Л.
 верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г., после
 второго антифона, вставлен был тропарь: "Единородный Сыне...". Малый
 вход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви,
 а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление в
 мир. Песнь: "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения после
 евангения, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за ней - ектения
 об оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малого
 входа и до великого, получает символическое значение, изображая
 трехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимской
 песнию, внесенной в состав Л. при Юстине Младшем. Чем дальше, тем больше
 обозначается нынешний состав Л. Чтение символа веры введено в 510 г.,
 пение "Достойно есть яко воистину... " - с 980 г., пение "Да исполнятся
 уста наша" - с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция Златоустовой
 Л. установлена окончательно, и в этом виде перешла в Россию при митр.
 Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Л. продолжались,
 однако, и в последующее время.
  Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматься
 собиранием и изданием древних национальных Л., а также их ученой
 обработкой, их собрано большое множество. Одних сирийско-яковитских Л.
 Ренодо насчитывает до 30, а Ниль
  - до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия (умер в 1587):
 "Missale ss. patrum latinorum". Подробный перечень других трудов см. в
 монографии профессора А. Л. Катанского: "Очерк истории древних
 национальных Л. Запада" (в "Христианском Чтении", 1868 - 70 г.). Метод
 издания Л. у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологический
 порядок, другие - топографический, т. е. по местностям или церквам,
 третьи - по внутреннему сродству Л. Последний метод является
 господствующим; ему следуют pyccкиe издатели "Собрания древних Л. "
 (СПб.: 1874 - 78). Все известные тексты Л. делятся, по этой системе, на
 пять групп: 1) Л. иepyсалимско-антиохийские (Л. "апостольских
 постановлений", греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Л.
 Василия Вел. и Златоуста, сирская Л. Василия и Л. Григория, просветителя
 Армении); 2) Л. александрийские (Л. эфиопского текста "апост.
 постановлений", Л. св. Марка, коптская - Кирилла Александрийского, общая
 абиссинцев и др.); 3) Л. месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Л. Нестория
 и др.); 4) Л. западные греческого типа (галльская и испаноготская,
 галликанская позднейшая, медиоланская и др. ) 5) Л. западные римские
 (миссы пап Геласия и Григория Великого, Л. триентского собора - нынешняя
 Л. римской церкви). Чинопоследование Л., употреблявшееся в римской
 церкви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторые
 памятники этого рода, издававшиеся римскими богословами под именем Л.
 ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Л. римской церкви, при
 ближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четырем
 первым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можно
 было бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Л.
 Рима. Но мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятники
 существовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V и
 VI вв., или же были вытеснены позднейшей римско-католической
 литературой, составлявшейся под сильным влиянием личного творчества
 римских первосвященников. Древнейшие подлинные Л. римской церкви
 находятся в сакраментариях пап Льва Beликого и Геласия I, умершего около
 495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием, по списку VIII в., второй - в
 1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Л. служит Л.
 сакраментария папы Григория Вел. (умер в 604). Григорий, прежде чем
 стать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняется
 внесение им в Л. некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Л.
 иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным не
 только в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарий
 Григория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде
 (лучшее издание его - Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Л.
 Григория опускалось, многое прибавлялось, вследствие появления ересей,
 установления новых праздников и др. причин. С XI в., вследствие
 установившегося обычая совершать евхаристию на опресноках, в римской Л.
 не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действий
 и молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии.
 Появились различные чинопоследования миссы: для пап, для епископов
 разных степеней, для аббатов и простых священников, мисс приходской и
 соборной, обетной и поминальной, мисс тайных, мисс, совершаемых на
 престолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времени
 реформации пересмотр чинопоследования Л. оказался необходимым, и
 триентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Риме
 комиссия составила новый миссал, который буллой папы 1570 г. сделан был
 обязательным для всей римско-католической церкви (за исключением тех
 стран, где местная Л. оставалась неизменной в течение 200 лет).
 Окончательно чин римско-католической Л. исправлен при Урбане VIII, в
 1634 г., и с тех пор существует без изменений до настоящего времени.
 Текст этой Л. издается в Missale romanum и существует в русском
 переводе, напр. в книге Бобровницкого: "О происхождении и составе
 римско-католической Л." (Киев, 1873). Кроме разностей догматических
 (учение об опресноках и учете о моменте пресуществления Св. Даров),
 католическая Л. отличается от православной еще составом молитв, порядком
 чтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нет
 священной губки, копия, звездицы, лжицы; на престоле нет евангелия;
 вместо антиминса на престоле имеется лишь corporale - простой плат,
 который только благословляется (benedicitur), а не освящается
 (consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение,
 что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть только
 пяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообще
 католическая Л. значительно короче православной, состоя лишь из двух
 частей: в первую входят молитвы приготовительные к священнодействию
 (introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие,
 чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие так
 называемые "предварение канона" Л.; вторую часть составляет самый
 "канон" миссы - молитвы освящения даров и причащение. Из древних Л. одна
 ныне существует одинаково в обеих церквах - западной и восточной; это -
 "литургия преждеосвященных даров" (htwn prohgiasmenwn leitourgia - missa
 praesanctificatorum), известная у нас также под именем Л. Григория
 Двоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточными
 писателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большей
 частью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокой
 древности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока и
 Запада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615
 г. на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесныя...".
 Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриарху
 константинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав -
 константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появилась
 на Западе, в виде, сходном с тогдашней ее восточной редакцией, в
 сакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее один
 раз в год - в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви и
 доселе). Как видно из самого названия, Л. преждеосвященных даров есть
 такая Л., на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные
 уже раньше, на предшествовавшей Л., в виду необходимости устранить
 радостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаянной
 скорби. К Л. преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения,
 известные под именем "часов" - 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" и
 вечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. "Л.
 преждеосвященных даров", Москва, 1850).
  Л. в православной церкви может быть совершаема каждый день в году,
 кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершается
 Л. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных даров установлено совершать в
 известные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого совершается десять
 раз в году - в пять первых воскресений великого поста, в великий
 четверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления
 и в день памяти Василия - 1 января. Л. может быть совершаема лишь в
 храме, и только в исключительных случаях - в обыкновенном доме, но не
 иначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кроме
 епископа или священника. Все многочисленные церковные постановления
 относительно Л. и Св. Даров изложены в "Учительном известии", печатаемом
 в конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных к
 нему указов. Гражданскими законами на время Л. запрещается торговля в
 питейных домах.
  Н. Б - в.
  Лихтер - палубное, трехмачтовое, плоскодонное судно для разгрузки и
 догрузки судов при переходе через бар или мелкое устье реки.
  Личность (философ.) - внутреннее определение единичного существа в
 его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным
 характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в
 возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и
 полнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и более
 совершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловное
 достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за
 ней признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное
 содержание, потенциально заключающееся в Л., действительно
 осуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная,
 Л. так же как Л. есть сосредоточенное или сжатое общество. Развитие
 лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени:
 родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не
 упраздняет низшую, а только видоизменяет ее; так, с установлением
 государственного порядка вместо родового быта кровная родственная связь
 лиц не теряет своего значения, а только перестает быть принципом
 самостоятельных и обособленных групп (родов), ограничиваясь лишь частным
 или домашним союзом семейным, не имеющим уже ни внутренней юрисдикции,
 ни права кровавой мести. Началом прогресса от низших форм общественности
 к высшим является Л., в силу присущего ей неограниченного стремления к
 большему и лучшему. Л. в истории есть начало движения (динамический
 элемент), тогда как данная общественная среда представляет
 консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л.
 чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее
 ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится
 носительницей высшего общественного сознания, которое рано или поздно
 упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более
 ему соответствующих. Разумеется не всякое столкновение Л. с обществом
 имеет такое значение; есть существенное различие между преступником,
 восстающим против общественного порядка в силу своих злых страстей, и
 историческим героем как Петр Великий, сознающим и создающим в замен
 старого новый порядок жизни, хотя между такими крайними проявлениями
 личной силы есть точки соприкосновения и промежуточные звенья,
 вследствие чего коренное различие не всегда ясно представляется обеим
 сторонам и возникают трагические положения в истории.
  В родовом быту за Л. признается действительное достоинство и права
 лишь в силу принадлежности ее к данному роду. Те лица, которые впервые
 замечают несоответствие этого положения внутреннему значению Л.,
 становятся носителями сверхродового сознания, которое сейчас же
 стремится к воплощению в новых общественных формах: эти лица собирают
 вольные дружины, основывают города и целые государства. В пределах
 государственного порядка, при котором человеческая жизнь разделяется на
 частную или домашнюю и всенародную или публичную, Л. имеет более свободы
 в первой и более широкое поприще во второй (сравнительно с родовым
 бытом, где эти две сферы находятся в слитном состоянии). Тем не менее и
 государство, как союз национально-политический, не может представлять
 собой окончательное осуществление и удовлетворение Л. в ее безусловном
 значении. Совершенным восполнением Л. может быть только общество
 неограниченное или универсальное. Впервые носительницей универсального
 сознания Л. человеческая выступает в буддизме - первой религии,
 возвысившейся над национальнополитическими разделениями и обращавшейся
 ко всем людям; вместо национальных богов абсолютное значение

<< Пред.           стр. 537 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу